высший государственный орган в России в 1711-1917 гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления.
Словарь основных понятий по истории России
Ответы : что такое сенат? | Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней. |
Значение слова «сенат» в 9 словарях | Правительствующий сенат Высший государственный орган Российской империи Высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. |
Реформа сената при Петре I | Указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. |
Учреждён Сенат | высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. |
Исторический словарь петровской эпохи
Учреждён Петром Великим 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно в 1706, 1707 и 1710 годах вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Поделись с друзьями: Понравилась статья?
В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несёт министр юстиции. В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединённом присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединённом присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединённом присутствии первого и кассационных департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников [44].
В ответ Правительствующий сенат отказал в легитимности советской власти [45] и 23 ноября 6 декабря 1917 года вынес Определение Общего Собрания Правительствующего Сената [46] в котором, в частности, указывалось: Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не остановятся перед применением насилия над учреждениями и лицами, стоящими на страже русской государственности. И прежде, чем насилие коснётся старейшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий Сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для Родины, созванное на основании ст. О чём и дать знать всем подчинённым местам и лицам указами. Серия: История, филология.
Деятельность специальных органов Сената в форме Временных присутствий возобновилась в Омске 29 января 1919 года после создания единой Всероссийской власти Российского правительства во главе с Верховным правителем России [47] [48]. Участие Сената в законодательстве[ править править код ] Уже указ 1802 года не смотрит на Сенат как на законосовещательное учреждение: дела законодательные были сосредоточены в Непременном совете, учреждённом в 1801 году. Когда значение этого совета уменьшилось, законодательство перешло к приближённым государя и к министрам, а с 1810 года — к образованному в том же году Государственному совету. Будучи устранён от законодательства в качестве органа законосовещательного, Сенат сохранил, однако, известное отношение к законодательству.
Прежде всего, сенату предоставлено право первоначального предначертания законов: общие собрания Сената могут выработать проект закона и поднести его на высочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причём министр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. На самом деле Сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и по предоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишён возможности производить все те работы, которые необходимы для подготовки и разработки сколько-нибудь сложного законопроекта. Правило, в силу которого Сенат не приступает к решению таких дел, на которые не окажется точного закона, но по всякому такому казусному делу составляет проект решения и подносит его государю, в XVIII веке и в первой половине XIX имело громадное значение для законодательства: этим путём было восполнено немало пробелов в законе. Право Сената представлять государю о неудобствах в существующих законах, дарованное Сенату указом 8 20 сентября 1802 года, подверглось существенному ограничению при первой же попытке сената воспользоваться им.
Когда Сенат указал императору Александру I на то, что указ 5 17 декабря 1802 года о сроках службы унтер-офицеров из дворян противоречит указу о вольности дворянства и жалованной грамоте дворянству, то государь, приняв это замечание весьма немилостиво, разъяснил указом 21 марта 2 апреля 1803 года, что возражения Сената неосновательны и что право Сената представлять возражения относится единственно к законам существующим, не касаясь вновь изданных или подтверждаемых. Право представления с приведённою оговоркой вошло и в действующее учреждение Сената, но в государственной жизни России того времени оно не имеет никакого практического значения. В Сенат должны поступать постановления общих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получении нового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; но недоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям, привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в. При Александре II у Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался, поскольку всё законотворчество осуществлял Государственный Совет [50].
Участие Сената в делах управления[ править править код ] Сенаторы на фото Карла Буллы 1914 год В области дел административных в Сенате произошла с 1802 года наиболее сложная перемена. В 1802 году при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Хотя манифест 1802 года об учреждении министерств оставлял в большинстве случаев вопрос об отношении Сената к министерствам открытым, но так как отношения Сената к коллегиям уже более или менее определились, то первоначально взаимные отношения министров и Сената, по-видимому, не вызывали затруднений. Когда было обнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведёт к серьёзным неудобствам, и когда вследствие этого с 1803 года начинается постепенное закрытие коллегий и преобразование их в департаменты министерств, отношения Сената к министерствам сделались совершенно неясными, и из неясности этой всю выгоду извлекли министры.
Фактически прекращается представление министрами в Сенат ежегодных отчётов; те дела, которые прежде восходили в Сенат, рассматриваются комитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почти слилась с компетенцией Сената, так что около 1810 года возникает ряд проектов то об упразднении административного департамента Сената с передачею его дел комитету проект Сперанского 1809 года , то об упразднении комитета с передачею его дел Сенату Сперанский в 1810 и 1811 годах, позднее Трощинский. Эта последняя мысль лежит в основе учреждения министерств 25 июня 7 июля 1811 года: в нём не содержится упоминания о комитете министров, и те функции, которые и до тех пор исполнялись комитетом и позже во всей неприкосновенности за ним остались, передавались Сенату. На самом деле передачи этой не состоялось.
Комитет министров не только не был упразднён, но получил по случаю отъезда государя на войну новые чрезвычайные полномочия и ничего не уступил из прежних. Когда прекратились чрезвычайные полномочия комитета министров, общее значение его тем не менее продолжало расти; в эпоху полновластия Аракчеева комитет становится средоточием всего государственного управления. Роль Сената в административных делах падает. Во главе исполнительных органов государства становятся министры.
Закон, однако, по-прежнему признаёт Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Губернские места фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаются подчинёнными Сенату. Поэтому Сенат был всегда формально в своём праве, если обращался к министерствам или губернским местам с каким-либо требованием. Сенату удобнее всего было действовать, указывая на допущенные неправильности или отступления от законов, восстанавливая силу закона, требуя исправления незаконных распоряжений.
Для непосредственного участия в активной администрации Сенат был мало пригоден и по составу своему, и по медленности делопроизводства, и потому, что он устранён от распоряжения исполнительными органами, даже от непосредственного соприкосновения с ними. Таким образом, Сенат силою вещей обращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора за законностью, каким его в проектах 1788 и 1793 годов хотела сделать Екатерина. Между Сенатом и комитетом министров произошло как бы известное размежевание: Сенат основывается в своей деятельности на приоритете законности нем. Дела административного характера, поступавшие на рассмотрение Правительствующего сената, могут быть разделены на следующие две категории [51] : 1 Дела исполнительного характера.
Дел чисто исполнительного характера в Сенате осталось весьма немного, и в большинстве случаев они мало возвышают значение Сената. Из таких дел сравнительно более существенными являются: а публикация законов. С появлением сенатского издания «Собрание узаконений и распоряжений правительства», на Сенат легла обязанность следить, чтобы никакие частные или официальные издания не публиковали законов ранее Сената. Дела, перечисленные в этих 4 пунктах, производятся в первом департаменте.
Эти дела ведаются частью первым департаментом, частью департаментом герольдии. Серьёзное практическое значение имеют производящиеся во втором департаменте дела по земельному устройству крестьян. Здесь Сенат выступал, во-первых, в качестве органа, по собственному почину или по представлениям подлежащих учреждений разрешавшего силою закона могущие встретиться при исполнении его затруднения и недоразумения, имевшего надзор за действиями разных мест управления и принимающего меры взыскания, понуждения, подтверждения и поощрения. Сенат разрешал возникающие между административными местами пререкания о власти и передаёт дела из одного присутственного места в другое.
Сенат рассматривал дела о предании суду за преступления должности должностных лиц IV и V классов, назначенных высочайшею властью. Во-вторых, Сенат являлся инстанцией, принимающей жалобы частных лиц и органов самоуправления на неправильные распоряжения министров и губернских мест. Хотя эта сторона его деятельности была наименее разработана в законе жалобы на министров, например, вовсе законом не предусмотрены , но относящиеся сюда дела, постоянно развиваясь количественно, приобретают огромное государственное значение. Несмотря на всё несовершенство сенатского делопроизводства по административным делам, медленного и тайного, несмотря на слабость политического и общественного значения Сената, сенат, принимая к своему рассмотрению такого рода жалобы и при разрешении дела строго держась почвы закона, создал вид административной юстиции, несвободный от недостатков, но, во всяком случае, способствующий утверждению законности в управлении.
Из всех существующих в российском государственном строе гарантий законности надзор Сената являлся, несомненно, наиболее действительною. Участие Сената в делах судебных[ править править код ] Участие Сената в делах судебных принимает различные формы в зависимости от того, поступило ли данное дело из судебного места старого или нового по судебным уставам императора Александра II устройства [52]. Дела из старых судебных мест поступали в Сенат по апелляциям, по ревизии, по протестам губернских прокуроров и по несогласию губернаторов с решениями судов. Рассматриваются эти дела в судебном департаменте правительствующего Сената, который разрешает их по существу, в дореформенном, лишь отчасти изменённом порядке.
Дела из судебных установлений, образованных по судебным уставам императора Александра II, поступают в кассационные департаменты. По делам уголовным просьбы могут касаться или отмены кассации приговора, или возобновления уголовного дела; по делам гражданским просьбы могут быть о кассации решения, о пересмотре его и просьбы не участвовавших в деле третьих лиц. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого и второго, образуются следующие общие присутствия: общее собрание кассационных департаментов некоторые дела судебного управления, пререкания о подсудности между судами гражданского, военного и духовного ведомств, апелляционные жалобы на судебные приговоры уголовного кассационного департамента, кассационные жалобы на решения особого присутствия для дел о государственных преступлениях ; общее собрание кассационных департаментов с участием первого пререкания о подсудности между правительственными и судебными учреждениями, жалобы на решения соединённого присутствия первого и гражданского кассационного департамента по делам о взыскания убытков с должностных лиц; обсуждение вопросов, разрешаемых неоднообразно в разных судебных местах ; общее собрание кассационных департаментов с участием первого и второго департаментов дела того же рода, но касающиеся предметов ведомства второго департамента [5]. По вопросам о разномыслии прокуроров с губернскими правлениями о предании суду должностных лиц образуется соединённое присутствие первого и уголовного кассационного департаментов или первого, второго и уголовного кассационного департаментов [5].
Для дел по надзору за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства учреждено соединённое присутствие первого и кассационных департаментов, для пересмотра судебных решений губернских присутствий — соединённое присутствие первого и гражданского или уголовного, по принадлежности департаментов. Наконец, из состава кассационных департаментов выделяются особое присутствие для дел о государственных преступлениях и высшее дисциплинарное присутствие [5]. Здание, построенное для размещения Сената в Кремле Порядок производства дел в старых департаментах Сената административных и судебном и в их общих собраниях есть, с незначительными лишь отступлениями, порядок, существовавший в дореформенных судах. Как самые кассационные департаменты, так и те общие собрания и соединённые присутствия, в которые эти департаменты входят, действуют на основании судебных уставов императора Александра II.
В старый Сенат дела поступают, по общему правилу, через канцелярию; лишь сношения Сената с верховною властью, Государственным советом и комитетом министров производятся через министра юстиции. Дела подготавливаются к докладу канцелярией, которая собирает все нужные справки, сведения и документы по делам гражданским — только в том случае, если о том просят стороны и составляет записку, в которой кратко излагаются обстоятельства дела и приводятся все относящиеся к нему законы. Доклад дела производится также канцелярией и состоит в устном изложении дела и в чтении тех документов и сведений, которые по их значению должны быть доложены в буквальном их содержании. В виде дополнения к докладу с 1865 года по делам уголовным и гражданским а также межевым стороны допускаются к представлению объяснений [52].
По прочтении доклада по делам гражданским и уголовным — по постановке вопросов первоприсутствующим происходит голосование; принятая резолюция составляется канцелярией и заносится в журнал. Канцелярией же изготовляется и текст окончательного определения Сената.
Императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве.
Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен 1 июня 1730 г. В 1731 году 6 ноября официально появляется новое учреждение — кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената.
После указа 9 июня 1735 г. Учреждение конференции при высочайшем дворе 5 октября 1756 г. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г.
По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г.
Она рассказывает о высшем органе управления в Российской империи, созданном по указу Петра I и совмещавшем в себе законотворческую, исполнительную, надзорную и судебную функции. Указ Петра I об учреждении Правительствующего Сената и его персональном составе, датируемый 22 февраля 1711 года, вошёл в онлайн-проект Росархива «100 раритетных документов российской государственности». Подробнее о проекте и самом документе мы рассказывали ранее. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что Пётр I часто отлучался из страны и потому не мог в полной мере заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. Сенат находился в полном подчинении императора, назначался и контролировался им.
На протяжении столетий значение, роль и функции Сената менялись в соответствии с указаниями царствующих особ и реформами управления страной. Тем не менее Сенат всегда оставался главным государственным органом России. Ему принадлежит особое место в истории становления российской государственности. Выставочный проект рассказывает об учреждении Сената, его работе и о его изменениях.
Петровские преобразования: реформы государственного управления
старик) - в России в 1711 - 1917 г. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Новости Новости. 22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Правительствующий Сенат Российской Империи
Когда прекратились отлучки Петра, вызвавшие создание Сената, вопрос о его закрытии не вставал. При теряющих значение приказах Сенат был местом, где производились важнейшие дела государственного управления, суда и законодательства. Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий. Замечание 1 Наоборот, после учреждения коллегий, куда отошла масса текущих дел, значение Сената повысилось.
По указу 1718 все президенты коллегий были сделаны сенаторами. Этот порядок существовал недолго; медленность делопроизводства в Сенате заставила признать, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести труды сенатора. Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц.
Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел.
Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям [33] [34]. Несмотря на то, что указ 8 20 сентября 1802 года явился результатом серьёзного стремления императора и приближённых к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстанавливал в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умалённого в первоначальном достоинстве [34]. Нововведениями были только следующие правила: в случае протеста генерал-прокурора против определения Сената дело докладывалось государю не одним генерал-прокурором, а депутацией от Сената; Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, доносить это государю. Одновременно с указом о Сенате был издан манифест об учреждении министерств, причём было установлено, что ежегодные отчёты министров представляются в Сенат для доклада государю. В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение [35].
По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров [36] [37]. Состав и разделение Сената См. Исключение составляют сенаторы кассационных департаментов , которые могут быть назначены только из лиц, состоявших не менее трёх лет в должностях обер-прокурора, его товарища или председателя, члена или прокурора судебной палаты, причём назначение на эти последние должности также обусловлено служебным и образовательным цензом для кандидатов [39]. Сенаторы кассационных департаментов не могут занимать никакой иной должности. Из сенаторов часть назначается для присутствования в департаментах, часть присутствует лишь в общих собраниях, часть вовсе освобождена от каких-либо занятий по Сенату [40].
К числу последних обыкновенно принадлежат высшие сановники, члены государственного совета, министры и т. Поскольку государственное и политическое положение учреждения обусловливается общественным положением его членов, положение Сената зависит именно от этих сенаторов, присутствующих в департаментах. Это — почти всегда лица, занимавшие должности III, иногда IV класса, причём назначение их в Сенат является венцом их служебной карьеры. Такое невыгодное положение Сената среди других высших учреждений империи в значительной мере парализует власть, предоставленную сенату как верховному месту империи. Сенат действует в виде департаментов, общих собраний и соединённых присутствий [1]. Хотя в некоторых случаях общие собрания являются как бы инстанцией над департаментами, но по общему правилу каждый департамент имеет власть действовать от имени всего Сената; указы его «исполняются всеми подчинёнными ему местами и лицами, как собственные Императорского Величества, и один Государь или именной его указ может остановить сенатское повеление».
В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены [41]. С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства II—V и межевой постепенно сокращались и были слиты в один [42]. Так Сенат состоял из следующих департаментов: первого, ведающего все дела административные, когда они могут быть приведены к окончанию не иначе, как через Правительствующий Сенат и не принадлежат по закону к предметам ведомства других департаментов; второго, учреждённого 23 июня 1882 года и ведающего крестьянские административные дела: судебного, учреждённого 2 июня 1898 года и ведающего делами старых судебных департаментов и межевого; герольдии, ведающего делами о сопричтении к дворянству и почётному гражданству, о княжеском, графском и баронском титулах, перемены фамилий, составление гербовников; двух кассационных департаментов, учреждённых по Судебным Уставам императора Александра II гражданского и уголовного. Все департаменты, кроме кассационных, действовали на основании Учр. Общих собраний старого Сената два: первое, состоящее из сенаторов первого и второго департаментов и департамента герольдии, второе — из сенаторов судебного департамента и одного из кассационных, уголовного или гражданского по принадлежности. Предметами ведомства этих общих собраний являются: дела, переносимые из старых департаментов Сената по высочайшим повелениям вследствие всеподданнейших жалоб; дела, переносимые из департаментов за разногласием; дела, требующие пояснения или дополнения законов.
Из кассационных департаментов, иногда с участием первого или второго, составляется ряд общих собраний и соединённых присутствий см. Помимо общих собраний и соединённых присутствий, состоящих из сенаторов лишь нескольких департаментов, в определённых случаях собирается общее присутствие всего Сената [1]. Это бывает, например, при восшествии императора на престол и при принесении ему присяги Сената и в некоторых других торжественных случаях [1] [3]. По ст. Каждый департамент составляется из сенаторов, назначенных по высочайшему усмотрению [42]. По закону число их не может быть менее трёх; в действительности число сенаторов колеблется от 6—7 департамент герольдии до 18 гражданский кассационный департамент.
В каждом департаменте, кроме первого, назначается с 1832 года на один год первоприсутствующий в кассационных департаментах назначение первоприсутствующих не подлежит ежегодному возобновлению [43]. Неназначение первоприсутствующего в первый департамент в высочайшем повелении 1832 года мотивировано тем, что этому департаменту вверены собственно дела распорядительные. Это высочайшее повеление не отменило того ни в чём на практике не проявляющегося начала, что единое лицо императорского величества председательствует в Сенате. Для надзора за производством дел и в старых департаментах за правильностью решений в каждом департаменте, в общем собрании кассационных департаментов, в соединённом присутствии первого и кассационных и высшем дисциплинарном присутствии правительствующего Сената состоят обер-прокуроры с товарищами. В департаменте герольдии обер-прокурор носит название герольдмейстера. В общих собраниях старого Сената прокурорские обязанности в качестве генерал-прокурора несёт министр юстиции.
В каждом департаменте в общем собрании кассационных департаментов, в соединённом присутствии первого и гражданского кассационного департамента, в соединённом присутствии первого и уголовного кассационного департамента и в соединённом присутствии первого и кассационных департаментов имеется канцелярия, состоящая, под управлением обер-прокурора, из обер-секретарей и их помощников [44]. В ответ Правительствующий сенат отказал в легитимности советской власти [45] и 23 ноября 6 декабря 1917 года вынес Определение Общего Собрания Правительствующего Сената [46] в котором, в частности, указывалось: Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не остановятся перед применением насилия над учреждениями и лицами, стоящими на страже русской государственности. И прежде, чем насилие коснётся старейшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий Сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для Родины, созванное на основании ст. О чём и дать знать всем подчинённым местам и лицам указами. Серия: История, филология. Деятельность специальных органов Сената в форме Временных присутствий возобновилась в Омске 29 января 1919 года после создания единой Всероссийской власти Российского правительства во главе с Верховным правителем России [47].
Журавлёв В. Участие Сената в законодательстве [ править править код ] Уже указ 1802 года не смотрит на Сенат как на законосовещательное учреждение: дела законодательные были сосредоточены в Непременном совете, учреждённом в 1801 году. Когда значение этого совета уменьшилось, законодательство перешло к приближённым государя и к министрам, а с 1810 года — к образованному в том же году Государственному совету. Будучи устранён от законодательства в качестве органа законосовещательного, Сенат сохранил, однако, известное отношение к законодательству. Прежде всего, сенату предоставлено право первоначального предначертания законов: общие собрания Сената могут выработать проект закона и поднести его на высочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причём министр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. На самом деле Сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и по предоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишён возможности производить все те работы, которые необходимы для подготовки и разработки сколько-нибудь сложного законопроекта.
Правило, в силу которого Сенат не приступает к решению таких дел, на которые не окажется точного закона, но по всякому такому казусному делу составляет проект решения и подносит его государю, в XVIII веке и в первой половине XIX имело громадное значение для законодательства: этим путём было восполнено немало пробелов в законе. Право Сената представлять государю о неудобствах в существующих законах, дарованное Сенату указом 8 20 сентября 1802 года, подверглось существенному ограничению при первой же попытке сената воспользоваться им. Когда Сенат указал императору Александру I на то, что указ 5 17 декабря 1802 года о сроках службы унтер-офицеров из дворян противоречит указу о вольности дворянства и жалованной грамоте дворянству, то государь, приняв это замечание весьма немилостиво, разъяснил указом 21 марта 2 апреля 1803 года, что возражения Сената неосновательны и что право Сената представлять возражения относится единственно к законам существующим, не касаясь вновь изданных или подтверждаемых. Право представления с приведённою оговоркой вошло и в действующее учреждение Сената, но в государственной жизни России того времени оно не имеет никакого практического значения. В Сенат должны поступать постановления общих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получении нового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; но недоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям, привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в. При Александре II у Сената было формальное право разрабатывать законопроекты и впоследствии представлять их императору, однако он этим правом на практике не пользовался, поскольку всё законотворчество осуществлял Государственный Совет [49].
Участие Сената в делах управления [ править править код ] Сенаторы на фото Карла Буллы 1914 год В области дел административных в Сенате произошла с 1802 года наиболее сложная перемена. В 1802 году при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Хотя манифест 1802 года об учреждении министерств оставлял в большинстве случаев вопрос об отношении Сената к министерствам открытым, но так как отношения Сената к коллегиям уже более или менее определились, то первоначально взаимные отношения министров и Сената, по-видимому, не вызывали затруднений. Когда было обнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведёт к серьёзным неудобствам, и когда вследствие этого с 1803 года начинается постепенное закрытие коллегий и преобразование их в департаменты министерств, отношения Сената к министерствам сделались совершенно неясными, и из неясности этой всю выгоду извлекли министры. Фактически прекращается представление министрами в Сенат ежегодных отчётов; те дела, которые прежде восходили в Сенат, рассматриваются комитетом министров. В области административных дел компетенция комитета почти слилась с компетенцией Сената, так что около 1810 года возникает ряд проектов то об упразднении административного департамента Сената с передачею его дел комитету проект Сперанского 1809 года , то об упразднении комитета с передачею его дел Сенату Сперанский в 1810 и 1811 годах, позднее Трощинский.
Эта последняя мысль лежит в основе учреждения министерств 25 июня 7 июля 1811 года: в нём не содержится упоминания о комитете министров, и те функции, которые и до тех пор исполнялись комитетом и позже во всей неприкосновенности за ним остались, передавались Сенату. На самом деле передачи этой не состоялось. Комитет министров не только не был упразднён, но получил по случаю отъезда государя на войну новые чрезвычайные полномочия и ничего не уступил из прежних. Когда прекратились чрезвычайные полномочия комитета министров, общее значение его тем не менее продолжало расти; в эпоху полновластия Аракчеева комитет становится средоточием всего государственного управления. Роль Сената в административных делах падает. Во главе исполнительных органов государства становятся министры.
Закон, однако, по-прежнему признаёт Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Губернские места фактически стоят в полной зависимости от министерств, но считаются подчинёнными Сенату. Поэтому Сенат был всегда формально в своём праве, если обращался к министерствам или губернским местам с каким-либо требованием. Сенату удобнее всего было действовать, указывая на допущенные неправильности или отступления от законов, восстанавливая силу закона, требуя исправления незаконных распоряжений. Для непосредственного участия в активной администрации Сенат был мало пригоден и по составу своему, и по медленности делопроизводства, и потому, что он устранён от распоряжения исполнительными органами, даже от непосредственного соприкосновения с ними.
The relationship between the section height and section width of a tire expressed as a percentage of section width. Отношение ширины изображения к высоте. Относительное удлинение - термин из области аэродинамики и определяемый длиной профиля, крыла или паруса, разделенной на ширину. The ratio of width to height for the frame of the televised picture. Относительное удлинение The ratio of width over height of an image, 43 for a standard tv image, 169 for wide screen.
Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах. Слайд 14 Спасибо за внимание Иодко Евгений.
5 марта 1711 г.
До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору [5 букв]. Высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 2 марта 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. В древнем риме: государственный совет, высший орган власти.
Ответы на кроссворды и сканворды
- Высший орган государственной власти подчиненный императору
- Высший государственный орган подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром 1 в 1711 г.
- Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
- One moment, please...
- Петровские преобразования: реформы государственного управления
53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.
Ответило 2 человека на вопрос: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. какой высший государственный орган был учрежден петром i в декабре 1711 г. Напишите как называется высший государственный орган в россии с 1711 по 1917 подчиненный императору. с, последняя - т).
Реформа сената при Петре I
Ответ на вопрос "В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти ", 5 (пять) букв: сенат. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору. Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору. Еще значения в кроссвордах для слова "СЕНАТ". Вместе с тем, у сената были широкие полномочия, так как он являлся высшим органом следующих властей. Как назывался высший государственный орган в России с 1711 по 1917 год подчиненный императору?