Новости эмоциональный интеллект состоит из

Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом. Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту. Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков.

Как работает эмоциональный интеллект

  • Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
  • Отзывы о НАДПО
  • Общая информация
  • Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта
  • Что было известно об эмоциях раньше?

Эмоциональный интеллект (EQ)

Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т. К сожалению, конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операцио-нализации и различения с традиционными формами интеллекта. На основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л.

Кронбах Cronbach, 1970 пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Несмотря на такое обескураживающее начало, постепенно в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. В центре их интереса оказался эмоциональный интеллект. В широком смысле к эмоциональному интеллекту ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004. Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии.

К тому же ЭИ расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая дифференциальную психологию Carroll, 1993. Понятие ЭИ соответствует теории множественного интеллекта Гарднера Gardner, 1993 , особенно его взглядам на межличностный и внутрилич-ностный интеллект. Некоторые авторы считают, что ЭИ удастся связать с объяснением эмоциональных явлений с точки зрения процессов пере- работки информации; такой подход уже показал свою продуктивность при разработке научных моделей академического интеллекта Matthews et al. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы дать обзор по проблемам измерения ЭИ и его применения в практической работе, а также сделать попытку теоретического осмысления этого конструкта. Научный статус понятия ЭИ пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение.

Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотива-ционные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания см. Эти модели предполагают измерение ЭИ с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы Mayer, Caruso, Salovey, 1999. Важно отметить, что результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом; это вызывает вопросы относительно научной состоятельности этих двух подходов. В первых двух разделах настоящей статьи анализируются походы к измерению ЭИ, основанные на самоотчете и на тестировании.

В каждом случае рассматриваются теоретические допущения, психометрические данные и эмпирические данные относительно связи показателей ЭИ с другими переменными. В последних двух разделах проводится теоретический анализ понятия ЭИ и практических применений этого конструкта. В заключении высказываются предположения относительно будущих исследований, которые могли бы укрепить научный статус понятия ЭИ. Измерение ЭИ на основе самоотчета опросники Смешанные модели ЭИ характери-зуютсяся большим разнообразием и отличаются друг от друга тем, какие личностные характеристики в них включаются. Эти модели трактуют ЭИ не как чисто когнитивную спо- собность, а как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу.

Такой взгляд позволяет использовать для измерения ЭИ опросники. Концептуализация и измерение. Применение опросников предполагает, что люди способны давать точный самоотчет относительно своего поведения и своих умений и навыков, входящих в понятие ЭИ. Это допущение представляется сомнительным, так как установлено, что самооценки когнитивных способностей лишь умеренно связаны с результатами объективных тестов интеллекта РаиШш, Lysy, Yik, 1998. Таблица 1 Характеристика основных методик для измерения ЭИ Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов Методики, основанные на самоотчете ECI Emotional Competence Inventory-360 Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет SSRI Schutte et al.

Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения. Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики. Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований.

В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности. Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Например, Д. При этом эмоциональные способности могут быть направлены на свои или на чужие эмоции. В противоположность этому опросник Р.

Бар-Она EQ-i состоит из 15 первичных факторов, которые объединяются в 5 факторов второго порядка Bar-On, 1997. Опросник Н. Шутте с соавт. SSRI Schutte et al. Мэйера, П.

Сэловея и Д. Наиболее разработанным с теоретической точки зрения является, пожалуй, опросник К. Петридеса и А. Опросник Д. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал — межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими.

Примечательно, что шкалы этих опросников не очень похожи друг на друга. Например, EQ-i включает шкалы, соответствующие всем кластерам ECI, хотя осознание социальных взаимодействий и социальные навыки объединяются в один фактор межличностной компетентности. Гоулмена, ни друг другу например, «адаптация» и «общее настроение». Сейчас появляются эмпирические исследования степени сходства этих опрос- ников, что может привести к возникновению более четких смешанных моделей, однако пока смешанные модели недостаточно соотносятся друг с другом Matthews, Roberts, Zeidner, 2004. Психометрические свойства.

Техника конструирования опросников хорошо отработана, поэтому можно было бы легко оценить качество предлагаемых методик. К сожалению, необходимые данные доступны далеко не всегда. Гоул-мен Goleman, 2001 при описании ECI часто ссылается на неопубликованные данные.

Как хорошо вы способны справляться со стрессом и фрустрацией? Как часто вы слушаете свою интуицию? Как хорошо вы можете адаптироваться к новым ситуациям? Как часто вы проявляете сочувствие к другим людям? Как хорошо вы понимаете невербальные сигналы других людей?

Насколько развита ваша способность к командной работе? Часто ли вы проявляете лидерские качества? Другой метод — это обратная связь от других людей. Вы можете попросить своих друзей, родственников, коллег или начальников оценить уровень вашего эмоционального интеллекта по разным параметрам. Вы можете попросить их дать вам примеры ситуаций, в которых вы проявили или не проявили ЭИ. Это поможет вам увидеть себя глазами других и узнать, какие аспекты вам нужно улучшить. Кроме того, для определения уровня развития ЭИ существуют различные методики и инструменты. Одним из инструментов является использование тестов, разработанных специалистами в области ЭИ.

Один из самых известных тестов — это тест Мэйера-Сэловея-Карузо MSCEIT , который предлагает задания, связанные с распознаванием эмоций, использованием их для решения задач, пониманием и контролем над эмоциями. Этот тест помогает определить степень развития конкретных компонентов ЭИ. Однако следует помнить, что методики, основанные на самооценке, могут быть менее достоверными, так как зависят от объективности ваших ответов. Поэтому рекомендуется дополнительное обсуждение результатов с психологом для более точной интерпретации. Также существуют и другие тесты, например, «ЭмИн» Дмитрия Люсина и тест Кимберли Бачард, которые оценивают различные аспекты ЭИ и помогают определить его уровень развития. Использование вышеупомянутых методик и инструментов позволяет получить более объективное представление о развитии ЭИ, что полезно для личностного и профессионального развития. Как применять этот навык в жизни? Эмоциональный интеллект полезен в разных сферах жизни.

Вот некоторые примеры, как можно применять ЭИ в повседневности: В личной жизни. ЭИ поможет вам лучше понимать себя и свои потребности. Вы сможете лучше управлять своими эмоциями, избегать негативных мыслей и позитивнее относиться к происходящему, а также лучше понимать и поддерживать своих близких и выстраивать гармоничные и доверительные отношения. В карьере. ЭИ повышает продуктивность и креативность на работе, а также помогает решать сложные задачи и принимать решения. Вы научитесь эффективно общаться с клиентами, коллегами и начальством, устанавливать и поддерживать деловые контакты. Вы сможете мотивировать и вдохновлять коллег, станете хорошим лидером. В социальной сфере.

Торндайк сформулировал трёхкомпонентную модель интеллекта, включающую способности понимать и оперировать идеями абстрактный интеллект , конкретными предметами механический интеллект и людьми социальный интеллект. Так в психологию было введено понятие социального интеллекта, который определялся Э. Торндайком как «способность понимать людей и управлять ими, поступать разумно в человеческих отношениях». Другие ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие как Ч.

Спирмен, Д. Векслер, П. Вернон, Дж. Гилфорд также в той или иной форме утверждали, что понимание поведения других людей и себя самого должно выделяться в качестве отдельной интеллектуальной способности.

Из более современных подходов такого рода можно назвать теорию множественных интеллектов Х. Гарднера, в рамках которой выделяется внутриличностный и межличностный интеллект. К сожалению, конструкты, связанные со способностями в области понимания социальных взаимодействий и внутриличностных процессов оказались сложны с точки зрения их операционализации и различения с традиционными формами интеллекта. Так, на основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л.

Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Тем не менее в последнее десятилетие в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных одной из способностей такого рода — эмоциональному интеллекту ЭИ. В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей. Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии, интуитивно кажется перспективным для решения прикладных психологических задач, расширяет сложившиеся представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая научную психологию.

Общее понимание эмоционального интеллекта Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности. Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом.

Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г.

Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей.

При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций.

Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.

Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д.

Пять составляющих эмоционального интеллекта.

«Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. Из чего состоит эмоциональный интеллект. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). А в соединении с вектором интеллекта IQ эмоциональный интеллект формирует важнейшую стратегию, назовем ее «стратегией творцов».

Полное руководство по эмоциональному интеллекту

Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния. Существуют различные методики и инструменты, которые могут в этом помочь. Так, знаменитое «Колесо эмоций» Роберта Плутчика сегодня можно встретить в кабинете каждого психолога. Наглядная яркая модель помогает клиентам расширять картину своих чувственных переживаний и учиться их называть. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Как же определить свой уровень EQ и двигаться в сторону его развития? Существуют различные тесты и опросники, помогающие измерить уровень эмоционального интеллекта, однако все они вызывают критику со стороны специалистов в силу ряда причин. Если при измерении IQ можно опереться на средние значения, абсолютный минимум и абсолютный максимум, присущий экспертам в этой области, то в ситуации с EQ экспертность кажется невозможной. Действительно, кого сегодня можно считать специалистом по самоосознанности и самоконтролю?

Различные тесты и опросники предполагают способность к самоотчету, что по факту присуще не всем людям. И, наконец, в нашей стране отсутствуют адаптированные тесты, учитывающие специфические культурные и социальные особенности людей в России. Наверняка можно говорить только об отсутствии корреляции между тестами на измерение IQ и EQ. Именно поэтому высокий эмоциональный интеллект стал основой успешности в карьере и жизни многих людей со средними показателями коэффициента умственного развития. Когда стоит обратить внимание на свои эмоции и, возможно, прибегнуть к помощи специалиста для работы над ними? Человек находится не в контакте со своими эмоциями, если: ему трудно ответить на вопрос «что я сейчас чувствую?

Использование эмоций в решении задач Способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, то есть как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Понимание и анализ эмоций Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные амбивалентные чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой. Управление своими эмоциями и эмоциями других людей Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т.

