это понятие, которое описывает ситуацию или событие, которое представляет собой серьезную угрозу для существования человечества. Экзистенциальная угроза — это то,что угрожает самому существованию той персоны, что об той угрозе вещает е фундаментальным целям и ценностям — тому, на чм сия персона основывает свою жизнь, наиглавнейшим принципам, без которых.
Немецкий социолог заявил об опасности экзистенциального кризиса в Германии
это когда существование чего-либо находится в опасности. Первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что ядерная доктрина России предусматривает возможность использования ядерного оружия в случае "экзистенциальной угрозы" стране. Полянский выразил уверенность, что в случае экзистенциальной угрозы России его можно применить. Президент США Джо Байден заявил, что глобальное потепление остается единственной реальной угрозой для человечества, опасней даже ядерной войны, передает со ссылкой на РИА Новости. Европа столкнулась с реальной экзистенциальной угрозой на фоне экономической войны с Россией. Такое мнение выразил Андреа Мураторе в своей статье на портале Inside Over, передает РИА Новости. Украина летом 2024 года рискует столкнуться с экзистенциальной угрозой со стороны Европы, сообщили в британской газете The Telegraph.
Произношение и смысл слова «экзистенциальный»
- Лавров заявил об экзистенциальной угрозе России: Политика: Мир:
- Признаки экзистенциального кризиса
- Почему экзистенциальная угроза стала актуальной проблемой?
- Содержание
Экзистенциальная угроза что это значит простыми словами кратко и понятно
Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель. Экзистенциальная угроза — это то,что угрожает самому существованию той персоны, что об той угрозе вещает е фундаментальным целям и ценностям — тому, на чм сия персона основывает свою жизнь, наиглавнейшим принципам, без которых. Что такое экзистенциальная угроза? Экзистенциальная угроза: что это значит? Россия является «экзистенциальной угрозой» для Европы, европейским странам необходимо «предоставить Украине все средства для самозащиты», заявила глава ЕК, передает ТАСС. Кибератаки: очень реальная экзистенциальная угроза для организаций.
Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования
Бывший президент США Дональд Трамп представляет собой экзистенциальную угрозу и попытается свести на нет все, чего добились демократы, заявил действующий лидер страны Джо Байден. *Примеры экзистенциальных угроз** Экзистенциальные угрозы могут принимать разные формы и возникать в различных сферах нашей жизни. Простыми словами экзистенциальный кризис — это распространённая проблема материально обеспеченных людей в благополучных странах.
Черные дыры и гамма-радиация: 7 экзистенциальных угроз жизни на Земле
А людям же, которые заняты в первую очередь обеспечением самого насущного для себя и своей семьи, кажется, что эти успешные люди бесятся с жиру и просто набивают себе цену. Но в тот момент, когда критикан становится на место человека в кризисе, все становится на свои места. Теперь уже он не чувствуют радости, хотя казалось бы добился успеха в глазах других. Ответ на этот вопрос занимал и Виктора Франкла. В своей книге заметил даже на примере молодых успешных американцев которые нередко срывались и ударялись не в проживание, а в прожигание жизни. В записках, которе они оставляли, часто находили такие строки: «У меня всё есть. Но я не знаю зачем мне жить». Типы экзистенциальных кризисов Несмотря на общую природу, экзистенциальные кризисы бывают разных видов и интенсивности. Рассмотрим основные. К ризис свободы и ответственности.
Человек может быть подавлен обстоятельствами, которые заставляют его делать выбор. Он переосмысляет значимость своих обязанностей на работы или в учебе. Люди начинают сомневаться в значении выбора в жизни, спорят сами с собой о свободе и спрашивают себя, способны ли они что-либо изменить в жизни. Кризис смерти и смертности люди испытывают, когда понимают, что смерти. Как правило, он настигает несколько раз з жизнь — в раннем детстве, в зрелые годы, и в преклонном возрасте. Старение обычно напрямую связано с этим типом мышления. Кризис отсутствия цели. Лишившись всех жизненных целей, люди оказываются в экзистенциальной пустоте. Их захватывает тревога, они теряют баланс в жизни и земля уходит из-под ног.
Хотя фактически нечего не происходит. Все дело в том, что наш мозг не терпит безделья, а отсутствие какой-либо активности воспринимается им как страшное наказание. Если с возрастом мы продолжаем жить бесцельно и неорганизованно, рано или поздно мозг начнет возвращаться к прошлым событиям. Нас будут мучить навязчивые мысли о былых ошибках, потерях, неудачных решениях. Мы впадаем в экзистенциальное отчаяние, которое подкрадывается незаметно и принуждает нас рефлексировать по поводу прошлого. И разумеется без какого-либо КПД для будущего и настоящего, хотя это ничего нам не дает. Как заново найти смысл жизни? Начать можно со знаменитого изречения Вальтера, который сказал: «В жизни человека ровно столько смыслов сколько он сам в ней находит». В нем есть подсказка, которая показывает, что все сводится к действиям, а не праздным размышлениям.
Смысл жизни нельзя «высидеть» и выдумать. Это всегда поиск — идей, занятий, предпочтений. На вопрос о смысле жизни универсального ответа не существует, равно как не существует и универсальной жизни. Наверное поэтому в мире философских учений возникает бесчисленное множество людей, которые претендуют на роль наставников для человечества. Речь идет о религиях, течениях, верованиях. Кто-то находит смысл в жизни в заботе о детях, кто-то в служении Богу, кто-то в карьере или творчестве. При этом в каждом отдельном случае путь к ответу будет разным. Ошибкой здесь будет только слепое подражание. Если вы бездумно захотите скопировать чью-то жизнь, успех и ценности.
Человек, конечно, вправе согласится с предложенным внешним рецептом, но если у него есть свой собственный — это только плюс. Способы борьбы с экзистенциальным кризисом 1. Переосмыслите свои… мысли Так уж устроена жизнь, что мы все время находимся в плену наших мыслей и строим жизнь в соответствии с ними. Чем позитивнее мышление тем легче нам действовать. И наоборот, чем более мы деятельны, тем меньше деструктивных мыслей в нашей голове.
