Теперь обсуждается возможность возвращения Сирии в Лигу арабских государств, членство в которой было приостановлено после начала конфликта в республике.
Сирия – последние новости
"За сутки со стороны коалиции зафиксировано 18 случаев нарушения Протоколов деконфликтации от 9 декабря 2019 года, связанных с несогласованными с российской стороной полетами беспилотных летательных аппаратов". Дамаск освобожден Слава Сирийской арабской армии и ее союзникам! Исламская антитеррористическая коалиция, о создании которой было объявлено накануне, планирует отправить силы спецназа в Сирию. В сообщении Центрального командования Вооруженных сил США (СЕНТКОМ) говорится, что две ракеты были выпущены на силы международной антитеррористической коалиции на патрульной базе США в районе Эш-Шаддади сирийской провинции Хасеке. Международная антитеррористическая коалиция во главе с США не способна контролировать обстановку и эффективно противодействовать террористической угрозе в занимаемых районах Сирии.
Саудовская Аравия объединила суннитские страны для борьбы с экстремистами
После старта полномасштабной войны между Израилем и сектором Газа Эмираты заняли одну из наиболее нехарактерных для представителей арабского мира позиций. В заявлении МИД страны говорится, что «нападения ХАМАС на города и деревни вблизи сектора Газа, включая удары тысячами ракет по населенным пунктам, представляют собой серьезную и большую эскалацию». Вместе с тем ОАЭ выразили соболезнования погибшим с обеих сторон и призвали приложить все дипломатические усилия для предотвращения «более широкой региональной конфронтации». Упоминание о широкой конфронтации, возможно, не может не подразумевать Сирию. Серьезный разрыв отношений — не только с сирийским президентским дворцом, но и с так называемой шиитской «осью сопротивления», условным блоком лояльных Ирану региональных акторов, — произошел на ранних этапах гражданского конфликта в Сирии, когда представители палестинского движения открыто поддержали местную оппозицию. Наводить мосты с близкими Ирану группами движение начало только после перестановок в своем командовании шесть лет назад. Если верить выпущенному в середине этого года исследованию турецкого аналитического «Джусур», то за последнее время в Сирии существенно увеличилось военное присутствие формирований, которые принято считать иранскими ставленниками.
Так, исследователи представляют свои подсчеты, согласно которым близкие к Исламской Республике формирования обладали, по состоянию на июль, 570 военными объектами на территории Сирии. На втором месте, со 125 позициями, идет Турция, создавшая на севере страны отдельную сеть своих протекторатов.
С таким заявлением сирийский лидер выступил после возвращения Дамаска в Лигу арабских государств ЛАГ. Ранее официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила , что Москва приветствует решение ЛАГ о возврате Сирии в состав организации.
К слову, не так давно министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд заявил, что его страна рассчитывает на посредничество Москвы в урегулировании арабских конфликтов. Звонок состоялся 23 марта по инициативе оманской стороны.
Они пообещали оказывать поддержку Сирии на предстоящих переговорах с Турцией, враждующей с курдами. По мнению экспертов, поддержка двух ведущих арабских государств усилит позиции сирийского лидера Башара Асада на переговорах с Эрдоганом. В Сирийские Демократические Силы входят вооруженные формирования курдов, арабов, армян и других народов, но именно курдские силы составляют ядро СДС.
Эр-Рияд и его союзники пошли ва-банк. Эксперт о создании исламской коалиции
В Сирийской Арабской Республике (САР) истребитель коалиции, во главе которой стоят США, уничтожил пусковую установку. Начать зачистку Сирийской арабской армии (САА) от офицеров, саботирующих рекомендации российских военных советников и препятствующих усилению централизованного командования проасадовскими вооружёнными формированиями. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн, спустя шесть лет после закрытия, вновь открыли свои дипломатические представительства в Дамаске. Президент Сирии Башар Асад выразил признательность главе ОАЭ Мухаммеду бен Зейду Аль Нахайяну за роль Абу-Даби «в воссоединении арабов», передает РИА Новости.
Почему ОАЭ открыто поддерживают Сирию
Министерство иностранных дел Сирии осудило удары США по провинции Дейр-эз-Зор и призвало «положить конец американской оккупации» территории страны. Объединенные Арабские Эмираты предупредили власти Сирии, чтобы та не ввязывалась в войну между Израилем и палестинским движением ХАМАС, сообщает издание Axios со ссылкой на два источника в дипломатических кругах ОЭА. Эмираты предостерегли власти Сирии от вмешательства в войну между палестинцами ХАМАС и армией Израиля, ссылается издание Axios на осведомленные источники.
Иордания и Ирак призвали к полноценному возвращению Сирии в сообщество арабских стран
Переброске не помешали израильские удары по взлетно-посадочным полосам аэропортов Дамаска и Алеппо Сирия. Это говорит о том, что Москва не собирается ослаблять борьбу с исламским терроризмом ни из-за палестино-израильского конфликта, ни из-за войны на Украине. А также о том, что российским вооруженным силам хватает ресурсов для замены присутствовавших некогда в Сирии ЧВК. Российское министерство обороны, возглавляемое генералом Сергеем Шойгу, быстро и эффективно взяло под контроль ту часть военной помощи Сирии, которую оказывал «Вагнер», сделав упор не на защиту бизнес-интересов компаний в Сирии, а на максимальную эффективность в борьбе с терроризмом и дальнейшей стабилизации в стране. Террористические группировки в Идлибской зоне деэскалации готовят нападения на мирное население, пункты дислокации российских и сирийских войск, сообщил со ссылкой на данные разведки замруководителя российского Центра по примирению враждующих сторон ЦПВС в Сирии контр-адмирал Вадим Кулить. Он сообщил также, что авиация западной антитеррористической коалиции во главе с США продолжает создавать опасные ситуации в небе Сирии, осуществляя полеты в нарушение протоколов деконфликтации и сирийского воздушного пространства. Это далеко не первый случай, когда авиация НАТО, де-факто оказывает воздушную поддержку наземным операциям бандитов и террористов.
По данным брифинга, в провинции Идлиб ранен один сирийский военнослужащий в результате обстрела из крупнокалиберного пулемета со стороны террористов. Со стороны «коалиции» ВКС РФ зафиксировали четыре случая нарушения Протоколов деконфликтации, которые связаны с несогласованными с российской стороной полетами беспилотников.
Из всего комплекса причин, предопределивших в конечном счёте тупик переговорного процесса на Женевском треке, наиболее существенными представляются следующие: Согласно документам по сирийскому урегулированию, СБ ООН рассматривается как главный и единственный механизм имплементации и инструмент поддержки Спецпредставителя. При возникновении раскола в его рядах политический капитал международного посредничества девальвировался.
Обострение российско-американских разногласий в трактовке положений Женевского коммюнике и резолюции СБ ООН 2254, относящихся к содержанию переходного периода и очерёдности шагов. Наибольшие столкновения вызывали такие вопросы, как статус и полномочия «переходного управляющего органа», роль и место в этот период президента Асада. Вплоть до последнего времени США и оппозиция ставили его отставку предварительным условием начала прямых межсирийских переговоров. Для такой натянутой интерпретации в текстах основополагающих документов весомых оснований не было. Отсутствие поддержки с сирийских сторон, связывающих свои расчёты с военной победой. В сентябре 2016 г. Перерывы между раундами становились всё продолжительней, эскалация насилия продолжалась, а политические вопросы затенялись нараставшим комом гуманитарных проблем. Долгие дискуссии на тему, что вначале, а что потом: борьба с терроризмом или договорённости о параметрах переходного периода, то есть раздела власти. Разрозненность политической оппозиции, бесконечные внутренние трения и перестановки в её рядах в борьбе за лидерство, неспособность заручиться поддержкой со стороны боевых командиров на местах, между которыми также разгорались конфликты как отражение соперничества Саудовской Аравии, Катара и Турции. Отсутствие достаточного внешнего давления на сирийские стороны.
