Один из главных праздников ислама знаменует окончание хаджа — паломничества к святыням Мекки. Ислам учит, что Бог дает человеку богатство для пользы всего человечества, и поэтому необходимо делить его с другими. Муфтий Мухетдинов рассказал, что мусульмане поддержали СВО из-за изменений в конституции РФ. Чему учит Ислам? ГлавнаяМедиаАудиолекцииЧему учит Ислам? Поиск.
Ураза-байрам 2024: традиции и значение мусульманского праздника разговения
- Важность и ценность знаний | Ислам в Дагестане
- Финансы по законам шариата. Что такое исламский банкинг и в чем его суть
- Важность и ценность религиозных знаний |
- Чему учит ислам?
Кратко об исламе
Однако значительная часть программы Партии свободы, с точки зрения аналитиков, выглядит труднореализуемой. Маркс, помноженный на Фрейда и прошедший обработку франкфуртской философской школой. Вчера ты марксист, сегодня — транссексуал. Спасибо, но нет, это не консерватизм.
Резюмирую: Россия сегодня должна смотреть в будущее, но опираясь и черпая силы в своей богатейшей истории».
Маркс, помноженный на Фрейда и прошедший обработку франкфуртской философской школой. Вчера ты марксист, сегодня — транссексуал. Спасибо, но нет, это не консерватизм. Резюмирую: Россия сегодня должна смотреть в будущее, но опираясь и черпая силы в своей богатейшей истории».
Знания очерчивают границу между дозволенным халал и запретным харам , они — светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей. Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные — все просят Аллаха о прощении их т. Потому что знания оживляют сердца от невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение — с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они — предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» Ибн Абд аль-Бари и другие. Дорогие братья и сёстры, как может сердце мусульманина успокоиться и не стремиться приобретать знания, если он узнал о таких достоинствах знаний, узнал о благах, приносимых знаниями?! Как можно не заботиться о том, чтобы дети или внуки обучались исламским наукам?! Каждый умственно полноценный и достигший совершеннолетия мусульманин и каждая мусульманка обязаны приобрести определённый уровень исламских знаний, а также обучить своих детей. Приобретать эти обязательные знания мусульманин и мусульманка обязаны, даже если для этого придётся отправиться в далёкий Китай или расходовать столько же средств, сколько необходимо для совершения хаджа. Что касается знаний, превышающих этот минимум, то чем больше человек знает, тем больше счастья он приобретает, тем крепче станет его вера и тем больше усовершенствуется его разум. Для разума приобретение знаний подобно заполнению пустого кармана деньгами; знания для человека — что вода для рыбы. Имам аль-Газали пишет, что именно знания возвышают человека над животными. Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания.
Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Вот некоторые из них… Посланник Аллаха мир ему и благословение придавал огромное значение приобретению знаний: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». Пророк мир ему и благословение говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям — это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» Ибн Маджa. Сиддики — это самые близкие к Аллаху люди после пророков. Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Рассказать друзьям:.
Что такое Ислам?
Аллах говорит: «Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады» Коран 85:11. Вера и праведные деяния являются залогом успеха человека в этом и вечном мирах. Праведные деяния, выражающие отношения между людьми, — это проявление заботы об окружающих, помощь в решении проблем, щедрость, мягкость, поддержание добрососедских отношений, родственных связей… Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и тем, кто вам принадлежит. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» Коран 4: 36, 37. Праведные деяния, выражающие общественные отношения, касаются брачных, торгово-финансовых, государственных и других отношений. Различные акты и сделки могут быть праведными деяниями, вызывающими довольство Всевышнего и приближающими к Раю, если мусульманин заключает их, подчиняясь Аллаху, соблюдая условия и требования шариата. Наряду с количеством, ислам придаёт большое значение качеству праведных деяний. Если относительно количества праведных деяний обладатели имущества и влияния имеют некоторое преимущество перед малоимущими, то относительно искренности, которая имеет различные степени, равны все.
Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах, Всеблагой и Всевышний, запишет у Себя совершение целого доброго дела; если же человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел» Аль-Бухари, Муслим. Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что играючи положишь в рот своей жене кусочек еды » Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, ислам даёт человеку возможность приобщиться к самому ценному из того, что есть в этой жизни, — к поклонению Всевышнему Аллаху. Ислам позволяет любому человеку при меньших возможностях сделать больше других. Всевышний Аллах говорит: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» Коран 2:148. Богатые и бедные, сильные и слабые, независимо от цвета кожи, национальности, пола, возраста, прошлого… могут присоединиться к этому самому важному в жизни соревнованию. Ислам укрепляет семью Семейные взаимоотношения — одна из важных форм поклонения Всевышнему Аллаху. Аллах говорит: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие.
Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» Коран 30:21.
Молитву в мечети возглавляет имам, «человек знания». Она сопровождается движениями, называемыми рака, которые, как считается, ввел сам Мухаммед. В каждое движение вовлечено всё тело в знак всецелой преданности Аллаху. Имам показывает рака, а все прихожане повторяют их.
Основные рака: Стоя прямо, поднять руки на уровне плеч и раздвинуть пальцы. Наклониться вперед, держа голову на уровне талии и уперев руки в колени. Встать на колени, положить руки на пол и коснуться пола носом и лбом. Чтобы сосредоточиться на молитве, некоторые мусульмане используют четки. Они перебирают бусины — одну за другой, произнося все имена Аллаха «самые прекрасные имена».
В четках 99 бусин — по одной на каждое имя Аллаха. Золотая бусина указывает, что все имена названы и можно приступать к произнесению молитвы. Исламское искусство К оран запрещает любые изображения Аллаха и Мухаммеда, а также людей и животных. Это объясняется борьбой ислама с идолопоклонниками, с одной стороны, и верой в то, что ни одно художественное произведение не способно выразить величие Аллаха и его творения — с другой. Поэтому главной чертой исламского искусства являются геометрические узоры и растительный орнамент.
Большое значение придается каллиграфии искусству письма. Каллиграфы чудесными узорами выводят изречения Корана и имена Аллаха. Художник-каллиграфист Шариат С вод религиозных законов ислама, составленный на базе Коран и Сунны, называется шариат надлежащий путь , который охватывает все сферы жизни человека. В мусульманских странах, например в Иране, законы государства фактически совпадают с религиозными. Мусульмане, живущие в неисламских странах, связаны необходимостью подчиняться законам их государства, с одной стороны, и желанием следовать исламу — с другой.
Коран учит, что жизнь создана Аллахом, поэтому ее следует уважать. Это влияет на все стороны жизни и возлагает на верующих большую социальную ответственность. Семья Семья также имеет большое значение, любые внебрачные связи запрещены. В связи с этим мужчины и женщины скромно одеваются и ведут себя сдержанно, а в некоторых странах не могут свободно общаться. В некоторых странах исламского мира женщины живут отдельно от мужчин.
Если выходят из дома, то стараются максимально скрыть под одеждой фигуру и лицо. Считается, что этот обычай избавляет женщину от нежелательного внимания мужчин и дает возможность уважать ее не за внешний вид, а за сущность. Исламские правила одежды Мужчины должны быть закрыты закрыт одеждой от пупка до колен. Правила одежды для женщин, исповедующих ислам, называются хиджаб и предписывают закрывать голову, руки и ноги. Они могут толковаться по-разному.
Мусульманские женщины в странах Запада носят обычную одежду, но стараются закрывать плечи и ноги.
Хотите что-то для себя прояснить? Спросите нас. Учителя с готовностью ответят именно Вам.
Консультация психолога Вы никогда не останетесь наедине со своими проблемами. Наши психологи помогут разобраться в себе, найти путь к гармонии и счастью. Консультация имама Служба поддержки, которая прояснит любые аспекты религиозной практики. Только квалифицированные мнения и классические подходы учёных.
Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» сура «Римляне», аят 21. На защиту института семьи направлено множество правовых шариатских норм, таких, как, например, запрет интимных отношений вне брака, а защита потомства является одной из пяти основных целей шариата. Семья в рамках ислама имеет свою специфику. С одной стороны, шариат предусматривает главенство мужа над женой: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» сура «Женщины», аят 34. Посланник Аллаха мир ему и благословение сказал: «Любая умершая женщина мусульманка , муж которой был ею доволен, вой-дёт в Рай» Ат-Тирмизи. Именно на мужчине лежит обязанность обеспечения семьи по мере его возможностей. Пророк мир ему и благословение Аллаха , обращаясь к одному из своих сподвижников, сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам» Абу Дауд ; а также: «…что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» Ат-Тирмизи. С другой стороны, шариат накладывает на мужа огромную ответственность.
Аллах говорит: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» сура «Женщины», аят 19. Посланник Аллаха мир ему и благословение учит мусульман быть терпеливыми и снисходительными по отношению к своим жёнам, идти им навстречу и даже исполнять их женские капризы: «Женщина подобна ребру: если попытаешься выпрямить её, то сломаешь, а если пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на её кривизну» Аль-Бухари, Муслим. Ислам не только обязывает мужчину хорошему обхождению с женой, но и делает эти отношения одним из основных показателей силы его веры. Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» Ат-Тирмизи. Наделив человека сексуальными потребностями, Всевышний Аллах запрещает их удовлетворение вне брака: «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» сура «Перенос ночью», аят 32. Интимные же отношения между супругами подобны милостыни, и за удовлетворение друг друга они получают вознаграждение Всевышнего Аллаха. Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «…и даже совершение любым из вас с женой полового сношения — это садака милостыня! Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!
Ислам укрепляет связь между людьми Близкие отношения между людьми в окружающем нас обществе, как правило, складываются на основе взаимовыгоды, социального статуса. Реже — по интересам.
Ислам: самая молодая мировая религия
Дорогие братья и сёстры, недруги Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Группа предлагает читателям полезную информацию из ислама, актуальные темы и новости, фетвы и ответы на насущные вопросы. Информация и новости об исламе и мусульманах, интервью с муфтиями. Учебный курс по основам Ислама, которые обязан знать каждый мусульманин. Вы узнаете что такое акыда, таухид, ширк, иман, куфр, хукм в религии, иджтихад, мазхаб, таклид и многое другое. Вы поймёте суть религии, что такое поклонение и каков правильный смысл шахады. 5. Ислам учит нас, что трудности и испытания – это часть человеческого бытия. Этому учат утром и вечером мальчики и девочки Исламского государства, которые вместе с избиениями, насилием и интенсивными тренировками с оружием составляют новое поколение экстремистских боевиков.
2. Кто такой Мухаммед
- Владимир Путин высоко оценил вклад мусульман в развитие России. Новости. Первый канал
- Чему учат детей в школах Исламского государства (ВИДЕО)
- Чему учит Ислам?
- Смотрите также
Беседа: «Чему учит Ислам»
Статья об изучении Ислама для начинающих: с чего надо начинать изучение ислама, где найти правильные знания об исламе, советы для новичков. это религиозное исследование ислама, т. е. его изучение изнутри, самими мусульманами, которые рассматривают ислам с позиций веры в то, что он представляет собой результат Божественного Откровения. «Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. Он подчеркивал видение ислама как мышление, духовную веру, которая учит состраданию и терпимости и которая отстаивает достоинство человека. Он подчеркивал видение ислама как мышление, духовную веру, которая учит состраданию и терпимости и которая отстаивает достоинство человека.
11 вопросов про ислам
На пути к кораниченской толерантности. Новгород: Медина, 2007. Сторонником коранического ислама является ливийский лидер Муаммар Каддафи. На всем протяжении истории ислама существовало направление мысли, называемое салафизмом, - призыв и практика возвращения к исламу времен пророка Мухаммада и его сподвижников. Так, салафитом был знаменитый Абу-Хамид аль-Газали ум.