Они применимы к тому, какие пути человек хочет выбрать в жизни, например, на какой профессии сосредоточиться и как построить успешные отношения [2]. В центре кризиса второкурсника находится тревога за своё будущее, то есть как вести свою жизнь и как наилучшим образом развивать и использовать свои способности [2] [43] [44]. Экзистенциальный кризис часто особенно затрагивает людей с высокими достижениями, которые боятся, что они не реализуют свой наивысший потенциал, поскольку у них нет надёжного плана на будущее. Чтобы решить их, необходимо найти содержательные ответы на эти вопросы. Такие ответы могут привести к практическим обязательствам и послужить основой для принятия последующих жизненных решений [2]. Некоторые люди, которые уже сделали свой выбор в пользу карьеры в очень раннем возрасте, могут никогда не пережить кризиса второкурсника. Но такие решения могут привести к проблемам позже, поскольку обычно они в основном основаны на мировоззрении социального окружения человека и в меньшей степени на интроспективном понимании его индивидуальных предпочтений. Если окажется, что между ними существует большое расхождение, это может спровоцировать более тяжёлую форму кризиса второкурсника позже. Джеймс Марсия определяет это раннее обязательство без достаточного изучения как лишение права выкупа личности [45]. Кризис взрослости обычно начинается в середине-конце 20-ти лет [2] [46]. Проблемы, с которыми люди сталкиваются, в некоторой степени схожи с проблемами кризиса второкурсников, но, как правило, это более сложные проблемы идентичности. Как таковые, они также вращаются вокруг карьеры человека и его жизненного пути. Но они, как правило, принимают во внимание больше деталей, таких как выбор человеком религии, его политические взгляды или его сексуальность [2]. Разрешить кризис взрослости означает иметь хорошее представление о том, кто ты есть как личность, и чувствовать себя комфортно с этой идеей. Обычно это связано с достижением полной зрелости, окончанием школы, работой на полный рабочий день, уходом из дома и финансовой независимостью. Неспособность разрешить кризис взрослости может привести к дезориентации, неуверенности в своей личности и депрессии [5]. Это часто наступает примерно в возрасте 40 лет и может быть вызвано впечатлением о том, что чей-то личностный рост затруднён [47] [48] [49]. Это может сочетаться с ощущением, что существует значительная дистанция между чьими-то достижениями и чьими-то устремлениями. В отличие от более ранних экзистенциальных кризисов, он также включает в себя компонент «оглядки назад»: ставится под сомнение предыдущий жизненный выбор и оценивается его значение для достижений человека [48] [49] [50]. Это может привести к сожалениям и неудовлетворённости своим жизненным выбором по различным темам, таким как карьера, партнёр, дети, социальный статус или упущенные возможности. Склонность оглядываться назад часто связана с ощущением, что пиковый период в жизни человека пройден [47] [48]. Иногда выделяют пять промежуточных стадий: аккомодация, отделение, лиминальность, реинтеграция и индивидуация [47] [50]. На этих стадиях индивид сначала приспосабливается к изменившимся внешним требованиям, затем преодолевает дистанцию между своими врождёнными мотивами и внешним образом, затем отвергает свой ранее адаптивный образ, позже принимает свой новый образ и, наконец, осознаёт внешние последствия, связанные с этими изменениями [47] [50]. Кризис среднего возраста может быть спровоцирован конкретными событиями, такими как потеря работы, вынужденная безработица, внебрачные связи, расставание, смерть любимого человека или проблемы со здоровьем [5]. В этом смысле кризис среднего возраста можно понимать как переходный период или переоценку ценностей, в течение которого индивид пытается адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, как в ответ на конкретное инициирующее событие, так и на более общие изменения, которые приходят с возрастом [47]. С кризисами среднего возраста связаны различные симптомы, такие как стресс, скука, неуверенность в себе, компульсивность, изменения либидо и сексуальных предпочтений, размышления и неуверенность в себе [47] [49] [50]. В публичном дискурсе кризис среднего возраста в первую очередь ассоциируется с мужчинами, часто в прямой связи с их карьерой. Но это точно так же влияет и на женщин. Дополнительным фактором здесь является ограниченное время, оставшееся до их репродуктивного периода или наступления менопаузы [47] [48] [49]. Как тяжесть, так и продолжительность кризиса среднего возраста часто зависят от того, были ли разрешены предыдущие кризисы и насколько хорошо они были разрешены [2]. Люди, которым удалось успешно разрешить более ранние кризисы, как правило, чувствуют себя более удовлетворёнными своим жизненным выбором, что также отражается на том, как воспринимается их значимость, когда они оглядываются назад. Но это не гарантирует, что они по-прежнему будут казаться значимыми с текущей точки зрения. Экзистенциальный кризис периода старости[ править править код ] Кризис в дальнейшей жизни часто наступает в возрасте около 60 лет. Это может быть вызвано такими событиями, как выход на пенсию, смерть близкого человека, серьёзная болезнь или неминуемая смерть [2] [33]. По сути, это ретроспективное размышление о том, как человек прожил свою жизнь и какой выбор он сделал. Это размышление обычно мотивируется желанием прожить ценную и осмысленную жизнь в сочетании с неуверенностью в своём успехе [4] [33]. Размышление о своих прошлых проступках также может быть мотивировано желанием найти способ загладить их, пока ещё есть такая возможность [2]. Это также может выражаться в более теоретической форме как попытка оценить, оказала ли чья-то жизнь положительное влияние на его непосредственное окружение или мир в целом. Это часто связано с желанием оставить после себя позитивное и влиятельное наследие [2]. Из-за его ретроспективного характера, возможно, мало что можно сделать для подлинного разрешения кризиса. Это особенно верно для людей, которые приходят к негативной оценке своей жизни. Дополнительным препятствующим фактором, в отличие от предыдущих кризисов, является то, что люди часто не могут найти в себе энергию и молодость, необходимые для внесения значимых изменений в свою жизнь [33]. Некоторые предполагают, что развитие принятия реальности смерти может помочь в этом процессе. Другие предложения направлены не столько на прямое урегулирование кризиса, сколько на то, чтобы избежать или свести к минимуму его негативные последствия. Рекомендации с этой целью включают заботу о своём физическом, экономическом и эмоциональном благополучии, а также развитие и поддержание социальной сети поддержки. Лучшим способом избежать кризиса, насколько это возможно, может быть обеспечение того, чтобы предыдущие жизненные кризисы были разрешены [2]. Бессмысленность[ править править код ] Большинство теоретиков рассматривают бессмысленность как центральную проблему, вокруг которой вращаются экзистенциальные кризисы. В этом смысле их можно понимать как кризисы смысла [3] [4]. Проблема смысла и бессмысленности касается различных тесно связанных вопросов. Понимаемая в самом широком смысле, она затрагивает глобальные вопросы о смысле жизни в целом, о том, почему мы здесь или с какой целью живём [4]. Ответы на этот вопрос традиционно принимают форму религиозных объяснений, например, что мир был создан Богом в соответствии с его предназначением и что каждая вещь имеет смысл, потому что она играет определённую роль в достижении этой высшей цели [4] [5] [51] [52]. Это иногда называют космическим смыслом в отличие от светского личного смысла, который ищет индивид, спрашивая, каким образом их конкретная жизнь имеет смысл или ценность [4] [53]. В этом личном смысле это часто связано с практической путаницей в отношении того, как человек должен прожить свою жизнь или почему он должен продолжать делать то, что он делает. Это может выражаться в чувстве, что человеку не ради чего жить и не на что надеяться. Иногда это даже интерпретируется в том смысле, что нет правильного и неправильного, добра и зла [4]. Хотя в современном секулярном мире может быть всё труднее и труднее найти космический смысл, утверждалось, что для решения проблемы бессмысленности индивиду достаточно найти светский личный смысл, за который можно держаться [4] [53] [54]. Проблема бессмысленности становится проблемой, потому что у людей, по-видимому, есть сильное желание или потребность в смысле [25] [55]. Это выражается как эмоционально, так и практически, поскольку цели и идеалы необходимы для того, чтобы структурировать свою жизнь [4]. Другая сторона проблемы проявляется в том факте, что, по-видимому, такого смысла нет или что мир в основе своей условен и мог бы существовать совсем по-другому или не существовать вовсе [4]. Случайность мира и безразличие к человеческим делам часто упоминаются как абсурд в экзистенциалистской литературе [56] [57]. Проблема может быть обобщённой с помощью вопроса «Как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, которая не имеет смысла? Различные практики экзистенциальной психотерапии подтвердили, что потеря смысла играет определённую роль для большинства людей, нуждающихся в психотерапии, и является центральной проблемой для значительного числа из них. Но эта потеря находит своё наиболее характерное выражение в экзистенциальных кризисах [4]. На то, воспринимается ли жизнь как осмысленная, влияют различные факторы, такие как социальные отношения, религия и мысли о прошлом или будущем [4] [51] [52] [5]. Суждения о значении весьма субъективны. Они являются формой глобальной оценки, поскольку принимают во внимание жизнь человека в целом [8]. Иногда утверждается, что проблема потери смысла особенно связана с современным обществом. Это часто основано на идее о том, что в досовременные времена люди, как правило, были более привязаны к своему непосредственному социальному окружению, своей профессии и своей религии [4] [5]. Источники смысла[ править править код ] Обычно считается, что у людей есть потребность в смысле [4] [8] [25] [5]. Эта потребность может быть удовлетворена путём поиска доступного «источника смысла». Религиозная вера может быть источником смысла, и многие исследования показывают, что она связана с самооценкой смысла жизни [5] [4] [51] [52]. Другим важным источником смысла являются социальные отношения человека [8] [3]. С другой стороны, отсутствие или утрата источника смысла часто приводит к экзистенциальному кризису. В некоторых случаях это изменение явно связано с конкретным источником смысла, который становится недоступным [8]. Например, религиозный человек, столкнувшийся с огромным количеством смертей и страданий, может обнаружить, что его вера в доброжелательного, всемогущего Бога пошатнулась, и тем самым потерять способность находить смысл в жизни. Для других конкретная угроза неминуемой смерти, например, из-за нарушения общественного порядка, может иметь аналогичный эффект [8]. Если индивид не в состоянии усвоить, переосмыслить или проигнорировать этот тип угрожающей информации, потеря его основного источника смысла может вынудить его пересмотреть свою систему ценностей в жизни с нуля [8]. В этом случае человек вступает в экзистенциальный кризис, что может повлечь за собой необходимость задаться вопросом, какие другие источники смысла им доступны и есть ли смысл вообще [8] [3] [2] [4]. В научной литературе обсуждается множество различных источников значения. Открытие такого источника для себя часто является ключом к разрешению экзистенциального кризиса. Источники, обсуждаемые в литературе, можно разделить на альтруизм, преданность делу, креативность, гедонизм, самоактуализацию и поиск правильного отношения [4]. Альтруизм относится к практике или отношению, основанному на желании приносить пользу другим. Альтруисты стремятся сделать мир лучше, чем они его себе представляли [4] [58] [59] [60]. Это может происходить по-разному. В небольших масштабах человек может стараться быть добрее к людям из своего ближайшего социального окружения. Это может включать в себя усилия по осознанию их проблем и попытке помочь им, прямо или косвенно [4]. Но альтруистическое отношение может также выражаться в менее личной форме по отношению к незнакомым людям, например, путём пожертвования денег благотворительным организациям. Эффективный альтруизм — это пример современного движения, пропагандирующего альтруизм и дающего конкретные советы о том, как жить альтруистично [61] [62] [63]. Утверждалось, что альтруизм может быть мощным источником смысла в жизни человека [4]. Это также отражается в том факте, что альтруисты, как правило, наслаждаются более высоким уровнем благополучия , а также улучшенным физическим и психическим здоровьем [59] [64] [60]. Посвящение себя какому-либо делу может выступать в качестве тесно связанного источника смысла [4]. Во многих случаях эти два фактора накладываются друг на друга, если альтруизм является основной мотивацией. Но это не всегда так, поскольку увлечение каким-либо делом может быть явно не связано с желанием приносить пользу другим. Она состоит в том, чтобы полностью посвятить себя созданию чего-то большего, чем ты сам [4].
