Отец актрисы Иван Андроникович Добржанский служил штабс-ротмистром в 166-м пехотном Ровенском полку Русской императорской армии.
Добржанская: горькая судьба актрисы, которую вся страна знала, как «Маму Жени» из «Иронии судьбы»
РИА Новости, 23.06.2023. Любовь Добржанская родилась в 1905 году в Киеве в семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии (впоследствии — полковника), дворянина Ивана Андрониковича Добржанского (1879—1941). Основные сведения. Фамилия. Добржанский. Имя. Иван. Отчество. Андроникович. В Украине в ходе СВО погибли еще три ярославца: гвардии майор Иван Будкин, гвардии сержант Иван Апанчук и гвардии рядовой Денис Коробов.
КУПИТЕ ДРОВА В ИЮЛЕ, ТОГДА ВЕРНЕМ РЕБЕНКА! ОМСК,СЕМЬЯ КУДИК
Всю жизнь она так и прожила и проработала в Киеве, на пенсию ушла с должности машинистки Института технической теплофизики. Иконникова, - пишет о ней Ирина Николаевна Войцеховская,- была талантливая девушка: владела французским, немецким и анлийским языками, писала стихи и романы, играла на фортепиано». Там же в институте, Анна познакомилась с молодым, подающим большие надежды ученым преподававшим историю русской словесности Владимиром Степановичем Иконниковым. Встреча эта имела для обоих «судьбоносный» характер: молодые люди полюбили друг друга и в июле 1866 г. Ей, дорогой возлюбленной, посвятил В. Иконников свою первую историографическую работу, а именно - вышедшую отдельным изданием лекцию «Очерк разработки русской истории в XVIII веке» Харьков, 1867. Вся последующая жизнь супруги выдающегося ученого только подтвердила глубокую симптоматичность того раннего посвящения... После института, Анна очень стремилась продолжить образование и даже намеревалась уехать за границу изучать медицину, но нежелание оставлять мужа побудило ее остаться в Киеве. В 1878 году в Киеве открылись Высшие женские курсы и Анна, хотя ей уже было тридцать лет, смогла осуществить давнюю мечту, и с юношеской страстью отдалась учебе.
Летом 1882 года Иконникова успешно завершила обучение. Иконниковой временем наивысшего душевного и творческого подъема. Этот период своей жизни Анна Леопольдовна вспоминала всегда о удовольствием... Она написала книгу по истории Киева «Киев, мать городов русских. Фортинского на Высших женских курсах в Киеве». Ей принадлежат и ценные воспоминания о В. Иконникове, дошедшие до наших дней. Иконникова стала незаменимой помощницей своего супруга во многих его делах и начинаниях.
И здесь весьма пригодилось ее совершенное знание иностранных языков - она делала прекрасные переводы для научных работ мужа. Кроме того, Анна-Леопольдовна занималась систематическим переписыванием рукописей В. Иконникова, работала над указателями к его трудам, выверяла корректуры. Уже эта кропотливая и ответственная работа делала Иконникову образцовой супругой выдающегося ученого. Когда встала задача квалифицированной методической помощи слушателям курса русской историографии студентам университета и ВЖК, А. Иконникова взялась за разработку для них учебных пособий. И хотя пособия не были изданы и ходили по рукам в «списках», сам факт уверенного «вхождения» женщины того времени в сложную область исторической науки достоин пристального внимания и надлежащего осмысления. Иконникова обладала высоким интеллектом, большой работоспособностью и целеустремленностью - главным, что необходимо настоящему ученому.
И на своем веку она могла бы добиться большего, чем довелось, получи она право на преподавание в высшей школе, права на соискание ученой степени. У Иконниковых было двое детей - сын Евгений, умерший очень рано, и дочь Ольга Владимировна 1884-1965 , которая была русской поэтессой. Судьба О. Иконниковой по мужу - Петровой оказалась трагичной: долгие годы провела она в сталинских лагерях. Репрессирован был и ее сын, талантливый инженер-мостостроитель М. Петров расстрелян в апреле 1938 г. Анастасия происходила из древнего княжеского рода, ведущего начало от грузинских царей. Её отец - титулярный советник, князь Николай Семенович Кавкасидзе?
В своем имении Николаевка он завел прекрасные оранжереи с редкими цветами, купил великолепные картины, а досуг проводил в изучении творений философов и экономистов. Её мать- княгиня Ольга Павловна Кавкасидзе Линнеман - была владелицей крупных поместий в Украине и в Поволжье, но её мать - Марья Степановна, урожденная Черепова, была против этого брака, поэтому Николай и Ольга венчались тайно. Однако, через несколько лет, Марья Степановна простила дочку и дала ей богатое приданое деньгами и драгоценностями. Как описывал позднее её сын Сергей Алексеевич со слов, воспитывавшей его, сестры Анастасии- Варвары Николаевна Кавкасидзе: «Княжна Анастасия росла худенькой высокой девочкой с огромными, темными, немного печальными глазами. Никаких детских радостей, никакого беззаботного детства у нее не было. Ее, как и всех остальных детей, воспитывала бабушка, старая княгиня Анастасия Васильевна. К ней была приставлена старая мадемуазель, швейцарка или француженка, которая муштровала девочку с утра до вечера. Бегать Настеньке не разрешалось «фи, помни, что ты княжна».
Гулять ее выводили только в небольшой сад. К отцу дети приходили только утром здороваться и вечером прощаться. И хотя князь Николай Семенович, коллегам и окружающим запомнился человеком добрым и чистосердечным, для детей был пугалом, по-скольку старая мадемуазель, если что-то было не так, тут же говорила: «Я скажу князю, вашему отцу» » Дом Кавкасидзе в Николаевке представлял собой длинное одноэтажное здание с крыльцом с колоннами во двор. По краям дома выступали две полукруглых комнаты с фонарями. Правая комната была библиотека, где до позднего вечера в вольтеровском кресле сидел и читал отец, а левая - комната Настеньки, где девочка также сидела до позднего вечера и читала все, что попадется под руку. Настенька была необычайно способным ребенком. К тринадцати-четырнадцати годам она усвоила все, что ей могла дать мадемуазель, но жажда учиться дальше была все сильнее и сильнее. Однажды она своими мыслями об учебе поделилась с матерью, но та не знала, чем помочь.
Когда в 1873 году Николаевку приехала знакомая семьи, служившая воспитательницей в Киевском институте благородных девиц, Ольга Павловна поделилась с ней мечтами дочери о продолжении образования, та предложила Киевский институт. Когда девочка со страхом вошла к отцу в библиотеку и сбивчиво стала просить отца отпустить ее учиться в институт, тот не только похвалил дочь, но и сказал, что очень рад её стремлению к знаниям. В ту же осень Настеньку отвезли в Киев, где ее приняли в институт. Учеба ей давалась удивительно легко. Она одинаково усваивала все предметы: языки, литературу, математику. Позднее, когда её муж не успевал выполнить какие-то университетские задания, она неизменно помогала ему. В 1888 году Анастасия вышла замуж за тогда еще студента юридического факультета Московского университета, а, впоследствии, действительного статского советника Алексея Михайловича Сидорова. По воспоминаниям, он выглядел очень привлекательным: хорошее русское лицо с правильными чертами, открытый и добрый взгляд.
Среди своих сверстников он выделялся возвышенными взглядами, верою в осуществление идеальных надежд, в победу разума. Таким идеалистом Алексей остался до конца жизни. Некоторых, даже его близких, это раздражало, но только не Анастасию. Именно за эти романтические мечтания полюбила она студента, не имевшего никакого состояния, да еще обремененного бедной родней. Их знакомство произошло в Курской губернии, у соседей по имению и друзей семьи Кавкасидзе, куда была приглашена сестра Алексея- Мария Михайловна, которая тогда училась на Высших женских курсах в Москве, для подготовки детей в гимназию. Затем, уже в Москве, Алексей стал бывать в квартире князей Кавкасидзе, людей небогатых, но гостеприимных, где собиралось интересное и веселое общество. Вечерами музицировали или ставили любительские спектакли. Вот тут-то и проявились актерские способности Алексея: он великолепно декламировал, очень успешно играл главные роли, и скоро стал одним из постоянных гостей дома.
К сожалению, рождение второго сына стоило Анастасия жизни. Ей было только 35 лет, и после неё не осталось ни писем, ни ее воспоминаний. Только из рассказов и записок ее дочери Ольги Алексеевны узнаем о ней, как о человеке необычайно одаренном и умном. В отличие от сестры Варвары, которая была художницей, она не выделялась исключительными способностями в области искусства, но была духовно богатым и чистым человеком, возле которого всем становилось легко. Осиротевших детей взяла на воспитание незамужняя сестра Варвара Николаевна, посвятив им всю свою жизнь. Младший Сережа с детства и до самой ее кончины называл её мамочкой. Перед самой революцией княжна Варвара Николаевна подала прошение на Высочайшее имя, чтобы передать Сергею титул князя и фамилию Кавкасидзе, чтобы тем самым продолжить угасший род. Однако в прошении было отказано.
Отец был начальником Житомирского телеграфного округа. Сын- поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик Максимилиа;н Алекса;ндрович Воло;шин 1877 1932 В ноябре 1868 года вышла замуж за юриста, члена киевской палаты уголовного и гражданского суда, коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина 1838—1881 , который был на 12 лет старше. Кириенко-Волошин был из семьи помещика, владевшего большим имением под Киевом В феврале 1878 года Александр Максимович был переведен в окружной суд Таганрога, и Елена с маленьким сыном последовала за ним. Однако совместная жизнь супругов не сложилась, и в январе 1880 года Елена с двухлетним Максом уехала в Севастополь, где поступила работать на телеграфе. В 1881 году муж умер и Волошина переехала Москву, где устроилась на работу в железнодорожной больнице. В 1893 году Елена приобрела небольшой участок земли в Крыму, в татарско-болгарской деревушке Коктебель близ Феодосии , где она с сыном и жила в последующие годы. По воспоминаниям, Елена Оттобальдовна была широко образованная и очень волевая деятельная и решительная женщина, а также была известна своим экстравагантным поведением и оригинальными нарядами: ходила стриженая, в брюках, мужских рубашках. Вот как её описывала, гостившая в Коктебеле в 1911 году поэт Марина Цветаева: «…отброшенные назад волосы, орлиный профиль с голубым глазом… Внешность явно германского происхождения… лицо старого Гёте… Первое впечатление - осанка.
Движется - рублём подарит… Второе, естественно вытекающее из первого: опаска. Такая не спустит… Величественность при маленьком росте… Всё: самокрутка в серебряном мундштуке, спичечница из цельного сердолика, серебряный обшлаг кафтана, нога в сказочном казанском сапожке, серебряная прядь отброшенных ветром волос.. Родилась в семье польского православного священника. Замужем за выпускником Киевского политехнического института Валентином Николаевичем Колосовым. Его мать урожденная литовская княжна Олимпия Лекушка. В годы гражанской войны был на фронте. Мать приложила много усилий, чтобы вызволить сына Валентина из плена. Пока муж был на фронте, Ольга Ивановна жила в селе Джурин в Украине, воспитывала старшую дочь, преподавала в школе.
В 1947 году за работу педагогом в годы войны была награждена орденом Ленина. Сын Горислав Валентинович Колосов 1922 -1996 - теоретик журналистики, доктор филологических наук 1972 , член Союза журналистов СССР, профессор Воронежского университета. Мать Наталены, происходившая из старинного испанского рода - Мария-Клара де Кастро Лачерда Мединасели, умерла при родах; её отец - энтомолог, член Французской академии наук, владелец крупных имений на Черниговщине, польский граф Адриан-Юрий Дунин-Борковский. После смерти жены, отец жил преимущественно во Франции. Он отдал Наталену на воспитание бабушке Феофилии Дуниной из литовско - украинского дворянского рода Домонтовичей Волынской губернии Российской империи, где девочка жила первые пять лет. После смерти бабушки, брат матери, офицер испанской гвардии, привез ее обратно в Испанию и определил в монастырь Нотр-Дам де Сион во французских Пиренеях, где она пробыла двенадцать лет. Там она изучала иностранные языки: испанский, французский, латинский, итальянский, арабский, философию, историю, медицину и музыку. Она училась верховой езде, фехтованию и стрельбе у своих испанских родственников, которых часто навещала.
В это время отец женился вторично на Людмиле Лось, происходившей из знатного чешского рода. Когда в 1904 году отец переехал с женой в Киев, он забрал к себе Наталену и решил, что она продолжит обучение в Киевском институте благородных девиц. Было это не так просто, поскольку русского языка она не знала, поскольку разговорным в семье был французский. Всё же она освоила русский и была принята в институт. Позднее она вспоминала те два года, проведенных в институте, как «кошмарные времена которых нарочно не придумаешь! После окончания института, она уклонилась от брака, устроенного ее родителями, и уехала учиться в Санкт-Петербург. Там она окончила Археологический институт, защитила докторскую диссертацию по археологии и изучала египтологию. Параллельно она училась в Санкт-Петербургской академии художеств, где получила диплом внештатного художника.
Как художница, Наталена проводила участвовала в художественных выставках в Санкт-Петербурге и Варшаве. Затем она отправилась во французский театр Святого Михаила в Петербурге в качестве актрисы и подписала контракт с парижским «Театром Гимнастики», который гастролировал в Петербурге. Однако из-за ее плохого здоровья, несмотря на ее сценический успех, ее театральная карьера неудалась. Она ушла из театра, чтобы поехать на лечение в Закавказье. В 1908 году она отправилась в Западную Европу, где продолжила лечение и работала в области искусства и археологии. В этот период она жила в Испании, Франции, Италии и на Ближнем Востоке, где участвовала, в частности, в археологических раскопках в Помпеях и Египте. Она также выступала в оперных театрах Парижа и Венеции, где исполнила партию Кармен в опере Жоржа Бизе. С 1909 года - начала выступать с художественными произведениями и научными статьями на французском языке во французских литературных и научных журналах, так что известный французский писатель Анатоль Франс 1844-1924 предсказал ей большое литературное будущее во Франции.
Первая мировая война застала Королёву в Киеве, где она находилась у больного отца, который очень скоро умер, а затем она почти три года работала медсестрой в Российской армии при Красном Кресте, была несколько раз ранена и награждена за самоотверженность и мужество во время вражеского обстрела осталась на позициях с ранеными медалью «Георгиевский крест». В конце войны она вместе с мачехой уехала во Львов, где та умерла. Затем Наталена отправилась в чехословацкую Прагу, где начала работать учительницей начальной школы. Там она встретилась с украинским писателем и общественным деятелем, активным участником политической жизни Украины, с 1919 года входившим в состав украинской дипломатической миссии в Праге - Василием Константиновичем Королевым 1879-1941 , которого знала ещё по Киеву. Вскоре они поженились и купили дом недалеко от Праги, С 1919 года Королева некоторое время работала переводчиком в дипломатической миссии Украинской Народной Республики в Чехословакии и по просьбе Министерства образования составила небольшой чешско-украинский словарь. По совету мужа Наталена начала писать по-украински. Ее первая работа на украинском языке была опубликована в украинском еженедельнике «Воля» 15 января 1921 года. С середины 1930-х годов она стала известной писательницей.
Её муж- педагог, общественный и политический деятель, член Центральной Рады Михаил Прокопович Куриленко 1885-1940 родился в Черниговской области. В 1913 году окончил Киевский учительский институт. Работал преподавателем училища в Ямполе, вел активную общественную деятельность, зарекомендовал себя как отличный организатор. В 1918 году переехал в Каменец-Подольский, где работал директором гимназии, а после-инструктором внешкольного образования губернского земства. С ноябрея 1920 года - Куриленко в Галичине, где на него возложены обязанности директора департамента низшей школы Министерства образования УНР. В связи с новой должностью посещает лагерь для украинский военных в Польше, где занимается открытием начальной школы и гимназии, организует лекции, издает журнал, создает театр, оркестр, хор. После подавления большевиками Украинской Народной Республики, некоторое время жили во Львове, а в августе 1921 года, учитывая болезнь Валентины, по совету врача, семья Куриленко приезжает в Косово. Очарованные красотой Карпат, талантливостью гуцулов, они по-началу пытались добиться от польских властей в Косово открытия школы гуцульского искусства.
Однако, когда власти им отказали, 13 сентября 1922 года Михаил с Валентиной, а так же при поддержке греко-католического священника отца Юлиана Герасимовича 1856-1932 , этнографа Владимира Гнатюка, судьи Владимира Лавровский основал Союз «Гуцульское искусство». Директором его стал Михаил Прокопович, а первыми художниками - Валентина и дочь Герасимовича - Анна, впоследствии известная мастерица, преподавтель в Косовском училище прикладного искусства, член Союза художников. На посту директора объединения Михаил Куриленко приложил немало усилий, чтобы объединить мелкие кустарные мастерские в единое предприятие, восстановить подзабытые старого украинского ковроткачества, широко используя гуцульские мотивы и разработать новые технологии, внедрять новые образцы. Благодаря этому ткачество на Гуцульщине поднялось на новый уровень. Изготавливаемые ими ковры из местной шерсти, крашенные лишь природными красителями, находили прекрасный сбыт не только в Польше, но и за рубежом. В свою очередь, Валентина Куриленко организовала надомниц-вышивальщиц, которые изготавливали салфетки, блузки на основе собранной ею богатой коллекции гуцульского и буковинского вышивания. Свою коллекцию она сумела сохранить, перенести через этапы, тюрьмы и лагеря Казахстана и Сибири. Эту коллекцию сохранила дочь Ирина 1916-?
В октябре 1939 года, после присоединения Западной Украины к СССР, Михаил Прокопович был арестован, но после протестов рабочих союза «гуцульское искусство» был освобожден и даже назначен директором Косовского художественного техникума, но в декабре того же года арестован вторично. По официальной версии, 18 апреля 1940 года его отправили в Житомир. О дальнейшей судьбе никаких сведений нет. Её отцом был швейцарский лейтенант, перешедший на российскую военную службу - Федор Карпович Теодор Кароль Фези 1799-1883 , а матерью - дочерь молдавского боярина Иордаки Енаке Милло - Мария Егоровна Милло 1798-1855 которая до этого была замужем за немолодым состоятельным чиновником горного ведомства, одним из строителей знаменитой Военно-Грузинской дороги на Кавказе, статским советником Иваном Ивановичем Эйхфельдом? По свидетельству современников, Мария Егоровна слыла красавицей. В 1820 году, во время пребывания в Кишиневе, поэт Александр Сергеевич Пушкин нередко заходил к супругам Эйхфельд, был очень любезен с Марией и даже посвящал ей шутливые, иронические, а порой и сатирические стихи: «Ни блеск ума, ни стройность платья…», «Тодорашка в вас влюблен…», «Раззевавшись от обедни…», «Христос воскрес, моя Ревекка! В 1881 г. В доме Лазо была большая библиотека, которой свободно пользовались и дети.
Родители не отгораживали своих детей от общения с крестьянами и их детьми, прививали им трудовые навыки, дисциплину, закаляли их физически, воспитывали в них честность и уважение к трудовым людям. Сын- Георгий Иванович Лазо 1865-1903 был женат на Елене Степановне Лазо Крушеван , которая окончила институт благородных девиц в Одессе, а затем некоторое время жила в Париже, продолжая там свое образование. Была замужем за прокурором Киевской судебной палаты Евгением Ивановичем Лашкаревым. После революции Е. Лашкарёв вынужден был сапожничать и скрывать свое прокурорское прошлое. И всё равно, без предъявления обвинений, семья на 5 лет была выслана в Казахстан. Под псевдонимом О. Охтенская помещала стихотворения в изданиях «Дело», «Искра», «Будильник».
По предложению петербургского книгопродавца и издателя, дружившего с Шевченко и встречавшегося с Пушкиным - Ивана Тимофеевича Лисенкова 1810-1881 , участвует в переводах произведений Тараса Шевченко на русский язык, которые были изданы в 1867 году отдельной книгой. В последние годы жила в семье сына М. Лепко- инженера на белорусской станции Барановичи, где она инициировала создание амбулатории для местных крестьян. Некоторые стихи Лепко стали известны как романсы например на музыку А. Её отец Виктор Адрианович Требинский был потомком средневекового сербского князя Угричича, за победу над турками под герцеговинским городом Требинье получившего «приставку» Требинский. В дальнейшем, они утратили и княжеский титул, и первую часть фамилии. В свободное время девушка учила грамоте крестьянских детей. Она мечтала стать врачом, а медицинское образование получить в Цюрихе.
Но этим планам не суждено было осуществиться. Мария познакомилась с историком И. Лучицким и вскоре вышла за него замуж. В 1875 году Мария Викторовна вместе с мужем посетила Париж, где Лучицкий занимался в архивах. Как отмечает в воспоминаниях Мария Лучицкая: «каждый вторник мы устраивали вечерние собрания, которые продолжались все время нашего пребывания в Париже, до отъезда на берег моря в Бретань, где я провела месяц по предписанию врача» Иван Васильевич увлек жену своими научными интересами. По просьбе мужа, она начала переводить интересующие его работы. В том числе, с английского - «Описательную социологию» философа и социолога Герберта Спенсера 1820 1903 , «Историческую географию Европы» историка, профессора Оксфордского университета Эдуарда Фримэна 1823-1892 , «Историю умственного развития Европы» социал-дарвиниста Джона Дрейпера, «Историю Франции XIX в. Под её редакцией вышло 22 тома собрания произведений Виктора Гюго и 48 томов Эмиля Золя.
Позднее она перевела «Историю современной Европы» и «Современную цивилизацию в некоторых её экономических проявлениях» родоначальника экономической истории Уильяма Каннингема 1849-1919 Ещё в детские и студенческие годы овладела четырьмя иностранными языками, после- выучила испанский язык, чтобы переводить мужу необходимые для его научных занятий источники, а затем в совершенстве изучила шведский, датский и норвежский языки и, начиная с 1887 года, помещала переводы произведений скандинавских писателей. Этому с пособствовало и прекрасное знание средневековых реалий Норвегии. Среди её переводов самой высокой оценки удостоены собрания сочинений норвежских авторов: драматурга, поэта и публициста Генрика Ибсена 1828-1906 ; норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1903 Бьёрнстьерне Бьёрнсона 1832 - 1910 ; романиста Арне Гарборга 1851-1924 и писателя и драматурга Александра Хьелланна Кьелланда; 1849-1906. Позднейшие русские переводы Ибсена и Бьёрнсона делались уже «с оглядкой» на монументальный труд Лучицкой. В 2000 г. По отзывам современников, Мария Викторовна- высокая черноволосая женщина с голубыми глазами и южно-балканскими чертами лица, была сдержанной, полной противоположностью «взрывному», хоть и отходчивому мужу, и создавала в доме удивительную атмосферу доброжелательности и уюта. По воспоминаниям, у Лучицких была традиция устраивать журфиксы то есть, принимать гостей в заблаговременно определенные дни недели. Она была замечательной матерью троих детей и душой семейного очага.
О сыне Николае информации нет. Окончили вместе институт не только близкие подруги, но и родственницы: Вера Александровна была замужем за братом Екатерины Павловны. Родилась в 1888 году в Киеве в семье архитектора. После окончания института вышла замуж за инженера-технолога, начальника 7-го участка тяги Привислинских железных дорог, надворного советника Петра Павловича Марцинкевича? В октябре 1918 года по состоянию здоровья Петр Павлович оставил работу в службе железных дорог, и семья переехала в Баку, где он работал заведующим механическим отделом Совета народного хозяйства. В 1920 году Вера поступила на работу в военную организацию и одновременно на библиотечный факультет Института Народного образования, а затем в Бакинский университет. В 1922 году перешла на библиотечную работу, и была назначена заведующей библиотекой клуба им. Фиолетова в пос.
В 1923 году переведена заведующей Центральной библиотекой Сураханского района. Когда в 1925 году все библиотеки, обслуживающие нефтяников, из системы народного образования были переданы в Союз горняков, была назначена в Культотдел союза инструкторов по библиотечной работе. В 1926 году работала заведующей библиотекой Центрального рабочего клуба в районе Раманы, Забрат, Бюль-Бюли. В 1930 году - переведена в Азербайджанский совет профсоюзов инструктором по библиотечной работе и руководила сетью профсоюзных библиотек. В апреле 1931 года В. Марцинкевич была награждена орденом «Трудового Красного Знамени». В сентябре 1932 года была приглашена на работу в Москву, в культотдел ЦК союза нефтяников методистом и инструктором по библиотечной работе. В августе 1934 года перешла на работу в Государственную научную библиотеку заведующей читальным залом.
В 1937 году переведена инструктором сектора сети, а в 1938 году назначена методистом Методического отдела ГНБ Наркомтяжпрома. Ленина и работала там заместителем заведующего отделом обслуживания. Как прихожанка Александро-Невского собора, Екатерина познакомилась с молодым красивым священником Василием Александровичем Кравченко 1882-1972. Василий Александрович был сторонником монархического строя и выступал за неотделимость Азербайджана от России. Кравченко первым браком был женат на племяннице генерала от кавалерии, деятеля белого движения, донского атамана Алексея Максимовича Каледина 1861-1918. От этого брака у Василия Александровича было двое детей: сын Александр 1905-1941 и дочь Лариса. Отец Василий готовился к миссионерской деятельности- должен был поехать в район Сибири в качестве проповедника истинного православия. Но все сорвалось в одночасье.
Один доброжелатель сообщил ему о предстоящем аресте и он срочно покинул Баку. С ним вместе бежала Екатерина Павловна, убежденная, что только она может быть ему опорой и поддержкой в такой тяжелой ситуации. Александра Невского соборе. Василию было 40 лет, а Екатерине — 36. После они оказались в Краснодарском крае, переезжали с одной станицы в другую, жили по чужим углам, берясь за любую работу. Когда в сентябре 1932 года Вера Марцынкевич переехала на работу в Москву, она сразу же вызвала супругов Кравченко к себе. Всю жизнь они прожили вместе, помогая и поддерживая друг друга в трудную минуту. Вера купила дом в небольшом подмосковном городке Голицыно на западе области.
Вначале супруги Кравченко жили в её доме, а со временем там же в Голицыно приобрели полдома. По воспоминаниям Елены Серафимовны Пресняковой, супруги Кравченко были удивительной парой. Дед в ореоле белоснежных волос и бороды-эспаньолки был похож на доброго волшебника. Бабушка Катя в непременной шляпке, если она выбиралась в город, то на платье всегда красовалась брошь - в тон ее одежды». Как уже упоминалось, у Василия Кравченко было двое детей. Дочь Лариса окончила в Ростове балетную школу, а Александр стал инженером — геодезистом. В 1941 году, с началом войны, Александр был призван в армию, участвовал в боях и погиб на подступах к Москве. Лариса жила в Ростове.
За несколько дней до начала войны, она с балетной труппой отправилась на гастроли на Дальний Восток, к границе с Китаем. Больше о ней ничего не известно, пропала вся труппа. Нередко институт оканчивала мать, а затем одна или несколько её дочерей. Помимо общих шести классов, Анна окончила седьмой -педагогический. Как пишет её внучка Евгения Николаевна Ершова, при выпуске «Анна была награждена томиком стихотворений любимого немецкого поэта Фридриха Шиллера — с великолепными иллюстрациями «Schillers Gedichte», изданным готическим шрифтом в Лейпциге. Книга была в кожаном коричневом переплёте с золотым обрезом страниц, с виньетками, а форзацы — белые муаровые с тиснёнными узорами. Её отцом был присяжный поверенный адвокат , надворный советник Кирилл Пенский.
Нет ничего крепче: 10 фильмов о настоящей женской дружбе. Лучшая подруга фильм 2002. Любовь Добржанская Отец Добржанской служил в императорской русской армии. После революции его постигла участь большинства офицеров — Иван Андроникович Добржанский был репрессирован и сослан в Соловецкий лагерь. Позже, после освобождения, он поселился в Казахстане и умер в 1941 г. Добржанская пыталась найти могилу отца в 1960-х годах, когда гастролировала с театром в Караганде. Однако поиски не увенчались успехом. Любовь Ивановна посвятила свою жизнь театральной сцене, а самыми популярными ее ролями в кино стали роли матери Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» и матери Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или Приятного аппетита». Даже смерть легендарной советской актрисы скрыла тот факт, что ее отец был дворянского происхождения и принадлежал к знаменитому роду Орловых, а мать — к роду Толстых. Ей даже подарили книгу Льва Толстого, но она ловко соврала, что это подарок от автора, которому она якобы написала письмо в юности. От репрессий Орлову спасло то, что ее отец незадолго до революции проиграл все семейное состояние в азартные игры, и ей пришлось самой зарабатывать на жизнь. Позже в анкете, в графе «Происхождение», Любовь скромно написала: «Из слуг». После революции его отец, актер Юрий Жихарев, сменил фамилию и взял псевдоним, чтобы защитить семью от репрессий. Сергей Юрский был не только актером, снявшимся примерно в полусотне фильмов, но и сценаристом, режиссером, снявшим советско-испанский фильм «Чернов» 1990 , а также актером кино, мультипликации и театра. Впервые он получил известность после съемок в фильме «Республика Шкид», а настоящая слава пришла к нему после эпохальной роли в фильме «Золотой теленок». Он сыграл важные роли в фильмах «Расмус-бродяга», «Место встречи неизменно», «Не бойся, я с тобой», «Любовь и голуби», «Сказки старого волшебника», «Королева Марго», «Пятый ангел», «Королевство». Его последней киноработой стала роль Сталина в фильме «Товарищ Сталин» 2011. Однако прежде всего актриса прославилась на театральной сцене. Ветчина ветчина фильм 1992 актеры. Любовь Добржанская была родовитой дворянкой, дочерью офицера императорской армии. Ее отец Иван Андржникович был начальником штаба Ровенского пехотного полка во время революции, был репрессирован и отправлен на знаменитые Соловки на 5 лет после того, как его заставили работать простым пастухом в колонии в Казахстане. В 1941 году его семья получила известие о том, что он умер от сердечного приступа.
Увлекательный факт. По требованию певицы Зои Рождественской Любовь Добржанская сочинила стихи к инструментальной пьесе музыканта утёсовского оркестра Альберта Триллинга. Так родилась песня «Под вешней листвой» она же «Над заливом». Время от времени в создателях этой песни можно повстречать псевдонимы «Н. Добржанская» либо «О.
Она ещё не догадывалась, что это подступала болезнь. Неизлечимая болезнь старости. В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской впрочем, с точностью дат в театральном мире всегда остаётся место догадкам и предположениям в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал дань признательности своей Первой актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром. Судьба не даровала ей легкой кончины. Умирала она так же, как её муж Виктор Яковлевич, мучительно. И нам не за что благодарить советское здравоохранение, отнёсшееся к этой беспомощной женщине без милосердия. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из "Вишнёвого сада". В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела гитара. Гитара её Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг. Островского Комиссар "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского Валя "Страх" А. Афиногенова Зина "Вредный элемент" В.
…и его мысли
Переезжает с ним в Москву, после в эвакуацию в Карелию. В 1944 году разводится с мужем и возвращается в Минск. Первый успех в театре к актрисе приходит в 1954 году, известность принесла роль Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста! После этого в пьесах Макаенка Галина Климентьевна стала играть очень часто, некоторые роли драматург писал специально для неё. Сниматься в фильмах актриса начала с 1958 года. Подобные встречи расширяют кругозор, повышают общий уровень культуры, углубляют знания. А зрители помнили, помнят и будут помнить их имена», — отметили организаторы мероприятия. Навигация по записям.
Малгожата was born in 1846. They had 7 children: Иоанна, Марьяна and 5 other children. Иван passed away.
Лидия was born on month day 1926, in birth place.
Позже актриса сказала, что интерес к сцене она унаследовала от своего дяди. В 1915 году юная Люба была принята в Институт благородных девиц в Киеве.
Девочек учили истории, географии, арифметике, немецкому и французскому языкам, а также рукоделию. Но больше всего Любу привлекал театральный кружок института. Будущая актриса принимала участие во всех праздничных постановках.
Именно здесь она решила стать актрисой. Как мы любили друг друга актеры. Однако ей не удалось завершить обучение.
После революции 1917 года институт был закрыт, отец потерял зарплату, и она была вынуждена согласиться на любую работу. Моя мать помогала отцу, работая швеей, прачкой и няней. Вскоре умер ее дядя, актер Романов-Добржанский, и родители Любы привезли троих его детей жить к нему.
Любовь Ивановна присматривала за младшими детьми и делала всю работу по дому, пока родители работали. После притеснений отца она устроилась работать на резиновый завод в Киеве. Читать было легко; девочка оказалась одной из лучших в классе.
Она могла играть любую роль, а ее любимыми занятиями были речь и пение. Она запомнилась по роли в фильме «Пышка» 1934. Татьяна Окуневская Актриса, ставшая известной благодаря ролям в фильмах «Пышка» 1934 , «Горячие денечки» 1935 и «Майская ночь» 1940 , происходила из дворянской семьи.
Отец Татьяны, бывший офицер царской армии, был расстрелян в 1937 году. Татьяна, которой в то время было всего 22 года, пользовалась успехом у влиятельных мужчин; по слухам, одним из ее поклонников был Лаврентий Берия. Поэтому она не разделила жестокую судьбу отца, а продолжала работать в кино.
Однако в 1948 году актрису снова арестовали и обвинили в антисоветской пропаганде. Окуневская была освобождена только в 1953 году, после смерти Сталина.
Год премьеры — страшный год, 1937-й. И удивляться нечему — после опытов на киевском «театральном конвейере». Актрисе было значительно больше лет, нежели Катарине, и камера «выдавала» морщины. Роль «строптивой» не без блеска играла Людмила Касаткина. Именно эта роль актрисы и стала главным импульсом для рождения одного из самых удачных фильмов Эльдара Рязанова — «Гусарская баллада». И режиссер Алексей Попов, ощущая пульс времени, создал увлекательное патриотическое представление… Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм… Не забыл я и своего впечатления от потрясающей игры Добржанской. И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая ее возрасту и ее данным, я тут же и обратился к актрисе…» Такой ролью стала «мама Юрия Деточкина» в великолепной картине «Берегись автомобиля» 1966 год.
И именно Рязанов — первооткрыватель Добржанской для искусства кино. Поскольку иные режиссеры вроде приглядывались к ней, да, очевидно, пугались ее «незвездного» строгого облика… Лица, которое переливалось оттенками разных состояний — на огромнейшей сцене армейского театра. А вот в кино это лицо не сразу оценили. О маме Деточкина — вы и сами расскажете многое. Все о жизни этой женщины можно прочитать по ее же морщинам. Любовь Ивановна, появляясь в картине Рязанова, вмиг привносила в это хулиганское пространство ауру нережиссируемой естественности. Она вроде живое дыхание той самой московской жизни середины 60-х — с ее драмами, надеждами, бесконечными потерями. Еще за семнадцать лет до этого фильма — в 1949-м — актриса теряет своего супруга, Осипа Александровича Шахета. Он служил актером, у них был прочный союз.
Однажды в спальне услышала его крик… Когда прибежала — было уже поздно. Увидела его на полу — он лежал, схватившись за сердце. В 50-е в ее жизни появляется еще один любящий мужчина — Виктор Кручинин. Для Добржанской тогда начинается «цыганский табор». Кручинин был гитаристом — из знаменитой цыганской семьи. Он часто аккомпанировал Любови Ивановне на концертах, очень любил ее. Но в начале 1975-го, когда «Ирония судьбы…» лишь обретала дыхание, Любовь Ивановна познала еще один страшнейший удар уже своей судьбы — супруг скончался. А ей после такой потери Бог отмерил еще пять земных лет. Но фактически эти годы и стали пиком ее всесоюзного триумфа и периодом «элитарного поклонения».
Есть подозрение, что экранного сына — актера Андрея Мягкова — Эльдар Рязанов подбирал «под нее». Обоих актеров режиссер увидел в 1973-м в спектакле «Современника» «Восхождение на Фудзияму» режиссер Галина Волчек. И потом, очевидно, не смог «разделить» эту пару. Добржанская тогда вовсе не «предала» свой ЦТСА как некоторым показалось. Галина Борисовна Волчек говорит, что вовсе не собиралась «переманивать» знаменитую актрису в свой коллектив — «…Просто в тот момент и именно в этом спектакле была нужна Любовь Ивановна, актриса уникальная и неповторимая». Айша-апа — так звали героиню Добржанской в спектакле «Современника» по мотивам произведения Чингиза Айтматова. Постановка оказалась для пожилой актрисы неожиданной. После ее-то родной сцены-аэродрома — вдруг необычное сценпространство: действие происходило внутри зрительного зала, а публика окружала артистов и в партере, и на подмостках. Волчек выстраивала спектакль-диспут.
Перед этим долго пробивала постановку через ЦК — лично через Александра Яковлева. Выдающаяся актриса оказавшись в резвой компании полемичных «современников» не потускнела, не стала контрастной «старомодностью». Восторженно написал об этой ее роли Роберт Стуруа: «Она на сцене — спокойная, добрая, вдруг способная неожиданно раскрыть свою страдающую бескомпромиссную натуру, и еще все-все-все…» В «Современнике» Добржанская еще играла в 70-е Актрису в спектакле «Из записок Лопатина», Старуху в «Эшелоне».
Киев. Институт благородных девиц. Ученицы
Добржанская Любовь Ивановна, актриса | Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года (по официальным данным — 1908) в Киеве в дворянской семье подпоручика 166-го пехотного Ровенского полка Русской Императорской армии (впоследствии — полковника) Ивана Андрониковича Добржанского (1879—1941). |
Добржанский Иван Андроникович | Ива́н Андро́никович Добржа́нский — русский военный, штабс-ротмистр Отдельного корпуса пограничной стражи. Участник Русско-японской войны и Первой мировой войны. |
Добржанская Любовь Ивановна, актриса
Добржанский Иван Андроникович, биография военного — РУВИКИ | Немецкое издание Bild признало, что военные России захватили танк Leopard 2A6 в боях за Авдеевку. Об этом сообщает «РИА Новости». |
Евгений Пригожин о Тимуре Иванове: как основатель «Вагнера» оценивал замминистра обороны | К розыску присоединилось уже больше 2 тысяч человек. |
Троих погибших на Украине военнослужащих похоронят в Ярославской области | ООО «НСК» приступило к ремонтным работам на 13-й Березниковской улице. |
Иван Андроникович Добржанский | Полное имя от рождения. Иван Андроникович Добржанский. |
Любовь Добржанская - биография, личная жизнь, фото | We are doing some maintenance on our site. Please come back later. |
Добржанская Любовь Ивановна, актриса: биография, личная жизнь, фильмография
1879-1941) построил отличную военную карьеру, в частности. Полное имя от рождения. Иван Андроникович Добржанский. Бютелль дебютировал в Примере 19 марта 2004 года в проигранном со счётом 1:2 матче против «Расинга», а 29 ноября 2004 года продлил свой контракт, истекавший в июне 2009 года, ещё на три года, добржанский иван андроникович.
Иван Андроникович Добржанский
Умер в 1941 году от инфаркта миокарда, предположительно, в Семипалатинске. Место захоронения неизвестно. Дочь — Любовь Ивановна Добржанская 1905 или 1908 — 1980 , советская актриса. Награды Орден Святой Анны 4-й степени 1905 Георгиевское оружие 1916 Интересные факты В 2010-е годы аукционный дом «Клейнод», специализирующийся на предметах военной истории, выставил на торги за 25000 у. Шашка была в отличной сохранности. Именные списки 1769—1920.
Награды[ ] Георгиевское оружие 1916 Другое[ ] В 2010-е годы аукционный дом «Клейнод», специализирующийся на предметах военной истории, выставил на торги за 25000 у. Шашка была в отличной сохранности [1]. Именные списки 1769—1920. Примечания[ ].
Иван married Ольга Васильевна Добржанская born Бенецкая. Ольга was born in month 1885. They had 2 children: Любовь Ивановна Добржанская and one other child. Иван passed away in 1941, at age 60.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки.
Сочинения (на собственные слова)
- Добржанский, Иван Андроникович
- Любовь Добржанская — биография, новости, личная жизнь
- Добржанская Любовь Ивановна — Биография
- Троих погибших на Украине военнослужащих похоронят в Ярославской области
- В Иванове начался ремонт участка дороги на 13-й Березниковской улице - МК Иваново
Романов-Добржанский, Роман Андроникович
Добржанская: горькая судьба актрисы, которую вся страна знала, как «Маму Жени» из «Иронии судьбы» | ООО «НСК» приступило к ремонтным работам на 13-й Березниковской улице. |
Любовь Добржанская - фильмография, информация, премии | КиноHавигатор | 1879-1941) построил отличную военную карьеру, в частности. |
В ФРГ признали захват военными РФ танка Leopard в Авдеевке | Говорят, что Евгений Викторович редко ошибался в оценке людей. |
Добржанский | И.д. зав оружием, поручик Иван Андроникович Добржанский. Командир учебного отряда, шт.-ротм Владимир Николаевич Зейгерт. |
Добржанский, Иван Андроникович — Энциклопедия | Романов-Добржанский, Роман Андроникович. |
Икрянинские пенсионеры вспоминают актрис эпизодических ролей
В Минобороны, согласно официальной информации, Иванов курировал вопросы, связанные с управлением имуществом и расквартированием войск, жилищное и медицинское обеспечение ВС РФ. Иван андроникович добржанский, в 1999 году Кану было присвоено звание заслуженный кандидат России. Ива́н Андро́никович Добржа́нский — русский военный, штабс-ротмистр Отдельного корпуса пограничной стражи. Участник Русско-японской войны и Первой мировой войны. Иван Андроникович Добржанский (25 мая 1879(18790525) — 1941) — российский военный, штабс-ротмистр Отдельного корпуса пограничной стражи. Адвокаты попросили отпустить из СИЗО замминистра обороны Тимура Иванова, арестованного по делу о получении взятки.
«Киномама» Жени Лукашина родилась в Киеве в дворянской семье
Любовь Ивановна ещё оставалась в спальне, когда услышала его пронзительный крик. Он сидел на полу и держался за сердце. Добржанская помимо спектаклей постоянно была занята в концертах, её исполнение романсов имело большой успех. Третий муж Любови Ивановны они поженились в 1950-е годы — Виктор Яковлевич Кручинин, гитарист из знаменитой цыганской семьи, неизменный аккомпаниатор Добржанской на концертах. В январе 1975 года Кручинин скончался. Любимым занятием и любимым "видом спорта" Добржанской был пасьянс.
Никакой иной "физкультурой" она никогда не занималась. Свою последнюю кинороль Добржанская сыграла в фильме "В четверг и больше никогда". Сдавала память. Она ещё не догадывалась, что это подступала болезнь. Неизлечимая болезнь старости.
В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской впрочем, с точностью дат в театральном мире всегда остаётся место догадкам и предположениям в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал дань признательности своей Первой актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром. Судьба не даровала ей легкой кончины. Умирала она так же, как её муж Виктор Яковлевич, мучительно.
И нам не за что благодарить советское здравоохранение, отнёсшееся к этой беспомощной женщине без милосердия. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из "Вишнёвого сада". В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела гитара.
Гитара её Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг. Ольга Горяева Челябинск 3. Сила её мастерства такова, что даже малюсенький эпизод с её участием мог стать целой вехой в кинематографе! Голос, интонации так "включались" в кадр, что ОНА становилась бессмертной одним эпизодом!
Вот это уж вовсе непростительно режиссёрам! Не разглядеть артистическое чудо! Мама Жени Лукашина -- мама миллионов россиян! Сколько в ней было правды жизни! Как и мама Деточкина в фильме "Берегись автомобиля"!
Её роли можно рассматривать поэпизодно.
После этого пел в Новом летнем театре «Олимпия» в августе 1904 года и в 1906—1907 годах Санкт-Петербург, антреприза Е. Кабанова и К.
Яковлева ; в Новой опере Санкт-Петербург, антреприза А. Выступал в партии Марса в оперетте «Орфей в аду» Жака Оффенбаха. В 1904 году был первым исполнителем партии Пославского в опере «Пан воевода» Николая Римского-Корсакова.
Пагани, Вячеслава Сука, Эудженио Эспозито и др.
Ее племянница Софья Добржанская вспоминала: «Когда мужа посадили, для нее это был шок. Она уехала в Москву, потому что хотела все поменять. Сменить обстановку и попытаться все забыть». Любовь Добржанская переехала в Москву и поселилась в небольшой комнате театрального общежития. И ей, привыкшей к ведущему положению в театре и любви киевской публики, нужно было начинать все с начала. В театре ее никто не знал, ей пришлось играла эпизодических персонажей, зато первая же главная роль — Катарины в «Укрощении строптивой» — сделала ее ведущей актрисой театра и завоевала любовь не только московской публики.
В легендарную постановку "Укрощение строптивой" Добржанская попала случайно. Режиссер Алексей Попов репетировал с несколькими актрисами театра и ни одна не соответствовала его замыслу, поэтому когда до премьеры оставалось чуть больше двух недель, он решил попробовать Добржанскую. С ее появлением на сцене вдруг закипела жизнь. Те, кто были очевидцами этого, называли произошедшее настоящим чудом. Яркая породистая красавица Катарина — Л. Добржанская — сразу производит впечатление незаурядной, темпераментной, сильной и умной ли чуть высокомерной, то ли очень гордой натуры, просто излучающей победительную женственность. А вот как описывал Катарину историк театра Григорий Бояджиев: «Л.
Добржанская играет Катарину своеобразно. Это не взбалмошная, дикая девка, она не дерется, не затевает скандалов, у нее нет грубых причуд, мальчишеских выходок. Сказать, что Катарина — «царапка», никак нельзя. Правда, она зла, упряма, остра на язык, грубовата, надменна, но это не природные свойства Катарины». При этом актриса прекрасно справилась с задачей поставленной режиссером: «Надо показать, что в природе темперамента Катарины лежит творческое начало. На поединок с Петруччио она идет с увлечением, а в процессе самого поединка испытывает удовольствием, радость от борьбы». С началом Великой Отечественной войны труппу театра эвакуировали в Свердловск сегодня — Екатеринбург , однако работа над спектаклями не прекратилась.
В 1942 году начали репетиции пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» — истории о Шурочке Азаровой, которая переоделась корнетом и сбежала из дома воевать против Наполеона. Исполнительницей главной роли назначили Любовь Добржанскую. Владимир Зельдин так вспоминал игру Добржанской: «Я уверен, что сцена прощания ее Шурочки Азаровой с домом войдет не только в историю нашего, но и всего русского театра. Звучала знаменитая «Колыбельная Светлане», Добржанская стояла, прижав к груди куклу, а потом медленно шла на авансцену.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте mkivanovo. Использование материалов, опубликованных на сайте mkivanovo. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mkivanovo.
Актриса Добржанская Любовь биография Личная
Устроится на нормальную работу — тоже не получалось. Бывший офицер-пограничник вынужден был работать пастухом. Умер Иван Андроникович в 1941 году в Казахстане. Бывая на гастролях в этой республике Любовь Ивановна Добржанская пыталась разыскать могилу отца, но безуспешно. Мать актрисы, Ольга Васильевна Добржанская, после Октябрьской революции, забыв о своем благородном происхождении, бралась за любую работу, чтобы поднять двоих своих детей и троих племянников. Работала и прачкой, и нянькой, сидела за швейной машинкой и подрабатывала бухгалтером.
Сама будущая актриса до революции училась в Киевском институте благородных девиц. В начале 20-х годов прошлого века работала макальщицей на Киевской фабрике резиновых изделий. Тогда же увлеклась театром и в 1923 году поступила на учебу в театральную студию при 2-м театре Украинской советской республики в Киеве ныне — Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки. На театральной сцене она сыграла более 120 ролей, а вот в кино, актриса не смогла себя реализовать в полной мере. Ей доставались роли второго плана, но благодаря своему несомненному таланту она смогла стать одной из самых известных «киномам» в советском кинематографе.
В 1966 году она впервые появилась на киноэкране в фильме «Берегись автомобиля», где сыграла маму главного героя — честного угонщика автомобилей Юрия Деточкина. Роль ее сына досталась Олегу Далю. Примечательно, что своих детей у знаменитой «киномамы» не было. Несмотря на то, что она четыре раза была замужем.
Шоу — Миссис Уоррен; 1954 — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.
Островского; 1955 — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова; 1956 — «Титанник-вальс» Т. Мушатеску — Дачия; 1957 — «Моя семья» Э. Чапек — Эмилия Марти; 1958 — «Всеми забытый» Н. Хикмета — мать слепого мальчика; 1958 — «Добряки» Л.
Зорина — Гребешкова; 1959 — «Любка-любовь» З. Дановской — Прасковья; 1960 — «Якорная площадь» И. Друце — Василуца; 1961 — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Лушка; 1962 — «Под одной из крыш» З. Аграненко — Анастасия; 1963 — «Физики» Ф.
Дюрренматта, режиссёр Б. Эрин — доктор Матильда фон Цанд, врач—психиатр; 1965 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Раневская; 1967 — «Влюблённый лев» Ш. Дилейни — Кит; 1968 — «Два товарища» В. Войновича — Бабушка; 1969 — «Дядя Ваня» А.
Чехова — Войницкая; 1973 — «Птицы нашей молодости» И. Друце — тётушка Руца; 1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. Вонегута — мать Билли; 1977 — «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой — тётка Фарятьева. Любовь Добржанская в спектакле «Вишнёвый сад» Играла в других театрах Москвы.
Московский театр «Современник»: «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Симонов — Актриса; «Эшелон» М. Рощина — Старуха. Драматический театр им К.
Станиславского: «Материнское поле» Ч.
В пограничной страже: ВП ВВ 25. Отрядной офицер Хотинской бригады пограничной стражи Бессарабского таможенного округа м. Командир Гремштетского, Бедряжского и Липканского отрядов 1894 — 1895.
Заведующий учебной командой бригады 6. Черный Яр с 21. Заведующий учебной командой той же бригады на 1907 — 1908. Командир сводного полка, сформированного из сотен Сандомирской и Ченстоховской бригады 11.
Затем командир 14-го Ченстоховского пограничного конного полка 1914 — 1915.
Но ни одна актриса не могла воплотить задумку руководителя в жизнь. До назначенного дня премьеры оставалось две недели. Ситуация была безвыходной.
Решив, что терять уже нечего, режиссер назначил на главную роль Добржанскую. С ее появлением на сцене в спектакль буквально вдохнули жизнь. Те, кто были очевидцами этого, называли произошедшее настоящим чудом. О своем мастерстве и тонкостях работы Добржанская не рассказывала.
Да и можно ли было объяснить талант словами? Театральный репертуар Любови был по-настоящему огромен. Она играла и комических персонажей, и драматических, и аристократок, и крестьянок, и англичанок, и молдаванок... Перечислять можно очень долго.
Каждую свою роль, вне зависимости от конкретного персонажа, Добржанская делала яркой и запоминающейся. Более четырех десятков лет она служила в Театре Советской армии. Большую половину этого срока Добржанская являлась ведущей актрисой. В театре ставят пьесы специально под нее, заранее зная, что участие артистки - ключ к успеху спектакля.
Даже в зените славы Добржанская не отказывается воплотить эпизодических персонажей. Помимо основного места службы, она нередко выходила на сцену других театров, принимая их приглашения сыграть в различных постановках. Киномама Многие считают, что дебютной работой Любови в кино стала лента "Берегись автомобиля". Это ошибка.
Впервые на экране Добржанская появилась в 1952 году в "Учителе танцев".