Операторы обмена, собирая и сравнивая двухсторонние заявки, могут сотрудничать с несколькими системами, выпускающими цифровые активы.
Вы точно человек?
Цифровые финансовые активы (ЦФА) в России в 2024 году | Появление первого оператора обмена цифровых финансовых активов даст толчок к развитию рынка ЦФА, позволит расширить круг инвесторов и повысит привлекательность ЦФА в качестве объекта инвестирования. |
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов | Поговорим немного об операторе обмена цифровых финансовых активов. |
Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти
Оператор обмена ЦФА — один из субъектов рынка цифровых финансовых активов, обеспечивающий заключение сделок с такими активами (куплю-продажу, обмен и другие операции). Деятельность оператора обмена регулирует ФЗ-№ 259 о цифровых финансовых активах. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах. порядок включения Банком России юридического лица в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
«Инвестпалата» опубликовала начальные цены активов, подлежащих обмену
правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. ОПЕРАТОР ОБМЕНА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Оператором обмена цифровых финансовых активов является лицо, которое обеспечивает заключение. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена.
Альфа-Банк включен в реестр операторов платформы по запуску цифровых активов
ЦБ включил Мосбиржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов | Поговорим немного об операторе обмена цифровых финансовых активов. |
ЦФА - Цифровые Финансовые Активы. [DFA - Digital Financial Assets] | Центробанк внес Тинькофф-банк в реестр операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов (ЦФА), сообщил регулятор на своем сайте. |
Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте
Обмен цифровых финансовых активов организации вправе осуществлять, только если они состоят в реестре. Операторы обмена могут совершать операции с цифровыми финансовыми активами, выпущенными и в собственной, и в других информационных системах. Призма проверяет по реестру операторов обмена цифровых финансовых активов в процессе идентификации.
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
Поговорим немного об операторе обмена цифровых финансовых активов. Согласно проекту операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, которые включены Банком России в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Цифровые финансовые активы являются новым явлением на финансовом рынке, отмечает Бадалов. Госдума одобрила законопроект о цифровых финансовых активах в первом чтении | Блокчейн и Биткоин в России. Российский Центробанк включил в четверг СПБ биржу, попавшую в прошлом году под блокирующие санкции США, в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА.
Что такое цифровые финансовые активы
ЦБ Индии одобрил открытие востро-счетов российских банков 3 августа 2023, 09:41 "Банк России 3 августа 2023 года принял решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов публичного акционерного общества "Московская биржа ММВБ-РТС" и включении публичного акционерного общества "Московская биржа ММВБ-РТС" в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов", — говорится в сообщении. Также Банк России 3 августа 2023 года принял решение о согласовании правил оказания "Национальным расчетным депозитарием", входящим в группу Московской биржи, услуг оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и включении НРД в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. ЦФА — это инструмент на основе блокчейна, позволяющий осуществлять цифровые права по денежным требованиям, эмиссионным ценным бумагам и участию в капитале непубличного акционерного общества.
Много было сказано о защите прав потребителей, об их безопасности, но именно это требование максимально противоречит этим самым правам и безопасности. Фактически это требование вынуждает ОИС держать руку в кармане своих клиентов, а то и еще в каком-нибудь более укромном и интимном месте. Конечно, может. И случится — смотрим новости на предмет «какую базу слили сегодня».
Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов. Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется. Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку. Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи. Или картотеки, если базы данных там еще не появилось.
Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей. Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями. Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая.
Не близкая к нулю, а действительно нулевая. Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало. Какая-то третья сторона почему-то распоряжается их активами и в любой момент может их создавать, уничтожать или просто забирать? Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется. Подсказка: очень скоро. Что делать?
Использовать проверенные годами, имеющие огромные сообщества разработчиков блокчейны, в первую очередь — Эфир. Еще есть Солана, Трон, и другие, публичные, вполне надежные блокчейны. И даже у них бывают сложности, например Солана относительно недавно несколько раз падала, но работоспособность была оперативно восстановлена, что вряд ли случится с кустарным блокчейном, созданным просто потому, что пришлось. Не надо выдумывать лишних сложностей и закладывать ненужные риски, и придумывать велосипеды на ровном месте. Все уже придумано, все уже работает, гарантирует совместимость, единый формат и единый стандарт. Санкционные риски В новых реалиях в этом разрезе возникает вопрос еще одного аспекта безопасности — санкционной.
Если ЦФА контролирует ОИС, а, значит, и регуляторы — не важно какой страны, пусть даже самой лучшей, такой как Россия — то для нерезидентов возникают санкционные риски. Особенно сейчас, во время геополитического кризиса. Даже если реально таких рисков нет и никто не собирается замораживать чьи-то активы, то и технически, и теоретически это может произойти. Купить рекламу Отключить Соответственно, иностранные инвесторы это прекрасно понимают и, что логично, будут этого бояться. Это значит, что если владельцы ЦФА не смогут выводить их на свои холодные кошельки, иностранный капитал в Россию попадать попросту не будет из-за подобных страхов и опасений: любой более-менее серьезный инвестор всегда оценивает риски перед покупкой чего-либо. Ведь они сами видели, как их собственные, «правильные» власти заморозили золотовалютные резервы России, как воровали особняки, яхты и самолеты у «плохих богатых русских».
А раз их собственное, замечательное, честное и самое справедливое на свете правительство так поступило, то «страшные русские» уж тем более так обязательно сделают. Как писалось выше, из-за требований о контроле владельцев и обязательном восстановлении доступа при утрате, каждый ОИС должен будет иметь свой кустарный блокчейн. Помимо этого, каждый ОИС должен будет интегрироваться с ООЦА, если захочет повышения ликвидности выпущенных им активов — чтобы они торговались не только в его маленьком королевстве-на-коленке. Соответственно, чем больше будет ОИС на рынке, тем сложнее будет операторам обмена. В какой-то момент поддержка всех существующих ОИС станет для них практически невозможной: так, блокчейн-сервисы по приему криптовалютных платежей, крипто-эквайеры, часто являются отдельным бизнесом, занимающимся процессингом для криптовалютных бирж. Причина проста: блокчейны постоянно обновляются и развиваются, и часто изменения должны поддерживаться всеми, кто их проинтегрировал.
Кроме того, ООЦА придется глубоко анализировать каждый кустарный блокчейн, и даже если он пройдет проверку, то это не значит что через пару апдейтов он превратится в нечто опасное. В итоге бизнес, который мог бы быть прибыльным, будет работать в убыток ради обслуживания десятков скорее всего некачественных блокчейнов. Второй вариант — операторы обмена будут работать только с несколькими ОИС, оставляя все прочие за бортом лодки ликвидности. К чему это ведет? Правильно, к монополизации рынка, к отсутствию конкурентности и, как результат — к стагнации, некачественным сервисам и услугам. Ведь зачем что-то делать качественно, если не с кем бороться?
И так сойдёт с Сбер. Шутка, конечно. И снова — проблема обязательной идентификации пользователей Никак не получается отойти от этой проблемы, она вылезает в самых разных местах. Сейчас разнообразные сервисы, занимающиеся верификацией личности, не имеют права верифицировать пользователей для торговли ЦФА. Даже по какой-то неведомой причине Госуслуги не имеют такого права. Вдумайтесь, 2023 год на носу, а у нас — создают офисы а-ля вебмани, чтобы работать с блокчейном и технологиями будущего.
Парадоксально и было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Где справку открывали, туда и идите. Еще раз: ОИС и ООЦА должны либо работать под каким-то банком, либо самим быть каким-то банком, либо формировать свой отдел верификации пользователей. Помните, бизнес из "мы — фандрайзинговая платформа для ЦФА" превратился внезпно в еще и разработчиков блокчейна? Так вот теперь ОИС еще должны быть и верификаторами, иметь сеть офисов по всей России и заменить Ростелеком с их системой единой биометрической верификации и идентификации. По-моему и вовсе агонь.
Что касается иностранных граждан, то в текущих реалиях прямой путь им в ЦФА заказан. Прощайте, иностранные инвестиции в экономику России! Прецедентов не было, но в теории это возможно при правильной юридической обвязке. Получится ли такое на практике — большой вопрос, ответ на который нам ещё только предстоит получить.
Нам предстоит серьезная работа в качестве оператора обмена ЦФА. Необходима интероперабельная связь с различными операторами информационных систем, организация клиринга, единая витрина, понятный клиентский путь и сервисы. Цифровой рубль и развитие денежных расчетов могут решить вопрос единого кошелька клиента.
Все это позволит обеспечить и упростить доступ физическим лицам и расширить возможности юридических лиц. Для дальнейшего развития рынка ЦФА необходимо появление уникальных востребованных продуктов и каналов привлечения клиентов, что создаст условия для роста ликвидности всего рынка ЦФА".
Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только посредством внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Утилитарные цифровые права — это обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих государственной регистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг. Это типичные обязательственные права требования. В информационных системах, в которых выпускаются ЦФА, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой они выпускаются, записи о зачислении цифровых финансовых активов указанному лицу. Сделки купли-продажи ЦФА, иные сделки, связанные с ними, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена ЦФА вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России и размещается на его сайте в сети Интернет.
Оператор несет определенную законодательством ответственность. Появилась новая разработка — платформа для расчетов между участниками сделок на базе номинальных счетов. Номинальный счет открывается владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другому лицу — бенефициару. Предполагается, что номинальные счета позволят исключить возможность выпуска ЦФА без фактической оплаты денежными средствами и сделают сделки прозрачными не только для участников рынка, но и для Банка России. Отметим, что такой принцип работы обычно используют маркетплейсы для автоматизации операций между несколькими лицами. Запрет на использование ЦФА в качестве платежного средства Федеральный закон от 14. Их операторы считаются субъектами национальной платежной системы и обязаны использовать номинальный счет, бенефициарами по которому являются пользователи платформы, если иное не предусмотрено законодательством напрямую. Введен прямой запрет на передачу или прием ЦФА, а также УЦП в качестве платежа или встречного предоставления за товары, работы или услуги, за исключением отдельных, предусмотренных специальными федеральными законами случаев. Закон не запрещает иметь и хранить цифровые финансовые активы, можно иметь любые ЦФА в любых количествах, однако использовать их в качестве платежного средства категорически запрещено.
Документ обязывает операторов обмена ЦФА отказывать в сделках, где возможно использование таких активов в качестве денежного суррогата. Операторам предоставлено право осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронных платформ, если владелец ЦФА имеет зарегистрированный номинальный счет на такой платформе. Исключение сделано лишь для случаев исполнения оператором электронной платформы, который выпустил ЦФА, своих обязательств перед пользователем, денежные требования по которым включены в эти активы. Закреплены положения о номинальном счете в кредитной организации, предназначенном для осуществления расчетов, связанных с выпуском ЦФА, а также с периодическими выплатами по таким цифровым финансовым активам. Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. В рамках надзора он наделен правом применять меры воздействия к операторам электронных платформ и операторам инвестиционных платформ в случае выявления нарушений требований Федерального закона от 27. Исключенный из реестра Банка России оператор автоматически лишается права осуществлять расчеты по сделкам, совершаемым с использованием электронной платформы. Банк России может самостоятельно вводить дополнительные требования к порядку расчетов по сделкам на электронной платформе, а также к порядку движения денежных средств между бенефициарами. В настоящее время обсуждается включение в реестр еще двух организаций — Газпромбанка и Альфа-банка.
Отметим, что во многом порядок налогообложения ЦФА схож с порядком налогообложения ценных бумаг. Налог на добавленную стоимость Порядок налогообложения при ведении деятельности, связанной с ЦФА, цифровыми правами, включающими одновременно утилитарные цифровые права и ЦФА далее — цифровые права , зависит от совершаемых операций: выпуск цифровых прав, их выкуп, реализация, операции с ЦФА, услуги операторов. С полученной суммы следует начислить НДС по тем же правилам, что и при получении предоплаты за товары, работы, услуги, имущественные права подп.
Цифровые финансовые активы
Избавление от депозитариев, бумажных версий активов и глобальная цифровизация экономики и бизнеса — вот первоочередное предназначение ЦФА. В свете санкций, которые продолжают возникать ежемесячно, и блокады финансовых потоков вокруг России, отключения банковских переводов и SWIFT, и всех прочих проблем, которые пытаются создать США и ЕС для России и русского бизнеса, русской экономики, блокировок международных депозитариев и так далее, ЦФА становятся, пожалуй, единственным действенным инструментом противодействия всем этим атакам. Точнее, должны стать, но по ряду причин, о которых пойдет разговор далее, пока стать не могут. И, тем не менее, ЦФА — это существенный шаг вперед, и они станут мощным инструментом привлечения денежной массы в экономику России. Для ритейла — десятков миллионов человек, уже знакомых с криптовалютами, ЦФА гораздо понятнее, чем тем, кто торгует классическими ценными бумагами. Просто потому, что технология их создания и работы с ними абсолютно та же самая, к которой «криптовалютчики» уже привыкли: блокчейн.
Инвесторам, работающим с обычными ценными бумагами, еще только предстоит начать понимать что это такое и как "это» работает. Их картине мира предстоит кардинальная перестройка, как и любому человеку, ранее имевшему дело только с классическими деньгами и который познакомился с криптовалютами и начал их использовать. Поэтому, в первую очередь в ЦФА придут криптовалютные трейдеры, инвесторы, криптофонды и зуммеры — например, аудитория Robinhood является идеальным примером целевой аудитории ритейл инвесторов в ЦФА. На старте, развитие ЦФА будет осуществляться благодаря именно этим людям. В течение нескольких следующих лет классические инвесторы начнут постепенно приходить на этот рынок, начнут использовать эти инструменты — которых к тому станет времени уже очень много.
Для многих стартапов ЦФА станут альтернативой выхода на IPO, но быстрой и доступной финансово, или заменой привлечения средств от фондов. Не нужно тратить десятки миллионов на подготовку и оплату посредников, и, конечно, нет и обязательных требований к капитализации и оборотам компаний, в отличие от IPO. Таким образом, ЦФА открывают мир инвестиций для самых разных компаний, в первую очередь — стартапам. Если сейчас венчурного рынка в России практически нет, то, благодаря ЦФА, он получает шанс на появление. А где есть работающий венчур, есть и компании-единороги, есть развитие экономики и серьезные прорывы, которых в России мы не видим уже больше 30-40 лет.
Поэтому инвестирование в ЦФА, со временем, станет основным драйвером экономики нашей страны, а для самих инвесторов в том числе — ритейла — шансом на ранний вход в активы миллиардных компаний. Это личное мнение, которое может не совпадать с вашим, но это не оптимизм: лично я, находясь внутри этой индустрии, четко вижу все предпосылки для того, чтобы это случилось. То есть это два разных участника рынка и две совершенно разные бизнес-модели. Цена вопроса включения в реестры — 50 млн. Что, естественно, отсекает любые стартапы или пилотные проекты, которые хотят начать работать в этой индустрии, и отдает индустрию крупным игрокам, в первую очередь — банкам.
Хорошая новость — один и тот же уставной капитал может быть использован для одной компании, для включения в оба реестра, и операторов информационных систем, и операторов обмена цифровых активов. К сожалению, пока что минусов больше, чем плюсов, но хорошо уже одно то, что ЦФА стали легальными на территории РФ. Прежде чем перейти к проблематике и к тому, что мешает развитию ЦФА в нашей стране, хочу напомнить, что закон пока ещё очень свежий. Нет нормальных кейсов, нет никакого рынка, и улучшать законы и регулирования пока что просто не на чем. Думаю, что на основе этого опыта регулирования и законы будут улучшены и доработаны — это придется делать, или ЦФА просто не смогут стать чем-то полезным и применимым.
Проблема 1: несвободное обращение ЦФА Как упоминалось выше, ЦФА — это вид актива, который изначально задумывался для свободного движения капитала. Ради того, чтобы избавиться от посредников, ради повышения безопасности владельцев, ради упрощения работы с финансовыми активами, и еще много других «ради». Однако современные реалии в нашей стране этому противоречат. Сейчас ЦФА могут покупаться и продаваться только за рубли. Это значит, что сейчас, во время санкций, иностранцы не могут покупать ЦФА, и притока иностранного капитала в экономику РФ не будет — ведь у нерезидентов рублей нет и не предвидится.
Таким образом, сейчас торговые пары ЦФА могут быть только с рублем. Это серьёзно нивелирует всю задумку и ограничивает рынок ЦФА только Россией и парой ближайших стран, где граждане пока еще могут покупать рубли. Да, рынок России огромен — только на Мосбирже сейчас зарегистрирован 21 миллион розничных трейдеров, что превышает объёмы любой криптовалютной биржи в мире, включая тройку лидеров. Но развития экономики России за счёт притока иностранных инвестиций, который могли бы сформировать ЦФА, пока не будет. В свете санкций, отключения SWIFT и прочих барьеров, венчурный рынок России, и прежде мёртвый, становится еще мертвее.
Цитата «то, что мертво, умереть не может» в данном случае не работает: ещё как может. И все это очень грустно. Но есть надежда: возможно, разрешение на трансграничные платежи в криптовалюты, которые вроде как должны принять в эту осеннюю сессию Думы, смогут быть применены и к торговле ЦФА для нерезидентов. Будем держать пальцы скрещенными. Кроме того, на горизонте уже хорошо виден крипторубль.
Сейчас он тестируется в десяти топовых банках РФ, а в начале 2023 года обещают его выход в массы. В интерфейсе можно это конечно автоматически подсчитывать, но все же это будет серьезным блокером для иностранных инвесторов. Навязанные посредники и навязанные риски Описанная выше сложность — не единственная, а только, к сожалению, одна из и не самая важная. Фундаментальной проблемой на текущий момент является том, что ЦФА привязаны к владельцу, и данные о нем должны попадать в блокчейн каждый раз, как ЦФА владельца меняет. Это значит, что ЦФА не смогут покидать централизованные ОИС, а децентрализованные биржи не смогут торговать ЦФА, так как в блокчейне привязка идет не к пользователю, а к кошельку.
У одного владельца может быть десяток кошельков, где он хранит разные активы. Такое требование убивает весь смысл блокчейна и, на текущий момент, делает ЦФА ничем не отличающимся от обычной ценной бумаги, лежащей в депозитарии, и использования обычной базы данных, со всеми сопутствующими ограничениями и рисками. Даже если сам эмитент захочет, чтобы его ЦФА торговались на какой-то бирже, биржа не сможет этого сделать. В этом случае торги всеми ЦФА, выпущенными у них, будут моментально остановлены, а что будет делать биржа с уже имеющимися у нее ЦФА и с клиентами, владеющими этими ЦФА — неизвестно. Я считаю, что это — одна из основных причин, по которым ни одной биржи ЦФА ООЦА до сих пор не появилось в России, хотя с момента появления закона прошло уже два года.
В данном случае закон не только не работает, но наоборот, наносит существенный вред индустрии. Это нужно осознать, принять и решительно смягчать или совершенствовать эти требования. Уязвимость: централизация Еще одно непонимание фундаментальных принципов и основной силы блокчейна как технологии, которое легло в основу 259-ФЗ, состоит в том, что для оператора информационной системы закон устанавливает требование, максимально противоречащее сути самой технологии, а именно — принципов безопасности. В блокчейне и криптовалютах есть одно, основное, самое важное правило: «не твой ключ — не твоя собственность». По закону, ОИС обязан восстановить пользователю доступ к его кошельку, если доступ был утрачен.
Звучит хорошо, правильно и красиво, однако получается все в точности наоборот. В случае с криптовалютой или токенами восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать — по крайней мере в публичных блокчейнах. В контрактах некоторых токенов заложено сжигание и создание, но никогда — доступ к кошельку пользователя. В случае же с ЦФА все наоборот: есть конкретный оператор ОИС , полностью контролирующий не только процесс создания и передачи токенов, но и все кошельки всех владельцев ЦФА. То есть ОИС приходится еще и блокчейн свой писать, что очевидно создает еще одну уязвимость, ведь создание блокчейна — совсем другой бизнес.
И он несет в себе чудовищные риски, потому что сделать блокчейн хорошо удается единицам, а остальные — еженедельно взламывают.
Центробанк рассчитывает в течение 2023 года увеличить реестр операторов, чтобы у предприятий было сразу несколько вариантов по размещению цифровых активов и привлечению инвестиций. Минувшей осенью Московская биржа выразила готовность попасть в этот реестр и получить статус оператора по обмену цифровых финансовых активов.
Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей в реестре ; обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина. Цифровые финансовые активы Согласно п. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом. В случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права признается иное лицо. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.
Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, так как рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир деньгами не являются. Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА. Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п.
СПБ биржа, бизнес которой по торговле иностранными бумагами пострадал после попадания в санкционные списки США, планирует осваивать новые направления деятельности. Однако СПБ биржа стала пока единственной компанией, которую Банк России включил в реестр операторов информационных систем и в реестр операторов обмена ЦФА. СПБ биржа дает возможность другим организациям выпускать и торговать цифровыми активами в своей инфраструктуре.
ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти
Операции осуществляются на специальной платформе с возможностью конвертации валюты из одной формы в другую. ЦБ обеспечивает стабильность системы. Цифровой рубль — дополнительная форма национальной валюты. К ней применяют ограничения. Например, не получится: начислить проценты на остаток, открывать совместный счет. Как регулируется использование цифровых финансовых активов, какая ответственность грозит за нарушения За использование цифровой валюты в качестве платежа предусмотрены санкции. К примеру, уголовная ответственность может наступать по статье 174. Отдельные положения содержатся в законе о цифровых финансовых активах. Например, сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах запрещены, Роскомнадзор вправе их блокировать определение 6 КСОЮ от 19. Наиболее важными положениями об обращении с цифровой валютой можно считать следующие: признание цифровой валюты имуществом; истребование у банков информации об операциях с цифровой валютой — налоговики могут истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой ст. Криптовалюта как предмет преступления и средство обеспечения иска Имеющаяся судебная практика пока не выработала однозначных положений о статусе цифровых активов.
Так, истец перечислил 200 биткоинов для заключения договора и дальнейшего сотрудничества с компанией. Но ему не удалось доказать неосновательное обогащение компании, а также перечисление цифровых активов именно на счет, указанный в дополнительном соглашении к договору постановление АС Московского округа от 13. Аналогичный судебный акт вынес АС Московского округа от 03. Есть примеры, когда СОЮ взыскивали неосновательное обогащение. Так, суд признал неправомерным удержание денежных средств без исполнения определение 1 КСОЮ от 31.
Минувшей осенью Московская биржа выразила готовность попасть в этот реестр и получить статус оператора по обмену цифровых финансовых активов.
Так, выплаты по цифровым финансовым активам могут быть привязаны к ценам на драгоценные металлы или недвижимость. Одним из сдерживающих факторов для дальнейшего роста рынка ЦФА было отсутствие универсальной платформы для совершения сделок с цифровыми финансовыми активами, выпускаемых в системах различных операторов информационных систем. Такие операторы осуществляли учет и обращение только тех ЦФА, которые выпущены в их системе.
Соответственно, чтобы приобрести пакет из различных ЦФА инвестор вынужден становится пользователем сразу нескольких информационных систем.
Они считают, что он создаст дополнительную ликвидность на рынке ЦФА. Маркетплейсы будут сами выпускать активы и организуют между собой обмен или межплатформенную торговлю. Операторы ИС также могут стать маркетплейсами или заключить с ними партнерство, пишет «Ъ». Что делать, если ситуация полна неопределенности — эксперты Главбух Асcистент подготовили план действий для новичков в бизнесе.
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
Документ N149255-8 размещён в электронной базе данных парламента. Выпускающим подобные активы лицам, которые не включены в реестр операторов обмена ЦФА или операторов инвестиционных платформ, грозит штраф в размере: 3000—5000 рублей для физических лиц; 20 000—30 000 рублей для должностных лиц; 700 000—1 000 000 рублей для юридических лиц; Несоблюдение требований законодательства о цифровых правах при совершении сделок с ЦФА влечёт аналогичные штрафы для физических и должностных лиц. Для юрлиц он составит от 500 000 до 700 000 рублей.
Такую деятельность организации вправе осуществлять , только если они состоят в реестре. Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки. Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права.
Цифровая валюта — что это? Какие сделки все-таки разрешены с цифровой валютой?
Нужно ли подавать налоговую декларацию о факте владения цифровой валютой и как может быть организована судебная защита держателей цифровой валюты? Требования российских лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, «подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой» в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Вероятно, речь идет о том, что лицо, которое скрыло цифровую валюту от налогообложения и не указало ее в налоговой отчетности, будет лишено судебной защиты, и требования такого лица, связанные с цифровой валютой, не будут рассматриваться российскими судами по существу. Цифровая валюта признается имуществом в целях Федеральных законов "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", «О несостоятельности банкротстве », «Об исполнительном производстве» и «О противодействии коррупции». Например, в случае банкротства или возбуждения исполнительного производства цифровая валюта, принадлежащая должнику, должна быть включена в состав имущества, за счет которого формируется конкурсная масса и погашаются долги. Вопрос о практической реализации этих законодательных нововведений в частности, как заставить налогоплательщика или должника предоставить информацию о принадлежащей ему цифровой валюте налоговым органам и кредиторам остается открытым.
В течение этого времени Банк России согласовывает правила регистрируемой информационной системы.
Создаваемые операторы информационных систем должны отвечать требованиям, установленным Федеральным законом от 31. Отмечается, что ЦБ ведет еще второй реестр, в котором будут регистрироваться участники юридические и физические лица , получающие право на обмен ЦФА, обслуживанием которых занимаются операторы из первого реестра. Они подали заявления практически одновременно с Atomyze и сейчас находятся в очереди на получение лицензий. Первые доступные ЦФА в России могут появиться уже во втором квартале 2022 года Непосредственная работа по запуску цифровых активов в обращение с регистрацией у операторов обмена через операторов реестра может начаться во втором квартале этого года. Многие участники называют этот срок наиболее реалистичным. В то же время эксперты отмечают, что для реализации новых проектов, использующих ЦФА, еще потребуется доработка правил регулирования. Став операторами обмена ЦФА, они смогут совершить свои первые эмиссии уже во втором квартале.
Список эмитентов, которые готовы совершить операции через Atomyze, пока не раскрывается. В то же время эксперты отмечают, что закон о ЦФА все еще остается «очень противоречивым, вероятно, он будет изменяться и дополняться».
ЦБ включил первую компанию в реестр операторов цифровых финансовых активов
Обмен цифровых финансовых активов организации вправе осуществлять, только если они состоят в реестре. Решение об исключении оператора из реестра по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах. Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из данных регулятора. ОПЕРАТОР ОБМЕНА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Оператором обмена цифровых финансовых активов является лицо, которое обеспечивает заключение. Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Согласно проекту операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, которые включены Банком России в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.