Например, природные катастрофы, такие как вулканические извержения и астероидные столкновения, могут представлять угрозу для всего человечества. Антропогенные угрозы, связанные с деятельностью человека, такие как ядерная война или сбой в системах искусственного интеллекта, могут также иметь катастрофические последствия для человечества в целом. Экзистенциальная угроза — это нечто, что мы должны принимать очень серьезно. Существует необходимость в развитии планов и систем предупреждения, оповещения и реагирования на такие угрозы. Нам необходимы эффективные меры для защиты человечества от глобальных кризисов, которые могут угрожать его существованию. Кроме того, мы должны задуматься о том, как мы можем изменить свои действия, чтобы уменьшить риск возникновения экзистенциальных угроз в будущем. Почему экзистенциальная угроза стала актуальной проблемой? Современный мир стал свидетелем большого количества угроз, которые могут серьезно повлиять на существование человечества. К ним относятся климатические изменения, геополитические конфликты, кибератаки и другие. Однако, существует еще одна форма угрозы, которая накладывает наружу глобальное влияние на весь мир — экзистенциальная угроза. Экзистенциальная угроза означает угрозу, которая может полностью уничтожить человечество или жизнь на Земле в целом. Эта проблема стала актуальной в наше время из-за появления новых технологий, которые могут привести к катастрофе мирового масштаба, таких как биологическое оружие, ядерное оружие, искусственный интеллект, изменение климата и другие. Экзистенциальная угроза настолько серьезна, что привлекает внимание ученых, политиков и деятелей общественности со всего мира. Ведется активный поиск решений, чтобы предотвратить возможные катастрофические последствия. Для этого необходимо обсуждать и выявлять возможные угрозы, искать решения для минимизации их воздействия и активно осуществлять профилактические меры. Одним из основных методов борьбы с экзистенциальной угрозой является: Формирование и развитие глобальной солидарности; Лидерство стран мира в решении проблемы; Усиление международной координации и взаимодействия в борьбе с угрозами.
Столкновение было настолько мощным, что оно сотрясло всю Землю и вызвало серию вулканических извержений, чей дым объял планету на долгие годы. Подобные катастрофы случаются гораздо реже, чем падения мелких астероидов, но тем не менее. Вспышки гамма-излучения Частота инцидентов: раз в 10 млн лет Вспышки гамма-излучения происходят, когда в ядре взрывающейся звезды возникает черная дыра. Материя мертвой звезды вращается вокруг дыры, постепенно сжимаясь и нагреваясь. Комплексные силы запускают в открытый космос огромные потоки гамма-радиации — самого мощного типа радиоактивного излучения. Если Земля попадет под один такой поток, то он запросто лишит планету защитного слоя озона — мы будем подвержены полной мощи ультрафиолетовой радиации Солнца. Сверхновые и килоновые Частота инцидентов: раз в 100 млн лет Пока что нам не грозит опасность попасть под взрыв звезды, но это не значит, что так будет и в будущем. Звезды постоянно меняются, и ближайшие к нам светила не стоят на месте. Потенциально опасная звезда всегда может «прибиться» к окрестной системе, и тогда взрыв сверхновой теоретически уничтожит нашу атмосферу. Помимо этого, есть еще один, чуть более скрытный вид взрывов — килоновые. Они возникают при столкновении двух нейтронных звезд и встречаются гораздо реже.
Журнал Forbes Kazakhstan
- Экзистенциальная угроза: что это значит, причины и последствия
- Смысл и значение экзистенциальной угрозы
- Экзистенциальная угроза что это значит
- Экзистенциальный кризис, что это простыми словами. Как его преодолеть
Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей
Существование: Нередко люди начинают задаваться вопросами о смысле своего существования, о том, зачем они здесь и какую цель должны преследовать. Отсутствие понимания этого может стать источником экзистенциальной угрозы. Минливость жизни: Отождествление жизни с неизбежной смертью может вызывать страх перед потерей смысла жизни и сокращением времени на его поиск и реализацию. Неопределенность: Отсутствие ясности и определенности в отношении будущего, непредсказуемость событий и их исходы могут способствовать началу внутреннего кризиса и появлению экзистенциальной угрозы. Осознание смысла жизни: Люди, которые начинают осознавать смысл своей жизни и рассматривают его в контексте более широких социальных и философских вопросов, могут пережить экзистенциальную тревогу в процессе самоосознания. Социальное окружение: Влияние семьи, общества и культуры может оказывать существенное воздействие на формирование экзистенциальной угрозы. Понимание суровой реальности и неопределенности мира вокруг нас может усиливать страх перед потерей смысла жизни. Все эти факторы вместе или по отдельности могут вызывать экзистенциальную угрозу, которая переживается каждым человеком по-разному. Понимание этих факторов и осознание их влияния на нашу жизнь может помочь справиться с такой угрозой и обрести гармонию и уверенность в своей сущности. Негативные последствия экзистенциальной угрозы Экзистенциальная угроза является особенной формой страха, связанного с осознанием неизбежности смерти и потери смысла жизни. Понимание сущности этой угрозы может иметь серьезные негативные последствия для психологического и эмоционального благополучия человека.
Одним из основных негативных последствий экзистенциальной угрозы является постоянный страх перед смертью. Осознание неизбежности конца жизни может привести к тревоге, беспокойству и даже панике. Человек может испытывать страх перед неизвестностью, перед тем, что произойдет после смерти. Еще одним негативным последствием экзистенциальной угрозы является потеря смысла жизни. Когда человек осознает, что его существование временно и что в конечном счете все исчезнет, он может чувствовать, что его усилия и достижения бессмысленны. Это может привести к депрессии, апатии и чувству безысходности. Читайте также: Как проверить, жив ли человек, если о нем нет информации в интернете по городу, имени и фамилии Также экзистенциальная угроза может вызывать вопросы о смысле жизни и ценностях. Человек начинает задаваться вопросами о том, что на самом деле имеет значение и что действительно стоит ценить. Это может вызвать внутренний конфликт и неопределенность, особенно если человек не может найти однозначных ответов. Как справиться с экзистенциальной угрозой?
Экзистенциальная угроза — это состояние, когда человек осознает, что его жизнь подвергается опасности или лишается смысла и цели. Для того чтобы справиться с этой угрозой и продолжать жить полноценно, необходимо понять и осознать свою собственную сущность, а также найти те факторы, которые придают жизни истинный смысл. Важным этапом в справлении с экзистенциальной угрозой является осознание собственной сущности. Это подразумевает поиск ответов на вопросы о своей роли в мире, о своих ценностях, о том, что действительно важно для нас. Понимание того, кто мы есть и чего мы хотим достичь, поможет нам построить более осмысленную жизнь и стать более устойчивыми к угрозам. Кроме того, важно находить и создавать смысл в своей жизни. Экзистенциальная угроза может вызывать страх и чувство бесполезности, и для преодоления этих чувств необходимо найти цели и интересы, которые помогут нам ощутить, что наше существование имеет значение. Это может быть любовь к близким людям, признание в профессиональной сфере, творчество или служение другим. Не менее важным фактором в справлении с экзистенциальной угрозой является формирование понимания собственных страхов. Зачастую наши страхи ограничивают нашу способность вести осмысленную жизнь, поэтому важно осознать их и научиться с ними справляться.
При этом необходимо помнить, что переживание страха не значит, что мы бессильны, а лишь показывает, что перед нами стоит важная задача, которую мы можем решить. Борьба с физическими проявлениями Страх — это неизбежный фактор в жизни каждого человека. Он связан с нашей сущностью и основан на страхе за свою жизнь и благополучие. Экзистенциальная угроза — это выражение страха перед потерей смысла и цели в жизни.
Хайтмайер отметил, что кризис снабжения представляется как экзистенциальная угроза для большинства населения, а для остальной части — как угроза их процветанию и социальному статусу. На вопрос журналиста о том, не стало ли это причиной энергетических протестов, социолог пояснил, что это лишь отчасти правда. Они вымотаны своей повседневной жизнью, у них нет на это ни сил, ни времени. Но многим из тех, кто сейчас на улицах, есть что терять.
Эти негативные импульсы также могут быть направлены на самого человека, приводя к членовредительству и, в худшем случае, к самоубийству [3] [2] [29] [30]. Аддиктивное поведение также наблюдается у людей, переживающих экзистенциальный кризис [3] [31]. Некоторые обращаются к наркотикам, чтобы уменьшить влияние негативного опыта, в то время как другие надеются научиться справляться с экзистенциальным кризисом с помощью необычного наркотического опыта. Хотя такой тип поведения может успешно обеспечить кратковременное облегчение последствий экзистенциального кризиса, утверждалось, что обычно он неадаптивен и терпит неудачу на долгосрочном уровне [31]. Таким образом, кризисы могут даже ещё больше усугубиться [3]. Пострадавшим часто бывает трудно отличить потребность в удовольствии и власти от потребности в смысле, что ведет их по ложному пути в их усилиях по разрешению кризиса [3] [31]. Сами пагубные привычки или стресс, связанный с экзистенциальными кризисами, могут привести к различным проблемам со здоровьем, начиная от высокого кровяного давления и заканчивая долговременным повреждением органов и повышенной вероятностью развития рака [3] [31] [32]. Экзистенциальные кризисы также могут сопровождаться «ритуальным» поведением [3]. В некоторых случаях это может иметь положительные последствия, помогая пострадавшему перейти к новому взгляду на жизнь. Но это также может принимать форму компульсивного поведения , которое действует скорее как отвлечение внимания, чем как шаг к решению [4]. Ещё один позитивный поведенческий аспект касается склонности обращаться за терапией. Эта тенденция отражает осознание пострадавшими серьёзности проблемы и их желание её решить [3]. Типы кризисов[ править править код ] Различные типы экзистенциальных кризисов часто различаются в зависимости от времени в жизни человека, когда они происходят [2] [4]. Этот подход основан на идее о том, что в зависимости от этапа своей жизни люди сталкиваются с различными проблемами, связанными со смыслом и целью. Они приводят к различным типам кризисов, если эти вопросы не решаются должным образом [2] [4]. Этапы обычно привязаны к приблизительным возрастным группам, но это соответствие не всегда точное, поскольку разные люди одной и той же возрастной группы могут оказаться в разных жизненных ситуациях и на разных стадиях развития [2]. Осознание этих различий имеет решающее значение для правильной оценки проблемы, лежащей в основе конкретного кризиса, и нахождения соответствующего ответа для её разрешения. Наиболее известным экзистенциальным кризисом является кризис среднего возраста , и многие исследования направлены именно на этот тип кризиса [4] [33]. Но исследователи дополнительно обнаружили множество других экзистенциальных кризисов, относящихся к разным типам. Нет общего согласия относительно их точного количества и периодизации. Из-за этого классификации разных теоретиков не всегда совпадают, но они имеют значительные совпадения [2]. В одной из классификаций проводится различие между ранним подростковым кризисом, кризисом второкурсника, кризисом взрослого человека, кризисом среднего возраста и кризисом более поздней жизни. Другой фокусируется только на кризисе второкурсника, кризисе взрослого и кризисе дальнейшей жизни, но определяет их в более широких терминах [2]. Кризис второкурсника и кризис взрослого часто рассматриваются вместе как формы кризиса четверти жизни [34] [35] [36]. Существует широкое согласие в том, что более ранние кризисы, как правило, более ориентированы на будущее и характеризуются тревогой и замешательством по поводу жизненного пути, по которому человек хочет идти [2]. Эти различные кризисы могут по-разному влиять друг на друга. Например, если предыдущий кризис не был разрешён должным образом, последующие кризисы могут создать дополнительные трудности для пострадавших [2]. Но даже если более ранний кризис был полностью разрешён, это не гарантирует, что последующие кризисы будут успешно разрешены или вообще предотвращены. Другой подход различает экзистенциальные кризисы в зависимости от их интенсивности. Некоторые теоретики используют термины «экзистенциальный вакуум» и «экзистенциальный невроз» для обозначения различных степеней экзистенциального кризиса [4] [25] [3] [37]. С этой точки зрения, экзистенциальный вакуум — довольно распространенное явление, характеризующееся частым повторением субъективных состояний, таких как скука , апатия и пустота [14] [25]. Некоторые люди испытывают это только в свободное время, но в остальном это их не беспокоит. В этом контексте часто используется термин «воскресный невроз» [25]. Экзистенциальный вакуум становится экзистенциальным неврозом, если он сочетается с явными клиническими невротическими симптомами, такими как депрессия или алкоголизм [4]. Подростковый кризис[ править править код ] Ранний подростковый кризис связан с переходом от детства к взрослой жизни и сосредоточен вокруг проблемы развития своей индивидуальности и независимости [38] [39]. Это касается, в частности, отношения к своей семье и часто приводит к тому, что вместо этого человек проводит больше времени со сверстниками [40]. Различное бунтарское и антиобщественное поведение, иногда наблюдаемое на этой стадии развития, например воровство или незаконное проникновение на чужую территорию, может быть истолковано как попытки достичь независимости [41]. Это также может привести к появлению нового типа конформизма , касающегося, например, того, как подросток одевается или ведёт себя. Это соответствие, как правило, связано не с семейными или общественными стандартами, а с группой сверстников или обожаемыми знаменитостями [35] [41]. Но это может рассматриваться как временный шаг для того, чтобы дистанцироваться от ранее принятых стандартов, а более поздние шаги подчёркивают независимость человека также от группы сверстников и влияния знаменитостей [41]. Ещё один фактор относится к роли родителей. Выискивая признаки депрессии, они могут осознать, что подросток переживает кризис. Примеры включают изменение аппетита, изменение поведения во сне; спит больше или меньше, успеваемость резко падает за короткий промежуток времени, они менее общительны и более изолированы, а также начинают легко раздражаться. Если родители регулярно разговаривают со своими подростками и задают им вопросы, более вероятно, что они обнаружат наличие кризиса [42]. Кризис четверти жизни, кризис второкурсника и кризис взрослости[ править править код ] Термин « кризис четверти жизни » часто используется для обозначения экзистенциальных кризисов, происходящих в раннем взрослом возрасте, то есть примерно в возрасте от 18 до 30 лет [34] [35] [36]. Некоторые авторы различают два отдельных кризиса, которые могут возникнуть на этом этапе жизни: кризис второкурсника и кризис взрослости. Кризис второкурсников затрагивает в первую очередь людей в позднем подростковом возрасте или в возрасте около 20 лет [2]. Его также называют « спадом второкурсника », особенно когда он затрагивает студентов [43] [44]. Впервые формулируются серьёзные вопросы о смысле жизни и своей роли в мире. На данном этапе эти вопросы имеют прямое практическое отношение к чьему-либо будущему [43]. Они применимы к тому, какие пути человек хочет выбрать в жизни, например, на какой профессии сосредоточиться и как построить успешные отношения [2]. В центре кризиса второкурсника находится тревога за своё будущее, то есть как вести свою жизнь и как наилучшим образом развивать и использовать свои способности [2] [43] [44]. Экзистенциальный кризис часто особенно затрагивает людей с высокими достижениями, которые боятся, что они не реализуют свой наивысший потенциал, поскольку у них нет надёжного плана на будущее. Чтобы решить их, необходимо найти содержательные ответы на эти вопросы. Такие ответы могут привести к практическим обязательствам и послужить основой для принятия последующих жизненных решений [2]. Некоторые люди, которые уже сделали свой выбор в пользу карьеры в очень раннем возрасте, могут никогда не пережить кризиса второкурсника. Но такие решения могут привести к проблемам позже, поскольку обычно они в основном основаны на мировоззрении социального окружения человека и в меньшей степени на интроспективном понимании его индивидуальных предпочтений. Если окажется, что между ними существует большое расхождение, это может спровоцировать более тяжёлую форму кризиса второкурсника позже. Джеймс Марсия определяет это раннее обязательство без достаточного изучения как лишение права выкупа личности [45]. Кризис взрослости обычно начинается в середине-конце 20-ти лет [2] [46]. Проблемы, с которыми люди сталкиваются, в некоторой степени схожи с проблемами кризиса второкурсников, но, как правило, это более сложные проблемы идентичности. Как таковые, они также вращаются вокруг карьеры человека и его жизненного пути. Но они, как правило, принимают во внимание больше деталей, таких как выбор человеком религии, его политические взгляды или его сексуальность [2]. Разрешить кризис взрослости означает иметь хорошее представление о том, кто ты есть как личность, и чувствовать себя комфортно с этой идеей. Обычно это связано с достижением полной зрелости, окончанием школы, работой на полный рабочий день, уходом из дома и финансовой независимостью. Неспособность разрешить кризис взрослости может привести к дезориентации, неуверенности в своей личности и депрессии [5]. Это часто наступает примерно в возрасте 40 лет и может быть вызвано впечатлением о том, что чей-то личностный рост затруднён [47] [48] [49]. Это может сочетаться с ощущением, что существует значительная дистанция между чьими-то достижениями и чьими-то устремлениями. В отличие от более ранних экзистенциальных кризисов, он также включает в себя компонент «оглядки назад»: ставится под сомнение предыдущий жизненный выбор и оценивается его значение для достижений человека [48] [49] [50]. Это может привести к сожалениям и неудовлетворённости своим жизненным выбором по различным темам, таким как карьера, партнёр, дети, социальный статус или упущенные возможности. Склонность оглядываться назад часто связана с ощущением, что пиковый период в жизни человека пройден [47] [48]. Иногда выделяют пять промежуточных стадий: аккомодация, отделение, лиминальность, реинтеграция и индивидуация [47] [50]. На этих стадиях индивид сначала приспосабливается к изменившимся внешним требованиям, затем преодолевает дистанцию между своими врождёнными мотивами и внешним образом, затем отвергает свой ранее адаптивный образ, позже принимает свой новый образ и, наконец, осознаёт внешние последствия, связанные с этими изменениями [47] [50]. Кризис среднего возраста может быть спровоцирован конкретными событиями, такими как потеря работы, вынужденная безработица, внебрачные связи, расставание, смерть любимого человека или проблемы со здоровьем [5]. В этом смысле кризис среднего возраста можно понимать как переходный период или переоценку ценностей, в течение которого индивид пытается адаптироваться к изменившейся жизненной ситуации, как в ответ на конкретное инициирующее событие, так и на более общие изменения, которые приходят с возрастом [47]. С кризисами среднего возраста связаны различные симптомы, такие как стресс, скука, неуверенность в себе, компульсивность, изменения либидо и сексуальных предпочтений, размышления и неуверенность в себе [47] [49] [50]. В публичном дискурсе кризис среднего возраста в первую очередь ассоциируется с мужчинами, часто в прямой связи с их карьерой. Но это точно так же влияет и на женщин. Дополнительным фактором здесь является ограниченное время, оставшееся до их репродуктивного периода или наступления менопаузы [47] [48] [49]. Как тяжесть, так и продолжительность кризиса среднего возраста часто зависят от того, были ли разрешены предыдущие кризисы и насколько хорошо они были разрешены [2]. Люди, которым удалось успешно разрешить более ранние кризисы, как правило, чувствуют себя более удовлетворёнными своим жизненным выбором, что также отражается на том, как воспринимается их значимость, когда они оглядываются назад. Но это не гарантирует, что они по-прежнему будут казаться значимыми с текущей точки зрения. Экзистенциальный кризис периода старости[ править править код ] Кризис в дальнейшей жизни часто наступает в возрасте около 60 лет. Это может быть вызвано такими событиями, как выход на пенсию, смерть близкого человека, серьёзная болезнь или неминуемая смерть [2] [33]. По сути, это ретроспективное размышление о том, как человек прожил свою жизнь и какой выбор он сделал. Это размышление обычно мотивируется желанием прожить ценную и осмысленную жизнь в сочетании с неуверенностью в своём успехе [4] [33]. Размышление о своих прошлых проступках также может быть мотивировано желанием найти способ загладить их, пока ещё есть такая возможность [2]. Это также может выражаться в более теоретической форме как попытка оценить, оказала ли чья-то жизнь положительное влияние на его непосредственное окружение или мир в целом. Это часто связано с желанием оставить после себя позитивное и влиятельное наследие [2]. Из-за его ретроспективного характера, возможно, мало что можно сделать для подлинного разрешения кризиса. Это особенно верно для людей, которые приходят к негативной оценке своей жизни. Дополнительным препятствующим фактором, в отличие от предыдущих кризисов, является то, что люди часто не могут найти в себе энергию и молодость, необходимые для внесения значимых изменений в свою жизнь [33]. Некоторые предполагают, что развитие принятия реальности смерти может помочь в этом процессе. Другие предложения направлены не столько на прямое урегулирование кризиса, сколько на то, чтобы избежать или свести к минимуму его негативные последствия.
Другие подчеркивают конфронтацию с человеческими ограничениями, такими как смерть и отсутствие контроля [4] [5]. Некоторые подчеркивают духовную природу экзистенциальных кризисов, указывая на то, как внешне успешные люди всё ещё могут серьёзно пострадать от них, если им не хватает соответствующего духовного развития [4]. Термин «экзистенциальный кризис» чаще всего используется в контексте психологии и психотерапии [3] [1] [5]. Но его также можно использовать в более буквальном смысле как кризис существования, чтобы выразить, что существование чего-то находится под угрозой. В этом смысле страна, компания или социальный институт сталкиваются с экзистенциальным кризисом, если политическая напряжённость, высокий долг или социальные изменения могут привести к прекращению существования соответствующего субъекта [15] [16] [17]. Компоненты экзистенциального кризиса[ править править код ] Экзистенциальные кризисы обычно рассматриваются как сложные явления, которые можно понимать как состоящие из различных компонентов. Некоторые подходы выделяют три типа компонентов, относящихся к областям эмоций , познания и поведения [3]. Эмоциональные аспекты соответствуют тому, каково это — испытывать экзистенциальный кризис. Обычно это связано с эмоциональной болью, отчаянием, беспомощностью, чувством вины, беспокойством и одиночеством [3] [5] [6] [18]. Что касается когнитивной стороны, пострадавшие часто сталкиваются с потерей смысла и цели вместе с осознанием собственной цели [5] [4] [3]. Поведенчески экзистенциальные кризисы могут выражаться в зависимостях и антисоциальном поведении, иногда в сочетании с ритуалистическим поведением, потерей отношений и ухудшением здоровья [3] [4]. В то время как проявления этих трёх компонентов обычно можно идентифицировать в каждом случае экзистенциальный кризис, часто существуют значительные различия в том, как они проявляются. Тем не менее, было высказано предположение, что эти компоненты могут быть использованы для того, чтобы дать более унифицированное определение экзистенциальных кризисов [3]. Эмоциональный[ править править код ] На эмоциональном уровне экзистенциальные кризисы связаны с неприятными переживаниями, такими как страх, тревога, паника и отчаяние [5] [6] [18]. Их можно классифицировать как форму эмоциональной боли, при которой люди теряют веру и надежду [3]. Эта боль часто проявляется в форме отчаяния и беспомощности [5] [13]. Отчаяние может быть вызвано неспособностью найти смысл в жизни, что связано как с недостатком мотивации , так и с отсутствием внутренней радости [4]. Ощущение беспомощности возникает из-за неспособности найти практический ответ, чтобы справиться с кризисом и связанным с ним отчаянием [3] [5]. Эта беспомощность относится, в частности, к форме эмоциональной уязвимости [3] : индивид не просто подвержен широкому спектру негативных эмоций, но и часто кажется, что эти эмоции находятся вне контроля человека. Это чувство уязвимости и отсутствия контроля само по себе может вызвать дальнейшие негативные впечатления и может привести к определённой форме паники или состоянию глубокого траура [3] [19]. Но, с другой стороны, у пострадавших также часто складывается впечатление, что они в некотором смысле ответственны за своё затруднительное положение [3] [6]. Это имеет место, например, если потеря смысла связана с неправильным выбором в прошлом, за который индивид чувствует вину. Но это также может принимать форму более абстрактного типа нечистой совести, такого как экзистенциальная вина [3] [6]. В этом случае персона испытывает смутное чувство вины, которое свободно распространяется в том смысле, что оно не привязано к какому-либо конкретному проступку персоны [20] [6]. Особенно в экзистенциальных кризисах на более поздних этапах жизни человека, это чувство вины часто сопровождается страхом смерти [3]. Но так же, как и в случае с чувством вины, этот страх может также принимать более абстрактную форму как неспецифическая тревога, связанная с чувством неполноценности и бессмысленности [3] [6]. Как и кризисы идентичности, экзистенциальные кризисы часто приводят к нарушению чувства личной целостности [3] [2] [5]. Это может быть спровоцировано кажущейся бессмысленностью чьей-либо жизни в сочетании с общим отсутствием мотивации. Центральное место в чувстве личной целостности занимают тесные отношения с самим собой, другими людьми и миром [3]. Отсутствие смысла обычно оказывает негативное влияние на эти отношения. Как отсутствие чёткой цели, это угрожает личной целостности человека и может привести к неуверенности, отчуждению и самоотречению [3] [5]. Негативное влияние на отношения человека с другими часто переживается как форма одиночества [3] [21]. В зависимости от человека и кризиса, от которого он страдает, некоторые из этих эмоциональных аспектов могут быть более или менее выраженными [3]. Хотя все они воспринимаются как неприятные, они часто несут в себе также различные положительные потенциалы, которые могут подтолкнуть человека в направлении позитивного личностного развития [4] [22]. Например, через переживание одиночества человек может достичь лучшего понимания сути и важность взаимоотношений [3]. Когнитивный[ править править код ] Основным когнитивным аспектом экзистенциальных кризисов является потеря смысла и цели [1] [2] [3] [4] [5]. В этом контексте термин «бессмысленность» относится к общему впечатлению о том, что в наших действиях или в мир в целом [23]. Это связано с вопросом о том, почему человек делает то, что он делает, и почему он должен продолжать. Это центральная тема в экзистенциалистской психотерапии, одна из главных целей которой — помочь пациенту найти правильный ответ на эту бессмысленность [24] [3]. Например, в логотерапии Виктора Франкла для описания этого состояния ума используется термин «экзистенциальный вакуум» [25] [4]. Многие формы экзистенциалистской психотерапии направлены на разрешение экзистенциальных кризисов, помогая пациенту заново обрести смысл своей жизни [3] [5] [4]. С бессмысленностью тесно связана потеря личных ценностей. Это означает, что вещи, которые раньше казались индивиду ценными, такие как отношение к конкретному человеку или успех в карьере, теперь могут казаться ему незначительными или бессмысленными. Если кризис будет разрешён, это может привести к открытию новых ценностей [3] [6]. Другой аспект когнитивной составляющей многих экзистенциальных кризисов касается отношения к своей личной цели, то есть осознание того, что однажды человек умрёт [3] [5] [2]. Хотя это не новая информация как абстрактное озарение, она приобретает более личный и конкретный характер, когда человек видит, что сталкивается с этим фактом как с конкретной реальностью, с которой ему приходится сталкиваться [26] [27]. Этот аспект имеет особое значение для экзистенциальных кризисов, возникающих позже в жизни, или когда кризис был вызван потерей любимого человека или началом неизлечимой болезни [3] [2]. Для многих, вопрос о собственной смерти связан с тревогой [5]. Но также утверждалось, что размышление о собственной смерти может послужить ключом к разрешению экзистенциального кризиса. Причина этого в том, что осознание того, что время человека ограничено, может стать источником смысла, делая оставшееся время более ценным и облегчая понимание более важных проблем в отличие от мелких повседневных проблем, которые могут отвлекать [28] [26] [3]. Важными факторами для того, чтобы справиться с неизбежной смертью, являются религиозное мировоззрение человека, его самооценка и социальная интеграция, а также его перспективы на будущее [3] [5]. Поведенческий[ править править код ] Экзистенциальные кризисы могут оказывать различное воздействие на поведение индивида. Они часто приводят к тому, что человек изолирует себя и меньше участвует в социальных взаимодействиях [3] [5] [21]. Например, общение человека с соседями по дому может быть ограничено очень краткими ответами, такими как простое «да» или «нет», чтобы избежать более продолжительного обмена мнениями, или человек сокращает различные формы контактов, которые, строго говоря, не являются необходимыми [3]. Это может привести к долгосрочному ухудшению и потере чьих-либо отношений [5]. В некоторых случаях экзистенциальные кризисы могут также выражаться в откровенно антисоциальном поведении, таком как враждебность или агрессия. Эти негативные импульсы также могут быть направлены на самого человека, приводя к членовредительству и, в худшем случае, к самоубийству [3] [2] [29] [30]. Аддиктивное поведение также наблюдается у людей, переживающих экзистенциальный кризис [3] [31]. Некоторые обращаются к наркотикам, чтобы уменьшить влияние негативного опыта, в то время как другие надеются научиться справляться с экзистенциальным кризисом с помощью необычного наркотического опыта. Хотя такой тип поведения может успешно обеспечить кратковременное облегчение последствий экзистенциального кризиса, утверждалось, что обычно он неадаптивен и терпит неудачу на долгосрочном уровне [31]. Таким образом, кризисы могут даже ещё больше усугубиться [3]. Пострадавшим часто бывает трудно отличить потребность в удовольствии и власти от потребности