Особняк Ф.О. Шехтеля находится в историческом районе Москвы и привлекает внимание своей необычной архитектурой в стиле модерн и ассиметричной планировкой. Отреставрированы фасады особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве. Об этом проинформировал мэр столицы Российской Федерации Сергей Собянин. Особняк, выстроенный Шехтелем для своей семьи (Ермолаевский переулок, 28, стр. 1). До недавнего времени здесь располагалось посольство Уругвая. Фабричное здание для Левенсона патриотично названо скропечатня, а не типография. Ансамбль небольшой усадьбы с трехэтажным каменно-деревянным особняком (1904–1905) и надворными хозяйственными помещениями в Волковом переулке стал одной из первых самостоятельных построек архитектора. ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1. Это первые столь масштабные работы, которые проводятся в здании за его более чем 120-летнюю историю.
В столице завершилась реставрация особняка архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Сохранить наследие: в Москве началась реставрация усадьбы Морозова // Новости НТВ | К своему дому в Ермолаевском переулке архитектор Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову, с которым состоял в приятельских отношениях, выразился так: построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу. |
Собянин рассказал о сохранении в Москве наследия архитектора Шехтеля | Портал лестницы в особняке семьи Шехтель в Ермолаевском переулке. |
В столице завершилась реставрация особняка архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке | Особняк Морозова Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке Скоропечатня Левенсона Особняк Рябушинского Особняк Дерожинской Особняк Смирнова МХТ им. А. П. Чехова Ярославский вокзал Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой Заключение. |
Специалисты отреставрировали фасад особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке | Восстановили также мозаичные панно над главным входом с годом завершением строительства особняка — 1896-й, и над ведущим во внутренний двор с крыльцом с литерами F и S — инициалами архитектора. |
Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023 | Видео | Особняк Шехтеля. Ермолаевский переулок, дом 28/1. |
Специалисты отреставрировали фасад особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Действительно, площадка эта семь лет назад задумывалась режиссером Бояковым для поисков новой театральной стилистики, современного языка, актуальных тем… Ну, для всего того, для чего обычно создаются новые театры. Но в отличие от многих у Боякова получилось. Здесь не боялись весь вечер напролет читать стихи, завязывать импровизационный разговор со зрителем, затрагивать острые темы или вдруг выпустить к театральной публике «амбициозного пермяка-самоучку» музыканта Антона Восьмого… А почему все в прошедшем времени? Может, и зря. Просто, по сообщению пресс-службы, «руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков уступит свой пост режиссеру и драматургу Ивану Вырыпаеву». Но, цитируя журналиста Андрея Архангельского: «Для меня главная новость заключается не в том, что на пост худрука «Практики» приходит Иван Вырыпаев, а в том, что, находясь на пике славы и успеха, Эдуард Бояков добровольно слагает обязанности и передает управление более молодому коллеге». А вот как это объясняет сам Эдуард: «…Настал момент, когда нужно выбирать — продолжать развиваться эволюционным путем или дать этому развитию новый импульс.
Я сознательно выбрал второе. Так я понимаю верность своему делу… Мне интересно создавать большие проекты… Но когда наступает момент выхода на проектную мощность, то мне хочется чего-то нового. Каким бы ни был прекрасным проект, я не должен превращаться в человека, который его обслуживает». Зачем я все это рассказываю читателям, возможно, весьма далеким от театральной жизни? Попробуйте приложить эту историю к любой другой области, и вы поймете — красиво! Время «Ч» …Ой, что такое?
Москву захватили инопланетяне? Их становится все больше, металлические бока победоносно блестят на солнце, они толкают ими испуганных прохожих, заставляя прижиматься к стенам… Кто бы подумал, что это всего лишь обычный час пик. Надо переждать. Мы идем на Патриаршие Пруды, садимся за столик кафе, стоящий на тротуаре, попиваем чай со свежей мятой и ждем, когда закончатся звездные войны и вокруг снова возникнет любимый «тихий центр». О тех, кто не только ждет, но и старается этот момент приблизить, мы чуть позже непременно расскажем.
Маяковского, В. Чекрыгина, И. Собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.
Об этом в субботу, 16 марта, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, всего в городе построено порядка 90 зданий, связанных с именем архитектора. При разработке проекта будущего здания Шехтель вдохновлялся европейскими замками.
В 2016 году здание скоропечатни Левенсона было открыто после 4-х летней реставрации. Здание скоропечатни Левенсона Особенность внешнего оформления — вплетение природных элементов в архитектуру здания, повсюду можно увидеть изображение чертополоха. Чертополох, как элемент декора здания Восстановленный исторический барельеф первопечатника Иоганна Гуттенберга Особняк Рябушинского на Малой Никитской Особняк Рябушинского в наши дни Особняк Рябушинского — еще одно уникальное здание, выполненное по проекту Шехтеля. Интерьер особняка Рябушинского. Один из символов особняка Рябушинского — мраморная лестница, выполненная в форме волны Особняк Рябушинского являет собой классический образец модерна, автор c беспрецендентной смелостью игнорирует все традиции классицизма, симметрию и четкость форм. Однако смелость и новаторство Шехтеля оценили не все: "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла.
Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина", - так писал К. Чуковский об этом здании. Здание Художественного театра в Камергерском переулке Еще один шедевр Шехтеля, над которым он трудился безвозмездно— это всем известный МХТ им. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Затраты по строительству взял на себя Савва Морозов, известный русский меценат. Задуманная перестройка довольно безликого на тот момент здания по замыслу Федора Осиповича была подчинена созданию в театре особой эмоционально насыщенной атмосферы. При этом было учтено все до мелочей — размеры помещений, цвет стен, пола, мебель, светильники, дверные ручки. Все это Федор Осипович спроектировал лично. А также совершенно уникальный по тем временам зрительный зал с вращающейся сценой.
И в качестве последнего штриха росчерком пера он нарисовал чайку, которая по сей день является эмблемой этого театра. Здание МХТ им. Чехова в наши дни Ярославский вокзал Самым глобальным проектом и венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал в Москве, который строили с 1902 по 1904 год. Выглядит здание, как сказочный дворец. Ярославский вокзал в начале XX века Его внутренне убранство также было роскошным, но это было до революции. Ярославский вокзал в наши дни После революции для семьи Шехтеля настали тяжелые времена. Знаменитый архитектор остался без работы, причиной было то, что всякое строительство в стране прекратилось, заказов просто не было.
Объявлена реставрация особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке
Первый особняк, что Франц-Альберт Шехтель, которого мы знаем и любим под русским именем Федор Осипович, построил лично для себя, стоял на Петербургском (нынешнем Ленинградском) шоссе. Видео о 76 Ермолаевский пер 19 06 2023 Все улицы Москвы на детском самокате, Ермолаевский переулок 28 | Реставрация особняка Шехтеля 2023, Виртуальная экскурсия 'Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке', ID-42512 Ермолаевский переулок, 9. В полной мере воплотить свои фантазии Шехтелю удалось при строительстве собственного дома – в Ермолаевском переулке, где Федор Осипович прожил целых 14 лет (ныне посольство Уругвая). Композиция особняка динамична и состоит из разных объемов, ассиметричное. Куда сходить в Москве. Новости. В Москве разработают онлайн-экскурсию по дому Шехтеля в Ермолаевском переулке. Свой дом в Ермолаевском переулке Федор Шехтель построил в 1896 году. От замысла до воплощения ушло чуть более полугода — для того времени рекордно короткие сроки.
Собянин рассказал о сохранении в Москве наследия архитектора Шехтеля
Здесь жил Шехтель | ГлавУпДК при МИД России начинает реставрацию особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. |
Шедевр Шехтеля: эксперты подтвердили ценность особняка Саввы Морозова на Спиридоновке | Особняк в Ермолаевском переулке. |
В Москве разработают онлайн-экскурсию по дому Шехтеля в Ермолаевском переулке | Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского заказала Францу Осиповичу. |
Незнакомая Москва или планета по имени Шехтель
Особняк в Ермолаевском переулке. ГлавУпДК при МИД России начинает реставрацию особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. Реставраторы управления при российском МИДе воссоздадут каменных горгулий на фасаде особняка Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве, а затем займутся восстановлением интерьеров.
МОСКОВСКИЙ МОДЕРН
ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1. Это первые столь масштабные работы. В Ермолаевском переулке стоит дом, где ныне находится резиденция посла Республики Уругвай. Отношения между нашими странами завязались в XIX веке. Отреставрированы фасады особняка Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве. ГлавУпДК при МИД России продолжает комплексную научную реставрацию особняка Федора Осиповича Шехтеля, расположенного по адресу: Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1. Это первые столь масштабные работы. Ансамбль небольшой усадьбы с трехэтажным каменно-деревянным особняком (1904–1905) и надворными хозяйственными помещениями в Волковом переулке стал одной из первых самостоятельных построек архитектора.
Особняк Ф.Шехтеля.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Его-то с полным правом можно включить в число самых красивых домов Москвы! Это второй собственный дом Франца Шехтеля, построенный в 1896 году. В нём архитектор с семьёй прожил 14 лет до перезда на Большую Садовую. Имя Фёдор Осипович он примет только в 1914 году. Точно так же, как и сейчас, этот дом выглядел, когда архитектор его только что построил. Как и во многих постройках Шехтеля, внешняя архитектура дома отражает его внутреннюю планировку.
Самый характерный принцип всего творчества Шехтеля — проектирование "изнутри наружу", нашёл и в этом доме своё воплощение. Приём так называемой "круговой" анфилады, состоящей из выходящих на лестницу всех комнат особняка, архитектор позже использовал и в особняке Рябушинского.
Шехтеля в Ермолаевском переулке Мероприятие прошло в рамках Дней культурного наследия. Объект культурного наследия федерального значения «"Особняк Шехтеля Ф. Шехтель Ф.
Длительное время в памятнике располагается посольство Республики Уругвай. Здание является первым домом великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построенным для себя.
В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время. В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами. Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение — рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага. Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10 Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы.
Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу. В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн — это его работа. Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу. Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая — всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины! Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал. Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево!
Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» — это фамилия первой владелицы особняка, «М» — фамилия второго. Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле — загадка. Елена Крижевская Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук.
В столице завершилась реставрация особняка архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке
Например, если на портрете глаза и нос не на месте — это Пикассо, а если изображено много людей без штанов, страдающих ожирением, — это Рубенс. Так вот, если вы входите в столичный особняк и в главном помещении со словами «ах, вау, ну ничего себе и тд. Шехтель эту цифру перешагнул. Недоучка Московское училище живописи, ваяния и зодчества так и не окончил , благодаря безупречному вкусу, работоспособности и немножечко — нужным связям ему покровительствовал Павел Третьяков , в конце XIX-начале XX вв. Разбогатевшие торговцы и промышленники наперебой приглашали Федора Осиповича проектировать и отделывать помещения. И в столичных переулках стали появляться английские замки и русские терема — стилизация, на которой стоит модерн. Прошло сто лет — и опять люди, нажившие капиталы, ударились в обустройство фантазийных дворцов. Но каков результат. Домам Шехтеля мы поклоняемся и оберегаем, а нелепые новострои попробуй продай, как пугачевский особняк в Грязи за миллиард рублей. Оно и лучше, потому что когда из тесной дворницкой, от кассы открывается дверь в центральный вестибюль, задираешь голову — ну ничего себе! Здесь завихряется та самая мраморная лестница-волна, вокруг которой кружится весь дом.
Комнаты плывут по кругу. А когда поднимаешься на второй этаж, кажется, что тебя выносит водоворотом со дна на поверхность. И на третьем этаже, как логичное завершение этого движения вверх — старообрядческая молельня семьи предпринимателей Рябушинских, для которых строился дом.
Одна из уникальных деталей здания - водосточные трубы с воронками в виде готических горгулий. Со временем скульптуры были утрачены, но специалисты сумели их воссоздать по сохранившимся архивным фотографиям, добавил мэр.
Об этом сообщил в своем Telegram-канале мэр города Сергей Собянин. Около 90 столичных объектов культурного наследия построены по проекту или при участии Шехтеля, из них порядка 40 уже отреставрированы за последние 13 лет", - написал Собянин. По его словам, уже завершилась реставрация фасадов особняка в Ермолаевском переулке, построенного в духе романтических традиций конца XIX века.
Но через секунду из сторожки выскочил человек в форме и пояснил, что посольство республики Уругвай — не проходной двор. В сказочном доме-замке зодчий Шехтель проживал на протяжении 14 лет. В 1910-м отсюда он переехал в свой новый особняк на Большой Садовой. Это же владение по адресу Ермолаевский переулок, дом 28 было переуступлено Е. Дунаевской, имевшей чин почетной гражданки. После прихода большевиков в 1917-м году, особняк Шехтеля использовали для размещения различных государственных учреждений, пока в 1944-м не предали на баланс МИДа.
С тех пор в этом доме находились дипмиссии зарубежных государств. Сегодня помещения занимает посольство Уругвая. Я заметил, что на мозаичном панно составлены литеры F и S. Позже выяснил, что это инициалы архитектора. В то время он был Францем, а Федором Осиповичем стал после Первой мировой войны. Как пишут в справочниках, в знак солидарности с русским народом.
Год постройки: 1903 год. Статус: объект культурного наследия федерального значения. Дальше 15 минут ходьбы — и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву П. Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста.
Вот фото 1902 года Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну. Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. И специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.
В 30-е годы здесь жил Максим Горький и в честь этого в особняке устроили музей писателя в 1965 году. А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился. В кабинете, в спальне, в столовой сохранили подлинную обстановку. Как и личные вещи писателя, и его библиотеку 12 тысяч томов. Расставлены они в том же порядке, что и при жизни Горького.
Отдельные комнаты закрыты для посетителей, потому что в них хранится музейный фонд. Витражный пейзаж в прихожей. Я обратил внимание, что среди них большинство иностранные туристы. Некоторые не покупают билет, а просто заглядывают в прихожую, фотографируются на фоне портрета писателя и уходят. Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки.
Под огромным каштаном скамейка. Через дорогу храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой. Да и золотая осень еще не кончилась. Чехова выглядит строже, чем частные особняки работы Шехтеля. Адрес: Камергерский переулок, 3 метро «Театральная». Год реконструкции старого здания: 1903 год.
Ирония Шехтеля о собственном доме в Ермолаевском переулке, или Еще немного о любимом зодчем *
Лампа-медуза, Лариса Киселева От скромного начинания до масштабного бизнеса Об Александре Левенсоне известно немного — даже год его рождения точно не установлен. Достоверно лишь то, что он был успешным бизнесменом. Он открыл типографию в 1881 году, приобретя по случаю у Набилковского училища небольшую печатную машину, ручной станок, резак и принадлежности для набора составления макетов. Изначально предприятие разместилось в доме Левенсона-отца, известного московского врача, в Рахмановском переулке возле Петровки. Начав с изготовления визитных карточек и коммерческих счетов, Левенсон постепенно перешёл к крупным заказам, первым из которых стало издание газеты «Новости дня». Чтобы расширить деятельность типографии, основатель превратил её в долевое предприятие — товарищество. Среди партнёров он привлёк купца, издателя и мецената Л.
В 1890 году скоропечатня имела капитал в размере 210 тысяч рублей и имущество общей стоимостью более 100 тысяч рублей. Вскоре стало очевидно, что солидному предприятию нужно представительное помещение. По задумке хозяина, оно должно было стать комбинацией «последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Для фабрики Левенсон приобрёл участок на углу Трёхпрудного и Мамоновского переулков. Первым делом там снесли все деревянные усадебные строения. Проведя конкурс, Левенсон выбрал проект Фёдора Шехтеля, который представил план целостного и оригинального комплекса из административного здания и примыкающих производственных построек.
По некоторым данным, заказчик и исполнитель нашли общий язык благодаря происхождению — оба были обрусевшими немцами. На Петровке — уже на самой Петровке, а не в переулке! Вероятно, в память о начале большого дела. Шехтель приложил руку и к личному дому Левенсона — перестроил для него особняк на Пречистенской набережной дом 35. Благородный вид средневекового замка, уютные интерьеры и гостеприимство хозяина привлекали в скоропечатню Левенсону разных людей. Именно здесь в 1901 году собрались представители московской журналистики, чтобы обсудить предстоящее празднование 200-летия периодической печати в России.
Впоследствии это здание неоднократно посещали ведущие отечественные издатели и типографы. Скоропечатня в Трёхпрудном отдавала предпочтение выпуску художественных изданий высокого качества — альбомов, открыток, театральных афиш и программ, в том числе для императорских театров. С 1899 года Левенсон также редактировал и печатал газету «Ежедневное либретто», в которой наравне с новостями культуры размещалось много рекламы. Примечательно, что там попадались и объявления конкурентов. О признании заслуг детища Левенсона и его продукции высочайшего уровня, помимо звания поставщика императорского двора, говорят многочисленные награды. В 1895 году Министерство финансов присудило издательству большую серебряную медаль, через год жюри парижской выставки, посвящённой столетию литографии, — золотую.
В 1900 году, вновь на Всемирной выставке во французской столице, типография Левенсона удостоилась сразу трёх наград: управляющий мастерскими получил золотую медаль, управляющий литографией — серебряную, а его помощник — бронзовую. Работы Шехтеля в Москве 1889 г. Шехтеля в Ермолаевском переулке 28, при участии А. Адамовича 1898 г. Малич ул. Садовая-Самотечная, 6 в 1905 г перестроен 1898 г.
Кузнецова, ул. Беген не сохранилась 1899 г. Аршинов и Кo, Старопанский пер. Аршинова, ул. Большая Ордынка 32 1895-1897 г. Нововоротниковский пер.
Рябушинского, ул.
Первый дом он возвел на Петербургском шоссе ныне Ленинградском в 1889 году, но вскоре продал Владимиру Всеволожскому, директору Императорских театров. Этот особняк не сохранился, зато можно посмотреть на второй дом семьи Шехтеля — в Ермолаевском переулке, созданный в 1896 году.
Архитектор строил свой дом на гонорар от готического особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Во внешнем облике здания в Ермолаевском угадываются черты неоготики и модерна. Дом напоминает миниатюрный замок с башенками, но выполнен без украшательств — единственным декором стала мозаика с ирисами на золотом фоне над главным входом.
Здесь семья Шехтелей прожила 14 лет, после чего они переехали на Большую Садовую. Семейный особняк с колоннами Большая Садовая ул. Дом напоминает реконструированный в то время по проекту Шехтеля кинотеатр «Художественный».
Фасад украшают портик с четырьмя колоннами и барельеф с древнегреческим сюжетом — Афина стоит в окружении архитектора, скульптора, музыканта и живописца. Барельеф делали по эскизу самого Шехтеля, который не оканчивал ни художественный, ни архитектурный, но в то время уже был академиком и преподавателем. Недалеко от дома есть аллея, названная в честь архитектора, и небольшой сквер с его именем.
Торговый дом Василия Аршинова Старопанский пер. Между Никольской и Ильинкой в Старопанском переулке в 1899 году по проекту архитектора возвели торговый дом «Аршинов и Ко». Его владелец, Василий Аршинов, торговал сукном.
Здание пришлось встраивать между доходным домом и другими торговыми рядами, так что оно получилось компактным. Фасад торгового дома украсило огромное окно в три этажа — над ним расположен маскарон, а по бокам — эркеры. Здание облицовано серо-зеленой керамической плиткой, модной в те времена.
Писал же Чуковский в своих дневниках об одном из самых знаменитых творений Шехтеля музее Горького — особняке Рябушинского : «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями». Меж тем, появился он уже в послевоенные годы, когда здесь, как ворчали москвоведы, «были построены маловыразительные дома для партийной элиты». Но «дом со львами» идея «старейшины сталинской архитектуры» Ивана Жолтовского, также члена МАО, именем которого Ермолаевский назывался с 1961 по 1994 год маловыразительным не назовешь. Хотя строился он пленными немцами в 1944-1945 годах для высшего военного состава, обычной подавляющей величественной мрачностью «сталинок» здание не отличается, а походит, скорее, на уютную старинную усадьбу, чему способствуют колонны и непременные «львы на воротах», которых, перефразируя Пелевина, в Москве больше, чем ворон.
Дом был неоднократно обруган архитекторами, как «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре», а позже Хрущевым, затеявшим борьбу с архитектурными излишествами. Тем не менее, с годами львы в пейзаж вписались как влитые. Сначала придумали яйцо Как и «львы», для своего времени элитный, он рассчитан на 28 квартир с дровяными каминами, террасами, зимними садами, видом на Патриарший пруд и прочими благами цивилизации. Если бросить взгляд по направлению к Садовому, нельзя не наткнуться на его желто-белую помпезность, увенчанную странным куполом, напоминающим то ли панцирь гигантской черепахи, то ли раковину моллюска. В этот и без того запоминающийся верх булавкой воткнута копия башни Татлина, пожелавшего в свое время соперничать с создателем Эйфелевой башни. Словом, навороченный домик получился, чего уж там скрывать.
Но противникам его стоит напомнить предысторию, согласно которой здесь, на углу Патриарших, могло вырасти нечто еще более экзотическое, а именно — гигантское яйцо, которое решительно намеревался «снести» в столице автор проекта «Патриарха» архитектор Сергей Ткаченко. По легенде, которая с годами все оттачивается, идея «яйца» осенила Ткаченко и Марата Гельмана однажды в конце 90-х. Но на Земле обетованной реализовать проект не удалось». Следующая попытка возвести эллипсообразное сооружение была сделана на углу Ермолаевского и Малой Бронной, но то ли вследствие кризиса, то ли из-за несовпадения вкусов проект заказчиком одобрен не был. И уменьшенное в размерах «яйцо» укатилось с Патриарших прудов на Чистые, на улицу Машкова, где благополучно живет и здравствует, радуя глаз и привлекая туристов. А на Патриарших появился «Патриарх», прозванный «домом-тортом» и объявленный апофеозом «кондитерской» постперестроечной архитектуры что, впрочем, не помешало взять его в коллекцию Музея архитектуры имени Щусева, где собираются самые интересные современные проекты.
Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Небольшой особняк стоит свободно на участке, ничем кроме выступающего ризалита гостиной не касаясь красной линии квартала — уже новшество. Все помещения выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — именно этот прием поражает в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского. Все помещения здания скомпонованы в разновысотные объемы, живописно и как бы случайно расставленные вокруг лестницы, увенчанной высокой кровлей. Через несколько лет Шехтель расширил помещения своей мастерской, с противоположной от входа стороны — пристраивая их к «башенному» объему черной лестницы.
Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28
Лазаревой-Станищевой Великолепный камин из радомского песчаника, огромный рабочий стол зодчего, да и вся мебель — как неотрывная часть дома, интерьер — как часть и продолжение архитектуры. Искусство архитектуры казалось ему тем более благородным, что оно окружает человека и воздействует на него постоянно. Однако вся полнота воздействия виделась Шехтелю в содружестве разных видов искусства… …«Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре… С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в не меньшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства в них весь смысл жизни …» — говорил Шехтель в 1919 году...
Не существует пропасти между мировоззрением Шехтеля-зодчего, пользовавшегося славой мастера комфортабельных планировок и создателя первоклассных по строительно-техническим показателям, прочности и красоте отделки сооружений, и Шехтелем, который славит трех сестер не к Чехову ли восходит этот символ? Нет противоречия между рационализмом, высочайшим строительным качеством и удобствами планировки, уютностью и комфортностью спроектированных им сооружений и представлением зодчего о высокой миссии художника-творца. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни».
Завершаются работы по замене кровли и ее утеплению. Двухэтажный дом площадью почти 700 кв. Сегодня эта постройка является объектом культурного наследия федерального значения и находится в хозяйственном ведении ГлавУпДК. Объект расположен по адресу: Ермолаевский пер.
Модерн не был востребован новой властью, поэтому до самой смерти архитектору пришлось скитаться по коммунальным квартирам. Последние годы он болел, а мизерной пенсии не хватало даже на лекарства. И когда архитектор оказался прикованным к постели, шутил, что лучше бы вместо денег прислали цианистого калия. А в доме Шехтеля в Ермолаевском переулке с 1950-х годов находится посольство Уругвая. Особняк Шехтеля на фотографиях разных лет: А вы хотели бы дополнить рассказ о доме Шехтеля в Ермолаевском переулке?
Для свободного посещения было открыто свыше 100 памятников истории и культуры. На экскурсию сюда предварительно записались более 8 тысяч человек. Настоящим событием стала открывшаяся в этот день выставка "Москва в стиле модерн", посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося архитектора Федора Шехтеля. Особняк Дерожинской, где разместилась экспозиция, впервые открыт для всеобщего обозрения. Его на время реставрации покинуло посольство Австралии. Ничто теперь не мешает рассмотреть удивительные интерьеры. В холле - гигантское окно высотой в 2-3 этажа, камин, много света, дубовый потолок, при этом человеку здесь тепло и уютно. Но некоторые, как выяснилось, не имеют статуса охраняемого объекта.
К лету мы обязательно исправим эту ситуацию и поставим их на охрану.
Собянин рассказал, как в Москве сохраняют наследие архитектора Шехтеля
В Москве завершилась реставрация фасадов особняка в Ермолаевском переулке – это здание построено по проекту архитектора Федора Шехтеля. Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28. Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13. Франц - он из поволжских немцев) построил для Александры Дерожинской - единственной наследницы владельца Товарищества мануфактур Ивана Бутикова. Более скромные по размерам и оформлению, эти постройки, в числе которых следует назвать дом Фёдора Шехтеля в Ермолаевском переулке и особняк Льва Кекушева на Остоженке, в художественном отношении не уступают виллам промышленников и банкиров. Для него Шехтель в 1901 году начал перестройку старинного особняка. Один из последних примеров проводимых городом работ – реставрация фасадов особняка в Ермолаевском переулке.