Самозанятые в 2024 году: изменения, виды деятельности, налоги, плюсы и минусы. Самозанятые — это граждане или ИП, которые встали на налоговый учет и платят налог на профессиональный доход — НПД. Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), а ИП могут выбирать патент или упрощенку, но обязаны уплачивать страховые взносы. в размере 4 процента, если предоставляют услуги гражданам.
Плюсы и минусы самозанятости: кому стоит выбрать этот налоговый режим
А при повторном нарушении в течение шести месяцев штраф будет равен сумме дохода. Запомнить Самозанятость — самый простой способ получать доход легально, если работаете сами на себя, без сотрудников с трудовыми договорами. Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить страховые взносы за себя. Налоги с доходов за предыдущий месяц платят до 28-го числа текущего месяца. Если не было доходов, ничего платить не надо. Декларацию заполнять не нужно.
В случае отсутствия у Вас личного кабинета налогоплательщика — физического лица можно использовать Ваш логин и пароль от Портала государственных услуг Российской Федерации.
Если Вы не пользуетесь личным кабинетом физического лица, то можно зарегистрироваться с использованием паспорта: мобильное приложение «Мой налог» попросит отсканировать Ваш паспорт гражданина Российской Федерации и сделать собственную фотографию селфи. Процесс регистрации очень прост и сопровождается подробными разъяснениями и подсказками на каждом этапе. Каким образом выдавать платежные документы чек? Как рассчитываться с клиентом? Это делается через добавление новой продажи. При этом понадобится указать наименование товара, работы или услуги и ввести ее стоимость.
Чек необходимо передать клиенту одним из следующих способов: отправить на мобильный телефон или электронную почту; распечатать и передать лично; предоставить для считывания по QR-коду чека с мобильного телефона налогоплательщика налога на профессиональный доход с помощью телефона клиента. В общем случае отражать получаемые доходы необходимо сразу в момент расчета. Однако, законом предусмотрены случаи, когда отражение доходов возможно и в более поздние периоды, но не позднее 9-го числа месяца, следующего за расчетным. Как платить налог на профессиональный доход? Квитанция на уплату налога автоматически формируется налоговым органом и направляется в приложение «Мой налог».
Налоговый вычет. Всем зарегистрировавшимся плательщикам НПД предоставляется вычет в размере 10 000 рублей.
Обещают не менять ставку налога в течение 10 лет. Отсутствие обязательных пенсионных взносов. Пенсионные накопления можно формировать самостоятельно, в добровольном порядке: взносить в государственный или негосударственный пенсионный фонд, откладывать на счет в банке, инвестировать. Не нужен кассовый аппарат. Чеки формируются автоматически мобильным приложением или в личном кабинете налогоплательщика. Никакой отчетности. О визитах в налоговую можно забыть.
Вся работа ведется в приложении или веб-версии сервиса, куда нужно вносить только суммы получаемых доходов, а потом раз в месяц оплачивать налог. Поддержка от государства Для самозанятых разработаны разные программы государственной поддержки , включая дополнительный налоговый вычет для несовершеннолетних предпринимателей их бонус увеличивается на величину одного МРОТ , низкую кредитную ставку для получения займа суммой не более 1 млн рублей по госпрограммам, льготные условия регистрации на электронных торговых площадках и т. Например, самозанятых несколько лет назад приравняли по статусу к малому бизнесу по части госзакупок.
Теперь, если государство или крупная компания что-то закупает, то часть закупок должна проходить у малого бизнеса, в том числе у самозанятых. Можно работать с юридическими, физическими лицами и ИП Допускается сотрудничество с любыми категориями клиентов: обычные клиенты физлица , ИП, компании. При этом предпринимателям и юрлицам проще работать с самозанятыми, чем с физическими лицами, так как в этом случае они платят только за работу, хотя могут заранее договориться о доплате в размере налога.
А вот при обычном сотрудничестве с физлицами по гражданско-правовому договору заказчик дополнительно платит страховые взносы и НДФЛ за исполнителя налог — в качестве агента. При этом нет ограничений по количеству разрешенных видов деятельности: допускается одновременно заниматься копирайтингом и производить аксессуары, одежду или заниматься другой работой. Самое главное — трудовая деятельность и самозанятость в принципе разделены между собой.
Поэтому НПД самозанятый платит только с тех доходов, которые заработал, работая на себя. Ограничение есть лишь для госслужащих — они могут иметь статус самозанятого, только если сдают жилье в аренду. Можно регистрироваться пенсионерам У этого режима есть следующие ограничения по возрасту: минимальный — 14 лет, правда, до 18-летия нужно получить разрешение от родителя на регистрацию; максимального возраста нет, и пенсия — не помеха для самозанятости.
Правда, стоит помнить, что если пенсионер-самозанятый решает платить страховые взносы за себя добровольно , то он автоматически лишается права на ежегодную индексацию пенсий. Так что пенсионерам лучше просто не платить взносы — ими они прибавят к пенсии гораздо меньше, чем потеряют. Еще один важный момент — пенсионер-плательщик НПД не считается работающим.
Не нужно применять онлайн-кассу Самозанятому не нужен кассовый аппарат или онлайн-касса. Все чеки формируются в приложении при внесении данных о покупке. Подтверждение оплаты предоставляется клиенту в электронном формате или распечатывается на бумажном носителе.
Что интересно, в отличие от онлайн-касс в магазинах, где все позиции заранее внесены в базу, самозанятый может указать в чеке что угодно — название любой услуги или товара, которые он продал покупателю. Не нужен отдельный расчетный счет Деньги приходят на любой личный банковский счет например, на карточный , также можно принимать наличные. При этом для расчета объема налога используется только та сумма, которую пользователь самостоятельно указал в приложении.
То есть картой можно пользоваться без ограничений, ФНС проверит поступления только в исключительных случаях и то, вряд ли автоматически будет начислять налоги. Минусы для самозанятых в 2024 году Как видно, плюсов у этого режима много. Однако переход на такую систему налогообложения — не панацея.
И помимо плюсов, есть и минусы у статуса самозанятого. Режим самозанятости пока не бессрочен Налог на профессиональный доход вводился изначально в качестве эксперимента — только до 2029 года.
Плюсы и минусы работы самозанятого гражданина
Узнайте все о налогах, льготах и преимуществах для самозанятых в 2024 году в России. Разбираемся в деталях: кто может перейти на спецрежим, от каких налогов освобождены самозанятые, как им встать на учет и получить вычет, какими привилегиями можно будет воспользоваться в 2024 году. Плюсы и минусы самозанятости. У статуса самозанятого есть довольно много преимуществ.
Еще немного о самозанятых
Главная. Гражданам. Рассказываем, какие ещё плюсы есть у режима самозанятости. Поэтому если самозанятый решает платить взносы в ПФР, то это дополнительный расход плюсом к налогу. Самозанятость — плюсы и минусы Плюс самозанятости заключается в том, что доходы проходят через налоговую, а значит, их можно официально подтвердить, чтобы взять кредит. Различий между самозанятым гражданином и самозанятым ИП практически нет.
Все о минусах и подводных камнях самозанятости
Впрочем, минусы у этой формы налогообложения тоже есть: Как мы уже описали выше, есть определенные ограничения на сферы деятельности. Даже занимаясь чем-то другим, расширять свою сферу работы так, чтобы она включала «запрещенные» направления, нельзя. Если доход превысит 2,4 млн. Придется платить стандартный налог на оставшийся до конца года период. Нет автоматического начисления пенсионного стажа так как налоговые ставки не предполагают отчисления в ПФР. Можно делать отчисления самостоятельно, но на это придется тратить время, а перед этим разобраться в вопросе, чтобы все сделать правильно.
Нельзя нанимать сотрудников, даже если бизнес расширяется. Отсутствие подрядчиков, подчиненных — одно из условий оформления самозанятости. Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция регистрации Для получения статуса самозанятого необходимо пройти регистрацию. Оформить самозанятость онлайн очень легко. Есть три возможности: При помощи специального приложения «Мой налог».
Его можно скачать в привычном каталоге приложений. Для регистрации потребуются паспортные данные.
Для регистрации статуса самозанятого не надо собирать документы, платить госпошлину и посещать налоговую. На онлайн-оформление уходит буквально 5 минут. Не нужно отчитываться. Самозанятым не надо подавать декларации о доходах, вести бухгалтерию.
Главное — выдать чек и отправить его покупателю. Не надо рассчитывать размер налога. Сумма выплаты определяется автоматически и появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого. Низкие налоги. Не нужно покупать онлайн-кассу. В роли устройства выступает приложение «Мой налог».
Но не все так радужно. Есть у статуса самозанятого и свои минусы: Нельзя нанимать работников. Самозанятый вынужден работать самостоятельно или заключать с помощниками договор подряда. Поэтому, если вы планируете нанять поваров для своей пекарни, то нужно регистрировать ИП. Ограничения по доходам. Самозанятый должен зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год.
Если вы планируете зарабатывать больше, то такой налоговый режим вам не подходит. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Социальный фонд России, поэтому их работа не учитывается в трудовом стаже. Соответственно, могут быть проблемы при выходе на пенсию. Нет социальных гарантий. Больничные, выплаты по уходу за ребёнком или отпускные самозанятому не положены.
Нет налогового вычета. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы. Как самозанятому оформить продажу? Каждую продажу получение денег за оказанные услуги самозанятый регистрирует вручную через приложение «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого надо нажать на кнопку «Новая продажа» и выбрать дату получения оплаты, указать название услуги например, написание статей и ввести её стоимость.
Каждую продажу надо регистрировать в приложении. Затем нажимаете «Выдать чек». Чек нужно передать заказчику в бумажном или электронном виде. Если покупатель заказчик отказывается от чека, то можно его и не передавать, но сформировать чек нужно обязательно. Чек отдают сразу после проведения продажи. Если оплата пришла на расчётный счёт или самозанятый работал через посредника, то чек надо передать заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за оплатой.
Например, продажа была проведена в апреле, значит чек должен быть отправлен не позднее 9 мая. Вместо чека можно выслать заказчику QR-код, который формируется вместе с чеком в приложении «Мой налог». Сколько налогов платят самозанятые Самозанятые могут оказывать услуги как обычным гражданам, так и юридическим лицам то есть, компаниям и ИП. При регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рулей. Эти деньги используются для снижения процентов по налогам. Самозанятые платят налоги только с тех доходов, которые они получили от оказания услуг.
Если в какой-то месяц доходов не было, то и платить ничего не надо. Поэтому беспокоиться о том, что с начисления зарплаты с основного места работы, денежных подарков от родственников или других поступлений будут брать налог, не надо. Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется. Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая.
НПД могут применять ИП и россияне без статуса предпринимателя. Что входит в обязанности самозанятого У самозанятого 3 обязанности: фиксировать в приложение «Мой налог» каждую продажу; по требованию передавать чек клиенту; уплачивать налог до 25 числа следующего месяца. Какие преимущества у самозанятости в 2022 году Упрощенная регистрация. Чтобы стать самозанятым, достаточно скачать на телефон приложение «Мой налог» и действовать по инструкции: согласиться на обработку персональных данных; ввести номер мобильного телефона; выбрать регион — проживания или деятельности; отсканировать паспорт камерой смартфона; сфотографироваться. Также самозанятость можно оформить через Госуслуги, личный кабинет налогоплательщика и банки-партнеры налоговой инспекции. В этом случае регистрация проходит автоматически — не нужно фотографироваться и сканировать паспорт.
Как зарегистрироваться самозанятым Легальная предпринимательская деятельность. В качестве самозанятого могут работать специалисты, которые оказывают услуги частным клиентам и бизнесу, сдают квартиру в аренду, продают товары собственного изготовления.
Ежемесячно в начале нового месяца налоговая рассчитывает налог, подлежащий уплате. Налогоплательщик до 25 числа оплачивает начисленный налог. Никакие отчеты, декларации при этом сдавать не надо. Перед тем как приступить к регистрации надо изучить преимущества и недостатки самозанятых. На первый взгляд, предложенный данной категории налогоплательщиков налоговый режим выглядит идеальным, но надо изучить все нюансы, связанные с ним.
Плюсы самозанятых граждан Плюсы и минусы оформления самозанятости надо оценить еще до регистрации в качестве плательщика НПД. Именно из-за их незнания многие продолжают работать «в серую». Хотя главное преимущество предложенного налогового режима — простая легализация доходов от своей деятельности. Основные плюсы самозанятости Низкие ставки по налогу. При этом не надо дополнительно платить НДФЛ или взносы в соц. Максимально упрощенная регистрация. Этот плюс делает переход на самозанятость не только выгодным, но и удобным.
Не надо вести бухгалтерию считать налоги. Плюс человеку нет необходимости подавать в ФНС декларации. Возможность сохранить статус ИП. Этот плюс особенно актуален для тех, кто работает с организациями и не хочет напрягать бухгалтерию партнеров лишний раз. Можно одновременно работать на основной работе. Эта возможность актуальна для тех, кто подрабатывает в такси, через интернет и т. Нет необходимости приобретать кассовый аппарат.
Самозанятые чеки формируют на сайте или в приложении ФНС. Минусы оформления самозанятости в 2024 году Государство рассказывая о статусе самозанятого активно напоминает о плюсах данного налогового режима. При этом минусы для граждан, решивших применять НПД, также есть. Учитывать их надо обязательно. Основные подводные камни самозанятости Режим НПД работает не во всех регионах. Если деятельность ведется в других регионах, то воспользоваться им налогоплательщик полноценно не сможет. Зарегистрироваться в качестве самозанятого может житель любого региона, но если клиенты и он сам проживают находятся в субъектах РФ, где эксперимент не проводится, то у ФНС могут появиться вопросы.
С 2024 года список самозанятых регионов планируется расширить. Время работы в качестве самозанятого не засчитывается в страховой пенсионный стаж.
Как стать самозанятым
Плюсы и минусы регистрации самозанятости. Разбираемся в деталях: кто может перейти на спецрежим, от каких налогов освобождены самозанятые, как им встать на учет и получить вычет, какими привилегиями можно будет воспользоваться в 2024 году. Самозанятость — плюсы и минусы Плюс самозанятости заключается в том, что доходы проходят через налоговую, а значит, их можно официально подтвердить, чтобы взять кредит. Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), а ИП могут выбирать патент или упрощенку, но обязаны уплачивать страховые взносы. По официальной статистике ФНС, по итогам первого квартала 2021 года самозанятых граждан оказалось 2 млн по всей стране — год назад их было всего 560 тысяч.
Кто такой самозанятый и как им стать
Спустя некоторое время самозанятому поступит сообщение об успешной постановке на учёт плательщиков НПД, максимальный срок ожидания — 6 дней. Отдельно стоит рассмотреть регистрацию самозанятости через уполномоченные банки например, Сбербанк, «Тинькофф», «Альфа-банк» или операторов электронных площадок. Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной экосистеме. Что делать, когда заказ выполнен После поступления денег за выполненную работу, необходимо сформировать чек в «Мой налог» и отправить его заказчику. Для этого нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения. Далее выберите дату получения оплаты, название услуги и её стоимость. Если заказчик юридическое лицо или ИП, то введите ИНН организации — её наименование добавится автоматически. Затем нажмите «Выдать чек».
Не нужен кассовый аппарат. Если клиент захочет получить чек об оказанной услуге, то его можно сформировать за несколько секунд в приложении. Какие недостатки можно отметить: Далеко не все банки и финансовые организации учитывают при определении платежеспособности доходы, полученные самозанятыми гражданами. Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, только работать самому. Пенсия не формируется, годы работы самозанятым не идут в трудовой стаж. Ограничения на доход свыше 2,4 млн. Нет социальных гарантий. Не оплачиваемого отпуска, больничного, выплат по беременности и родам.
Нельзя работать с текущим или прошлым работодателем в течение 2 лет после увольнения. Для кого такой режим будет удобен? Для тех, кто занимается творческой профессией, получает небольшие доходы, находится в декрете, планирует оформить пособия или кредит и просто хочет работать «в белую» и не иметь хлопот с налоговой. Быть самозанятым — это самый простой способ легализовать свои доходы, получить определенные гарантии и помощь со стороны государства и возможность подтверждать свою платежеспособность. А взамен нужно только оплачивать налоги по сниженной ставке. Какие налоги нужно будет платить самозанятым Граждане, оформленные в качестве самозанятых, оплачивают налоги только со своей трудовой деятельности. Если по какой-либо причине гражданин не работал, например, находился на больничном, устроил себе отпуск или просто сделал перерыв в работе, то и платить ничего не нужно, никаких дополнительных взносов. Самозанятые граждане могут работать с разными типами клиентов: С физическими лицами, то есть с обычными гражданами.
С юридическими лицами, то есть с организациями или ИП. Каждая продажа будет фиксироваться вручную самозанятым гражданином в приложении «Мой налог». Если клиент — физическое лицо, то ничего дополнительно указывать не нужно, чек формируется автоматически. Если чек нужно выдать юр. Приложение сохраняет данные о каждой продаже, суммирует их и в конце месяца выдает информацию о начисленном налоге. Общая сумма появляется в приложении с 9 по 12 число следующего месяца, а оплатить нужно до 25 числа. Если просрочить, то за каждый день начиная с 26-го числа будет начисляться пени.
Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц. Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки. Закрывающие документы у самозанятых Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых. Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы. Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам. Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20. Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено. Также можно при желании его распечатать. Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку? В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется. Что делать, если самозанятый не хочет выдавать чек? Этот вопрос специально для тех, кто с самозанятыми работает. Но и самим плательщика НПД не лишним будет знать, что следует за невыдачу чека. Во-первых, чек нужен в качестве закрывающего документа. Во-вторых, на самозанятого можно пожаловаться в налоговую. Но необходимо будет подтвердить свою жалобу. Штрафы для замозанятых Переходя от предыдущей темы, давайте посмотрим, что грозит самозанятому, если он чек не выдал. Штраф может быть назначен, если самозанятый гражданин не выдал чек, а также, если нарушил сроки выдачи чека, о которых мы уже писали выше. Если нарушение зафиксировано повторно в течение шести месяцев, взимается штраф в размере невыданного чека, но в этот раз уже не менее 5000 рублей. Нужна ли самозанятому печать? Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет. Это, во-первых. Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт. Соответственно для этого ему печать не понадобится. Но в то же время, если самозанятый планирует работать с юридическими лицами, то документы он заверять должен будет. Вот только сегодня документы заверяются подписью уполномоченного лица. Ведь для официальных бумаг достаточно подписи с расшифровкой. Запретов на получение печати для самозанятого тоже нет. Поэтому, есть смысл её оформлять только в том случае, если самозанятый планирует работать с юрлицами не забудьте, что не до конца ещё ясен вопрос с переводом оплаты на счета , или если самозанятый планирует заключать официальный договор. Во всех остальных случаях, печать будет только тратой средств. Но если вы всё-таки решили заказать печать, то что же на её оттиске должно быть? Любые дополнительные данные — на усмотрение самозанятого. Теперь перейдём к следующему глобальному вопросу. Как стать самозанятым? Для того, чтобы самозанятые платили налоги, им стараются упростить всё по максимуму. В том числе и процесс регистрации. Шаг 1. Скачать приложение. Для того, чтобы зарегистрироваться в статусе самозанятого, вам понадобится скачать на мобильное устройство приложение «Мой налог». Сделать это можно на официальном ресурсе ФНС. На этой странице есть подробная инструкция по приложению, а в самом её низу две ссылки на скачивание из магазинов AppStore и GooglePlay. Шаг 2. Сделать это можно двумя способами. Первый — через личный кабинет налогоплательщика, если он у вас есть. Потребуется пароль от него и ИНН. Второй — с помощью паспорта. Его нужно будет отсканировать. Шаг 3. Ожидайте проверки данных. Примечание: Если вы переходите из статуса ИП на самозанятость, то потребуется в течение 30 дней после регистрации отправить заявление в налоговый орган о том, что вы переходите на другую систему налогообложения. Если этого не сделать, то вам привяжут общую систему налогообложения, что не очень приятно. Нужно ли самозанятому выдавать чек? Сделать это можно через то же приложение «Мой налог». Чеки выдаются, если: У вас официальный статус самозанятого. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность в регионах, где действует эксперимент. Если вы получаете оплату за товары собственного производства или услуги, которые разрешены самозанятым. Какие сроки у выдачи чеков? Сроки для самозанятых регламентируются точно также, как и для всех остальных предпринимателей. Из закона следует, что чек формируется и отдаётся покупателю в момент расчёта наличными, или электронным переводом.
Самозанятость также запрещена адвокатам, частным нотариусам, арбитражным управляющим, медиаторам и оценщикам, но только по основной специальности. Если нотариус, к примеру, в свободное время шьет мягкие игрушки на продажу - он может оформить эту работу как самозанятость. Не могут стать самозанятыми посредники и агенты, продавцы чужой продукции, люди, занятые добычей полезных ископаемых или сдающие нежилые помещения - мастерские, гаражи, апартаменты и пр. А вот те, кто сдает внаем жилье, вполне могут платить НПД вместо подоходного налога. Это разрешено даже госслужащим. Особая категория - курьеры. Они могут зарегистрироваться как самозанятые, только если развозят уже оплаченные товары и получают деньги только за транспортировку. Или имеют кассовый аппарат от организации, товар которой они доставляют. При этом работа в госучреждении не всегда означает госслужбу например, медсестра, учитель и т.
Как стать самозанятым и какие изменения в законе произойдут в 2023 году
Самозанятые – плюсы и минусы Сегодня у многих граждан есть хорошая возможность работать на себя, иметь при этом официальный статус и платить налоги по скромной ставке. Рассмотрим плюсы и минусы, критику налога на самозанятых, выгодно ли быть самозанятым и как работает режим. Какие плюсы и минусы ждут самозанятых деятелей в 2022 году, расскажем в этой статье.
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Плюсы и минусы самозанятости. У статуса самозанятого есть довольно много преимуществ. Плюсы и минусы самозанятости. У статуса самозанятого есть довольно много преимуществ. Самозанятые освобождены от обязательной уплаты пенсионных взносов за период применения НПД, но самозанятые граждане могут уплачивать пенсионные взносы самостоятельно. Самозанятые в 2024 году: изменения, виды деятельности, налоги, плюсы и минусы.