в смысле, что ведет их по ложному пути в их усилиях по разрешению кризиса [3] [31]. Сами пагубные привычки или стресс, связанный с экзистенциальными кризисами, могут привести к различным проблемам со здоровьем, начиная от высокого кровяного давления и заканчивая долговременным повреждением органов и повышенной вероятностью развития рака [3] [31] [32]. Экзистенциальные кризисы также могут сопровождаться «ритуальным» поведением [3]. В некоторых случаях это может иметь положительные последствия, помогая пострадавшему перейти к новому взгляду на жизнь. Но это также может принимать форму компульсивного поведения , которое действует скорее как отвлечение внимания, чем как шаг к решению [4]. Ещё один позитивный поведенческий аспект касается склонности обращаться за терапией. Эта тенденция отражает осознание пострадавшими серьёзности проблемы и их желание её решить [3]. Типы кризисов[ править править код ] Различные типы экзистенциальных кризисов часто различаются в зависимости от времени в жизни человека, когда они происходят [2] [4]. Этот подход основан на идее о том, что в зависимости от этапа своей жизни люди сталкиваются с различными проблемами, связанными со смыслом и целью. Они приводят к различным типам кризисов, если эти вопросы не решаются должным образом [2] [4]. Этапы обычно привязаны к приблизительным возрастным группам, но это соответствие не всегда точное, поскольку разные люди одной и той же возрастной группы могут оказаться в разных жизненных ситуациях и на разных стадиях развития [2]. Осознание этих различий имеет решающее значение для правильной оценки проблемы, лежащей в основе конкретного кризиса, и нахождения соответствующего ответа для её разрешения. Наиболее известным экзистенциальным кризисом является кризис среднего возраста , и многие исследования направлены именно на этот тип кризиса [4] [33]. Но исследователи дополнительно обнаружили множество других экзистенциальных кризисов, относящихся к разным типам. Нет общего согласия относительно их точного количества и периодизации. Из-за этого классификации разных теоретиков не всегда совпадают, но они имеют значительные совпадения [2]. В одной из классификаций проводится различие между ранним подростковым кризисом, кризисом второкурсника, кризисом взрослого человека, кризисом среднего возраста и кризисом более поздней жизни. Другой фокусируется только на кризисе второкурсника, кризисе взрослого и кризисе дальнейшей жизни, но определяет их в более широких терминах [2]. Кризис второкурсника и кризис взрослого часто рассматриваются вместе как формы кризиса четверти жизни [34] [35] [36]. Существует широкое согласие в том, что более ранние кризисы, как правило, более ориентированы на будущее и характеризуются тревогой и замешательством по поводу жизненного пути, по которому человек хочет идти [2]. Эти различные кризисы могут по-разному влиять друг на друга. Например, если предыдущий кризис не был разрешён должным образом, последующие кризисы могут создать дополнительные трудности для пострадавших [2]. Но даже если более ранний кризис был полностью разрешён, это не гарантирует, что последующие кризисы будут успешно разрешены или вообще предотвращены. Другой подход различает экзистенциальные кризисы в зависимости от их интенсивности. Некоторые теоретики используют термины «экзистенциальный вакуум» и «экзистенциальный невроз» для обозначения различных степеней экзистенциального кризиса [4] [25] [3] [37]. С этой точки зрения, экзистенциальный вакуум — довольно распространенное явление, характеризующееся частым повторением субъективных состояний, таких как скука , апатия и пустота [14] [25]. Некоторые люди испытывают это только в свободное время, но в остальном это их не беспокоит. В этом контексте часто используется термин «воскресный невроз» [25]. Экзистенциальный вакуум становится экзистенциальным неврозом, если он сочетается с явными клиническими невротическими симптомами, такими как депрессия или алкоголизм [4]. Подростковый кризис[ править править код ] Ранний подростковый кризис связан с переходом от детства к взрослой жизни и сосредоточен вокруг проблемы развития своей индивидуальности и независимости [38] [39]. Это касается, в частности, отношения к своей семье и часто приводит к тому, что вместо этого человек проводит больше времени со сверстниками [40]. Различное бунтарское и антиобщественное поведение, иногда наблюдаемое на этой стадии развития, например воровство или незаконное проникновение на чужую территорию, может быть истолковано как попытки достичь независимости [41]. Это также может привести к появлению нового типа конформизма , касающегося, например, того, как подросток одевается или ведёт себя.
Экзистенциальный кризис
Читайте статью о причинах, симптомах, стадиях, последствиях и лечении Экзистенциальный кризис на сайте клиники Rehab Family. Экзистенциальный кризис – это состояние тревожности, глубокого дискомфорта человека, которое возникает когда ставится вопрос о смысле существования. Экзистенциальный кризис – переживание чувства мучительной тревоги при мыслях о смысле собственного существования. Говоря простыми словами, экзистенциальная угроза – это угроза, которая может привести к тому, что объект, над котором она нависла, может перестать существовать.
Байден озвучил главную экзистенциальную угрозу всему живому
это "экзистенциальная угроза" для Польши и РИА Новости, 09.02.2023. Россия является «экзистенциальной угрозой» для Европы, европейским странам необходимо «предоставить Украине все средства для самозащиты», заявила глава ЕК, передает ТАСС. Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель.
Что такое экзистенциальный кризис
Автор напоминает, что перенос производств в страны третьего мира в рамках глобализации и курс на зелёную энергетику уже подорвали экономику Европы. Однако настоящей экзистенциальной угрозой для промышленности стал именно текущий энергетический кризис, который лишь усиливается из-за эскалации на Украине.
Одним из основных проявлений экзистенциальной угрозы является осознание близости смерти. Человек начинает понимать, что времени осталось немного и страх перед неизбежностью смерти становится неразрывно связанным с его существованием. Этот физический страх заставляет задуматься о своей жизни и ценностях, о том, каким образом можно достичь удовлетворенности и счастья. Другим проявлением экзистенциальной угрозы является чувство осознанности отчужденности. Человек может чувствовать себя оторванным от других людей, от окружающего мира. Это ощущение может приводить к одиночеству, которое усиливает физический и эмоциональный дискомфорт. В целом, физические проявления экзистенциальной угрозы могут быть разнообразными и индивидуальными для каждого человека. Осознание смысла существования и понимание своей роли в мире могут помочь преодолеть экзистенциальную угрозу и найти способы справиться с физическими проявлениями страха и тревоги.
Психологические проявления экзистенциальной угрозы Экзистенциальная угроза представляет собой ситуацию, в которой человек осознает непосредственность своего существования и сталкивается с пониманием своей смертности. Это связано с осознанием того, что жизнь временна и неизбежно приходит к концу. Одним из основных психологических проявлений экзистенциальной угрозы является страх. Человек может испытывать страх перед смертью или страх перед тем, что его жизнь может оказаться бессмысленной. Этот страх может проявляться как физиологические симптомы, например, повышенное сердцебиение или учащенное дыхание, так и эмоциональные проявления, вроде тревоги или паники. Другим проявлением экзистенциальной угрозы является поиск смысла жизни и сущности человека. В таких ситуациях человек начинает задаваться вопросами о смысле своего существования, о ценностях, которые он следует, о том, что действительно важно для него. Он стремится понять свою сущность и найти свое место в мире. Экзистенциальная угроза может также приводить к повышенной потребности в самореализации и достижении своих целей.
Человек понимает, что время его жизни ограничено, и поэтому старается использовать его наиболее эффективно и направить свои усилия на то, что ему действительно важно. Таким образом, психологические проявления экзистенциальной угрозы связаны со страхом перед смертью, поиском смысла жизни и стремлением к самореализации. Эти проявления могут влиять на мышление, эмоции и мотивацию человека, а также определять его поведение и выборы в жизни. Читайте также: Сопло или соплО: на какой слог ставить ударение Причины возникновения Понимание смысла жизни — это одна из самых фундаментальных потребностей каждого человека. Однако, иногда мы можем столкнуться с проблемами и сомнениями, которые вызывают страх и сомнение в нашей сущности. Экзистенциальная угроза — это состояние, когда мы чувствуем себя потерянными и лишенными смысла. Она может возникать по разным причинам и иметь разные выражения. Одной из причин возникновения экзистенциальной угрозы может быть потеря понимания своего места в мире. Когда мы не понимаем, для чего мы здесь, кем мы являемся и какую роль играем, мы становимся уязвимыми перед страхом и неопределенностью.
Это может произойти в результате сильного стресса, потери близкого человека, переживания травматического события или из-за недостатка поддержки и понимания. Другой возможной причиной является несоответствие между нашими личными ценностями и ценностями общества. Когда мы чувствуем, что наше собственное понимание смысла жизни не находит поддержки и признания в окружающей среде, это может вызвать чувство бессмысленности и ощущение потери направления. Это особенно актуально во времена социальных изменений и кризисов, когда стандартные ценности и нормы подвергаются сомнению. Также причиной экзистенциальной угрозы может быть столкновение с сильным противоречием между нашими желаниями и возможностями. Когда мы ощущаем, что не можем достичь своих целей и найти себя в мире, чувство бессмысленности начинает захватывать нас. Недостижение успеха и разочарования в своих усилиях могут вызывать сомнения в своих способностях и ценности. Основные факторы экзистенциальной угрозы Экзистенциальная угроза — это состояние, когда сущность жизни и смерти человека становится осознанной и понимание близости смерти вызывает страх и тревогу. Существует несколько факторов, которые могут способствовать появлению экзистенциальной угрозы и вызывать в человеке неопределенность и сомнения в своем смысле жизни.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с взглядами Т. Манна, миф или культурный архетип выступает как первичный образец, исходная форма бытия, вневременная схема, древняя формула в которую вкладывается жизнь.
В культурологической традиции миф рассматривается как своеобразный символический язык. Символическая теория мифа, разработанная Э. Кассирером и развитая С. Лангер, позволяет интерпретировать мифологические представления в качестве системы символов, объективирующих чувства, эмоции, переживания человека относительно угроз его существованию. В соответствии с этой теорией мифы образуют смысловое, ценностное и символическое поле экзистенциальной безопасности.
Таким образом, мифологическое сознание в терминах символического языка как бы моделирует, классифицирует и интерпретирует мир, общество и человека в контексте безопасности существования. В свою очередь, мифологические представления о безопасности существования человечества можно интерпретировать как символический код, ключом к которому выступают смыслы, скрывающиеся за символикой мифологических сюжетов. В целом же, в мифологическом сознании безопасность представляется как такое состояние жизненного мира, которое основывается на единых универсальных принципах существования и постигается благодаря уяснению непреходящих смыслов бытия. А угрозы воспринимаются таким сознанием как последствия человеческих деяний, нарушающих универсальные принципы Вселенной. В религиозной философии проблема безопасности существования человечества осмысливается несколько в иных ключах и в контексте эсхатологии — религиозного учения о конце Света, основанного на апокалипсических откровениях пророков.
Апокалипсис представляется богословами как финал истории, возвращение к такой форме бытия, когда пространство, время и материя находились в свернутом состоянии в качестве потенции Универсума. Ментальные предпосылки апокалипсиса богословы усматривают в возможных последствиях нарушения универсальных принципов человеческих отношений, завещанных Творцом. Исходя из принципа неограниченного могущества Бога, Августин приходит к выводу, что спасение града Божьего поддерживается только верой. Таким образом, в вопросе об общем спасении скрывается феноменологический аспект решения проблемы экзистенциальной безопасности посредством изменения индивидуального и коллективного сознания. А источник достижения такого состояния общества находится в сознании каждого человека, представляя собой духовные ценности, определяющие отношение к миру.
Философия религии дает возможность охватить, как минимум три уровня смыслового содержания феномена безопасности. Сакральный смысл безопасности существования человечества заключается в способности верующего человека находиться в благодати как сфере влияния Бога. Эзотерический смысл заключен в священнодействиях, позволяющих удерживать, сохранять благодать с помощью религиозных обрядов и ритуалов. Экзотерический смысл безопасности заключен в религиозной культуре, обычаях, предписаниях и нормах, позволяющих сохранять и поддерживать ощущение причастности к Высшему в повседневной жизни. Как видим, безопасность существования человечества в религиозном мировоззрении приобретает трансцендентальную значимость и обусловливается высшими, духовными ценностями и внеисторическими смыслами, постижение и реализация которых возможны на основе веры.
Следует отметить, что мифологические и религиозные формы осмысления перспектив человеческого существования частично, фрагментарно трансформировались в повседневную форму коллективного сознания в качестве модуса безопасности. Его канву представляют сюжеты народных сказок, баллад, песен, басен, пословиц и поговорок, отражающих жизненные смыслы человеческого бытия и образующих метафизическую опору сознания в постоянной борьбе за устойчивость и безопасность жизненного мира в повседневной жизни. Однако, наиболее рельефно осмысление угроз существованию человечества, как экзистенциальной проблемы, происходило в русле развития неклассических течений философии постмодерна. Эта проблема интерпретировалась в терминах «конца истории», «антропологической катастрофы», «онтологического кризиса человечества» и др. Озабоченность незащищенностью человеческого бытия, как онтологической проблемы звучит в произведениях О.
Шпенглера, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. Сартра, А. Камю и других представителей экзистенциализма.
По их взглядам, катастрофические события новейшей истории выявили неустойчивость, слабость, незащищенность человеческого существования. Ясперс [3, с. Анализу трансформаций, сопровождающих переход общества в постиндустриальную фазу развития и порождающих угрозы социуму, посвящено творчество Д. Белла, У. Бека, Н.
Лумана, Т. Концепцию «конца истории» как критической межи, к которой вплотную приблизилось человечество, разрабатывают Т. Адорно, Р. Гвардиани, Ф. В условиях «онтологического кризиса человечества», задачу обоснования путей сохранения жизни на Земле, выдвигают в качестве приоритетной, представители практической и коммуникативной философии Д.
Каллахан, В. Поттер, К. Апель, Ю. Хабермас, В. В целом же, философия постмодерна, с одной стороны, породила концепты неустойчивости, беззащитности, уязвимости человечества, с другой — инициировала поиск новых моделей развития общества в условиях системного кризиса и глобализации угроз человеческому существованию.
Непосредственно, рациональным основанием разработки проблемы экзистенциальной безопасности, раскрывающим ее предметную сторону, явилось комплексное осмысление учеными глобальных угроз, с которыми столкнулось человечество в конце двадцатого столетия, вследствие неподготовленности общества к взрывообразному научно-технологическому прогрессу. Ведущая роль в осмыслении глобальной безопасности и устойчивого человеческого развития принадлежит ученым Римского клуба, основанного А. Печчеи в 1968 году. В докладах Д. Медоуза, М.
Месаровича, Э. Пестеля, Я. Тинбергена, Э. Ласло и Б. Гаврилишина был осуществлен критический анализ развития цивилизации, которой угрожает глобальная экологическая катастрофа; проанализированы перспективы нового мирового порядка и модели его исследования на основе математических критериев; обоснована возможность возникновения мировой ядерной катастрофы и необходимость ее предотвращения; предложены пути разрешения экологических, энергетических, продовольственных, демографических и культурных проблем развития человечества.
Таким образом, синтез рациональных, феноменологических и иррациональных знаний об угрозах существованию человечества, послужил основой формирования отношения к безопасности как к интегративному и универсальному явлению человеческого бытия. При таком подходе, понятие экзистенциальной безопасности стало употребляться, прежде всего, для обозначения состояния общественного сознания, характеризующегося обеспокоенностью судьбой человечества, существованию которого угрожают глобальные опасности экологического, техногенного и антропогенного характера, сопровождающееся поисками путей к их предотвращению. Социокультурные горизонты осмысления экзистенциальной безопасности Теоретическое поле анализа экзистенциальной безопасности, рассматриваемого в качестве социального явления, образуется такими понятиями как экзистенциальные угрозы, опасности и риски, с одной стороны, и возможные пути и способы их предотвращения, — с другой. При этом, в публикациях встречаются два подхода. Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами.
К основным группам глобальных угроз относят: глобальный экологический кризис и связанный с ним блок экологических, антропологических, демографических вызовов существованию человечества; ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов, детерминирующая экзистенциальные риски; угрозу катастрофического роста обнищания населения вследствие асимметричности мирового экономического и демографического развития, влекущую ряд миграционных и этнических проблем; опасность развязывания мировой ядерной войны, ядерного терроризма и ряд экзистенциальных рисков, связанных с разработкой новых видов оружия массового уничтожения. Однако, основные пути решения глобальных проблем до сего времени остаются в границах методов, предлагаемых технократическими подходами, с привлечением институционального инструментария, разработанного в рамках политологических теорий национальной и международной безопасности. Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого — феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота — как бытие присутствия и «проект в будущее», по М.
В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования. В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации.
Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ».