Рассказываю о контрастах Стамбула путешествиях, моей любви к жизни, еде и о людях на моем пути.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. На момент моего визита в храм Святой Софии больше всего меня поразили ангелы. Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле.
Айя-София не закроется во время реставрации
Благодаря многочисленным оконным проемам в течение всего дня внутрь Святой Софии проникает много света даже сейчас, когда значительная часть окон оказалась заложена в результате многочисленных реконструкций. Из-за этого кажется, что стены и купола совсем не давят, а внутреннее пространство огромно. Такая судьба постигла множество церквей по всей Византии, а также в некоторых других некогда христианских странах, попавших под власть мусульман. И там церковные здания, как и константинопольский собор, обзаводились минаретами, лишались изображений и статуй, но сохраняли тем не менее узнаваемые черты. Один из самых экзотических результатов таких перемен — Святая София в Никосии, она же мечеть Селимие, а также собор Святого Николая в Фамагусте, она же мечеть Лала Мустафа-паша обе на территории непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. До превращения в мечети они были готическими соборами, причем второй был возведен по образцу Реймсского собора в стиле поздней готики со всеми непременными чертами этого стиля.
Как же случилось, что на Кипре появились готические сборы, позже превратившиеся в мечети? Дело в том, что с конца XII века остров оказался в управлении французских рыцарей, переместившихся туда из Святой земли после падения Иерусалимского королевства крестоносцев. Пика расцвета Кипрское королевство достигло в XIV веке, когда и были построены готические соборы, включая изображенный на фото собор Святого Николая в Фамагусте. В 1571 году Фамагуста и весь Кипр попали под власть Османской империи, и церковь превратили в мечеть. Современная Турция вообще и регион, где находится нынешний Стамбул, в частности на протяжении многих веков были сейсмически неспокойным местом и остаются таковым по сей день.
Впрочем, к обрушению привели не только землетрясения, но и ошибки в расчетах нагрузок, допущенные проектировщиками. Реконструкция, включавшая постройку купола новой формы и кое-какие переделки интерьера, завершились к 562 году. В таком виде собор простоял несколько веков, пережив эпоху иконоборчества с замазыванием и уничтожением икон и мозаик, сильнейший пожар и очередное землетрясение 859 года, вызвавшее обрушение одного из полукуполов, и наконец землетрясение 989 года, в результате которого обрушилась одна из арок купола.
Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча.
Принимая решение президент Турции должен учитывать вероятность того, что сегодня Святая София привлекает миллионы посетителей из все стран мира. Они стоят часами, как завороженные перед дивными ликами Христа и Богоматери, неужели они снова окажутся замазаны? Попытки превратить храм Святой Софии в мечеть осудил и Константинопольский патриарх Варфоломей. Он предостерег, что этот шаг может разрушить и без того хрупкий межрелигиозный баланс в мире. Святая София - сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», - сказал Вселенский патриарх Варфоломей. Он призвал власти Турции оставить собор музеем, что продемонстрирует готовность страны уважать религиозные традиции.
Необходимо, чтобы все имели доступ в собор», заявил Помпео. В ответ на призывы Вашингтона, Анкара заявила, что вопрос по Святой Софии является внутренним делом Турции. Вы правите Турцией или мы? У Турции есть свои институты власти. Если такой шаг должен быть сделан, учреждения, которые имеют полномочия для этого, определены. Есть парламент», - заявил Эрдоган.
Впервые президент Турции заговорил об изменении статуса собора год назад, после того, как Трамп официально объявил Иерусалим столицей Израиля.
Однако, возможна и обратная реакция со стороны других стран - членов НАТО или Евросоюза, которые могут интерпретировать этот шаг как проявление нежелания Турции продолжать сотрудничество с Западом. Кроме того, возвращение храма может повлиять на сложившийся баланс сил в регионе.
Возможно, это будет рассмотрено как проявление более глубокой поддержки России со стороны Турции. Это может вызвать недовольство и возражение у многих стран Запада. Реакция стран сателлитов будет очевидна, она во многом зависит от сюзерена США.
В случае удачных переговоров о возвращении Святой Софии в православное лоно, Россия еще более укрепит лидерство в мире, особенно в большинстве Поместных Православных Церквей христианского общества, тем самым послужит для более глубокого объединения православных разных стран. Какие усилия и действия необходимо предпринимать для возвращения храма Святой Софии На сегодняшний день целесообразно еще более укрепить сотрудничество по политическим, экономическим и военным взаимодействиям между Турцией и Россией. Создать более благоприятные отношения между Турцией и Россией на основе дружеских, экономических и культурных связях.
Совместное сотрудничество по проблемам сохранения традиционных ценностей, как для мусульманских, так и православных христианских общин на международной арене. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. Возвращение Святой Софии православным будет иметь колоссальное значение, поскольку оно ознаменует собой шаг вперед во взаимном сотрудничестве между Турцией и Россией и другими странами, имеющими тесные связи с православием.
Оно также продемонстрирует, что обе стороны готовы работать вместе для достижения мирных решений в отношении религиозных объектов, имеющих важное историческое значение для каждой религиозной группы. Наконец, это может привести к расширению обмена знаниями о разнообразных религиях между людьми из разных стран, что в конечном итоге может принести пользу всем вовлеченным сторонам.
В зале присутствуют специальные сотрудники, которые контролируют этот процесс.
Туристы-мусульмане могут не покупать билет, если пришли на молитву во время, предназначенное для намаза. Галерея собора остаётся платной для всех. Женщины в обязательном порядке должны покрывать голову.
Можно принести с собой платок или палантин, или за 30 лир взять на месте. К билету нужно скачать специальное приложение на смартфон.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
В Турции готовятся к разрушительному землетрясению — что известно На данный момент специалисты уже обновили отделку куполов мечети. Отмечается, что на посещении мечети туристами и верующими работы второго этапа реставраций не скажутся. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. Сразу после этого президент страны Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений.
Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм. В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн темно-красного цвета , взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда. Интересные факты 1 Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть 2 Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов? Нажмите чтобы перевернуть 4 Какие великие святыни находились в храме?
Нажмите чтобы перевернуть 5 Что такое "Пуп Земли"? Нажмите чтобы перевернуть 7 Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?
Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб.
Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Привести его в надлежащий вид и привлечь виновных в вандализме к ответственности призвала Греция, где, как сообщили в МИД, "потрясены и опечалены" произошедшим. Она также выразила уверенность в том, что появившиеся повреждения на воротах невозможно было сделать, не ударив их много раз.
После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована.
Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир. Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий. Один из них пишет, что пожалел, взяв аудиогид в одном из музеев: «В Википедии и на других ресурсах и то больше написано было. Неужели и здесь будет так же? Зданию более 1500 лет, его надо беречь». Раньше гиды брали плату за экскурсии, теперь средствами будет распоряжаться непосредственно мечеть», — уверены туристы.
Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет! |
Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть — 10.07.2020 — В мире на РЕН ТВ | Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). |
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным | Собор Святой Софии и сохранилась часть окружающих ее построек исторического центра. |
10 фактов о соборе Святой Софии
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью - ТАСС | Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. |
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты | мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. |
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн | Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. |
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София | Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии. |
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция) | С 15 января туристы и верующие будут проходить в мечеть через разные входы, чтобы не возникло путаницы, передает РИА Новости. |
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами
бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии. Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции. Знаменитые мозаики собора святой Софии в Стамбуле, который в этом году по решению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стал мечетью, прикрывают шторами, а. мечеть Айя-София - стал платным: иностранцам за билет придется отдать 25 евро (830 турецких лир. Собор Святой Софии, находящийся в Стамбуле, станет мечетью и будет называться Айя-София.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть. Каждый раз, посещая Стамбул (Константинополь), невозможно перестать восхищаться чудом архитектурного искусства, главным императорским собором Византийской империи Айя.
Новости Стамбула
- Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты
- Собор Святой Софии сделали мечетью — это неудачный ход Эрдогана | 360°
- Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
- Материалы рубрики
- Шедевр за пять лет и десять месяцев
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.
Ближе к объективу располагается одна из 3000 мечетей, находящихся на территории города. Трансляция ведется в режиме реального времени. Стамбул, Турция 18. Такое название улица получила после повторного взятия Багдада Мурадом IV в 1638году. Улица находится в Стамбуле, каждый день здесь проходит тысячи людей. Стамбул, Турция 08. В разных точках этой престижной улицы много магазинов на любой вкус. Здесь предоставлены всевозможные варианты для шопинга: центры, магазины, множество кафешек, где можно весело и непринужденно провести свободное время.
Святая София или Айя-Софья — православный храм, мечеть, музей, в каждой своей ипостаси сооружение великое, больше, чем просто архитектурный шедевр, оплот веры и благодати на все времена. Чтобы рассмотреть всем экспонаты музея, нужен не один день, но в первую очередь туристы идут к Плачущей колонне, а уже после расходятся по огромному пространству Святой Софии согласно своим интересам. Необъяснимое явление — одна из колонн храма постоянно выделяет влагу, мрамор плачет вот уже полторы тысячи лет, неизменно считаясь чудом как и у православных, так после и у мусульман. Разве только менялись легенды о причинах. В 11 веке рядом с колонной явился Григорий Чудотворец — после этого камень стал выделять целительные слезы. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Вот уже шестьсот лет огромный купол Святой Софии слушает шепот миллионов, пришедших просит чуда к плачущей колонне.
В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно. В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду. Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади в Москве без экскурсии — 700 рублей. Но это музеи, и служба здесь проходит лишь в некоторых храмах и то по праздникам. Комментирует российский религиовед, историк, журналист Алексей Юдин: Алексей Юдин российский религиовед, историк, журналист «За посещение церкви как культурного мемориала, как памятника и достояния берут деньги, которые идут на содержание, коммуналку, на реставрацию. Конечно, это не окупает все полностью, но тем не менее это необходимая мера, и какую-то часть расходов она покрывает, но при этом часы богослужений открыты для всех, для молящихся. Если заходят экскурсионные группы, есть специальные люди, которые говорят, что пройти можно до определенной черты, а дальше — только на молитву. У Айя-Софии очень серьезные проблемы с реставрацией. Это связано с сыростью, которая идет снизу. С фресками понятно — они решили это по-своему, сняли и так далее. Видимо, они решили таким путем решить часть проблем.
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений
Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине).
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже.
Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия.
Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор.
Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится.
Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора.
Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь.
Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса. Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров.
Оглядываемся назад на императорские ворота 9. Слева и справа видим две мраморные вазы 11 , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов 7,5 метров в диаметре , на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов.
Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений — 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.
Исламские медальоны 7,5 метров. Надписи выполнены на коже. Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион 12 и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные.
Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение — что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина 13. Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб 15 — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар 14 — высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.
Омфалион Центр Мира : здесь короновали византийских императоров. Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна 10 , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно.
По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков. Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека 17 султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана.
Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон. Подъём по лестнице без ступеней рампе на второй этаж собора.
Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами.
Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили. Не остановится и турецкая власть — ведь ей сейчас незачем останавливаться. Люди со смыслами — в отличие от людей без смыслов — всегда имеют за спиной дополнительную опору и перед собою — щит. Они всегда могут провести линию, сказать, что выходящее за нее оскорбляет их чувства, и понемногу, по мере привыкания публики, эту линию двигать. Прямо пользуясь тем, что за ними признано, что они эти чувства имеют и «могут обидеться». Чувства других? Не знаем, не слышали… что ж ты так поздно сказал, дорогой?..
Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69].
Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71].
Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.
Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке.
Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77].
Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году.
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер.
Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80].
Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости.
Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол.
Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей.
Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.
Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс: Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон.
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. В Стамбуле идут последние приготовления к ликвидации одного из главных городских музеев – собора Святой Софии.