Слово мадригал пришло в русский язык тo ли oт французского. madrigal, тo ли oт итальянского madrigale. Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке. МАДРИГАЛ Мадригал — это небольшое стихотворение-комплимент. Смотреть что такое «Мадригал» в других словарях: МАДРИГАЛ — (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). это музыкальное произведение, возникшее в результате конвергенции гуманистических тенденций в Италии XVI века.
Воронежские филологи объяснили значение слов «каплюжник» и «мадригал»
Мадригал Мадригал (,, ; от «на родном (материнском) языке») — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Мадригал (А. Волконский) Итальянская музыка 2a. Мадригал — статья из Интернет-энциклопедии для это слово также может использоваться в качестве имени или фамилии, например, в Испании. Слово мадригал происходит от итальянского madrigale, которое в свою очередь находит свое происхождение в латинском matricalis – признак миски, песни между столами. Бывало, нежные поэты В надежде славы и похвал Точили тонкий мадригал Иль остроумные куплеты.
Значение слова "мадригал"
Мадригал — это небольшое стихотворение-комплимент. Обычно такие произведения посвящали дамам. Ирина Добровецкая. Частное собрание Ирина Добровецкая.
Частное собрание В русский язык слово «мадригал» пришло из итальянского. А итальянское madrigale восходит к латинскому mandrialis, что переводится как «сочинение на родном языке». Это были небольшие любовные стихотворения.
Строгих правил формы и композиции у мадригалов не было.
Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. Драгыя смеяныя , 1703 г. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Абрамова, М.
Он стал влиятельной формой музыкального выражения в XVI-XVII веках и существовал в различных вариациях в зависимости от региональных особенностей. В своей эволюции мадригал получил новые формы и стилистические особенности. Особенно значимым событием стало внедрение полифонии — сочетания нескольких мелодий, исполняемых одновременно, в мадригальную форму. Это позволило музыкантам создать более сложные и глубокие композиции, придать им больше выразительности и эмоционального напряжения. В XVIII веке популярность мадригала постепенно угасала, и жанр был заменен другими музыкальными формами. Однако его влияние ощущается и в современной музыке. Мадригал стал важным источником вдохновения для музыкантов и композиторов, и свидетельством его значимости является то, что мадригальные элементы можно найти в различных жанрах и стилях современной музыки. Мадригал в музыке Мадригалы обычно исполнялись а капелла, то есть без музыкального сопровождения инструментами. Они писались для нескольких голосов и часто звучали гомофонически, когда все голоса исполняли одинаковый текст в одно и то же время. Тематика мадригалов была широкой: от любовных изысков до религиозных тем. Музыкальные материалы мадригалов были обычно более сложными и разнообразными по сравнению с другими современными формами музыки. Они использовали разные гармонии, ритмы и текстурные эффекты, чтобы передать эмоции и идеи текста. Литературный мадригал: особенности и авторы Авторами литературного мадригала являются такие известные поэты, как Франческо Петрарка, Микеланджело Буонарроти, Луиги Тарантьино и др. Они создавали мадригалы на итальянском языке, развивая традиции средневековой лирики и воплощая в своих стихотворениях идеалы Ренессанса. Литературный мадригал был популярен в Европе до XVII века, после чего его популярность постепенно угасала, и жанр стал использоваться реже. Однако, его влияние на развитие поэзии и музыки было огромно, и мадригалы остались важным элементом истории литературы. Живописный мадригал и его художественное значение Живописный мадригал обычно отличается своими яркими красками и детализацией. Часто в таких картинах изображены красивые пейзажи, сады или дворцы, в которых по традиции присутствуют люди, обычно весело развлекающиеся или занимающиеся различными видами досуга.
Памятная статуя певца и издателя Николас Йонге 1560—1619 , который ввел мадригалы в Англию. Последняя история мадригала начинается с Чиприано де Роре, чьи произведения были элементарными музыкальными формами мадригальной композиции, существовавшей к началу 17 века.. Соответствующие композиторы включают Джованни Пьерлуиджи да Палестрина 1525—1594 , который писал светскую музыку в начале своей карьеры; Орланда де Лассус 1530—1594 , который написал двенадцать мотетов Prophetiae Sibyllarum Сивиллинские пророчества, 1600 , а позже, когда он переехал в Мюнхен в 1556 году, начал историю мадригальной композиции за пределами Италии; и Филипп де Монте 1521—1603 , самый плодовитый мадригалист, впервые опубликованный в 1554 году. В Венеции Андреа Габриэли 1532—1585 сочинил мадригалы с яркими, открытыми, полифоническими фактурами, как в его мотетных композициях. Великолепное художественное качество Концерта делле Донне Феррары побудило композиторов посетить двор в Ферраре, послушать, как женщины поют, и предложить им композиции для пения. В свою очередь, другие города учредили свои собственные концерты делле донне, например, во Флоренции, где семья Медичи поручила Алессандро Стриджио 1536—1592 сочинить мадригалы в стиле Луццаски. В Риме композиции Луки Маренцио 1553—1599 были мадригалами, которые ближе всего подошли к объединению различных стилей того времени. В 1560-х годах Марк Антонио Ингегнери 1535—1592 - наставник Монтеверди - Андреа Габриэли 1532—1585 и Джованни Ферретти 1540—1609 повторно включили более легкие элементы композиции в мадригал; Серьезные стихи Петрархан о Любви , Тоске и Смерти были заменены сочинениями villanella и canzonetta. В конце 16 века композиторы использовали рисование слов для применения мадригализмов, отрывков, в которых музыка соответствует значению слова в тексте; таким образом, композитор устанавливает рисо улыбку на отрывок быстрых, бегущих нот, имитирующих смех, и устанавливает соспиро вздох на ноту, которая попадает в ноту ниже. Начало веков Карло Джезуальдо да Веноза 1566—1613 , принц Венозы и граф Конца, сочинил мадригалы и религиозную музыку, которые особенность хроматизм не слышалась снова до конца 19 века. В конце 16 века изменившаяся социальная функция мадригала способствовала его развитию в новых музыкальных формах. С момента своего изобретения мадригал выполнял две функции: i частное развлечение для небольших групп опытных певцов-любителей и музыкантов; и ii дополнение к торжественным музыкальным представлениям для публики. Любительская развлекательная функция сделала мадригал знаменитым, но профессиональные певцы заменили певцов-любителей, когда мадригалисты сочиняли музыку большего диапазона и драматической силы, которую было труднее петь, потому что выраженные настроения требовали солистов-певцов большого диапазона, а не ансамбля певцов с голоса среднего диапазона. Возникло разделение на активных исполнителей и пассивную аудиторию, особенно в культурно прогрессивных городах Феррара и Мантуя. Эмоции, передаваемые в мадригале 1590 года, ария , выраженная в опере в начале 17 века, однако композиторы продолжали использовать мадригал в новом веке, например, в старом стиль мадригал для многих голосов; сольный мадригал с инструментальным сопровождением; и Concertato мадригал, из которых Клаудио Монтеверди 1567—1643 был самым известным композитором. В Неаполе последовал композиционный стиль ученика Карло Джезуальдо. В 1620-х годах мадригалистом-преемником Джезуальдо был Микеланджело Росси 1601—1656 , чьи две книги мадригалов без сопровождения аккомпанемента демонстрируют устойчивый крайний хроматизм. Переход к мадригалу концертто в начале 17 века Клаудио Монтеверди 1567—1643 был самым влиятельным мадригалистом. Бернардо Строцци , 1640 В период перехода от музыки эпохи Возрождения 1400—1600 к музыке барокко 1580—1750 , Клаудио Монтеверди обычно считается главным мадригалистом, чьи девять книг мадригалов показали стилистические, технические переходы от полифонии конца 16 века к стилям монодии и концерто в сопровождении бассо континуо периода раннего барокко. Как выразительный композитор, Монтеверди избегал стилистических крайностей хроматизма Джезуальдо и сосредоточился на драматургии, присущей музыкальной форме мадригала.
Значение слова "мадригал"
Пушкина, М. Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В. Туманского: Вы все имеете, чем нежный пол гордится Приятности, красу и свежесть юных лет Кто знает разум ваш — дивится, Кто знает сердце — тот свое вам отдает. Ансамбль солистов «Мадригал» — один из старейших и наиболее авторитетных российских ансамблей старинной музыки. Основан в 1965 г.
Андреем Волконским, после отъезда Волконского в эмиграцию в 1972 г. С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода.
Отрывок из мадригала Франческо Петрарки Уже в середине XIV века мадригалами стали называть маленькие музыкальные пьесы для двух-шести голосов. Для них было характерно свободное построение и обилие сюжетов. Композиторы часто использовали этот жанр для экспериментов.
Существовали любовные, религиозные, юмористические мадригалы. Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке. Тогда стало модно писать небольшие стихотворения-комплименты для гостей салонов, творческих вечеров. Свои стихотворения такого жанра они обычно посвящали женщинам. Иногда поэты использовали один и тот же текст несколько раз.
Ehrmann-Herfort S. Wiesbaden, 2005. Haar J.
Edited by James Haar. Woodbridge: The Boydell Press, 2006, p. Hammond, Susan Lewis.
The madrigal: A research and information guide. New York: Routledge, 2011. ISBN 978-0-415-80102-7.
К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира. Мадригал в русской поэзии Как вид «интимного» жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков.
Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его , посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. Дмитриев, Сумароков, М. Лермонтов, К. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.
В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н.
Значение слова мадригал: что это такое?
Мадригал стал символом эпохи Возрождения, и позволял выражать человеческие переживания и взаимоотношения с помощью искусства. Первые мадригалы появились в Италии в начале XIV века — в эпоху Возрождения. или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. это слово также может использоваться в качестве имени или фамилии, например, в Испании.
Значение слова мадригал. Что такое мадригал?
О «высоком» положении жанра свидетельствуют мадригальная поэзия, фактурное выделение верхнего, украшенного квази-импровизационной [6] мелизматикой, голоса в качестве солирующего, а также элементы имитационной полифонии последние иногда сближают мадригал с канонической каччей. Несмотря на относительно небольшое по сравнению с той же баллатой число сохранившихся артефактов, мадригал треченто вошёл в историю как первый истинно итальянский не имеющий прототипов или аналогов в музыке французского Ars nova жанр «композиторской» музыки. Мадригал эпохи Возрождения [ править править код ] В период позднего Возрождения XVI век мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов реже на большее число голосов, вплоть до 10 , как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки в том числе, звукописи , так называемых «мадригализмов» , театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии особенно хроматики , ритма, формы.
Любезность, комплимент устар. Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал.
Зародился в Италии. Большой Энциклопедический Словарь Мадригал [франц. Истоки М. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания см. Идиллия и сразу же привлек внимание композиторов.
С 14 по 16 век поэтические М.
Мадригал этого периода — вокальная поэма, в которой поэтически возвышенный, а нередко изысканно-рафинированный текст соединялся с музыкой психологически утонченного, иногда драматического склада. В мадригале нашли применение различные композиционные и стилевые признаки: техника имитационного письма и аккордово-гармонический склад, строгие контрапунктические схемы и сложные фактурные напластывания, прозрачная диатоника и тонкая игра хроматизмов.
С конца XVI в. Первый период развития мадригала эпохи его расцвета связан с именами композиторов, работавших в Италии в XVI в. Наиболее значительные из них — А.
Вилларт между 1480-1490—1562 , Ф. Вердело конец XV в. Аркадельт 1505—1568.
Типичные черты их мадригалов — лирическая тематика, заметные влияния мотетного стиля, 4-го-лосный склад изложения. Следующий период развития жанра охватывает 2-ю половину XVI в. В это время достигает значительного многообразия содержание мадригалов, более развернутой и вместе с тем более свободной становится форма, окончательно утверждается характернейший признак мадригала той поры — 5-голосие.
Выдающимися представителями этого этапа развития жанра явились ученики А. Вилларта — К.
Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в.
Монтеверди, Дж. Каччини, М. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. Параллельно с хроматизмом исследуется др.
Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. Маренцио "О, вы, которые вздыхаете... Третий период кон. Джезуальдо ди Веноза, К.
Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо "Летите, о, мои вздохи" "Itene о, miei sospiri", 1611. В знаменитом мадригале Джезуальдо "Умираю, несчастный" "Moro lasso", 1611 диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть. В кон.
Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич. Возникает традиция исполнения М. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов 1605 , применяет в них разл. Обобщением стилистич.
Важнейшие итоги мадригального периода - утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. На рубеже 17-18 вв. Лотти, Дж.
Значение слова
- Значение слова мадригал: что это такое?
- Мадригал: история возникновения и основные черты жанра
- В новом выпуске программы «Территория слова» вы узнаете:
- Значение слова мадригал: что это такое?
Воронежские филологи объяснили значение слов «каплюжник» и «мадригал»
Но уже тогда, в XIV веке, появляются первые музыкальные мадригалы. Подобно мадригалам поэтическим, их отличала определенная свобода — прежде всего, в области поэтического содержания. Оно могло быть каким угодно: любовная лирика, мифологические сюжеты, юмор и множество других тем. Мадригалы того времени имели вид двухголосных или трехголосных вокальных произведений, причем верхний голос изобиловал музыкальными «украшениями». Иногда при их исполнении использовались музыкальные инструменты, но не обязательно. Музыкальная структура происходила от построения поэтических мадригалов: двухстрочное заключение превратилось в рефрен, появляющийся между куплетами. Зародившись в XIV веке, мадригал почти сходит со сцены в следующем столетии, не выдержав конкуренции с другой разновидностью многоголосной светской песни — фроттолой.
Но в 1530-х гг. Именно принцип свободного выражения чувств становится главным отличительным признаком мадригалов XVI столетия, поэтому применительно к этой эпохе весьма сложно сказать что-то определенное о традиционной форме мадригала — он превратился в своеобразный «экспериментальный полигон».
Вилларта — К. Габриели около 1510—1586 , а также величайшие мастера XVI в. Их мадригалы оказали сильное влияние на развитие европейской музыки XVII в. Из композиторов конца XVI в. Меруло 1533—1604 , О. Векки 1550—1605 , Л.
Луцаски около 1545—1607 , Ф. Порта 1530—1601 , Дж. Кроче около 1557—1609 и др. В эту же эпоху наметилась драматизация мадригального стиля: стали появляться мадригалы с определенной сюжетной канвой, напоминавшей порой либретто или миниатюрный сценарий реплики различных действующих лиц, диалоги и т. Весьма популярен, в частности, был мадригал А. Стриджо «Болтовня прачек», представлявший собою сочную жанровую сцену из народной жизни. Подобные опыты предпринимали в мадригальных композициях О.
Жанр мадригала в эпоху Возрождения В статье рассматривается исторический период возникновения, развития и завершения жанра мадригала, который привёл к рождению оперы в Италии в эпоху Высокого Возрождения 1600. В статье показаны особенности этого музыкального жанра, названы выдающиеся композиторы, определившие специфику и стилистику жанра Джезуальдо ди Веноза, Клаудио Монтеверди. Отмечено возрождение жанра мадригала в XX веке, как явление созвучное духовной культуре современности.
Вот пример романтического мадригала: Ни вечерами, ни в полдневный час С тех пор, как вы однажды Проникли в тайну негасимой жажды, Я без фаты уже не видел вас. Покуда, госпожа, вы знать не знали, Что сердце тайной к вам исходит страстью, Лицо светилось ваше добротой, Но выдал бог любви меня, к несчастью, И тотчас вы, предав меня опале, Надменно взгляд сокрыли под фатой. И то, из-за чего я сам не свой, Я потерял при этом: Нет больше солнца ни зимой, ни летом, И я умру, не видя ваших глаз. Они могли быть написаны как определённым размером, так и вольным стихом. В это время сохранялась тенденция писать такие произведения на любовные темы, но появляется интересная особенность. Концовка стихотворения теперь могла содержать какой-либо парадоксальный вывод, благодаря чему оно больше напоминало эпиграмму. В России мадригалы создавались такими авторами, как В. Пушкин, А. Сумароков, А.
Значение слова Мадригал
Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Мадригал — статья из Интернет-энциклопедии для Значение слова мадригал: что это такое? Мадригал — это особый вид музыкального произведения, характеризующийся своеобразной структурой, экспрессивностью и гармонией. Мадригал — вокальное произведение светского характера, связанное преимущественно с лирико-поэтической тематикой и изложенное в относительно свободной форме. Как литературный жанр мадригал возродился в XVII веке.
Значение слова "мадригал"
Воронежские филологи объяснили значение слов «каплюжник» и «мадригал». Что такое мадригал в музыке определение кратко. Смотреть что такое «Мадригал» в других словарях: МАДРИГАЛ — (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Слово мадригал пришло в русский язык тo ли oт французского. madrigal, тo ли oт итальянского madrigale. Литературный мадригал – это концентрация любезности и преклонения поэта перед своей дамой.
Мадригал — что это такое простыми словами, примеры
Словарные статьи содержат термины и определения, применяемые в изучении современной культурологии России и мира, отражающие суть концепций мировой и российской культуры. В справочнике представлены также статьи о развитии культуры и различных культурных феноменах, как исторических, так и современных. Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению от итал. Несколько подлинно художественных мадригалов принадлежат А. Пушкину, М.
Но уже во времена Пушкина мадригал вызывал ироническое отношение:... И дрожь , и злость меня берет, И шевелится эпиграмма А мадригалы им пиши! Пушкин В. Рубрикаторы содержат ссылки на словарные статьи или отсылки к нужному термину, если подобный уже был растолкован. В словаре дано толкование самых широко применяемых определений, используемых в современном литературоведении, даны биографические сведения об известных философах, теоретиках литературы, критиках.
Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен и школьникам, интересующимся литературой, и специалистам-филологам и преподавателям литературоведческих дисциплин. Короткое стихотворение, содержащее восхваление кого-нибудь. Любезность, комплимент. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось.
Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Словарь музыкальных терминов мадригал ит. В XIV в. Мадригал — двух-трехголосная песня с несколькими куплетами и припевом. В XVI в.
В числе авторов мадригалов К. Монтеверди, Т.
И в них — самые разные оттенки и нюансы любовного чувства. Их содержательный диапазон необычайно широк — от милой иронии первого мадригала до высочайшего преклонения перед красотой возлюбленной в восьмом, от описания неудачных боевых действий против Амура в седьмом до почти что драмы в одиннадцатом. При этом все стихотворения проникнуты каким-то светлым настроением, всеобъемлющей и всепримиряющей гармонией Высокого Возрождения, представителем и выразителем которого был Ариосто: даже печаль его — как у Пушкина — светла. Ариосто не выходит за рамки общепринятых тем. Его мадригалы — это или обращения непосредственно к возлюбленной, или обращения к Любви Амуру.
Исключение — XI мадригал см. При тончайшей градации эмоций, эти мадригалы имеют обобщенный характер. Поэт восхищается божественной красотой любимой, надеется на награду за преданную любовь, сетует порой на неразделенность своего чувства, понимает безнадежность противостояния любви — все это типично для поэзии эпохи Возрождения, да и не только этой эпохи.
Аркадельт 1505—1568. Типичные черты их мадригалов — лирическая тематика, заметные влияния мотетного стиля, 4-го-лосный склад изложения. Следующий период развития жанра охватывает 2-ю половину XVI в. В это время достигает значительного многообразия содержание мадригалов, более развернутой и вместе с тем более свободной становится форма, окончательно утверждается характернейший признак мадригала той поры — 5-голосие. Выдающимися представителями этого этапа развития жанра явились ученики А. Вилларта — К. Габриели около 1510—1586 , а также величайшие мастера XVI в. Их мадригалы оказали сильное влияние на развитие европейской музыки XVII в. Из композиторов конца XVI в. Меруло 1533—1604 , О. Векки 1550—1605 , Л. Луцаски около 1545—1607 , Ф. Порта 1530—1601 , Дж.
Несколько подлинно художественных мадригалов принадлежат А. Пушкину, М. Но уже во времена Пушкина мадригал вызывал ироническое отношение:... И дрожь , и злость меня берет, И шевелится эпиграмма А мадригалы им пиши! Пушкин В. Короткое стихотворение, содержащее восхваление кого-нибудь. Любезность, комплимент. В XIV в.