Большой христианский праздник Сретение Господне отмечается 15 февраля. В Беларуси православные верующие 15 февраля 2024 года отмечают один из важных двунадесятых праздников – Сретение Господне, или первую встречу зимы с весной.
Новости по теме
- Сретение Господне 2024: как правильно встретить праздник? - Новости
- Праздник Сретения Господня отметили в Екатеринбурге
- Открытки по темам
- «Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня
Сретение Господне. История и традиции большого праздника
Его название с церковнославянского языка переводится как "встреча", но не в бытовом понимании. Само слово передает глубинный смысл праздника, предполагающий сближение человека с Богом. Сретение отмечают в память о событии, отраженном в Евангелии от Луки. По преданию, Дева Мария и праведный Иосиф Обручник на 40-й день после рождения Иисуса принесли его в Иерусалимский храм. Здесь они встретили праведного старца Симеона. Он получил от ангела откровение, что до тех пор, пока собственными глазами не увидит Христа, не умрет. Старец взял на руки младенца, благословил его и произнес пророчество о Спасителе мира. По древнеиудейскому обычаю женщина, родившая первенца мужского пола, через 40 дней приходила с ребенком в Иерусалимский храм. Здесь она приносила благодарственную и очистительную жертву Богу.
Мария родила Иисуса в результате непорочного зачатия, и ей необязательно было совершать обряд.
А еще принято считать, что сегодня зима встречается с весной. Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. А к приметам этого дня присматривались особо внимательно. Приметы на Сретение: Если в ночь на праздник Сретение небо чистое и видны звезды, следует ждать большого урожая яблок и других фруктов. Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны.
Сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая, ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный год. Сегодня принято возносить особенные молитвы, призванные привлечь удачу и помочь вырваться из полосы невезения. Люди просят благополучия не только себе и близким, но и всем живущим.
Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино.
По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.
В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение.
Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.
Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны. Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. Сретение переводится с церковнославянского как "встреча". Сретение – замечательный день в году, чтобы устроить встречу своей жизни с Господом.
15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне
«Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня | Главная» #Наша жизнь» (ВИДЕО) Сретение Господне – это встреча с Господом. |
Сретение Господне 2024: как правильно встретить праздник? - Новости | Встреча с Богом – это всегда встреча двух личностей, - сказал митрополит Иоанн. |
Что такое Сретение Господне и в чем смысл этого праздника? | Сретение 2024: что нельзя делать 15 февраля. |
«Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня | Час православной культуры «Сретение Господне – праздник встреч». |
Праздник Сретения Господня отметили в Екатеринбурге
В переводе с церковнославянского «сретение» – встреча. И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца, с радостью воскликнув. Сотрудники Кановского сельского Дома культуры провели фольклорный праздник «Сретение или Встреча Зимы с Весной». В переводе с церковнославянского языка слово "сретение" означает "встреча". Если перевести слово «сретение» на современный язык, то получится «встреча». Накануне Сретения Господня 26 лет назад в возрождающемся Сретенском монастыре прошло первое всенощное бдение.
Что категорически нельзя делать на Сретение
- Сретение Господне. История и суть праздника
- Сретение Господне 15 февраля 2024 года: что это за праздник, его суть и традиции | 360°
- Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня
- О встрече Сретения и Валентинова дня | Правмир
- О встрече Сретения и Валентинова дня | Правмир
О встрече Сретения и Валентинова дня
Сретение Господне (Принесение во Храм) — отмечается 2 февраля по юлианскому календарю, соответственно, по григорианскому выпадает на 15 число. Это тоже сретение, встреча, но чем она продолжится? В Сретение необходимо посетить богослужение и освятить ик: РИА "Новости". 15 февраля все православные отмечают Сретение Господне. И вот наступило событие той самой встречи, Сретения, которое мы до сих пор чтим и празднуем — он увидел младенца Иисуса Христа.
Сретение Господне: традиции и приметы, что нельзя делать 15 февраля
Если в любви земной трудно увидеть образ любви небесной — это наши проблемы. Дольний мир — икона мира горнего. Всё по-человечески естественное — икона человеческого по образу Божиему, но… в отличие от природы окружающего мира — «твари, покорившейся суете не добровольно, но по воле покорившего ее, стенающей и мучающейся доныне» Рим. Однако было бы опрометчиво, из-за страстных примесей, пренебрегать и тем, к чему грех примешивается, недооценивая естественное, и вместо того, чтобы его очищать, пропалывать, фильтровать, просто отбрасывать как гнилушку какую.
