«Через пять лет Украины уже не будет», — такое мнение высказал в интервью Redacted бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон.
«Выросла не экономика, а экономия». Почему госдолг Украины увеличивается, и кто будет его отдавать
Если США перестанут выдавать Украине деньги, то ее ждет повторение мощнейшего экономического кризиса начала. $0,6 млрд, Бюджет Украины, Валютные резервы, 2024 Сокращение резервов до $37,052 млрд, 2022 План. Пострадавшая экономика Украины может пережить следующие несколько месяцев, пока не поступит иностранная помощь, но 2024 год, несомненно, будет более тяжелым, чем этот год, и Киеву придется в большей степени полагаться на собственные силы.
Сырский рассказал союзникам Украины о сложной для ВСУ ситуации на передовой
последние известия. Украинская экономика восстановилась в первом квартале 2010 года[34] благодаря восстановлению мировой экономики и росту цен на металлы.[59] Рост реального ВВП Украины в 2010 году составил 4,3. Украинские новости, последние события, происшествия и репортажи Свежие новости Украины на сегодня онлайн Самые свежие и интересные новости Киева и Украины за прошедшее время на
Украина – последние новости
Израиль будет участвовать в Олимпийских играх под своим флагом. По мнению Макрона, отказ в таком же праве российским спортсменам объясняется тем, что Израиль нельзя назвать нападающей стороной. Двойные стандарты? Воины СВО уничтожили танк Challenger 2 Машина поступила на вооружение Украины в 1994 году и до сих пор ни разу не была поражена противником. В 2003 Challenger 2 был уничтожен в Ираке. Тогда это произошло из-за попадания под дружественный огонь, пишут СМИ.
Другими словами, подчеркнул журналист, они бесполезны без эффективной противовоздушной обороны. А ее нет и не предвидится. Подробности — на видео.
Вскоре, однако, в России наступил период «правительственной чехарды», закончившийся приходом на пост главы правительства Владимира Путина. Вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [34]. С 1998 года «Газпром» прекратил прямые поставки газа Украине и стал поставлять газ лишь в оплату за транзит, а экспортом «платного» газа занялась посредническая компания « Итера », которую позже сменили «Eural Trans Gas» и «РосУкрЭнерго» [37]. В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет Х-22, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из 1-миллиардного долга за поставленный российский газ.
Власть и финансово-промышленные группы[ править править код ] 1990-е годы на Украине стали периодом активного слияния власти и бизнеса, связанного с процессом «первоначального накопления капитала» и появлением так называемых «красных директоров», которые устанавливали личный контроль над предприятиями, остававшимися в собственности государства. При этом руководители предприятий могли получать беспроцентные кредиты, дотации для «спасения производства» и субсидии на выполнение государственных заказов, служившие источником личного обогащения. Самым существенным источником роста и обогащения бизнес-групп стал доступ к посредническим операциям с энергоносителями газ, нефть, уголь. Кроме того, практиковались несанкционированный отбор российских энергоносителей, «трастовые пирамиды», приобретение государственных предприятий по заниженной цене путём акционирования или доведения до банкротства [38]. В результате тесного взаимодействия государственной власти Украины с представителями крупного капитала украинские олигархи фактически захватили власть: характер и результаты политической борьбы определяются не идеологией или популярностью среди населения, а поддержкой влиятельных финансово-промышленных кланов, контролирующих, помимо прочего, средства массовой информации. Исследователи отмечают влияние олигархических групп как один из ключевых факторов формирования современной системы власти на Украине. К наиболее крупным финансово-промышленным кланам Украины, экономические и политические границы которых окончательно установились в начале 2000-х годов, относятся Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Харьковский и Львовский. Обеспечивая финансирование политических институтов, взамен олигархические кланы получают их протекторат [38].
Конфликт президента Леонида Кучмы с Верховной радой и финансово-промышленными группами за контроль над исполнительной властью и конституционный кризис в стране стали следствием перераспределения экономического влияния между старой и новой бизнес-элитой страны. Первым модель переплетения исполнительной власти с финансово-промышленными кланами установил премьер-министр Украины Павел Лазаренко май 1996 — август 1997 гг. После его отставки Кучма поставил под свой контроль большинство финансово-промышленных групп, гарантировав им стабильное существование. Так на Украине сложилась взаимовыгодная и эффективная модель взаимодействия президента с большим капиталом, манипулирования противоборствующими финансово-промышленными группами. Большой капитал поддержал президента в его борьбе за концентрацию власти. Президент, в свою очередь, обеспечивал финансовое увеличение активов через «адресную» приватизацию, налоговые льготы, доступ к дешёвым энергоносителям и др. В конце 1990-х — начале 2000-х, воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии , наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, приватизированные металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [39]. В 2001—2007 гг.
Это Соглашение было одновременно ратифицировано в 2004 году Верховной радой и Государственной думой, проводилась большая работа по созданию общей нормативно-правовой базы экономической интеграции четырёх стран. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [40]. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл президент Ющенко , то новое руководство поставило во главу угла идею евро-атлантической интеграции вступления в Евросоюз и НАТО. Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП , президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко заявил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли.
Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и Таможенного союза , украинское руководство не устраивали. С 2007 года начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В мае 2009 года Украина вступила в « Восточное партнёрство », одним из направлений деятельности которого являлось развитие экономической интеграции со странами Евросоюза. По мнению Андрея Илларионова , Россия в 2004 году рассчитывала на то, что на очередных президентских выборах победа достанется Виктору Януковичу , который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [41] [42]. С поражением Януковича и поворотом нового украинского руководства на евроинтеграцию стало ясно, что времена «льготных цен» для Украины закончились [43]. Россия активизировала свои действия, направленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и Северный поток привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину.
Однако значимость этого фактора раз в два месяца срок пролонгации снижается, так как факт ее продления решается сложно и как правило в последний момент. Тем более Россия в последнее время разными путями блокирует полное выполнение сделки, что снижает ее эффективность для Украины и вынуждает причастный бизнес постоянно корректировать свои планы и действия. Но очевидно, что отечественные фермеры вынуждены сократить посевы, что приведет к заметному снижению общего объема урожая в этом сезоне», — отмечает Дмитрий Чурин, директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital. Между тем, аналитики корректируют свои прогнозы не только в сторону увеличения. По словам заместителя министра Сергея Соболева, это сделано в первую очередь из-за предположения, что военные действия не завершатся в середине года, а будут длиться «почти целый год».
Ключевым риском для всех прогнозов остается интенсивность войны и увеличение срока боевых действий на более длительный срок, а также своевременность и объем предоставления финансовой помощи международными партнерами.
Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл президент Ющенко , то новое руководство поставило во главу угла идею евро-атлантической интеграции вступления в Евросоюз и НАТО. Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП , президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко заявил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и Таможенного союза , украинское руководство не устраивали. С 2007 года начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В мае 2009 года Украина вступила в « Восточное партнёрство », одним из направлений деятельности которого являлось развитие экономической интеграции со странами Евросоюза.
По мнению Андрея Илларионова , Россия в 2004 году рассчитывала на то, что на очередных президентских выборах победа достанется Виктору Януковичу , который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [41] [42]. С поражением Януковича и поворотом нового украинского руководства на евроинтеграцию стало ясно, что времена «льготных цен» для Украины закончились [43]. Россия активизировала свои действия, направленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и Северный поток привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [45]. Что касается украинского руководства, то оно в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива [46]. Эти планы, однако, так и не воплотились в практические действия.
Попытки реализовать альтернативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам. В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта , которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами, крайне негативно сказалось на имидже Украины как транзитного государства [47]. Россия в ответ подняла цену на газ для Украины до среднеевропейского уровня [48]. На Украине газовую тематику начали эксплуатировать все более-менее значимые политики, включая Юлию Тимошенко , которая ранее занималась в правительстве страны топливно-энергетическим комплексом. Как только в 2007 году в результате политического кризиса ей удалось возглавить правительство , она немедленно установила прямой контакт с президентом Владимиром Путиным, но в итоге это стоило ей не только карьеры, но и свободы [48]. Политизацию газовой сферы сопровождала череда коррупционных скандалов вокруг поставок газа на Украину и роли, которую в них играла компания « РосУкрЭнерго », выступавшая в 2006—2009 годах посредником между российским «Газпромом» и госкомпанией «Нафтогаз Украины» — на Украину она перепродавала газ по более низкой цене, чем закупала у российской монополии [48].
Несмотря на то, что в 2010 году новое руководство Украины существенно улучшило отношения с Российской Федерацией, были приняты законы о неблоковом статусе государства и региональных языках, подписан Договор о создании Зоны свободной торговли СНГ , перемены стратегического курса не произошло: была сохранена начатая «Оранжевой революцией» «проевропейская» ориентация Украины, воплощением которой и явились проекты соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским Союзом [40]. Текст Соглашения об ассоциации с Евросоюзом был окончательно согласован уже в ноябре 2011 года, но в связи с осложнившимися отношениями между Евросоюзом и руководством Украины из-за ареста и судебного преследования лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко его подписание несколько раз откладывалось, при этом Евросоюз выдвинул ряд дополнительных условий. В ноябре 2013 года, за несколько дней до Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» , где планировалось провести подписание Соглашения об ассоциации, процесс подготовки к подписанию был по инициативе украинского правительства приостановлен «с целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объёмов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами — членами Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и государствами-членами Европейского Союза» [53]. Отказ президента Виктора Януковича подписать соглашение с Евросоюзом привёл к массовым акциям протеста в Киеве, и после почти трёх месяцев жёсткого противостояния в конце февраля 2014 года Янукович бежал из Украины. Однако по требованию России 12 сентября 2014 года в Брюсселе на переговорах «Украина — Россия — ЕС» была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании зоны свободной торговли Украина — ЕС до 31 декабря 2015 г. С 1 ноября 2014 г. Украина приступила к реализации основных положений Соглашения, исключая создание зоны свободной торговли [56]. На юго-востоке Украины происшедшее вызвало протесты, весной 2014 года Крым был аннексирован Российской Федерацией , а на востоке страны начался вооружённый конфликт.
Его следствием стало снижение экономической активности [57] , значительный материальный ущерб промышленной, транспортной и социальной инфраструктуре в Донецкой и Луганской областях [58] и дальнейшее ухудшение экономического положения в стране. Изменение индекса промышленного производства по регионам, 2014 г. Терещенко сообщил, что «Украина заморозила поставки вооружения и военной техники в Россию» [59]. Ярема объявил, что Украина приняла решение прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией [60]. Борисов сообщил, что Украина прекратила поставку в Россию продукции военного назначения в том числе уже оплаченной российской стороной [61] [62]. Порошенко запретил любое сотрудничество с Россией в сфере ВПК [63].
«Выросла не экономика, а экономия». Почему госдолг Украины увеличивается, и кто будет его отдавать
Hong В Институте демографии и социальных исследований НАН Украины ИДиСИ подсчитали, что за последние 20 месяцев страну покинули не меньше шести миллионов человек, еще около четырех миллионов остались на территориях, перешедших России. При этом рынок труда лишился 3,5 миллиона рабочих мест, а скоро потеряет еще около миллиона. Что происходит с украинской экономикой — в материале РИА Новости. Для сравнения: в Польше безработица — меньше пяти процентов. В основном людей увольняют из-за закрытия предприятий и сокращения штатов.
Еще одна проблема — низкие зарплаты. В среднем — 12,6 тысячи гривен порядка 30 тысяч рублей. И если в первом квартале на рынке труда было 23 тысячи новых вакансий, то во втором — только 17 тысяч. Электрик вместо математика По данным социологической службы Центра Разумкова, больше всего трудоустроенных в торговле, сельском хозяйстве, образовании.
Почему инвестиции — еще не самое главное При этом эксперты подчеркивают, что судьба этих инвестиций напрямую будет зависеть от самой Украины, от уровня ее интеграции в ЕС, и в первую очередь — от продолжения антикоррупционной реформы, расширения роли гражданского общества и децентрализации власти. Коррупция — одна из главнейших бед Украины на протяжении многих лет. Фото: rutube.
Украине остро требуется модернизация госуправления, повышающая его прозрачность и качество. Страна также должна довести до конца земельную реформу, разрешив приобретать сельскохозяйственные земли всем юридическим лицам, в том числе иностранцам, уверены авторы доклада. Необходима и реформа судебной системы с частичным введением прецедентного права и повышением общественного контроля.
А кроме того, до сих пор не решена проблема деолигархизации и коррупции, без чего реформы обречены на неудачу. Если система гражданского контроля не будет развиваться, эрозия власти в условиях военных действий и отсутствия выборов станет практически неизбежной.
Изменение индекса промышленного производства по регионам, 2014 г. Терещенко сообщил, что «Украина заморозила поставки вооружения и военной техники в Россию» [59]. Ярема объявил, что Украина приняла решение прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией [60]. Борисов сообщил, что Украина прекратила поставку в Россию продукции военного назначения в том числе уже оплаченной российской стороной [61] [62].
Порошенко запретил любое сотрудничество с Россией в сфере ВПК [63]. Вслед за этим Роспотребнадзор ввёл ограничения на импорт в Россию некоторых продовольственных товаров украинского производства [65] , и экспорт украинской сельхозпродукции в Россию существенно снизился [66] [67]. Яценюк потребовал от глав областей представить правительству планы мобилизации экономики областей и подготовить переход экономики страны на военные рельсы [69]. За 2014 год курс национальной валюты Украины снизился вдвое, с 8 до 16 гривен за доллар [75]. Больше всего пострадали отрасли, основной потенциал которых сосредоточен на востоке страны: производство кокса и продуктов нефтепереработки, химической продукции, металлургической продукции, продукции машиностроения [77]. По данным ООН, на сентябрь 2014 года в результате боевых действий инфраструктура двух областей понесла ущерб на общую сумму 440 млн долларов США.
Часть заводов пострадала непосредственно от артобстрелов, часть лишилась инфраструктуры и была обесточена: в ходе боевых действий были разрушены железнодорожные пути и повреждены линии электропередачи [78]. Как отмечает Fitch , сильное падение украинской экономики во многом обусловлено разрывом традиционно тесных экономических связей с Россией [79]. Индекс текущего материального положения граждан, по данным GfK Ukraine [uk] , в апреле 2015 года достиг минимального значения за последние 15 лет — 23 из 200 [84]. Уровень безработицы достиг самого высокого уровня за все годы независимости Украины — около 5 миллионов безработных [85] [86] [87]. По оценкам Bloomberg и The Economist Украина вошла в пятёрку стран, имеющих самые «несчастные» экономики мира и была лидером в рейтинге стран с наихудшей экономикой соответственно [89] [90]. В июне 2016 года глава НБУ В.
Гонтарева заявила, что за последние два года украинская экономика включая банковский сектор испытала самый глубокий за время независимости кризис [91]. К 2018 г. Кризис промышленного производства привёл к росту безработицы [94]. В октябре 2019 была представлена программа действий кабинета министров Украины Алексея Гончарука , среди его пунктов: 40-процентный рост реального ВВП; создание одного миллиона новых рабочих мест; привлечение 50 млрд долларов прямых иностранных инвестиций и другие [95]. Politico отметил, что сумма резервов покрывает заявленный ущерб лишь частично [102]. New York Times оценил Украину как бывшее советское государство с культурой подверженности коррупции и хрупкими демократическими институтами.
Transparency International, поставила Украину на 117-е место из 180 стран по индексу коррупции в 2020 году. Но даже если конфискация активов будет одобрена некоторыми юрисдикциями, суммы далеко не соответствуют тому, что необходимо для восстановления Украины — по оценкам, они составляют не менее 600 миллиардов долларов [103]. По оценке шведского экономиста Андерса Ослунда, в случае если помощь не будет предоставлена своевременна украинское правительство будет вынуждено печатать деньги, что приведет уже к гиперинфляции [104]. Отмечено, что из-за войны национальный экспорт резко упал, налоговые поступления сократились, миллионы людей бежали, а российские атаки повредили важнейшую инфраструктуру, включая энергосеть. Подчёркивалось, что из-за большого дефицита бюджета Украина была вынуждена печатать деньги для покрытия своих расходных обязательств, снижая стоимость валюты и повышая стоимость импорта и других товаров [105]. В октябре 2022 года лидеры стран Европейского Союза предварительно договорились предоставлять Украине в 2023 году по 1,5 млрд евро каждый месяц для поддержки бюджета.
Таким образом, финансовая помощь за год должна составит 18 млрд евро. Кроме того, ЕС разрабатывает механизм конфискации и использования замороженных активов России для помощи Украине [106]. Основная статья: Сельское хозяйство Украины Акт частной собственности на землю, 1994 На территории Украины находится 32 миллиона гектаров чернозёма , что составляет треть пахотных земель всей Европы. Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий под урожай 2015 г. После присоединения к ВТО 5 марта 2008 года, Украине запрещено дотировать экспорт сельскохозяйственной продукции [108]. Земледелие В 1991 году размер посевных площадей составлял 32 021 тыс.
Валовый сбор зерновых в 1990 году составлял 51 009 тыс. В 2011—2012 гг. Основная часть экспорта зерновых в 2013 г.
Nestle инвестировала 40 миллионов швейцарских франков около 46 миллионов долларов в новое предприятие в западной Волынской области, в то время как немецкий гигант по производству лекарств и пестицидов Bayer планировал инвестировать 60 миллионов евро начиная с 2023 года в производство семян кукурузы в центральной Житомирской области.
Но, несмотря на скромные признаки восстановления в этом году, сырьевая экономика по-прежнему меньше, чем была до конфликта, а риски и другие ограничения остаются высокими. Миллионы украинцев остаются за границей, спасаясь от конфликта, что заставляет многие предприятия жаловаться на нехватку работников, особенно на высококвалифицированные должности. Экономику также сдерживает морская блокада, хотя маршрут, открытый этим летом, помог экспорту сырьевых товаров и может заметно стимулировать экономический рост в следующем году, говорят экономисты. Неопределенность в отношении направления военного конфликта сохраняется, а логистика экспорта по-прежнему нарушена, поскольку беженцы все еще находятся за границей.
Экономисты считают, что Киев также наверняка останется зависимым от иностранного финансирования, несмотря на опасения, что западная финансовая поддержка может ослабнуть. Дефицит торгового баланса Украины вырос до 22,3 миллиарда долларов за первые 10 месяцев 2023 года, что является рекордным показателем, иллюстрирующим рост импорта, в то время как экспорт оставался слабым. В этом месяце Марченко призвал общественность сократить потребление импортных товаров в комментариях, опубликованных украинским изданием LB.
Экономика Украины: насколько все плохо осенью 2022 года
Сокращение западной поддержки Украины сравнимо с приостановкой наркоза во время операции, заявил украинский экономист Алексей Кущ. На Украине в один голос проецируют катастрофические последствия для экономики в случае продолжения и/или расширения транспортной блокады. Экономика Украины — 47-я в мире по размеру ВВП по ППС — 602 миллиардов долларов США (данные МВФ за 2022 год). По ВВП по ППС на душу населения Украина за 2021 год занимала.
Цифры врать не умеют: что на самом деле происходит с экономикой Украины
Экономика Украины функционирует лишь постольку, поскольку есть такая потребность у Вашингтона Статья первая Нефть и нефтепродукты Украина в январе-сентябре текущего года импортировала нефтепродуктов на 6,14 млрд долл., что на 72,1% больше. Экономика Украины в цифрах. Статистика за 2023-2024. Следите за макроэкономическими показателями в Украине на Экономика Украины функционирует лишь постольку, поскольку есть такая потребность у Вашингтона Статья первая Нефть и нефтепродукты Украина в январе-сентябре текущего года импортировала нефтепродуктов на 6,14 млрд долл., что на 72,1% больше. В прошлом году ВВП Украины упал почти на треть Рост ВВП Украины в течение 2023 года может составить 3-4 процента.