Если по мере успехов сирийской армии на поле военных действий после российского вмешательства завышенные требования оппозиции склонялись к умеренности, то Дамаск проявлял всё меньше готовности к уступкам и даже ужесточал свои политические позиции. Фрагментация межсирийских и международных переговорных площадок, что снижало значимость Женевского формата. Следует констатировать, что в ходе интенсивных переговоров в различных форматах и комбинациях участников двум крупным дипломатам международного уровня, наделённым международным мандатом, не удалось добиться эффективного прекращения военных действий, обеспечить беспрепятственную доставку гуманитарной помощи и вывести правительство Сирии и оппозицию на прямые переговоры. В то же время во многом благодаря их усилиям вялый политический процесс в Женеве поддерживался на плаву и постепенно вырисовывались его слабые места. С начала 2017 г. Акцент с российской стороны был сделан на взаимодействии с Турцией, которая расширила к тому времени сферу своего влияния на различные организации сирийских боевиков и, со своей стороны, проявляла желание сотрудничать с Россией в Сирии. С подключением Ирана, также заинтересованного в деэскалации военных действий, образовался такой переговорный механизм, как Астанинский формат по названию столицы Казахстана, где проходили первые встречи. Работа в этом формате, в которой принимал участие и Стефан де Мистура, имела свои особенности и преимущества. Представители сирийского правительства впервые сели за стол переговоров с командирами отрядов вооружённой оппозиции, теми самыми, которые назывались в Дамаске террористами. Россия, Турция и Иран, действуя скоординировано и на параллельных курсах, выступали гарантами выполнения достигнутых договорённостей.
Турция обеспечивала «кооперабельное поведение» тех отрядов, на которые она имеет влияние, а Россия старалась добиться того же от Дамаска. Иран в этой сложной схеме должен был сдерживать неконтролируемые действия «Хизбаллы» и отрядов шиитского ополчения. Важным итогом регулярных встреч под эгидой «астанинской тройки» были соглашения о четырёх зонах деэскалации, которые позволили на время снять накал по линиям военных действий, активизировать работу по достижению перемирия на местах. Оппозиция придавала большое значение решению вопросов, связанных с мерами доверия освобождение заключённых, обмен пленными , разблокированием ряда населённых пунктов и оказанием гуманитарной помощи районам, находившимся в бедственном положении. Повестка дня межсирийских переговоров в Астане по мере их продолжения стала расширяться. Вопрос о том, как соотносятся между собой оба этих формата, долгое время отягощал отношения с западными партнёрами, которые высказывали недоверие к миротворческим усилиям Москвы, подозревая её в попытках «обойти» ключевые положения ооновских документов и девальвировать роль миссии ООН в сирийском урегулировании. С российской стороны при этом не раз давались разъяснения, что переговоры в Астане и встречи в верхах между Россией, Турцией и Ираном нацелены на «поиск компромиссных решений» с целью «помочь Женевскому процессу», что политико-дипломатическому решению сирийского кризиса на международно-правовой основе нет альтернативы. В то же время новые реалии в военном противостоянии и изменение в соотношении сил между режимом и оппозицией потребовали внесения определённых корректировок в порядок и очерёдность действий по выполнению ключевых положений резолюции СБ ООН 2254. Сирийское руководство, сотрудничая со Спецпредставителем ООН, отказывалось обсуждать по существу вопрос о создании «переходного управляющего органа», способного «в полном объёме осуществлять полномочия исполнительной власти», как об этом записано в Женевском коммюнике. Вместо этого выдвигались различные варианты проведения в Дамаске широкого диалога с целью формирования правительства национального единства — для оппозиции совершенно неприемлемые.
