Музыкальные жанры: инструментальный концерт Инструментальный концерт история возникновения. Определение инструментального концерта в музыке Инструментальный концерт имеет свою уникальную структуру, состоящую из трех частей: быстрой, медленной и финальной. Определение инструментального концерта.
Значение слова инструментальный концерт
Навигация по сайту. Концерт, примерно с 1750 года музыкальное произведение, в котором солирующий инструмент противопоставляется оркестровому ансамблю. «Виртуозный», в котором господствует инструментальное «Концертирование», и «Симфонизированный» с преобладанием симфонического типа развития. Определение инструментального концерта. Музыкальные жанры: инструментальный концерт Инструментальный концерт история возникновения. В России жанр инструментального концерта достиг высочайшего расцвета в творчестве Чайковского (скрипичный и три фортепьянных концерта).
Что такое инструментальный концерт в музыке?
Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая, медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме, иногда в ней использовался прием «повторяющегося баса». Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо. Антонио Вивальди , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года. У Вивальди есть также концерты для двух и более солирующих инструментов, где сочетаются элементы форм сольного концерта, кончерто гроссо и даже третьего типа концерта — только для оркестра, который иногда называли concerto ripieno. Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя , причем его 12 концертов op. Концерты И. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т. Бранденбургских концертов , в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно. История развития инструментального концерта Инструментальный концерт — это музыкальная форма, в которой исполняется музыка для инструментов без сопровождения вокала.
Этот жанр уходит свои корни в древность, но его развитие происходило на протяжении многих веков. Первые формы инструментального концерта можно встретить уже в древних Греции и Риме. Там инструментальная музыка исполнялась на публичных выступлениях, церемониях и светских мероприятиях. Основными инструментами, использовавшимися в тех временах, были арфа, флейта, лютня и другие струнные и духовые инструменты. Средневековье и Ренессанс принесли новые музыкальные формы и инструменты. Были созданы новые оркестры и ансамбли, которые исполняли инструментальные концерты на праздниках и при дворе. В то время основными инструментами в музыкальных ансамблях были скрипка, виолончель, клавесин и труба. В 18 веке был создан жанр инструментального концерта, как мы его знаем. Именно в это время знаменитые композиторы, такие как Бах, Моцарт и Бетховен, начали писать концерты для различных инструментов с оркестром. Они стали использовать разнообразные музыкальные формы, такие как соната, рондо и вариации, в комбинации с фортепиано, скрипкой, флейтой и другими инструментами.
В 19 веке инструментальный концерт стал особенно популярным и развитым. Композиторы, такие как Шопен, Лист, Штраусс и Рахманинов, написали множество концертов для пианино, скрипки, фортепиано с оркестром, и других инструментов. Концерты стали основным жанром исполнения на концертных площадках и с каждым годом они становились все более сложными и эмоциональными.
Примером может служить «Концерт для двух фортепиано и оркестра» Франсиса Пуленка. В настоящее время инструментальные концерты не теряют своей популярности и продолжают писаться и исполняться в различных жанрах и стилях музыки.
Особенности композиции Инструментальные концерты отличаются рядом особенностей, которые делают их уникальными и запоминающимися произведениями: Использование сольных инструментов. Одной из главных особенностей инструментального концерта является наличие сольного инструмента, который играет ведущую роль в музыкальной композиции. Этот инструмент выделяется из общего звукового фона и представляет собой главный музыкальный элемент произведения. Большой оркестр. Инструментальные концерты часто исполняются с участием симфонического или камерного оркестра.
Большой оркестр позволяет создать глубокий и мощный звук, а также разнообразить музыкальную текстуру произведения. Сочетание разных стилей. Инструментальные концерты часто сочетают в себе элементы разных музыкальных стилей и направлений. Они могут включать в себя элементы классической музыки, джаза, рока и других жанров. Это делает концерты многообразными и интересными для слушателей.
Инструментальные концерты обычно имеют четкую структуру, состоящую из нескольких частей или движений. Каждая часть имеет свою особенную атмосферу и музыкальные характеристики, что позволяет создавать эффекты контраста и разнообразия. Виртуозность исполнения. Инструментальные концерты часто характеризуются высокой техничностью исполнения. Солисты, играющие сольные инструменты, демонстрируют свою виртуозность, проявляя сложные технические навыки и мастерство.
В целом, инструментальные концерты являются одной из самых популярных форм музыкальных произведений. Они обладают своими особенностями, которые делают их уникальными и привлекательными для слушателей. Известные примеры Инструментальные концерты пользуются особой популярностью среди музыкальных композиторов. Вот некоторые из известных примеров: Иоганн Себастьян Бах — композитор из Германии, известен своими отличными инструментальными концертами. Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, создавший ряд великолепных инструментальных концертов.
Наибольшей популярностью пользуются К. Позднее К. Небольших размеров Концерт, в котором части слиты, называется концертино. Классическим концертом называется также публичное собрание в залах со специальной звуковой аккустикой, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, Концерт получает название: симфонического в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения , духовного, исторического составленного из произведений разных эпох. Концерт называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1890—1907. Ссылки в Концерте есть 2 "соревнующиеся" пертии между солистом и оркестром,это можно назвать соревнованием. Wikimedia Foundation.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф. Konzert, от итал. При академии наук обретаются мастера инструментальные. МАН 2 59. Инструментальное художество. АСС 9 340. Славный виртуоз г. Гартман,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Концерт — I Концерт нем.
До этого времени серьезную музыку… … Энциклопедия Кольера концерт — а, м. Устроить концерт. Пойти на концерт. Симфонический концерт. Концерт… … Популярный словарь русского языка Концерт произведение — нем. Произведение для многих исполнителей, в к ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему… … Музыкальная энциклопедия Концерт — от итал. Konzert , 1 публичное исполнение музык. Воскова Сестрорецкий оружейный завод … Википедия Посетители залов филармонии знакомы с особой, приподнятой атмосферой, которая царит во время концерта инструментальной музыки. Приковывает внимание то, как соревнуется солист с целым оркестровым коллективом.
Специфика и сложность жанра состоит в том, что солист постоянно должен доказывать превосходство своего инструмента над другими, участвующими в концерте. Понятие инструментального концерта, специфика В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов - скрипки, фортепиано, виолончели.
Инструментальный концерт может быть исполнен вообще одним музыкантом например, так предстает перед зрителями Виктор Зинчук, Джо Сатриани и еще многие современные исполнители , а может выступать целый симфонический оркестр — все определяется стилем музыки, который будет исполняться. Надо отметить, что основная аудитория здесь — это тонкие ценители музыки, которые знают толк в искусстве.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы концертштюк или концертино и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме , с характерными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ференца Листа [1]. На протяжении XVIII—XX веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов — фортепиано, скрипки , виолончели , альта и даже контрабаса прежде всего концерты Карла Диттерсдорфа и Джованни Боттезини , деревянных и медных духовых [1]. Существуют также произведения, не являющиеся концертами формально, но несущие черты этого жанра, например Турангалила-симфония или Концерт для оркестра Бела Бартока , в котором, как и в старинном рипиено концерте, отсутствуют солирующие инструменты [5]. К концу эпохи классицизма сформировалась классическая структура концерта. Аллегро в сонатной форме. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях. Быстрая в форме рондо , рондо-соната , или темы с вариациями.
До сих пор исполнение этого концерта является доказательством высочайшего мастерства исполнителя. Много музыки написано композитором для фагота — более 30 концертов для фагота с оркестром. Особое предпочтение среди духовых инструментов Вивальди отдавал флейте с её нежным, мягким тембром. В партиях, поручаемых флейте, она звучит в полный голос, проявляя все свои достоинства.
В творчестве А. Корелли был сформирован concerto grosso сопоставление всего ансамбля с несколькими инструментами. Вивальди сделал шаг вперёд по сравнению со своим предшественником: сформировал жанр сольного концерта , который значительно отличался масштабами развития, динамичностью и экспрессивностью музыки. В композициях концертов чередовались сольные и оркестровые части, основанные на «хорошо организованном контрасте». Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть — быстрая и энергичная; 2-я — лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть — финал, живой и блестящий. Сольный инструментальный концерт был рассчитан на широкую аудиторию, для которого были присущи элементы зрелищности, некоторой театральности, проявляющуюся в состязании солиста и оркестра — в беспрестанном чередовании tutti и solo. Именно в этом и был смысл концерта, музыки. Циклом концертов «Времена года» являются вершиной творчества А. Предлагаю вам послушать 1-ю часть концерта. Звучит 1-я часть, учитель название не называет.
Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп , контрасты динамики, изобразительные моменты — подражание пению птиц, это весна. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, мурлыканье кошки, треск горящих дров в камине, пение птиц… В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но сами по себе звуки — еще не музыка. И когда человек стал организовывать их, чтобы выразить свои чувства и мысли — возникала музыка. Как можно охарактеризовать мелодию? Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц. Среди музыкантов всех времён было популярно подражание птичьими голосам. Пение птиц имитировалось в древности, и до сих пор такие имитации встречаются в музыкальном фольклоре разных народов.
Мыслители, ученые, музыканты искали в пении птиц истоки музыки. Недаром соловей стал одним из символов искусства вообще, а сравнение с ним — похвала для певца. Композиторы эпохи барокко написали много прекрасной «птичьей» музыки — «Ласточка» К. Дакена, « Перекликание», «Курица» Ф. Рамо, «Влюблённый соловей» и «Соловей — победитель» Ф. Куперена, многочисленные «Кукушки»— Куперена, А. Вивальди, Б. Пасквини и. Связаны ли музыкальные темы оркестра и солиста? В музыкальных темах один ритм, ярко динамическое волнение, дыхание простора на природе, ощущается радость жизни.
Как мало струнных инструментов использовал А. Вивальди по сравнению с современными оркестрами. В первоначальном варианте, по замыслу композитора, струнных всего пять. Современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров , состоявших из пяти, затем десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Скрипка — самый важный инструмент оркестра, Золушка современного симфонического оркестра. До сих пор это самый совершенный инструмент из всех струнных. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Во времена Вивальди и Баха были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери.
Маленький городок славился своими мастерами. За последние триста лет никто не смог сделать скрипки лучше, чем мастера Кремоны. В своём произведении А. Вивальди показал яркость и красоту звучания скрипки, как солирующего инструмента. Музыка — один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением жизни. Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка — язык звуков и интонаций — отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эту эмоциональную сторону вы почувствовали при прослушивании музыки А. Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека.
Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать к размышлениям и открывать перед слушателем неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Подумайте, можно ли на эту музыку поставить балет? Когда соревнуются в мастерстве солист и оркестр, они непременно должны играть для зрителя. Именно в этом непрестанном чередовании звучания оркестра и ярко звучащей солирующей скрипки, в ощущении театра и дискуссии, в гармоничности и стройности музыкальной формы ощущаются характерные черты музыки барокко. При повторном прослушивании 1 —ой части концерта вслушайтесь в звучащую музыкальную ткань. Мелодический голос сочетается с непрерывным, строго определённым по форме сопровождением. В этом отличие от сочинений предшествующего периода, где главенствующую роль играла полифония — одновременное звучание нескольких мелодий, равных по своей значимости. Итак, концерт А. Вивальди «Времена года» состоит из четырёх частей.
Название каждой части соответствует названию времени года. Развитие музыкального образа каждой части основано не только на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра. В концерте музыка следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла, то есть существует некоторая программа. Есть предположения, что сонеты были написаны самим композитором. Обратимся к переводам сонета, который стал своеобразной программой концерта. В учебнике на стр. Какой из них, на ваш взгляд, большее точно соответствует музыкальному образу 1-й части концерта «Весна»? Какими средствами выразительности литературный текст передаёт настроение человека, его душевное и эмоциональное состояние, связанное с приходом весны? Вивальди, используя литературную программу в своём концерте, явился основоположником программной музыки. В XIX веке возникла программная музыка — произведение, в основе которого лежит литературная основа.
Виртуозность исполнения. Инструментальные концерты часто характеризуются высокой техничностью исполнения. Солисты, играющие сольные инструменты, демонстрируют свою виртуозность, проявляя сложные технические навыки и мастерство. В целом, инструментальные концерты являются одной из самых популярных форм музыкальных произведений. Они обладают своими особенностями, которые делают их уникальными и привлекательными для слушателей. Известные примеры Инструментальные концерты пользуются особой популярностью среди музыкальных композиторов. Вот некоторые из известных примеров: Иоганн Себастьян Бах — композитор из Германии, известен своими отличными инструментальными концертами. Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, создавший ряд великолепных инструментальных концертов. Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, который также известен своими инструментальными концертами.
Это только несколько примеров из огромного многообразия инструментальных концертов, которые существуют в мировой музыкальной культуре. Каждый из них отличается своей уникальной структурой, мелодичностью и инструментацией, что делает их особенными и запоминающимися для слушателя. Значение и роль Инструментальный концерт играет важную роль в развитии и совершенствовании музыки в целом. Он демонстрирует мастерство и технические возможности инструмента, а также способности исполнителя. Музыканты, исполняющие инструментальные концерты, часто являются выдающимися в своей области. Их исполнение часто производит глубокое впечатление на слушателей и привлекает внимание профессионалов. Инструментальный концерт позволяет композитору полностью раскрыть потенциал выбранного инструмента. Он предоставляет музыканту возможность исполнять сложные музыкальные партии, демонстрируя свои навыки и техническое мастерство. Инструментальные концерты могут быть использованы как обучающий материал для молодых музыкантов.
Исполнение таких произведений помогает развивать музыкальные навыки и технику игры на инструменте. Они также могут служить вдохновением для начинающих музыкантов, побуждая их к большему усердию и стремлению к совершенству в своем искусстве. Инструментальные концерты также представляют большую ценность для слушателей. Они дают возможность полностью погрузиться в музыку и насладиться красотой звучания инструментов.
Следует отметить, что участниками игрового действа могут выступать как определённые тематические построения, так и небольшие мотивы, краткие музыкальные реплики. Их сочетание являют основу инструментально-игровой логики. Игровая природа фортепианного концерта реализуется посредством виртуозности. Акцентируем внимание на том, что определяющим элементом виртуозности является исполнительское мастерство музыканта, который должен быть намного лучше среднего исполнителя. Виртуоз от итал.
Virtus — доблесть, талант — исполнитель мастерски владеющий техникой искусства. Данный термин предназначался для человека, отметившегося в любой интеллектуальной или художественной области. Термин со временем развивался, одновременно расширялся и сужался в размахе. Изначально музыканты удостаивались такой классификации, будучи композиторами, теоретиками или знаменитыми маэстро, что было важнее, чем мастерское исполнение. Концерт как жанр предполагает публично-демонстративное проявление мастерства музыканта-исполнителя и его виртуозности. Вместе с тем, виртуозность подчинена внутреннему содержанию музыки и является органическим элементом художественного образа. Также следует отметить, что виртуозность выражает не что иное, как артистическое начало человеческой личности и является частью исполнительского почерка самого музыканта. В жанре концерта впервые воплощается органичное единство виртуозности и певучести. Виртуозность в партии солиста, с одной стороны, делает его лидером в диалоге с оркестром, а с другой — способствует «общительности» самого концертного жанра.
Не менее важным принципом, определяющим жанровую природу фортепианного концерта, является принцип состязательности. Следует отметить, что идея состязательности корнями уходит в древнюю Грецию , где родились Олимпийские игры. До настоящего времени состязательность определяет практически все сферы жизни человека, способствует творческому проявлению, а также творческой самореализации личности. Принцип состязательности в музыке, в частности в инструментальном концерте, не предполагает противоборства «всерьёз». Концертная состязательность — условная ситуация, где ощущается атмосфера диалога, выражающаяся в «общении» главных участников соревнования. Поэтому состязание в концерте — это лишь идеализированная картина противоборства соло и оркестра. Состязательность предполагает попеременное чередование реплик солиста и отыгрышей оркестра, потому одни мысли могут представать как в партии ведущего участника состязания, так и в чисто оркестровом изложении совместно с солистом либо без его участия. Следует отметить, что в концертном состязании, как и в любом игровом действии, важен не столько результат кто же первый? Различные типы соотношения оркестра и солиста, которые определяют конкретные способы фактурной организации музыкального материала, а также инструментовки концерта, конкретизированы принципами концертирования.
Однако, опираясь на научные исследования немецкого музыкального историка А. Шеринга, можно говорить о более древнем происхождении этого принципа. Как утверждает исследователь, его истоки «…можно проследить вплоть до античности, до переключающегося пения в греческой трагедии и до псалмов древних евреев, которые затем снова обнаруживаются в период средневековья как антифоры в католическом ритуале». Это указание на музыкально-драматическое происхождение концертирования. По убеждению Б. Асафьева, именно посредствам концертирования реализуется характерный для концерта инструментальный диалог, основывающийся на раскрытии, импульсов, заложенных в тезисе, в роли которого могут выступать самые различные элементы, вплоть до попевки или «простейшего сопряжения звуков», не говоря уже о развернутых построених типа мелодической темы. Технология концертирования, а именно взаимодействие солиста с оркестром в жанре концерта, зарождалась в концертах А. Основополагающими моментами служат чередование tutti и solo, жанровость и программность, использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности. Сочетание этих особенностей, в гармоническом сочетании, повышают значимость и актуальность принципа концертирования.
Следует отметить, что в эпоху венских классиков данный принцип существенно меняется. Концертирование становится тесно связано с тематическим развитием. Предусматривается импровизация солиста каденция. Партия солиста имеет характер орнаментальной виртуозности. Реализацией свободного, творческого самовыражения в фортепианном концерте является принцип импровизационности. Данный принцип символизирует высшее проявление игровой природы фортепианного концерта. Имровизационность является следствием спонтанно-творческой инициативы музыканта-исполнителя. Суть импровизационности заключается в новых элементах интерпретации произведения и аспектах музыкальной выразительности. Согласно практике того времени, пианист должен был в непринужденной импровизации пользоваться мотивами предшествующей музыки, но он мог также вплетать в нее и новые, посторонние темы.
В инструментальных концертах этой эпохи имеют место музыкальные эпизоды, где оркестр молчит, а солист получает возможность показать свое умение и фантазию. Известно, что как и В. Моцарт, так и Л. Быстрота художественной реакции, яркость внезапно возникающих образов, изобретательность в острой их смене — качества, которыми должен обладать импровизатор. Импровизационной неожиданностью отмечены вступления солиста, внезапные вариационные освещения тем, сопоставления их, контрасты гармонии, оркестрового колорита. Но эти смены скреплены мудрой музыкальной логикой. Импровизационная природа характерна и для каденций классического концерта, но принцип импровизационности в каденциях классического фортепианного концерта был жестко регламентирован. Таким образом, исследовав особенности зарождения и развития фортепианного концерта, а также проанализировав специфику его жанровой природы, мы пришли к выводу о том, что фортепианный концерт — один из крупнейших монументальных жанров инструментальной музыки. Возникновение исследуемого жанра связано с зарождением гомофонного стиля в музыке.
Кристаллизация основных жанровых признаков концерта многочастная контрастная структура, принцип состязательности и импровизационности, яркая образность осуществляется в эпоху барокко творчество А. Вивальди, А. Корелли, И. Баха, Г. Новую веху в истории развития жанра фортепианного концерта открывают мастера «венского классицизма» Й. Гайдн, В. Моцарт Л. Фортепианный концерт этих новаторов музыкальной лексики отличает масштабность замысла, драматизация музыкальных образов, яркость мелодики, симфоническое развитие тематического материала, виртуозность при большой органической связи солиста и оркестра. Жанровая сущность фортепианного концерта конкретизирована следующими принципами: игровая логика, виртуозность, импровизационность, состязательность, концертирование.
Обозначенные принципы определяют не только особенности структуры и содержания концерта, но также формируют поле задач и методов их решения в исполнительской практике пианиста. Представленные в работе результаты не претендуют на полноту исследования проанализированной проблемы и предполагают дальнейшее развитие. Целесообразно исследовать особенности реализации жанровой природы концерта на конкретных примерах концертных сочинений композиторов-классиков, а также представителей музыкальной культуры второй половины XIX — начала XXI в. История фортепианного искусства: учебник для студентов муз. Асафьев Б. Бадура-Скода Е. Бадура-Скода, П. Друскин М. Назайкинский Е.
Розеншильд К. Тараканов М. Хейзинга Й. Homo Ludensс. Обозначены особенности исторического развития исследуемого жанра. Выявлены и проанализированы структурно-жанровые особенности концерта. Ключевые слова: фортепианный концерт, жанр, структура, музыкальная форма. The characteristics of the genre development are defined. Structural-and-genre characteristics of the piano concerto are analyzed.
Key words: piano concerto, genre, structure, musical form. Происхождение слова «концерт» не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества». Впервые слово «концерт» было применено в 16 в. Концерты Джованни Габриели, написанные для собора св. Марка в Венеции, или концерты Лодовико да Виаданы и Генриха Шютца — это в основном многохорные духовные сочинения с инструментальным сопровождением. До середины 17 в. Концерт эпохи барокко.
К началу 18 в. В концертах первого типа небольшая группа инструментов — концертино concertino, «маленький концерт» — противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо concerto grosso, «большой концерт». Среди известных сочинений этого типа — 12 кончерто гроссо op. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo «постоянным басом» , который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента чаще всего клавесина и басового струнного инструмента.
Что такое инструментальный концерт это?
- Дай определение понятиям.инструментальный концертпрограммная музыка —
- Инструментальный концерт: история, понятие, специфика
- Инструментальный концерт это кратко
- Инструментальный концерт это кратко
Словарь иностранных слов
- Лучшие новости Рунета
- ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ | это... Что такое ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ?
- Инструментальный Концерт
- Понятие инструментального концерта, специфика
- Инструментальный концерт
Инструментальный Концерт
Инструментальный концерт Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его. Концерты, как сценические действа появились в конце семнадцатого века, в восемнадцатом, девятнадцатом веках они играли ведущую роль в общественной жизни. Определение и особенности Основная цель инструментального концерта — продемонстрировать технические возможности инструмента и музыкальные навыки исполнителя.
Информация
Ответ или решение1 Кабанова Надежда Инструментальный концерт — это выступление музыкантов, которые исполняют произведения, не предусматривающие вокальных партий. Инструментальный концерт может быть исполнен вообще одним музыкантом например, так предстает перед зрителями Виктор Зинчук, Джо Сатриани и еще многие современные исполнители , а может выступать целый симфонический оркестр — все определяется стилем музыки, который будет исполняться.
Позднее К. Небольших размеров Концерт, в котором части слиты, называется концертино. Классическим концертом называется также публичное собрание в залах со специальной звуковой аккустикой, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, Концерт получает название: симфонического в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения , духовного, исторического составленного из произведений разных эпох. Концерт называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты. Классический концерт. Хотя сыновья Баха , особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в.
В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже Бетховен , который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал. Бетховенский скрипичный концерт ре мажор op. Вторая и третья темы более лиричны и экспансивны, но в то же время сохраняют благородную изысканность, заданную первой темой При вступлении солиста, однако, все изменяется. В результате неожиданного поворота на первый план выходят второстепенные мотивы оркестровой экспозиции, поданные в блестящей фактуре солирующего инструмента: каждый элемент переосмысливается и заостряется. Затем солист и оркестр соревнуются в развитии разных тем, а в репризе повторяют основной тематический материал как партнеры. Ближе к концу части оркестр замолкает, чтобы дать возможность солисту выступить с каденцией — протяженной импровизацией, цель которой продемонстрировать виртуозность и изобретательность солиста в нынешнее время солисты обычно не импровизируют, а играют записанные каденции других авторов.
Каденция по традиции заканчивается трелью, после которой следует оркестровое заключение. Бетховен, однако, заставляет скрипку напомнить лирическую вторую тему она звучит на фоне спокойного оркестрового аккомпанемента и после этого постепенно переходит к блестящему заключению. Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии. Финал концерта написан в форме рондо — это подвижная, «игровая» часть, в которой простая мелодия, своей «рубленой» ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад. Концерт эпохи барокко. К началу 18 в. В концертах первого типа небольшая группа инструментов — концертино concertino, «маленький концерт» — противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо concerto grosso, «большой концерт».
Среди известных сочинений этого типа — 12 кончерто гроссо op.
Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк. В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки.
Программная музыка — это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения. На протяжении XVIII — XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С.
Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Стравинский и другие.
Он никогда не покидал пределов своей Родины, но среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира. Бах использовал опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта и характерные приемы развития: трёхчастное строение и ладовый контраст мажор-минор-мажор. Мечтательность и богатое воображение отличало и наших предков. Загадочное высокое небо издревле влекло к себе русского человека.
И свои мечты о полётах он воплощал в сказочных образах летящей в ступе Бабы-Яги, Ивана-царевича на ковре самолёте, героя в сапогах скороходах или на Коньке-горбунке. Время неумолимо двигалось вперёд, на смену героям русских народных сказок пришли герои писателей-фантастов, летающие на другие планеты. В 1961 году сказочная мечта становится реальностью: в космос запускается космический корабль с человеком на борту. Им стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
Даже Бетховен , который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал. Бетховенский скрипичный концерт ре мажор op. Вторая и третья темы более лиричны и экспансивны, но в то же время сохраняют благородную изысканность, заданную первой темой При вступлении солиста, однако, все изменяется. В результате неожиданного поворота на первый план выходят второстепенные мотивы оркестровой экспозиции, поданные в блестящей фактуре солирующего инструмента: каждый элемент переосмысливается и заостряется. Затем солист и оркестр соревнуются в развитии разных тем, а в репризе повторяют основной тематический материал как партнеры.
Ближе к концу части оркестр замолкает, чтобы дать возможность солисту выступить с каденцией — протяженной импровизацией, цель которой продемонстрировать виртуозность и изобретательность солиста в нынешнее время солисты обычно не импровизируют, а играют записанные каденции других авторов. Каденция по традиции заканчивается трелью, после которой следует оркестровое заключение. Бетховен, однако, заставляет скрипку напомнить лирическую вторую тему она звучит на фоне спокойного оркестрового аккомпанемента и после этого постепенно переходит к блестящему заключению. Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии.
Финал концерта написан в форме рондо — это подвижная, «игровая» часть, в которой простая мелодия, своей «рубленой» ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад. Концерт эпохи барокко. К началу 18 в. В концертах первого типа небольшая группа инструментов — концертино concertino, «маленький концерт» — противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо concerto grosso, «большой концерт». Среди известных сочинений этого типа — 12 кончерто гроссо op.
Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo «постоянным басом» , который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента чаще всего клавесина и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей. Многие из них напоминают по форме трио-сонату, один из популярнейших жанров барочной камерной музыки; другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту. Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripienoили tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел ритурнель , в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела.
Сольные разделы обычно давали исполнителю возможность блеснуть виртуозностью. Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая, медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме, иногда в ней использовался прием «повторяющегося баса».
Классический концерт.
- Инструментальный концерт: история, понятие, специфика
- Инструментальный концерт в музыке: понятие, особенности, примеры
- Девятнадцатый век.
- Что такое инструментальный концерт в музыке?
Инструментальный концерт в музыке: определение, особенности, история
Инструментальный концерт: история, понятие, специфика. (Н | Определение и особенности Основная цель инструментального концерта — продемонстрировать технические возможности инструмента и музыкальные навыки исполнителя. |
Что такое инструментальный концерт | На нашем сайте Вы найдете значение "Инструментальный Концерт" в словаре Словарь иностранных слов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инструментальный Концерт, различные варианты толкований, скрытый смысл. |
Информация
На этой странице вы могли узнать, что такое «инструментальный концерт», его лексическое значение. На этой странице вы могли узнать, что такое «инструментальный концерт», его лексическое значение. Инструментальный концерт — это жанр музыки, в котором соло-инструмент представляет собой главную и центральную роль. Инструментальный концерт – это одна из наиболее популярных форм исполнительского искусства, в которой ведущую роль играют музыкальные инструменты. Основные характеристики инструментального концерта: Солистичность: инструментальный концерт предполагает сольное исполнение определенного инструмента, который выделяется из оркестра.
Что такое инструментальный концерт, история инструментального концерта
Чайковский включил украинскую народную песню-закличку "Веснянка", придав ей праздничный, танцевальный характер пианист Ван Клиберн Домашнее задание: 1. Запишите в тетрадь определение "Концерт" и выучите его наизусть. Выпишите в тетрадь не менее 5 знаменитых пианистов. Последние записи:.
Ранние образцы таких концертов Concerto da camera принадлежат Джованни Бонончини и Джузеппе Торелли , однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью [1]. В то же время существовала и форма так называемого рипиено концерта итал. В концертах первой половины XVIII века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко , быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен- ритурнель , концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких «двойной», « тройной », «четверной» концерт солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини , Роберта Шумана , Феликса Мендельсона , Иоганнеса Брамса , Ференца Листа , Петра Чайковского , Макса Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы концертштюк или концертино и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме , с характерными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ференца Листа [1]. На протяжении XVIII—XX веков были созданы концерты практически для всех «классических» европейских инструментов — фортепиано, скрипки , виолончели , альта и даже контрабаса прежде всего концерты Карла Диттерсдорфа и Джованни Боттезини , деревянных и медных духовых [1]. Существуют также произведения, не являющиеся концертами формально, но несущие черты этого жанра, например Турангалила-симфония или Концерт для оркестра Бела Бартока , в котором, как и в старинном рипиено концерте, отсутствуют солирующие инструменты [5].
Гартман,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Концерт — I Концерт нем. До этого времени серьезную музыку… … Энциклопедия Кольера концерт — а, м. Устроить концерт. Пойти на концерт. Симфонический концерт.
Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра — инструментального концерта. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство.
Инструментальный Концерт
Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. Концерт состоит обычно из 3-х частей крайние части — в быстром движении. В XVIII веке симфония , в которой многие инструменты местами исполняли соло , называлась concerto grosso.
Они представляют собой важный жанр в классической музыке и оказывают значительное влияние на развитие музыкального искусства в целом. Исторический обзор Инструментальные концерты имеют богатую историю, которая началась еще в эпоху барокко. Один из самых ранних примеров инструментального концерта — «Четыре времени года» Антонио Вивальди, который был опубликован в 1725 году. После барокко пришла эпоха классицизма, в которой инструментальные концерты стали еще более популярными. В этот период были написаны знаменитые концерты для фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. В XIX веке, в эпоху романтизма, инструментальные концерты стали еще более разнообразными и эмоциональными. Одним из наиболее известных инструментальных концертов этого времени является «Концерт для скрипки и оркестра» Петра Ильича Чайковского. В XX веке музыкальные композиторы начали экспериментировать с формой и звуком в своих инструментальных концертах. Примером может служить «Концерт для двух фортепиано и оркестра» Франсиса Пуленка. В настоящее время инструментальные концерты не теряют своей популярности и продолжают писаться и исполняться в различных жанрах и стилях музыки. Особенности композиции Инструментальные концерты отличаются рядом особенностей, которые делают их уникальными и запоминающимися произведениями: Использование сольных инструментов. Одной из главных особенностей инструментального концерта является наличие сольного инструмента, который играет ведущую роль в музыкальной композиции. Этот инструмент выделяется из общего звукового фона и представляет собой главный музыкальный элемент произведения. Большой оркестр. Инструментальные концерты часто исполняются с участием симфонического или камерного оркестра. Большой оркестр позволяет создать глубокий и мощный звук, а также разнообразить музыкальную текстуру произведения. Сочетание разных стилей. Инструментальные концерты часто сочетают в себе элементы разных музыкальных стилей и направлений. Они могут включать в себя элементы классической музыки, джаза, рока и других жанров. Это делает концерты многообразными и интересными для слушателей. Инструментальные концерты обычно имеют четкую структуру, состоящую из нескольких частей или движений. Каждая часть имеет свою особенную атмосферу и музыкальные характеристики, что позволяет создавать эффекты контраста и разнообразия.
Кошелева 1975 , Г. Вавилова 2006 , В. Сергеенко 2001 , Б. Напреева 1975, изд. Репникова изд. Напреева 1984 , Г. Вавилова СПб.
Так с середины XVII века появились произведения, в которых контрастно сопоставлялось звучание оркестровой группы — рипиено и партии солирующего инструмента или же группы солистов, именуемых концертино. Изначально такие сочинения назывались «Concerto da camera», то есть камерный концерт. Например, итальянский композитор Джузеппе Торелли сочинял подобные инструментальные концерты не только для различных струнных, но и духовых инструментов, причём количество солистов в его произведениях варьировалось от одного до четырёх. Впоследствии произведения такой формы претерпели значительное преображение и получили название «Concerto grosso» - большой концерт. Неоценимый вклад в развитие этого нового жанра внёс итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли, создававший как церковные, так и светские концерты, которые друг от друга, безусловно, отличались по содержанию. Необходимо заметить, что ни в одном из его «Concerto grosso» не было установленного расположения и чётко обозначенного количества частей. Инструментальный концерт с солистами-инструменталистами, а помимо того с определёнными элементами театральной зрелищности стал быстро набирать популярность и соответственно стремительно распространяться не только в Италии, но и в других европейских странах, где композиторы подхватили его без промедления. Они тоже вносили свой вклад в развитие нового жанра, например, в роли солирующего инструмента впервые представили клавесин , которому поначалу доставалась только аккомпанирующая функция. Прошло несколько десятилетий, в течение которых «Concerto grosso» динамично процветал в творчестве композиторов. Было написано немало прекрасных произведений, среди которых особенно выделялась коллекция скрипичных трёхчастных концертов Томазо Альбинони. Такая новация в форме пришлась по нраву молодому талантливому композитору Антонио Вивальди , сочинившему более пятисот произведений данного жанра и окончательно сформировавшему сольный инструментальный концерт. Его композиции имели три контрастные части: первая и третья — быстрые и динамичные, а средняя — лирическая и напевная. В качестве солирующих инструментов Вивальди использовал не только свою любимую скрипку, но и самые разные духовые инструменты: флейту, гобой, фагот, трубу и валторну. Яркий музыкальный материал своих концертов Вивальди строил на противоборстве всего оркестра и партии солиста, основанной на новой виртуозной исполнительской технике. Кроме того, композитор регулярно стал вводить в текст изящный повторяющийся пассаж ритурнель, который постоянно применялся в музыке балетных спектаклей. Концерты Вивальди вызывали восторг и восхищение, как в Италии, так и в других странах. Это выражалось даже в том, что многие композиторы, среди которых Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель , начали сочинять похожие произведения. К тому же Бах, создавая уникальные концерты, поражающие своей гибкостью и красотой, развил достижения итальянского композитора. Он также как и Вивальди писал произведения данного жанра в трёхчастной форме и с ладовым контрастом, только в отличие от своего итальянского коллеги отдавал предпочтение не скрипичным, а клавирным концертам, чем подготовил основу для развития фортепианного концерта. Популярность жанра инструментального концерта продолжала всё больше возрастать. К концу XVIII века получили распространение такие разновидности жанра, как концерт с оркестром для одного солирующего инструмента, двух — «двойной», трёх— «тройной» и даже четырёх, а также концерты без солистов, именуемые рипиено или концерты только для солирующего инструмента без оркестра. Когда на смену барокко пришла эпоха классицизма, инструментальный концерт в своём развитии уверенно шагнул вперёд. Именно в этот период в творчестве «венских классиков»: Гайдна, Моцарта и Бетховена, в полной мере утвердилась основная трёхчастная форма. Поначалу первая часть сочинялась в форме сонатного аллегро с двойной экспозицией, то есть главная и побочная партии сначала звучали в исполнении оркестра, а затем у солирующего инструмента. Однако со временем такая особенность утратилась. Так же в заключение данного раздела стала предусматриваться каденция — виртуозный эпизод, в котором солист, импровизируя, демонстрировал своё техническое мастерство. Второй — медленный раздел писался на усмотрение автора произведения и какой-либо определённой формы не имел. В третьей, заключительной части концерта предпочтение вновь отдавалось оживлённому темпу, и потому она сочинялась в сонатной форме или форме рондо. Такая структура концерта, которая в нынешнее время называется классической, была заложена Гайдном и Моцартом , а затем переродилась и утвердилась в творчестве Бетховена. Именно Бетховен превратил концерт из галантного и развлекательного произведения в композицию, наполненную идейным содержанием, то есть приблизил его к симфонии. Помимо того Бетховен заметно технически усложнил партию солиста, а также первым из композиторов записал каденцию для солирующего инструмента и этим показал какое немаловажное значение она имеет в развитии произведения.