Бар-Она Bar-On, 1997 основывается на идее, что ЭИ должен способствовать адаптации человека к реальной жизни. Действитель- но, в исследованиях показано, что его опросник EQ-i положительно коррелирует с приспособленностью, субъективным благополучием и социальным успехом. Высокие баллы EQ-i связаны также с более частым использованием стратегий совладания, направленных на проблему, по сравнению с использованием стратегий совладания, направленных на эмоции. Однако результаты этих исследований поднимают вопросы конструктной валидности. Возможно, EQ-i измеряет не столько способность, позволяющую преодолевать жизненные трудности, сколько последствия встреч с этими жизненными трудностями. Тесная корреляция с психопатологическими симптомами может свидетельствовать о проблемах с конструктной валидностью, особенно если учесть, что одной из шкал опросника является «общее настроение». Опросник SSRI показывает неплохую критериальную валидность. В первом исследовании с использованием SSRI обнаружены корреляции с оптимизмом, контролем побуждений, ясностью чувств и другими показателями эмоциональной адаптации Schutte et al. В последующих исследованиях обнаружены связи с навыками межличностного общения, склонностью к сотрудничеству, удовлетворенностью отношениями Schutte et al. Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями. Многие данные свидетельствуют о том, что опросники на ЭИ не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Такие данные получаются на разнообразных выборках с применением разных методик. Принято считать, что любые когнитивные способности должны умеренно положительно коррелировать с интеллектом. Отсутствие таких корреляций у опросников на ЭИ свидетельствует об их низкой конвергентной валидности. В совокупности эти данные позволяют поставить вопрос о том, измеряют ли опросники на ЭИ нечто имеющее отношение к интеллекту Matthews et al. Вместе с тем неоднократно показано, что опросники на ЭИ коррелируют с известными личностными чертами. Особенно существенно пересечение этих методик с фактора- ми модели «Большая пятерка» — нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту, доброжелательностью, сознательностью. Наиболее сильная связь наблюдается с нейро-тизмом; корреляции часто бывают настолько велики, насколько позволяют коэффициенты надежности. В этих случаях можно говорить о том, что измеряется эмоциональная устойчивость, а не отдельный новый конструкт Newsome, Day, Catano, 2000. Связи у разных опросников на ЭИ с личностными чертами весьма разнообразны. Это свидетельствует о том, что эти методики измеряют разные аспекты ЭИ. Кроме этого, возникает подозрение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. В настоящее время методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, сталкиваются со многими трудностями. Различные концептуализации конструкта ЭИ недостаточно согласуются друг с другом, и нет внятных оснований для того, чтобы утверждать, что люди способны адекватно оценить свои способности в области понимания эмоций и управления ими. В частности, по определению люди с низким ЭИ должны плохо осознавать свои способности в этой области. Эмпирические исследования позволили разработать достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валид-ностью. Однако эти шкалы пересекаются с методиками, измеряющими личностные черты, что свидетельствует о недостаточной дивергентной валидности. Дальнейшие исследования могут прояснить вопрос о связи личностных черт с ЭИ, однако пока нет данных, подтверждающих, что опросники на ЭИ измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту. Измерение эмоционального интеллекта на основе решения задач объективные тесты Основная модель ЭИ как способности была предложена Дж. Мэйе-ром и П. Сэловеем например, Mayer, Salovey, 1997. В рамках этой модели ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре «ветви»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; 4 управление эмоциями. Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях. Способность распознавать и выражать эмоции первая «ветвь» является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая «ветвь». Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции соб- ственных и чужих эмоций четвертая «ветвь». В нижней части таблицы 1 приведен список методик, используемых для измерения ЭИ в рамках модели способностей. Каждое задание этого теста имеет несколько вариантов ответа, один из которых должен выбираться испытуемым. Для того чтобы определить, сколько баллов испытуемый должен получить за выбор того или иного ответа, тест был проведен на большой выборке стандартизации, репрезентативной по отношению к населению США. Каждому варианту ответа приписывается балл, соответствующий доле испытуемых в выборке стандартизации, выбравших этот ответ. Кроме такого способа подсчета баллов, основанного на консенсусе, применялся другой способ, основанный на экспертных оценках. В этом случае балл, присваиваемый тому или иному ответу, соответствует доле относительно небольшой выборки экспертов, которая выбрала этот ответ. В тесте EARS каждый пункт состоит из трех рассказов, вслед за которыми приведены 12 пар настроений. Испытуемый должен выбрать настроение, которое, вероятнее всего, испытывает персонаж рассказов. В тесте LEAS используются открытые задания без заранее заданных вариантов ответа. Экспериментатор приписывает баллы ответам испытуемого по определенным правилам аналогично тому, как это происходит в традиционных тестах на понимание. Предполагается, что в ответах испытуемых можно различить 6 уровней понимания эмоций. В экспериментальной психологии существует еще ряд тестов, измеряющих конструкты, соответствующие четырем «ветвям». Примечательно, что методики, измеряющие способность распознавать эмоции в различных стимулах чаще в выражениях лиц, реже в голосах, ситуациях, музыкальных отрывках , обычно не рассматривались как тесты для измерения ЭИ. Вместе с тем многие задания, разработанные в рамках экспериментальной психологии, могли бы успешно применяться и в дифференциальной психологии для измерения ЭИ. Наиболее серьезная проблема тестов ЭИ состоит в определении метода подсчета баллов, так как все существующие подходы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма спорными. Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. По этому поводу идет острая полемика. Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций, характерные для данной культуры. Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетным. Результаты эмпирических исследований противоречивы.

Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства. Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт. Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина. Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа. Поиск мотивации Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться. Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования. Выработка новой привычки Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства. А нам нужно создать новый способ реагирования — проложить ещё одну дорогу. Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому. Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться. Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса. Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей. Обратная связь После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны. Потому что ваша оценка себя — субъективна. Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными. Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек. Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами». В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта. Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации.

Основные компоненты эмоционального интеллекта

  • Пять составляющих эмоционального интеллекта.
  • Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
  • Основные компоненты эмоционального интеллекта
  • Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать

Согласно Д. Гоулману, эмоциональный интеллект — это способность человека понимать свои эмоции и чувства, а также управлять ими. Он включает в себя четыре основных компонента: самосознание, самоконтроль, эмпатия и социальные навыки. Теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана имеет ряд преимуществ. Во-первых, она подчеркивает важность эмоциональной составляющей в процессе принятия решений и управления отношениями. Во-вторых, Д. Гоулман предлагает конкретные способы развития эмоционального интеллекта, такие как тренировка внимания к своим эмоциям, практика самоконтроля и эмпатии, а также развитие социальных навыков.

Однако у теории Д. Гоулмана есть и недостатки. Прежде всего, многие критики утверждают, что эмоциональный интеллект — это слишком широкое понятие, которое не позволяет точно определить, какие именно навыки и способности необходимы для успеха. Кроме того, некоторые ученые считают, что акцент на эмоциях может привести к тому, что люди начнут игнорировать рациональные аспекты принятия решений. Несмотря на все недостатки, теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана остается популярной и востребованной. Она помогает людям лучше понимать себя и окружающих, а также развивать полезные навыки для достижения успеха в различных сферах жизни.

Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта — это непрерывный процесс, который требует усилий и времени, но результаты могут быть весьма значительными. Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана 1998 , можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И. Андреева 2007 отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования а значит, и более высоким материальным доходом чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», — подчеркивает она [2, с. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.

Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с.

Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. Люсин понимает следующее. Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят.

Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного.

Несмотря на все недостатки, теория эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана остается популярной и востребованной. Она помогает людям лучше понимать себя и окружающих, а также развивать полезные навыки для достижения успеха в различных сферах жизни. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта — это непрерывный процесс, который требует усилий и времени, но результаты могут быть весьма значительными.

Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана 1998 , можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И. Андреева 2007 отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования а значит, и более высоким материальным доходом чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», — подчеркивает она [2, с. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.

Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. Люсин понимает следующее.

Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят. Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного.

Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность.

Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Мария Афонина По данным ВЦИОМ 2019 года, каждый третий россиянин считает , что профессиональное выгорание и проблемы со здоровьем возникают в результате стресса и тяжелой работы. Что помогает справиться с трудностями и избежать эмоционального выгорания? Она позволяет противостоять сложностям в условиях неопределенности и в стрессогенной среде. Жизнестойкость — это умение быть эффективным в условиях неопределенности, тревоги и стресса, поддерживать высокий уровень психологического и физического здоровья, оптимизм, умение совладать с трудностями и восстанавливать собственные ресурсы. Все это напрямую связано с развитие эмоционального интеллекта. Именно он влияет на нашу жизнестойкость. Исследователь Дэниел Гоулман еще в 1990-е годы доказал , что у людей с развитым эмоциональным интеллектом состояние психического здоровья лучше, они более эффективны на работе и у них более развиты лидерские навыки. Эмоциональный интеллект — это способность эффективно коммуницировать с другими людьми, умение отслеживать свои и чужие эмоции, осознавать свое внутреннее состояние и контролировать эмоции. Он помогает каждому из нас понять себя и других людей.

И еще версия, которая пару раз встречалась, — это умение контролировать свои эмоции, брать себя в руки, когда злишься, и быть способным не сморозить лишнего. Не слишком переживать из-за других людей, событий — вот такого плана вещи. Все эти вещи в принципе имеют отношение к эмоциональному интеллекту довольно непосредственно, но, наверное, не описывают в полной мере эту идею. А идея в том, что эмоциональный интеллект — это такой комплекс навыков, способностей, компетенций, которые позволяют распознавать эмоции, понимать намерения, понимать мотивацию желания других людей, понимать свои собственные эмоции, понимать, как управлять своими эмоциями и как управлять эмоциями других людей для того, чтобы достигать того, чего хочется. Естественно, человек, который обладает такими навыками, такими умениями, более успешен в любых проектах и начинаниях. Он быстро заводит знакомства, у него более позитивные отношения с другими людьми, у него меньше стресса, и, наверно, он и дольше живёт, хотя таких исследований не встречал, честно говоря. Модель эмоционального интеллекта Гоулмана Ирина — Сергей, я думаю, достаточно теории. И всё ещё мне не очень понятно, что такое эмоциональный интеллект. Можешь рассказать немножко подробней? Сергей — Ну смотри. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Те или иные компетенции, те или иные составляющие — в каких ситуациях могут проявляться, как они работают. Например, первый — «самопознание»: способность понимать свои эмоции, свою мотивацию принятия решений. У тебя бывало так, что ты с кем-то ссоришься и говоришь какие-то вещи, которые потом понимаешь, что не стоило бы говорить? Ирина — Нет, никогда, ты что! Сергей — Это потому, что у тебя замечательно развит эмоциональный интеллект. И представляешь, у многих так бывает. Ну что ты в запале ссоры, какого-то обсуждения говоришь, говоришь, давишь-давишь-давишь, а на следующий день тебе даже стыдно. И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации? И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция. Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит. Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый.

Статьи и полезные материалы для HR

Стремление к достижениям ради самих достижений; желание самосовершенствоваться, работать и ставить перед собой трудные задачи. Внимание к чувствам других людей. Социальные навыки. Направление отношений в нужное русло. Начинать надо с компонентов, связанных с внутренним миром. Например, невозможно научиться влиять на других людей, не повысив сначала уровень самосознания и самоконтроля. Эмоции — это система навигации Нам часто советуют бороться со своими эмоциями, но это неправильно. В сильных проявлениях чувств нет ничего плохого. Это своего рода опознавательные знаки, с помощью которых люди общаются и лучше понимают себя.

Эмоции не бывают плохими или хорошими, полезными или вредными. Они просто есть. Это заложенная в нас система навигации, и она лучше работает, если не сопротивляться ей. Лишь осознав и приняв свои эмоции, вы увидите, какой сигнал они вам подают. Источник Воспринимайте свои переживания как указание на то, что нуждается в улучшении. Задумайтесь: какова функция вашей эмоции? О чем она говорит? Какой подает сигнал?

Что вас на самом деле тревожит? Чего вы боитесь? Чем вызваны гнев или печаль? Эмоции могут преподать ценный урок. Они позволяют понять, что для вас действительно важно и как этого достичь. Управлять ими означает не искоренять их, а эффективно использовать, не давая им контролировать ваше поведение. Тело не лжет Представьте, что вы идете по темной улице в опасном районе около двух часов ночи. Внезапно кто-то выскакивает из переулка и бежит в вашу сторону.

Какую эмоцию вы испытаете? В большинстве случаев это будет страх, вызывающий немедленную физиологическую реакцию: сердце заколотится быстрее, во рту пересохнет, дыхание участится или станет прерывистым, тело задрожит, зрачки расширятся, на теле выступит пот, а в крови подскочит уровень сахара. Наш организм моментально отзывается на эмоциональное состояние изменением пульса и другими реакциями. Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу.

