Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
XX век – век новомучеников
Икона Новомученики российские. Мы знаем многих мучеников первых веков христианства. «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских». Икона Новомученики российские. Мы знаем многих мучеников первых веков христианства. НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ и РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО в XX веке. В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий.
Мученики за Христа: ХХ век
Многие священники вели активную агитацию, скрытую или явную, против советской власти, устраивали панихиды по последним русским царям, призывали к восстановлению монархии. Главная причина подобной позиции духовенства заключалась в политике советской власти по отношению к церкви. В большинстве своем сельские священники крайне негативно отнеслись к декретам большевиков о свободе совести и вероисповеданий и об отделении церкви от государства и школы от церкви. Их недовольство вызвала аграрная и продовольственная политика советской власти, так же как и упомянутые выше декреты, подрывающие основы их материального благосостояния. В Библии сказано, что христиане могут пострадать из-за собственной глупости: «Пусть никто из вас не страдает как убийца, или вор, или делающий злое, или как вмешивающийся в чужие дела» 1 Петр 4. Это было начало новой кампании по уничтожению людей по социальному признаку. Как «классово чуждые» должны были ликвидироваться оставшиеся представители дворянства, царского чиновничества, купечества, зажиточного крестьянства, участники Белого движения, реэмигранты, духовенство и т. Предписывалось репрессировать самые разные группы населения, среди которых указывались и «наиболее активные антисоветские элементы из церковников». Среди них было немало тех, кто резко отзывался о коммунистической власти» Кострюков А. Лекции по истории Русской Церкви 1917—2008.
Ничего общего с мученичеством за Христа это не имело. Священников рассматривали как служащих царской власти, поскольку Российская Церковь с 1721 г. Действительно, это очень интересные материалы!!! Этот церковный скандал наводит на мысль, что в процессе канонизации архиереями не движет Дух истины.
По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации». На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей.
Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. В 1932 году, вместе с другими членами братства всего 90 человек , Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов , мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии.
Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры «Письма к друзьям». Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере. Священномученик Александр Туберовский , иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии. В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину.
В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. В 1937 году он был арестован. Всем им было выдвинуто заведомо ложное обвинение в «участии в повстанческо-террористической организации и контрреволюционной деятельности». Протоиерей Анатолий Правдолюбов, 75-летний настоятель Благовещенской церкви г. Касимова был объявлен «главой заговора»… По преданию, перед казнью осужденных заставили собственноручно выкопать траншею и тут же, поставив лицом ко рву, расстреляли. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. Основательница и первая заведующая музеем «Оптина пустынь» Лидия Васильевна Защук была дворянского происхождения. Она владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, до революции была известной журналисткой в Санкт-Петербурге. В 1922 году она приняла иноческий постриг в Оптиной пустыни.
После закрытия обители большевиками в 1924 году добилась сохранения Оптиной в качестве музея. Многие насельники монастыря таким образом смогли остаться на своих местах в качестве музейных работников. В 1927—34 гг. С 1934 г. Туле, затем в г. Белеве, где поселился последний настоятель Оптинской пустыни иеромонах Иссакий Бобриков. Возглавляла тайную женскую общину в г. Была расстреляна в 1938 году по делу епископа Никиты Прибыткова на 162 км Симферопольского шоссе в Тесницком лесу под Тулой. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев , иерей Память 6 января 29 декабря ст.
Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия, пресвитера Московского, окончил Историко-филологический факультет Московского университета. В годы Первой мировой войны он добровольно ушел на фронт санитаром.
Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и к людям. И наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства о их подвиге», — призывает нас Святейший Патриарх Кирилл2. Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2011 году было определено: «Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников»3. Перед нами новый сборник житий святых новомучеников и исповедников, чьи судьбы были связаны с храмами, находившимися на территории современного Западного викариатства Москвы. Будем со вниманием читать жития верных чад Церкви, явивших высочайший подвиг веры и мужества, принявших смерть и «неувядающие венцы славы» см. О книжной серии «Кто ны разлучит от любве Божия…» Гонение на Церковь Христову, бурей пронесшееся по всем городам и весям земли Русской в прошедшем ХХ веке, не обошло и первопрестольный град Москву.
Оно началось с обстрела соборов Кремля в октябрьские дни 1917 года и затем коснулось всех храмов и монастырей города. Православные москвичи во главе с исповедником святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России, встали на защиту веры христианской, и многие из них приняли страдания нередко даже до смерти.
Для церковного служителя это было очень тяжкое обвинение. Это последнее обвинение было основано на соответствующих газетных публикациях.
Конечно, надо учесть, что подобные факты как обвинение в педофилии могли и выдумываться ведущими следствие чекистами, чтобы представить такого врага, как иерарх Русской Церкви, в наиболее омерзительном свете и скомпрометировать его среди священно-церковнослужителей и мирян. Тем не менее, такая информация,- независимо от ее правдивости,- после ее обнародования на "суде" над владыкой стала предметом церковного разбирательства. Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного.
Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из "Нижегородской Коммуны" за 14 сентября N 214, за 18 сентября N 218 и за 20 сентября N 219". Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом. Принимая во внимание общий церковный соблазн, произведенный делом епископа Дометиана , теперь же отрешить его от кафедры епископа Арзамасского".
Из лагеря в 1933 г. Видимо, членам Синода удалось получить новые данные по делу от него лично , и Синодальное постановление было смягчено: обвинений в педофилии и в актах любодейства в Синодального постановления от 30 ноября 1933 г. Имеющийся в деле и заслушанный материал хотя и устанавливает блазненное поведение епископа Дометиана в отношении к женскому полу, но не заключает в себе определенных данных к обвинению его в самом факте любодейства... Не лишая епископа Дометиана Горохова священного сана, признать его отселе неправоспособным к занятию архиерейских кафедр и, продолжив до трех лет по 3 октября 1935г.
Дометиан служил в Скорбященской церкви г. Отправлен из Сызранской тюрьмы в распоряжение Сиблага 3 января 1937 г. ПЭ Древо : 24 ноября 1937 г.
Мученики за Христа: ХХ век
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви | Православная газета | Святы́е новому́ченики и испове́дники Церкви Русской — группа святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после. |
Новомученики и исповедники российские: описание подвигов и икона, тропарь | Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. |
Российские новомученики не были мучениками за Христа | На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. |
Подписка на новости
- СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ - Древо
- Кто такие Новомученики и исповедники Российские
- Христианские Новомученики и история России в XX столетии /
- Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время
Новомученики России
- Смоленские новомученики и исповедники церкви русской (ХХ век) | Журнал Смоленск
- Новомученики Российские
- Также рекомендуем
- Новомученики России
Клин православный
admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история. Новомученики и Исповедники Церкви Русской – сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого.
Новомученики и исповедники Церкви Русской
В 1893 году окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и один курс духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Был наблюдателем церковных школ Гроденского уезда. С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно. В 1906 — 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии. В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент. Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.
В конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.
Мы же до сих пор стоим на их плечах. Мы — духовные карлики, немощные, поврежденные страстями, слабые духом, малые верой и не способные вовсе перенести всех тех испытаний, которые выпали на их долю.
Сегодня люди мечутся — одни уходят в страну греха, другие пытаются как-то утвердиться за счет прежних достояний и достижений, но часто не тех, на основании которых может созидаться и церковная жизнь, и жизнь семейная, общественная и государственная. В XX веке, когда писались хорошие книги и снимались добрые фильмы, когда люди еще как-то понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и умели отличать белое от черного, грех от добродетели, — всё это совершалось вовсе не благодаря тем образчикам, к которым сегодня пытаются возвратиться в культурной и образовательной жизни, полагая, что в них кроется успех созидания, а благодаря тому духу, который был заложен людьми верующими и который они передавали своим детям и внукам, кои, может быть, и не были религиозными, но по духу, по сути по своей были продолжателями евангельской христианской жизни. И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних, советских формах, которые вроде бы и красивые, и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит, не освящены Им и не долговечны, — мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы. Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод. И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжелые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них.
Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего. Мы перед ними в огромном долгу. Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали. Они, а не прежние разрушители устоев русского народа должны стать основанием жизни нашего современного общества. Если мы обратимся к их примеру, к их вере, может быть, и нам Господь уделит какую-то часть от их силы духа, благодаря которой они пережили и достойно пронесли звание христиан через страшные гонения и испытания XX столетия.
Здесь с легкой руки доброго человека он устроился торговать в лавку местного купца. Будучи весьма способным, он самостоятельно освоил грамоту, и в 17 лет занял место старшего приказчика. Однако в мечтах юноши зрело желание ухода в монастырь. Во время посещения Александро-Невской лавры Василий общается со схимником, который благословляет его жениться, воспитать детей, а уже после посвятить себя монашеской жизни вместе с женой. После женитьбы Муравьев освоил торговлю пушниной.
Его дела шли настолько успешно, что он вскоре стал миллионером. Весомую часть своего дохода Василий тратил на помощь нуждающимся. В 1920 году, раздав все свое состояние церквям и монастырям, вчерашний миллионер официально становится членом братства при Александро-Невской лавре. Одновременно постриг в женском монастыре принимает и его супруга. В 1927-м будущий святой становится монахом.
Старец уже успел прославиться своим даром прозорливости и врачевания. Его постоянно окружали посетители, он приглашал людей и в собственную келью. Когда в деревню пришли фашисты, они пришли к Серафиму Вырицкому узнать будущее. Офицеры поинтересовались у старца, как скоро пройдут по России победным маршем, на что монах ответил: «Этому не бывать». Предсказал преподобный и точное время окончания блокады Ленинграда, помогая отчаявшимся горожанам в поисках родных и близких.
Умер старец 3 апреля 1949-го, канонизирован в 2000-м. Воин с передовой и его нетленные мощи Протоиерей Сергий Флоринский с преподавателями и воспитанниками церковно-приходской школы. После обучения в духовной семинарии 7 лет преподавал в земском училище, после чего становится священником. Активно участвовал в русско-японской войне, проявил себя на передовой в Первую мировую, что подтверждают военные награды. В декабре 1918го Флоринского арестовали как сторонника сверженного царского режима.
Его обвиняли в подготовке вооруженного восстания против красноармейцев, за что и расстреляли. На допросе перед самой смертью Флоринский заявил, что его вина заключается лишь в том, что он священник и смело расписывается в этом.
Ивановское-Прозоровских Петушинского района Владимирской области. Руфицкий Сергей Михайлович 1884 —1937 Родился 6 августа 1884 г. Ельцыно Покровский уезд, Владимирская губерния в семье священника. Служил в с. Седиково Ковровский уезд, Владимирская губерния в Свято-Казанском храме с 1907 г. Арестован 17 ноября 1937 г.
Православная газета
- Российские новомученики не были мучениками за Христа
- Подписи к слайдам:
- Кто такие Новомученики и исповедники Российские
- Новомученики XX века. - YouTube
- THE FEAT OF THE NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF THE RUSSIAN CHURCH IN THE 20TH CENTURY
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
Российские новомученики не были мучениками за Христа — Блог Александра Усатова | Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). |
Новомученики и исповедники Церкви Русской | век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. |
Новомученики и исповедники Церкви Русской | Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. |
Новомученики и исповедники российские | Первые святые новомученики XX века. |
Новомученики и исповедники российские
На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском. Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»: «1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор. Новости > Новинки каталога > «Новомученики и исповедники Московские. Западное викариатство». Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа.
Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
Сегодня люди в России по-разному относятся и к подвигу новомучеников, и вообще к страданиям, перенесенным нашим народом в XX веке. Многие говорят: зачем ворошить прошлое? Важно понимать, что каждый, кто страдает за веру Христову, страдает не за свои ошибки и прегрешения, а участвует в страданиях Господа нашего Иисуса Христа, сострадает Христу. Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и к людям. И наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства о их подвиге», — призывает нас Святейший Патриарх Кирилл2. Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2011 году было определено: «Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников»3. Перед нами новый сборник житий святых новомучеников и исповедников, чьи судьбы были связаны с храмами, находившимися на территории современного Западного викариатства Москвы. Будем со вниманием читать жития верных чад Церкви, явивших высочайший подвиг веры и мужества, принявших смерть и «неувядающие венцы славы» см.
Православный церковный календарь. С указанием дней памяти новопрославленных святых.
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Следите за обновлениями: Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства - Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории 18-19 мая 2012 г. В преддверии Собора Новомучеников и исповедников Российских предлагаем вам ознакомиться с этим документом 1 мая - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших 1 мая 2010 года суббота на Бутовском полигоне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится традиционное Патриаршее богослужение - Литургия под открытым небом, посвященная празднованию Собора Бутовских святых, отмечаемая ежегодно в 4-ю субботу по Пасхе. Начало в 9.
Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством. Святые отцы говорят, что «Бог ценит дела по намерениям их» прп. Марк Подвижник. Слова, 1. Максим Исповедник. Главы о любви, 2. Иными словами, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается. Так, христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем, что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково — люди и в том и в другом случае дают свои деньги нуждающимся. Христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творится ради Христа, то есть ради исполнения Его заповедей, — хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нем и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды, и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу. Так и мученичество именно посвящением Христу отличается от всякой мужественной и героической смерти: «ибо кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Была определенная логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопаситься от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание. Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы заставить замолчать умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению нового режима. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. Но это не относится к духовенству. Его нельзя было упрекнуть в нелояльности, за исключением того периода Гражданской войны, когда власть переходила из рук в руки и священнослужитель сам мог определяться, какую власть считать законной. Как известно, Церковь, следуя заповеди «повиноваться и покоряться начальству и властям» Тит. Да, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных священнослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал. Можно привести пример священномученика Петра Петрикова , свидетельствовавшего на допросе: «Я всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, — не знаю ни одного случая нарушения мною таковых. Пользуюсь свободой верить во что мне угодно, по основному закону страны — конституции… Церковь — «не от мира сего». Мои интересы — интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому» 4, С. То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать. В своих антирелигиозных гонениях коммунисты преследовали даже тех, кто совершенно не мог представлять для них угрозы. Например, священномученик митрополит Серафим Чичагов к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел восемьдесят пятый год, он был прикован к постели — при аресте его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли. Также и священномученик архиепископ Алексий Бельковский по болезни не мог самостоятельно передвигаться, ему было девяносто пять лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой. Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера. Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали того, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий Мажуга рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: «В чем же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение? А когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду» 24, С. Звучали, конечно, и другие обвинения: священномученику Владимиру Лозина-Лозинскому предъявили обвинение за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II. Мученика Иоанна Емельянова обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества» 14, С. Священномученику Димитрию Плышевскому инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации» 15, С. Преподобномученицу Ирину Фролову арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Мученика Иоанна Малышева обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» 15, С. Мученику Никифору Зайцеву , как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов, как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик являлся колхозником. Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали — это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и в критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга Кошелева на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили? А преподобномученику Варфоломею Ратных следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, все плачет, плачет мир, и будет еще плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир? Можно привести еще примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь… но являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии» священномученик Владимир Пищулин. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» священномученик Владимир Сперанский. Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали ее, равно как и антицерковную политику коммунистической власти. Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и якобы потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили Литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать. Это взгляд, чуждый Церкви. Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом — они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времен. Вот, например, во II веке был арестован и приведен на суд святой мученик Аполлоний. В присутствии множества свидетелей префект Терентий указывает святому на то, что согласно законам империи и указу императора нужно «принести жертву богам» и «поклясться Фортуною самодержавного Коммода». А святой на это отвечает, что «великое бесчестие падать ниц пред ничтожными тварями, и было бы низким раболепством боготворить то, что не стоит того», и что «глупцы были те, которые изобрели их и еще более неразумны те, которые боготворят и чтут их» Апология, 16. Когда префект спросил: «Разве ты не знаешь, что по определению сената совсем не полагается быть христианам? Ибо насколько люди легкомысленно ненавидят и убивают тех, которые делают добро, настолько во многих отношениях люди стоят далеко от Бога» Апология, 24. Это что, разве не критика распоряжений правительства? Разве не прямое неподчинение власти и ее законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя?
Арестовывались и многие миряне — активные жертвователи, церковные старосты, как правило, зажиточные и уважаемые граждане сельских обществ или уездных городов. В списках расстрелянных в сентябре-октябре 1918 гг. Их еще необходимо отыскать в архивных узилищах и явить неизвестных пока обществу мучеников и исповедников. Паново Арзамасского уезда. Обвинен в антисоветской пропаганде и расстрелян вместе с сыном Арзамасской ЧК 13 сентября 1918 г. Теплый Стан, Сергачский у. Бортсурманы, Курмышский у. Сын станового пристава. В 1906 окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2 разряду, определен псаломщиком в с. Митин Враг Курмышского у. В феврале 1907 рукоположен в священника Успенской церкви с. Одновременно исполнял должности заведующего и законоучителя Ягодинской церковно-приходской и Бортсурманской земской школ, благочиннического миссионера. С 1915 член Курмышского уездного отделения Симбирского епархиального училищного совета. Награжден набедренником 1912 , скуфьей 1915. Расстрелян Симбирской ЧК вместе с 28 крестьянами своего села. Канонизирован Архиерейским собором РПЦ в 2000. Не реабилитирован. Петрушки, Каневский у. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Из семьи причетника Киевской епархии. Учился в Киево-Софийском духовном училище, Киевской дух. В 1879 окончил Киевскую дух. Определен преподавателем в Рижскую дух. Через год рукопоположен в сан иерея Рижского кафедрального собора. В 1883 — 86 состоял законоучителем Рижского пехотно-юнкерского училища. В 1893 принял постриг в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Рижской дух. С 1896 епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии. С 1897 епископ Брестский, викарий Литовской епархии. С 1900 возглавлял Гродненскую, Оренбургскую епархии. С августа 1910 епископ Нижегородский и Арзамасский. В 1916 возведен в сан архиепископа. Участник поместного Собора 1917 в Москве. В марте 1918 уволен на покой, определен настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Позднее уехал к родственникам в Крым. Убит при невыясненных обстоятельствах. Сын учителя гимназии. Окончил дух. С ноября 1903 по ноябрь 1906 епископ Балахнинский, настоятель Ниж. Печерского монастыря. Возглавлял правосл. Георгия, епархиальный училищный совет. С 1905 поч. Союза «Белое знамя». Позднее служил в Омской, Вологодской, Тюменской епархиях. Арестован 6. ЧК и вскоре расстрелян. Реабилитирован в 1993. Туманово Арзамасского у. Новгорода, священник Никольской верхнепосадской церкви с 1895 г. Отец 5 детей. Арестован Нижегородской ЧК 30. Дальнейшая судьба не известна. ЦАНО, ф. Из старинного дворянского рода австрийского происхождения, сын обер-гофмейстера высочайшего двора Б. Окончил Пажеский корпус по 1 разряду. С 1883 прапорщик, с 1884 подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка. В 1894 вышел в отставку, жил в своем имении при с. Ичалки Княгиниского у. Нижегородской губ. С 1890 земский начальник, в 1897 — 1917 губ. Содействовал строительству Народного дома в Н. Попечитель ряда приютов и учебных заведений. В 1905-06 губернатор Екатеринославской губ.
Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.
Лузан В. Неволько Н. Семенова А. Вначале необходимо дать определение словам «Новомученик» и «Исповедник». Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. День его кончины или первое воскресенье после него отмечается как День памяти Собор новомучеников и исповедников Российских.
Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек.
В этот раз отец Владимир пробыл в заключении недолго - чуть больше трех месяцев. Однако и свобода длилась недолго. Ровно через год, 15 февраля 1925 года, его вновь арестовывают - на сей раз вместе с группой выпускников Императорского Александровского лицея. В обвинении, предъявленном священнику Лозине-Лозинскому, говорится: "... Отцу Владимиру и еще тридцати трем заключенным, проходившим по этому делу, грозил расстрел. Но в окончательном приговоре высшую меру наказания заменяют десятилетней ссылкой в Соловецкий лагерь.
Из жития священномученика Владимира следует, что лагерную жизнь он принимал смиренно и безропотно, "покорясь велению Божьему", как писал он в одном из своих стихотворений. По воспоминаниям узников, отбывавших вместе с ним срок на Соловках, аристократизм породы, наклонностей и привычек не исчезал у отца Владимира даже тогда, "когда он отвешивал вонючую воблу" в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врожденный такт и, главное, "светившаяся в нем глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими". Он был "так воздушно светел, так легко добр, что казался воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать"... Через три года родственники отца Владимира добились смягчения приговора, и лагерное заключение было заменено пятилетней ссылкой в Сибирь. По возвращении из нее в 1933 году отец Владимир служит в Новгороде - и вновь совсем недолго.
Некий прихожанин кафедрального Михайло-Архангельского собора, где с 1935 года Лозина-Лозинский был настоятелем, признал на допросе, что является организатором контрреволюционной группы, и в числе ее членов назвал отца Владимира. Материалы архивного дела свидетельствуют: несмотря на жесткое давление следователей, отец Владимир не признал себя виновным, не подтвердил существование этой контрреволюционной группы и никого не оговорил. И единственный из всех, проходящих по этому делу, был приговорен к расстрелу. Отец Владимир был расстрелян 26 декабря 1937 года в Новгороде. Место его захоронения Господь оставил сокровенным... Материалы к канонизации священномученика Владимира собирали в архивах Петербурга и Новгорода члены православной общины, возрожденной в Университете почти десять лет назад.
В помещении главной университетской церкви сейчас размещается музей, поэтому литургии служатся здесь пока нечасто. Зато молебны и панихиды бывают постоянно, совершаются таинства крещения и венчания. Есть община и в Петергофском учебно-научном комплексе Университета. Богослужения проходят в небольшой часовенке - по сути комнате, специально выделенной в одном из зданий под церковь. Но уже согласованы предпроектные предложения по строительству на территории комплекса храма в честь святых новомучеников российских - питомцев Университета... Мой далекий близкий дед...
Елена Григорьевна не знала своего деда. И не могла знать - он был арестован через четыре месяца после ее рождения, а позже - расстрелян. О том, что именно руки деда погружали ее, маленькую, в купель во время крещения, Елене Григорьевне рассказала бабушка. Больше дед, сельский священник, ничего не успел сделать для своей внучки.
Позднее уехал к родственникам в Крым. Убит при невыясненных обстоятельствах. Сын учителя гимназии. Окончил дух. С ноября 1903 по ноябрь 1906 епископ Балахнинский, настоятель Ниж. Печерского монастыря. Возглавлял правосл. Георгия, епархиальный училищный совет. С 1905 поч. Союза «Белое знамя». Позднее служил в Омской, Вологодской, Тюменской епархиях. Арестован 6. ЧК и вскоре расстрелян. Реабилитирован в 1993. Туманово Арзамасского у. Новгорода, священник Никольской верхнепосадской церкви с 1895 г. Отец 5 детей. Арестован Нижегородской ЧК 30. Дальнейшая судьба не известна. ЦАНО, ф. Из старинного дворянского рода австрийского происхождения, сын обер-гофмейстера высочайшего двора Б. Окончил Пажеский корпус по 1 разряду. С 1883 прапорщик, с 1884 подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка. В 1894 вышел в отставку, жил в своем имении при с. Ичалки Княгиниского у. Нижегородской губ. С 1890 земский начальник, в 1897 — 1917 губ. Содействовал строительству Народного дома в Н. Попечитель ряда приютов и учебных заведений. В 1905-06 губернатор Екатеринославской губ. Затем член Государственного совета от Ниж. Лидер группы правого центра в ГС, бывшей опорой П. С 1914 пред. Княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных бедствий, член Верховного Совета по призрению семей фронтовиков, раненых, павших воинов. Расстрелян Ниж. Губчека как монархист. В 2000 канонизирован Русской православной церковью. Деяново ныне Пильнинского района. Из духовного звания. В 1904 окончил Симбирскую дух. С 1905 псаломщик Никольской церкви с. Медяны Курмышского у. В сентябре 1906 рукоположен в диакона церкви с. Деяново того же уезда. В мае 1907 рукоположен в священника того же храма. Одновременно — законоучитель Деяновской земской школы. За ревностное пастырское служение награжден набедренником 1912. Арестован Симбирской ЧК и расстрелян вместе с 18 крестьянами своего села. В 2000 прославлен в лике святых мучеников Архиерейским собором РПЦ. Источник: Церковь в узах. История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период 1917 — 1991 годы. Ульяновск, 2007. В 1886 окончил Нижегородскую дух. Определен на священническое место в с. Акузово Сергачского у. В 1888 — 98 состоял законоучителем в открытой им в том же селе школы грамоты. С 1898 священник Владимирского собора в Сергаче. С 1906 настоятель Владимирского собора. За ревностное пастырское и педагогич. Вопрос о канонизации не рассматривался. Протоиерей, обществ. Неявленный священномученик. Отец 9 детей.
Георгия в Триполи. За несколько лет он не единожды подвергался нападениям, а в сентябре 2012 его обстреляли. Неизвестные вандалы проникли внутрь и испоганили храм. Новомученики ХХI века: смерть за веру В истории христианства много примеров мужества и стойкости духа. Верующие шли на смерть с именем Христа на устах. Они до конца оставались преданы своей Церкви. С падением режима Каддафи и последующим за этим событием хаосом, радикалы стали беспощадно уничтожать христианское население. Причем казнь невинных людей многие западные СМИ и сейчас пытаются представить, как борьбу оппозиции с неугодной властью. Ничем не оправданная жестокость преподносится в подобных изданиях, как реакция этой самой оппозиции на поддержку христианами правящего режима. То есть христиан ликвидировали исключительно за их веру. Занимая очередные территории, радикалы в первую очередь начинают уничтожать все, что чуждо их религиозным убеждениям. Только за два последних десятилетия варварскому разрушению подверглись бесценные памятники архитектуры, христианские кладбища, мечети мусульман-шиитов. Село Ильнур в Ливии не единственное место расправы. Осуществлялось беспощадное насилие над коптами и в других местах. Например, стоит вспомнить события 2014 года, когда боевики в Сирте зверски убили всю семью, а 13-летнюю девочку похитили. Примерно в то же время главарь одной из банд в Северной Африке даже обещал награду тем, кто будет убивать христиан. Это объявление спровоцировало похищение семерых коптов. Несчастных вывезли в пустыню, и там расстреляли в упор. Самым громким убийством христианского населения стала трагедия в столице Кении. Исламские фанатики сначала захватили заложников в торговом центре. Мусульман они вскоре отпустили, а с христианами расправились самыми изуверскими методами.