УСТАРЕЛО в словаре Синонимов русского языка: архаично, допотопно, несовременно, отстало, старо. В этом контексте, архаичное может означать устаревшее, невостребованное или несоответствующее современным требованиям. Архаичное определение – это устаревшее и неиспользуемое в современном языке определение слова или понятия. Архаизмы – это слова или словосочетания, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, при этом понятие, которое обозначает архаизм, до сих пор существует. Значение слова "архаично". АРХАИЧНО. Нареч. к архаичный (во 2 знач.). Даже роман о любви, заключенный в форму чеховской или бунинской прозы, звучал бы сейчас, видимо, архаично, точнее — вневременно.
Прописные истины: Устаревшие и новые слова в современном языке
Возрождение историзмов практически невозможно, так же как невозможен возврат человека в прошлое. Как понять, что слово архаично Часто бывает, что предмет получает другую словесную оболочку. Например, сегодня невозможно услышать, чтобы самолет называли «аэропланом». Прежние названия предметов, продолжающих существование в настоящем, вытесненные другими словами — это архаизмы. Значит, архаизмы — это слова, прекратившие бытовать потому, что были заменены новыми, более точными, универсальными или современными: из речи ушли слова комедиант, глаголить, надобно, а вместо них пришли соответственно актер, говорить и надо.
Как отличить историзм от архаизма Отличают архаизмы от историзмов путем подбора к словам современных синонимов. Причем синонимы должны быть точными. То есть предмет или явление должен иметь как нынешнее наименование, так и устаревшее архаичное : фортеция — крепость, геликоптер — вертолет, ветрило — парус. Некоторые архаизмы не всеми носителями языка воспринимаются как устаревшие.
Дело в том, что архаизация может затрагивать не всё слово целиком, а только его часть: к примеру, слово гошпиталь некоторые воспринимают как ошибочное написание или дефект речи произносящего. На самом деле — перед нами архаизация слова по звучанию. Архаизмы можно разделить на группы это их основное отличие от историзмов : Лексические архаизмы составляют самую большую по численности слов группу. В нее входят слова, устаревшие во всех имевшихся когда-то значениях.
Каким бы странным ни показался этот поворот, самая необычная победа лингвистического и литературного архаизма в эллинском мире принадлежит эпохе империи. В эту эпоху плененная Греция сумела пленить своего римского завоевателя. На сей раз инициатива исходила от Греции. Греческая Муза не стала прославлять свои шедевры V—IV вв. Болезнь литературного архаизма, перешедшая римлянам от греков в эпоху империи, стала проявляться в латинской литературе приблизительно через сто лет после того. Однако инфекция, однажды проникнув, стала распространяться очень быстро, и к концу II в. Двуязычное безумство греческого и латинского литературного архаизма II в. Даже в самых ранних из сохранившихся образцов китайской литературы — в поэзии, собранной в Шицзин, которая, очевидно, берет свое начало в стадии роста китайской цивилизации, — уже обнаруживается эта архаическая умственная ориентация, эта направленность в Прошлое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что литературный архаизм, возникший и распространившийся в эпоху, предшествующую веку распада, быстро и мощно завладевает конфуцианской мыслью. Китайское умение наполнить литературный архаизм глубоким внутренним очарованием, сила которого может достичь сокровенных глубин души и потрясти ее.
Душа, наделенная богатствами родного духовного наследия, способна усвоить и секреты алхимии, с помощью которых новые субстанции извлекаются из старых, или, иначе говоря, акт мимесиса превращается в акт творения. Архаизм в религии В области религии, как и в области языка или искусства, западный исследователь может обнаружить примеры архаизма, непосредственно наблюдая свое собственное социальное окружение. В течение последних ста лет Франция, Англия и Германия поочередно становились аренами архаистических религиозных движений. Во Франции и Англии религиозный архаизм выражался в ностальгии по церемониалу и духовной атмосфере средневекового христианства. Примеры религиозного архаизма в современном западном мире не производят особого впечатления, и если немецкое движение характеризуется неистовостью, то французское и английское вполне сентиментальны. Вновь обратившись к истории эллинского мира периода распада, когда Август подвел итог смутному времени, создав универсальное государство, мы столкнемся с религиозным архаизмом, который способен вызвать восторг. Следовательно, может показаться почти невозможным тот факт, что культовая практика, а в определенной степени даже вера были восстановлены волей отдельного индивидуума, даже если индивидуум этот представляет интересы и коллективную мудрость государства. Но невозможно отрицать, что это возрождение стало реальностью, что Pax Deorum, как и Ius Divinum[546], вновь обрел силу и смысл. Противостоящая по меньшей мере трем смертельным врагам, которые пытались разрушить ее, несмотря на то что сами, подобно паразитам, питались ею, — философии синкретизма, культу цезарей и восточным религиям, — старая религия продолжала существовать еще не менее трех веков в значительной степени как народная вера» [прим112]. Успех начинания Августа в деле возрождения местной религии римского народа весьма примечателен.
На первый взгляд эксперимент римского государственного деятеля мог показаться не менее циничным, чем начинание французского философа Конта, и не менее безумным, чем начинание немецкого профессора Гауэра [547]. Следует отдать должное внутреннему прозрению Августа, осознавшего необходимость духовного наполнения жизни своих соотечественников и современников как средства для врачевания ран эллинского мира, ибо римляне не могли дать своим соседям мир, пока они не установили мир у себя. Можно признать проницательность Августа, который понимал, что эллинская философия для простого народа — «бисер для свиней», а культ цезарей недолговечен и способен радовать душу, как радует ее хорошая погода. Можно также посочувствовать Августу, который стремился прекратить влияние новых восточных культов и всячески боролся с пролетаризацией и всеобщим смешением. Однако это не проясняет вопроса, почему Август пытался возродить родную римскую религию. Почему он не вложил римское богатство в греческих богов Афин, Дельф, Элевсина в то время, когда Рим был уже приобщен к греческой культуре и по крайней мере частично сознавал, что теперь его миссия состоит в спасении эллинистического общества, которое он так усердно разрушал в предыдущей главе римской и греческой истории? У греческих богов, возможно, не хватало витальности в сравнении со своими агрессивными восточными соперниками, но ни один соперник не мог затмить их бесспорное достоинство и изящество. Почему же Август не взял греческих богов в качестве основы для своей новой веры? Зачем нужно было экспериментировать, пытаясь вновь возродить римскую местную религию во всей ее примитивной неэллинизированной наготе? Этика сугубо деловой римской религии, «doиtdes» «даю, чтобы ты дал» , должна была бы подвергнуться осмеянию за наивность, если бы не подверглась осуждению за свою аморальность.
Что же касается ритуалов, в которых происходила эта сделка между людьми и богами, начиная с первых дней римской истории, вряд ли кто воспринимал эту архаику всерьез в Новое время. Не совершил ли Август ошибку, пойдя на этот трюк, вместо того чтобы вернуть римской религии репутацию и авторитет былых времен? Что же заставило Августа обращаться к местному примитивному религиозному прошлому, чтобы оживить души римлян? Оправдание августовского архаизма следует, по-видимому, искать в последствиях его действий. Факты свидетельствуют, что Август показал себя вполне компетентным реконструктором религии, что, впрочем, свойственно ему и в остальных государственных начинаниях. На этом основании следует предположить, что он знал, чего хотел, пытаясь возродить примитивную религию. Август, должно быть, догадывался, что местная религия, пусть грубая и дискредитированная, обладала все же властью над римскими сердцами и власть эта была сильнее власти греческих богов, несмотря на всю их привлекательность для образованного и утонченного вкуса. В этом и заключался секрет живучести того дерева, которое христианство не могло искоренить в течение четырех столетий. Самоуничтожение архаизма Примеров самоуничтожения архаизма слишком много, чтобы можно было их считать случайными. Представляется, что в самой природе архаизма есть нечто такое, что ведет его к неминуемому саморазрушению и утрате цели.
Этот фактор становится понятным, как только мы вспомним, что архаизм — это не просто академическое упражнение, но вполне определенный образ жизни, а проблема, вызывающая к жизни архаизм, — это проблема извлечения душевной болезни, вызванной социальным распадом. Средства, которые предлагает архаист, должны быть достаточно убедительны для серого большинства, должны наглядно демонстрировать, что они действительно могут служить социальному оздоровлению. И на деле оказывается, что архаист вынужден воздействовать на внешний мир, вместо того чтобы быть просто археологом, каким он, похоже, в душе себя видит. Этот момент легко понять, представив, как смотрят на зуб дантист и археолог. Когда археолог открывает палеолитический могильник, задача его состоит в том, чтобы сохранить все найденное в точном порядке, законсервировав все в таком виде, в каком он обнаружил останки под землей, и единственное, что он сделает с зубами найденного скелета, — это добавит определенный химикат, чтобы остановить начавшийся распад.
Потчеввть угощать — слово, от которого так и пахнет царизмом и барщиной. А что думаете Вы?! Email адрес не будет опубликован.
А некоторые понятия, наоборот, со временем уходят из повседневной речи и начинают называться «архаизмами». О них и поговорим в этой статье. Определение — что такое архаизм Архаизм — это устаревшие названия предметов, явлений или действий, которые потеряли свою уникальность и были вытеснены другими словами, обозначающими то же самое синонимами. Этот термин, как и многие другие в русском языке, зародился в Древней Греции. В дословном переводе слово «archaios» означает «древний». У архаизмов есть две особенности, которые их характеризуют.
Паронимы: архаический — архаичный
Использование архаичных выражений может быть полезным при создании стилизованного текста, особенно если его целью является создание атмосферы давно минувших времен или отсылка к старинным проявлениям культуры. Анахронизмы, слова и выражения, не особо вписывающиеся в современное время, могут служить претекстом для отсылки к прошлому и создания интересных межтекстовых историй. Издавна археология обнаруживает старинные артефакты, словно сохранившиеся из античного мира. Точно так же и русский язык хранит в себе множество устарелых слов и выражений, позволяющих нам заглянуть в историческое минувшее. Использование архаичных слов и выражений может быть интересным стилистическим приемом, придающим тексту дополнительную нюансность и выразительность. Что значит Архаично? Архаично это термин, который описывает то, что принадлежит претексту.
Обсудить Редактировать статью В этой статье мы укажем значение слова "архаичный", примеры предложений и синонимы. Данное прилагательное время от времени упоминается в речи, поэтому его значение должно быть понятным, чтобы можно было правильно употреблять эту речевую единицу в предложениях. Толкование слова Архаичный — имя прилагательное. У него есть два основных оттенка значения. Присущий старине, с чертами старины, относящийся к прошлому. Не отвечающий современным требованиям, утративший актуальность, устарелый. Слово "архаический" обладает тем же толкованием. Чтобы понять значение слова "архаичный", приведем такой пример.
Словарный состав языка в процессе своего исторического развития непрерывно изменяется. Изменения в составе лексики непосредственно связаны с деятельностью человека. Это происходит в результате экономического, политического, социального развития общества. С появлением новых предметов и явлений возникают новые понятия, в результате чего происходит пополнение словарного состава языка. И наоборот, с отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Так словарный состав языка можно разделить на две большие группы: активный и пассивный.
Некоторые историзмы используются в пословицах и поговорках. Попасть впросак оказаться в неприятном и невыгодном положении. Наречие «впросак» произошло через слияние предлога «в» и существительного «просак», обозначающего станок для плетения канатов и веревок. При работе станок сильно скручивал веревки, и попадание в него одежды или волос могло травмировать человека. Предмета просак больше не существует, как не существует ряда историзмов — профессий. Мы не называем никого бурлаком, лакеем или лудильщиком. Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом. Словарь Абие — тотчас, с тех пор как, когда. Абы — чтобы, дабы.
Устаревшие слова: чем архаизм отличается от историзма?
Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения фонетика. В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия.
В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах. Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария. Глобализация берет свое.
Это сказывается на письменной речи. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах! Проект how-to-all. Следите за обновлениями.
Как понять, что слово архаично Часто бывает, что предмет получает другую словесную оболочку. Например, сегодня невозможно услышать, чтобы самолет называли «аэропланом». Прежние названия предметов, продолжающих существование в настоящем, вытесненные другими словами — это архаизмы. Значит, архаизмы — это слова, прекратившие бытовать потому, что были заменены новыми, более точными, универсальными или современными: из речи ушли слова комедиант, глаголить, надобно, а вместо них пришли соответственно актер, говорить и надо. Как отличить историзм от архаизма Отличают архаизмы от историзмов путем подбора к словам современных синонимов. Причем синонимы должны быть точными. То есть предмет или явление должен иметь как нынешнее наименование, так и устаревшее архаичное : фортеция — крепость, геликоптер — вертолет, ветрило — парус. Некоторые архаизмы не всеми носителями языка воспринимаются как устаревшие. Дело в том, что архаизация может затрагивать не всё слово целиком, а только его часть: к примеру, слово гошпиталь некоторые воспринимают как ошибочное написание или дефект речи произносящего. На самом деле — перед нами архаизация слова по звучанию.
Архаизмы можно разделить на группы это их основное отличие от историзмов : Лексические архаизмы составляют самую большую по численности слов группу. В нее входят слова, устаревшие во всех имевшихся когда-то значениях. Кто сейчас вспомнит, что стрыйня — это жена дяди, а черевье — это кожа?
Они звучат довольно старомодно, а некоторые настолько редко употребляются, что их значение мы даже не знаем. В зависимости от того, почему эти слова потеряли свою актуальность, выделяют архаизмы и историзмы.
В чём разница?
Вторые отличаются от первых тем, что не имеют синонимов в современном языке. Историзмы — это названия предметов и явлений, которые существовали в определенную историческую эпоху, но отсутствуют сейчас. В первую очередь это старинные предметы быта и инструменты, которые перестали использоваться. Как правило, в книгах к историзмам даются сноски, объясняющие их значение.
И архаизмы, и историзмы относятся к так называемому пассивному запасу лексики и приводятся в толковых словарях со стилистической пометкой — устар. Неологизмы В противопоставление устаревшим словам в лексике выделяется класс слов, называемых неологизмами.
Паронимы: архаический — архаичный
Определение, значение, перевод0 Архаизм (ударение на «и») это слово или культурное явление, вышедшее из моды и устаревшее, как твоя прабабушка. Что означает "Архаичный" простыми словами. Лексическое значение, способы и примеры употребления в тексте и устной речи. 1 значение: несовременно (качественное наречие); 2 значение: оценочная характеристика чего-либо как несовременного (предикатив). Лексико-словообразовательные архаизмы – у них корень не отличается от современного, но есть устаревшие аффиксы. Семантические архаизмы – это слова, существующие и в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшие значения (позор – зрелище, купец – гость, мечта – мысль).
Архаично в Русском языке
- Архаичность — что она означает простым языком?
- Значение слова «архаичный»
- Архаизмы ℹ️ определение, типы, значение устаревших слов, роль в русском языке
- Последние новости
- Архаизм — Википедия с видео // WIKI 2
Архаика – это не «старое», а «устаревшее»
Очевидно, что архаизмы в данных текстах являются элементом языковой игры и придают стилю автора иронично-шутливый. Архаи́зм (от др.-греч. «устаревшее выражение»), устаре́вшая ле́ксика — устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. Архаизмы и историзмы объединяет то, что они исчезли из активного словарного запаса и теперь принадлежат к пассивной лексике. Архаизмы — устаревшие слова, на смену которым пришли новые синонимические слова. Что означает слово «Архаический». Архаично Смотреть что такое "Архаично" в других словарях: архаично — старомодно, несовременно, устарело, допотопно Словарь русских синонимов. архаично.
Архаический - это какой? Значение, синонимы и происхождение
Это означает, что архаизмы имеют аналоги в современном языке. Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Неологизм — слово или словосочетание, недавно появившееся в языке. Причем, процесс появления новых слов — постоянный. Без знания и понимания устаревшей лексики невозможно вдумчиво проанализировать и воспринять текст русских писателей XI — XVII вв.
Например: помещик, кафтан, латы. Примеры архаизмов в литературе Примеры архаизмов из повести А. Пушкина "Капитанская дочка" "Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю сравниваю с ним странные обстоятельства моей жизни".
Архаично как время — это погружение в прошлое, в то, что осталось позади, но навсегда останется в нашей памяти.
Прошлое в настоящем В современном мире множество вещей было утрачено и забыто. Многие предметы и понятия, которые когда-то были распространены и актуальны, стали устаревшими и вышли из употребления. На фоне передовых технологий и инноваций, прошлое кажется античным и древним. Можно идти еще глубже в историю и относиться к прошлому с уважением и интересом.
Некоторые люди коллекционируют старинные предметы и предпочитают традиционные методы и способы в разных сферах жизни. Но большинство людей отдают предпочтение современному, устарелые и несовременные вещи считаются скучными и ненужными. Прошлое можно рассматривать и в контексте истории и культуры. В старых книгах и произведениях искусства нередко можно найти устаревшие и несовременные идеи или непонятные понятия.
Некоторые из них до сих пор вызывают интерес и дискуссии, хотя большинство уже понято и прошло свое время. Сравнивая прошлое с настоящим, можно заметить, как многое изменилось. Различные аспекты нашей жизни стали более современными, удобными и эффективными. Технологический прогресс и научные открытия делают нас более информированными и свободными в своих выборах.
Безусловно, некоторые античные и старинные вещи всегда будут иметь свое место в культуре и искусстве. Но в целом, прошлое остается в прошлом, а настоящее стремится к будущему, отбрасывая устарелые и несовременные концепции. Неактуальное сегодня Мир постоянно меняется, и с течением времени некоторые вещи устаревают и выходят из употребления. Они становятся старинными, устарелыми, не современными.
Некоторые вещи из прошлого, неактуальные сегодня, могут нам казаться даже архаичными или античными. Здесь приведем несколько примеров некоторых неактуальных вещей: Телефонные таблетки для подключения к Интернету. Времена, когда нужно было использовать такие таблетки, прошли и они вышли из употребления. Печатные справочники и энциклопедии.
В современном мире информация всегда доступна онлайн, поэтому печатные справочники и энциклопедии больше не используются. В то время как раньше они были неотъемлемой частью деловой коммуникации, сейчас они устарели и заменены электронной почтой и мессенджерами.
С исчезновением из жизни предметов, понятий и явлений уходят из речевого оборота и их наименования. Поэтому словарный запас языка принято делить на активный и пассивный. В первый включается лексика, часто употребляемая и понятная всем носителям языка. В пассивный запас входят слова, либо имеющие устаревшее значение — архаизмы, либо не вошедшие в активное употребление по причине своей новизны — неологизмы. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления, несмотря на то, что предметы или явления действительности, которые ими назывались, продолжают существовать. У них всегда есть общеупотребительный синоним: очи — глаза, ланиты — щеки, длань — ладонь и др. Архаизмы — это в русском языке корпус слов, включающий себя как исконно русскую лексику, так и заимствования, в разное время перешедшие в пассивный запас, например, вояж франц.
Значение слова Архаичный
Определение, значение, перевод0 Архаизм (ударение на «и») это слово или культурное явление, вышедшее из моды и устаревшее, как твоя прабабушка. Ясно, что архаизм прежде всего присущ фантазиям, возникающим из бессознательного, т. е. тем плодам бессознательного фантазирования, которые доходят до сознания. Объяснение разницы слов архаический и архаичный. Определение и значение паронимов, примеры использования.
Что такое архаизмы? Примеры
А ая технология. А ое оборудование. Выглядеть а. Архаичность, и; ж … Энциклопедический словарь Источник Малый академический словарь. Евгеньева А. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. Значение, синонимы и происхождение «Архаический» — это слово вызывает мысли о седой старине, например, о Древнем Египте и Греции. И это верные ассоциации. Но на самом деле значение этой лексемы несколько шире, она может применяться и к совсем старым временам, и к более близким к сегодняшним.
Подробнее о том, что это — «архаический», будет сказано далее. Что говорится в словаре? Как правило, там указывается два значения изучаемого слова, хотя и очень близких друг к другу. Первый вариант обозначает предметы, явления и времена, относящиеся к далекому прошлому. Вот примеры употребления в этом значении: В архаических обществах основной формой для перемещения материальных благ являлась мена. Архаическая эпоха — эпоха дорийцев, следовательно, театр тех времен нужно рассматривать в качестве выражения культуры этого народа. Корни языческих представлений легко можно найти во множестве архаических культур. Довольно часто архаические мифы оставляют нам только имена некоторых богов, это весьма характерно для славянской мифологии.
Это неделя. Иногда значение лексических архаизмов можно определить по контексту. Например, в одной из молитв на церковнославянском языке есть такая строка: «Не лобзание ти дам, яко Иуда» — мы можем догадаться, что «лобзание» значит «поцелуй». Мы догадаемся, если знаем евангельскую историю, согласно которой Иуда поцеловал Исуса Христа, прежде чем предать его. Лексико-словообразовательные архаизмы — у них корень не отличается от современного, но есть устаревшие аффиксы. Аффиксы — это приставки и суффиксы. Примеры таких слов: рыбарь — рыбак, знакомец — знакомый. Иногда в корне могут быть некоторые изменения, но полностью он все равно не меняется: ладья — лодка. Их главный признак — изменение звуковой оболочки слова, его произношения. Но вообще отличить эти слова от архаизмов других групп проблематично. Примеры: печора — пещера, дщерь — дочь, вивлиофика — библиотека. Про дочь и пещеру Интересным фактом является то, что иногда в языке остаются исконные слова, а старославянизмы становятся архаизмами, а иногда наоборот. В случае со словом «дочь» все понятно — старославянизм «дщерь» остался в прошлом, мы сейчас так не говорим. А вот с пещерой получилось совсем иначе — мы перестали использовать исконное слово «печора» и постоянно говорим «пещера».
В эллинистическом мире II в. Каким бы странным ни показался этот поворот, самая необычная победа лингвистического и литературного архаизма в эллинском мире принадлежит эпохе империи. В эту эпоху плененная Греция сумела пленить своего римского завоевателя. На сей раз инициатива исходила от Греции. Греческая Муза не стала прославлять свои шедевры V—IV вв. Болезнь литературного архаизма, перешедшая римлянам от греков в эпоху империи, стала проявляться в латинской литературе приблизительно через сто лет после того. Однако инфекция, однажды проникнув, стала распространяться очень быстро, и к концу II в. Двуязычное безумство греческого и латинского литературного архаизма II в. Даже в самых ранних из сохранившихся образцов китайской литературы — в поэзии, собранной в Шицзин, которая, очевидно, берет свое начало в стадии роста китайской цивилизации, — уже обнаруживается эта архаическая умственная ориентация, эта направленность в Прошлое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что литературный архаизм, возникший и распространившийся в эпоху, предшествующую веку распада, быстро и мощно завладевает конфуцианской мыслью. Китайское умение наполнить литературный архаизм глубоким внутренним очарованием, сила которого может достичь сокровенных глубин души и потрясти ее. Душа, наделенная богатствами родного духовного наследия, способна усвоить и секреты алхимии, с помощью которых новые субстанции извлекаются из старых, или, иначе говоря, акт мимесиса превращается в акт творения. Архаизм в религии В области религии, как и в области языка или искусства, западный исследователь может обнаружить примеры архаизма, непосредственно наблюдая свое собственное социальное окружение. В течение последних ста лет Франция, Англия и Германия поочередно становились аренами архаистических религиозных движений. Во Франции и Англии религиозный архаизм выражался в ностальгии по церемониалу и духовной атмосфере средневекового христианства. Примеры религиозного архаизма в современном западном мире не производят особого впечатления, и если немецкое движение характеризуется неистовостью, то французское и английское вполне сентиментальны. Вновь обратившись к истории эллинского мира периода распада, когда Август подвел итог смутному времени, создав универсальное государство, мы столкнемся с религиозным архаизмом, который способен вызвать восторг. Следовательно, может показаться почти невозможным тот факт, что культовая практика, а в определенной степени даже вера были восстановлены волей отдельного индивидуума, даже если индивидуум этот представляет интересы и коллективную мудрость государства. Но невозможно отрицать, что это возрождение стало реальностью, что Pax Deorum, как и Ius Divinum[546], вновь обрел силу и смысл. Противостоящая по меньшей мере трем смертельным врагам, которые пытались разрушить ее, несмотря на то что сами, подобно паразитам, питались ею, — философии синкретизма, культу цезарей и восточным религиям, — старая религия продолжала существовать еще не менее трех веков в значительной степени как народная вера» [прим112]. Успех начинания Августа в деле возрождения местной религии римского народа весьма примечателен. На первый взгляд эксперимент римского государственного деятеля мог показаться не менее циничным, чем начинание французского философа Конта, и не менее безумным, чем начинание немецкого профессора Гауэра [547]. Следует отдать должное внутреннему прозрению Августа, осознавшего необходимость духовного наполнения жизни своих соотечественников и современников как средства для врачевания ран эллинского мира, ибо римляне не могли дать своим соседям мир, пока они не установили мир у себя. Можно признать проницательность Августа, который понимал, что эллинская философия для простого народа — «бисер для свиней», а культ цезарей недолговечен и способен радовать душу, как радует ее хорошая погода. Можно также посочувствовать Августу, который стремился прекратить влияние новых восточных культов и всячески боролся с пролетаризацией и всеобщим смешением. Однако это не проясняет вопроса, почему Август пытался возродить родную римскую религию. Почему он не вложил римское богатство в греческих богов Афин, Дельф, Элевсина в то время, когда Рим был уже приобщен к греческой культуре и по крайней мере частично сознавал, что теперь его миссия состоит в спасении эллинистического общества, которое он так усердно разрушал в предыдущей главе римской и греческой истории? У греческих богов, возможно, не хватало витальности в сравнении со своими агрессивными восточными соперниками, но ни один соперник не мог затмить их бесспорное достоинство и изящество. Почему же Август не взял греческих богов в качестве основы для своей новой веры? Зачем нужно было экспериментировать, пытаясь вновь возродить римскую местную религию во всей ее примитивной неэллинизированной наготе? Этика сугубо деловой римской религии, «doиtdes» «даю, чтобы ты дал» , должна была бы подвергнуться осмеянию за наивность, если бы не подверглась осуждению за свою аморальность. Что же касается ритуалов, в которых происходила эта сделка между людьми и богами, начиная с первых дней римской истории, вряд ли кто воспринимал эту архаику всерьез в Новое время. Не совершил ли Август ошибку, пойдя на этот трюк, вместо того чтобы вернуть римской религии репутацию и авторитет былых времен? Что же заставило Августа обращаться к местному примитивному религиозному прошлому, чтобы оживить души римлян? Оправдание августовского архаизма следует, по-видимому, искать в последствиях его действий. Факты свидетельствуют, что Август показал себя вполне компетентным реконструктором религии, что, впрочем, свойственно ему и в остальных государственных начинаниях. На этом основании следует предположить, что он знал, чего хотел, пытаясь возродить примитивную религию. Август, должно быть, догадывался, что местная религия, пусть грубая и дискредитированная, обладала все же властью над римскими сердцами и власть эта была сильнее власти греческих богов, несмотря на всю их привлекательность для образованного и утонченного вкуса. В этом и заключался секрет живучести того дерева, которое христианство не могло искоренить в течение четырех столетий. Самоуничтожение архаизма Примеров самоуничтожения архаизма слишком много, чтобы можно было их считать случайными. Представляется, что в самой природе архаизма есть нечто такое, что ведет его к неминуемому саморазрушению и утрате цели. Этот фактор становится понятным, как только мы вспомним, что архаизм — это не просто академическое упражнение, но вполне определенный образ жизни, а проблема, вызывающая к жизни архаизм, — это проблема извлечения душевной болезни, вызванной социальным распадом. Средства, которые предлагает архаист, должны быть достаточно убедительны для серого большинства, должны наглядно демонстрировать, что они действительно могут служить социальному оздоровлению. И на деле оказывается, что архаист вынужден воздействовать на внешний мир, вместо того чтобы быть просто археологом, каким он, похоже, в душе себя видит. Этот момент легко понять, представив, как смотрят на зуб дантист и археолог.
То есть, встречаются в литературе, или очень редко употребляются. Мы не слышим в современной речи «азъ есмь…» — буквально «я есть…», мы можем прочитать это только в старославянских памятках или прослушать цитатно. Роль в современном языке Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. С их помощью расширяется словарный запас, они придают повседневной речи оригинальности. Часто употребляются в качестве цитат — «ты пошто барыню обидел, смерд?! Говоря о функции историзмов и архаизмов в современном языке, можно сказать, что они иногда употребляются для создания иронии, даже в бытовой речи встречается «что-что ты глаголешь», «давеча недавно случилось», «какая лепота красота ». Придают торжественное, патетическое звучание речи — «ходить, как царица», «ее уста» — и передают определенный колорит отдаленных времен, если речь идет об истории — «когда мы были пионерами». Роль в литературе В литературных произведениях на исторические темы историзмы и архаизмы воссоздают колорит эпохи и являются средством речевой характеристики персонажей. Историзмы помогают передать дух эпохи и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Много исторических слов можно встретить в произведениях Пушкина. Поэт в «Капитанской дочке», в целях создания колорита старины, намеренно вводит в текст забытые слова из 18 века: капрал, душегрейка. Во время написания повести, в начале следующего века, автор употребляет обычную в тот исторический период лексику: ямщик, секундант. К нашему времени они уже устарели. Создают торжественность стиля в поэзии. Приводя примеры из художественной литературы, обратимся к роману Ю. Тынянова «Кюхля». Процитируем фрагмент письма директора Царскосельского лицея Е. Энгельгардта: «Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного благородного пансиона при Педагогическом институте и читает благородным детям свои гекзаметры; притом исправляет он должность гувернера… ». Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к той или иной эпохе. Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события.