Управление эмоциями и их понимание важно для осознанной жизни, развития и становления личности, высвобождения от токсичного прошлого. Кстати, как вы думаете, когда начинает формироваться эмоциональный интеллект, от чего зависит его развитие? Да, не просто так мы заговорили про это, упомянув токсичность. Фундамент EQ закладывается в раннем детстве. Инструмент — слова родителей. Как вы думаете, что негативно влияет на EQ, из-за чего у взрослых возникают проблемы с пониманием и выражением эмоций, управлением ими, взаимодействием с другими людьми? Все дело в клише, «комплиментах», которые щедро отвешивают токсородители в детстве: «дурак», «дура», «бездарь», «неслух», «лентяй», «негодяй», «профурсетка» и т. А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься. Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким. Значит, таким я и буду. Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее.

Благодаря целям и видению мы отстаиваем личные границы и не выходим за рамки собственных ценностей. Компонент социальности, если он развит, позволяет налаживать контакты с людьми, сглаживать углы и правильно демонстрировать людям свои намерения. Личное влияние — это наша способность вдохновлять, мотивировать и побуждать людей следовать за нами. Первые три пункта относятся исключительно к тому, что происходит у нас внутри, когда мы оказываемся наедине со своими чувствами и мыслями или же в определенных социальных ситуациях. Другие два — это внешние компоненты, которые тесно связаны с окружением и нашими социальными контактами. Все эти составляющие важны для комплексного развития эмоционального интеллекта, однако самую важную роль играют самосознание и самоконтроль. Благодаря им мы можем, например, проанализировать ситуацию после конфликта, понять, где мы были неправы, и прийти к другому человеку, чтобы наладить отношения. Или же проанализировать свою реакцию, которая, может, и не проявилась внешне, но явно оказала влияние на наше самочувствие. Иначе говоря, чем лучше у вас развито самосознание и самоконтроль, тем больше мы склонны к рефлексии и управлению собственными эмоциями. Поэтому, прежде чем начинать развивать навык эмпатии или учиться общаться с людьми так, чтобы никого не обидеть, нужно разобраться в том, насколько хорошо вы умеете понимать свой внутренний мир и его внешние проявления. И вот как это можно сделать. Наблюдайте Когда мы рефлексируем, мы метафорически отстраняемся от ситуации и смотрим на нее со стороны. Так поступают наставники — люди, которые не являются частью игры, но активно за ней наблюдают, для того чтобы увидеть проблемные зоны и предложить варианты, как их устранить. Поэтому первое, что вам необходимо сделать, — это позволить вашему наставнику участвовать во всем, что с вами происходит. Можете представить, например, самый яркий конфликт в вашей жизни и посмотреть на него со стороны. Как вы выглядите? Какую позу занимаете? Какие эмоции проявляются на вашем лице? После того как вы от и до изучите себя, переключитесь на окружающих. Как они ведут себя? Как они реагируют на ваши слова? Какие эмоции демонстрируют? Пусть ваш внутренний наставник рассмотрит ситуацию как можно детальнее, но только как третье незаинтересованное лицо: без оценок и негативных эмоций, только факты. Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств. Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций. Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь.

Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией. Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам.

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте

Это поможет в дальнейшей работе над EQ. Как вести дневник, чтобы увидеть связь между эмоциями и реакцией «Я несколько месяцев наблюдала за эмоциями и увидела, что иногда веду себя агрессивно, особенно с близкими. Я обратилась с этим к психологу, и в ходе работы мы выяснили, что причина такой реакции у меня — неумение видеть раздражение и на этом этапе решать проблему. Я не искала выход из ситуации, раздражение росло и сначала превращалось в гнев, а потом в агрессию. Теперь я отслеживаю раздражение. Как только его замечаю, стараюсь понять причины и, если это возможно, сразу решить проблему. Сначала это было сложно, но со временем стало получаться замечать раздражение в моменте. Сейчас я вижу, что у меня почти нет гнева и агрессии, так как практически все проблемы можно решить, если сразу их заметить». Юлия Маркевич Автор статьи, работает с психологом над развитием эмоционального интеллекта Не обязательно фиксировать эмоции на бумаге.

Есть специальные приложения, в которых можно отмечать эмоции, а если есть желание, еще и вести мини-дневник — записывать обстоятельства и свои мысли. Например, это скрин из приложения Thera Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список. Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать. Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо.

