По завершении Литургии владыка совершил славление Божией Матери Державной и возглавил крестный ход вокруг храма, во время которого был освящен образ Державной иконы Пресвятой Богородицы, который был возвращен после реставрации на южный фасад храма.
Икона Божией Матери Державная
Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводи-тельнице. Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный; радуйся, яко призре на смирение Твое Господь. Кондак 5 Боготечная звезда явися нам, Владычице, честная Твоя икона "Державная", страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяческих недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 5 В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея "Державныя", да вси с верою молящиися пред нею приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляюще Твое милосердие неизреченное, усердно вопием Ти сице: Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее; радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, многотекущая река Божественныя благодати; радуйся, неистощимый источниче святыни. Радуйся, ко благочестию наша Наставнице; радуйся, душ наших освящение. Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение; радуйся, добрыя обеты приемлющая. Радуйся, благим намерениям способствующая; радуйся, злыя начинания разрушающая. Радуйся, вражия козни расторгающая; радуйся, скорая человеком Помощнице.
Кондак 6 Воспеваем Твое милосердие досточудное и многое к нам снисхож-дение, Пресвятая Богородице, не престаеши бо молитися о нас, грешных, Сыну Твоему и Богу нашему, еже отвратити гнев Его праведный, на ны движимый, и помиловати всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявает в души наша, омраченныя скорбию и унынием от множества согрешений, свет благодатнаго утешения, и сердце наше исполняется веселия и радости, егда непрестанными Твоими, Владычице, вразумлениями возбуждаеши нас вопити к щедрому Богу, да милостив будет и простит нам прегрешения наша. Не премолчи убо, Владычице, наставляющи и вразумляющи нас, зовущих Ти сице: Радуйся, в скорбех и болезнех долготерпению нас научающая; радуйся, вся помышления наша к распятому за грехи мира Спасителю устремляющая. Радуйся, страдания Его и крестную смерть в памяти нашей обновляющая; радуйся, правосудием Божиим к ожесточенным и нераскаянным нас устрашающая. Радуйся, ожиданием будущих небесных благ нас услаждающая; радуйся, к наследству нетленному и вечному нас приводящая. Радуйся, наследниками Царствия Божия нас сотворяющая; радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая. Радуйся, маслине благоплодная, елеем милости сердца умягчающая; радуйся, яко молитвою пред иконою Твоею приемлем духовное утешение. Радуйся, яко сердцам нашим даруеши благодатное сокрушение; радуйся, яко благостынею Твоею угашаеши в нас огнь нечестия. Кондак 7 Хотяй всем человеком спастися и в разум познания истины приити, премилосердный Господь и Создатель наш посла во дни гневнаго посещения Своего ангела пресветла в новоявленнем образе Твоем "Державном", да вси с верою молящиися пред ним, приимут помощь и заступление Твое всесильное и радостно вопиют Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати род человеческий огнем, мечем, гладом и болезньми, сотвори сие наказание для многих человеков ко вразумлению и исправлению во спасение душ. Сего ради и мы, Владычице, припадающе к Пречистому образу Твоему "Державному", усердно молим Тя: не даждь нам погибнути до конца, но милосердия двери отверзи нам, вопиющим Ти сице: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, ангельское непрестающее удивление. Радуйся, рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, благодатное безстрастие ищущим его подающая; радуйся, всех в чистоте целомудрия живущих зело любящая. Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, гневом Божиим вразумляющая сынов нечестия. Радуйся, безмолвствующих сладкая Собеседнице; радуйся, отшельников Христа ради крепкое упование. Радуйся, постников Божественное радование; радуйся, пустынножителей тихое веселие. Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей: житие бо наше суетно и маловременно есть.
Висят длинные сосульки - весна долгой будет. Хорошо посадить лук и сельдерей. Считается, что они дадут хороший урожай в году. Та погода, что будет 15 марта, стоять начнет и 22 числа в мае месяце. День недели: понедельник. Дует с севера ветер со снегом, а погода холодная - к прохладному лету. Снегопад в праздничный день говорит о ненастье, которое затянется. Дождь закапает на праздник к тому, что и лето будет мокрое. Солнечный полдень - к урожаю хлеба. Фото: azbyka.
Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения. В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское. Чтимые списки и храмы в честь Державной иконы Божьей Матери Помимо самого чудотворного оригинала, с большой любовью русские православные христиане почитают списки с него. Некоторые из них тоже считаются чудотворными: Список из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Поскольку этот храм относится к московскому подворью Соловецкого монастыря, здесь список Державной Божьей Матери чтится особо. Соловки многие православные верующие называют «русской Голгофой», а путь на неё начался как раз в день отречения Николая II, совпавший с днём обретения иконы. Список из Николо-Перервинской обители. Здесь, так же как и в Коломенском, 15 марта с Державной иконой Божьей Матери ежегодно совершается Крестный ход вокруг монастыря. Список из храма Ильи Пророка 2 Обыденский переулок в Москве. Его выполнил в годы Гражданской войны художник Николай Чернышев. Впоследствии он был арестован, а в 1924 году расстрелян. Список из часовни Державной иконы Божьей Матери на Пречистенке. Эта часовня была выстроена в 1995 году, и именно с неё началось восстановление храма Христа Спасителя — главного кафедрального собора Русской православной церкви. Именно эта символичность сделала данный список почитаемым. Акафист перед иконой здесь читается дважды в неделю — в среду в 17.
Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков. В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре ныне часть патриаршего подворья. В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв! Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора. Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию. В правой руке Божьей Матери находится скипетр, в левой — держава, но без традиционного креста, характерного для символов власти русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия. На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус. Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда. Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения. Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря. Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре. Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест. Когда празднуется день иконы День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне.
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь. Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.
Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами: на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона; в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой — державу; левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу; в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте. Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал: «Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века не старше , по форме вверху овальная иконостасная , средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны.
Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти». С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса. Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила. Ещё одна важная деталь, обнаруживаемая на Державной иконе — отсутствие креста на сфере державы. Именно эта особенность позволила считать данный образ пророческим, указывающим на грядущую эпоху активного богоборчества, которая последовала за падением самодержавия. Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».
Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения. В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское.
Державная икона Божией Матери. Иконописец Л. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке - скипетр, левая возложена на державу, на голове - царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы - отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках - благословляющий Господь Саваоф. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется кон. XVIII в. По нек-рым сведениям, Д. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского мон-ря сведений об этой иконе не обнаружено Меняйло В. Иконы из Вознесенского монастыря Моск. Кремля: Кат. В 1928 г. Иосифа Волоцкого. В 1990 г. Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. В числе сохранившихся ранних произведений кон. Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, др. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ нач. Чернышёва из ц. Илии пророка в Обыденском пер. Крестный ход вокруг храма-часовни в честь Державной иконы Божией Матери в день престольного праздника. Мироточением прославился образ, написанный в 1991 г.
Трон сохранился до наших дней. Также, икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, в Замоскворечье. Были подготовлены Служба и Акафист. С 1929 года, икона находилась в запасниках Государственного исторического музея. С тех пор, этот день является днём особого торжества.
15 марта 2023. «Державной» иконы Божией Матери
Тайна Державной иконы и её истолкование! — Мономах | Описание: Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. |
Икона Божией Матери Державная - Храм- Икона Божией Матери Неопалимая Купина | Державная икона Божией Матери Икона явилась в Москве, Государь отрекся в Пскове, но в Петербурге помнят и молитвенно почитают это день. |
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Бузулукская епархия | О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! |
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
это благословение русскому народу, она сегодня пребывает в Казанском храме Коломенского (территория Москвы), у правого клироса. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. Державная. Опять же — к Пресвятой Богородице, к Державной ее иконе. Икона «Державная» Божья Матерь в чем помогает, где хранится, как правильно молится и в каких случаях помогает, предназначение иконы Державная Божья Матерь.
Кто под защитой Богородицы?
Это был день отречения императора Николая II от престола. ОНА величественно восседала на троне в красной царской порфире на зеленой подкладке. На ЕЁ голове была корона, в руках - скипетр и держава. Новость о Чудесном Явлении новой иконы, в день отречения императора от престола, быстро проникла в Москву и стала распространяться по всей России. В Коломенское, начали стекаться множество богомольцев.
В следующий раз Евдокии приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и не стал препятствовать поиску, они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Державная в Казанском соборе в Коломенском В самом храме ничего похожего на приснившийся образ не обнаружили, и только в подвале обратили внимание на большую, совсем потемневшую икону. Очистив ее от вековой пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне, с символами царской власти в руках.
Крестьянка сразу узнала явленную ей во сне икону, а священник отслужил перед образом молебен.
Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей. Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной.
Это и был явленный образ Божьей Матери. Примечательно, что чудотворный образ явил себя 15 марта 2 марта по старому стилю 1917 года в день отречения от престола императора Николая II. Верующие восприняли это событие как символическую передачу Богородице верховной власти и попечительства о России. С тех пор икона Божьей матери «Державная» выступает как хранительница государства Российского и всего русского народа. День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году — в чем помогает В день почитания иконы тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться святыне. В церквях совершаются крестные ходы и читаются акафисты.
Оптина пустынь
Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей. Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной.
Женщина не поверила этому сну, тогда Пресвятая Богородица стала ей являться постоянно и приказывала выполнить Ее просьбу: найти черную икону и сделать ее красной. Тогда Евдокии ничего не оставалось, как отправиться в Коломенское, в Вознесенский храм.
Она рассказала настоятелю о своих видениях. Они вместе принялись искать икону, но нигде не могли ее найти. После долгих трудов, наконец, нашли икону Божией Матери, покрытую большим слоем пыли. Тогда они поняли, что значит сделать «из черной — красную» икону.
Значит — отреставрировать, потому что она была в очень плохом состоянии. Евдокия узнала ту самую икону, которая являлась ей во сне. Священник тут же отслужил молебен с акафистом перед чудесным образом. По некоторым сведениям эта икона раньше находилась в Вознесенском женском монастыре в столице, но в 1812 году ее спасали от поругания воинов Наполеона.
Икону спрятали в Вознесенской церкви и забыли про нее. Тогда Матерь Божия решила напомнить об этой святыне спустя столько лет, и время ее явления было неслучайным. Значение явления иконы Икону нашли 2 марта по старому стилю 1917 года.
Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери, было составлено славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов».
Еще одну службу составил В. Сам святой патриарх Тихон бывший тогда еще митрополитом , в своем донесении Священному Синоду по поводу чуда обретения иконы писал следующее: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18I века не старше , по форме вверху овальная иконостасная, средняя, из третьего пояса пророческого. Икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Вероятно,она осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего и об этом иконостасе известный археолог И.
Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря ». Уже после чудесного явления образа в Вознесенском женском монастыре Москвы по записям в местных архивных книгах было установлено, что икона Божией Матери «Державная» принадлежала прежде именно этой обители. В 1812 году, в связи с приближением к Москве войск Наполеона, икона была отправлена на сохранение в Вознесенскую церковь села Коломенское. После революционных событий 1917 года чудотворный образ «Державная» хранился в запасниках Государственного Исторического музея города Москвы.
Лишь только в наши дни, в 1990 году, он был возвращен в Коломенское. После воссоединения в 2007 году Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом, в августе того же года «Державную» икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии. Народное сознание сразу же связало чудо обретения иконы Богородицы «Державная» и отречение Николая Второго воедино, усмотрев в этом определенные смыслы. Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего честного образа в день отречения от престола царя Николая Второго Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России.
По другой версии, явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения государя стало предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви, ее чад и всей нашей страны в целом. Усилило эти настроения то, что буквально через год, в июле 1918 года, Николай Второй вместе со всей своей семьей принял мученическую кончину. Впоследствии, в 2000 году, царская семья была прославлена Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев. Его правая рука поднята в благословляющем жесте.
Своими ликами Матерь Божия и Господь обращены к молящемуся.
Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и не стал препятствовать поиску, они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Державная в Казанском соборе в Коломенском В самом храме ничего похожего на приснившийся образ не обнаружили, и только в подвале обратили внимание на большую, совсем потемневшую икону. Очистив ее от вековой пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне, с символами царской власти в руках.
Крестьянка сразу узнала явленную ей во сне икону, а священник отслужил перед образом молебен. Одной рукой Пречистая сжимала скипетр, другой — державу, на главе Ее была императорская корона, а на плечах — красная мантия или порфира.
Акафист Пресвятой Богородице в честь Её иконы «Державная»
В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! В сегодняшний день Святая Церковь прославляет Божию Матерь ради Ея иконы, именуемой «Державная».
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Тайна Державной иконы и её истолкование! — Мономах | 220902_D_0350 Издательство Московской Патриархии выпустило брошюру с Акафистом Пресвятой Богородице в честь Её иконы "Державная". |
Икона Божией Матери именуемая "Державная" | Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию было написано славословие, названное Акафист акафистов. |
Икона Божией Матери «Державная». | "Образ Пресвятыя Богородицы Державныя Киевскыя". |
15 марта - день обретения Державной иконы Божией Матери
И ведь хранили. Разумеется, не все, и отступление от веры было, особенно у образованной части общества, подпавшей под западное влияние. Но простой народ в основном оставался верующим. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь... И самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских - для них вера оказалась дороже жизни. Нигде, никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ-м веке, как наш народ. Значит, причину катастрофы 1917 года можно видеть не только в грехах нашего народа - которые, разумеется, были, - но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать, принести жертву, взойти на свою Голгофу, - по слову Спасителя, сказанному Им Своим ученикам: Аще Мене изгнаша, и вас изженут... Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях: «Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена.
Здесь тайна... Все исчадия адова слетелись и душат Россию... Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы... Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте? Своими иконами, явленными в ХХ веке, «Матерь Божия перекрестила Русь, оградила её с четырёх сторон, как стеной нерушимой, и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век. Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской, как смог доныне устоять Дом Пресвятой Богородицы» Цит. Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана.
В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию - и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался. Россия не погибла. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её... Грех разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат возстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою... Неужели ты совсем изжил свою силу?.. Служба эта была составлена тогда же, с участием святителя Тихона, который, узнав о явлении иконы, приехал в Коломенское, прославил её и благословил составить акафист. Автор службы передаёт нам тот ужас, который реально принесла смута в жизнь народа.
Он исповедует полную невозможность нам, людям, преодолеть своими силами ту нависшую над Русской Землёй власть тьмы, которая его поработила. Но земля эта - Дом Богородицы, здесь страдает Её народ, и если только жива будет в нём вера, если примет Владычица недостойную нашу молитву, всё изменится: оживём мы, и оживёт Русская Земля под всесильным Покровом Девы. Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляемы есмы, но Ты простри десницу Твою и, яко Всехвальная, постави ны на камени веры. Самоизмышленная пагуба покрыла есть всю землю Твою, и мрак велий воцарися днесь в вертограде Твоем. Тяжко ми есть, и рыдаю Тебе, Мати Пречистая, и, аще услышиши, ничесоже устрашуся, и воспою имя Твое, славно бо прославися. Истощание прииде на рабы Твоя, и дом наш оставися празден и пуст. Хожду и взываю, но несть ми спасающа, едина убо смерть отвещавает на глас мой, и рыдая, молю Тя и глаголю: не отвержи мене и Ты, Дево Чистая, да спасен буду.
Служба говорит о том, что только Божественными силами, заступлением Царицы Небесной может быть связан сатана, поработивший Русь. Страшно есть приражение змия, клеветник бо и убийца есть искони, и того ради Тя, о Царице и Дево, молим и не престанем молящи, зане вемы о Тебе, яко о семени Твоем того глава блюдется и Держава Твоя нескончаема есть.
Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».
Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».
Во втором сновидении Андрианова увидела белый храм, а в нем величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь, хотя и не видела Ее лика. Крестьянка решила отправиться в Коломенское. Пришла туда 2 марта, и, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый храм, который ей приснился и в котором она узрела Пресвятую Богородицу. Евдокия Андрианова отправилась к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить. Отец Николай пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся в храме иконы, но ни в одной из них не узнала той, явленной ей во сне. Тогда по совету сторожа и одного из прихожан настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, в чуланах, в подвале.
Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая; радуйся, душевныя раны наша елеем спасительным умащающая. Радуйся, яко из рова беззаконий наших рукою Твоея помощи нас исхищаеши; радуйся, яко греховный сон душевредныя нашея лености отрясаеши. Радуйся, душевное умиление и сердечное сокрушение в нас раждающая; радуйся, яко твориши всем спастися, в державный покров Твой прибегающим. Кондак 10 Спасти хотя многия люди от обдержащих их скорбей и болезней и веру их утвердити во всесильное заступление Твое, Владычице, даровала еси нам изображение честныя иконы Твоея "Державныя", да вси, видяще являемую Тобою милость, вопиют со умилением Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена явилася еси, Богородице Дево, Российстей стране честными Твоими иконами, изливающи чудеса во бранех и осеняющи благодат-ною помощию Твоею христолюбивых воинов. Под державным бо покровом Твоея благости Российская страна созидашеся, и врата адова не одолеша Православныя Церкве Христовы. Сего ради припадающе к честней иконе Твоей "Державней", радостно вопием Ти сице: Радуйся, Российския страны покрове и утверждение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление. Радуйся, сущих в пленении свобождение; радуйся, от глада и болезней наше спасение. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова.
Радуйся, жилище и дом Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы. Кондак 11 Пение хвалебное и благодарственное приносим Ти, Владычице, под державным бо покровом Твоея благости пребываем в непостыдней надежде всесильнаго заступления Твоего за нас, грешных, и все упование наше на Тя возложивше, радостно вопием Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светильницы наши угасоша, елея же благих дел не имамы, во еже возжещи благодать Духа Святаго. И где обрящемся, окаяннии, сном греховным отягченнии, егда постигнет нас внезапу в полунощи час кончины нашея? Но да не услышим и мы, якоже юродивыя девы, грознаго гласа Жениха: не вем вас! Помози нам, Владычице, наполнити сосуды душ наших елеем благих дел, паче же милосердия и смирения, да благодарственно воспоем Ти сице: Радуйся, яко воспоминанием грядущаго грознаго суда Божия от грехов нас отреваеши; радуйся, яко души наши, аки невесту, ко сретению прекраснаго Жениха Христа предуготовляти нас поучаеши. Радуйся, яко возбуждаеши нас на всяк день же и час приносити Христу Богу молитвы, прошения и благодарения; радуйся, яко с мудрыми девами, душами праведных, внити в брачный чертог Сына Твоего и Бога нашего помогаеши. Радуйся, яко в ризу непорочности и чистоты облещися нам способствуеши; радуйся, яко стати нам на Страшнем суде Христово одесную Его ходатайствуеши. Радуйся, яко благоутробие Божие о причастии нас лику избранных умоляеши; радуйся, яко ум наш, омраченный небрежением, светом Своим озаряеши. Радуйся, яко голубину простоту и агнчу кротость стяжати нам приискренне жела-еши; радуйся, яко самоотвержению и отречению от злыя нашея воли приобучити нас тщишися.
Радуйся, яко младенческое незлобие даровати нам способствуеши; радуйся, яко хладное сердце наше молитвами воспламеняти нам помогаеши. Кондак 12 Благодать прияла еси, Владычице, от Всемогущаго Господа Бога миловати благочестивых чад Церкве Христовы и вразумляти нечести-вых сынов ея. Сего ради, притекающе под державный покров Твоея благости, усердно молим Тя, Владычице: избави нас от ухищрений духов злобы, разслабляющих наши душу и тело леностию и нерадением, и возбуди нас от сна греховнаго, да благодарственно вопием Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, Владычице, яко живоносный источник благодати и неистощимую чудес реку, бездну бо милости и щедрот даровала еси роду христианскому явлением честных икон Твоих. Сего ради и мы, припадаю-ще к честней иконе Твоей "Державней", со умилением вопием Ти си-це: Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, девства честный покрове и ограждение. Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, всехвальных апостолов восхваление. Радуйся, честная похвало иереев благоговейных; радуйся, молние, неверных устрашающая.
Иконография Державной иконы Божьей Матери
- Икона Божией Матери «Державная».
- ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - Древо
- Сказание о иконе Божией Матери, именуемой «Державная»
- Державная икона Божией Матери: явление в памятный день в истории
15 марта - день обретения Державной иконы Божией Матери
О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! СПИСКИ С ИКОНЫ После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. СПИСКИ С ИКОНЫ После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. В день празднования иконы Божией Матери "Державная", 15 марта, в Кронштадтском Николаевском Морском соборе была совершена Божественная литургия. О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Сегодня мы стали участниками знаменательного события – к нам прибыла Державная икона Божией Матери.
Икона Божией Матери именуемая "Державная"
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства. Державная икона настаивает, что эта власть оказалась прямо возводимой к Горним сферам. почитаемая в Русской Православной Церкви икона Божией Матери. Празднование иконе Божией Матери «Державная» совершается в день ее обретения — 15 марта (2 марта по старому стилю). Икона Божией Матери под названием «Державная» является святыней, перед которой молятся в трудные для России времена. “Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения Николая II от престола.
Православные верующие отметили День обретения Державной иконы Пресвятой Богородицы
Державная икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Согласно исследованиям, Державная Пресвятая Богородица была написана примерно в конце XVIII столетия. Державная икона Божией Матери почитается верующими как символ защиты России и единства русских земель. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей.