В Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, учрежденный в 1725 году, вручался за особые заслуги перед Отечеством и преданность Государю. При императоре Петре I святой Александр Невский был прославляем прежде всего как непобедимый полководец, а не как «инок Алексий», каким его изображали ранее. В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря.
С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича. В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра. Произошло это прямо в момент Куликовской битвы. На следующий год митрополит Московский Киприан официально зарегистрировал факт обретения мощей, совершив над ними службу. Тогда же была написана первая икона Александра Ярославича, изображающая его в образе схимника, в монашеском одеянии. С той поры от мощей новоявленного святого будто бы стали происходить чудеса. Хотя ещё почти два столетия Александр Ярославич оставался местночтимым святым и его культ не распространялся за пределы стен Рождественского монастыря, создание мифа о святом предке московских князей позволило обители сохранить своё главенствующее положение в течение двух столетий.
К началу царствования Ивана Грозного монастырь стал крупнейшим землевладельцем Московской Руси. Благодарные потомки Одна из важнейших причин, благодаря которой культ Александра Ярославича распространился из Владимира на всю Русь, это превращение его потомков во всероссийских самодержцев. Младший сын Александра, Даниил, становится основателем династии московских князей. Князь Даниил Александрович Московский. Pinterest Для обоснования своих притязаний на господство над всеми землями Северо-Восточной, а затем и Киевской Руси московским государям уже было недостаточно традиционной преемственности их власти от отцов и дедов. Московские князья пытаются внушить подданным, что их власть имеет божественное происхождение.
В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр никогда не воевал, а, наоборот, преданно им служил. Новгородский след Новая интерпретация мифа об Александре возникла в первой половине 15-го века, когда Москва начала борьбу против новгородской феодальной республики. В развернувшейся идеологической войне новгородские летописцы припомнили, что основатель династии московских государей был новгородским князем. Это означало старшинство Господина Великого Новгорода по отношению к Москве. Подвиги, приписанные Александру, должны были представить новгородцев защитниками и хранителями Руси и её духовных скреп. Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки.
Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине 16-го века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник. Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами всего там их более 16 тысяч.
Естественно, часть из накопленного материала вошла во второе издание книги. Сейчас, после расширенного вступления ее открывает новый раздел «Строители государства Российского. Легенды и были о Рюрике и рюриковичах». В обстоятельном рассказе о средневековой Руси Новгородской и Киевской прослеживается родословная Александра Невского до деда Рюрика по его матери Умилы — новгородского князя Гостомысла и его отца князя Буривоя. Конечно, рассказывается и о князе Олеге, вещем наставнике Игоря, ставшего великим князем Киевским, о его супруге святой Ольге, их сыне, князе-воине Святославе и внуке Владимире, ставшем Крестителем Руси.
Владимиру-Крестителю, как и его потомкам Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху посвящены отдельные главы. Так прослеживаются этапы рождения, становления и развития из княжества Московского великого государства Российского… Серьёзно дополнены по сравнению с первым изданием главы и о победе на Неве, которая и принесла Александру Ярославичу почётное звание Невский, и о Ледовом побоище, которое учинил он на Чудском озере, надолго отвадив западных завоевателей — охотников пробовать русскую силу на пограничных рубежах. Однако к каждому юбилею Александра Невского, буквально каждые пять лет к очередной даже не «круглой» юбилейной дате непременно появляются жаждущие очернить святого князя — он, де, и родственник восточных ханов, во всяком случае, их ставленник и подручник. И победы-то его особого значения не имеют, так себе, региональные стычки. Да мало ли чего ещё… А что, был же он побратимом одного из ханов, который… принял потом православие и был даже признан святым. Однако действительно было необходимо усмирять своих же соотечественников, пытавшихся сбросить проклятое иго, когда Русь ещё не созрела и могла просто сгинуть в очередном нашествии Орды, поэтому приходилось усмирять непокорных Александру Невскому, чтобы Русь сохранить. Так было, когда его брат Андрей, породнившись с Даниилом Галицким, поднял восстание, обернувшееся тяжким поражением и очередным разорением русских городов и сёл. Приходилось Александру «успокаивать» и родного сына Василия, отправленного им княжить в Новгород и поддавшегося стихийной новгородской «демократии вечевой». Мудрый Александр, неоднократно побывав в Орде, представлял без иллюзий силовые её возможности.
К тому же понимал, что Орда непременно ослабнет, когда расколется на улусы многочисленных потомков Чингисхана. А пока — смирение и терпение. Это подвиг куда более трудный, чем победы над шведами и тевтонами. И нападают на святого князя Александра те, кому поперёк души именно мощная российская государственность. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых.
На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая Кутепова , а также ученики Александро-Невской православной гимназии. По завершении Божественной литургии глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Архипастырь поблагодарил организаторов за предоставленную нижегородцам возможность поклониться мощам святого благоверного великого князя Александра Невского. Управляющий Нижегородской епархией напомнил, что святой благоверный князь Александр Невский был не только правителем Русской земли, воином, дипломатом, но и монахом: «Из жития мы знаем, что он не проводил время в уединении, посте и особой молитве, а занимался государственным устроением в то время, когда Русская земля была в иноземном ордынском пленении, во время междоусобной брани. Он не ушел в пустыню, не уединился, а участвовал в военных походах, будучи в Орде, претерпевал унижения ради Господа, своей земли и народа. В то тяжелое время святой князь Александр Невский помнил, что Русская земля оказалась между молотом и наковальней, с Востока шли ордынцы порабощать русский народ, а с Запада — опасность смены православной веры на католическую. Ее представители говорили: «Если вы откажетесь от православной веры, то получите и денежную поддержку, и военную». В ответ на это Александр Невский поехал на поклонение в Орду, к язычникам. Хотя, казалось бы, надо было сделать наоборот: договориться с Западом и совместно выступить против ордынцев. Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет — не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. Ордынцы требовали только денег и подчинения, а Рим требовал продать свою душу — изменить веру. Поскольку не было сил одновременно противостоять и Востоку, и Западу, он пошел против Запада и стал платить дань в Орду, чтобы на Русской земле был мир и благополучие. Четырежды святой князь Александр Невский ездил в Орду, отстаивая интересы нашего народа, и закончил свою жизнь в 42 года в Городце на Волге, на Нижегородской земле». Великой России невозможно быть без духа Святой Руси. Поэтому мы сегодня восклицаем: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», — заключил митрополит Георгий. После богослужения к ковчегу приложились присутствующие в храме. Им были розданы небольшие иконки святого благоверного князя Александра Невского с Патриаршим благословением.
Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы Александр ответил не сразу. Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием - принял католицизм перед смертью: "Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни". Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде. Расправиться с древнерусским правителем могли, если его подозревали в бунте. А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью. Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире. В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью. На краткое время его правления Болгария оборачивается к католицизму. Подчинение папе римскому обсуждают и греки. В 1274 году император Византии Михаил VIII Палеолог еще заключит с понтификом унию в Лионе, подписание которой будет сопровождаться символическим жестом: патриарх Константинопольский Георгий Акрополит принесет присягу папе. На этом фоне обращение Руси к католицизму не выглядело бы невероятным. Более того, из переписки следует, что и сам Александр Невский... И все же, взойдя в 1252 году на престол великих князей владимирских, Александр от переговоров с Иннокентием IV отказался. Последний ответ папе звучал так : "...
Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан
На Чудском озере он разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества, вел гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключал торговые соглашения с немецкими городами. В течение всего периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность, благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожженные города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во владимирской Рождественской обители.
Несколько лет назад его признали именем России. На Ваш взгляд, это позволяет надеяться на то, что духовный стержень нашего народа сохранился? Я помню этот медиапроект на одном из общероссийских телеканалов и голосование. Наверное, нельзя сказать, что это окончательное решение нашего народа, но все-таки очень знаменательно, что из плеяды выдающихся представителей российской истории, которые внесли значительный вклад в становление российской цивилизации, был выбран святой. При этом этот святой молился не где-то в лесу, а принимал самое активное участие в общественной, государственной, политической жизни страны, был воином. Более того, без духовного начала это развитие сворачивается, а то и откровенно затухает. Александр Невский был тем человеком, который сочетал в себе и доблесть полководца, и мужество воина, и мудрость политика, и такт дипломата. Вместе с Русской землей он оказался в очень непростых условиях. Тогда говорить о едином государстве было еще нельзя, был конгломерат относительно независимых удельных княжеств, которые периодически находились в междоусобной войне, при этом все князья принадлежали к одной династии, к одному Дому — Рюриковичей. Это было очень важно — родовое понимание власти. Власть воспринималась не как единоличная, принадлежащая какому-то одному князю, а всему роду Рюриковичей. Несмотря на такие представления, которые должны были бы всех консолидировать, страсти человеческие нередко брали верх, и кому-то все равно хотелось быть первым среди равных: киевским князем или, по крайней мере, великим князем. Александр Невский оказался в ситуации, когда раздробленная Русская земля не выдержала натиска страшного противника, который умел воевать и был готов воевать до победного конца, не останавливаясь ни перед чем. Каково бы ни было мужество русских воинов, на одной доблести выстоять было нельзя. Нужны были единство и мудрость, а вот этого как раз не хватило. И приходит человек, в котором объединяются и доблесть, и мужество, и мудрость. Его нельзя обвинить в трусости из-за того, что он не воевал с Золотой Ордой, а, наоборот, следовал указаниям золотоордынских ханов и пресекал попытки не платить дань даже в Новгороде, который во время монголо-татарского нашествия не подвергся разорению. Новгород лелеял мысли о независимости, чтобы никому ничего не платить. При этом ни его элита, ни обыватели не отдавали себе отчета в том, что это дело времени, что татарам ничего не стоит дойти до Новгорода и разгромить его. Александр Невский, понимая это, будучи более дальновидным, чем новгородцы, подыгрывал политике Золотой Орды, стараясь минимизировать ее отрицательные последствия для будущей России. Он-то как раз смотрел в будущее, понимал: сейчас тяжело, но это еще не конец, не катастрофа, русский народ поднимется, свергнет в свое время это иго и вновь обретет самостоятельность и независимость на качественно новом уровне. Он шел на компромисс с Золотой Ордой, но бескомпромиссно и нисколько не боясь воевал с западными интервентами. Как и положено было князю, он возглавлял эту борьбу, нередко сам бывал в сражениях и, как известно, не проиграл ни одного из них. Ему хватало и мужества, и смелости. И если он считал нецелесообразным воевать с Золотой Ордой, то это было вовсе не делом трусости или поиска личной выгоды. В этом его обвинить точно нельзя. Чтобы кого-то признали именем России, согласитесь, важно это умело преподнести. В свое время эту кандидатуру предложил будущий патриарх, митрополит Кирилл. Одна из его крылатых фраз — о том, что Александр Невский понимал: Золотой Орде были нужны только наши кошельки, а Западу — наши души. Правильно ли я понимаю, что уже тогда противостояние «Восток — Запад» было настолько глобальным, что Александру Невскому приходилось делать выбор в пользу непосильной дани? Он прекрасно знал о расколе между Церквами в ХI веке, но эта беда могла быть преодолена. А вот разгром в 1204 году христианского Константинополя крестоносцами, вместо освобождения Святой Земли, согласно их намерению, объяснить очень трудно. Да, может быть, у нас разные взгляды на какие-то догматы, но уничтожать, по сути, единоверных братьев, поступать с ними хуже, чем с язычниками, — это было холодным душем для православного мира. А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы. Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы. Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский. Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго. Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина».
Как отмечается, в рамках подготовки к юбилею завершена передача Санкт-Петербургской епархии Благовещенской церкви в Александро-Невской лавре. По преданию, Пётр Первый собственноручно внёс реликвию на второй этаж храма. После более чем столетнего перерыва в лавру возвратилась и драгоценная рака для хранения мощей.
Основные торжества, по традиции, пройдут 12 сентября. День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского 1724 год - день Ништадтского мира 1721 год закреплен в городском законе «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге». Дополнительное чтение на портале «Культура Петербурга»:.
Какого числа день памяти Александра Невского в 2023 году
Ибо Правда Христова выше земных амбиций и политических контекстов. В разные времена на византийском престоле восседали святые императоры и православные святители, которые, — с точки зрения национально-освободительных движений каких-нибудь малых народов, входивших в орбиту Константинополя, — могли в свое время что-то говорить или как-то действовать не вполне комплементарно. И, тем не менее, у православных славянских народов, у сирийцев и арабов, даже у христиан Западной Европы неразделенного периода — есть общие единые святые, признаваемые вне всякого политического контекста, исторического нарратива или острого дискуссионного поля. И папа римский Григорий Великий, который в пух и прах разносил «константинопольскую идеологию первенства», такой же святой для Восточной церкви, как, например, патриарх Фотий — является святым для Западной Церкви, хотя в политическом измерении именно он помешал амбициозным планам римского папы распространить его власть на Балканах. Даже когда рухнула Османская империя, когда угнетенные православные народы получили свободу, никто из них не занимался чисткой календаря, исключая из него каких-нибудь греческих святых, которые недостаточно сопротивлялись или даже содействовали укреплению власти Османов. А помните, были такие заклятые идеологические враги как Нил Сорский и Иосиф Волоцкий? Так вот, несмотря на то, что идеология одного победила — оба во святых. И никому в голову не приходило заметать под коврик слова, тексты и мысли проигравшей стороны. А все почему?
Да потому что подлинная Церковь Христова определяет святость жизни человека не по лозунгам очередного Майдана, не по геополитическим установкам светской власти, не по контекстам очередной идеологии, а по критерию евангельской Правды. Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны. А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта.
И, как мы знаем, через два года эта победа была нивелирована нашествием Тохтамыша. То есть для того, чтобы сбросить зависимость от Орды, нужно было еще два с лишним века — до 1480 г. А вот если бы… то дали б отпор ордынцам… - Это была объективная ситуация хотя бы потому, что она существовала еще несколько веков. А то, что он князь оценил ее трезво, это не минус его, а заслуга. Кстати говоря, брат Андрей, с которым Александр якобы повздорил в 1252 году, бежал в Швецию, но потом вернулся, и они вместе с Александром ездили в Орду - в Сарай. Александр вероятно как-то за него поручился этого нет в источниках, но это логично, иначе зачем вместе ехать , и Андрей получил прощение - Суздальское княжение. И все суздальско-нижегородские князья в будущем — это его потомки. Здесь ситуация вот в чем. Историк Л. Гумилев написал, что Александр во время второй поездки в Орду побратался с сыном Бату Сартаком. Никаких данных в источниках о том, что это было, у нас нет. Совершенно никаких. Гумилев был сыном двух поэтов, прекрасным литератором, и он так красиво изложил этот сюжет, что ему поверили, и это стало тиражироваться. А почему новгородцы были против нее? Батый же до него не дошел. Некоторую роль сыграло, конечно, и суеверие, боязнь переписи как таковой. Они не думали о том, что если продемонстрируют неподчинение, то хан таки дойдет, но тогда всем будет очень плохо. Невский, бывавший в Орде, прекрасно это понимал. Вариантов было два. Либо эти набеги и разорение допускать, либо не допускать, душа их в зародыше. А как их возможно было не допускать? Только одним способом — устанавливать мирные отношения, ездить в Орду, возить подарки и т. Ему вряд ли это доставляло удовольствие. С коварством и жестокостью ордынцев он был знаком не понаслышке. Пишут, что у него нет ни одного проигранного сражения. Дело в том, что налаживая мирные отношения с Ордой, Александр, по большому счету, закладывал основы нашей будущей многонациональной государственности. Поясню мысль. Русь тогда подчинялась Орде. В XVI в. Но первоначально подобное объединение сложилось раньше, в результате подчинения Руси. В итоге это противостояние победитель — побежденный вообще должно было уйти. Оно и ушло, теперь мы все единый народе единой страны. Но для того, чтобы мы стали единой нацией, нужно было проделать огромную работу, и я думаю, что Александр был первым, кто эту работу начал. Он, конечно, не думал об этом, само собой, он просто решал те вопросы, которые перед ним стояли. Но решения находил правильные, поэтому они и имели такое долговременное значение. Невская и Чудская битвы - Прагматик, глядевший вдаль? Находил способы, чтобы сберечь народ и избавить его от набегов. Кстати, с Западом у него тоже не все сводилось к войнам, у него были и мирные отношения. С Норвегией в переговоры вступал, и с Орденом торговали. Но когда приходят и говорят: ребята, мы у вас сейчас пол-Невы оттяпаем, тут уж куда деваться? При этом решения, которые им были найдены в сражениях, характеризуют его как блестящего полководца. Во время Великой Отечественной войны появилась целая серия плакатов, указывающих на преемственность советских воинов с дореволюционными воинами-героями — Что именно? Если кто-то был в Усть-Ижоре и смотрел на Неву, то несложно убедиться, что она просматривается на километры. То есть внезапно подойти по Неве было невозможно. У Александра не было возможности собрать большое войско, потому что он, во-первых, утратил бы фактор внезапности, во-вторых, от Северо-Восточной Руси было сложно ждать помощи в связи с тем, что эти земли после удара Батыя 1237-1238 не оправились, ну и в-третьих, время поджимало - шведы в устье Ижоры могли укрепиться. А одно дело воевать в чистом поле, другое — штурмовать крепость. И Александр нашел возможность нанести внезапный удар. Для этого был использован характер местности. В данном случае это наличие глинта, то есть уступа, берега исчезнувшего моря. Он выступает по всему протяжению реки Невы, по ее левому берегу. Оставив в тылу Ивановские пороги они могли задержать шведов, если б они пошли от Ижоры вверх по течению Невы , Александр поднялся по Тосне до глинта. Далее по нему, обойдя болотистую местность, вышел к Ижоре, а затем вниз по этой реке скрытно подошел к шведскому лагерю, тем самым обеспечив внезапность. Внезапность удара и решила исход битвы, но полного разгрома не было, в отличие от Ледовой битвы войско врагов не было уничтожено, понесшие потери шведы, увозя раненых, удалились восвояси. Но задача новгородского князя была проста — выгнать неприятеля, и он решил эту задачу. Конечно, речь не идет о том, что в битве участвовало 10-20 тысяч человек. Реальная цифра - около 2 тысяч с обеих сторон, и, скорее всего, шведов было больше. Основания предполагать численность дают аналогичные данные по битве 1164 года, когда шведы подходили под Ладогу, а также события, связанные со строительством Ландскроны в устье Охты 1299-1300. Но для значения Невской битвы важна не численность противника, а что было бы, если б он закрепился в среднем течении Невы. Крепость даже небольшая в устье Ижоры означала бы, что Нева и Балтика для нас потеряны. Если не по байкам. Об этом сражении есть данные западного источника — «Старшей ливонской рифмованной хроники», и из нее однозначно следует несколько фактов.
Поиск 12 сентября 2023 300 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского перенесение мощей , митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе. Во время богослужения на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла.
Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия.
Святой благоверный князь Александр Невский
Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I. Русский народ хранит память об Александре Невском, а Православная церковь объявила его святым и почитает как защитника земли русской. Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора. Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства.
Заступник земли русской: Александр Невский
- Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ |
- Храмы и нетленные святыни Александра Невского
- С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
- Где находятся мощи святого
- Другие новости раздела
- История монастыря и хрaма
Святой Александр Невский
Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее. Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась божественная литургия, на ней присутствовал губернатор Александр Беглов. Телеканал «Санкт-Петербург» показывает, как прошел День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. Святой благоверный князь Александр Невский за свою короткую жизнь сделал так много для Руси, что этого с лихвой хватило бы на несколько жизней.
Святой князь Александр Невский
Здесь он был упокоен в ноябре 1263-его года. Несколько столетий эта обитель считалась главной на Руси. Сегодня в новом храме в честь великих князей владимирских- в историческом центре - прошла торжественная служба. С проповедью к верующим обратился митрополит Владимирский Суздальский Тихон.
Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль.
На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр.
Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру. Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев.
В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав 1239.
Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями. Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов.
В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.
Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя.
И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа».
Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке.
Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны.
Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына.
Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил.
На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю.
Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение.
Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории.
Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен.
Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».
На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона.
Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде!
Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси.
Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.
Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима.
В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии.
К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада.
В разные времена на византийском престоле восседали святые императоры и православные святители, которые, — с точки зрения национально-освободительных движений каких-нибудь малых народов, входивших в орбиту Константинополя, — могли в свое время что-то говорить или как-то действовать не вполне комплементарно. И, тем не менее, у православных славянских народов, у сирийцев и арабов, даже у христиан Западной Европы неразделенного периода — есть общие единые святые, признаваемые вне всякого политического контекста, исторического нарратива или острого дискуссионного поля. И папа римский Григорий Великий, который в пух и прах разносил «константинопольскую идеологию первенства», такой же святой для Восточной церкви, как, например, патриарх Фотий — является святым для Западной Церкви, хотя в политическом измерении именно он помешал амбициозным планам римского папы распространить его власть на Балканах. Даже когда рухнула Османская империя, когда угнетенные православные народы получили свободу, никто из них не занимался чисткой календаря, исключая из него каких-нибудь греческих святых, которые недостаточно сопротивлялись или даже содействовали укреплению власти Османов. А помните, были такие заклятые идеологические враги как Нил Сорский и Иосиф Волоцкий? Так вот, несмотря на то, что идеология одного победила — оба во святых. И никому в голову не приходило заметать под коврик слова, тексты и мысли проигравшей стороны. А все почему? Да потому что подлинная Церковь Христова определяет святость жизни человека не по лозунгам очередного Майдана, не по геополитическим установкам светской власти, не по контекстам очередной идеологии, а по критерию евангельской Правды.
Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны. А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование.
Во времена язычества князь Александр проповедовал православную культуру. Умер великий князь 27 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду. Где находятся мощи святого Через неделю после смерти, 6 декабря 1263 года тело Александра Невского похоронили в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. Только через более чем 100 лет, мощи Александра Невского были открыты для местного поклонения. Хранятся мощи Александра Невского в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. О чем молятся Александру Невскому 12 сентября в Санкт-Петербурге, каждый год проводится величественный крестный ход, который посвящен Александру Невскому. На это событие собираются тысячи верующих, как местных, так и паломников. Это символизирует глубочайшее почитание этого святого в нашей Имперской столице, одним из Небесных покровителей которой является именно благоверный князь Александр Невский, в схимническом постриге — Алексий. Люди верят, что Александр Невский является охранников и защитником северных и восточных границ Российского государства.
Святой благоверный князь Александр Невский
В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Барнаула Алтайская митрополия Русская Православная Церковь Московский Патриархат Россия православие молодежь Слово батюшки миссионер религия. Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским.
С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик. Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась божественная литургия, на ней присутствовал губернатор Александр Беглов. Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан.