Новости походы на волжскую булгарию

БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. 13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией). С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье.

Другие выпуски программы

  • Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье
  • Изге Болгар җыены 2024
  • Пять сыновей великого хана
  • Цикл статей "Западный поход монголов" | История и культура Евразии | Дзен
  • Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
  • Поход на волжскую булгарию

Поход на волжскую булгарию

Не татарского, а булгарского. Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский.

А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел.

И одна из них — князь булгарский. Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом.

С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть.

После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее. Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию.

Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами.

И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами. Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н.

Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было.

Откуда же взялись татары после XIX века? История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали».

И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха.

В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг.

Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии.

Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни.

Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию.

Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь.

Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т.

Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г.

Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло?

Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским.

Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма.

Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г.

Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости.

И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом.

Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди.

В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов.

Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской.

В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.

Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии.

Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой. Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава.

После смерти хана Кубрата территории государства были поделены между пятью его сыновьями, и очень скоро оказались завоеваны хазарами. Легенда выделяет двух из пяти сыновей — Аспаруха и Котрага. Первый считается основателем современной Болгарии на Черном море, второй — Волжской Булгарии. Именно памятник Котрагу и приехал на днях в Булгарию, на предполагаемые южные рубежи средневекового государства. Памятник не человеку, а событию - Границы территорий в Средние века были подвижными, поэтому мы можем говорить, что через Самарскую Луку и, в частности, современное село Ширяево они тоже проходили. Здесь, к примеру, вполне могла быть таможня и караван-базар, - рассказал корреспонденту «КП-Самара» председатель культурно-исторического фонда «Булгарское наследие» Гумар Батршин. Историческую площадку на Поповой горе фонд начал обустраивать еще несколько лет назад. Появилась скульптура «Летящий барс», памятный знак к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, отмечавшемуся в 2022 году. Но затем появился вариант с памятником хану Котрагу. Конечно, нет точных исторических сведений, что именно он основал здесь государство, многое опирается на легенды.

Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты». Поэтому площадь возле Национально-культурного центра НКЦ города Казани, где установлен памятник свободе «Хоррият», названа его именем — площадь Султангалиева. Но такое явление в России никого не удивляет. Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП б в январе 1920г. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание булгарского народа против «безбожного» имени «татары». Это восстание известно под названием «Вилочное восстание». Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 гг. Опять умерло много народа. Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени. Так большевики расправились с духом независимости булгарского народа. В это время в Тамбовской области подавлял восстание крестьян М. Акт насильственного навязывания волжским булгарам позорной клички «татары» в качестве национального имени совершился. Эту дату — 27 мая 1920г — можно считать датой исчезновения волжских булгар и появления казанских татар. После образования Татарской АССР всех булгар официально стали называть татарами, булгарскую культуру — татарской культурой, а булгарский язык — татарским языком. Вот откуда появились татары: не из Монголии они перекочевали, а искусственно созданы декретом Ленина. Так и написано: в Казанской губернии. Действительно, Ленин был гений.

Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376

Война с булгарами 1120 г.: страница истории, о которой стесняются писать правду. | Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G.
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
Монгольское завоевание Волжской Булгарии После того, как монголы покинули Волжскую Булгарию, чтобы завоевать русских, булгары восстали во главе со знатью.
Поход князя Святослава на Булгар Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году.
Русский поход на Булгар в 1399 г. В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников.

Война с булгарами 1120 г.

Нападение 1219 года было беспрецедентным вторжением булгар в русские земли за десятилетия. И оно не могло остаться без ответа. Поход, организованный Георгием Всеволодовичем в следующем году, и был такой акцией возмездия. В 1220 году по приказу владимирского князя его брат Святослав возглавил поход коалиционных сил на Ошель. Операция скрытно готовилась всю зиму, а в конце весны внезапно для противника русская рать выступила. Рассказ об этом походе, который имел прямое отношение к истории основания Нижнего Новгорода, можно прочесть в Лаврентьевской летописи под 6728 годом мартовским, что соответствует 1220 году. И когда пришел Святослав под город Ошел, и вышли из ладей все полки пешие, увидев же это безбожные болгары, скоро поспев, кто на конях, а иные пешие, устремились в бой и вышли из города навстречу. Наши же, силою креста честного укрепляемые, пошли против них, стреляя в них. Они же, забежав за оплот, бились крепко.

Наши же, рассекши оплот, вбили их в город их и взяли его на щит. И помог Бог Святославу месяца июня в 15 день, на память святого Амоса». Судя по детальному описанию событий, автор либо сам участвовал в походе, либо писал со слов непосредственных участников. Другие летописи сохранили еще более детальное описание этих событий. Из них мы выясняем, что Георгий организовал масштабную военную операцию, направив Святослава Всеволодовича на булгар «волжских и камских, и с ним послал полки свои, а воеводство поручил Еремею Глебовичу. А брат его, князь Ярослав Всеволодович, своего воеводу послал со своим воинством в помощь, а племянник его, князь Василько Константинович, послал воеводу своего со своими ростовцами и с устюжанами в помощь. Послал же князь великий Юрий Всеволодович и к муромским князьям, велев им послать сынов своих. И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь.

И встретились все на Волге, в устье Оки, на насадах и в ладьях». То есть пунктом сбора войск стало как раз то место, где и расположится Нижний Новгород. Подробный перечень полков, князей и воевод, маршрутов движения свидетельствует о хорошей осведомленности составителя летописной статьи. На это же указывает и обилие подробностей в описании взятия Святославом булгарского города Ошел». Кузнецов считает, что «замысел комбинированного удара по Булгарии, возможно, строился на опыте похода 1183 года». Летописец продолжал повествование: «И оттуда пошли вниз, и были они на Исадах против Ошлы, и вышли на берег». А теперь предложим немного рассказать об этом походе Святослава Всеволодовича летописям и нашим прославленным историкам прошлого. Начнет Соловьев: «Святослав выстроил войско: ростовский полк поставил по правую руку, переяславский — по левую, а сам стал с муромскими князьями посередине и в таком порядке двинулся к лесу, оставив один полк у лодок.

Прошедши лес, русские полки вышли на поле к городу; здесь были они встречены болгарскою конницею, которая, постоявши немного, пустила в наших по стреле и помчалась к городу; Святослав двинулся за нею и осадил Ошел. Около города был сделан острог, огороженный крепким дубовым тыном, за острогом были еще два укрепления и между ними вал: по этому валу бегали осажденные и бились с русскими». Усилия по обороне города были напрасными. И посекли тын, рассекли оплоты, и зажгли их, и они побежали в город, и гнали их, и секли до города. Потом окружили город отовсюду и зажгли его, и был дым силен. И потянул ветер с города на полки Святослава, и не было видно людей в дыму, и нельзя было терпеть дыма и зноя, особенно же — безволия, тогда отступили от города и сели отдохнуть от многого труда. Святослав сказал: - Пойдем с подветренной стороны на другую сторону города.

Откуда есть пошла Земля Нижегородская 1221-й. Начали военные действия булгары, очевидно, наслышанные о междоусобицах и ослаблении княжеской власти во Владимире.

В 1219 году булгары произвели набег на русские земли. По левому берегу Волги они прошли до Устюга, который принадлежал княжившему в Ростове Васильку Константиновичу. Затем разорили селения по берегам реки Унжи и осадили город Унжу, к которому подходили границы городецкой земли. В изложении Храмцовского это выглядело так: «Болгары и мордва за разорение земель своих старались отмщать владетелям Низовья также разорением земель их. Но ненадолго! Похоже, это был набег с целью грабежа небольшими силами. Пудалов подметил, что Унжа, никогда не являвшаяся мощной крепостью, все-таки сумела отбиться от врагов. Как бы то ни было, успех нападавших остался ограниченным: Устюг был захвачен "лестью" то есть обманом и, видимо, вскоре освобожден либо оставлен булгарами , судя по упоминанию активно действовавшего устюжского полка в следующем году». Пудалов также считает, что летописные сообщения дают основание говорить об изменении роли Городца.

Под 1219 г. Цель основания этих городов очевидна: Юрьевец контролировал устье реки Унжи, при впадении ее в Волгу, а город Унжа стоял на речном пути, который вел через р. Юг к Устюгу и на Двину "за Волокъ". Территориальная близость городов, связанных между собою удобными путями сообщения, позволяет считать, что Унжа и Юрьевец административно были подчинены Городцу». Нападение 1219 года было беспрецедентным вторжением булгар в русские земли за десятилетия. И оно не могло остаться без ответа. Поход, организованный Георгием Всеволодовичем в следующем году, и был такой акцией возмездия. В 1220 году по приказу владимирского князя его брат Святослав возглавил поход коалиционных сил на Ошель. Операция скрытно готовилась всю зиму, а в конце весны внезапно для противника русская рать выступила.

Рассказ об этом походе, который имел прямое отношение к истории основания Нижнего Новгорода, можно прочесть в Лаврентьевской летописи под 6728 годом мартовским, что соответствует 1220 году. И когда пришел Святослав под город Ошел, и вышли из ладей все полки пешие, увидев же это безбожные болгары, скоро поспев, кто на конях, а иные пешие, устремились в бой и вышли из города навстречу. Наши же, силою креста честного укрепляемые, пошли против них, стреляя в них. Они же, забежав за оплот, бились крепко. Наши же, рассекши оплот, вбили их в город их и взяли его на щит. И помог Бог Святославу месяца июня в 15 день, на память святого Амоса». Судя по детальному описанию событий, автор либо сам участвовал в походе, либо писал со слов непосредственных участников. Другие летописи сохранили еще более детальное описание этих событий. Из них мы выясняем, что Георгий организовал масштабную военную операцию, направив Святослава Всеволодовича на булгар «волжских и камских, и с ним послал полки свои, а воеводство поручил Еремею Глебовичу.

А брат его, князь Ярослав Всеволодович, своего воеводу послал со своим воинством в помощь, а племянник его, князь Василько Константинович, послал воеводу своего со своими ростовцами и с устюжанами в помощь. Послал же князь великий Юрий Всеволодович и к муромским князьям, велев им послать сынов своих. И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь.

Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной.

По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии?

Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети. Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями.

Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности.

Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде. Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников.

Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала. Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар. Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся.

Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке. Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей.

Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии.

Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси

Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи.

Последний бой Волжской Булгарии

Поход на волжских булгар в 1376 году Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G.
Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год.
Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар Русские походы на бывшую Волжскую Булгарию (уже в составе Золотой Орды) продолжались и позже.
Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием.
Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа.

Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси

13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией). Походы князя Святослава Игоревича к племени вятичей Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов После разгрома Булгара русы начали справляться вниз по волге и разорили земли племён буртасов. В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю.

Поход на волжских булгар в 1376 году

Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились.

Образование государства

  • Поход на Волжскую Булгарию. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв.
  • Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
  • Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
  • Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
  • Поход на волжских булгар в 1376 году

1183 год. Крестовый поход на Волге

Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу.

Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил. В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия. Смерть и канонизация Святой благоверный князь Андрей Боголюбский икона Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня1174 г. Легенда гласит, что заговорщики бояре Кучковичи сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя.

Один из них постучал.

Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, им приходилось платить дань. Многие племена потеряли свои национальные качества. Произошло их растворение в жителях Булгарии.

Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши. Автор Равиль Загидуллин Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы. В Болгар на автобусе: групповая экскурсия Занятия и обычаи булгар Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами.

Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота.

Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей. Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий.

Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку!

Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами.

В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне.

У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше.

В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. Поход За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство». Однако, по словам летописца, русские«…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них».

Наши же, рассекши оплот, вбили их в город их и взяли его на щит. И помог Бог Святославу месяца июня в 15 день, на память святого Амоса». Судя по детальному описанию событий, автор либо сам участвовал в походе, либо писал со слов непосредственных участников. Другие летописи сохранили еще более детальное описание этих событий. Из них мы выясняем, что Георгий организовал масштабную военную операцию, направив Святослава Всеволодовича на булгар «волжских и камских, и с ним послал полки свои, а воеводство поручил Еремею Глебовичу. А брат его, князь Ярослав Всеволодович, своего воеводу послал со своим воинством в помощь, а племянник его, князь Василько Константинович, послал воеводу своего со своими ростовцами и с устюжанами в помощь. Послал же князь великий Юрий Всеволодович и к муромским князьям, велев им послать сынов своих. И послал Давид сына своего Святослава, а Юрий Олега, с дружинами своими в помощь. И встретились все на Волге, в устье Оки, на насадах и в ладьях». То есть пунктом сбора войск стало как раз то место, где и расположится Нижний Новгород. Подробный перечень полков, князей и воевод, маршрутов движения свидетельствует о хорошей осведомленности составителя летописной статьи. На это же указывает и обилие подробностей в описании взятия Святославом булгарского города Ошел». Кузнецов считает, что «замысел комбинированного удара по Булгарии, возможно, строился на опыте похода 1183 года». Летописец продолжал повествование: «И оттуда пошли вниз, и были они на Исадах против Ошлы, и вышли на берег». А теперь предложим немного рассказать об этом походе Святослава Всеволодовича летописям и нашим прославленным историкам прошлого. Начнет Соловьев: «Святослав выстроил войско: ростовский полк поставил по правую руку, переяславский — по левую, а сам стал с муромскими князьями посередине и в таком порядке двинулся к лесу, оставив один полк у лодок. Прошедши лес, русские полки вышли на поле к городу; здесь были они встречены болгарскою конницею, которая, постоявши немного, пустила в наших по стреле и помчалась к городу; Святослав двинулся за нею и осадил Ошел. Около города был сделан острог, огороженный крепким дубовым тыном, за острогом были еще два укрепления и между ними вал: по этому валу бегали осажденные и бились с русскими». Усилия по обороне города были напрасными. И посекли тын, рассекли оплоты, и зажгли их, и они побежали в город, и гнали их, и секли до города. Потом окружили город отовсюду и зажгли его, и был дым силен. И потянул ветер с города на полки Святослава, и не было видно людей в дыму, и нельзя было терпеть дыма и зноя, особенно же — безволия, тогда отступили от города и сели отдохнуть от многого труда. Святослав сказал: - Пойдем с подветренной стороны на другую сторону города. И они, встав, пошли на ту сторону города, и, придя, встали против ворот города. И сказал им князь: - Братья и дружина! Сегодня нам одно предстоит — или добро, или зло, двинемся быстрее. И пошел сам князь впереди всех к городу. Видевшие это его воины все устремились быстро к городу. Посекли тын и оплоты и с той стороны его зажгли, а болгары побежали в город, они же погнали их, секуще». Историю разорения Ошела, которое летописи датируют 15 июня 1220 года, доверим перу Карамзина: «Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрою рекою; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян; только Князь Болгарский и некоторые его всадники спаслися бегством. Другие, не требуя пощады, убивали жен, детей своих и самых себя или сделались жертвою пламени, вместе со многими Россиянами, искавшими добычи в городе. Святослав, видя там наконец одни кучи дымящегося пепла, удалился, провождаемый толпами пленников, большею частию жен и младенцев».

Смерть и канонизация

  • Цикл статей "Западный поход монголов"
  • Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | это... Что такое Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)?
  • Походы в Волжскую Булгарию
  • Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
  • Смотрите также

Поход князя Святослава на Булгар

После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей. В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии.

Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси

Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. Походы в Волжскую Булгарию 1 глава. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием.

Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376

Мюллер [de] , М. Артамонов , М. Левченко и др. Кроме того, по мнению С. Толстова , предположение дунайского направления похода недопустимо, так как этому противоречит контекст летописи, где вслед за описанием похода появляются «болгаре веры бохъмиче» ислам [10]. Вопреки утверждению о низком благосостоянии Волжской Булгарии, ряд исследователей отмечали, что волжские булгары, проживавшие на важном участке торгового пути, в то время были достаточно промышленным и зажиточным народом, находившимся на достаточно высоком для того времени экономическом уровне [13] [14] [73] [74]. Рыбаков , ранее высказывавший мнение о дунайском направлении похода [69] , позднее всё-таки согласился с тем, что это были именно волжские только нижневолжские, или низовские булгары [75] [72]. Новейшие исследования[ править править код ] Вследствие появления новейших исторических и археологических результатов исследований у современных историков фактически не осталось сомнений в том, что поход был совершён именно на волжских булгар [29] [16] [76] [77] [24] [26] [78] [79] [80]. В зарубежной же литературе версия о походе на дунайских болгар практически не рассматривается [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]. Фахрутдинов [29] , Ф. Гарипова [88] , Л.

Макаров [89] , Р. Бариев [90] и другие исследователи всецело подтверждают результаты исследований лексических материалов восточных языков востоковеда В. Григорьева , опубликованные в 1876 году, согласно которым этноним «серебряные» в то время относился к нукратским булгарам , населявшим Прикамье , предположительно близ серебряных рудников, от которых и получили своё имя «нукрат», в переводе с арабского — серебро [91] [72]. Что касается экономического состояния Волжской Булгарии, то в то время у неё уже была сложившаяся система пашенного земледелия, ремёсел и торговли. Весьма важное значение для определения направления похода имеет упоминание летописями о хмеле и обуви. В Поволжье издревле было известно о свойствах хмеля, где и по нынешнее время хмелеводство составляет одну из важных отраслей экономического развития региона. На гербе Чувашской республики присутствуют листья и шишки хмеля [92]. В то время как хмелеводство очень развито в Центральной Европе в частности Германии и Чехии , в Болгарии оно практически не развивается [47]. Также у поволжских татар до нынешнего времени сохранилась традиция видеть в растении хмеля символ дружбы [5] [75]. Вопрос о сапогах пленных также требует отдельного рассмотрения.

В то время в Волжской Булгарии широко было развито кожевенное дело [93]. При этом среди прочих сортов кожи, особой популярностью пользовалась булгарская юфть , изготовляемая именно для обуви. Данный сорт кожи и в нынешнее время выпускается в Средней Азии под названием «булгари» [94] [47]. Основу экономического благосостояния Волжской Булгарии составляла десятина, взимавшаяся за провоз товаров из Европы на восток и в обратном направлении [95]. Относительно участия Руси в Болгаро-византийской войне Н. Милютенко отмечала, что на этот счёт ни в византийских хрониках, ни у Степаноса Таронеци Асохик нет известий, прямо указывающих на их участие [96]. Новосельцев сделал предположение, что поход мог быть совершён против приазовских чёрных болгар [97].

Его предложение было одобрено, и тумены Субэдэя и Джэбэ прорываются через Кавказ в степную зону Северного Кавказа и Причерноморья и нападают на западных кыпчаков половцев [33]. Одновременно с наступлением Субэдэя и Джэбэ из Передней Азии на Северный Кавказ, началось наступление других монгольских отрядов из Улуса Джучи на канглы, расположенных в Северном Приаралье. Это была хорошо спланированная и чётко скоординированная военная операция. Два концентрических удара имели конечной целью булгарские владения на Нижней Волге — Саксин [38]. Битва на Калке. Весной 1223 года Субэдэй и Джэбэ разгромили алан на Северном Кавказе и стали преследовать кыпчаков. Вынужденные бежать к границам Руси, кыпчаки во главе с ханом приднепровских кыпчаков Котяном обратились за помощью к русским князьям. Основные южнорусские князья такую помощь оказали. Выступившее против монголов объединённое русско-кыпчакское войско, включавшее киевские, галицкие, смоленские, и волынские дружины потерпело сокрушительное поражение у реки Калки [38]. События 1223 года. После победы на Калке Субэдэй ушёл в степи Подонья на летовья [39] , на территорию кыпчаков племени ельтукове, которые вынуждены были отступить во владения Волжской Булгарии. Как отмечается в работе [40] , причиной этого вторжения мог послужить отход кыпчаков ельтукове во владения Волжской Булгарии. Там они переправились через Волгу и соединились с действовавшими Волго-Уральском регионе войсками корпуса Джучи. Поражение монголов в Волжской Булгарии 1223 год См. В биографии Субэдэя эта битва названа «кровопролитнейшей». После этого сражения монголы отошли на летовья в район Подонья, а после отдыха двинулись в сторону Волжской Булгарии. Тем не менее здесь монгольская армия терпит поражение. Осенью 1223 года булгарские войска одержали победу над Субэдэем и Джэбэ, причём одержана она была не за счёт превосходства сил булгар, а благодаря успешно проведённой булгарами тактической операции [38]. Арабский летописец Ибн аль-Асир сообщает, что войска Джэбэ и Субэдэя [39] направились в Булгар в конце 620 года. Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них монголов , встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они монголы остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они оттуда в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингисхану, и освободилась от них земля Кипчаков ; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю [41]. По мнению американского историка Оллсена Т. С точки зрения татарских историков, в частности Измайлова И. Однако в последнее время благодаря археологическим исследованиям Г. События 1223 года по мнению современных казанских историков, в частности Измайлова И. В течение лета 1223 г. Требовалась передышка и укрепление власти во вновь завоёванных странах. В этих условиях в Улусе Джучи создаются новые административно-территориальные подразделения — «тысячи» из покорённых народов — меркитов, найманов, кереитов , кыпчаков и канглов, а несколько позднее был сформирован корпус из йемеков-ольбури [44] [45]. Хотя походы 1221—1224 годов закончились подчинением значительного числа восточных кыпчаков, они не достигли своей главной цели. Волго-Уральский регион оставался под контролем тех, кого монголы считали «разбойниками» или «мятежниками», то есть тех, кто отказывался подчиниться Великой Монгольской империи [44] [45]. Развёртывание монголами новой кампании в Заволжье и Южном Урале было отсрочено новой войной с тангутским государством Си Ся и стягиванием всех монгольских сил на этот театр военных действий, в частности туда были направлены Субэдэй и Джэбэ с новыми корпусами из тюркских племён. У отсрочки также были внутренние причины. В 1227 году умирает Джучи, а через полгода Чингисхан. После этого происходит подготовка и проведение курултая , решающего вопросы престолонаследия. В 1229 году великим ханом провозглашается Угэдэй , а правителем Улуса Джучи становится Бату [46]. Военные действия 1229 года. Оборона Саксина [ править править код ] Тот же курултай 1229 года вынес решение принять серьёзные меры к тому, чтобы установить твёрдую власть Монгольской империи в Волго-Уральском регионе. С этой целью Угэдэй в 1229 году усилил войска Бату, послав ему в подмогу 30-тысячное войско под командованием Кокетая и Сунитая для покорения «земель кыпчаков, саксин и булгар» [45] [46]. У историков есть разногласия по поводу личностей командующих. Вместо Сунитая в ряде работ указывается Субэдей. Однако историки, непосредственно специализирующиеся на изучении военных действий монголов в Волжско-Уральском регионе, такие как Т. Оллсен [45] , И. Измайлов [46] , Р. Хаутала [47] , Я. Пилипчук [48] называют Сунитая. Более того, в биографии Субэдэя в «Юань-ши» [53] утверждается, что между 1229 и 1232 годами он находился в Китае [49]. Хаутала также отметил [47] , что Субедей принял участие в войне в Северном Китае с 1230 по 1234 годы, а также что Русский и английский переводчики Рашид ад-Дина Юрий Верховский и Вилер Тэкстон также предпочли исправить правильное указание имени Сунитея на ошибочное прочтение Субедей [54]. Семён Волин также посчитал уместным поместить аналогичное ошибочное указание в сноске к своему русскому переводу Вассафа, оставив, тем не менее, в тексте правильное прочтение имени Сунтай [55]. Укрепление власти и усиление его войск позволило Бату перейти к решению задачи захвата Заволжья и Нижнего Поволжья. В 1229 году центром сопротивления в районе Нижнего Поволжья являлся город и область Саксин, значительную часть населения которого составляли булгары и сувары. По предположению Измайлова И. В Заволжье были направлены булгарские сторожевые отряды, действовавшие вместе с ополчением Саксина и отрядами йемеков. Эти действия булгар были предприняты в ответ на поход монголов на Саксин. Это была попытка действовать на флангах монгольского войска и не дать блокировать Саксин, хотя для булгар была не характерна тактика далёкого похода в степь. Булгарские войска выдвинулись к берегам реки Яик Джаик и вступили в сражение с монголами. В конечном итоге, булгары и их союзники саксины и йемеки потерпели поражение в этом локальном бою, однако сам город Саксин монголами взят не был [58]. Осада Саксина описывается Плано Карпини [59] : … они монголы осадили один город вышеназванных Саксов и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины татар, так что те из-за машин и баллист не могли приблизиться к городу для сражения; наконец они сделали дорогу под землею и вскочили в город; и одни пытались зажечь город, а другие сражались. Жители же города назначили одну часть населения для тушения огня, а другая часть храбро сражалась с теми, которые вошли в город, и многих из них убила, а других ранила, заставляя их вернуться к своим; а сами Татары, видя, что не могут ничего сделать и что многие из них умирают, удалились от них" Поход Бату на Саксин провалился.

Юлиан добрался только до Суздаля, где ему опять повезло. Накануне местный князь задержал монгольских послов, везущих сообщение Батыя венгерскому королю Беле IV, составленное в неподражаемом монгольском стиле: «Я, хан, посол царя небесного, которому он дал власть над землей возвышать покоряющихся и подавлять противящихся, удивляюсь тебе, король венгерский! Рабов моих куманов, бежавших от моего гнева, ты держишь под своим покровительством. Приказываю впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе, потому что они кочуют без домов, в шатрах. Ты же имеешь замки и города, как тебе избежать руки моей? Существует множество версий, помимо изнасилованной и обезглавленной сестры Чингисхана, почему монголы так сильно невзлюбили половцев. Может быть, те некогда приютили меркитов - злейших врагов Темучина, укравших его жену, может быть, их хан Котян был женат на сестре хорезмшаха, который сильно перед Чингисханом провинился… Впервые монголы встретились с половцами во время войны с аланами, которых куманы сначала поддерживали, а потом, вроде бы, переметнулись к монголам. Что-то там тогда между ними произошло, после чего монголы раз и навсегда с полной убежденностью в своей правоте стали считать половцев-куманов своими рабами. Чуть позднее, перед битвой на Калке, они в письме к русским князьям назовут половцев своими сбежавшими конюхами. Письмо было настолько важным, что Юлиан отменил дальнейшее путешествие и только поэтому остался жив и вернулся в Венгрию. Король Бела IV не прислушался к совету Батыя. Вскоре в Паннонию перекочевала 40-тысячная орда хана Котяна, который с венгерским королем породнился. Неизвестно, участвовал ли в половецко-венгерских переговорах монах Юлиан. Решение Белы оказалось катастрофой: куманы были совсем не восточные венгры, которых ждал народ. Знать же, увидев, как баланс сил в государстве резко изменился в пользу короля, решила проблему по-простому: ворвалась ночью во дворец Котяна и начала там всех резать. Старый половецкий хан, слыша их приближение, покончил жизнь самоубийством, перед этим зарезав трех своих самых любимых жен. Его орда, немного повоевав с венграми, ушла в Болгарию, где растворилась в местном населении. И вскоре после этого в Венгрию вторглись монголы. В битве на реке Шайо они почти полностью уничтожили венгеро-хорватское войско, просто расстреляв из луков 30 тысяч человек. Бела бежал в Центральную Европу, где ему пришлось отдать всю золотую казну за убежище. Судьба доминиканского монаха Юлиана в этих событиях неизвестна. Никакой Великой Венгрии там местная история не помнит. Но ее существование подтверждает археология: в начале нашего тысячелетия Именьковская культура поволжских славян соседствовала на востоке с Кушнаренковской культурой, которую археологи называют прото-венгерской. Помнят венгров и местные народы. Считается, что восточные мадьяры участвовали в этногенезе башкир. Кипчаки и мадьяры. Венгрия - встреча через века. Загадки истории Есть версия, что в приуральских степях, чуть восточнее Поволжья, в начале прошлого тысячелетия лет на 200 останавливались гунны в своем многовековом путешествии от границ Китая до Европы. И разделились венгры оттого, что часть пошла дальше за гуннами, а часть осталась в Приуралье, где после монгольского нашествия растворилась в местных тюркских народах.

Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия. Самым важным литературным памятником культуры булгар стала поэма «Сказание о Йусуфе», написанная в 1233 году автором Кул Гали. Только за годы правления Владимира Святославовича русские трижды нападали на булгар. Однако булгары никогда не атаковали в ответ и после каждого нападения выступали инициаторами дипломатического мира. В начале XI в. Русь и Волжская Булгария подписали очередной мирный договор, по которому булгары могли вести торговлю на Оке и Волге, а русские — на булгарских землях. В конце XI в. Следующее столетие Русь неоднократно нападала на государство, грабила и разрушала поселения. Лишь в 1221 г. Волжская Булгария и армия Руси Завоевание Булгарии монголами Разбив русских и кыпчаков на Калке, монголы впервые спустились на северо-восток, где напали на булгар. Завоевание Булгарии было важно для монгол и давало подход к Руси. Фактически поражение булгар дало бы монголам возможность захвата и порабощения русских. Первый поход оказался неудачным и монгольская армия была разбита. Следующие тринадцать лет булгары активно защищали свои земли, объединившись с соседними поселениями. Города их стали превращаться в военные крепости. Возводились валы, рылись рвы, ставились ловушки. Так, после первого нападения монгол вокруг Биляра были построены три ряда укреплений, сделавшие город практически неприступным. Только в 1229 г. Вторая попытка оказалась более удачной, за ней последовали еще два нападения. Годом, когда монголы полностью разгромили Волжскую Булгарию и она вошла в состав Золотой Орды, считают 1240 г. Нападение монгол на Булгарию Упадок булгарского государства Следующие два века Волжская Булгария переживала трудные времена и долгое время была зависима от монгольских завоевателей. Хоть она и сохранила некую автономию, внутренние усобицы и нападки русских резко затормозили ее экономическое и социальное развитие. Фатальным стал набег ушкуйников — русских отрядов из Великого Новгорода. Они «славились» жестокими нападениями на города и грабежами. Оставшиеся в живых после многочисленных нападений булгары перебрались сначала в Иске-Казань, а потом и вовсе распределились вдоль русел Камы, Волги и Вятки, дав начало многим народностям Поволжья. Брошенные ими земли впоследствии стали территориальным базисом для создания Казанского ханства. Летописи дают размытые границы государства, поэтому историки опираются в основном на археологические находки, связанные с булгарами. Так, городища, селища и предметы быта булгар были найдены в Татарстане и Чувашии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях. Некоторые исследователи предполагают, что северные границы государства доходили вплоть до Карского моря. Территория булгарского Биляра Если о территориальных границах летописцы и путешественники упоминали нечасто, то о городах Волжской Булгарии известно куда больше. Самые известные булгарские города: Болгар восстановлен ; Биляр сохранилось городище ; Сувар На территории городища несколько раз проводились археологические раскопки. Они рассказали о существовании на территории крупного рынка и большой жилой зоны. Сегодня город полностью разрушен ; Иске-Казань частично восстановлен и преобразован в музей под открытым небом ; Алабуга сохранилось городище в современной Елабуге ; Ошель сохранилось городище ; Джукетау сохранилось городище в Чистопольском районе Татарстана ; Кашан разрушен, сохранились останки строений в Лаишевском районе Татарстана ; Кирмень сохранилось городище ; Золоторевское городище сохранилось, располагается на реке Сура ; Муромский городок полностью разрушен, остались фрагменты рвов и укреплений. Находится в Самарской области. Древний Болгар Отличие Булгарии от других феодальных государств того времени — это развитое градостроительство. Государство постоянно строило города. Во времена, когда соседние племена жили в глиняно-земляных хижинах, булгары возводили глиняные и каменные дома. А в годы сопротивления золотоордынцам и вовсе сделали города неприступными для врага. Столицы Волжской Булгарии С самого своего основания столицей государства считался Болгар. У города было удобное географическое расположение между Волгой и Казанкой, что делало его важным центром торговых путей.

Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376

Поход Владимира на Волжскую Булгарию 985. Булгарский поход Владимира Святославича. Князь Владимир Волжская Булгария. Волжская Булгария и Хазарский каганат на карте. Тюркский каганат Хазарский каганат Великая Булгария на карте. Карта древней Руси 7 век. Первый Дунайский поход Святослава. Внешняя политика князя Владимира.

Внешняя политика Владимира Святославовича карта. Внешняя политика Владимира красное солнышко. Поход Святослава на Итиль. Поход Святослава на вятичей карта. Волжский поход Святослава. Червень и Перемышль поход Владимира. Поход Владимира на Червенские города.

Поход на Червенские города Ярослава Мудрого. Владимир присоединил к Руси Червенские города. Территория Волжской Булгарии. Город Сувар Волжская Булгария на современной карте. Поход на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария альтернативная история. Завоевание Волжской Булгарии монголами карта.

Разгром монголами Волжской Булгарии. Захват Волжской Булгарии монголами. Походы Владимиро Суздальского войска на Волжскую Булгарию год. Поход против волжских Булгар. Поход на Волжскую Булгарию 1120. Ошель Волжская Булгария. Волжская Булгария проект.

Флаг Волжской Булгарии. Карта древней Руси Волжская Болгария. Разгром Волжской Булгарии 1236. Походы золотой орды на Русь 13 век. Волжская Булгария и монгольское Нашествие. Походы монголов на Русь в 13 веке. Походы князя Святослава 964-972 гг.

Дунайские походы князя Святослава Игоревича карта. Князь Святослав Игоревич карта походов. Поход хана Батыя на Русь 1237. Поход хана Батыя на Русь 1237 карта. Поход хана Батыя на Северо-восточную Русь карта. Второй поход Хан Батыя. Булгар на карте древней Руси.

Булгария в древней Руси на карте. Русь в 9 начале 12 века. Волжская Булгария. Военные походы князя Владимира. Волжская Булгария 1236. Походы Батыя 1236 Волжская Булгария. Волжская Булгария и Казанское ханство.

Монгольское завоевание Волжской Булгарии. Восточный поход Святослава. Восточный поход Святослава на Волжскую Булгарию.

Доплыв до острова «Исади», расположенного против устья реки «Цевце», войско высадилось на берег. Там же оставили «насады и галее» суда. Охранять их поставили полк белозерцев с воеводами Фомой Назаковичем, Дорожаем и иными. Полки пошли берегом Волги и на два дня стали у Тухчина-городка. Впереди располагалась столица «Серьбреныхъ Болгаръ» — Великий Булгар. Это был крупный торговый город на средней Волге при устье Камы.

Когда Всеволод Юрьевич пытался сообразить, как тем городом овладеть, к нему приехали гонцы от половцев. Они передали, что на помощь князю воевать с булгарами пришли «половцы Емакове».

Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша.

Иске-Казань был столицей Булгарии вплоть до ее развала. Реконструкция Булгара Население Волжской Булгарии С момента своего образования и на протяжении всей истории государство постоянно объединялось с другими оседлыми и полуоседлыми племенами Поволжья. Это привело к смешению как культур, так и языков. Основу булгар составляли тюрки. Однако при переселении на север к ним присоединились племена хазар, финно-угров и праславян. Точное количество населения государства неизвестно. Историки предполагают, что численность его могла достигать 1,5-2 миллиона человек. Нет у историков и единого мнения о языках булгаров.

Исследователи предполагают, что их было несколько. Об этом говорят сохранившиеся могильные камни. Язык булгар был похож на тюркский с элементами хазарского и печенегского. После принятия ислама стала активно использоваться арабская графика. Ибн Фадлан в Волжской Булгарии Экономика и занятия населения Географическое положение государства полностью предопределило его экономический путь. Первая столица — Болгар — стояла на водном пути из Каспийского моря в Европу. Нахождение на речных путях обеспечивало экономический рост и активную торговлю. Плодородные земли вдоль рек стимулировали развитие сельского хозяйства.

Основными занятиями населения стали земледелие и скотоводство. Из-за специфики климата выращивались в основном зерновые. Большие территории засеивались пшеницей и рожью. Булгары даже поставляли хлеб русским. Это особо помогло в голодные для российских земель годы. В память об этом в Великом Болгаре открыли «Музей хлеба», который знакомит гостей со всеми аспектами развитого земледелия булгар. Булгарское ремесленное дело было известно во всех соседних государствах. Мастера славились работой по драгоценным камням и металлам, обработкой кожи и мехов, резьбой по камню и металлу, гончарным делом.

Орудия труда, повозки и оружие продавались в соседние страны. До нас дошли многочисленные ювелирные украшения, металлические поясные накладки, снаряжение для верховой езды и топорики с мусульманскими растительными орнаментами, выполненные из меди, серебра и золота. Музей хлеба в Болгаре Активно развивалось и скотоводство. Булгарские кони считались одними из самых лучших и активно продавались в соседние государства и на восток. Кроме коней разводились козы, коровы, птица и овцы. Народ Булгарии занимался бортничеством. Поволжский мед славился как в Европе, так и в Азии. После развала государства навыки бортничества перешли в татарскую культуру, где сохранились и по сегодняшний день.

Булгарская экономическая и культурная сфера были высоко развиты. В городах была канализация, бани, водопровод и отопление. Активно добывалось серебро, которое продавалось на местных рынках. Из него же чеканились монеты. За это государство даже называли «Серебряная Булгария». В кочевые времена булгары занимались отгонным скотоводством. Осев в Поволжье, перешли на стойловое. Археологические находки Волжской Булгарии Булгарская этимология Название «Булгария» или «Болгария» связывают с ее коренным населением — болгарами или булгарами.

Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства

Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата.
Война и мир с Булгарией Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату.
Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов.
Выпуск - Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий