Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи, и приходится на период от 22 марта (4 апреля по новому стилю) до 25 апреля (8 мая но новому стилю).
Пасха: история и традиции праздника на Руси
В восточно-православных ветвях христианства Пасхальное воскресенье служит началом сезона Пасхи, который заканчивается через 40 дней праздником, известным как Праздник Вознесения. Слово «Пасха» происходит от греческого pascha, где означает «избавление». В этот язык оно попало из арамейского, который был одним из основных ближневосточных языков, и там у этого слова было немного другое значение — «исход». Религия - 26 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга - Пасха, или Воскресение Христово, — главный праздник православного календаря, установленный в память о воскресении Сына Божьего Иисуса Христа.
Пасха: история, смысл и традиции (видео)
Шеф-повар московского Данилова монастыря Олег Ольхов рассказал «Звезде», почему принято красить яйца в красный цвет на Пасху и откуда появилась такая традиция. Праздник Пасхи откуда пошёл? Значение этого праздника в древности и сейчас. Православные верующие готовятся отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресенье – самый главный праздник в церковном календаре, символизирующий победу жизни над смертью. Поэтому пасхальный крестный ход символизирует собою жён-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле и извещённых о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. Православные верующие готовятся отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресенье – самый главный праздник в церковном календаре, символизирующий победу жизни над смертью. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление».
15 интересных фактов о Пасхе
Крышка саркофага. Museo Pio Christiano В I век н. Однако в скором времени некоторые церкви перенесли празднование на первое воскресение после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы. Серьёзное различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии , которые держались собственного календаря, а также вследствие реформы иудейского календаря, возникла необходимость в составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены. Указаниe на существование Пасхи, как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский ср.
Голубев, "Обозрение 1-го посл. V, 7 : "Наша Пасха за нас пожжен Христос... Ерм в "Пастыре" кн. III, подобно V, 1 упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти И.
Христа , а Тертуллиан "Dе corona mil. III — о воскресном дне недели, как дне радости и веселия, когда не было ни поста, ни коленопреклонении, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения И. С течением времени, еще во II в.
Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П.
По традиции, все это сделать нужно было до пятницы: этот день считается самым скорбным на Страстной неделе, так как вспоминается распятие Христа. Пасхальные службы проводят в ночь с субботы на воскресенье.
Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Ответ на это приветствие — «Воистину воскрес! А традиция пошла вот откуда: о воскрешении Христа римскому императору Тиберию сообщила Мария Магдалина. Она сказала: «Христос воскрес!
Потом преподнесла в дар императору куриное яйцо. Он рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И тогда яйцо в руках Магдалины покраснело.
Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией. Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей. Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны.
Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней? Многие атрибуты Пасхи также имеют языческое происхождение. Кролики — это атрибут, доставшийся нам в наследство от языческого праздника в честь северной богини Эостре тевтонская богиня рассвета, аналог греческой Эон и римской Авроры, - прим. Обмен яйцами — это тоже древняя традиция, которая присутствует во многих культурах. Горячие булочки с изображением креста тоже имеют древние корни.
Первые христиане совершили довольно прагматичный шаг и приняли древние языческие практики, большую часть которых мы в той или иной степени соблюдаем по сей день на Пасху. Но если Пасха на самом деле не имеет отношения к Иисусу, тогда что же мы празднуем? Сегодня [...
Между тем первые христиане совершили довольно прагматичный шаг и приняли древние языческие практики, большую часть которых мы в той или иной степени соблюдаем по сей день на Пасху. Символическая история о смерти сына солнца на кресте созвездие Южного Креста и его возрождении после победы над силами тьмы была широко распространена в древнем мире. Шумерская богиня Инанна — или Иштар — была повешена на столбе, но затем она возродилась и вернулась из подземного царства. Одним из древнейших мифов о воскресении является миф о Горе. Родившийся 25 декабря, Гор, который пожертвовал своим глазом ради воскресения отца, стал символом жизни и возрождения. Бог солнца Митра родился в тот день, который мы сегодня празднуем как Рождество, и его последователи отмечали день весеннего равноденствия. В 4 веке нашей эры культ Sol Invictus Непобедимое Солнце , ассоциировавшийся с Митрой, стал последним мощным языческим культом, с которым церкви пришлось бороться.
Пасха. История и съедобные символы
На праздник этот так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц и творожный пирог который сейчас называют Пасхой, как символ женского плодородия. И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение. Немного о символизме яйца В древности яйцу придавалось глубокое мистическое значение. Яйцо — эзотерический символ, означающий материальную Вселенную, являющуюся тюрьмой для духовной души.
Душе нужно выйти за пределы этой Вселенной-яйца, чтобы возвратиться к Богу. В Ведах говорится: «Человек без проницательности похож на лягушку, попавшую в колодец. Так же, как лягушка в колодце не знает, что для неё хорошо, а что — плохо, и потому так и умирает из-за своего невежества в этом колодце, и люди, тщетно рождённые в брахманде яйце Брахмы, то есть в материальной вселенной , не знают, что для них хорошо, а что — плохо, и рождаются только для того, чтобы затем умереть в невежестве». Человек должен развить свое сознание и духовное видение настолько, чтобы увидеть духовный мир, духовное небо, находящееся за пределами брахманды. Материальных вселенных бесконечное множество и они связаны между собой в этом облаке подобно пузырям в морской пене. Каждый такой пузырек, напоминающий по форме яйцо, — это лишь одна из вселенных.
И Рама — Творец их всех и духовного мира мира Вайкунтхи в целом. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, ученые находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов мрамор, глина и др. При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные яйца, иногда раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? По христианскому преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.
В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли.
Тропари [29] 1. Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом Воскресения, и, воспевая песнь победную, явственно услышим от Него: «Радуйтесь!
Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос — Веселие вечное Пс. Песнь 3 Ирмос: Придите, будем пить питие новое, не из камня бесплодного [30] чудесно изводимое, но источник бессмертия, произведённый из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся. Тропари 1. Ныне всё наполнилось светом: небо и земля и преисподняя [31] ; да празднует же всё Божие творение восстание Христа, на Котором оно утверждается Еф4:10.
Вчера я был погребен с Тобою, а сегодня восстаю с Тобою Воскресшим. Песнь 4 Ирмос: Пророк Божий Аввакум да станет с нами на Божественной страже [32] и покажет светоносного Ангела, громко восклицающего: «Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как Всемогущий» Авв2:1 ; Ис. Как человек, Христос явился в мир мужчиной, первенцем Своей Матери-Девы; как истинный Бог — Он назван совершенным, непричастным нечистоте греха; как непорочный Агнец, предлагаемый в пищу, — Он стал нашей Пасхой Исх. Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний Агнец, добровольно подвергся закланию, за всех очистительной Пасхою, и вновь воссиял нам из гроба — прекрасное Солнце Правды Пс.
Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся духовно, ибо воскрес Христос, как Всемогущий 2Цар. Песнь 5 Ирмос. Встанем рано утром утренюем утреннюю глубоку и вместо мира принесём песнь Владыке, и увидим Христа, — Солнце Правды, — всех жизнью просвещающего Лк. Связанные узами ада, видя безмерное милосердие Твоё, Христе, радостно устремились к свету с хвалами вечной Пасхе Ис.
Пойдём со светильниками в руках навстречу Христу [34] , выходящему из гроба, как Жениху, и радостно вместе с празднующими чинами [ангелов] будем праздновать спасительную Божию Пасху Мф. Песнь 6 Ирмос: Ты сошёл, Христе, в преисподние места земли и сокрушил запоры вечные, содержавшие узников, и в третий день Ты, как Иона из кита Ион. Ты, Христе, не повредивший при рождении Твоём печать девства Матери , восстал из гроба, сохранив целыми его печати, и открыл нам райские двери Мф. Мой Спаситель, живая и, как Бог, незаколаемая жертва!
Жёнам-мироносицам Ты возвестил «радуйтесь! Икос Некогда девы-мироносицы ещё до наступления утра искали, как дневного света, Солнце, существовавшее прежде солнца и зашедшее в могилу. Они говорили одна другой: «Подруги, пойдёмте! Помажем благовониями Тело, источающее жизнь и погребённое, — лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает павшего Адама.
Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: "О, Владыка, подающий воскресение падшим! Кроме Тебя иного не знаем и имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо через Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть.
Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. Песнь 7 Ирмос: Избавивший некогда отроков из печи Дан. Это — Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный Мк. Умудрённые Богом женщины вслед Тебе спешили с благовонным миром.
Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной, жизни и в восторге воспеваем Виновника [37] происшедшего — Единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Ос. Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный Свет во Плоти для всех воссиял из гроба Ин. Песнь 8 Ирмос: Это — знаменитый и святой День, единственный, Царь и Господин всех суббот [39] , — праздник из праздников и торжество из торжеств! В этот День будем благословлять Христа во веки.
Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки Мф. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе — как дивно сияющие звёзды — от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все века Мф. Песнь 9 Диакон поёт запев: Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни.
Торжествуй ныне и веселись, Сион. Тропарь: О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе! Ты неложно обещал с нами быть до кончины века Мф. Имея это обещание как опору надежды, мы, верные, радуемся.
Запев: Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв за садовника. Тропарь: О, Христос! Ты — наша Великая и Священнейшая Пасха! О, Премудрость, Слово Божие и Сила!
Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших». В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим...
Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда то есть Книгу Деяний , евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того раннего утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. Его нет здесь», — услышали они Лк. Непостижимая весть!
Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно.
Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием.
Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека.
Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались.
Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто.
Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха.
Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом.
Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос.
Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний.
Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой.
Суббота является скорбным днем и проникнута ожиданием чуда. Каждый год, именно в этот день все ожидают сошествия Благодатного огня в Иерусалиме. Праздник Пасха сохранил особые традиции На праздник пекут куличи, красят яйца. Почему красят куриные яйца, спросите вы? В предании Мария после Воскрешения Христа, пришла к императору с куриным яйцом.
Она сообщила новость о воскрешении Христа. Император лишь усмехнулся, что скорее яйцо покраснеет, чем Христос воскреснет из мертвых. И яйцо изменили цвет. Красить яйца стало традицией. И еще некоторые традиции: накануне в церковь приносят на освящение продукты и разную пищу, в Пасхальную неделю каждый может позвонить в колокол и на Пасху пекут праздничный кулич.
Отсюда второе название праздника у христиан: "Светлое Воскресение Христово" - у православных, "Воскресение Господне, или Святая Пасха" - у армян, "Праздник Воскресение Христа" - у католиков и протестантов. Почему дата празднования Пасхи каждый год выпадает на разные дни? Почему дата католической Пасхи отличается от даты праздника у православных? Известно, что путь Иисуса на Голгофу, Его распятие, положение Иисуса во гроб приходились на пятницу: "День тот был пятница", сказано в Евангелии от Луки. На следующий день женщины из маленькой общины Христа их называют "Жены-мироносицы" , "возвратившись, приготовили благовония и масти", и, так как это был день субботний, суббота покоя, ничего больше они делать не стали, а "остались в покое по заповеди", читаем у евангелиста Луки.
И само Воскресение Христа происходит на следующий за субботой день, то есть в воскресенье: "В первый же день недели нашли камень отваленным от гроба". То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день и после Пасхи Ветхозаветной иудейской , которую Иисус отмечал в Свои последние дни земной жизни. Как видно из апостольских Постановлений и Правил, и неделя страданий, и день Воскресения Христа отмечались еще с первых христианских времен. И время празднования было определено после дня весеннего равноденствия, но не с иудеями - как раз из соблюдения историчности, чтобы празднование Воскресения Христа не случилось до того, как мы будем отмечать последние дни земной жизни Иисуса. В первые столетия христианства существовали споры о времени празднования Христианской Пасхи, но их прекратил Первый Вселенский Собор в Никее 325 г. Поэтому Праздник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая по новому стилю, или между 22 марта и 24 апреля по старому. Но есть христиане, следующие Григорианскому календарю. Календарную реформу Папы Григория XIII критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летосчисления происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи Христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 г. Так происходит и в 2024 году, когда католики отмечают Пасху 31 марта, а Песах отмечается еврейским народом 23 апреля.
Пасха иудейская (праздник опресноков)
Оригинальная (иудейская) Пасха — это память об исходе евреев из Египта, где они находились в рабстве 430 лет. Пасха пришла к нам из еврейской традиции, её предшественник – Песах, который празднуют в память об исходе Моисея и его народа из Египта. Религия - 26 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга - Слово «Пасха» происходит от греческого pascha, где означает «избавление». В этот язык оно попало из арамейского, который был одним из основных ближневосточных языков, и там у этого слова было немного другое значение — «исход». Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества. Страны, где Пасхальный понедельник государственный выходной. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием. Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден. Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам. Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо.
Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно. Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной.
Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы. Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя. Эти богослужения особенно длительны и утомительны для плоти, но необычайно трогательный для души каждого православного христианина, если он, конечно, действительно православный. Да, у нас часто во время этих служб болят ноги, но зато сколь услаждается ими сердце, сопереживая спасительным страданиям Христовым! Так что в такой ситуации нам следует помнить некоего старец, процитировавшего, правда, по другому поводу, слова Божии: «Сыне, даждь Ми твое сердце» Притч. Благодатный огонь В течение уже многих веков в Великую субботу ежегодно происходит чудо, подтверждающее истинность Православие.
А именно: в Кувиклии храма Гроба Господня по молитве Иерусалимского Патриарха чудесным образом является особый Благодатный огонь. Который, по свидетельству очевидцев, вначале не опаляет, как обычное пламя. Поэтому некоторые собравшиеся в Храме верующие как бы купаются в этом чудесном огне, окуная в него лицо, волосы, бороды и т. Сам момент появления Патриарха из Кувуклии с пучком зажжённых Благодатным огнем свечей, от которых с необычайной быстротой зажигаются свечи молящихся, и весь Храм начинает сиять этим светом, — встречается настоящим взрывом радости. Благодатный огонь Радуются сему не только в Храме, но и по всему Православному миру. Где верующие с замиранием сердца ждут сообщений или трансляций этого события. Ведь существует пророчество или предание о том, что перед концом света явление Благодатного огня прекратится — это один из самых важных признаков кончины мира. Поэтому, когда сей Огонь снова и снова возжигается, православные с облегчением выдыхают — значит, несмотря на наши тяжкие грехи, по милости и человеколюбию Божию мир еще будет существовать!
Также в этот же день многочисленные посланники со всего Православного мира разносят по нему обычно, используя авиатранспорт этот чудесный огонь, хранимый в специальных светильниках. И миллионы православных верующих с радостью принимают его в свои храмы и дома. Почему это чудо подтверждает истинность именно Православия? Есть рассказ инока Парфения о том, что некогда, в древности, армяне не православные — отрицающие Четвертый и последующие Вселенские соборы подкупили турецкие власти. Которые в Великую субботу выгнали из Храма Гроба Господня православных греков, запустив туда армян, кои таким воровским способом восхотели получить Благодатный огонь. А греки, плача, стояли со свечами вне Храма, надеясь хотя бы от армян получить эту Божественную благодать. Но несмотря на продолжительные молитвы не православных армян, эту благодать они не получили. Но грянул гром, и сей Огонь, к вящей радости православных греков, неожиданно вышел из наружной мраморной колонны Храма.
Где до сих пор показывают на ней это место. При этом под влиянием сего сугубо чудесного события произошло еще одно чудо — обращение турецкого воина Омира в христианство. Который, непрерывно прославляя Христа, спрыгнул с большой высоты к православным, но не разбился. Так как мраморный пол под его ногами стал мягким, как воск, и на нем отпечатались стопы Омира: «я сам их видел и осязал», — свидетельствует инок Парфений. А Омир стал христианским мучеником, крестившимся своею кровию, ибо турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Но православные собрали его кости, которые в качестве мощей находятся в одном из монастырей. Несмотря на столь явное чудо схождения Благодатного огня и множество, как древних, так и нынешних свидетельств о нем, до сих пор не прекращаются попытки опровергнуть или, по крайней мере, опорочить сие чудо. Одной из наиболее последних и одиозных таких попыток были нелепые бредни известного Андрея Кураева о какой-то «зажигалке» Иерусалимского Патриарха… Нам нет смысла опровергать эти кураевские глупости.
Достаточно сказать, что они вызвали повсеместное неприятие и возмущение православных. Празднование Пасхи Но вот отходит Великая суббота, совершается последняя скорбная служба Страстной седмицы — пасхальная полунощница, и начинается праздничное пасхальное богослужение, исполненное неизреченной пасхальной радости! В эти светлые дни, казалось бы, прекращается извечная вражда плоти и духа, и даже плоть вместе с духом радуется Воскресению Христову! Ибо после долгого поста происходит разговение, ставшее своего рода обрядом. Когда после длительного воздержания обычная скоромная пища приобретает особый, неповторимый вкус, неизвестный неверующим. Когда супруги, добре постившиеся, воздерживающиеся в течение поста от плотского соития сходятся после Светлой седмицы вместе. И снова бывают как жених и невеста в первую брачную ночь… Но это бывает только у тех, кто действительно подвизался постом, кто в течение его сраспинался со Христом. Ибо кто постом не сраспинался со Христом, тот в Его Воскресение с Ним и не совоскреснет!
Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью. Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других — уже в воскресенье. Отдельная традиция — украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.
Крашеные яйца Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью.
Изначально по виду он ничем не отличался от обычного хлеба, но в XVII веке в Польше стали популярны небольшие куличи, украшенные глазурью, затем такой формат полюбился верующим и в других странах.
И, наконец, творожная пасха. Распространено мнение, что необычная форма этого блюда символизирует собой Гроб Господень, однако иерей Виктор Никишов в беседе с журналом «Фома» раскрыл иную версию. Форма в виде усеченной пирамиды олицетворяет Голгофу — холм, на котором был распят Спаситель, а с другой стороны — Горнее место, храмовый Божий престол.
Творог и мед означают обещанную верующим землю, «где течет молоко и мед», и в то же время Иисуса Сладчайшего. Надписи и узоры — «ХВ», кресты, копья, колосья, ветви и цветы — образы и страданий, и воскресения Иисуса. В итоге пасха из творога — это одновременно напоминание о жертве Христа, символ праздничного веселья и обещание сладости будущей райской жизни Виктор Никишовиерей Чем отличается Пасха у представителей разной веры 1.
День празднования Католическая Пасха обычно отмечается раньше, потому что западные христиане используют для расчета другую календарную систему. У протестантов в целом нет единого правила празднования Пасхи, поскольку в протестантизме множество разных течений и каждое устанавливает свой порядок. Длительность и строгость поста Протестанты и католики гораздо лояльнее подходят к Великому посту: если Восточная церковь требует соблюдать его семь недель, то Западная — всего три дня.
Ограничения в пище тоже не такие строгие: верующим разрешается есть куриные яйца, молочные продукты и рыбу, а запрет на мясо распространяется только на отдельные дни. Пасхальные традиции Символы праздника у восточных и западных христиан тоже различаются: если у первых принято обмениваться куриными яйцами, то у вторых принято их прятать. По легенде, яйца вместе с другими сладостями и игрушками приносит пасхальный кролик — символ плодородия и возрождения к новой жизни.
Пасхальный кулич тоже не везде является главным угощением — часто его заменяют фруктовым тортом или маленькими булочками с корицей. В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе! Еще одна общая черта — о начале пасхального богослужения в православных и католических церквях возвещает колокольный звон, который называется благовест.
Раз в несколько лет у конфессий совпадают и даты Пасхи: так было в 2017 году и будет в 2025-м. В 2023 году католическая Пасха выпадает на 9 апреля Если человек принадлежит другой конфессии, но хочет отметить Пасху, в этом нет ничего предосудительного, считает религиовед Анна Карасева. Для многих Пасха — это светский праздник, и если человек не вкладывает в него какой-то сакральный смысл и не чувствует, что его это оскорбляет, он вполне может отметить Пасху, будучи представителем другой религии.
На самом деле совместное празднование, например, в исламе и христианстве существует довольно долго, так как они долго сожительствовали вместе. Поэтому нет ничего страшного, если христианин принесет мусульманину яйца на Пасху, а мусульманин христианину — угощения, например, на Курбан-байрам Анна Карасеварелигиовед Пасха в современном мире В последние десятилетия Пасха адаптировалась к современным реалиям и во многом стала более коммерческой. Рестораны разрабатывают специальное пасхальное меню, магазины предлагают игрушечных кроликов и украшенные пластиковые или деревянные яйца.
Эти связи ясно видны в Тайной вечере, которая произошла за ночь до ареста Иисуса, и в страданиях, которые Иисус претерпел после ареста. Тайная вечеря была по сути пасхальным праздником. Тем не менее, в притчах Нового Завета Иисус придает этому новое значение: Он называет мацу или хлеб , которую он разделил со своими 12 апостолами, своим «телом», а чашу вина, которую они пили, — своей «кровью». The Last Supper, Dirk Bouts the Elder Эти ритуалы должны были символизировать жертву, которую он собирался принести в смерти, и стали основой христианского ритуала Святого Причастия, который остается фундаментальной частью христианских религиозных служб. Пасхальные символы Пасхальные яйца.
Существует множество пасхальных традиций, корни которых уходят в нехристианские и даже языческие или нерелигиозные праздники. Многие нехристиане предпочитают соблюдать эти традиции, по сути игнорируя религиозные аспекты празднования. Считается, что яйца олицетворяли плодородие и рождение в некоторых языческих традициях, предшествовавших христианству. Украшение яиц могло стать частью празднования Пасхи, отныне символизируя воскресение или возрождение Иисуса. В католической традиции многие люди — и с особой радостью дети — участвуют в «охоте» за пасхальными яйцами, когда на определённой территории заранее прячут расписные яйца, которые нужно найти.
А вот в дореволюционной православной России популярным развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В «каталочки» играли не только в само Светлое Воскресение, но и всю Пасхальную неделю. Суть игры была в том, что сооружали горку — из небольшой дощечки или просто достаточно высокой кочки. Внизу, у спуска, выкладывали полукругом крашеные яйца.