Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев.
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
Вы точно человек? | Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. |
Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка | После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. |
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
Нас оттуда не гнали, входили в положение. В начале 1942 года начали приходить похоронки. Моя ближайшая подруга Майя, с которой я всю войну просидела за одной партой, осталась круглой сиротой и согласно распоряжению Правительства не могла рассчитывать на возвращение обратно. Как и другие ребята, которые лишились всех своих ближайших родственников в Ленинграде.
Это решение было принято для того, чтобы после войны там не появилась орда беспризорников, как это случилось после революции. То есть с точки зрения государства такой приказ, конечно, было вполне обоснованным, но в то же время явно дискриминационным. Как сейчас говорят, нетолерантным.
Для того, чтобы Майя могла вернуться вместе со всеми, мы написали её соседке, попросили взять опеку над девочкой. Божились, что не претендуем на жилплощадь или какие-то другие материальные блага. Та согласилась.
Люди в то время были другие, гораздо чаще, чем сейчас шли навстречу друг другу. На фото: 1945 год. Салют Победы.
Но в нём строго-настрого было велено привезти всех детей и подростков в Ленинград, если не ошибаюсь, до 20 августа. Наша группа вернулась в полном составе, а через две недели пришёл и эшелон с моей сестрой. По радио, кстати, передавали точные сроки отправления и прибытия всех составов для того, чтобы жители города могли встретить своих несовершеннолетних родственников на вокзале.
Как я уже говорила вначале, в последнее время мне приходится сталкиваться с многочисленными инсинуациями на эту тему. Люди, которые в 45-м ещё не родились или были тогда совсем маленькими, рассказывают о том, что, мол, детей оставляли в тех регионах, где они жили в эвакуации. Это неправда.
Так могли поступить только с сиротами. И то лишь в том случае, если над ними никто не мог взять опекунство. Много было руин, разрушенных зданий?
За это время город успели убрать. Никаких развалин, как на военных фотографиях, уже не было. О разбомбленных домах напоминали лишь пустые пространства с фундаментами, на которых раньше стояли уничтоженные фашистами здания.
Работали магазины, транспорт, кинотеатры. Продукты, правда, продавали по карточкам, но я иногда даже меняла положенные мне, как студентке, полкило хлеба на билеты в кино. Так что мы не голодали, это точно.
К тому же многие ленинградцы, которые ещё в 42-м году начали самостоятельно выращивать овощи на стихийных огородах, продолжали снимать с них неплохой урожай и после окончания Великой Отечественной. После возвращения из Тюменской области, я жила на Удельной. Так вот, там, где сейчас прокопан тоннель, ведущий от железнодорожной станции к метро, как раз находился наш огород.
Мы с соседями договорились его совместно охранять, дежурили там по очереди, по два человека каждую ночь.
Восстановить полную картину, помочь людям восстановить утраченные связи, подтвердить право на получение поддержки от государства можно только объединив сведения, хранящиеся в архивах различных субъектов Российской Федерации. Ярославская область была одним из первых регионов, принявших эвакуированных ленинградцев, здесь разместили детей в июле 1941 г. Ярославщина также являлась пунктом транзита, на ее земле оказывалась помощь тем, кто направлялся вглубь страны. В настоящее время архивная служба Санкт-Петербурга работает со многими регионами, обсуждая их участие в важном для людей и сохранения памяти Проекте: это Архангельская, Вологодская, Новосибирская, Нижегородская, Тверская, Свердловская области, Пермский, Алтайский край и Горный Алтай, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Адыгея и многие другие.
За четыре месяца до этих событий завод «Уралмаш» в Свердловске получает задание разработать артиллерийскую установку, способную пробить тяжелый танк. На рабочие чертежи у конструкторов всего восемь дней.
Руководит проектом эвакуированный из Ленинграда Лев Горлицкий. Его бригаде удалось, кажется, невозможное — уже в декабре 1942-го СУ-122 успешно прошла госиспытания. Никита Крутаков, научный сотрудник музея военной техники УГМК: «Пороховой заряд больше, калибр больше, осколков существенно будет больше и полетит он, может, больше. Причем полетит не так, как стреляет танк, соответственно, стрельба с открытых позиций — то, что доктор прописал, потому что можно вести, например, контрбатарейную стрельбу». В одной колонне с самоходками и легендарный Т-34. Пушки для него тоже начали выпускать с приходом на Уралмаш ленинградцев. Первые рабочие из Северной столицы прибыли на Урал летом 1941-го, еще до того, как замкнулось кольцо блокады.
С собой везли часть оборудования, но главное — технологии. Сергей Агеев, научный сотрудник музея истории Уралмашзавода: «Специфические технологии по производству брони, танков. Эти технологии на Уралмаше отсутствовали. В этом плане ленинградцы, конечно, дали большой толчок развитию на Урале современного производства, особенно оборонного». Только на Уралмаш эвакуировали больше 18 тысяч человек. Это работники Ленинградского, Кировского и Ижорского заводов.
Собранные материалы уже доступны в сети Интернет на портале "Книга Памяти блокадного Ленинграда", где помимо этого опубликована и другая информация о жителях и защитниках Ленинграда из открытых источников. На сайте опубликованы с привязкой к конкретным персоналиям записи о погибших из Книг Памяти; записи мемориалов и кладбищ Санкт-Петербурга; сведения об эвакуации и судьбе в эвакуации; награды, включая награждения медалью "За оборону Ленинграда"; документы портала "Память Народа" на военнослужащих о награждениях, о раненых, погибших и пропавших без вести; информация о ветеранах и судьбе жителей, переживших блокаду. Таким образом, в одной точке доступа собрана максимально полная и систематизированная информация для простого поиска родных и близких, соседей по дому, что дает возможность найти все доступные данные о судьбе пропавших без вести, эвакуированных, узнать места захоронения погибших и, тем самым, почтить и сохранить память о своих Героев. Проект "Книга Памяти блокадного Ленинграда" является интерактивной площадкой и предусматривает для пользователей возможность самостоятельного наполнения портала личными документами для уточнения судеб участников ВОВ.
Материал публикуется на коммерческих условиях.
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения
Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". "8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Хотя въезд в Ленинград требовал особых пропусков и разрешений, после снятия блокады и, особенно, после окончания войны в город стали возвращаться эвакуируемые и стали возникать множество конфликтных ситуаций.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
С остальными вопрос решался индивидуально, ведь резко хлынувший поток переселенцев могут губительно сказаться на ситуации в городе, который только начал восстанавливаться. Впрочем, восстановление жилого фонда шло семимильными шагами, только за 44-45 годы ленинградцы собственными силами смогли восстановить более полутора миллионов квадратных метров жилья, две сотни школ, десятки детских садов. Однако была еще и другая проблема — квартиры продолжали отапливать печками. Вместо воды - талый снег. Параллельно началось разбирательство амбразур, происходило это уже после войны, в 1946 году. Об этом свидетельствуют газетные архивы, в которых пишут о том, что разобрана амбразура по Владимирскому проспекту, баррикады в Кировском районе. В работах участвовали и пленные немцы.
Все об этом знали, ведь им приходилось буквально бок о бок работать с теми, против кого они недавно воевали. Однако стройка была лишь вершиной айсберга, ведь нужны были строительные материалы, а ведь все производство было в вынужденной остановке. Уже в 1943 году принимается решение создать завод по производству стройматериалов. К этому времени из 17 заводов по производству кирпича в Ленинграде, 15 не работали. Несмотря на все попытки возобновить деятельность заводов и фабрик, в основном для строительства и ремонта зданий использовалось то, что находилось под завалами разрушенных зданий По следам городских комиссий Восстанавливали город дружно. В мае 1945 года, после того как война официально была закончена, в Ленинграде прошла комиссия, которая должна была определить нанесенный ущерб и наметить фронт работ.
Именно эта комиссия постановила, что длительное отсутствие отопления, воды губительно сказалось на водопроводных и отопительных системах, в буквально смысле приведя их в негодность. Были практически полностью разрушения предприятия культурной направленности. Оказались полностью разрушенными более двух сотен каменных домов, почти 2 тысячи деревянных домов, повреждено 6,5 тыс каменных и 700 деревянных омов. На дрова разобрано почти 10 тыс домов из дерева. Если переводить эти цифры в людей, которые некогда жили здесь, даже с учетом того, что многие попросту не дожили до Победы, то без крова оставались сотни тысяч людей. Еще во время осады города, жители находились в постоянном страхе лишиться жилья, постоянные обстрелы и бомбежки, пожары уничтожали один дом за другим.
Во время очередного налета, убегая в ближайшее бомбоубежище, жители не могли знать, смогут ли они обратно вернуться к дому или к его руинам. Понятно, что в таких условиях никто особенно не следил за тем, кто и где жил и на каком основании это делал. Ремонта требовало буквально все. Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет. Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно. Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали.
Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода. Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза. Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли.
Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд. О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет.
Какие специалисты были нужны городу Но Ленинграду для восстановления города нужны были рабочие и инженеры, технические сотрудники. Доктор исторических наук, профессор Никита Ломагин рассказывает, что они, в первую очередь, должны были наладить работу приоритетных отраслей: судостроения, авиастроения, станкостроения, выпуск боеприпасов.
Борис Ковалев рассказывает, что в Ленинград со всего Северо-Запада привозили молодых ребят для учебы в ремесленных училищах, где они получали профессию. В воспоминаниях тех людей, которые учились в училищах, говорится, что Ленинград очаровывал и затягивал. Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов.
При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий.
Второй — размещение людей.
Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин.
Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады Два региона первыми в стране создадут единую электронную базу блокадников. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга Петербург и Ярославская область создадут цифровой исследовательский проект, посвящённый эвакуации жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
По словам главы Ярославской области Михаила Евраева, два региона создадут первую в стране единую электронную базу блокадников. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга С 1941 по 1943 годы из Ленинграда эвакуировали более 1,7 млн человек, в том числе около полумиллиона детей.
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов.
Другие новости
- Но ведь блокаду можно было снять раньше?
- «Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
- Уменьшение жилищного фонда
- К 75-летию начала блокады Ленинграда. Скорбная хроника трагедии
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. они стали Дорогой жизни, спасительным путем. 27 января 2024 исполняется 80 лет. День снятия блокады с Ленинграда: какого числа, как это было. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало.