Замерзает Байкал поздно, в начале января, толщина льда бывает примерно один метр, но местами достигает и двух метров.
Все про лед Байкала: пузырьки, узоры, торосы. Где найти?
На лед укладывали металлические рельсы и предполагали перевозить по ним железнодорожные вагоны с западного на восточный берег, однако планы оправдались не в полной мере. Вес паровозов оказался слишком велик, и перед перевозкой их приходилось разбирать, а использовать в качестве основной рабочей силы не паровую, а конную тягу, — рассказывает сотрудник лаборатории гидрохимии и химии атмосферы ЛИН СО РАН Максим Шиховцев. В итоге за месяц активной эксплуатации по зимнему рельсовому пути через Байкал было перевезено более 2 тысяч вагонов и 65 паровозов, что стало беспрецедентным случаем реализации инженерной мысли.
Трещины в 2-3 метра шириной, которые разрывают лёд на отдельные поля и могут тянуться на десятки километров, называют «становыми». Они обычно появляются в одних и тех же районах озера. Благодаря трещинам байкальские рыбы зимой не гибнут от недостатка кислорода под толстым слоем льда. А ещё именно они создают тот характерный рисунок, по которому можно безошибочно узнать фотографии с зимнего Байкала.
Метровый слой льда покрывает почти всю поверхность Байкала, а в заливах его толщина может быть полтора-два метра. На мелководье вода промерзает до самого дна. Лёд настолько крепкий материал, что в морозные дореволюционные годы по льду озера пускали временную железную дорогу, а сейчас на Байкале проводят первый в мире фестиваль экстремальных видов спорта на льду. Открытый лёд — самый надёжный. Чем больше снега, тем он тоньше. Вес автомобиля может выдержать лёд толщиной и в 40-50 сантиметров.
В зимний сезон на машине можно добраться в обычно труднодоступные для автомобилистов места. Например, на остров Ольхон летом можно попасть, только проведя несколько часов в очереди на паром. Если лёд гладкий и не покрыт снегом, тормозной путь после разгона до 100 километров в час составит больше пяти километров!
Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — в два раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед. Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров.
Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м.
Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь.
Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р.
Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега. Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос.
Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной.
Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника. Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье.
Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы. У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая.
Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду. Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода.
В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед.
Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г. Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет. Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней.
На конькобежном марафоне 2012 г. Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют.
Там часто возникают сильные ветра, которые выдувают снег до последней снежинки. Это делает лед чистым, не давая оседать на нем посторонним частичкам.
Чтобы увидеть это байкальское чудо, необходимо приезжать на озеро в конце декабря и до средины января. В это время толщина льда на Байкале будет идеальной для безопасных прогулок. Метановые пузыри — где искать и когда их можно увидеть? Одно из самых чудесных явлений природы Байкала — метановые пузыри.
Смотрится это потрясающе. Даже может показаться, что здесь без магии не обошлось. На самом деле всему есть объяснение: метан, который находится на дне озера, поднимается на поверхность и замерзает под воздействием низких температур. В результате появляются необычные шарики, застывающие один за другим.
Выглядит, словно под водой кто-то выдул мыльные пузыри и мгновенно заморозил их. Байкал зимой прекрасен — его лед постоянно меняется. А с пузырьками и трещинками внутри он превращается в какой-то диковинный подводный пейзаж. Только важно помнить, что если метановый пузырь прорвется, то он может взорваться.
Чтобы увидеть это удивительное явление и сделать фото красивого льда Байкала, стоит приехать сюда в конце января и начале февраля. Сокуи и гроты — игольчатый лед на Байкале Самые красивые фото на Байкале получаются в местах с сосульками. Они образуют целые гроты, внутри которых темно. Выглядит это волшебно.
Почему на Байкале возникают камни на «ножках» изо льда?
Метровый слой льда покрывает почти всю поверхность Байкала, а в заливах его толщина может быть полтора-два метра. В Ольхонском районе в Усть-Ангинском заливе Байкала лед толщиной 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров. В районе Бугульдейки толщина льда не превышается 30-35 сантиметров. В Слюдянском районе толщина льда на озере Байкал составляет от 2 до 15 см. В конце зимы из-за движения льда на поверхности Байкала образуются торосы — причудливые айсберги высотой до 12 метров.
Ледовые дороги Байкала
7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций. В Ольхонском районе в Усть-Ангинском заливе Байкала лед толщиной 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров. Зимой 2022–2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них – полные. Зимой лёд Байкала неописуем — озеро сковывает толстый слой ледяного стекла, толщина которого на некоторых участках достигает 2-х метров. уточнили в МЧС Бурятии.
Сотни туристов приехали полюбоваться на лед замерзшего озера Байкал в Иркутске
Однако, такие эксперименты не безопасны. Если метана скопилось достаточно много, то может произойти небольшой взрыв — в прошлом подобные явления приписывали мистическим свойствам озера. Где искать всю эту красоту? Лучшими местами, где можно найти чистый прозрачный лед на Байкале, обычно называют пролив Малое Море и заливы острова Ольхон. Дующие там ветра сметают весь снег со льда и можно наблюдать прозрачный лед Байкала во всем его великолепии. Скопление метановых пузырьков можно поискать возле села Большое Голоустное, в бухте Песчаной, у поселка Бугульдейка и на озере Ханхой на острове Ольхон. Остров Ольхон Одно из самых популярных и красивых мест на зимнем Байкале — это остров Ольхон. Ледяные пещеры можно найти вдоль мыса Хобой. Виды там, действительно, захватывающие: застывшие волны, бывает, достигают более 30 метров в высоту. Байкал славится скалой Шаманкой, которая находится на мысе Бурхан там же — на Ольхоне.
Зимой большая её часть покрывается льдом, а неподалеку можно найти красивейшие гроты. Урочище Узуры на острове Ольхон — место особенное. Здесь шикарные ледяные торосы, прозрачный лед, и невероятные рассветы — льдины начинают блестеть, сверкать и переливаться то оранжевым, то розовым, то багровым. Лёд и пламя во всем великолепии. А сразу после рассвета начинаешь замечать и все трещины, узоры и многослойость льда. Малое море Малым морем называется та часть Байкала, которая находится между материком и островом Ольхон.
Зимой фиксировались температуры выше климатической нормы. Например, в январе было до шести градусов теплее, чем обычно. В феврале были дни, когда температура воздуха превышала норму на 9-11 градусов. Морозы этой зимой в регионе были непродолжительными.
Ледовая переправа, проходящая по льду Байкала и соединяющая остров Ольхон с материком, в 2022 году открылась 18 февраля - на неделю позже, чем в предыдущие два года.
Также лед частично заметен снегом. В заливе Мухор — до 75 сантиметров. В проливе Малое Море — становая трещина от мыса Улан-Хада в двух направлениях: в сторону Сармы и Ольхонских ворот, имеются разрывы. Толщина льда — до 50 сантиметров, — добавили в ведомстве. У истока Ангары в Иркутском районе — вода, а вот в Ангарском районе идет ледоход, имеется кромка в районе станции Суховская. В Усольском районе толщина льда на Ангаре в границах города — 30—35 сантиметров. На реке Лене в Жигаловском районе толщина льда — от 50 до 120 сантиметров, в Киренском районе — 45—60 сантиметров, в Усть-Кутском — от 30 до 40 сантиметров.
На Братском водохранилище в Усть-Илимском районе — лед толщиной 50—70 сантиметров. В Братском районе в черте города в заливах — 50—60 сантиметров, по району — до 80 сантиметров, на расширениях 40—50 сантиметров.
В связи с этим лёд на озере не набрал достаточного объема и прочности. В разных районах толщина составляет от 15 до 70 см. Такие показатели считаются аномальными. Также на озере образуются широкие трещины протяжённостью до 10 км.
Священный Байкал
Лёд на Байкале встаёт только в январе. На Байкале исследовано состояние льда: какое оно в популярных у туристов зонах, передает ФедералПресс. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод — на 453 метра выше. Лёд на Байкале встаёт только в январе. Лед в среднем имеет толщину около метра, что позволяет легко проехать легковым и грузовым автомобилям. К марту толщина льда достигает одного метра.
7 причин, почему такого льда, как на Байкале, нет больше нигде
Это огромная черепаха, голова и лапы у нее ледяные, а панцирем служат скалы, камни и земля. Гyляя пo пapкy, мoжнo yвидeть дpaкoнoв, тpoллeй, pycaлкy, а в гротах и pacщeлинax заметить разные ледяные фигурки. Парк начал работать 13 февраля, но уже сейчас, в начале марта, скульптуры начали подтаивать, лед приобрел грязно-коричневый оттенок. Жизнь ледовых скульптур коротка, уже к концу марта они практически растают и постепенно снова превратятся в байкальские волны. После ледовых фигур мы поехали к скале Шаманка. Она есть на всех календарях и буклетах, посвященных Байкалу, но, как правило, в летнем варианте. Эта скала тоже считается местом силы, именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон. К сожалению, время не позволяло нам подняться наверх и сверху увидеть привычные очертания скалы.
Удалось только издалека сфотографировать 13 сэргэ, это столбы для коновязи, священное место для каждого жителя Байкала. Каждый из сэргэ обвязан разноцветными кусками ткани, призванными донести просьбы богам. После Шаманки поехали к мысу «Три брата». Это высокий скальный массив, отвесно обрывающийся в воды Байкала. Еще его называют «Белый Мыс» по-бурятски Саган-Хушун , возможно из-за того, что горные породы, образующие мыс, имеют светло-серый и почти белый цвет. Скалы этого мыса покрыты красным лишайником и смотрятся не белыми, а рыже-красными. Склоны небольших бухточек между скалами-братьями покрыты красивейшим наплесковым льдом на многометровую высоту.
Можно представить, как поздней осенью в морозную погоду штормовые волны Байкала разбивались о скалы тысячами брызг и постепенно застывали, образуя причудливые ледяные фигуры. Ледяные наплески здесь настолько красивы, что мы не могли оторваться от них и пойти к машинам. В каждом новом гроте обнаруживались новые красоты, которые так хотелось запечатлеть на фото. Но уже наступил вечер, солнце начало прятаться за горизонтом, и пришлось срочно паковаться в машины и ехать обратно. Впереди нас ждало 60 км пути, которые хотелось пройти без неожиданностей и экстрима. Но, увы, это Байкал, и без экстрима он не хотел нас отпускать. Трещина, через которую мы удачно проехали днем, стала шире, наша машина с разгона проскочила через нее, а для остальных пришлось прокладывать новый путь.
Большие опасения были за легковой автомобиль, который ехал с нами. И не напрасно — все «буханки» преодолели трещину успешно, а легковушка погнула обе передние стойки. До берега она кое-как доехала, но ремонт предстоял серьезный. Уже почти в самом конце пути наша машина слегка сбилась с пути и застряла в глубоком снегу. Пришлось снова вытягивать ее тросами. В общем, когда мы оказались на берегу, все дружно закричали «Земля»! Этот длинный день закончился, остались только множество фото и воспоминаний о нереальном, фантастическом байкальском льде.
День четвертый. По всем прогнозам сегодняшний день должен быть единственным солнечным днем в нашей поездке, и, конечно же, его нужно было использовать для посещения Чивыркуйского залива. Радовало, что для этого нам не нужны турфирмы, мы могли ехать на своем автомобиле. И вот, после вкусного завтрака мы едем на Чивыркуй! Перед въездом в национальный парк зарегистрировались, показали пенсионные удостоверения и, рассказав, что мы здесь уже далеко не первый раз, получили бесплатный пропуск на весь год. Дорога по Святому Носу вызвала прямо-таки ностальгические воспоминания. Проезжали знакомые стоянки, места, где столько раз отдыхали летом и, конечно, любовались очертаниями полуострова.
Особенно привлекала взгляд гора Маркова, вот она, прямо за моей спиной. Мы были там трижды в разные годы, есть что вспомнить! Дорога по полуострову зимой отличная, пожалуй, даже лучше, чем летом. После поворота от Глинки на Монахово она не ухудшилась, только снега в лесу стало больше. Вот, наконец, и Монахово. Навесы для отдыхающих стоят ровной полоской среди снежной равнины, не видно, где заканчивается суша и начинается Байкал. А вот и съезд на лед.
Дорога раздваивается, мы едем по правой, решив, что левая пойдет к близлежащим деревням. Качество дороги просто поразило — ровная, очищенная от снега, с указателями и вехами по обе стороны. Подъехали к острову Малый Колтыгей, его еще называют остров Голый. Судя по накатанности дороги, именно сюда возят туристов на экскурсии. Мы не ошиблись, это действительно был тот самый остров с гротами, сосульками, сказочными наплесками и прочими красотами зимнего Чивыркуя. Это, видимо, самый большой грот этого островка, и самый живописный. Огромные ледяные сталактиты, кружевные занавеси из длинных тонких сосулек, суровая каменная внутренность грота, которую не увидишь летом — все это было просто сказкой!
Опять приходилось бороться с желанием сфотографировать каждую ледяную композицию. Впрочем, обманываю, мы фотографировали все подряд, и фотоаппаратом, и телефонами, а бороться с желанием показать все заснятое приходится сейчас, когда я пишу это отчет. Многие гроты малозаметны, в них нужно осторожно заползать, чтобы не разрушить ледяную шторку На самом острове множество деревьев с гнездами бакланов. Проплывая летом мимо острова на лодке, мы видели, что остров голый, без растительности. Вернее, растительность есть, но вся она давно зacоxла из-зa ядoвитoгo пoмeтa птиц, и бакланы гнездятся на сухих мертвых деревьях. День выдался действительно замечательным, огромное голубое небо, яркое солнце, подчеркивающее всю красоту наплесков, и прозрачный воздух, позволяющий видеть все самые далекие пейзажи. Нам повезло, мы оказались на Чивыркуе гораздо раньше, чем сюда приезжают экскурсии, поэтому нам никто не мешал любоваться его красотами.
По этой же причине мы поехали в бухту Змеевую, чтобы успеть искупаться в горячих ваннах без толп туристов. При входе к купальням нас остановили предупредительные плакаты. Первая ванна самая горячая, летом в ней купаться некомфортно, но весной вода оказалась очень приятной. Очень удобно расположена раздевалка, совсем рядом от ванны, все вещи на виду. На источниках было так тепло, что мы купались, пожалуй, даже дольше положенного, выходили из воды, фотографировали друг друга и снова грелись в ваннах. Жаль, что источники далеко от Горячинска, хотелось бы посещать их каждый день. На обратном пути смотрели на скалистые берега и острова Чивыркуя, так хорошо знакомые по летним путешествиям.
Нам еще предстояло подняться на гору около Монахово. Сейчас туда проложили металлическую лестницу, очень удобную, с пологим подъемом. На смотровых площадках стоят баннеры с различной информацией о Забайкальском национальном парке. С вершины Чивыркуйский залив смотрится, как огромная ровная снежная долина. На обратном пути остановились у речки Буртуй. Видимо, здесь останавливаются все экскурсии. Оборудована беседка для отдыха, стоят обо — место поклонения духам местности.
Вэб-камера вид на переправу на Ольхон Ледовая переправа на остров Ольхон закрыта! Всем, кто приехал на личном транспорте необходимо выехать до этой даты. Напомню, открыли в этом году переправу 10 февраля. Закрывают раньше обычных сроков из-за сильного повышения температура много промоин и трещин.
Не могу не отметить, что видна некоторая инициатива создания инфраструктуры на Хобое, где появились настилы, ограждения, щитки для информационных стендов, но самих информационных материалов не появилось. Тем не менее, там нет ни одной урны, туалеты ужасные! Почему этого не делает нацпарк, хотя деньги за въезд собирают, для меня это загадка?! Ведь создание инфраструктуры — это прямая обязанность нацпарка. Это наболевшая тема. В задачи нацпарка входит, в том числе, развитие туризма на подчиненной им территории.
Такое неожиданное введение нормы с запретом выезда на лед — прямо противоречит этой функции. Второй момент: даже если бы об этом стало известно заранее, сейчас технически невозможно пересадить всех туристов на хивусы, так как такого количества судов на воздушных подушках в регионе просто нет. Поэтому считаю, что подобные меры надо вводить постепенно, обдуманно, взвешенно, а также предлагать альтернативы. Например, в виде официальных промаркированных ледовых дорог до основных туристических достопримечательностей. Неофициальную — потому, что на сайте ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» я как ни старался, найти информацию именно про выезд на лед не смог. Поэтому и комментарий мой со слов третьих лиц — журналистов, разместивших в СМИ новость. Итак, что удалось уяснить? Накануне для граждан ввели следующие тарифы: 50 рублей для жителей Иркутской области, 100 рублей — для всех остальных». Смутило слово «теперь». В соответствии с ним как раз суммы в 100 и 50 рублей и были утверждены.
Никакого нового приказа на этот счет я не нашел. Хотя он должен быть согласован Минприроды России и опубликован. Но он не определяет суммы, взимаемые администрацией парка. А лишь говорит, что размер платы устанавливается для каждого национального парка. Что и было сделано в 2017 году. Итак, делаем вывод, что приказ давний. По нему уже 2 года платят все желающие попасть на север острова Ольхон дальше деревни Харанцы. Почему он вдруг распространился на лёд? Почему именно сейчас? Если приказ действует с 2017 года — не ясно.
Ответить может только руководство Заповедного Прибайкалья. В связи с чем, имеются основания брать плату за посещение. На наш взгляд, вывод это неверный, он противоречит положениям Водного кодекса РФ, согласно которому так называемые поверхностные водные объекты, к которым относится и озеро Байкал, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. И каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Байкальский лед стал особенно популярным в последние годы. Зеркальная гладь без трещин идеальна для катания на коньках, фантастически смотрится на фотографиях.
Многие туристы специально приезжают, чтобы увидеть самый большой каток в мире. Порывы ветра на Байкале могут достигать 60 метров в секунду.
На Байкале сейчас можно наблюдать самое необычное и красивое явление - становление льда
Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод — на 453 метра выше. Лед на озере Байкал. Причины позднего замерзания Байкала. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже. Но меня пытались успокоить: толщина льда на Байкале 1,5-2 метра. Вся проблема заключается в том, что встаёт крепкий лёд на Байкале зимой довольно-таки поздно по меркам прочих российских водоёмов.
Толщина льда на озере Байкал отмечается на 13-27 см меньше нормы
Формирование льда на Байкале стартует в конце декабря – начале января, достигая максимальной толщины к середине февраля – началу марта. Хрустальная красота льда Байкала быстро изменяется. Причина в высоких дневных температурах (на юге озера до +10С) и характерных для. Лед на озере Байкал. Причины позднего замерзания Байкала. Лёд на Байкале настолько прочный, что по нему спокойно ездят внедорожники, а в 1904 году даже. Лёд на Байкале непостоянен: он регулярно меняет свой вид, реагируя на изменения погоды. Лёд на Байкале встаёт только в январе.