Так можно работать с любой эмоцией. Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу. Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом. А вот когда вы спокойны, вам может захотеться рисовать, и творчество поможет дольше оставаться в спокойном состоянии. Поэтому не сдерживаю себя и даю эмоциям выйти, так как считаю, что держать их внутри себя разрушительно. Например, когда в 2020 году началась пандемия, я регулярно выезжала в лес и там кричала.

Потом возвращалась к задачам в бизнесе и спокойно их решала». Наталия Франкель Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3.

Она всегда активно вовлечена в рабочий процесс, а ее коллеги находят в ней источник спокойствия. Менеджер Эстер рад, что ему так повезло с его подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта или ЭИ. Эстер и сама считает, что ЭИ — одна из ее сильных сторон; она рада, что хотя бы над этой областью лидерских качеств можно не работать. Однако, как ни странно, несмотря на положительный настрой, Эстер чувствует, что в своей карьере она «топчется» на месте.

Ей все никак не удается добиться на работе тех результатов, которых от нее ждут. Вот тебе и эмоциональный интеллект, думает она. Ловушка, в которую угодила Эстер и ее менеджер, встречается довольно часто — они понимают термин «эмоциональный интеллект» слишком узко. Они фокусируются на общительности Эстер, ее внимательности к другим и умении понравиться, и забывают при этом о других важных составляющих эмоционального интеллекта, которые могли бы сделать ее сильным и способным лидером.

Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем. Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей.

Эмпатия Этот компонент связан с нашей способностью понимать и сопереживать эмоции других людей. Включает в себя умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, эмоциональные выражения и настроение окружающих нас людей. Эмпатия помогает нам строить глубокие и качественные отношения с другими людьми. Социальные навыки Этот компонент относится к нашей способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Включает в себя умение устанавливать и поддерживать положительные отношения, слушать и понимать других, решать конфликты и сотрудничать в команде. Социальные навыки помогают нам успешно взаимодействовать с окружающими и достигать совместных целей. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие каждого из них помогает нам стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Развитие эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом саморазвития и позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми. Вот несколько способов, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самоанализ Первый шаг в развитии эмоционального интеллекта — это осознание своих эмоций и их влияния на вас. Постарайтесь быть внимательными к своим эмоциям и анализировать их причины и последствия. Задавайте себе вопросы: почему я чувствую так, как я чувствую? Как эти эмоции влияют на мои решения и поведение? Это поможет вам лучше понять себя и свои реакции. Развитие самосознания Самосознание — это способность осознавать свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Развивайте свое самосознание, задавая себе вопросы о своих целях, мотивах и предпочтениях. Это поможет вам принимать более осознанные решения и действовать в соответствии с вашими ценностями. Управление эмоциями Умение управлять своими эмоциями — это ключевой аспект эмоционального интеллекта. Научитесь распознавать свои эмоции и находить способы их регулирования. Это может включать в себя использование техник релаксации, таких как глубокое дыхание или медитация, а также поиск здоровых способов выражения эмоций, например, через искусство или физическую активность. Развитие эмпатии Эмпатия — это способность понимать и сопереживать чувствам и потребностям других людей. Развивайте свою эмпатию, стараясь поставить себя на место других людей и понять их перспективу. Слушайте активно, задавайте вопросы и проявляйте поддержку и понимание. Это поможет вам улучшить свои отношения и эффективно взаимодействовать с другими. Развитие социальных навыков Социальные навыки — это умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Развивайте свои навыки коммуникации, учитеся слушать и выражать свои мысли и чувства ясно и уважительно. Также развивайте навыки решения конфликтов и сотрудничества в команде. Это поможет вам улучшить свои отношения и достигать совместных целей. Развитие эмоционального интеллекта требует времени и усилий, но оно может принести множество преимуществ в вашей жизни. Будьте терпеливыми и открытыми к саморазвитию, и вы сможете стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий