История жизни Ксении Петербургской собрана по кусочкам из воспоминаний современников, живших в городе, встречавших ее на улицах.
Блаженная Ксения Петербургская: мирская жизнь, скитания и чудеса, связанные со святой
КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Петрова Ксения Григорьевна) (гг. рождения и смерти неизв., возможно, ок. Ксения Петербургская считала своим долгом спасти душу не успевшего причаститься и покаяться супруга, поэтому и принесла эту жертву. Ксения Петербургская (настоящее имя Ксения Григорьевна Петрова; между 1719 и 1730[1] или около 1731[2] — около 1802 года[2], Санкт-Петербург) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге. Православные христиане чтят память святой Ксении Петербургской в последнем месяце зимы, 6 числа. Этот день имеет большое значение для верующих, ведь матушка Ксения, как ее многие величали при жизни, является любимой.
Блаженная Ксения Петербургская: история любви
Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа.
Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» копейки с изображением всадника и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В 1786-1790 годах под руководством священника Георгия Петрова и по проекту архитектора Алексея Иванова на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге была построена каменная Смоленская церковь. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, замечали странные вещи. За время их отсутствия, ночами, кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Наконец они решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич.
Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви ап.
Матфея на Петербургской стороне , своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом. Икона автор И. Волочкова, Москва, 1990-е гг.
Московский храм свт. Николая на Маросейке Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле - и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной.
Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин. Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли.
А она не переставала молиться, по ночам уходя за город. Блаженная считала, что в открытом поле присутствие Бога чувствуется ближе, а от того и легче с ним общаться. В ту пору на территории Смоленского кладбища кипела работа по возведению каменного православного храма.
Стройка шла тяжело, особенно когда стены церкви стали высокими. Для того, чтобы поднять кирпич наверх, использовали леса, и потом делали кладку. Однажды рабочие заметили, что им кто-то помогает: утром они обнаруживали наверху уже поднятый кирпич, готовый к кладке.
Чтобы выяснить, кто это делает, строители устроили ночную засаду. Каково же было удивление, когда их помощником оказалась блаженная. Вскоре городские жители стали замечать, что милостыню юродивая не просит, да и берет не у всех — только если подают искренне и с добром.
С теми, у кого «Андрей Федорович» принимала копейку больше не брала , обязательно случалось что-то хорошее. Захворавшие детишки, которых блаженная гладила по голове, вскоре быстро шли на поправку. А уж если юродивая принимала приглашение войти к кому-то в дом, то в него приходили мир и лад, шла торговля и прочие дела.
Ко времени, когда Ксению стали почитать, ее одежда и обувь почти полностью износились. Сердобольные жители неоднократно предлагали ей новую добротную одежду, но она отказывалась принимать. Ходила в зеленой кофте и красной юбке, или наоборот.
Согласно легенде, эти цвета напоминали ей о военном обмундировании покойного мужа. Так и рисовали впоследствии старицу: в красно-зеленых одеждах и в двух платках — на голове и плечах. Петербуржцы заметили, что стоит Ксении попросить что-либо у прохожего, с ним случалась беда.
Но уж если Ксения подавала сама — человека ждала неожиданная радость. Появление «Андрея Федоровича» на рынке сулило торговцам бойкую торговлю, поэтому каждый старался угостить юродивую. Прозорливую часто просили ответить на беспокоящие вопросы.
Она давала советы, но делала это в такой иносказательной форме, что еще надо было правильно истолковать сказанное.
Никто не понимал и странных слов её. Все стали смотреть на неё как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; все стали не только жалеть её, но стали глубоко уважать и почитать её; все стали дивиться и умиляться её строгой, подвижнической жизни. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять блаженную у себя в доме, тем более, что все стали замечать, что в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется какой-то благодатный мир, особливое счастие. Иногда блаженная отказывала просителям: «Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь», или говорила: «Не возьму, ты, мил человек, бедных обижаешь! Эти мягкие обличения блаженной побуждали торговцев к добросовестности и помощи бедным, оттого и рынок этот был прозван Сытным. Матери замечали, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Однако, в общении с людьми Ксения была крайне разборчива, безошибочно угадывая «доброго малого» или «бедняка несчастного», или «обидимого правды ради», — таким она всегда помогала.
За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть зазябшее тело. Несмотря на это она была вполне счастлива: «Я так счастлива, как только можно быть счастливой»,— говорила она, в ответ на что окружающие удивленно пожимали плечами. И вот не стало этой подвижницы на земле. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения. Можно, таким образом, было бы предположить, что Ксения скончалась ранее 1777 года. А эта церковь начата постройкою в 1786 году и освящена в 1790 году. Стало быть, в эти годы блаженная Ксения была еще жива. Если это так, то Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви и, вероятнее всего, это был храм во имя Апостола Матфия.
Гайдуковой — 1827. Вот именно эти года и можно считать временем смерти Ксении; следовательно, рождение её падает на 1719—1732 годы. Некоторые исследователи считают годом кончины блаженной 1802 год, а годом рождения её — 1731 год. Во всяком случае, точно определить год рождения и год смерти блаженной, за неимением определенных данных, пока невозможно. Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением каких-либо данных, сказать об этом что-либо определенное трудно. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не сможем утверждать, тем не менее, все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при жизни, старались молитвами своими отблагодарить её по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по её смерти. Вот почему, наверное, можно думать, что с первого же дня погребения блаженной могила её посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться об её упокоении. И на молитвенную память о себе блаженная из загробного мира откликалась делами милости.
Тогда и не знавшие блаженную при жизни, стали прибегать к её ходатайству, к её помощи перед Богом. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал хоть что-нибудь иметь у себя с этой могилки, а так как взять с могилки, кроме землицы, было нечего, то брали именно землю, веря, что эта земля — лучшее средство от болезней и горестей. Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни. И пожертвования не заставили долго ждать себя. На собранные таким образом деньги, при содействии некоторых почитателей рабы Божией Ксении, над её могилой была сооружена небольшая, из цокольною камня, часовня с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью — с западной. В 1901 году по проекту А. В советское время власти делали всё возможное, чтобы имя блаженной Ксении было предано забвению.
Ксения Петербургская: в чем помогает, пророчества святой
Беги скорей». Мать с дочкой тут же поехали на Охту и увидели похороны: молодой доктор хоронил жену, умершую в родах. Голубевы замешались в толпе, а когда народ стал расходиться с кладбища, неожиданно натолкнулись на рыдавшего вдовца. Убитый горем, он лишился чувств на руках оказавшихся рядом Голубевых. Знакомство завязалось, и через год юная Голубева сделалась женою доктора. Они прожили счастливо и безмятежно до глубокой старости, завещав своим детям хранить и почитать могилу блаженной Ксении. Однажды Ксения остановила на улице женщину и подала ей медный пятак со словами: «Возьми пятак, тут Царь на коне, пожар потухнет».
Только вошла женщина на свою улицу, как увидела, что дом ее загорелся, но не успела она добежать до него, как пламя было потушено. Одному мужчине, который испрашивал её молитв, блаженная Ксения дала монету с изображением всадника и сказала: «Держи коня! Ты на нём далеко уедешь! Предание сохранило множество и других свидетельств о прозорливости блаженной Ксении. Святая Ксения является молитвенницей не только в частных нуждах и обстоятельствах. Она ходатаица о судьбе всей России.
Так, надо думать, что и военный мундир свего покойного мужа, она носила, как бы вымаливая Россию в период петровских реформ. Блаженная Ксения, зная о добрых нравах императрицы Елизаветы Петровны, всегда молилась о ней. Об этом свидетельствует её пророчество с чудесным предсказанием кончины императрицы. В сочельник праздника Рождества Христова в 1761 году блаженная Ксения целый день суетливо бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала: — Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины! Никто не мог понять, что означали эти слова, хотя прозорливость ее была многим известна: следовало ждать какого-то несчастья. Действительно, 25 декабря по Петербургу разнеслась страшная весть: неожиданно скончалась императрица Елизавета.
В конце весны 1764 года блаженная Ксения предсказала кончину законного наследника русского престола Иоанна VI Антоновича, который из двадцати четырех лет своей жизни двадцать два года провел в заточении. Прозревая смерть юного непризнанного императора-страдальца святая стала ежедневно плакать. Порой слезы ее не высыхали целый день. Люди жалели юродивую, думая, что ее кто-то сильно обидел, спрашивали: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?
Таковой — в красно-зеленом преображенском одеянии — она запомнилась современникам, и такой ее изображают на современных иконах. Реконструкция облика блаженной Ксении искусствоведа Софьи Владыкиной при участии мастера Олега Тульнова. Из коллекции Музея блаженной Ксении Петербургской в Петербурге Mrkhlopov CC BY-SA Вступив в права наследования имуществом, 26-летняя овдовевшая девушка из знатной семьи отказалась от земных благ: она раздала свое имущество бедным, на свой дом оформила дарственную в пользу вдовы Параскевы Антоновой, которая снимала у нее комнату, а состояние пожертвовала церкви «за упокой души Ксении». Родственники супруга сочли Ксению помешавшейся и подали прошение начальству Андрея Федоровича об опеке над родственницей, чтобы та не раздавала свою собственность, будучи в умственном расстройстве. Чиновники, вызвавшие вдову на беседу, сделали вывод, что она в своем уме, дееспособна и вправе распоряжаться имуществом, как ей заблагорассудится.
Предполагаемый портрет Ксении Петербургской Общественное достояние Стоит отметить, что в то время к юродивым относились строго: еще Петр I создал законодательную базу для искоренения лжеюродства и кликушества, дабы исключить соблазн человеку объявить себя таковым. Помимо тех юродивых, кто действительно был сумасшедшим или принимал «добровольное безумие», или аскезу, на Руси было достаточно притворных «дурачков», желавших игнорировать общественные условности, законы и приличия; провокаторов, стремившихся выразить общественный или политический протест под личиной слабоумия, а также преследовавших цели личного обогащения попрошаек. В действиях Ксении, с ее дворянским происхождением и благотворительными делами, «состава преступления», очевидно, не обнаружили. Отреклась от мирских благ Ксения не просила милостыни у горожан, часто отказывалась от подаяния, а пожертвованную копейку тут же отдавала нищим. Она была кроткой, скромной и не совершала бесцельных поступков, свойственных душевнобольным. Днем бродила по улицам, захаживала к знакомым, а по ночам, как установила следившая за ней полиция, уходила в поле за город и проводила часы в молитве. Изредка она останавливалась на ночлег у немногочисленных знакомых. Икона блаженной Ксении Петербургской Общественное достояние Со временем петербуржцы заметили, что у тех, кого она обласкала своим вниманием, дела налаживались.
Еще хочу сказать: когда мы вышли из часовни, знакомая рассказала и показала, что с практически голых деревьев нам в коляску прилетел кленовый лист, который я до сих пор храню как подарок Ксении Петербургской. Сейчас мы снова в Питере, на реабилитации. Проблем, конечно, еще очень много, но дочь ходит и бегает. Очень бы хотелось побывать в часовне у Ксении еще раз, поблагодарить. Может быть, получится с Божией помощью. Всем добра! Святая Ксения, моли Бога о нас! Слава Богу за все! Позвольте вкратце расскажу и свою. Моя дочь в 2015 году вышла замуж. Конечно, все мы ждали малыша, но месяц проходил за месяцем, годы за годом, две операции… Врачи разводили руками и предлагали ЭКО как единственный вариант. Конечно, ЭКО была соломинка. Записались в огромную очередь и опять стали ждать. Я живу в Москве, недалеко от Даниловского кладбища, где была похоронена блаженная Матронушка. Часто бывала там и в храм, конечно, заходила. И как-то раз, зайдя в храм, увидела удивительную икону блаженной Ксении. Казалось, что святая смотрит на тебя своими бесконечно добрыми и грустными глазами и говорит: «Ну что же ты ко мне не подойдешь? Я простояла в слезах перед иконой и решила, что просто необходимо съездить в Петербург, поклониться мощам блаженной Ксеньюшки и попросить молитвенной помощи. Февраль 2019 года, холод, тихое Смоленское кладбище, очень малолюдное в то время. Я молилась блаженной Ксеньюшке, и с каждой минутой в сердце вселялась робкая надежда… В мае дочери позвонили из клиники и сказали, что ее «случайно потеряли в списках на ЭКО» и поставили в новую очередь. А в июне тест показал такие долгожданные две полоски. Всю беременность мы молились Ксеньюшке, и в феврале 2020 года появилась на свет наша замечательная малышка. По обещанию, конечно, назвали ее Ксенией. Теперь это любимая святая нашей семьи. Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас! Меня зовут Светлана, мы из города Красноярска. Хочу рассказать историю помощи матушки Ксении нашей семье. В 2000 году родился наш первый ребенок, после прививок в роддоме у него пропали все рефлексы. Доктора говорили, что надежды нет никакой, но мы верили и молились, и Господь помогал нам пройти долгий и непростой путь. И вот в 2003 году, когда казалось, что самое сложное позади, на обследовании выявили сниженный порог судорожной готовности. Это очень опасная патология, которую вылечить невозможно. Выразить словами, что я чувствовала в этот момент, невозможно: это было потрясение для всей семьи. В очередной раз мы пришли в храм, и мама увидела книгу, житие Ксении Петербургской. Мы тогда ничего не знали о ней. Прочитала книгу на одном дыхании, написала письмо с просьбой помолиться, положили денежку и отправили. Не знали даже адреса, просто г.
Приехав в Россию, приняв русское имя и веру мужа, принцесса Дагмар не просто восприняла православие как необходимый в ее положении обряд. По свидетельству очевидцев, ее вера была искренней и чистой. На полях молитвенника, сопровождавшего Марию Федоровну во всех жизненных испытаниях, сохранилась помета, сделанная ее рукой напротив фразы из послания апостола Павла римлянам: "Господь дает каждому нести крест по силам его". Мария Федоровна смогла пронести свою искреннюю веру через годы, наполненные и простыми человеческими радостями, и трагедиями воистину мирового масштаба. Ее зять, муж любимой дочери Ксении великий князь Александр Михайлович, в начале XX века признается: "Я завидовал своей теще. Ее слепая вера в истинность каждого слова Писания давала еще нечто более прочное, нежели просто мужество. Она была готова ко встрече с Создателем; она была уверена в своей праведности, разве что не повторяла все время "на все воля Божья! Народное предание рассказывает: в самую тяжелую ночь болезни цесаревича Александра, видя отчаяние Марии Федоровны, к ней подошел некий слуга-истопник и попросил разрешения дать совет. Мария Федоровна, которая всегда руководствовалась словами матери, принцессы Луизы: "Чем выше наше положение, тем вежливее мы обязаны вести себя", истопника выслушала. Совет человека из народа был рожден народной же верой в заступничество юродивой Ксении: святая еще не была канонизирована Русской православной церковью, но верующими из уст в уста передавались истории о Ксенюшке, спасающей в минуты отчаяния. Фото: RCT Доподлинно не известно, что именно произошло дальше. Ясно только, что чудо. Обыкновенное чудо, которое хранилось в семье втайне. Это позже, когда цесаревич Александр Александрович стал императором, спасение Александра III и его семьи во время железнодорожной трагедии октября 1888 года было столь очевидным и публичным, что это уже нельзя было умолчать. Тогда про чудо спасения семьи государя императора писали даже в газетах, связывая это с иконой "Спаса Нерукотворного".
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку или наоборот. Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа.
Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам. В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет.
Ксении Петербургской в Клину Еще при жизни К. Елизаветы Петровны и имп. Иоанна VI Антоновича , узника Шлиссельбургской крепости. Так, накануне кончины императрицы она ходила по улицам и говорила: «Пеките блины, пеките блины.
Скоро вся Россия будет печь блины», что в дальнейшем было воспринято как предсказание. За 3 недели до смерти имп. Иоанна Антоновича К. Так, посетив дом купчихи Крапивиной, она не стала говорить хозяйке о ее скорой кончине, лишь произнесла: «Зелена крапива, а скоро завянет». Крапивина вскоре умерла. Среди столичных жителей считалось удачей, если К. Отказать ей считалось грехом.
По воспоминаниям очевидцев, «когда Андрей Григорьевич являлась на площади Сытного рынка, все торгаши пряниками, булками, пирогами и проч. Особым уважением К. Считалось, что это принесет им счастье. Часовня блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в С. По ночам К. Подвижница была убеждена, что в поле присутствие Божие ощущается явственнее.
Ночные отсутствия К. Похоронена К. Возможно, ее отпевал свящ. Георгий Петров, еще 11 авг. На похороны К. Однако в последующие годы почитание блаженной среди жителей столицы всеобщим не стало. Лишь в 20-х гг.
Точно так же поступили и с землей, заново насыпанной на могилу. Плиту, положенную «усердствующими лицами» на могилу, почитатели подвижницы разбили и мелкие куски забирали на память. На могиле верующие оставляли посильные пожертвования, которыми пользовались кладбищенские нищие. Могилу обнесли оградой, к к-рой прикрепили кружку для сбора пожертвований; впосл. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. А всего жития 71 год.
Звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. По легенде, часовня К. Почитая могилу блаженной, генеральша часто заказывала панихиды за упокой ее души. Вера в помощь блаженной, согласно легенде, спасла честь дочери этой женщины, когда к той посватался неизвестный полковник. Накануне свадьбы дочь ездила на могилу К. Во 2-й пол.
Ни на одной из могил Смоленского кладбища не служили столько панихид, сколько на могиле подвижницы. В часовне находилась большая икона Распятия Спасителя, на стенах - иконы, пожертвованные посетителями, в т. Масальского, переданные перед отъездом на русско-тур. При часовне дежурил сторож, продававший свечи и смотревший за чистотой. По желанию посетителей он давал знать очередному священнику о просьбах отслужить панихиду. Открыта часовня была каждый день во время обедни, а в праздники и летом - целый день. В 1901-1902 гг.
Осенью 1901 г. Хозяйственное управление при Синоде дало офиц. В 1903 г. Александр III Александрович. Супруга наследника впосл. Мария Феодоровна назвала родившуюся в 1875 г. Рака блж.
Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище в С. Однако к кон. В июне 1938 г. Управление благоустройства обратилось к председателю Ленсовета с предложением немедленно ликвидировать часовню, поскольку она «может служить не только предметом распространения религии, а пунктом организации и сборищ контрреволюционных и шпионских организаций, ибо в этих записках писавшихся верующими на стенах часовни. Следующий «сигнал» поступил в сент. Кузнецову о надписях на стенах часовни. Максимов приводил образцы надписей: «Дорогая Ксения Блаженная, помоги стать учительницей», «поступить в техникум», «помоги, чтобы Костя любил и в семейной жизни было хорошо», «умилосерди сердце прокурора», и даже «Дорогая Ксения Блаженная, помоги сдать зачет по истории партии».
В сент. Николая Ломакина, писавшего о массовом почитании часовни и указывавшего на то, что ее необходимо передать верующим в память горожан, погибших в годы блокады и похороненных на Смоленском кладбище. В 1949 г. К 1962 г. В 1987 г. Существует множество описаний чудес по молитвам к блаженной, в т. Руси подвиг юродства продолжившей традицию русской святости в Синодальный период.
Черепенина, М. Ксении Петербургской и акафист. Ксения Петербургская: Повесть. Смоленское кладбище в С. Раба Божия Ксения. Раба Божия Ксения: Комментарии к житийным сведениям. Старый Петербург.
Фирсов Иконография На страницах газ. Наиболее ранние изображения блаженной известны на эстампах и книжных репродукциях кон. На одной из хромолитографий ГРМ; см. На заднем плане - Смоленское кладбище с ц. Стиль рисунка напоминает народный лубок. Подобное изображение воспроизводится на хромолитографиях 1912 г. Из черно-белых изображений одно считается выполненным с прижизненного образа К.
Иоанну Кронштадтскому. Блаженная нарисована с посохом в руках, в темной кофте и более светлой юбке, голова покрыта белым платком. Лицо изможденное, с проницательным взглядом. Фоном для фигуры служит булыжная мостовая и арка с деревянными воротами. Похожий по композиции с.
И мы отметили ее память торжественным богослужением. Наш верующий народ любит и почитает блаженную Ксению, любит этот образ убогой скиталицы, юродивой. Любит человека, который резко изменил свою жизнь и все бросил ради любви Христовой, а также ради любви к усопшему без покаяния супругу. Мы сегодня молились и прославляли ее память.
Но не такова была ее жизнь, не так ее воспринимали современники. Кем же она была? Если брать современные понятия, она была бомжом — человеком без определенного места жительства. Потому что она фактически отказалась от дома, который имела, и жила где придется. Это уже впоследствии ее стали воспринимать и как угодницу Божию, и праведницу, и купцы были рады, если она заходила в их лавку, потому что если заходила она — а заходили и другие. И люди получали пользу, прибыль от посещения. Но в начале ее воспринимали как обычную нищенку. Но, оказывается, что у Бога другие критерии. И другое восприятие мира, чем то, которое обычно имеют люди.
Откуда ни возьмись, появившаяся женщина подаёт ему воды. Он протирает глаз, и ему становится немножко легче. И тут промелькнула мысль, что ему воду подала какая-то нищенка? Он оборачивается к ней, а вокруг уже никого и нет — как неожиданно появилась женщина и так неожиданно и исчезла.
В момент принятия бутылки с водой от женщины он краем второго глаза успел заметить её одежду — самую обыкновенную. В то мгновение он был больше озабочен своим несуразным положением, ведь скоро совещание, а он стоит на Лаврском мосту, обгаженный голубем. Поэтому особо не озаботился исчезновением женщины. И не сразу он связал эту историю с блаженной Ксенией: только через несколько лет, когда он с добрым юмором рассказывал за трапезой друзьям-священникам эту историю, выяснилось вдруг неожиданное.
Ксения Петербургская: в чем помогает, пророчества святой
Ксения Петербургская | Вот несколько любопытных фактов из жизни блаженной Ксении, которые мало кому известны. |
Блаженная Ксения Петербургская: история любви | Ксения Петербургская еще при жизни в XVIII веке снискала любовь, авторитет и уважение всей российской столицы, но святой ее признали лишь в 1988 году. |
Святая Ксения Петербургская. Как равняться на юродивых | Ксения Петербургская непрестанно занималась тем, что обустраивала личную жизнь обитателей Петербургской стороны, и сегодня к ней чаще всего прибегают именно за помощью в делах семейных. |
Ксения петербургская: краткая история жизни — Ксения Петербургская | Икона Ксении Петербургской олицетворяет подвиг добровольного безумия и бескорыстного служения Богу и людям. |
Юродство во имя Любви. Житие Ксении Петербургской
РИА Новости, 1920, 03.02.2023. Более двухсот лет прошло со дня смерти блаженной Ксении Петербургской. Люди и сегодня делятся друг с другом историями о том, как им помогла святая блаженная Ксения Петербургская.
День памяти Ксении Петербургской: история блаженной святой
Блаженная Ксения Петербургская (родилась между 1719/1730 – умерла не позднее 1806) – православная святая, юродивая. А в 1988 году, во время празднования тысячелетия крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых – спустя почти 200 лет после ее кончины. О жизни Блаженной – 5 110 просмотров, продолжительность: 11:42 мин., нравится: 35.
Кончина Блаженной. Чудеса. Исцеления
Ксения Петербургская | Дата в 2024 году: 6 февраля и 6 июня православная церковь отмечает день памяти блаженной Ксении Петербургской. |
День памяти Ксении Петербургской: кто это и почему мы ее вспоминаем - Новости | Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. |
Блаженная Ксения Петербургская: мирская жизнь, скитания и чудеса, связанные со святой
В современном православии Биография Ксении Петербургской Ксения Петербургская в миру Ксения Григорьевна Петрова — глубоко чтимая религиозная подвижница, православная святая, Христа ради юродивая, заступница и чудотворица. Ксения Петербургская Ради спасения и любви к ближнему она полностью отреклась от всех мирских радостей и всецело посвятила себя духовному пути, совершив подвиг мнимого безумия, смиренно терпела оскорбления и насмешки, молилась, трудилась, странствовала и творила добрые дела. Помощь страждущим, милосердие и духовная чистота блаженной послужили основой для причисления ее к лику святых. Сведений о ее родителях, происхождении, воспитании, образовании не сохранилось. Известно, что она принадлежала к дворянскому сословию и в 18 лет вышла замуж за Андрея Петрова, певца главного хорового коллектива страны — Придворного хора. Молодые супруги жили в собственном доме, располагавшемся на Лахтинской улице, в достатке, нежности и полном взаимопонимании.
Муж достиг высокого служебного положения, имел чин полковника. Прижизненный портрет Ксении Петербургской в Эрмитаже Однако счастье пары продлилось недолго. Через 8 лет совместной жизни, когда Ксении едва исполнилось 26 лет, ее муж скоропостижно почил, не сумев накануне очистить душу покаянием и исповедью. Невосполнимая потеря любимого супруга потрясла молодую женщину до глубины души, и она решилась на трудный религиозный подвиг юродства — сказалась в духовном смысле безумной. Она хотела таким образом искупить грехи свои и внезапно почившего возлюбленного, принеся в жертву самое ценное, что может быть дано человеку — разум.
Отречение от всего земного В день похорон безутешная вдова следовала за гробом, облачившись в военную форму покойного супруга, и просила называть ее его именем, заявляя, что умер не муж, а она. Друзья и близкие подумали, что несчастная женщина не смогла справиться с горем и потеряла рассудок. Святая Ксения Петербургская Затем для христианского спасения мужа она не только отказалась от своего имени, но и от общепринятых норм жизни, от всего мирского и материального. Она раздала все, что имела — дом подарила своей бывшей квартирантке, взяв с нее обещание помогать обездоленным и впускать на ночлег нищенствующих странников, вещи — нуждающимся, деньги — церкви, заказав службу по усопшей Ксении.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
День Ксении Петербургской: история жизни святой, места, где у нее просят помощи Поделиться Церковь 6 февраля чтит Блаженную Ксению Петербургскую. При жизни она много десятков лет скиталась по улицам города после смерти своего мужа. Сегодня у нее просят помощи, направляют молитвы. Точная дата рождения Ксении Петербургской неизвестна, однако если судить по воспоминаниям ее современников, она жила в первой половине XVIII века. По свидетельствам некоторых источников, Блаженная Ксения Петербургская родилась между 1719 и 1730 годами. Замуж Ксения Григорьевна вышла за придворного певчего Андрея Федоровича. Молодые обвенчались и испросили в молитве благословение на долгий и счастливый брак.
Ее не осмелились закрыть даже после революции: на это власти решились лишь в 1940 году, отдав часовню под сапожную мастерскую. Что никоим образом не сказалось на количестве паломников и верующих ленинградцев, для которых имевшая к тому времени весьма печальный вид «мастерская» по-прежнему оставалась святым местом, где они могли бы просить помощи и заступничества блаженной. Поток верующих не иссякал даже в блокаду. Время пришло в 1947 году, когда и часовня, и Смоленская церковь вновь были переданы верующим. Причем часовню отреставрировали буквально за несколько месяцев. И, между прочим, столь быстро провести весьма объемные восстановительные работы стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям, которые сделали ленинградцы. Однако в 1961 году, в эпоху хрущевский гонений на православную церковь, часовню вновь закрыли. На этот раз в ней разместили архитектурную мастерскую, что парадоксальным образом крайне негативно сказалось на внешнем облике часовни. Вокруг нее даже возвели забор с надписями «Опасная зона! Видимо, руководство города заодно таким образом решило положить и конец паломничеству. Но тщетно.
Святая Блаженная Ксения Петербургская: житие, день памяти, икона
Полицейские стали свидетелями того, как Ксения Петербургская с наступлением сумерек отправилась за город, вышла в поле, встала на колени и горячо молилась Господу до наступления рассвета. "Святая блаженная Ксения Петербургская" СПб, Сатисъ, 1999 г. Ксения Петербургская жила в первой половине XVIII века в Петербурге. Ксения Петербургская считала своим долгом спасти душу не успевшего причаститься и покаяться супруга, поэтому и принесла эту жертву. Санкт-петербург принял Ксению.
День святой Ксении Петербургской: Что можно и что нельзя делать в праздник
Она помогала людям в их бедах и нуждах, исцеляла их от хворей. Была почитаема ещё при жизни. Традиции праздника Ксении Петербургской В день Ксении Петербургской в православных храмах совершаются богослужения. Принято посещать могилу святой на Смоленском кладбище в Петербурге. Люди просят её о помощи и заступничестве. Кроме того, в память о святой принято совершать следующие действия: Посещать храмы и молиться.
Ксения и её сестры были отданы на воспитание сестре отца — замкнутой, жадной женщине. Впоследствии у девушки появилось лишь одно желание: как можно скорее покинуть дом. Она полюбила его и хранила эту любовь всю свою жизнь. Он же был покорён спокойствием и неземным теплом, проницательностью серых глаз и религиозностью девушки. Спустя полгода он сделал ей предложение. Недолгое семейное счастье Ксения и Андрей жили счастливо, что называется — душа в душу, но детей у них не было. А спустя десяток лет, их семью настигло горе. Андрей Фёдорович заболел воспалением легких и, когда казалось, что он идет на поправку, мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Во время болезни мужа Ксеньюшка не покидала его ни на секунду, а после его смерти сидела девять дней на стуле и смотрела в окно. Состояние Ксении после смерти мужа Девушка не ела и не пила, полностью поседела, никто не был способен разжать её руки, крепко державшие спинку стула. Спустя девять дней она встала со стула, молча подошла к шкафу, облачилась в одежды своего покойного мужа и стала представляться людям его именем. Она говорила, что Андрей Федорович жив, что он переселился в её тело. Отсюда память народа хранит всё то, что принято связывать с началом совершения подвига юродства Ксении. Жизненный путь питерской блаженной От Андрея Ксеньюшке досталось неплохое наследство, которое после смерти мужа вдова раздала. Дом в приходе церкви апостола Материя она отдала Параскеве Антоновне, чтобы та «бедных даром жить пускала». Деньги отнесла в церковь, чтобы молились «за упокоение души рабы Божией Ксении». Подвиг юродства Потрясённая всем произошедшим, Ксения решила ступить к совершению труднейшего христианского подвига — казаться безумной, чтобы принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека — разум, умолить Бога о помиловании внезапно скончавшегося супруга.
Когда отмечают праздник 6 февраля — день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Некоторые источники отмечают: «Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами». Повзрослев, Ксения Григорьевна вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича. Молодые, как и полагалось в то время, обвенчались, испросив в молитве благословения на долгий и счастливый брак. Но Господь рассудил иначе. В 26 лет Ксения Григорьевна овдовела. Ее супруг умер внезапно. Покаянный канон Господу Богу гласит: «Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Эта строка — безусловно, один из самых важных моментов для христианина. Покаяться перед смертью, дабы не унести с собой в жизнь вечную земные грехи. И этого таинства Андрей Федорович был лишен перед смертью. Безвременная, нехристианская кончина любимого супруга глубоко потрясла Ксению Григорьевну. То, что произошло дальше в жизни будущей святой, и современному человеку, и человеку того времени покажется более чем странным. Молодая вдова раздала все, что у нее было — деньги, вещи, нуждающимся. Отказалась от женского одеяния, надев на себя одежду мужа — штаны, кафтан и т. Дом подарила знакомой женщине Параскеве, у которой не было своего угла. И ушла жить на улицу. Среди горожан понеслись слухи, что Ксения Григорьевна спятила. А та не обращала внимание на досужие сплетни и говорила: «Андрей Федорович — это я, а Ксения давно умерла». Путь юродства Так начался трудный, Богом данный Ксении пусть юродства.
Юродивую Ксению стали узнавать местные жители, практически каждый знал ее имя, но не представлял, где женщина ночует и чем питается. От злых людей и детворы она терпела насмешки и издевательства, ее закидывали камнями и часто прогоняли. Тем не менее торговцы заметили, что в дни, когда к ним приходит Ксения, выручка становится больше, и вскоре святая стала для них желанным гостем. В то же время в Петербурге началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Блаженная решила тайком помогать строителям и каждую ночь приходила, поднимала тяжелые кирпичи на леса, укладывала их так, чтобы рабочим оставалось доделать совсем немного. И долгое время горожане не подозревали, кто был этим незримым помощником. Уже тогда Ксению начали почитать как святую, а чудесный случай убедил в этом многих горожан. По преданию блаженная указала путь петербурженке, у которой не было детей. Святая велела женщине идти на Смоленское кладбище, пообещав, что Господь пошлет ей сына. Прямо рядом с указанным местом повозка сбила беременную женщину. У пострадавшей начались схватки, она родила здорового сына и скончалась на месте.
Святая Ксения Петербургская. Как равняться на юродивых
Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. Так Ксения Петербургская взяла на себя тяжелый подвиг юродства Христа ради. Дальнейшая история жизни (житие) Ксении Петербургской блаженной заключается в служении людям. Вскоре жители Санкт-Петербурга, поначалу несколько пренебрегавшие «нищенкой», начали замечать, что Господь благоволит матушке Ксении. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.