В качестве салафитов заявляют себя ваххабиты. Игнатенко Но «придумки» мусульман и не только их , либо какая-то их часть, остаются в исламе и изменяют его. Так было всегда, и наступивший XXI век - не исключение. Исламоведение как особая дисциплина, изучающая ислам в его динамике, стремится отфиксировать происходящее в исламе и с исламом.
Два с половиной исламоведения Ислам исследуется в двух разных ракурсах. Первый - это религиозное исследование ислама, т. Лапидарно сущность этого подхода выражена в исламском исповедании веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха», что означает единственность и единство Аллаха, отсутствие у него «сотоварищей», т. На протяжении многих веков сложилась система «исламских наук», для полного изучения которых требуется не менее полутора десятилетий настойчивой работы в авторитетных исследовательско-образовательных центрах типа суннитского «Аль-Азхара» Египет или шиитского Кума Иран.
Это, прежде всего, арабский язык, затем Коран, Сунна сведения о пророке Мухаммаде и его высказываниях, а также поступках, жестах и умолчаниях. Потом - изучение фикха, т. И всё это в идеале нужно знать на память сейчас большим подспорьем служат электронные справочники - для того, чтобы иметь возможность быстро найти ответ на вопросы, которые ставят текущие события и условия жизни мусульман, в виде фетв, чем занимаются алимы, знатоки ислама. Результаты этих исламоведческих исследований могут быть представлены в виде великого, не поддающегося исчислению множества текстов в основном на арабском языке, а также на всех языках мира.
В этом исламоведении не обходится без исследовательских озарений, споров, заблуждений и ошибок - верных спутников любой научной дисциплины и показателей масштабности и практической 4 неохватности предмета исследования. Игнатенко Ислам исследуется и со стороны, являясь объектом такой, по преимуществу, но не целиком востоковедной, дисциплины как исламоведение5. Если религиозное исследование ислама исламскими учеными они называются улемами или алимами, от арабского слова алим, т. Исламоведение - нерелигиозное исследование ислама: ученый-исламовед не обязан верить в догматы ислама, хотя, случается, некоторые исламоведы принимают ислам, а отдельные мусульмане сочиняют интересные исламоведческие произведения.
Исламоведение изучает ислам с использованием методов и исследовательских процедур истории, филологии, социологии, политологии и т. Пожалуй, количество исламоведческих текстов превышает количество исламских на «Введение в коранические науки», предназначенную быть учебником для студентов. Российские исламские богословы подвергли эту книгу довольно резкой критике, обнаружив в ней «идеологические ошибки» в том числе - такую большую, как характеристика Аллаха как якобы обладающего определенным местоположением, что абсолютно расходится с исламской догматикой: Аллаху не присуще местопребывание, являющееся свойством сотворенных вещей и существ , «ошибки при переводе с европейского языка», «ошибки при передаче и транскрипции арабского текста и имен», «ошибки при передаче смысла арабского текста», «ошибки по незнанию темы», «ляпы» и «типографские ошибки с арабским текстом» См. Кто автор «Введения в коранические науки» М.
Председатель ДУМЕР Равиль Гайнутдин признал, что изданная недавно и рекомендованная как учебное пособие книга ректора Московского исламского университета Марата Муртазина «Введение в коранические науки» «содержит ряд грубых ошибок» Р. Гайнутдин призвал всех мусульман помочь М. К слову сказать, по-видимому, «директивные органы» в тот период замышляли инструментальное использование ислама во внутренней и внешней политике. В этот период под сурдинку началась пропагандистская кампания, имеющая целью апологию ислама как социо-культурного регулятора в странах Востока и его трактовку объединителя Советского Союза и «мусульманского мира»: «...
Там в «мусульманском мире». Каждый член семьи четко знает свои функции и соблюдает свои обязанности. И помогают ему в этом исламские традиции». В этот период Совет по делам религий при Совете министров СССР реализовывал еще одно решение «директивных органов» - позиционирование Советского Союза в качестве «великой мусульманской державы».
Тогда же произошел обмен посланиями между лидером «исламской революции» в Иране аятоллой Хомейни и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, хотя не верится, что начавшаяся подспудная исламизация Советского Союза была следствие обращения исламского иранского лидера к советскому руководителю. Все эти сюжеты - интереснейшая и важнейшая тема для исследований, хотя бы уже потому, что в настоящее время в России предпринимаются попытки реализовать сходный проект. Игнатенко текстов, сочиненных с момента возникновения ислама. Религиозное исследование ислама или собственно ислам, с одной стороны, и исламоведение, с другой стороны, можно уподобить предмету, отражающемуся в зеркале, точнее, во множестве зеркал так как различаются исламоведческие школы, подходы к предмету исследования, исследовательский инструментарий и т.
Ислам и исламоведение - разные семантические сферы, в которых, во многом вынужденно, используется в значительном объеме общий терминологический категориальный, понятийный, технический аппарат, хотя смысл категорий, понятий и терминов не совпадает в исламе и исламоведении. В качестве примера можно взять едва ли не любой вопрос, так или иначе связанный с исламом. Так, в настоящее время в видах будущих выборов обсуждается проблема: сколько в России мусульман. Любой мусульманин верит знает от пророка Мухаммада в то, что, как сказал пророк в одном из хадисов, все люди рождаются мусульманами, а потом родители делают из них христиан, иудеев, огнепоклонников.
Значит, мусульманами является всё население России за исключением тех людей, которых родители обратили в немусульман. В радикальном прочтении эти люди оказываются вероотступниками, отошедшими от единственно истинной веры - ислама, которых нужно в ислам возвратить. Даже по поводу самого ислама есть расхождения. Мусульманин или представитель мусульманского духовенства будет говорить, что существует один-единственный истинный ислам это, естественно, будет то направление ислама, которому следует этот человек , а исламовед станет утверждать, что бытование ислама происходило и происходит в формах разных течений, направлений, школ, сект и т.
Между исламом и исламоведением, точнее, между мусульманским духовенством и исламоведами существуют сложные отношения. Они во многом объясняются тем, что исламоведческие исследовании исторически были мотивированы в целом враждебными целями колониальной и империалистической экспансии Запада [1]. Но не обходится и без ревности - в основном, со стороны мусульманского духовенства. Распространенный жанр исламских сочинений - «ошибки востоковедов» слово «исламоведы» не употребляется, выражение «исламоведение» в 7 Примером такого рода расхождений в 90-е годы прошлого века и вплоть до настоящего времени является проблема ваххабизма как особого течения или направления в исламе, являющегося официальным в Королевстве Саудовская Аравия.
Только визит президента В. Путина в Саудовскую Аравию в феврале 2007 г. Во время посещения Президентом В. Сальман особо отметил, что истинный ислам и ваххабизм не имеют ничего общего с терроризмом и тем «ваххабизмом», который представляют себе на Западе.
Принц подозвал к себе одного из членов свиты и сказал, что это один из потомков Абдель Ваххаба, в настоящее время возглавляет департамент реконструкции саудовской столицы. Путин поддержал шутку: «Он хороший террорист. Он не разрушает, а строит». Игнатенко рассматриваемом смысле вообще отсутствует в арабском языке.
А в саудовской ваххабитской литературе востоковеды обозначаются как «враги ислама» - наряду с христианскими миссионерами и коммунистами [2]. Впрочем, на официальном сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан ДУМРТ есть раздел «Исламоведение» [3], в котором опубликованы статьи исламоведов-немусульман. Исламоведение как нерелигиозная научная дисциплина, естественно, не застраховано от предвзятого отношения к исламу или отдельным его аспектам и от ошибок8, которые чаще всего преодолеваются или исправляются в ходе внутридисциплинарной полемики, хотя какие-то ошибки длительное время могут быть распространенными заблуждениями исламоведов и транслироваться в общественное сознание. Подобным ошибочным общим местом является уверенность в неразделенности, слитности политического и собственно религиозного аспектов в исламе.
Рассматривая ислам и исламоведение, необходимо отметить одну существенную характеристику соотношения между ними - отставание исламоведения от ислама, от тех изменений и трансформаций, которые в исламе происходят. Этим отставанием вызывается «точечное» изложение проблематики в данной статье, которая обращается прежде всего к вещам и процессам, не исследованным в полной мере. А уж от ислама и исламоведения очень далеко отстает «исламоведение» - профанные, непрофессиональные попытки исследования ислама и его объяснения, вызванные к жизни потребностью концептуально обеспечить политические и бизнес-проекты, ориентированные на мусульман и исламский мир. Типичный результат этого «исламоведения» - концепт ислама как «молодой» религии.
Эта незатейливая конструкция состоит в том, что ислам, возникший в VII веке, «отстает» в своей эволюции от христианства, возникшего в I веке, или на шесть веков, т. Это не что иное, как метафоризация, перенос на неизвестное уже известного или предполагаемого таковым. Примеров такого «исламоведения» множество. На пресс-конференции в Госдуме 28 апреля 2007 г.
Савельев, бывший директор Военно-технического института в Санкт-Петербурге того, что не так давно попал в американские "черные списки" за несанкционированное военно-техническое сотрудничество с Ираном говорил о том, что как ученый и патриот он видит реальным союзником России только исламский мир, который с древних времен является нашим соседом. Коран же - главная святыня мусульман, и потому мы обречены на стратегическое партнерство"»9. Это высказывание не выдерживает никакой критики ни с позиций вероучения как исламского, так и 8 См. Пуритане ислама?
История Саудовской Аравии 1745-1973. Игнатенко христианского , ни с позиций науки религиоведения, в частности - исламоведения. Иисус Христос в христианстве - не «святой», а Бог. В исламе вообще нет «святых», как это имеет место в христианстве, где Дух Святой воплощается в святых и передается через духовенство от первосвященников Церкви.
Так что не стоило бы выводить «обреченность на стратегическое партнерство» между Россией и Ираном из этих, мягко говоря, сомнительных утверждений... Но политические и бизнес-проекты вызывают к жизни всё новые «исламовед-ческие» произведения. Так, в апреле 2007 вышла книга, написанная неисламоведом, немусульманином и вообще негуманитарием10 с амбициозным названием «Пора понимать Коран» [5]. И это при том, что Коран в России уже изучен и понят: достаточно указать высокопрофессиональные публикации заместителя директора Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, профессора Ефима Резвана, в частности книгу «Коран и его мир» [6], за которую он был награжден премией исламской республики Иран в январе 2005 «Книга года»11, т.
Само же появление «исламоведческой» публикации, названной выше, может быть объяснено тем, что ее автор - хозяин издательства и вполне может публиковать самого себя без малейшего контроля со стороны научной и религиозной общественности, вероятно, в видах получения заказов на издание исламской литературы на русском языке. Исламское духовенство, в основном северокавказское - в Дагестане, Ингушетии, исходя из того, что Коран, как считает значительная часть мусульман мира, должен быть понимаем только на арабском языке, вносит книгу «Коран. Перевод смыслов и комментарий Валерии Пороховой», в котором мусульманское духовенство усматривает искажения исламского Писания, в список запрещенных для мусульман книг [7]. При этом некоторые центральные и региональные СМИ делают рекламу автору этого перевода, немало раздражая образованное мусульманское духовенство Юга России, знающее Коран, арабский и русский языки12.
