Это событие вошло в историю Востока под именем "Отрарской трагедии" (или как ее еще называют "Отрарская катастрофа") 1218 года. Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана.
Поделиться
- Шахматы и дракон. Как казахстанские археологи ищут следы аль-Фараби
- Какова причина отрарской катастрофы? —
- Откройте свой Мир!
- Монгольское нашествие – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации
Отрар – город, где решилась судьба мусульманского мира
Отрарская катастрофа стала уроком для всего мира в плане экологической безопасности и ответственного отношения к природным ресурсам. Это событие в историй получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. Вопросы по тексту: 1. Дайте определение “Отрарская катастрофа” 2. Почему Кайрхан приказал убить торговцев? Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом. Вопросы по тексту: 1. Дайте определение “Отрарская катастрофа” 2. Почему Кайрхан приказал убить торговцев?
Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей
«Отрарская катастрофа». Это событие в историй получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по истории Казахстана на тему "Отрарская катастрофа". Отрарская катастрофа стала уроком для всего мира в плане экологической безопасности и ответственного отношения к природным ресурсам. Или, может быть, отрарская катастрофа н ужасы монгольского завоевания Средней Азии заслонили перед современниками гибель малоизвестных городов Семиречья?
Тайна гибели Отрара
Причины Кроме того, технические проблемы, связанные с проектом и конструкцией ракеты, также сыграли свою роль. Неполадки в системе управления и структуре ракеты привели к непредсказуемым последствиям. Другим фактором, влияющим на катастрофу, стало нарушение безопасности во время испытания. Недостаточное внимание к процедурам безопасности и неправильные действия персонала привели к фатальным последствиям. В целом, отрарская катастрофа является результатом сложного взаимодействия нескольких причин: ошибок в расчетах, технических поломок и нарушения безопасности.
Этот случай стал серьезным уроком для аэрокосмической индустрии и подчеркивает важность строгого соблюдения всех процедур и норм безопасности при проведении испытаний. Последствия Отрарская катастрофа оказала серьезное влияние не только на окружающую среду, но и на здоровье людей, а также на социально-экономическое развитие региона. Ниже представлены основные последствия данного происшествия: Загрязнение атмосферы После взрыва и пожара в результате химического сгорания высокотоксичных веществ в атмосферу попала большая концентрация опасных химических веществ. Это привело к серьезному загрязнению воздуха, снижению его качества и угрозе для здоровья людей, населяющих регион.
Санитарные и экологические проблемы Повреждению подверглись земля, водные ресурсы, растительный и животный мир. Это привело к нарушению экосистемы, снижению биоразнообразия и потенциальному отравлению пресноводных и морских организмов, включая рыбу и других водных обитателей.
Он захотел силою и властью изобличить [мусульманских] имамов доказательствами и доводами. Он объявил в городе через глашатаев, чтобы все, одетые в одежды ученых и благочестивых людей, явились в степь.
Имамы Хотана, согласно [этому] приказу, все разом вышли [из города]. Имам Ала-ад-дин Мухаммед-и Хотани, в качестве главы этих людей, встал, подошел к Кушлуку и отточил язык для высказывания истины. Они положили начало диспуту о религиях. Когда голоса стали громче и истинное одержало верх над лживым, а ученый над невеждой и имам Ала-ад-дин победил в споре Кушлука, — Кушлуком овладели оцепенение и смятение.
В гневе он стал произносить злосчастным языком бранные слова, не подобающие быть сказанными по отношению к его святейшеству посланнику [Аллаха. Тогда] имам Мухаммед сказал: «[Да будет] прах тебе в рот, о, враг истинной веры! Кушлук приказал, чтобы его схватили и пытали различными родами мучительных пыток, тот же это стойко переносил. После разнообразных мучений его распяли на дверях его медресе.
Вследствие его кончины дело мусульман разом помрачилось и длань тиранства и порочности открыто распростерлась от тех неверных над мусульманами. Люди воздели руки в молитве, [и] внезапно стрела молитвы угнетенных попала в мишень [ее] принятия, и изгнание этого тирана-язычника осуществилось рукою войска государя, завоевателя вселенной, Чингис-хана. Это было так: когда Чингис-хан, согласно вышепредставленному, освободился от войны с Китаем, он назначил на охрану страны [Китай] и восточной стороны [своих владений] Мукали-гойона с многочисленным войском, а сам двинулся на западные пределы. Чжэбэ-нойона с большим войском он выслал в авангарде для отражения Кушлука.
Кушлук находился в это время в городе Кашгаре. Монгольское войско еще [не успело] начать битвы, как Кушлук обратился в бегство. Чжэбэ-нойон с нукерами возвестил через глашатая, чтобы каждый [человек] придерживался своей веры и хранил бы [в религии] путь своих предков. Воины Кушлука, которые находились на постое в городах по домам мусульман, были все уничтожены.
Монгольское войско преследовало по пятам Кушлука, и повсюду, где бы он ни останавливался, его гнали с места. В конце концов он сбился с пути среди гор, в пределах Бадахшана, [монголы] его схватили в ущелье, которое называют Сарыколь, убили и вернулись назад. С Бадахшана они получили огромную военную добычу, [состоящую] из наличных денег и драгоценных камней. О причине нападения на страны Султана [1.
Во второй половине своего правления он установил мир и спокойствие, безопасность и порядок и достиг наивысшего расцвета и благосостояния; дороги были безопасности, мятежи подавлены, так что где бы ни показывалась возможность выгоды или прибыли, будь то на крайнем западе или самом дальнем востоке, купцы направляли туда свои стопы. А так как монголы не селились в городах и к ним приходило мало торговцев и путешественников, предметы одежды были очень редки у них, и выгода от торговли с ними была хорошо известна. По этой причине три человека - Ахмад из Ходже та сын эмира Хусейна и Ахмад Балчих - решили вместе отправиться в страны Востока и, собрав бессчетное множество товаров - расшитые золотом ткани, хлопок, занданичи и всё что они сочли подходящим, - обратили свои лица к дороге. К тому времени большинство монгольских племен было подчинено Чингисхану, их жилища были разрушены, и весь этот край очищен от мятежников.
И он расставил на дорогах стражников которых они называют каракчи и издал ясу о том, что, какой бы купец ни появился на его территории, ему должна быть обеспечена возможность безопасного следования, а любой товар, заслуживающий внимания хана, должен быть направлен к нему вместе с владельцем. Когда эта группа купцов прибыла на границу каракчи понравились ткани Балчиха и другие товары, и поэтому они направили их к хану. Достав и разложив свой товар, Балчих запросил три балыша за кусок материи, каждый из которых он купил не дороже, чем за 10 или 20 динаров. Чингисхана привели в ярость его хвастливые речи, и он воскликнул: «Не думает ли этот человек, что никто никогда не привозил сюда тканей?
Затем он послал за его спутниками и велел принести все их товары до одного. Хотя монголы допытывались об их стоимости, торговцы отказывались назначить цену и говорили: «Мы привезли эти ткани для хана». Эти слова были приняты благосклонно, и Чингисхан велел заплатить им за каждую штуку расшитой золотом ткани по балышу золота, а за каждые две штуки хлопчатой ткани или занданичи по балышу серебра. Их спутника Ахмада также призвали и заплатили ему за его товары ту же цену; и почести и милости были оказаны всем троим.
Ибо в те дни монголы взирали на мусульман с уважением и в знак почтения к их достоинству и для удобства они ста вили для них чистые юрты из белого войлока; но сегодня по причине их клеветнических измышлений друг против друга и других нравственных пороков они ввергли себя в столь бедственное и презренное положение. Ко времени возвращения этих купцов Чингис-хан приказал своим сыновьям нойонам и военачальникам снарядить каждому по два или три человека из числа своих подчиненных и дать им по балышу золота или серебра, так чтобы они могли отправиться в землю султана, вести там торговлю и приобретать невиданные и ценные товары. Повинуясь его приказу каждый из них направил двух или трех человек из своей свиты так что набралось четыреста пятьдесят мусульман. Тогда Чингисхан направил султану следующее послание: «Купцы из твоей страны были среди нас, и мы отправили их назад с почестями, о которых ты услышишь.
И мы также послали в твою страну вместе с ними несколько купцов, чтобы они могли приобрести диковинные товары тех мест; а также, чтобы наконец вскрыть нарыв злых помыслов и удалить гной подстрекательств и мятежей». Когда процессия прибыла в Отрар правителем того города был некий Инальчик, который являлся родственником матери султана, Теркен-хатун, и получил титул Гаир-хан. А среди купцов был индус, знавший правителя в прежние времена. Ион обратился к нему, назвав его просто Инальчик и гордясь силой и могуществом своего хана, он не показывал страха перед ним, но и не стремился получить для себя выгоду.
Это смутило Гаир-хана и вызвало у него досаду; к тому же он пожелал захватить их добро. Поэтому он поместил их под стражу и направил посыльного в Ирак сообщить о них султану. Не раздумывая долго, султан разрешил пролить их кровь и признал захват их товаров законным, не зная того, что его собственная жизнь вскоре станет противозаконной и, более того, преступной и что птица его удачи потеряет перья и лишится крыльев. Тот, чья душа способна постичь истину, судит по богатству поступков.
Исполнив своё намерение, Гаир-хан лишил жизни и имущества не только этих людей, он подверг истреблению и опустошению целый мир и целый народ оставил без жилищ, без до6ра и вождей. Ибо за каждую каплю их крови была пролита целая река Окс, и в наказание за каждый волос, упавший с их голов, на каждом перекрестие в пыль скатились, наверное, сотни тысяч голов; и за каждый динар была отнята тысяча кинтаров... Перед тем как был получен этот приказ, один из торговцев придумал уловку, благодаря которой освободился от тюремных оков. Ознакомившись с тем, как обстояли дела, и выяснив положение своих друзей, он повернул лицо к дороге, направился к хану и рассказал ему о том, что приключилось с его спутниками.
Это известие так подействовало на хана, что он потерял сон и покой, и вихрь ярости бросил пыль в глаза терпению и милосердию, огонь гнева взметнул пламя, которое высушило влагу в его глазах и могло быть погашено только пролитием крови. В лихорадочном возбуждении Чингисхан взобрался один на вершину горы, обнажил голову, обратил лицо к земле и три дня и три ночи возносил молитву; говоря: "Не я причина этой беды; дай мне силы осуществить возмездие". После этого он спустился с горы, обдумывая дальнейшие действия и готовясь к войне. А так как на пути у него стояли Кучлук и Ток-Тоган, бежавшие из его армии, он сначала послал войско, чтобы наказать их за причиненное ими зло и подстрекательство, как было сказано выше.
Затем он направил послов к султану, чтобы напомнить ему о его вероломстве, которое он совершил без нужды, и сообщить ему о своем намерении выступить против него; так чтобы он мог приготовиться к войне и запастись оружием - колющим и ударным. О необдуманном умерщвлении Хорезмшахом купцов и послов Чингис-хана и о волнении, вызванном этой причиной [1. Ко времени возвращения султана из Ирака прибыл посол от Кайр-хана, эмира Отрара, с уведомлением об обстоятельствах с купцами, подданными Чингис-хана. Султан, прежде чем поразмыслить и обдумать, только на основании фетвы законоведов отдал немедленно приказ убить тех [купцов-]мусульман, которые нашли убежище в святилище его султанской власти, и захватить их имущество под видом военной добычи: стихи.
Подробности этого события были таковы. В конце эпохи правления Хорезмшаха население обладало совершеннейшими безопасностью и благосостоянием. Очаги смут угасли, дороги очистились от разбойников и грабителей, и толпы купцов направились во все те места окраин государств, которые показывали возможность получения прибыли, в надежде на ее приобретение. Так как монгольские племена были кочевниками и [находились] далеко от городов, то у них весьма ценились различные сорта носильных тканей и подстилок и молва о прибыльности торговли с ними широко распространилась.
По этой причине трое купцов из Бухары направились в те области с различными родами товаров, состоящих из тканей зарбафт, зенданачи, карбас и других сортов, которые ими считались подходящими и годными для этого народа. В то время Чингис-хан уже очистил большую часть страны Китая и Туркестана от непокорных и нарушителей [закона] и разместил на дорогах стражников с тем, чтобы они пропускали в безопасности купцов, а все, что сочтут подходящим из их тканей и материй, присылали вместе с их хозяевами к Чингис-хану. Тех трех купцов отослали туда. Когда они прибыли к [нему], один из них выложил свои ткани.
Все, что стоило десять либо двадцать динаров, он оценивал в два балыша либо три. От этих нечестных речей Чингис-хан пришел в гнев и сказал: «Этот человек думает, что ткани до нас [никогда] не доходили! И велел показать ему различные сорта ценных тканей, имевшихся налицо в [его] сокровищнице. Затем, переписав его ткани, [их] насильно [у него] отняли, а его [самого] задержали.
Их слова понравились Чингис-хану, и он приказал дать за каждую штуку зарбафта один балыш золота, а за карбас и зенданачи по балышу серебра. В то время на мусульман смотрели взором полного уважения и почтения, и для вящшего почета и уважения к ним их принимали в чистых белых войлочных палатках. При их возвращении [Чингис-хан] приказал женам [хатун], царевичам и эмирам каждому отправить с ними двух-трех человек из своих приближенных с товарами, [состоящими из] золотых и серебряных балышей, [с тем] чтобы те отправились в страну султана, торговали и приобретали ценные и редкие вещи того края. Согласно приказу каждый человек назначил из своих людей по одному — по два человека; собралось 450 мусульман.
Чингис-хан, присоединив к тем купцам в качестве послов Махмуда Хорезми, Али-Ходжу Бухари и Юсуфа Канка Отрари, отправил [их] к Хорезмшаху с известием: «Купцы той [вашей] стороны пришли к нам, и мы отправили [их] назад таким образом, как вы услышите. Кроме того, мы послали вместе с ними в те [ваши] страны несколько купцов привезти в нашу сторону диковинки ваших краев и получить редкостные ткани [производства] тамошних краев. Величие вашей семьи и благородство вашего рода [ни для кого] не скрыты! Обширность пространства [вашего] государства и проникновенная сила ваших приказов ясны и знати, и черни в большей части земли.
Для меня же вы — дорогой сын и лучший из мусульман. Когда послы и купцы прибыли в город Отрар, тамошним эмиром был некто, по имени Иналчук. Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, и стал известен под прозвищем «Кайр-хан». В группе купцов был один индус, который в прошлые дни имел с ним знакомство; Иналчук по принятому [им] обычаю приглашал его к себе, тот же, возгордившись величием своего хана [Чингис-хана], не проявлял к нему [должного] уважения.
Кайр-хан на это сердился, да кроме того он позарился и на их [купцов] добро. Задержав их, он послал посла к султану в Ирак с уведомлением о [караване Чингис-хана и о] положении [купцов]. Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингис-хана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства [букв, крови] и [захвата их] имущества станет запретной жизнь [его собственная и жизнь его подданных]: Стихи Кайр-хан, согласно приказу [султана], умертвил их, но [тем самым] он разорил целый мир и обездолил целый народ.
Прежде чем пришло это указание [от Хорезмшаха], один из [купцов], хитростью убежав из тюрьмы, скрылся в глухом закоулке. Когда он узнал о происшедшей гибели своих товарищей, он пустился в путь, спеша к Чингис-хану. Он доложил [ему] о горестных обстоятельствах других [купцов]. Эти слова произвели такое действие на сердце Чингис-хана, что у него не осталось больше сил для стойкости и спокойствия.
В этом пламенении гнева он поднялся в одиночестве на вершину холма, набросил на шею пояс, обнажил голову и приник лицом к земле. В течение трех суток он молился и плакал, [обращаясь] к господу, и говорил: «О, великий господь! О творец тазиков и тюрков! Я не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!
После этого он почувствовал в себе признаки знамения благовестия и бодрый и радостный спустился оттуда вниз, твердо решившись привести в порядок все необходимое для войны. Так как впереди был Кушлук, то, начав с его подавления, он послал [против него] войско и уничтожил его, как то было обстоятельно изложено, [затем] отправил послов к султану, упоминая о предательстве, проистекшем от него, и уведомляя о движении войска в его сторону, дабы тот приготовился к войне. И Хорезмшах, по спесивости и надменности не обдумав последствий [своего поступка], очутился в плену у бедствий, несчастий и страданий. О получении сведений султаном Мухаммедом о выступлении войск Чингис-хана в его сторону, об упорной войне с отрядом, бывшим на границе, и о возвращении [Хорезмшаха] устрашенным [1.
Когда известие о выступлении войска Чингис-хана дошло до султана Мухаммеда Хорезмшаха, он отдал Ирак своему сыну, султану Рукн-ад-дину, а [сам] из Хамадана отправился в поход на Хорасан. Пробыв в Нишапуре в течение одного месяца, он направился в Бухару. Там он несколько дней занимался увеселениями, а затем пошел в Самарканд. Оттуда с большим войском ушел в Дженд.
Из Дженда он ушел к пределам Туркестана до границы своей страны. В это время войска Чингис-хана, которые он послал для отражения племен киргиз и тумат и захвата Кушлука и Куду, сына государя меркитов, образовавших после [своего] поражения и бегства [враждебное] сборище, — прибыли, преследуя беглецов этих племен, в пограничные районы Туркестана, в местность..... Дозорный отряд Хорезмшаха донес, что монгольское войско находится в этих пределах поблизости. Султан отправился следом за ними.
Некоторые монгольские рассказчики говорят, что это войско было то, предводителями которого Чингис-хан назначил Субэдай-бахадура и Тукучара из племен кунгират, и то, которое он послал на войну с Куду. Когда они сразились с Куду в вышеупомянутом месте и его вместе с большей частью войска убили, известие об этом дошло до султана Мухаммеда и он выступил против них. На этом поле сражения среди убитых он увидел раненого, расспросив его, он отправился по следам монгольского войска. На другой день на рассвете между двумя реками Кили и Камих он их настиг и построил войска в боевой порядок.
Монгольские войска уклонялись от битвы и говорили: «Нет у нас разрешения от Чингис-хана на войну с султаном Хорезмшахом, мы пришли за другим делом! Так как султан не внимал их словам и не поворачивал поводий от войны, монголы также обратились к сражению. С обеих сторон, оба правые крыла сдвинулись [с места] своего, а часть монголов атаковала центр. Была опасность, что султан будет захвачен в плен, но его сын Джелал-ад-дин, проявив крепкое противостояние, отразил это нападение, которое не сдержала бы и гора, и извлек отца из этого гибельного положения: Что лучше свирепого льва, Приготовившегося к битве перед отцом?
После заката солнца оба войска, отойдя на свои места, предались отдыху. Монголы зажгли огни и, откочевав, повернули назад. Когда они прибыли к Чингис-хану, они доложили о мужестве и отважных поступках султана Джелал-ад-дина, свидетелями которых они были. Когда Чингис-хан понял, что между обеими сторонами не осталось какой-либо преграды [к военным действиям] и государи, которые были [бы между ними] посредниками, исчезли, он привел в порядок, подготовил и снарядил [свои] войска и намерился напасть на владения султана Мухаммеда.
Несмотря на то, что султан в возбуждении этой смуты был зачинщиком, Чингис-хан согласно прежним [своим] правилам не хотел на него нападать и всяческими способами придерживался дружеского способа действий и защиты соседских прав. И пока от султана не проистекло несколько поступков, явившихся причиной раздражения и огорчения и поводом к принятию мер к отмщению, он не двинулся для борьбы с ним. Эти поступки Хорезмшаха были: во-первых, он умертвил необдуманно и без размышления купцов, которых [Чингис-хан] послал в целях [дружеского] единения и искания мира и которых снабдил любезными посланиями [к Хорезмшаху], [тот же] совершенно не обратил внимания на эти слова; во-вторых то, что [Чингис-хан] сразился с его войском против воли и будучи вынужденным. Все это вместе послужило поводом к ненависти и вражде и [явилось] причиной отмщения и воздаяния.
Итак, после этого сражения, султан вернулся в Самарканд. Когда он воочию убедился в силе и могуществе противника и уразумел причины возбуждения смуты, которая произошла перед этим, постепенно им овладевали растерянность и тоска, и в речах и поступках его стали появляться признаки раскаяния. Так как [его] одолели сомнения, то для него закрылись врата здравого суждения, а сон и покой бежали [от него]. Он предался неизбежной судьбе и поступал согласно [выражению] «мы избрали решение Аллаха и его предопределение».
Астрологи также говорили, что.... Эти слова астрологов также явились добавлением к причинам расстройства его дела, и он, подобрав поводья [решимости], большую часть войск, численность которых доходила приблизительно до 400. Он приказал отстроить крепостную стену Самарканда. Однажды он прошел над рвом и сказал: «Если из войска, которое выступит против нас, каждый [воин] бросит сюда свою плеть, то ров разом наполнится!
Подданные и войско от этих слов [султана] пришли в уныние. Султан отправился по дороге на Нахшеб и всюду, куда он ни приходил, говорил: «Выпутывайтесь сами, потому что сопротивление монгольскому войску невозможно! Он послал человека [с приказом], чтобы его гарем и мать Туркан-хатун отправились из Хорезма по мазандеранской дороге. Повсюду, куда он ни приходил, он советовался с каждым из вельмож, каким путем можно помочь этой беде?
Ежеминутно доходили распространяющиеся в городе ужасные известия, и увеличивался беспорядок. Купцы, особенно его сын Джелал-ад-дин, говорили: «Дело областей Мавераннахра приняло такой оборот, что ничего нельзя уже сделать, [теперь] нужно [лишь] стараться, чтобы из рук не ушли Хорасан и Ирак. Войска, которые мы разместили по городам, следует отозвать назад, всем отойти и превратить Джейхун [Аму-дарью] в [крепостной] ров, либо же следует всем искать убежища в областях Хиндустана! Султан Мухаммед одобрил это [второе] более слабое мнение и с этим намерением дошел до Балха.
В это время туда прибыл Имад-ал-мулк из Савэ, который [ранее] прислал своего сына Рукн-ад-дина из Ирака с дарами и подношениями. Хорезмшах его обласкал и оказал ему уважение. Султан Джелал-ад-дин отверг эти слова и повторял: «Лучший выход [для нас] — это собрать, поскольку это будет возможным, [наши] войска и выступить против них [монголов]. Если султан [на это] не решится, [пусть он один] выполняет [свое] намерение идти в Ирак, а мне даст войска с тем, чтобы я пошел к границе [государства] и одержал победу и выполнил бы то, что осуществимо и возможно, дабы перед очами творца и [его] творений мы были бы оправданы.
Если задуманное пока не удастся, мы [все же] не станем мишенью для стрелы укора и [люди] не протянут языка злословия на наш счет и не скажут: до сего времени они взимали с нас налоги [мал] и харадж, а теперь в такое [страшное] время пренебрегают нами и бросают нас! Он повторял эти слова несколько раз, настаивая изо всех сил [на предлагаемом плане], но считал обязательным ждать разрешения отца. Султан Мухаммед по чрезвычайному [своему] замешательству и устрашенности не внимал [ему] и считал зрелое [букв. О начале войны между Чингис-ханом, и Султаном Магометом шахом Харасскским [1.
Чингис-хан утвердивши спокойствие в своем владении, и покоривши себе все Турецкие поколения, отправил некоторого человека, именем Макинут-Ялаучи послом, к Султану Магомету Шаху Харассмскому с таким предложением, что понеже он завладел всеми соседними землями от Востока до границ его государства, того ради весьма желает, чтоб оной его благоволил признать себя за отца; а он со своей стороны готов его принимать за своего сына, потому что весьма надобно кажется к общей их пользе, чтоб согласие, которое пребывает ныне между обеими Империями, прилежно и впредь хранимо было. На сие предложение Султан-Магомет Шах Харассмский, взяв на уединение того посла, говорил ему: «Я имею у тебя спросить нечто, только чтоб ты мне правду сказал, правда ли, что твой Хан завоевал Китай? На сие посол ответствовал следующее: «Я свидетельствуюсь богом, что все то, что мой Хан ни приказал вам предложить, есть правда, и что ты уведомишся вскоре, что я тебе доношу самую истину, буде когда поссоришься с ним». Султан выслушав сей ответ, безмерно осердился говоря: «Я не знаю, что твой Хан думает, когда он мне предлагает, что он завоевал столь много провинций: ведаешь ли ты совершенно о величине и пространстве моей Империи?
Почему твой Государь хочет быть больше меня, предлагая, чтоб я его почитал как моего отца, а сам не хотя меня принимать, как токмо за сына? Разве есть у него столько военной силы? Когда сие ласкательство умягчило дух Султанский, то, наконец, согласился на все, что посол ему предложил, и отпустил его довольна своим посольством. Когда Макинут Ялаучи объявил Чингис-хану об удаче порученного себе дела; тогда сей принц положил намерение жить впредь в до6ром согласии с Султаном Шахом Харассмским, и никогда на него не нападать, буде сам не подаст к тому причины.
И хотя Калиф багдадский именем Назир писал к Чингис-хану, возбуждая его, к объявлению войны Султану Магомету, однако он никак не хотел сего учинить, так что от того времени столь великое было согласие между обе ими Империями, что ежели бы кто по хотел явно нести в своих руках золото или серебро из одной Империи в другую, то бы оной сие мог учинить без всякого опасения. Сей союз всегда так продолжался, пока Кагир-хан по повелению Султана Магомета, не порубил послов и купцов подданных Чингис-хану; что случилось таким образом. Могуллы, которые были прямые подданные Чингис-хану, не имеют ни городов, ни замков, потому что они привыкли жить в деревянных кибитках, которые перевозят с места на место, когда им за благо рассудится; и как купцы сосед них владений могут иметь знатной прибыток от торгу с ними, когда нет опасения к ним ездить, то приезжали со всех сторон с великим множеством товаров в провинции владения Чингис-ханова, тем что чрез доброй порядок , которой он учредил , могли купечество свое отправлять во вся кой безопасности. Ма-Уреннерцы , были подданные Султана Магомета, уведомившись о том, также поехали туда со многими дорогими товарами.
По прибытии оных, Чингис-хан призвал из них некоторых к себе с наилучшими товарами, на которые они столь высокую и несносную наложили цену, что он весьма огорчился, и велел им показать больше тысячи сундуков с различными дорогими товарами; говоря: «Чрез сие вы можете видеть, что я не впервые покупаю такие товары; но понеже вы дерзнули столь великого требовать от меня лишку с таковым бесстыдством, то я знаю как вам за сие заплатить». И так потом велел у них все что ни имели взять на себя, не заплатив им за оное ничего. Между тем призвав других купцов Ма-Уреннерских с такими же товарами, начал у них торговать из оных многие. Но сии уже видели, что сделалось с их товарищами, сказали Хану: «Мы не просим больше за наш товар, как токмо чего оной стоить; буде он тебе нравен, то изволь его взять, а нам надлежащую заплатить цену; и хотя бы ты оной взял и ничего нам не заплативши, мы и тем будем довольны».
Сей ответ понравился Чингис-хану; для того не только велел им заплатить в двое за их товар, но еще дал и позволение продавать остальной свободно всем своим, однако и тогда первым оным купцам ничего назад не отдал. Сии послы прибывши в город Отрар, пошли с поклоном к Губернатору того города, которой был двоюродной брат матери Султана Магомета. Прежде сего назывался он Иналлчик; но Султан дал ему титул Кагир-хана. Купцы со своей стороны, также отправили ему поклон достодолжной, и поднесли несколько подарков, но один из купцов нашелся, которой был прежде сего великой друг Кагир-хану, и назвал его безо всякого злого умышления первым именем, то есть Иналлчиком.
Сия смелость столь чувствительно прогневила Кагир-хана, что он тотчас велел взять под караул, как послов так и купцов и отправил курьера к Султану с уведомлением, что чужестранные приехали в Отрар, из которых одни послами называются, а другие купцами; однако ж он, имея сильные причины к подозрению о некотором их злом умысле, велел всех под караул взять в ожидании его указа. Султан, не разведав ни о чем обстоятельнее, приказал их всех умертвить немедленно. Кагир-хан исполнил сей указ точно, и взял все их вещи и пожитки на Султана. Однако один из помянутых купцов имел счастье спастись от смерти, и прибежал с ведомостью к Чингис-хану о сем убийственном насилии.
Чингис-хан услышав сию весть столь мало чаемую, в превеликую пришел ярость, и, приказав вскоре собрать свои полки, послал с объявлением к Султану что понеже чрез толь ненавистное дело всем народам нарушил он союз, положенный между ими; то он Чингис-хан теперь объявляет ему себя неприятелем, и идет на него жестокою войною. Потом послал своего сына Чучи с великою силою к Туркестану, чтоб выгнать оставшихся союзников Кутшлуковых, которые там поселились. Султан Магомет как скоро услышал сие объявление войны из уст посланника Чингис-ханова, собрал также и свою всю силу, и пошел к Самарканду; а оттуда в Ходжан, навстречу Чингис-хану; но утомившись в сем последнем городе, что Чучи большой сын Чингис-ханов пошел к Туркестану, переменил свое намерение, и обратился на те же места со всею своею армиею, уповая, что даст доброй отпор сей части армии Чингис-хановой. Сего ради продолжал свой поход с великим поспешением, пока не прибыл на Туркестанские границы, где поворотился к реке Кабли, чтобы пресечь все убежища оному Чучи.
Когда прибыл между двух рек называемых Кабли и Камчи: то нашел там великое число людей недавно побитых, и повелел искать между трупом не найдется ли кто, которой бы мог еще быть несколько жив, где и сыскали ему одного человека, которой хотя очень был изранен, однако мог еще говорить. Султан спросил у него, кто бы их в толь худое привел состояние; раненой сказал, что то Чучи, встретившись с ними вчера в то самое время, как они шли к своему войску, убил из них одну часть; а другую взяв в полон возвратился к той стороне, с которой пришел. После сего уведомления, Султан пошел за ним в след с таким поспешением, что достиг на другой день. Чучи видя, что неприятели приближаются, собрал на совет генералов, которые с ним были, и спрашивал, что бы им надлежало делать в сем случай.
Все приговаривали, что надобно уступать от них в добром порядке, толь наипаче, что Чингис-хан не приказал сражаться со всем Султановым войском, и что они не столь были сильны, чтоб можно было предпринять толь важное дело без явные напасти; но хотя и положить, что Султан за ними погонится, то он не может того делать, как токмо чрез некоторые небольшие части своего войска, от которых можно будет легко защищаться: а буде ни мало не погонится, то могут продолжать свой путь спокойно. Один тогда Чучи имел противное сему мнение, говоря: «Что ж скажет мне мой отец и братья, ежели я возвращусь убежав видя неприятелей? Лучше нам всячески противиться и стоять храбро против оных, нежели дать себя убивать на побеге. Вы учинили свою должность объявляя мне о напасти, в которой мы находимся; а я буду исполнять мою стараясь, чтоб нам из оной честно выйти».
Потом поставивши свою силу в строй, повел с радостью к делу. В самом горячем сражении Чучи сам своею особою пробежал два или три раза чрез неприятельские ряды, и, встретившись с Султаном Магометом, чрез многие приемы намерялся его поразить саблею; но оный все сии поражения отвратил щитом. Могуллы ободрившись храбростью своего предводителя, удивительные дела показали в тот день, и напали толь сильно на неприятелей, что хотя и весьма большее число было людей в неприятельской армии; однако уже она склонялась к бегству, ежели бы Султан Магомет видя, что его храбрость недовольна была к ободрению своего войска, не примыслил им кричать, что хотя бы уже они чрез самое малое время еще постояли, за тем что приближающаяся ночь скоро имеет окончить сражение. Сие вывело его из бесчестия видеть всю свою армию бегущую от наименьшего еще числа Могуллов.
Ночь, не долго после того наступившая, пресекла сражение. Чучи будучи доволен честью, которую себе получил в тот день, велел зажечь великие огни во многих местах своего лагеря, и вышел из него без шуму. На другой день неприятели думая, что он их ожидал и еще к сражению, пошли опять для начатия бою; но увидев, что его тут нет, возвратились и они также в свою сторону. Чучи пришедши к своему отцу с войском, которое было у него под командою, весьма его обрадовал уведомлением об оном своем сражении; а Чингис-хан, чтоб показать, коль доволен был доброю его поступков при сем случае, наградил его похвалами и подарками.
Между тем Султан Магомет, которой увидел через сей опыт, что Могуллы были жестокие воины, разослал свои полки по гарнизонам, говоря: ежели Чингис-хану есть охота чинить против меня войну, то пусть он меня сам ищет. Потом возвратившись в город обыкновенного своего пребывания, начал в безмерном пьянстве препровождать свои дни. В некоторый тогда день будучи пьян, велел умертвить некоторого человека, именем Шеих-Магедедиен-баяди, на которого имел подозрение, что будто в бесчестной дружбе пребывал с матерью Туркан-хана; но весьма опечалившись на другой день, когда проспался, потому что сего Шейха почитали за святого человека и беспорочной жизни, послал превеликую чашу наполненную золотом и драгоценными каменьями к некоторому другому святому человеку, называемому Шеих-Наджмудин, прося, что бы его разрешив простил в сем убийстве. Но оный святой не приняв сего подарка объявил чрез свой ответ, что не имеет власти простить ему сей грех.
И что золотом и драгоценными каменьями за жизнь толь святого человека, которая была дражайшая пред богом, нежели его самого и многих тысяч других людей, не можно никак заплатить: и того ради посылает все назад отдав отмщение за сие в Волю божию. Султан Магомет весьма также худо учинил, что низверг багдадского Калифа Начирдина, и посадил на его место некоторого именем Атимулка, от поколения Термискисегидского, не упоминая о том, что легко поверил ложному известию Кагир-ханову, которой был причиною, что повелел убить послов и купцов Чингис-хановых: от чего потерял престол свой и жизнь, как то мы увидим вскоре. Можно привести сюда и другие многие худые Султановы дела; но мы теперь оставим оные, довольствуясь токмо сими выше упомянутыми. О нашествии татар на страну ислама [3.
Этот народ вышел из окраин ас-Сина. Они устремились в города Туркестана, такие, как Кашгар и Баласагун; оттуда - в города Мавераннахра, такие, как Бухара, Самарканд и другие. Завладев ими, они поступили с их жителями так, как мы об этом расскажем ниже. Затем они переправились в Хорасан, захватили и опустошили его, разрушая [города], убивая и грабя.
Оттуда они прошли в Рей, Хамадан и страну Джибал с находившимися в ней городами вплоть до границ Ирака. Потом они устремились в города Азербайджана и Аррана, разрушили их и убили большую часть их жителей. Спаслись из них лишь немногие, оставшись бездомными. И все это менее чем за год!
Такое никогда еще не было известно. Покончив с Азербайджаном и Арраном, они направились в Дербенд Ширвана и захватили его Ширвана города. Уцелела лишь одна крепость, где находился царь Ширвана.
На основе полученных археологических данных Акишев и его коллеги написали несколько монографий по древней истории Отрара.
Отрарская экспедиция, наконец, позволила Акишеву и Байпакову говорить о непрерывности социального развития в регионе с эпохи каменного века. Открытие артефактов эпохи палеолита показало, что Казахстан был одним из первых мест на Земле, где жили люди. Все это имело целью доказать автохтонность казахского народа в границах КазССР. В то же время Акишев утверждал, что он против автохтонной теории происхождения народов в ее «вульгарной» форме, а вместо этого рассматривал формирование казахского народа как слияние коренного ираноязычного индоевропейского населения с пришлым тюркско-монгольским населением.
Тем не менее, Акишев предполагал, что «в местной этнической среде уже был значительный пратюркский элемент». Исследование Отрара не прекращалось вплоть до 1980-х гг. Казахский фильм «Гибель Отрара» 1991 , разработанный в качестве художественного воплощения казахстанской концепции городской цивилизации и «Отрарской катастрофы» в казахской археологии, также символизировал конец целой эпохи. Абусеитова М.
Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Критический текст, пер. Осим М. Тарихий повесть.
Ташкент, 1947. Роман был закончен в 1944 и по большей части основан на труде Джувайни. Настич В. Интервью с А.
Бернштам А. Ленинград, 1949. Интервью с К. Байпаковым, Институт археологии имени А.
Маргулана, Алматы, 16 июня, 2010. Сарсекеев М. Маргулана, Алматы, 16 июня 2010. Акишев К.
Древний Отрар. Топография, стратиграфия, перспективы. Алма-Ата, 1972. Кунаев был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана в 1960—1962 гг.
Основное занятие населения — экстенсивное скотоводство. Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть — нойоны и зависимые скотоводы — араты. В китайских источниках население Монголии называлось «татарами», сам же Чингиз-хан своих племен называл -монголами, а государство — монгольским. Этноним «татары» относился только к части восточно-монгольских племен. Со времени основания монгольское государство было основано на завоевательные походы. Основные причины монгольских походов: Необходимость в расширении границ государства; Необходимость в расширении пастбищных угодий; Для монгольской знати новые завоеванные народы — это новые плательщики даны и Военный резерв для ведения войн. Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.
В 1211-1215 гг. Чингиз-хан покорил Северный Китай и монголы вооружились китайской военной техникой. В 1218-1219 гг. Чингиз-ханом были покорены народы Сибири якуты,буряты , Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя. Монгольское нашествие на территорию Казахстана Семиречье было занято монголами без сопротивления: В 1218 г. Население Семиречья приняли монголов как избавителей от гонений хана найманов Кучлука на мусульман.
Сам Кучлук не оказав монголам сопротивление бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадахшане и убит. В 1210-1211 гг. В 1217 г.
Остались вопросы?
Он отметил, что Чернобыльская катастрофа стала грозным предупреждением человечеству об опасности неосторожного обращения с атомной энергией. Это событие в историй получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад.
Отрарская катастрофа: трагическая страница в истории Казахстана
Удары украинских Вооруженных сил по Запорожской атомной станции (ЗАЭС) чреваты катастрофическими последствиями. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу. Он предупредил, что авария на объекте может привести к ядерной катастрофе, сообщает ТАСС. Отрарская катастрофа краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Откройте свой Мир!
Эти земли крайне отдаленны, находятся в нескольких десятках тысяч ли от столицы. При скорой езде на почтовых перекладных лошадях, чтобы доехать туда, требуется более 220 дней» [Юань ши, цз. Чжочи и было приказано добить меркитов, и приказ, видимо, поступил к нему вовремя, несмотря на расстояния. Итак, монгольский отряд под командованием Чжочи преследовал меркитов. В это же время в поход на север против кыпчаков отправился и хорезмшах. Когда хорезмшах появился на поле битвы, монголы уже покончили с меркитами.
Чжочи не хотел вступать в сражение с хорезмшахом и объявил, что Чингис-хан послал его только против меркитов. Мухаммед надменно заявил, что он считает своими врагами всех неверных, т. По сведениям Ибн-аль-Асира, «длилась битва три дня да столько же ночей, и убито было с обеих сторон столько, что и не сочтешь, но не обратился в бегство ни один из них… Дошло дело у них до того, что иной из них слезал с коня и пеший бился со своим противником. Дрались они на ножах, и кровь текла по земле до такой степени, что лошади стали скользить по ней от множества ее. Наконец, обе стороны истощили свои силы в терпении и в бою» [Ибн-аль-Асир, с.
Исход сражения был неясен. Когда же на следующее утро мусульмане решили продолжать бой, они не обнаружили монголов: монголы отступили ночью, оставив, как это делали обычно, зажженные ими костры, которые и обманули мусульман. А надо сказать, что в душе хорезмшаха давно уже таилась мысль о походе в Монголию и в Китай и о завоевании этих стран. Он постоянно расспрашивал купцов о богатствах восточных стран. Алчность его росла, а его успехи способствовали тому, что в известной мере из него постепенно вызревал новый Чингис-хан.
Джузджани сообщает: «Мы, его слуги и придворные, пытались отговорить хорезмшаха от этой навязчивой идеи, мотивируя свои соображения дальностью расстояний, трудностями пути и другими препятствиями, но хорезмшах стоял на своем. А когда до него дошли слухи о том, что Чингис-хан завоевал Китай, он решил узнать, достоверны ли эти слухи, и отправил в Китай посольство во главе с благородным сейидом Беха аддином ар-Рази» см. Чингис-хан принял послов хорезмшаха приветливо, одарил их, послал дары хорезмшаху и сказал послу: — Передай хорезмшаху: «Я — владыка Востока, а ты — владыка Запада. Пусть между нами будет твердый договор о дружбе и мире, и пусть купцы и караваны обеих сторон отправляются и возвращаются, и пусть дорогие изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, перевозятся ими к тебе, а твои в таком же порядке пусть перевозятся ко мне! Бартольд, когда писал: «Едва ли Чингис-хан мечтал в то время о всемирном владычестве» [Бартольд.
Туркестан, с. Но этот договор походил на своеобразный «раздел мира», видимого и досягаемого для обоих. Это первое и важное свидетельство того, что Чингис после побед над Цзинь уже не думал ограничить свое государство пределами Монголии, а мыслил категориями стран света. Он считал себя «владыкой Востока», присваивая на Востоке все то, до чего только был способен добраться его воин на выносливом степном коне. В ответ на посольство хорезмшаха Чингис отправил к нему свое с богатыми дарами, в числе которых был кусок золота величиной с верблюжий горб его везли на отдельной телеге , нефрит, мускус, ткани из верблюжьей шерсти.
Мухаммед принял послов в Бухаре. Послы передали Мухаммеду, что Чингис-хан слышал о его победах, славе и могуществе, что он предлагает ему мирный договор и готов считать его «наравне с самым дорогим из своих сыновей», т. Чингис — отец, старший, сюзерен. В подтверждение этого предложения Чингис высказывал надежду, что и Мухаммеду известно о его победах в Китае, т. Не в тайне и для тебя, что я завладел Китаем и соседними странами тюрок, уже покорились мне их племена» [Буниятов, с.
Что ответил хорезмшах послам Чингис-хана, неизвестно. Но ночью он тайно призвал во дворец главу посольства Чин-гиса хорезмийца Махмуда. Махмуду было предложено стать соглядатаем при дворе Чингис-хана и был задан ряд вопросов: — Правду ли сказал мне Чингис-хан, заявляя, что он владыка Китая и что он захватил город Тамгадж. Так ли это на самом деле? Такое великое дело не может оставаться тайной, и скоро султан сам убедится в этом.
Кто же он, этот проклятый, чтобы называть меня своим сыном? Какое же у него войско? Поначалу Махмуд предостерег хорезмшаха — «скоро султан сам убедится в этом», но потом он, как говорят мусульманские авторы, «отказался от искренности» и дал хорезмшаху дезинформацию об армии Чингис-хана. Может быть, купец испугался и решил, что если скажет правду, то не выйдет из дворца хорезмшаха живым. Хорезмшах подарил ему драгоценный камень и просил помнить, что он хорезмиец.
Договор был заключен, послы возвратились к Чингису, а ночные показания Махмуда, вольные или невольные, имели самые тяжкие последствия для его родины. Петрушевский считал, что допрос Махмуда показал, что «хорезмшах не имел никакого понятия о действительном положении империи Чингис-хана, ни о его военных силах» [Петрушевский, с. Чингис же поддерживал тесные связи со среднеазиатскими купцами, в его орде имелись перебежчики из Средней Азии, и потому «нельзя представить себе, чтобы Чингис-хан от этих лиц не мог получить необходимой для него информации за год-два до начала войны» [там же]. Думается, что и хорезмшах имел кое-какие сведения и от посольства Беха ад-дина, и от других своих посольств и беглых из Китая и Монголии, от уйгуров и карлуков, от Кучлука, наконец. Не мог он поверить и в то, что Чингис с ничтожной армией завоевал Китай.
Хитрый купец угадал тайное желание хорезмшаха и сказал ему то, что было приятно его сердцу. Хорезмшах желал услышать неправду, и он ее услышал. В те годы мусульманские купцы держали в своих руках всю торговлю между Средней Азией и Ближним Востоком, с одной стороны, и Монголией и Китаем — с другой. Чингисхан отправил во владения хорезмшаха огромный торговый караван — 450 мусульманских купцов везли на 500 верблюдах товары Чингиса, награбленные в стране тангутов и государстве чжурчжэней: золото и серебро, китайские шелка, собольи и иные меха из Южной Сибири и северных областей Цзинь. В составе каравана помимо купцов были монголы, с караваном прибыл и посол Чингиса Ухуна.
Официально прибывшие с караваном люди имели задание «отправиться в земли хорезмшаха, заняться там торговлей и приобрести редкие и ценные товары того края». В послании, которое вез Ухуна, говорилось: «Купцы являются опорой страны. Это они привозят владыкам диковинки и драгоценности, и нет нужды препятствовать им в этом. Я, со своей стороны, не намерен мешать нашим купцам торговать с вами. Надо, чтобы мы оба действовали совместно ради процветания наших краев.
Поэтому мы приказали, чтобы отныне между всеми странами на земле установился мир, чтобы купцы безбоязненно направлялись во все края. Богатые и бедные будут жить в мире и благословлять Аллаха» [Буниятов, с. В послании был один изъян, который не могли не заметить в государстве хо-резмшаха, — Чингис «приказал», чтобы между всеми странами на земле установился мир. В послании Чингис-хан заявлял себя уже владыкой мира! Караван Чингиса прибыл на границу владений хорезмша-ха в город Отрар.
О дальнейших событиях арабский историк Ибналь-Асир рассказывает следующее: «Пришли они купцы в один из тюркских городов, называемый Отраром и составлявший крайнее владение хорезмшаха, у которого там был наместник. Когда к нему прибыл этот татарский отряд, то он наместник послал к хорезмшаху уведомить его об их прибытии и сообщить ему об имуществе, которое было при них. Хорезмшах прислал ему приказание убить их, отобрать имущество, находящееся при них, и прислать его к нему. Он наместник убил их и отослал, что при них было, а вещей было много. Когда посланное прибыло к хорезмшаху, то он разделил его между купцами Бухары и Самарканда и взял с них стоимость его розданного товара » [Ибналь-Асир, с.
Есть и иные в деталях версии этого события. Согласно им Мухаммед только приказал Хайдар-хан Иналу Иналчи-ку , наместнику Отрара, задержать купцов, а тот убил их уже по собственному почину, предварительно обвинив в шпионаже. Многие исследователи допускают, что сопровождавшим караван монголам было предписано разведать состояние дел в государстве хорезмшаха. Как бы то ни было, очевидно, что купцы и сопровождавшие караван монголы стали жертвой жадности и подозрительности наместника Отрара и самого хорезмшаха. Так, З.
Буниятов прямо пишет, что «ответственность за это преступление лежит на главе государства, так как расправа над купцами противоречила общеизвестным в то время нормам взаимоотношений между владетельными лицами. Кроме того, были убиты послы, которые находились под защитой общепринятых норм обычного права» [Буниятов, с. Только одному купцу есть версия — погонщику верблюдов удалось спастись и принести страшную весть Чингис-ха-ну. Скорее всего этот человек был оставлен в живых намеренно. Он должен был рассказать Чингис-хану, что стало с его шпионами, соглядатаями.
Некупцов при караване, видимо, было немало. Петрушевский, — и другое задание… этим заданием скорее всего могла быть военная разведка» [Петрушевский, с. По сведениям некоторых мусульманских авторов, люди Чингис-хана уже начали работать, они запугивали жителей Отрара «грядущим бедствием» [там же, с. Из сообщения Мухаммеда ибн Кайс Рази известно, что до нападения монголов на Хорезм по городам государства хорезмшаха ползли слухи о готовящемся нашествии, и эти слухи вызывали панику среди населения. Что было делать хорезмшаху?
Допустить беспрепятственно деятельность таких людей или пресечь ее? Он был настроен решительно, хотя и испытывал колебания. В трехсуточном сражении с Чжочи он потерял двадцать тысяч воинов, но поле битвы осталось за ним. Ан-Насави писал, что после битвы с Чжочи «душой султана овладел страх», так как он убедился сам в храбрости и военном мастерстве монголов. Но не будем забывать о том, что это было написано уже после того, как монголы завоевали владения хорезмшаха.
И только позже стали ясны последствия резни в Отраре. Джувейни тоже позднее писал: «За каждую каплю их купцов Чингиса крови там потекли целые реки, кажется, что в воздаяние за каждый волос с их голов сотни тысяч голов валялись в пыли на перекрестках дорог» [Джувейни, I, 80]. Наверное, и хорезмшах Мухаммед и Хайдар-хан Инал могли поступить иначе и не давать повода Чингис-хану для мести. Мы не знаем всех обстоятельств; ясно одно, что они знали об опасности, но думали, что у них достаточно сил, чтобы справиться с Чингис-ханом. Получив известие о гибели каравана в Отраре, Чингисхан послал посольство с запросом о случившемся во главе с Ибн Кафраджени Богра.
Основным требованием Чингис-хана была выдача Хайдар-хана Инала. Сохранилось две версии «послания» Чингис-хана хорезмшаху. По одной из них его посол передал: «Ты даровал подписанное твоей рукой обещание обеспечить безопасность купцов и не нападать ни на кого из них, но поступил вероломно и нарушил слово. Вероломство мерзко, а со стороны султана ислама еще более. И если ты утверждаешь, что совершенное Иналом сделано не по твоему повелению, то выдай мне Инала, чтобы мы наказали его за преступление и помешали кровопролитию.
А в противном случае — война, в которой самые дорогие души станут дешевы и. Это послание содержит два вопроса, на которые нет ответа. Получается, что был какой-то письменный договор между хорезмшахом и Чингис-ханом — «подписанное твоей рукой обещание». Мы о нем ничего не знаем. Кроме того, хорезмшах сразу после случившегося в Отраре послал людей с объяснениями.
Влияние на здоровье: утечка нефти и других химических веществ негативно влияла на здоровье людей, животных и растений. Загрязнение воздуха и воды привело к возникновению различных заболеваний и экологических проблем. Социальное воздействие: катастрофа оказала серьезное влияние на местные сообщества. Многие люди потеряли своих близких, дома и источники дохода, что привело к ухудшению их жизненных условий и уровня жизни. Международное внимание: Отрарская катастрофа привлекла внимание не только местных, но и международных СМИ, экологических организаций и правозащитников, что стимулировало проведение ряда расследований и мероприятий для предотвращения подобных катастроф в будущем. Особенности Отрарской катастрофы 1. Фаталистический сценарий: Отрарская катастрофа была одной из самых трагических событий в истории Средней Азии. Она произошла в 1219 году, когда войска чингизидов войска великого вождя Чингиз-хана вторглись в город Отраджау ныне Отрар, Казахстан. Были затронуты не только жители города, но и окружающие районы. Чингиз-хан имел непримиримую позицию в отношении города: «Если бы ты дошил до Китая, ты бы получил смерть» — заявил Чингиз-хан одному из своих военных.
Этот трагический эпизод привел к разрушению городской инфраструктуры и особым трагедиям людских судеб. Тем не менее, жители Казахстана не сдались и продолжили свою борьбу против монгольских завоевателей, которая продолжалась несколько столетий. Сегодня Отрарская катастрофа остается уроком настоящего поколения и напоминает о том, как важно оставаться верным своим принципам и бороться за независимость и свободу своей земли. Вам может также понравиться...
Аральское озеро начало испытывать трудности с подпиткой.
Распашка земель привела к существенной засухе, превратив ситуацию из критичной в катастрофичную. Наличие проблемы стало понятно уже в 70-е годы. Величественное море начало стремительно убывать, теряя по 10-20 см от своей глубины ежегодно. Ученые, взявшись за голову, выносили на рассмотрение одно предложение по спасению водоёма за другим. Распашка новых земель могла нанести экологии куда больший ущерб. Из-за чрезмерной опасности многие проекты, так и не реализованные, а свернули на стадии идей.
В 90-е годы единый Арал перестал существовать. Море разделилось пополам, но одна половина была куда больше. Ближе к 2000-м годам южная часть «раскололась», образов несколько маленьких озерец. Иные причины пересыхания Исследователи, занимавшиеся изучением данного вопроса, считают, что вина советских руководителей слишком преувеличена. На высыхание озера оказала неблагоприятное воздействие фильтрация вод сквозь дно озера. С их точки зрения, большая часть жидкости буквально «утекла» в землю.
Последствия для экологии Всё, что проживало в озере, умерло, не имея возможности покинуть иссыхающий водоем. Арал, через время, полностью пересох, а соли, содержащиеся на дне, обнажились. И они стали страшной проблемой. Высохшие отложения соли весьма токсичны, а их распространение продолжается даже сегодня. Люди, проживающие в непосредственной близости с бывшим озером, склонны к недугам и слабому иммунитету. Население начало страдать инфарктами и инфекционными болезнями.
Что такое Аральское море: почему погибло, можно ли его возродить?
Это событие стало серьезным ударом для страны, вызвало волну негодования среди населения и заставило правительство принять срочные меры для предотвращения подобных происшествий в будущем. Производственные службы и предприятия, ответственные за безопасность движения на железных дорогах, были вынуждены подвергнуться тщательной проверке и изменениям в своей структуре и работе, с целью предотвратить повторение подобных инцидентов. Отрарская катастрофа стала большим уроком для Казахстана и железнодорожной отрасли в целом. Она иллюстрирует важность соблюдения правил безопасности и регулярной проверки технических устройств при обеспечении безопасной работы железнодорожной системы. Причины Кроме того, технические проблемы, связанные с проектом и конструкцией ракеты, также сыграли свою роль. Неполадки в системе управления и структуре ракеты привели к непредсказуемым последствиям. Другим фактором, влияющим на катастрофу, стало нарушение безопасности во время испытания.
Недостаточное внимание к процедурам безопасности и неправильные действия персонала привели к фатальным последствиям. В целом, отрарская катастрофа является результатом сложного взаимодействия нескольких причин: ошибок в расчетах, технических поломок и нарушения безопасности. Этот случай стал серьезным уроком для аэрокосмической индустрии и подчеркивает важность строгого соблюдения всех процедур и норм безопасности при проведении испытаний. Последствия Отрарская катастрофа оказала серьезное влияние не только на окружающую среду, но и на здоровье людей, а также на социально-экономическое развитие региона.
Многие жители погибли, другие попали в плен, третьи бежали, рассеявшись в разные стороны. Завоевание Средней Азии монголами было завершено. Из Ирана вторгся на Кавказ разгромив армян, грузин, в 1223 г.
Калка разбив аланов, кыпчаков, русских и разорили южные окраины Руси. Чингиз хан через степи Казахстана вернулся в Монголию. Таким образом в 1219 - 1224 гг. Хотя кочевые племена оказывали монголам сопротивление, но местная знать поступила на службу к монголам, а рядовые кочевники были использованы для формирования новых "сотен", "тысячников" монгольской армии.
Но как? На этом месте больше тысячи лет стоят мечети, и это священное место для всех мусульман мира. Почему строительство Третьего Храма так важно для иудеев? Храм будет символизировать полноту власти. Отсюда, как они верят, будет происходить управление миром. Царство Мессии будет иметь своим центром Иерусалим и его Храм. Камень основания Верующие мусульмане считают, что именно с Камня основания пророк Мухаммед начал свое знаменитое вознесение на небо на волшебном коне Аль-Бураке. Первые годы верующие обращались лицом не к Мекке, а именно к Храмовой горе, откуда пророк начал восхождение. И где сейчас стоит Аль-Акса, это третья по значению мечеть для мусульман. Аль-Акса — мечеть с куполом серого цвета, цвета свинца. Рядом находится Купол Скалы, мечеть с золотым куполом. Купол Скалы построен как раз над Камнем основания, ещё в 691 году. Купол Скалы его тоже часто называют Аль-Акса, как часть комплекса стоит на том месте, где стоял Храм Соломона. Но точное место неизвестно. Поэтому и существует запрет иудеям подниматься на Храмовую гору, чтобы случайно не наступить на святое место. Но запрет этот сейчас остаётся уже только формальным. Для мусульман всего мира и для иудеев — огромное. А для остальных? Например, для мировых лидеров? Интересные детали, которые о многом говорят. Первый визит после избрания президенты разных стран наносят в страну, которая является значимой для их государства. Кто-то едет в США, кто-то в Россию. Польские президенты, например, часто выбирают Ватикан, как резиденцию главного для большинства поляков человека — Папы Римского. Он отправился в Иорданию. Второй страной, которую он посетил, был Израиль. Тут можно, конечно, погрузиться в конспирологию и сочинить целый роман о том, как Дональда Трампа посвятили в «хранители Мечети». А потом — в «хранители Храма Соломона». Ещё можно вспомнить рыцарей-тамплиеров, которые владели Храмовой горой в 11-м веке, здесь находился их «штаб». Наверняка кто-нибудь и напишет. Но дело обстоит гораздо прозаичнее.
На кадрах река и дорога стали единым целым, поток перетекает через проезжую часть, угрожая размыть трассу. Проехать опасный участок на легковушке невозможно, где асфальт, а где трясина непонятно. Водители останавливаются и помогают тем, кто неосторожно провалился в пучину.
Что такое Отрарская Катастрофа?
Большое количество вытекшей нефти и химических веществ подвергло опасности экосистемы и водные ресурсы, что может вызвать негативные последствия для флоры и фауны в долгосрочной перспективе. Влияние на животных и растения: Окружающая среда и живые организмы, населяющие район катастрофы, оказались под давлением и воздействием опасных веществ. Животные, насекомые и растения могут быть убиты или подвергнуты серьезному стрессу, что может привести к сокращению популяции и нарушению экосистемы в целом. Последствия для человека: Загрязнение окружающей среды может иметь серьезные последствия для здоровья людей, особенно для жителей близлежащих населенных пунктов.
Одним из главных рисков является загрязнение питьевой воды и почвы, что может привести к передаче опасных веществ через пищевую цепочку. Долговременное воздействие этих веществ на организмы людей требует дополнительных исследований и мониторинга. Вывод: Отрарская катастрофа оказала значительное отрицательное влияние на окружающую среду и биоразнообразие.
Экологические последствия данного происшествия требуют серьезных усилий по ликвидации загрязнения и восстановлению экосистем в затронутых районах. Социальные и экономические последствия Отрарская катастрофа, произошедшая в 1984 году, имела серьезные социальные и экономические последствия для региона и его населения. Социальные последствия данного происшествия можно разделить на несколько основных аспектов: Потеря жизни и здоровья людей: В результате катастрофы погибло около 4000 человек, а более 200 000 человек получили различные заболевания и отравления.
Многие из пострадавших продолжают испытывать физические и психологические проблемы до сих пор. Эвакуация и переселение: После происшествия были эвакуированы жители примыкающих к катастрофическому месту сел и городов. Большая часть этого населения была вынуждена покинуть свои дома и места жительства навсегда.
Социальная паника и страх: Катастрофа вызвала панику и страх среди населения не только непосредственно в районе Чернобыльской АЭС, но и на всей территории СССР и за его пределами. Люди опасались за свое здоровье и здоровье своих детей. Это привело к массовому миграционному движению и изменению социальных отношений в регионе.
Экономические последствия отрарской катастрофы были значительными: Ущерб промышленности и сельскому хозяйству: Радиоактивное загрязнение повлияло на области производства и сельскохозяйственного урожая. Сельскохозяйственные угодья, а также леса, стали непригодными для использования. Многие фермеры потеряли свои источники дохода и остались без работы.
Затраты на ликвидацию и преодоление последствий: СССР и другие страны потратили миллиарды на ликвидацию последствий катастрофы. В эти средства входили затраты на захоронение радиоактивных отходов, медицинскую помощь пострадавшим и восстановление района. Изменение экономической и социальной структуры: Вследствие катастрофы произошло существенное изменение в экономической и социальной структуре региона.
Многие предприятия обанкротились, рабочие места исчезли, а экономическая активность снизилась. Многие жители района были вынуждены искать работу в других регионах.
Все это хранится в Государственном заповедник-музее Отрара, расположенного на проспекте Жибек-Жолы села Шаульдер. Что нужно знать туристам Добраться до древнего города Отрар вы можете как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Туры выходного дня можно приобрести во многих турагенствах. К слову, попасть на территорию городища при государственном музее-заповеднике Отрар можно за символическую плату — цена билетов варьируется от 50 тенге для школьников до 200 для взрослых. Для представителей социально-уязвимых категорий населения вход бесплатный. Отдельно можно заказать услуги экскурсовода, стоимостью от 800 до 2000 тенге. Экскурсии проводятся как на казахском и русском, так и английском языках.
Фото: Turkistan Tourism Center В целях создания туристского центра, отвечающего современным требованиям туристской отрасли, в 2019 году в окрестностях города Отрар был построен визит-центр. Первый этаж центра комплексного обслуживания туристов оборудован с целью создания комфортных условий для туристов. Предусмотрены зоны отдыха, детская площадка, коворкинг площадка и т.
Эта персоязычная хроника является ценнейшим нарративным первоисточником по истории нашей Родины и многих зарубежных стран и народов эпохи Чингиз-хана и его первых преемников. Более того, «Тарих-и джахангушай» — это история государств каракитаев, хорезмшахов, найманов, Уйгуристана и некоторых других государств и народов нашей страны и зарубежного Востока домонгольского периода. Сказанное определяет и значение «Истории покорителя мира» для историков нашей республики — это первоклассный источник по истории далекого прошлого Казахстана. Сведения «Тарих-и джахангушай» обладают особой ценностью, так как представляют собою в значительной мере свидетельство очевидца, посещавшего в XIII в. Поэтому хроника Джувайни имеет целый ряд преимуществ перед сочинениями других персоязычных историков, подобно Джувайни представляющих промонгольскую историографию. В их число входят сочинения Вассафа [1], Рашид ад-Дина [2] и др.
Сведения Джувайни по истории Южного Казахстана очень разнообразны. Мы находим у него многочисленные и важные известия по этнической, политической, экономической историй, истории культуры и т. Автор «Истории покорителя мира» рассказывает о различных племенах и народах, населявших Южный Казахстан до прихода монголов. Он говорит о кипчаках, каракитаях, найманах, карлуках, кереитах, канглы и др. Внимательное изучение данных Джувайни позволяет уточнить родоплеменной состав этих народов. Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов. Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т.
В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии. Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус. Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия. В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках. Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т.
Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3]. Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении.
К слову, попасть на территорию городища при государственном музее-заповеднике Отрар можно за символическую плату — цена билетов варьируется от 50 тенге для школьников до 200 для взрослых. Для представителей социально-уязвимых категорий населения вход бесплатный. Отдельно можно заказать услуги экскурсовода, стоимостью от 800 до 2000 тенге. Экскурсии проводятся как на казахском и русском, так и английском языках. Фото: Turkistan Tourism Center В целях создания туристского центра, отвечающего современным требованиям туристской отрасли, в 2019 году в окрестностях города Отрар был построен визит-центр. Первый этаж центра комплексного обслуживания туристов оборудован с целью создания комфортных условий для туристов.
Предусмотрены зоны отдыха, детская площадка, коворкинг площадка и т. Кроме того, к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби был открыт зал Аль-Фараби, где были представлены научные и вещественные данные о личности. Культурное наследие Отрарского оазиса широко пропагандируется в стране и за рубежом. В настоящее время количество туристов, посещающих объекты Отрарского государственного археологического музея-заповедника, растет.
Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей
В этом государстве правил Хорезмшах Мухаммед Отрар — город, который входил в состав Хорезма. У него было очень большое войско, которое численно превосходило войско Чингисхана в 2 раза — 400 000 человек против 200 000 человек. Поэтому Чингисхан решил покорить это государство иным образом — он отправил 500 верблюдов, каждый из которых были нагружены подарками. Вместе с верблюдами он отправил сопроводительное письмо, в котором назвал хорезмшаха «любимым сыном» - предлагал ему дружбу. Это не обрадовало Хорезмшаха Мухаммеда, потому что он не желал быть вассалом, и он отправил идентичный карван для Чингисхана, на что тот ответил новым знаком — отправил караван из 450 купцов и монгольских офицеров.
В ответ на требование Чингизхана выдать Каир-хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингиз-хана на территорию Казахстана и Средней Азии.
Завоевание монголами Южного Казахстана: В сентябре 1219 г. Чингиз-хан направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каирхан с 80 тыс. Лишь предательство одного из военачальников Хорезма Караджа-хаджиба привело к падению города, который с 10 тыс. Когда все защитники крепости полегли, Каир-хан был взят в плен и казнен. Отрар пал в феврале 1220 г.
Для завоевания городов в нижнем течении Сырдарьи Чингиз-хан направил своего старшего сына Джучи. Города на Сырдарье оказали монголам упорное сопротивление — 7 дней оборонялсяг. Сыгнак, отказавшийся сдаться монголам. После взятия Сыгнака население и город было уничтожено. Монголы силой захватили также города —Ашнас, Жент, Узгенд, Барчынлыкент. Плано Карпини, проследовавший через Южный и Юго-восточный Казахстан в 1245-47 гг.
Вместе с городами уничтожались ирригационные системы, вытаптывались посевы, гибли окрестные земледельческие оазисы. Многие жители погибли, другие попали в плен, третьи бежали, рассеявшись в разные стороны. К весне 1221 г.
Особенности Отрарской катастрофы 1.
Фаталистический сценарий: Отрарская катастрофа была одной из самых трагических событий в истории Средней Азии. Она произошла в 1219 году, когда войска чингизидов войска великого вождя Чингиз-хана вторглись в город Отраджау ныне Отрар, Казахстан. Были затронуты не только жители города, но и окружающие районы. Чингиз-хан имел непримиримую позицию в отношении города: «Если бы ты дошил до Китая, ты бы получил смерть» — заявил Чингиз-хан одному из своих военных.
Таким образом, Отрар стал жертвой сурового фаталистического судьбоносного пророчества. Широкий размах: Отрарская катастрофа привела к разрушению города Отраджау. Город был укреплен и входил в состав Земли Эвли. Это был крупный торговый центр и культурный пункт на Великом Шелковом пути.
Однако жители города не ожидали такого масштабного вторжения и не смогли защитить свою родину от монголо-татарских войск.
Существует версия, что Чингисхан не планировал похода на Среднюю Азию, а стремился к установлению дипломатических и торговых отношений с империей Хорезмшахов и разделу сфер влияния в Азии. Но убийство послов лишило его выбора — такое оскорбление он не мог оставить без ответа. Таким образом, в Отраре решилась судьба исламского мира. Осенью 1219 года монгольские войска завоевали город, он был разрушен, большинство его жителей уничтожено, оставшиеся угнаны в рабство, а монголы разорили и захватили мусульманские территории до границ Сирии и Малой Азии, разрушив Багдад, столицу халифата Аббасидов. Старый Ургенч — один из древнейших городов Средней Азии. Но после этого он все же возродился. В 1255 году армянский путешественник называет Отрар одним из крупных городов вдоль Сырдарьи. Он по-прежнему сохранял свою роль во всемирной торговле. О нем также упоминает в 1320 году флорентийский купец и политик Франческо Пеголотти в своих описаниях торгового пути от Азовского моря до Дальнего Востока.
Сам полководец неоднократно бывал в городе и умер здесь в разгар подготовки к Восточному походу в 1405 г. В период 1465-1718 г. По мере того, как Шелковый путь постепенно утрачивал свое значение, то же самое происходило и с городом.
Отрарская катастрофа: причины и последствия
«Отрарская катастрофа». Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе заявил, что сектору Газа грозит гуманитарная катастрофа, необходимы безопасные коридоры для доставки продовольствия и. Второе важное событие – это Отрарская катастрофа, когда монголы пошли завоевывать страны Запада и Востока, Ирана, вплоть до Индии.