Для получения бюллетеня на избирательном участке нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина РФ или заменяющий его документ.
Как правильно заполнить избирательный бюллетень
В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях п. Законодательство также предусматривает обязательное указание в избирательном бюллетене наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества в соответствии с п. Текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате от наименования избирательного объединения, избирательного блока находился пустой квадрат.
В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования, при которой голосование может производиться только путем нанесения в избирательном бюллетене какого-либо знака в соответствующем квадрате по правилам, предусмотренным ст. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты.
Если на референдум выносится несколько вопросов, они включаются в разные бюллетени. При вынесении на референдум проекта закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства именно на однозначное определение содержания проекта в бюллетене для голосования на референдуме с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о предлагаемых вариантах закона, иного нормативного правового акта.
Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных законопроектов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование законопроектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан о предлагаемых вариантах закона. Так, в соответствии со ст. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления.
В соответствии со ст. При этом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Следует также учесть, что на избирательную комиссию, комиссию референдума в этом случае ложится обязанность по утверждению текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме на государственном языке соответствующего субъекта РФ, языке народа Российской Федерации, компактно проживающего на соответствующей территории, идентичного по содержанию тексту на русском языке.
В частности, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что при изготовлении избирательных бюллетеней на двух и более языках на президентских выборах текст таких бюллетеней утверждается ИКС РФ. После изготовления бюллетеней полиграфическая организация типография осуществляет выбраковку напечатанной избирательной продукции. Цель такой выбраковки состоит в том, чтобы выявить бюллетени, при печатании которых были допущены отступления от утвержденных формы и текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме.
Отбракованные бюллетени подлежат выделению из общей массы изготовленных избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме и хранятся отдельно. Процесс выбраковки происходит под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Изготовленные и выверенные типографией бюллетени затем передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней.
Комментируемый Федеральный закон не оговаривает содержание акта передачи бюллетеней изготовившей их типографией членам соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Целесообразно, чтобы в нем в обязательном порядке были отражены сведения о дате, времени и месте его составления, лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, количестве переданных бюллетеней и присутствовавших при этом членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, членов и или представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Детальное правовое регулирование процедуры передачи бюллетеней и содержания составляемого об этом акта может содержаться в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов РФ, посвященных регламентации различных видов выборов и референдума.
После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии всех вышеперечисленных лиц уничтожают отбракованные и лишние бюллетени при их выявлении. Об этом составляется акт, который вправе подписать все присутствующие лица. Содержание акта об уничтожении отбракованных и лишних избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней.
На избирательную комиссию, разместившую заказ на изготовление бюллетеней, возлагается обязанность оповещения членов указанной комиссии, соответствующих кандидатов, избирательных объединений избирательных блоков , инициативной группы по проведению референдума, иных групп референдума их представителей о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней. При выбраковке, передаче и уничтожении в случае необходимости бюллетеней полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждого из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. При этом следует иметь в виду, что перечень лиц, которым прямо предоставлено право присутствовать при выбраковке, передаче изготовленных и уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней, не может быть исчерпывающим, поскольку при совершении указанных действий исходя из принципиальных положений законодательства о выборах и референдумах вполне могут присутствовать также члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, представители СМИ.
На комиссию, получившую бюллетени из изготовившей их полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. При этом законодательство не оговаривает порядок такой передачи, предусматривая в качестве ее обязательного условия только необходимость оформления передачи бюллетеней соответствующим актом. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии со ст.
Комиссия, получившая бюллетени от вышестоящей комиссии, передает их непосредственно нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно. Процесс передачи бюллетеней завершается только после получения их всеми участковыми комиссиями. Законодательство возлагает ответственность за правильность передачи бюллетеней на председателей обеих комиссий, как передающей, так и получающей бюллетени.
Прежде всего это означает, что именно на них ложится обязанность организации передачи и получения бюллетеней и осуществления контроля за соблюдением установленного законом порядка передачи бюллетеней. При этом председатели комиссий не вправе ссылаться на действия бездействие иных лиц, включая членов комиссий, как на обстоятельство, освобождающее их от ответственности за правильность передачи бюллетеней. В тех случаях, когда председатели комиссий умышленно нарушают установленный порядок передачи бюллетеней, они могут быть привлечены к юридической ответственности, если их действия бездействие были сопряжены с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий, комиссий референдума.
В зависимости от обстоятельств, которыми сопровождалось нарушение председателями комиссий установленного порядка передачи бюллетеней, а также характера наступивших последствий они могут быть привлечены к административной ст. Сроки осуществления избирательных действий занимают одно из центральных мест в механизме правового регулирования выборов и референдума. Соответственно этому законодательство устанавливает, что передача бюллетеней в территориальные окружные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые комиссии - не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
Данные сроки передачи бюллетеней территориальным окружным и участковым комиссиям обусловлены необходимостью обеспечения избирателям, участникам референдума реальной возможности осуществления предоставленного им права досрочного голосования см. Принимая во внимание, что процесс волеизъявления избирателей, участников референдума в подавляющем большинстве случаев непосредственно обеспечивается участковыми комиссиями исключение составляет лишь досрочное голосование в территориальных и окружных комиссиях , законодательство особо оговаривает порядок определения числа бюллетеней, которые этим комиссиям передаются. На небольших участках с числом избирателей участников референдума менее 200 человек число бюллетеней, направляемых в участковую комиссию, определяется путем сложения числа зарегистрированных избирателей участников референдума и двух дополнительных бюллетеней.
При этом они могут быть использованы не только для досрочного голосования в территориальных окружных избирательных комиссиях, комиссиях референдума, но и, в случае необходимости, дополнительно переданы по акту участковым комиссиям, которые по каким-либо причинам будут нуждаться в получении большего количества бюллетеней, чем было получено ими в общем порядке. В соответствии с избирательным законодательством зарегистрированный кандидат, список кандидатов могут по различным причинам собственная инициатива кандидата, избирательного объединения, избирательного блока; отмена регистрации по решению суда; смерть кандидата; утрата российского гражданства; вступление в силу обвинительного приговора суда утратить свой статус и выбыть из участия в данных выборах.
Бюллетени в урнах пересчитываются если выборы двойные, то раскладываются в отдельные кучи и пересчитываются отдельно, а так как бюллетени на двойных и кратных выборах разного цвета, разделить их просто. Если количество их не сходится с количеством выданных членам УИК, происходит второй пересчет. Если больше, каждый бюллетень будет проверяться. Если выявить вброс не получится скажем, кто-то хорошо подделал , сразу уходит отчет в ТИК и результаты аннулируются такие бюллетени даже не попадают в пересчет их опечатывают и сдают по акту, где указывается количество выданных и пересчитанных, а копию может получить любой наблюдатель. Если все выше сошлось, бюллетени сортируются и из них отдельно выкладываются испорченные и незаполненные. Они тоже пересчитываются.
Рассортированные по кандидатам бюллетени на этом этапе не пересчитываются. Объявляется количество недействительных бюллтетеней, они при наблюдателях упаковываются, упаковка оклеивается скотчем. И только теперь происходит пересчет бюллетеней с голосами за кандидатов. Причем, делается это отдельно по каждому кандидату вслух и с перекладыванием каждого бюллетеня то есть, да, берем бюллетень из стопки кандидата, говорим «один», кладем его рядом так, чтобы всем было видно, что отметка на самом деле напротив названного кандидата, берем следующий, говорим «два»... Если не сошлось снова, еще раз. Ищем ошибки, ищем возможные вбросы. Рядом находятся наблюдатели и все видят. В УИК направляется флешка с приложением для подсчета бюллетеней и печати протоколов.
Это очень удобно, так как приложение хотя, оно и криво выглядит проверяет цифры и отмечает ошибки, если что-то не сходится, на каждом этапе ввода данных. Наблюдатели могут снимать и снимают весь процесс подсчета голосов. Кроме того, ведется видеонаблюдение и записи можно просмотреть. УИК заканчивает работу поздно. Результаты передаются в ТИК. Чтобы оценить работу ТИК, приведу в пример вчерашнюю ситуацию: у нас были двойные губернатор, гор. Печатается, соответственно, два протокола каждый в двух экземплярах. На протоколах ставят подписи все члены УИК с правом решающего голоса и проставляется время заполнения.
Вчера мы распечатали первичные которые формируются в УИК протоколы по двум выборам и проставили время. И ошиблись, проставили в 1 и 2 экземплярах одного протокола разное время просто перепутали протоколы. ТИК развернул их и заставил снова перепроверять информацию, распечатывать и заново оформлять. В итоге ездили в ТИК дважды. Система сверки-проверки настолько регламентирована, что даже для того, чтобы просто отойти попить чаю или, пардон, в туалет, член УИК, который принимает избирателей, не может. Он обязан вызвать секретаря, пересчитать имеющиеся у него бюллетени в присутствии секретаря и замещающего члена УИК, расписаться в акте передачи бюллетеней, а замещающий член УИК — пересчитать и расписаться в акте приемки бюллетеней естественно, число переданных и принятых бюллетеней должно быть одинаковым. За всем этим может следить наблюдатель но после первых трех-четырх замен уже особо не смотрят. Когда первый член УИК возвращается с перерыва, все происходит снова в обратном порядке.
Естественно, если нужно выскочить в туалет, то никто такую волокиту не запускает. На это время другой член УИК не занятый за книгами просто стоит рядом и просит избирателей подождать минуту. Чисто по человечески жалко наблюдателей, которые часто даже на обед выйти не могут и торчат на одном месте целый день. Хотелось даже предложить им чай-кофе, но нам нельзя предлагать такое. Вот, приблизительно так исключая массу протокольной работы, которая также полностью регламентирована и проверяема организована работа участковой избирательной комиссии. А еще мы несколько дней дежурим на участке, ожидая тех, кто захочет прийти и проголосовать досрочно или написать заявление. У тех, кто проголосовал досрочно, бюллетени упаковываются в отдельный конверт, через клапан которого ставится печать и подпись членов УИК но я не участвовал в этом и в мое дежурство никто не голосовал. Потом в присутствии наблюдателей эти конверты вскрываются, сверяется количество бюллетеней и количество проголосовавших досрочно и бюллетени опускаются в урны.
Лично я не увидел узких мест, где можно было бы как-то сфальсифицировать выборы на уровне УИК. Напротив, каждая попытка фальсификации может быть быстро выявлена и выборы либо приостанавливаются участок при этом закрывается, наблюдатели и члены УИК не выпускаются, а при некоторых подозрениях полиция может задержать и кого-то из избирателей , либо даже останавливаются вовсе.
Зачастую жертвами подстрекателей становились пенсионеры. Против некоторых из них уже возбудили уголовные дела, им грозит от двух до пяти лет лишения свободы по статье о воспрепятствовании работе избирательных комиссий. Поджог в городе Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа.
Тем временем в соцсети со всей страны стекались сведения, давно ставшие привычным фоном российских выборов — о недопуске наблюдателей на участки и нарушении их прав, о скоплениях в УИКах похожих на бюджетников людей, о попытках устроить карусельное голосование и вбросы, о странных манипуляциях с сейф-пакетами, где предстоящей ночью должны храниться бюллетени с отметками избирателей.
По нашему мнению, избиратель наделен правом пользования бюллетенем на момент голосования, но не владения или распоряжения им. Какие существуют проблемы Общественные наблюдатели в дни голосования следят за тем выносятся ли бюллетени из помещения для голосования, так как это может быть не просто позицией избирателя — оставить себе на память бюллетень, а деятельностью по дискредитации выборов с последующей организацией так называемых «каруселей», вбросов. Более того, в интернет-пространстве распространены призывы выносить бюллетени. В законодательстве не урегулированы последствия выноса бюллетеня, а также порядок действий комиссии, если этот факт будет зафиксирован кем-либо из участников избирательного процесса. Более того, вынос бюллетеня создает трудности для членов участковой избирательной комиссии при подсчете голосов, поскольку число выданных бюллетеней сверяется с их количеством в урне, и, если число не совпадает, предстоит пересчет, чтобы исключить случайную ошибку. Поправки в законодательстве — новая преграда для провокаторов Сложившаяся проблема, на наш взгляд, может быть решена внесением изменений в Федеральный закон от 12. В этих изменениях предлагается предусмотреть сферу применения бюллетеня: 1 Назначением бюллетеня предлагается считать выражение воли при голосовании. Необходимо прописать прямой запрет на вынос и оставление себе бюллетеня.
В связи с предложенными нами изменениями мы видим необходимость дополнить и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30. Введение нормы, запрещающей выносить бюллетень избирателю за пределы помещения, и административного наказания за такой проступок, приведет к аннулированию возможности использования вынесенных бюллетеней для вброса и другого рода провокаций, позволит точно учесть при подсчете все бюллетени, изготовленные на бюджетные средства и выданные комиссии.
ЦИК утвердил число бюллетеней на выборах президента России
Здесь есть специальная область для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На оборотную сторону избирательного бюллетеня КОИБ нанесена фоновая защитная сетка светло-синего цвета. Кроме двух бюллетеней на выборах депутатов Госдумы, избиратели могут получить один бюллетень для голосования на дополнительных выборах депутатов Госсобрания республики — если проживают в одном их трех округов, в которых проводятся дополнительные выборы, а также бюллетень для голосования на местных выборах, если в муниципальном образовании проводятся выборы депутатов местного Совета. Если выборы проходят по смешанной системе — по спискам и одномандатным округам, бюллетеней будет два. Например, на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа.
Разрешается беспрепятственная фото- видеосъёмка на избирательном участке. Расширен перечень документов для ознакомления наблюдателями. При себе необходимо иметь: направление за подписью уполномоченного представителя избирательного объединения и паспорт, документы, регламентирующие его деятельность, чистые листы для составления заявлений актов, жалоб , письменные принадлежности. По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя. Наблюдатель доводит до сведения УИК то, что он будет работать строго в рамках Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ». Перед началом голосования необходимо: 1. При подходе к избирательному участку осмотреть территорию и убедиться в отсутствии вблизи УИК в пределах 50 метров агитационных материалов. В случае обнаружения подобных материалов обратить на это внимание председателя УИК и потребовать устранения нарушений. Зарегистрироваться у секретаря УИК в качестве наблюдателя и познакомиться с комиссией. Проверить наличие на избирательном участке информационных стендов с выдвинутыми кандидатами и партиями.
Убедиться в отсутствии агитационных материалов в помещении УИК, а в случае их обнаружения предложить председателю УИК принять меры по их изъятию. Лично убедиться в отсутствии бюллетеней или каких-либо предметов в ящиках для голосования стационарных и переносных перед их опечатыванием. Проконтролировать факт гашения неиспользованных открепительных удостоверений. Совместно с членом комиссии с ПРГ п. В них не должно содержаться никаких отметок, кроме отметки о выдачи открепительного удостоверения и о выбывших избирателях. Напомнить членам комиссии о праве наблюдателя знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, открепительными удостоверениями и реестром заявлений о голосовании вне помещения п. Проконтролировать доступность подхода избирателей к урнам для голосования внутри помещения и отсутствие возле них посторонних предметов музыкальных центров, тумбочек, булочных, агитбригад, средств пожаротушения, телефонов — всего того, что требует периодической проверки или контроля. Проконтролировать качество опечатывания, сохранность избирательных бюллетеней до процедуры их получения членами УИК. В случае сомнений в целостности упаковок или печатей доложить в штаб, написать заявление и потребовать пересчёта избирательных бюллетеней, обращая внимание на: - бюллетень по выборам депутата ГД должен иметь защитную марку, подписи 2-х членов УИК заверенные печатью. Обеспечить контроль за работой УИК и ходом голосования.
Регулярно брать у секретаря сведения о количестве проголосовавших и докладывать в штаб. Следить чтобы бюллетени для голосования выдавались только лично избирателю, внесенному в список избирателей при предъявлении им паспорта или документа его заменяющего военный билет, удостоверение личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина РФ выданного на период оформления паспорта, паспорт моряка или заграничного паспорта. Право выдавать бюллетени имеют только члены УИК. Данные на избирателей голосовавших по открепительным удостоверениям должны быть внесены в отдельный список, открепительные удостоверения при выдаче бюллетеней изъяты. Сопровождать членов УИК при их выезде для организации голосования вне участка, оставив вместо себя сменного наблюдателя. Следить чтобы не нарушалось требование закона о тайном голосовании. Не допускать агитации в помещении избирательного участка и вблизи его через председателя УИК , но при этом не покидать помещение и не отвлекаться на провокации. Обеспечить контроль за действиями членов УИК и соблюдение ими закона о выборах: - не дать возможности внесения в списки избирателей не прибывших для голосования по заранее заготовленным спискам или по телефонам. Порядок определения результатов голосования подсчёта голосов 1. Присутствовать при определении результатов голосования подсчете голосов избирателей, поданных за тот или иной список или кандидата , начинающегося сразу после окончания голосования и продолжающегося без перерыва до окончания подсчета и составления протокола об итогах голосования.
Контролировать своевременность заполнения увеличенной формы протокола. Обеспечить строгое соблюдение порядка подсчета голосов. Подсчитываются и гасятся неиспользованные бюллетени для голосования, а также бюллетени испорченные избирателями и сданные в УИК в обмен на вновь выданные, с наличием акта на каждый испорченный бюллетень. В акте должна быть роспись избирателя получившего другой бюллетень. По списку избирателей подсчитывается число проголосовавших, заполняются все позиции в списке избирателей только ручкой — каждая страница списка подписывается членом УИК выдававшим бюллетени для тайного голосования. Список избирателей в целом после подсчета суммарных данных заверяется подписью председателя, заместителя или секретаря и печатью УИК. Списки избирателей после этого убираются в сейф или в охраняемое помещение, всякая работа с ними без коллегиального решения УИК не допускается. В случае сомнений в правильности подсчета голосов избирателей проголосовавших по спискам избирателей с помощью члена комиссии с ПРГ или доверенного лица произвести выборочный или тотальный пересчет количества проголосовавших по избирательным спискам ПОЛИСТНО. Результаты проверки должны совпадать с количеством проголосовавших избирателей объявленных комиссией. При расхождении сообщить в штаб и написать заявление.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней из переносных ящиков для голосования. Если число бюллетеней в переносном ящике оказалось больше чем заявлений от избирателей для голосования вне помещения то все бюллетени из этого ящика признаются недействительными. К определению поданных голосов за тот или иной список кандидатов или партию допускаются только члены УИК с правом решающего голоса ПРГ 9. Не допустить вброса при «вываливании» на стол бюллетеней из стационарных урн и при их сортировке по стопкам. Во время определения отданных голосов за те или иные списки кандидатов у членов УИК не должны находиться посторонние предметы пакеты, сумки и т. Член УИК оглашает содержание каждого бюллетеня и предоставляет возможность лицам, присутствующим при подсчете голосов убедиться в правильности определения результата голосования.
Но при этом сохраняется ограничение по числу приема избирателей в час. При желании жильцов можно организовать голосование во дворе своего дома — для этого нужно подать заявку в участковую комиссию. Если заявок наберется достаточное количество, комиссия договаривается с избирателями об удобной дате, выезжает на место и организует голосование с 10 до 12 часов. Таким же способом проголосовать за поправки в Конституцию смогут жители отдаленной сельской территории — они могут подать заявки и дождаться выезда комиссии к ним.
При приеме избирателей все участковые комиссии будут работать по следующему алгоритму: 1. На входе у каждого посетителей измеряется температура тела бесконтактным способом. Если температура повышена, то гражданина проводят в отдельное помещение, при необходимости, вызывают ему врача. Но он сможет проголосовать, для этого в помещении будет стоять переносной ящик для бюллетеней. После измерения температуры избиратель получает маску, перчатки, одноразовую ручку и проходит к члену участковой комиссии по специальной разметке. Указатели нужны, чтобы не допустить пересечения потока посетителей, отметили в ЦИК. Члены участковой комиссии, работающие с документами, будут отделены защитным экраном.
С этими Реестрами вправе ознакомиться члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели. Председатель участковой комиссии предъявляет всем присутствующим для визуального ознакомления список избирателей, предварительно разделенный на книги, каждая из которых должна быть прошита и заверена печатью и подписями председателя и секретаря УИК. Раздает указанные книги членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса распределение по «буквам». Перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, лицам, присутствующим в помещении для голосования пустые переносные и стационарные ящики для голосования, накопитель бюллетеней технического средства подсчета голосов в случае его использования , которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии пломбируются. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. Если избиратель зашел в помещение для голосования до 8. Бюллетень может быть выдан не ранее 8. Кому выдаются избирательные бюллетени? Выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. На выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва каждый избиратель, включенный в список избирателей по месту своего жительства, имеет право получить два избирательных бюллетеня: один — для голосования по одномандатному избирательному округу и один — для голосования по краевому избирательному округу. Если на избирательном участке проводится голосование по муниципальным выборам, то до начала голосования председатель комиссии осуществляет необходимые действия с конвертами, содержащими бюллетени досрочно проголосовавших избирателей. Если избиратель голосует по месту пребывания за пределами одномандатного избирательного округа, где он обладает активным избирательным правом, то он вправе получить только один избирательный бюллетень — по краевому избирательному округу. В чем еще надо удостовериться члену УИК при выдаче избирательного бюллетеня: во-первых: что избирателем не подано письменное заявление устное обращение о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования и оно не зарегистрировано в реестре; во-вторых: к избирателю не направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Избирательный бюллетень не выдается избирателю до возвращения группы, проводившей голосование вне помещения для голосования. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
День первый: поджоги, зелёнка и 6000 заходов на госуслуги в секунду
более 113 млн штук. Устройство должно быть подключено к Интернету (необходимо устойчивое соединение). Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени.
ЦИК утвердил число бюллетеней на выборах президента России
На бюллетенях для голосования по партийным спискам сетка светло-синего цвета, а по одномандатным округам — зеленого. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается место для размещения специального знака марки , подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати этой комиссии. Бюллетени, используемые при голосовании на комплексах обработки избирательных бюллетеней — КОИБ, отличаются от обычных. Здесь есть специальная область для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На оборотную сторону избирательного бюллетеня КОИБ нанесена фоновая защитная сетка светло-синего цвета.
Они будут открыты с 08:00 до 20:00. Где можно проголосовать По месту регистрации.
Нужный участок можно найти на сайте ЦИК. Для этого понадобится ввести адрес регистрации. После этого откроется страница с подробной информацией об участке. Там указан его адрес, номер телефона и состав избирательной комиссии. Информация об избирательном участке на сайте ЦИК Для подтверждения личности избирателя на участке попросят паспорт или иной документ, удостоверяющий личность: временное удостоверение личности, военный билет или удостоверение взамен него, а также справка установленной формы, которую выдают гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым. Проголосовать по другим документам нельзя.
По месту нахождения. Если проживаете не по месту регистрации, то можно заранее выбрать удобный участок для голосования. Для этого нужно подать заявление в избирательную комиссию.
Таким образом, соответствие количества бюллетеней численности избирателей является важным аспектом организации выборов согласно законодательству. Особые требования к количеству бюллетеней на участках с увеличенной численностью Выборы на избирательных участках с увеличенной численностью представляют определенные особенности и требуют дополнительных мер по обеспечению достаточного количества бюллетеней. Размер избирательного участка обусловлен численностью избирателей, зарегистрированных на данном участке. В соответствии с законодательством Российской Федерации, количество бюллетеней, которые должны быть на избирательном участке, определяется исходя из численности избирателей, указанной в списке участников выборов, и учитывает возможный процент явки избирателей. Для участков с увеличенной численностью, состоящих из нескольких избирательных кабинок, рекомендуется предоставить дополнительные бюллетени в количестве, превышающем ожидаемую явку на избирательный участок. Такое решение позволяет избежать ситуаций, когда кто-то остается без возможности проголосовать.
В ином случае вся урна признается недействительной. На выборах мы стараемся говорить о чем угодно, кроме выборов. Обстановка немного нервная. Другое дело, я слышала, что учителя нашей школы еще до того, как я начала в ней работать, действительно совершали вбросы, причем делали это завучи. Но это были 2010-е годы. К тому же сейчас выборы идут в прямом эфире, еще и со звуком. Если кто-то заметит неладное, а что хуже — сделает скриншот, нам достанется сполна. Никто не ввязывается в махинации, потому что не хочет подставлять коллег. Раньше все голосовали в воскресенье, а в понедельник был санитарный день, когда школу убирали и намывали. Ведь если это зимне-весенние выборы, то весь снег разносится грязью, а на следующей день детям здесь бегать. Но теперь выходной отменили. Закончил ты считать голоса в 11 вечера или в час ночи, в понедельник все равно придется выйти в школу. Поэтому не хочется, чтобы все прошло зря. Мы не настолько умельцы, чтобы еще и мухлевать. В 2019 году на выборах в Мосгордуму в ряде Telegram-каналов пронеслась информация, что у некоторых членов комиссии на столе лежали зеленые линейки, которые служили знаком для подставных избирателей, не прикрепленных к участку. Иногда, когда идет большой поток людей, особенно если тебе попался законопослушный и ответственный дом бывает, все избиратели толпятся к одному члену комиссии , то сотрудник постоянно листает домовую книгу, отчего пальцы становятся сухими и мозолистыми, неприятное такое ощущение. На этот случай мы берем гелевые увлажнители в небольших тюбиках. Обычно они белого цвета, но один оказался зеленый. Моя коллега поставила его себе, потому что, бедненькая, замучилась уже листать эти страницы. А к ней еще и очередь выстроилась. Тогда один из наблюдателей решил, что зеленый гель — это сигнал для «карусели». У нее зеленый знак, у нее толпятся люди и именно она записывает их как хочет. Когда мы работаем, мы не всегда успеваем за новостями в Telegram. И поэтому, когда мужчина сказал «вы сами понимаете, о чем я», мы не поняли. Потом мы заметили, что у девочки — у единственной — зеленый тюбик. Мы убрали гель, поток людей не прекратился. Но попытка засчитана. Кстати, потом мы обратили внимание, что у нее еще и стол был прикрыт зеленым щитком. Пролетели по всем фронтам. Была одна дикая старушка. Бабушка хотела проголосовать у себя на даче, открепилась от нашего участка, но из-за внезапной операции осталась дома, и все равно решила прийти на выборы.
Сколько бюллетеней получит избиратель?
Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1, 5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. Количество избирательных бюллетеней для обеспечения досрочного голосования на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, определяется ИКСРФ в пределах количества избирательных бюллетеней. А вот в Москве, на избирательном участке в Бутырском районе, силовики задержали женщину после просьбы посмотреть выписку из книги избирателей. Учёт, кому сколько выдано бюллетеней. 2. нужно прийти 17.03 на свой избирательный участок и рассказать об этом всем и взять с собой этих самых всех.
ЦИК утвердил число бюллетеней на выборах президента России
В случае совершения вброса нужно громким голосом оповестить окружающих: «Вброс! Вне зависимости от того, удался вброс или нет, требуйте от полиции задержать вбросчика и установить его личность. В любых конфликтных ситуациях нельзя ни на минуту прекращать контроль за стационарными урнами. Наблюдая за голосованием избирателей, фиксируйте на бумаге в клетку или при помощи специального счётчика явку избирателей и сверяйте с официальной явкой, озвученной комиссией. При расхождении явки, надо уведомить об этом председателя УИК, а при расхождении более чем на 5 человек — наших представителей в ТИК. Это косвенный признак готовящегося или совершённого вброса. Когда поток избирателей менее плотный, либо когда за голосованием в урны наблюдают другие наши представители, подходите к столам для выдачи бюллетеней и проверяйте обоснованность выдачи бюллетеней избирателям. В отсутствие избирателей члены УИК не имеют права делать записи в книгах.
Контроль того, что избиратель голосует за себя, разрешён п. В случае незаконного вписывания членом УИК в книгу паспортных данных отсутствующего избирателя или подделки его подписи, фиксируйте книгу чтобы не захлопнули , приглашайте полицию и руководство УИК убедиться в совершении нарушения и требуйте отстранить от выдачи бюллетеней члена УИК, нарушившего закон. Порядок выдачи бюллетеней избирателям регламентирован п. При выдаче председателем новых порций бюллетеней членам УИК с ПРГ старайтесь фотографировать ведомости выдачи бюллетеней они не содержат конфиденциальных сведений. Расхождение числа бюллетеней в сейфе с тем, которое должно быть, любые другие численные и фактические расхождения, а также доказанные нарушения фиксируются актом. К подписанию акта привлекайте максимальное число свидетелей и должностных лиц. Затем составляется жалоба, где, помимо фиксации произошедшего, выдвигаются требования по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
В жалобе укажите контактные данные составителя и свидетелей. Приём заявок на голосование вне помещения выездное, на дому завершается в 17. Зафиксируйте общее число заявок на голосование вне помещения на это время и потребуйте от комиссии закрытия реестра этих заявок закрывается крупным знаком Z под списком. При массовом голосовании и голосовании избирателей из дополнительных списков не имеющие прописки на данном УИК, военнослужащие, рабочие, студенты проверяйте смотря в паспорт при его предъявлении в комиссию , что эти люди голосуют за себя, а не за иных лиц. Не допускайте контроля волеизъявления этих людей со стороны бригадира, командира и т. Делайте замечания лицам, фотографирующим в кабинках свой бюллетень с просьбой не делать этого. Рекомендуется вести фото-видеосъемку.
Очень важно вести видеосъемку конфликтных ситуаций и процесса подсчёта голосов от начала до конца сохранить запас батареек! При попытках нарушений приоритетным и самым срочным является их предотвращение и если возможно исправление последствий. Сразу зафиксируйте время часы и минуты , когда совершено нарушение. Это может помочь при анализе видеоданных с УИК. Жалобы на совершённые нарушения можно написать чуть позже, сначала надо добиться минимизации ущерба от нарушения и придания нарушению огласки, в т.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
Текст такого избирательного бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за двадцать два дня до дня голосования.
В Башкирии за мандаты бьются 14 политических партий. Вторая половина — «одномандатники», когда голоса уже отдаются за конкретных людей, и побеждает кандидат, набравший простое большинство. В Башкирии шесть одномандатных округов, соответственно, и депутатов тоже будет шесть, а претендует на них 59 кандидатов. То есть в среднем конкурс почти 10 человек на мандат.
Для обеспечения тайны выбора они должны быть расположены одной стороной к стене. После голосования избиратель опускает бюллетень в ящик и выходит из участка с другой стороны от входа. Все предметы на избирательном участке — столы, ящики, кабинки — должны регулярно обрабатываться санитайзерами. При желании проголосовать за изменения в Конституции можно будет и на дому. Для этого нужно позвонить в участковую комиссию или оформить заявку на портале госуслуг, договориться об удобном времени и ждать прихода членов УИК. Как рассказала Элла Памфилова, этот способ голосования тоже будет проходить бесконтактно. Члены комиссии будут в легких медицинских халатах не в защитных костюмах, подчеркнула председатель ЦИК с обязательным набором санитарных средств. Они оставят на ручке двери пакет с «комплектом избирателя» — маска, перчатки, ручка, бюллетень, информационный буклет — и позвонят. Избиратель также показывает паспорт на расстоянии, забирает пакет, а затем отдает бюллетень с проставленной галочкой. Третий способ волеизъявления по поправкам в Конституцию — дистанционное электронное голосование. Но этим смогут воспользоваться только три региона России, которые будут наиболее подготовлены к цифровизации.
Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября
В Красноярском крае на каждом избирательном участке будет как минимум один бюллетень – с перечнем фамилий кандидатов в губернаторы. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. А вот в Москве, на избирательном участке в Бутырском районе, силовики задержали женщину после просьбы посмотреть выписку из книги избирателей.
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять
Под влиянием телефонных мошенников граждане поджигали кабинки для волеизъявления, поливали зелёнкой и краской урны с бюллетенями и КОИБы, в Петербурге девушка метнула в избирательный участок коктейль Молотова. Власти всеми силами нагоняли в информационное пространство позитив и почти вконец потеряли стыд по части незаконной агитации. Уголовное дело возбудили против жителя Лыткарино, 15 марта вылившего синюю краску в избирательную урну. Это было единственное происшествие, о котором рассказала региональная комиссия в своём телеграм-канале, хотя в СМИ также широко разошлась информация о поджоге кабинки для голосования пожилой женщиной в Мытищах.
Пломбы выглядят так: Каждая — с уникальным номером. При пломбировании номер пломбы оглашается в присутствии членов УИК и наблюдателей которые могут подойти и проверить, переписать номера на ящиках. Пломбируется и каждый переносной ящик у нас было три. На запасной стационарный ящик ставятся также пломбы на крышку прорези для бюллетеней итого шесть. После того, как председатель комиссии оглашает, что группа выезжает на голосование вне помещения по заявлениям в квартиры, например , при наблюдателях снимается пломба со щели для бюллетеней с одного переносного ящика три другие при этом остаются. Снять пломбу нельзя. Она сделана из весьма ломкого пластика и ломается очень легко. Даже, если как-то получится ее разомкнуть и вынуть, на пласткие при пломбировании остаются заломы белого цвета и такую пломбу повторно использовать уже не получится. Она просто сломается. В общем, все достаточно сложно и просто одновременно. После опломбирования заменить тайком пломбы не получится. Перед снятием номера снова оглашаются и сличаются. Обнаружится несовпадение, вероятность того, что результаты аннулируют, будет очень высока, а за аннулирование комиссия останется без зарплаты, а выяснять все будет уже ТИК с привлечением полиции. Я успел посидеть и на обычном голосовании у нас было немного голосовавших вне помещения, всего 14, и мы обошли их в первый выезд, а больше заявлений не поступало. Вся работа — сидеть и ждать, пока придет избиратель, найдет свой дом или, может быть, на других участках, первую букву фамилии и подаст паспорт. Член УИК обязан спросить, не желает ли избиратель занести серию-номер паспорта в список самостоятельно. Если нет, то вносим сами и выдаем книгу для того, чтобы избиратель оставил в ней подпись, после получает бюллетень или бюллетени, если выборы двойные-тройные и т. В кабинку мы их называли юртами запрещено входить двум избирателям или двум совершеннолетним одновременно. С детьми можно. Запрещено передавать бюллетени несовершеннолетним детям и, конечно же, другим избирателям. За этим следят и члены УИК, и наблюдатели, и полиция всегда готова помочь ну, наверное готова. Само собой, все мы люди и некоторые допущения возможны. Например, пришел к нам дедушка с внучкой, которая еще даже в школу не ходит. Сходил в юрту, проголосовал, а бюллетени после отдал внучке, которую взял на руки и уже она опустила их в урну. Ну, вот, стоит ли тут запрещать? Не знаю, но ни наблюдатели, ни мы в комиссии ничего не сказали. Такие случаи бывают. Пришли старички голосовать, у самой юрты устроили перебранку по поводу того, за кого голосовать. Видно, что ругаются не серьезно. Дедушка проголосовал, бюллетени опустил в урну, а бабулька у него что-то замешкалась в юрте. Дедушка к нам поворачивается и говорит, да, она у меня неграмотная, как бы не заблудилась в кабинке и кричит: Бабка, ставь крести, ты все равно ничего поставить не сможешь и выходи задом! Комиссия и наблюдатели покатились со смеху. А дедушка добавил: Да, нет, она у меня с высшим образованием, кандидат наук. Вообще, день голосования у нас прошел достаточно спокойно. Никаких провокаций, вбросов и т. А теперь немного о том, почему сфальсифицировать выборы в рамках УИК практически невозможно: 1. На каждом УИК есть наблюдатели некоторые очень дотошные и это хорошо. Они могут пристально наблюдать за любым этапом работы комиссии. Правда, сами должны быть ответственными. Процесс совершенно прозрачный, каждый избиратель приходит и без всякой тайны получает бюллетени, при этом, расписываясь за каждый в книге, видит строчку со своими фамилией, именем, отчеством, адресом проживания и номером паспорта.
Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм. Весь текст избирательного бюллетеня должен быть расположен внутри этой прямоугольной рамки, снаружи ее не должно быть никаких знаков, символов и иных изображений. В верхней части избирательного бюллетеня над словами "Избирательный бюллетень" и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня маркер , определяющий уровень выборов. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается прямоугольное место размером 50-80 х 40 мм для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На оборотную сторону избирательного бюллетеня наносится фоновая защитная сетка краской зеленого цвета. Строго в правом верхнем углу не ближе 30 мм от краев избирательного бюллетеня предусматривается место для наклеивания специального знака марки. Нанесение каких-либо иных изображений на оборотную сторону избирательного бюллетеня не допускается. При изготовлении тиража избирательных бюллетеней недопустимы перекосы при их обрезке изменение формы и установленных размеров , бледный оттиск маркеров и базовых линий или их части, разрывы и вкрапления в базовых линиях и маркерах, следы типографской краски или иные темные вкрапления внутри квадратов для отметок избирателей. Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: Официальный сайт.
Утратил силу. ФЗ от 05. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами "г" , "д" пункта 5 , пунктом 5. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и или на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования политических партий в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка либо его общерегиональной части и или соответствующей региональной группы в случае, если в общерегиональную часть списка или его региональную группу включены один или два кандидата, - фамилии, имена, отчества этих кандидатов и эмблемы избирательных объединений если они были представлены в соответствующую комиссию в одноцветном исполнении. Федеральных законов от 09. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что фамилии, имена, отчества кандидатов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости. ФЗ от 20. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. В случае, если такой кандидат такие кандидаты включен включены в состав списка кандидатов и сведения о нем о них не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут выдвинуты такой кандидат такие кандидаты. Федерального закона от 05. Справа от указанных в пунктах 5 , 5. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта "д" пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68 , подпункта "ж" пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учету таких голосов, не применяются. Федеральных законов от 04. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5. Федерального закона от 01. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе , бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.