Российские исламоведы, профессионально занимающиеся пере- 10 См. В течение шести лет ее перевод анализировался Исламской академией Аль-Азхар Египет и признан одним из лучших. По словам Валерии Михайловны, приехавшей на открытие исламского магазина в Нальчике, она принадлежит к старейшему дворянскому роду, приближенному к императорскому, впоследствии репрессированному, который владел поместьями около Царскосельского собора. Переводчицу можно узнать по шляпкам, в которых она часто появляется на публике.
Оценивая уровень мусульманской образованности в Кабардино-Балкарии так! Можно даже сказать, что осмысление еще даже и не началось. Я хотела познакомить людей с исламом так! Игнатенко водом Корана это - исключительно сложная сфера исламоведения, и людей, способных этим заниматься, у нас в стране можно пересчитать по пальцам одной руки , не могут объяснить людям, находящимся за пределами арабистики и исламоведения, что перевод действительно искажает смысл Корана.
Один из этих знатоков и высокопрофессиональных переводчиков Корана, анализируя перевод Валерии Пороховой, опубликованный первым изданием в 1995 г. Переводчик не владеет арабским языком, а ее знание русского языка далеко не совершенно. Это один из многих примеров неадекватного переложения Корана, понятный неисламоведу и неарабисту, а любому человеку, обладающему чувством языка русского в данном случае : не может в аяте 18 20-й суры Корана говориться о «фураже» для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть в любой словарь русского языка и в академический исламоведческий перевод И. Крачковского [9].
Но есть и ряд искажений, которые не так легко увидеть и понять непрофессионалу. И как мусульманам прикажете реагировать на то, что Валерия Порохова фигурирует как автор Корана в Интернет-магазинах13? То, что иной востоковед расценит как анекдотический курьез, однозначно является для мусульман оскорбительным святотатством: Коран для них, повторим, - речь Аллаха. За пределами исламоведения - в «исламоведении» перевод Валерии Пороховой либо встречается с энтузиазмом люди радуются: «смыслы» Корана излагаются на доступном им языке!
Носитель конкурирующего проекта публикации Корана на русском языке, упоминавшийся выше автор брошюра «Пора понимать Коран» пишет: «Если говорить о книгоиздании, то архинеобходим новый научно комментированный и высокохудожественный перевод Корана, адекватно передающий текст единобожного Откровения, что позволит каждому осознать человечность этой религии. Такой перевод надо будет всячески пропагандировать среди населения. К сожалению, сегодня самым тиражируемым является дилетантский перевод с английского Валерии Пороховой. Покажем на примере одного из аятов, чем оборачивается непрофессионализм в такой, казалось бы, безобидной на первый взгляд сфере, как перевод Корана.
Вот 127-й аят 3-й суры в исполнении В. Пороховой: «Может Он Бог. В квадратных скобках - самодеятельная интерполяция переводчицы. На память приходят ужасающие документальные кадры отсечения голов, кистей рук и ступней ног у пленников чеченскими боевиками.
Нетрудно догадаться, откуда было почерпнуто представление о допустимости таких изуверств.
Так, группа «Маърифатчилар» «Просветители» в Узбекистане произносит молитвы салат, намаз на узбекском языке вместо арабского, отказываются читать некоторые обязательные части исламской молитвы и т. В начальный период существования общины «Акрамийя» было отменена пятикратная ежедневная молитва и введена двукратная [35]. В 2007 г. Процедура принятия ислама прописана в Сунне и предполагает, что находящийся в здравом уме и не испытывающий давления человек в присутствии трех свидетелей-мусульман, которые видят и слышат обращающегося, произносит шахаду: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник».
В Коране описания этой процедуры нет, она описана в Сунне, т. Этот обряд, как и другие, должен выполняться с абсолютной точностью и скрупулезностью, т. Это мусульмане знают и исполняют неукоснительно. Или препятствуют исполнению этого обряда своими врагами, как это случилось во время казни бывшего иракского президента Саддама Хусейна. Во время казни через повешение, на которой отказались присутствовать представители суннитского духовенства, хотя Саддам Хусейн был суннитом, стоя на эшафоте, Хусейн начал произносить шахаду - исповедание исламского символа веры: «Свидетельствую, что нет божества...
Понкина от 11 марта 2003 г. Перепечатка: в Сети: Государство и религия. Несмотря на явное несоблюдение условий принятия ислама, Г ейдар Джемаль стал утверждать, что принятие ислама состоялось [36]24, что, вероятно, нашло отклик у тех мусульман, которые считают его религиозным исламским авторитетом. Подобная история произошла с Александром Литвиненко, который, как стали сообщать после его смерти различные источники, принял ислам. Доступная информация показывает, что обязательные условия принятия ислама соблюдены не были, однако, по некоторым данным, Александр Литвиненко был похоронен по мусульманскому обряду, т.
Предпринимаются попытки ввести новые обряды. Упоминавшийся выше аз-Заркави, бывший руководитель «Аль-Каиды в Двуречье», группировки, действующей в Ираке, едва не стал «родоначальником» применения обряда нахр к «неверным». Экстремистско-террористическая медиа-среда в основном - Интернет прославляла его деятельность как «Благословенного Резника» аз-Заббах аль-мубарак за то, что он расправлялся с заложниками - гражданами из стран Запада и исламских стран например, Турции , иракцами - «неверными» и «вероотступниками», полутора десятком поваров-непальцев, приехавших в Ирак на заработки и др. Стали публиковаться полновесные трактаты, посвященные этой теме26. Убийство Тео Ван Гога утром 2 ноября 2004 года на людной амстердамской улице было совершено в рамках этой кампании: Тео Ван Гог не был «застрелен, а потом изрезан ножом», как об этом сообщали информационные агентства, а был подстрелен - обездвижен, а затем ему перерезали горло, т.
Это один из множества Интернет-адресов «Аль-Каиды», название которой присутствует в самом адресе, где тройка заменяет отсутствующее в латинице обозначение для арабской буквы «айн». Игнатенко ной записке и были размещены в Интернете соответствующие заявления. Были и другие убийства по ритуалу нахр «в стиле аз-Заркави», которые снимались на видеокамеры или мобильные телефоны, а видеоклипы выставлялись в Интернете и висят там до сих пор вместе с шариатскими по форме трактатами, только один из которых упоминался выше. Эта вакханалия убийств, обозначавшихся их исполнителями как нахр, была остановлена приостановлена? Более результативно введение в практику мусульман таких действий, претендующих на статус обряда, как акции шахидов.
Массированная агитационнопропагандистская кампания, проводившаяся в течение четверти века с 7080-х гг. В семантическом смысловом поле арабского языка27 происходила своего рода переакцентировка смыслов слова, точнее, шариатского термина, шахада, которое имеет три значения - во-первых, исповедение исламской веры текст шахады -«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник! И сейчас дело повернуто таким образом, что, в интерпретации ряда теоретиков ислама, для некоторых мусульман, акт шахады становится практическим подтверждением искренности веры мусульманина28, и шахиду как настоящему мусульманину гарантирован Фардус - высший ярус Рая и прочие награды типа 72 девственниц. И имеющиеся материалы подтверждают, что террористы-смертники, которых их командиры араб. Не думаю, что у исламоведов или филологов-арабистов когда-то дойдут руки до этой темы, и здесь только фиксируем ее.
Игнатенко Подводя предварительные итоги с позиций исламоведения, констатируем, что идущий процесс «исламостроительства», или реформирования ислама ad hoc дает в качестве результата состоявшиеся и не состоявшиеся секты, например, акра-мизм «Акрамийя» , «Просветители» «Маърифатчилар» , гейдаризм по имени Гейдара Джемаля , «русский ислам» не называть же его «кириенкизм»! В связи с этим возникает интересная проблема: являются ли эти секты исламскими30. Общий ответ может быть таким: они меняют содержание понятий «исламский», «ислам» - в той мере, в какой мусульмане не отвергают их. Есть и другие точки зрения: эти секты расцениваются как «псевдо-ислам», «суррогратный ислам» и т. Это с позиций ислама, исламского вероучения, исламской догматики, исламского шариата.
Ислам - религия закончившегося Божественного Откровения. Это значит, что в период жизни Пророка Мухаммада ему Богом был ниспослан Коран, который почитается мусульманами как вечная, несотворенная и истинная речь Бога. Зафиксированные в виде речений или описаний действий хадисы Мухаммада составили Сунну Божьего Посланника. Со смертью Пророка Мухаммада 632 г. Откровение прекратилось, в последующем не возобновлялось и возобновляться не будет.
Мухаммад - последний пророк истинного единобожия, т. В этом пункте ислам существенным образом отличается от христианства, в котором наличествует таинство священства, представляющее собой передачу благодати Святого Духа всё новым и новым священникам, доносящим догматы христианской веры до людей. Говоря иными словами, в исламе нет священников, которые могли бы ответить на некий вопрос, донося до людей Свято-Духовную истину, переданную им от Святого Духа. В исламе нет посредников между Аллахом и верующими. Таким образом, оказалось, что мусульмане в последующие периоды существования ислама имели возможность узнать нормы и правила все то, что нужно делать и знать единственно из Корана и Сунны, т.
Эти положения, содержащиеся в Коране и Сунне, и называются шариатом букв. Однако Коран и Сунна не являются кодифицированными сборниками норм, правил и предписаний на все случаи жизни. Как пишет египетский юрист-мусульманин Мухаммад Саид аль-Ашмави отмечает, что Коран «содержит только ном месте, удаленном от места совершения теракта. Последние звуки перед взрывом - клич-шахада. Аудио-файл хранится в архиве Института религии и политики.
Игнатенко немногочисленные нормы, касающиеся отношений между людьми, и эти немногочисленные нормы не регулируют все отношения» [44]. Со смертью Пророка Мухаммада оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины уммы текстуально, в виде сформулированного положения не регулируются ни Кораном, ни Сунной. В этом отношении характерно, что буквально первая возникшая проблема - наследование Пророку в его функциях предводителя общины привела к далеко зашедшим спорам и даже не преодоленному до сих пор расколу мусульман на суннитов, шиитов и еще - хариджитов, о которых неспециалисты забывают, хотя ибадиты подсекта хариджитов до сих пор проживают на Аравийском полуострове в Омане и на Севере Африки в Алжире и Ливии. Необходимость найти ответы на всё новые и новые вопросы привела к тому, что была разработана процедура выведения истинбат общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название ид-жтихад. Этим стали заниматься не священники их, напомним, в исламе нет , а ученые.
Отвлекаясь от детального рассмотрения правил этой процедуры, отметим только, что это была деятельность человеческая и она остается таковой до сих пор. В дополнение к собственно шариату, как своего рода обязательной основе всех социально значимых норм и правил, существует громадная надстройка - по преимуществу правовое истолкование Корана и Сунны исламское правоведение -фикх. Мухаммад Саид аль-Ашмави абсолютно правильно характеризует исламское правоведение фикх, он же иногда не вполне корректно называется шариатом как «законодательство людей и для людей» [44]. В исламе духовенство как особая профессиональная группа есть - это все улемы, факихи, муфтии, имамы, единственным или главным источником существования которых является деятельность в религиозной сфере. И приметой ислама XX века, а также века наступившего, XXI является небывало возросшая в общественно-политическом отношении роль духовенства.
Авторитетнейший британский исламовед Бернард Льюис констатирует: «В классическом исламе не было такого института священнослужителей, который мог бы управлять [государством либо общиной мусульман] или оказывать решительное давление на тех, кто управлял». Я бы еще добавил, что «новшеством XX века» является и то, какие место и вес заняло в общественно-политической системе Саудовской Аравии, географическом центре суннитского и мирового ислама ваххабитское духовенство. И уточнил бы, что резкое возрастание этой роли началось после первого глобального нефтяного кризиса 1974-75 гг. Историческая тенденция не говорю закономерность первых семи десятилетий XX в. Наиболее ярок здесь пример Турции, кемалистская революция в которой была последовательно секулярист-ской и четко антиклерикальной и привела в 1924 г.
Имплицитный message кемализма: ислам является препятствием на пути национального прогресса. Модернизация-секуляризация осуществлялась и продолжает осуще- 33 Это общее место исламоведения, и ссылку на исламский трактат мы даем здесь, чтобы показать, что исламские ученые придерживаются того же мнения. Игнатенко ствляться в разных формах, но во всех случаях она приводила к резкому падению роли и значения духовенства, превращения его в исчезающий класс - за исключением так называемых модернистов, которые, адаптируясь к изменяющимся историческим условиям, адаптировали к ним ислам. Модернизация в любой форме была связана с секуляризацией, что означало отсутствие исторической перспективы для духовенства как особого социального слоя в традиционном, домодернистском обществе. Самое большее, на что духовенство могло рассчитывать, - так это на сугубо служебные функции в обществе, политически организованном на принципах секуляризма.
Антимодернистское духовенство всегда существовало в период модернизирующих реформ в странах распространения ислама, но все более маргинализировалось, а то и просто уничтожалось «как класс». Антимодернизм в конкретных исторических условиях -всегда антизападничество. Запад - главный враг антимодернистов, оттуда, с Запада идет секуляризация - в виде либерализма или демократии, коммунизма или национализма. Но 70-е гг. Именно в этот период дают о себе знать два квазитеократических режима - муфтиекратия в Саудовской Аравии и муллократия в Иране.
Исторический шанс, то есть обстоятельство, которое не имеет отношения к исламу и не вызвано к жизни стремлениями или деятельностью духовенства, это - обнаружение и исключительно высокая рентабельность природных источников углеводородного сырья. Именно с начала 70-х гг. Общественное производство в государствах, на территории которых эти источники были обнаружены и стали эксплуатироваться, позволяли развиваться классу духовенства, которое там было всегда. В обществе появилось очень много лишних денег, и перераспределение общественного продукта позволяло расти классу духовенства. Есть утверждения, что в нефтедобывающих исламских странах с 70-х гг.
Именно они, Саудовская Аравия и Иран, стали «точками роста» влияния духовенства. По-разному приобретали право на получение доли в избыточном капитале саудовский и иранский духовные классы. В Саудовской Аравии к моменту получения сверхприбылей ваххабитское духовенство было интегрировано в политическую систему, представляющую собой результат компромисса между основателями нынешнего саудовского государства - династией Саудидов Аль Сауд и потомками лидера ваххабитского движения Ибн-Абд-аль-Ваххаба Аль аш-Шайх. При этом отношения между модернистской династией Саудидов и антимодернистским ваххабитским духовенством особенно после начала королем Фейсалом реформ были совсем не безоблачными, о чем свидетельствует убийство короля Фейсала в 1975 г. В Иране духовенство пришло к власти в результате длительного противостояния с модернизаторским режимом династии Пехлеви - противостояния, закончившегося «исламской революцией» 1978-1979 гг.
Важно подчеркнуть, что духовенство как в Саудовской Аравии, так и в Иране даже при шахе никак нельзя назвать бедным. Игнатенко тяной ренты с самого начала ее появления. Прибыль других аятолл была соизмерима с этой суммой [46]. Еще один шанс, географический, заключается в том, что эти страны являются центрами ислама, Саудовская Аравия - суннитского и в определенном смысле мирового, Иран - шиитского. Существует важные различия между суннитским и шиитским духовенством по двум «параметрам».
С одной стороны, суннитское духовенство как корпорация более «открыто» и в этом отношении более «демократично», в нем возможна и реализуется «свободная конкуренция»: улемом знатоком религии , - и в теории, и на практике, - может стать любой мусульманин, получив соответствующее образование, он же может занять любой соответствующий пост в организационных структурах суннитского ислама. Шиитское духовенство как корпорация более «закрыто»: для того, чтобы стать аятоллой, одним из высших авторитетов и занять высший пост в иерархии духовенства, необходимо быть потомком какого-нибудь родственника родоначальника шиизма - имама Али34 четвертого «праведного халифа» для суннитов ; и «конкуренция» за посты в организационных структурах шиитского ислама сугубо «верхушечная» - между клерикальными «семействами» или «династиями» - Хомейни, Бехешти, Хои, Табатабаи, Боруд-жери и т. С другой стороны, суннитское духовенство более «дисциплинировано» в вероучительном, догматическом отношении, чем шиитское: суннитские улемы держатся Текста - Корана, Сунны, высказываний сподвижников пророка Мухаммада, авторитетных ученых прошлых эпох и т. Шиитские улемы муджтахиды -«сами себе Текст»: высшая ступень в шиитской иерархии недаром называется аятолла, «знамение Аллаха» - так же, как аят, наименьший выделяемый фрагмент, «стих» Корана, речи Аллаха. Профессиональная «продукция» суннитских и шиитских улемов - фетвы четко различаются по форме: у суннитов они в значительной степени состоят из цитат из Текста; у шиитов фетвы, будучи взяты «из головы», могут не содержать и чаще всего не содержат ни одной ссылки на Текст.
В знаменитой книге аятоллы Хомейни «Исламское правление» Коран цитируется менее десяти раз на 150 страницах [48]. Иначе и быть не может: теория вилаят-э факих власти ученого-законоведа, замещающего ожидаемого Махди , выдаваемая за «исламское правление», - концептуальная разработка Хомейни, которая была призвана обосновать верховную власть самого Хомейни в «послереволюционном» Иране. И совсем не исключается, что довольно скоро «Исламское правление» Хомейни и теория вилаят-э факих будут шиитами преданы забвению - как была отменена фетва Хомейни об убийстве Салмана Рушди: ее отменило в 1998 г. К этому времени иракские историки сделали «великое открытие» - о том, что генеалогия самого Саддама Хусейна суннита, между прочим восходит именно к имаму Али, и президент Ирака умалчивал об этом исключительно из великой скромности См. Игнатенко новое руководство Ирана35.
Но Салман Рушди правильно делает, что опасается убийц: последователи Хомейни, т. С последней четверти XX века в исламе - в суннитской его ветви, более «демократичной» в намеченном выше смысле, начинает формироваться в возрастающих масштабах новое духовенство - довольно большая группа людей, которые, не принадлежа профессионально к духовенству, занимаются концептуальной разработкой вопросов исламского вероучения акида , права фикх и практической реализацией этих разработок в религиозной, точнее, религиозно-политической сфере. Самый яркий образец нового духовенства - Усама бен Ладен, являющийся строителем по образованию и профессии. Его заместитель в «АльКаиде» Айман аз-Завахири, очень плодовитый теоретик и, понятное дело, практик джихадизма - детский врач. Их идейный предшественник - казненный в 1966 г.
Сай-ид Кутб - школьный учитель. Аз-Заркави - человек без образования и профессии, но точно не профессиональное духовное лицо. Множество других примеров менее известных деятелей мы опускаем. И важно то, что мусульмане, точнее некоторая их часть, принимают этих людей в качестве религиозных авторитетов: и Усаму бен Ладена, и аз-Завахири, и аз-Заркави в исламской и исламистской медиа-среде именуют шейх, употребляя слово, используемое в исламе как прозвище крупных религиозных авторитетов, знатоков религиозных дисциплин. Эти группировки перечислены в «Сводном перечне, учрежденном и поддерживаемом Комитетом [Совета Безопасности, учрежденном резолюцией 1267 1999 ] в отношении «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена и «Талибана», а также других связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций» [53].
В списке не только сама «Аль-Каида», но и ряд организаций и группировок, среди которых и действующая в Алжире «Салафитская группа проповеди и вооруженной борьбы» недавно взяла название «Аль-Каида в исламском Магрибе» , и действующее в Центральной Азии «Исламское движение Узбекистана», и действующее в Ираке движение «Сторонники ислама», и действовавшая в России в Чечне группа «Риядус-Салихийн» Басаева-Хттаба, и др.
Затем он поступил в Гарвардский университет, который с отличием закончил в 1959 году по специальности "История ислама". Он подчеркивал видение ислама как мышление, духовную веру, которая учит состраданию и терпимости и которая отстаивает достоинство человека. Выступая в качестве председателя на Международной конференции «Пророк Мухаммед как Пример Сират » в Карачи в 1976 году, Ага-Хан говорил, что мудрость последнего пророка в поисках новых решений проблем, которые не решались традиционными методами, является вдохновением для мусульман, чтобы понять по-настоящему современное и динамичное общество, не затрагивая основные понятия ислама. Ага-Хан был женат и разведен дважды Принц Карим был дважды женат. В том же году он женился на ней. После свадьбы она стала называться Бегум Салима. Но, в 1993 году, после 25 лет, их брак распался.
Через два года после развода с Салли, в 1995 году, принц женился на уроженке Германии, принцессе Габриэле-цу-Лейнинген, которая приняла имя Бегум Инаара и родила ему сына - принца Али Мухаммеда. Однако спустя 6 лет и этот брак распался. Ага-хан IV и его дети Сегодня дети Ага-хана работают на благо имамата: принцесса Захра возглавляет Департамент социального обеспечения. Старшая дочь Захра Ага-хан родилась в 1970 году. В 1994 году она с отличием окончила Гарвард. На многочисленных мероприятиях именно она представляет отца и его фонд. В 1997 году Захра вышла замуж за британского бизнесмена Марка Бойдена. Это был необычный брак, на который дал спецразрешение отец невесты, поскольку жених наотрез отказался принять ислам.
У них родились дочь и сын, но брак закончился разводом.
Коран — это священная книга мусульман , которая содержит откровения от Бога, переданные пророку Мухаммеду. Он состоит из 114 глав сур , каждая из которых описывает различные аспекты веры, морали, обрядов и истории мусульман. Коран считается непогрешимым источником ислама, и его текст считается словами Бога, переданными через пророка. Для мусульман Коран является самой важной книгой, которую они чтят и которой следуют в жизни. Он служит руководством для мусульман в их отношениях с Богом и другими людьми, а также в их духовном развитии. Мусульмане считают чтение Корана одним из наиболее почитаемых обрядов в исламе и стараются применять его учение в своей повседневной жизни. Шииты и сунниты Шииты и сунниты — это две основные группы в исламе. Они разделяют общие убеждения, но у них различные традиции и практики.
Основной спор между ними заключается в вопросе наследия пророка Мухаммеда и его последователей.
30 важнейших фактов об Исламе
Ислам учит высокой культуре и нравственности, доброму отношению к близким и окружающим людям. Ислам — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. рассказал РИА Новости зампред Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Рушан отметил, что арабский - это язык Священного Корана и богослужений. «Разъяснение десяти норм этикета» — лекции по книге шейха Салиха аль-‘Усайми, в которой он собрал некоторые правила этикета и благопристойности (адабы), которые должен соблюдать каждый мусульманин.
Что такое Ислам?
это духовный ориентир мусульман во всем мире, существует ряд фактов о Мекке, которые до сих пор малоизвестны. Ислам учит, что откровения получали многие пророки. Ислам для его приверженцев –образ жизни; основа семейных и правовых отношений; свод традиций и обычаев. 8 987 420 01 01. Заказать поздравление в передаче «Сина Миннэн Сэлэм». Обусловленный определенный заранее процент за пользование денежными ресурсами, что ислам однозначно трактует как ростовщичество ("риба").