Любовь земная — бледный слепок с любви небесной. Если угодно, это — тренажер, то самое «неправедное ненастоящее — И. Чужда небесной любви не любовь земная, не влюбленность, а те страстные примеси, которыми вскисают наши чувства и заполняют все душевное пространство, не оставляя места духу, подменяя его душевностью.
Если с такой стороны подойти к теме любви, дружбы, влюбленности, а вместе с этим и к теме встречи двух родственных душ, то календарная близость Валентинова дня и Сретения Господня может уже не показаться полной случайностью: с силой Божией, силой обновляющей творение, силой, освобождающей от власти греха, избавляющей от проклятия и преодолевающей смерть, встречается в этом грешном мире немощь человеческая, ищущая спасения в единении двух сердец. Да-да, немощная душа ищет и порой заблуждается, погрешая в удовлетворении одним лишь этим бегством из пустыни одиночества в оазис любви, однако в этом оазисе она начинает трудиться, возделывать его, выкорчевывая многие «терния и волчцы» из своей почвы и тем самым расчищает пространство для вселения силы Божией. Читайте также:.
Священное Писание евреев на греческий язык, дерзнул исправить известный стих пророка Исайи Се, Дева во чреве приимет и родит Сына Ис. Вероятно, Симеон был человеком преклонного, но обычного возраста. Тем не менее как же это сложно — ждать, когда смерть твоя уже недалека, когда тело твое уже «претружденно» и силы твои тебе изменяют, и верить, что Бог все равно не позволит смерти лишить тебя твоего Сретения… И вот — оно произошло. Сын Девы — на руках Симеона, которого отныне и до скончания времен будут называть Богоприимцем. Предмет пререканий Вместе с Марией и Иосифом мы слышим пророческое слово Симеона: — Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий Лк. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами.
Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел. Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира, и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью». Да откроются помышления… Но Симеон еще не закончил, он обращается к Божией Матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец Лк. Евангелие молчит о том, вспоминала ли Мария эти его слова, когда стояла у Креста. Могла ли Она в эти часы вообще что-либо вспоминать? Святитель Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Луки предполагает, что в эти часы Она переживала отчаяние: как может быть распят Тот, Кого Она родила бессеменно, извещенная Архангелом, Кто на Ее глазах творил чудеса, воскрешал мертвых?
Но пройдя через это отчаяние, Мать утверждается в вере в Сына.
Я даже больше скажу: смотрите, если мы берём исторически, то именно праздник Сретения — это IV, V век, там в Западной Церкви это V век при Папе Геласии, то есть возникает вопрос о чём: до IV века вообще понятия не имели о Сретении, не приходили, не молились, ничего, ни у кого этого Сретения не было со Господом? Но, естественно, просто мы так вот сорганизовались и соборно решили, что всё-таки ну давайте Богу Богово отдавать, чтобы мы переживали, ещё раз повторюсь, именно не просто простояли, послушали, и в лучшем случае помолились, а пережили это событие, чтобы мы во время службы стали частью того события. Пичугин: — Мне кажется, ранние христиане переживали не меньше, просто у них отношение было другое. Опять же, тут вы меня сейчас поправите, что речь не о качестве, но они были ближе к живой традиции, к земной жизни Спасителя, поэтому у них были какие-то свои переживания, своя история христианства, но потом, с течением времени нужно было какое-то даже не восполнение напоминаний, поэтому стали возникать праздники, связанные с евангельскими событиями, ну это, мне кажется, достаточно логично, но не потому что люди решили что-то восполнить, а чтобы просто какая-то наполненность иная началась. Константин: — Вы знаете, я вот сейчас слушаю вас, ещё мысль одна пришла по поводу Сретения: ведь, по сути, до IV века было очень распространено гонение на христиан, и добровольное шествие на мученическую встречу с Богом, у них немного другое видение было сретения — именно жизнь за Христа, и вот здесь, если говорить о качестве, там качества гораздо больше было, чем у нас. Когда мне задают вопрос: а готовы ли вы пойти на мученическую смерть за Христа? Бравадно я могу сказать, что: да, ну я священник, а как нет? Пичугин: — А вы знаете, что добровольное мученичество порицалось?
То есть люди, которые ехали... Константин: — Да. Пичугин: — Друзья, буквально через минуту мы к нашему разговору вернёмся. Я напомню, что сегодня у нас в гостях священник Константин Мальцев, настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в станице Ленинградская Краснодарского края. Буквально через минуту мы вернёмся в нашу студию. Пичугин: — Возвращаемся в студию Светлого радио, напомню, что в гостях у нас сегодня священник Константин Мальцев, наставник храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в станице Ленинградская Краснодарского края. Марина Борисова и я, Алексей Пичугин, здесь также. Но когда читаешь Евангелие, с ним очень трудно тоже сжиться, но, по крайней мере, оно исторично, то есть оно нам сродни, оно воспринимается в некоем историческом времени. Ветхий Завет гораздо более метафоричен, и в нём современному человеку очень трудно разобраться, в смысле не прочитать, а найти для себя какие-то вот эти отправные точки, за которые можно цепляться, и которые действительно для тебя источник опыта.
Можно сколько угодно читать, как некую литературу, книги пророков, но для каждого, наверное, есть свой пророк, который вот чем-то тебя зацепит так, что ты будешь всё время возвращаться, как у меня в своё время случилось, ещё в молодости, история Иова Многострадального, причём именно в самой трагической её фазе, когда у него начинается недоумение: когда же закончатся эти бесконечные испытания, и вообще чего от него хочет Бог? Вот у каждого, наверное, там есть свои зацепки, но эти зацепки нужно найти и вообще как-то это всё прочувствовать, а как? Как человек, который абсолютно в другом культурном контексте живёт... Ведь мы ловим себя на том, что зачастую сегодня школьники не понимают обычную классическую русскую литературу XIX века, потому что им даже слова эти непонятны. А как понять, что написано в Ветхом Завете? Константин: — Когда меня спрашивают, как читать Священное Писание, я всегда говорю: начинайте с Нового Завета. Когда вы увидите живой пример любви, тогда некоторые вещи для вас более понятны будут, читая Ветхий Завет. А я вам честно признаюсь, ещё задолго до того, как я стал священником, я вообще Библию начал когда читать, я её просто читал как бестселлер, Ветхий Завет. А как один студент недавно мне сказал, говорит: «Я читаю сейчас Ветхий Завет, это вообще жесть».
Ну, он своим молодежным сленгом выразился, и говорит: «А почему так? Вот, по сути, если вы, ну, давайте с потолка возьмём период судей, ведь Господь выбирает такого, не всегда праведного, даже если мы посмотрим, ну, авторитетного человека из этих судей, за которым идут, с ним какие-то распри, войны заканчиваются, но когда этот судья начинает опять впадать в какие-то там, не суть важно, в блудодеяния, алчность, то есть какие-то пороки, Господь опять попускает в его лице, и в том числе народу еврейскому, чтобы они опять почувствовали, что не они небожители, а их отрезвляет от угара страстей. То есть, есть время покоя, есть покаяние даже и исправление, а есть момент, когда всё хорошо.
Но освещение Божиим светом является не просто внешним освещением, как обычный свет освещает предметы, но особым светом, возвращающим нам духовное зрение. На это указывает церковнославянское причастие «просвещаяй» от глагола «просвещати» — «озарять, давать свет, возвращать зрение, совершенствовать» [16]. Веселись, праведный старец! Далее в тропаре идет обращение к еще одной ключевой личности праздника — блаженному старцу Симеону. Все человечество в лице одного человека — Адама — отпало от Бога после своего грехопадения: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» Рим. Эта разлука продолжалась на протяжении тысячелетий. Люди ожидали и чаяли Спасителя, грядущего в мир. И в этот самый момент человечество в лице старца Симеона вновь встречается со своим Творцом. Люди ожидали и чаяли Спасителя. И в этот самый момент человечество в лице старца Симеона вновь встречается со своим Творцом По-иному воспринимается обращение «веселися и ты». В лице старца подразумевается и весь человеческий род, так долго ожидавший Пришествия Мессии. Тропарь и нас призывает к веселию и радости от этой по-настоящему долгожданной встречи. Благодарное объятие и Воскресение Праведный Симеон не просто берет Младенца на руки — в тропаре подчеркивается: «во объятия». Так автор тропаря передает радость, восторг и желанность этого события. Мы не обнимаем каждого встречного, но обнимаем любимого человека, которого встречаем после долгой разлуки. Эти «объятия» свидетельствуют о благодарности Симеона, ведь Сам Господь сошел на землю ради спасения рода человеческого. Не зря здесь употреблено церковнославянское существительное «Свободитель» — «освободитель, избавитель, спаситель» [18].