Отсюда возникла идея начать предметный межсирийский диалог с обсуждения проекта новой конституции, принятие которой включено одним из центральных пунктов в «дорожную карту» политического процесса. С конца 2017 г. Значительный вклад в эти усилия внёс Конгресс сирийского национального диалога в Сочи январь 2018 г. Усилия Стефана де Мистуры в этом направлении, продолжавшиеся вплоть до его отставки в декабре 2018 г. Россия, со своей стороны, стремилась выстроить широкое поле согласия на «сбалансированной и инклюзивной основе» вокруг кандидатур в состав «третьего списка», представляющего гражданское общество и независимых экспертов состав членов Комитета от правительства и оппозиции был в конце концов представлен. Однако её ведущая роль на этом направлении встречала ревностное отношение со стороны западных партнёров. Вместе с тем к началу 2019 г. Наметился своего рода консенсус вокруг того, что в новой обстановке парадигма переговорного трека «Женева-2» по схеме «платформа режима» versus «платформа оппозиции» себя изжила и дальнейшее продвижение по этому пути становится малоперспективным [10]. Новые военные реалии признаются Соединёнными Штатами и европейскими партнёрами России, которые в настоящее время не заостряют вопрос о смене режима, делают акцент на скорейшем проведении конституционной реформы и последующем проведении свободных выборов под эгидой ООН в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254. Весь вопрос в том, как привести к единому знаменателю все составные части политического процесса и возможно ли это в принципе в условиях нарастающего конфликта между Россией и Западом.
Основные компоненты сирийского урегулирования К числу базовых элементов, без которых возвращение Сирии к миру и национальному примирению не представляется возможным, следует отнести такие направления, как реформа конституционно-государственного устройства, экономическая реконструкция и налаживание срочной гуманитарной помощи, в чём нуждается более половины населения, возвращение беженцев, реорганизация армии и силовых структур, проведение выборов под надзором со стороны ООН и многое другое. Соединение всех этих элементов в одном стабилизационном пакете — важная, хотя и трудновыполнимая задача, требующая усилий многосторонней дипломатии при достижении минимального уровня международного взаимопонимания. Государственно-политическое устройство послевоенной Сирии и его конституционная легитимация — один из ключевых вопросов, вокруг которого сталкиваются интересы внешних сил и концентрируются межсирийские разногласия. Определение графика и процедуры разработки проекта новой конституции записано в резолюции СБ ООН 2254 как одно из центральных положений в ходе перехода к «инклюзивному правлению на внеконфессиональной основе». При всех разночтениях, касающихся последовательности шагов в переходный период, в международном сообществе постепенно вырисовывается более или менее общее понимание — отправным пунктом должно быть начало конституционного процесса, ведомого, как предусмотрено резолюцией, самими сирийцами. Среди сирийских юристов и политологов обозначилось два подхода — принятие новой конституции либо внесение поправок в ныне действующий закон 2012 г. Официальный Дамаск подвергает сомнению саму необходимость принятия новой конституции, полагая, что он способен решить все эти вопросы самостоятельно, без существенных уступок. Сирийская оппозиция, раздираемая разногласиями по многим другим вопросам, выступала в принципе за разработку и принятие новой конституции. Однако в последнее время многие её реалистически мыслящие представители выражают согласие взять за основу конституцию 2012 г. Их смысл, по существу, означает переход от жёстко президентской к президентско-парламентской форме правления с децентрализацией административно-государственного устройства, но при сохранении унитарного характера государства и закреплении в конституции необходимых гарантий его территориальной целостности.
Любые формы федерации рассматриваются как расчленение Сирии и категорически отклоняются как режимом, так и большинством оппозиции. Это немногое, что их объединяет. Одобренная на референдуме в условиях нараставшего гражданского конфликта конституция 2012 г. Конституционная комиссия была образована прямым декретом президента, то есть путём назначения. Проект конституции не прошёл стадию публичного общественного обсуждения, что в условиях вооружённых столкновений, принимавших всё более масштабный характер, вряд ли было практически возможным. Формирование Конституционного комитета, столкнувшееся с серьёзными трудностями, показало, что выработка поправок в текст действующей конституции займёт немало времени. Особое место занимает тема территориально-административного устройства страны, если учесть роль курдского фактора. За время военных действий курдам при поддержке американцев, сделавших на них ставку в борьбе с ИГИЛ, удалось создать сильную военную структуру и сформировать в северных и восточных районах Сирии систему местных органов власти, неподконтрольных Дамаску. Неопределённость с сохранением военного присутствия США в Сирии и непредсказуемость Вашингтона в качестве союзника поставили курдов перед необходимостью сделать выбор между отражением военной угрозы со стороны Турции или достижением договорённостей с Дамаском. Курдское руководство стремится сохранить автономный статус своих кантонов, где они имеют позиции де-факто, и не допустить расформирования подразделений «Сирийских демократических сил», которые могли бы взять на себя ответственность за обеспечение безопасности территорий к востоку от Евфрата.
Позиция правительства Сирии в отношении предоставления курдам особого административного статуса существенно не изменилась. Согласно заявлению министра по вопросам национального примирения Сирии Али Хейдара, ни одна из сирийских провинций не может иметь «преференции, отличающие её от других провинций или этнических групп» [13]. Переговоры на этот счёт продолжаются, и речь может идти о различных форматах децентрализации, в том числе — о децентрализации на уровне местных сообществ или о создании некой ассиметричной территориально-административной структуры. Другой насущный вопрос урегулирования сирийского конфликта — это восстановление экономики. Из всех конфликтных очагов в регионе Сирия понесла наибольшие потери в виде материальных разрушений, людских жертв и снижения качества человеческого капитала. Бюджетный дефицит увеличился более чем в 16 раз. В этих условиях Сирия не может восстановиться без привлечения внешней помощи. Финансовый ущерб и разрушения достигли таких масштабов, которые делают задачу реконструкции её экономики неподъёмной ни для самой Сирии, ни для какого-либо одного государства или даже группы государств.
Ранее ливанский телеканал Al Mayadeen рассказал о нескольких взрывах рядом с базой Эш-Шаддади. По информации источника канала, неподалеку от нее упали четыре ракеты. При этом не было указано, кто именно и откуда выпустил эти снаряды. Ранее, 17 ноября, ракеты были выпущены по военной базе США, расположенной поблизости от нефтяного месторождения Омар в сирийской провинции Дейр-эз-Зор.
Асада предостерегли от войны с Израилем
В ходе операции, проведенной в районе проведения операции «Источник мира» при поддержке Национальной разведывательной организации (MIT), силами Сирийской национальной армии задержаны два главаря террористической организации ИГИЛ. Подобными действиями коалиция создает опасные предпосылки авиационных инцидентов и обостряет обстановку в воздушном пространстве Сирии, подчеркнул замруководителя ЦПВС. Международная антитеррористическая коалиция во главе с США не способна контролировать обстановку и эффективно противодействовать террористической угрозе в занимаемых районах Сирии. Ранее, 20 ноября, сообщалось, что истребители F-15 международной антитеррористической коалиции во главе с США за прошедшие сутки четыре раза нарушили воздушное пространство Сирии в районе Эт-Танф. Лига арабских государств (ЛАГ) приняла беспрецедентное в своей истории решение о приостановке членства Сирии в этой организации. Он сообщил также, что авиация западной антитеррористической коалиции во главе с США продолжает создавать опасные ситуации в небе Сирии, осуществляя полеты в нарушение протоколов деконфликтации и сирийского воздушного пространства.
Пять лет в пустыне. Как Россия спасла Сирию от террористов и почему наши военные ещё там
В небе над районом Эт-Танф в Сирии самолеты и беспилотники возглавляемой США международной "коалиции" за сутки 18 раз нарушили протоколы деконфликтации. Более того, по утверждениям иранских и сирийских властей, в результате авиаудара было уничтожено иранское консульство в арабской республике. Подобными действиями коалиция создает опасные предпосылки авиационных инцидентов и обостряет обстановку в воздушном пространстве Сирии, подчеркнул замруководителя ЦПВС. Эр-Рияд объявил о создании антитеррористической коалиции. Почему мусульманские страны сплотились в борьбе с мировым злом именно сейчас, рассказал преподаватель Департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.