Глава МИД Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан заявлял, что Тегеран уважает суверенитет Пакистана. Политолог о конфликте между Ираном и Пакистаном На уходящей неделе вспыхнул вооруженный конфликт между Ираном и Пакистаном: стороны обменялись взаимными ракетными ударами. В экспертном сообществе отмечают, что напряжение между Пакистаном и Ираном рискует перерасти в полномасштабный конфликт.
Россия призвала Иран и Пакистан вспомнить о принципах добрососедства
Столкновения на границе между Ираном и Афганистаном обернутся стратегическими потерями для обеих сторон. «Неспровоцированное и вопиющее нарушение суверенитета Пакистана Ираном является нарушением международного права, принципов Устава ООН. Проект газопровода Пакистан-Иран будет завершен и никаких препятствия не смогут остановить этот процесс. Взрывы прозвучали в нескольких районах иранской области Сараван провинции Систан и Белуджистан на границе с Пакистаном. Столкновения на границе между Ираном и Афганистаном обернутся стратегическими потерями для обеих сторон.
Пакистан нанес ответный удар по территории Ирана. Что известно на данный момент
Офицера иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Хосейна-Али Джавданфара застрелили на границе с Пакистаном, сообщило агентство Tashim. Кабинет министров Пакистана принял решение закончить эскалацию напряженности с Ираном, в результате которой обе страны обменялись ракетными ударами. Власти Пакистана также борются с белуджским сепаратизмом, а с Ираном складывались хорошие отношения. Сближению Ирана и Пакистана способствует занятая ими общая позиция по конфликту в Газе. Глава пакистанского Минобороны Хаваджа Асиф считает, что Пакистан и Иран смогут достроить магистральный газопровод "Мир", несмотря на предупреждения Вашингтона о последствиях экономического сотрудничества Исламабада с Тегераном.
Иран и Пакистан обменялись ракетными ударами. Чего ждать дальше
Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля. С тех пор как в октябре началась война в Газе, Иран использует свои марионеточные силы против Израиля и его союзников. Но 16 января он заявил, что его последние ракетные удары были нанесены в ответ на террористические атаки в пределах его границ. Тем не менее ракетные удары усилили напряженность в регионе, где конфликт уже затронул как минимум пять стран». Прозападные медиа пытаются вбрасывать нарративы в духе того, что удар Ирана по территории Пакистана означает, что КСИР считает Пакистан несостоятельным государством, не способным контролировать свою территорию.
В расчёте на то, что и самому Ирану можно предъявить примерно такие же обвинения, так как на его территории действует аутентичная белуджская группировка, известная как «Джундалла»… Геополитическим острием инструмента Запада в регионе на данный момент являются люди и структуры, которые несколько лет назад начали использовать на протестах в Иране флаг «независимого Белуджистана», а также карты с территориями, включающими иранский Систан и Белуджистан, пакистанский Белуджистан и часть афганских провинций Нимроз, Гильменд, Кандагар. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном и англосаксами. Последние таким образом пытаются добиться того, чтобы максимально приблизить Иран и Пакистан к полномасштабному военному конфликту. А также окончательно похоронить все проекты строительства сторонами совместных газопроводов, против прокладки которых изначально выступают США. Нынешнее стравливание Ирана и Пакистана вкупе с расшатыванием пакистанской части Белуджистана и подогреванием сепаратистских настроений в иранской провинции Систан и Белуджистан, которую с сентября 2022 года сотрясают протесты и беспорядки белуджей, должно, по замыслу западных планировщиков, создать нужный градус напряжённости, ведущей к территориальному переформатированию стран региона.
А в генштабе ВС Пакистана проведено совещание по возможному ответу на удар. И никакого другого смысла в этом искать не стоило. Ситуация довольно неоднозначная, учитывая, что отношения Ирана и Пакистана реально можно было назвать дружескими и без согласия в Исламабаде такой операции иранцы бы проводить не стали. Одно не исключает другого, и при таком раскладе пакистанцы просто не успели вовремя подготовить общество к атаке, и в итоге были вынуждены реагировать для удовлетворения недовольства своих граждан, то есть в сторону максимального давления на Иран.
Ожидать серьёзной эскалации в отношениях между странами на данном этапе не стоит. Иранские власти уже по сути отметили, что не пытались нанести вред Пакистану, а лишь боролись с терроризмом. В Исламабаде же пока царит разброд, из-за блуждающих реваншистских настроений.
Эта акция стала ответом на убийство иранского полицейского, совершенное в ночь на 10 января в ходе нападения членов группировки на контрольно-пропускной пункт в районе города Раск на юго-востоке Ирана недалеко от границы с Пакистаном. Действия Ирана вызвали резкую реакцию пакистанских властей. В МИД Пакистана назвали инцидент «неспровоцированным нарушением своего воздушного пространства со стороны Ирана» и сообщили, что в результате удара погибли двое и были ранены еще трое детей. Несмотря на заверения главы иранского МИД об уважении суверенитета Пакистана и о том, что удары были нацелены на иранских террористов, находящихся на территории соседней страны, Пакистан отозвал из Ирана своего посла и рекомендовал иранскому послу не возвращаться в Пакистан. На следующий день пакистанская армия нанесла удар по территории Ирана , в результате которого погибли три женщины и четверо детей при этом, по сообщению иранских СМИ, погибшие не были гражданами Ирана. Свои действия Пакистан также объяснил атакой на террористов, добавив, что уважает суверенитет и территориальную целостность Ирана. На этом конфликт, по всей видимости, был исчерпан хотя Иран и назвал удары Пакистана «непропорциональными и неприемлемыми».
Об этом написал и политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. Но после удара возмутилась и часть общественного мнения в Пакистане.
Поспешная ответная реакция моментально сказалась на коммерческих перевозках с использованием воздушного пространства, которые сократились до 450, то есть почти наполовину. Соответственно упали и доходы. Что, вероятно, и стало отрезвляющим фактором и прологом к мирным переговорам с Ираном.
Уже на следующий день, 19 января, врио премьер-министра Пакистана Анвар-уль-Хак Какар заявил, что его страна - миролюбивая, желающая «жить мирно с соседями», хотя Комитет национальной безопасности и похвалил вооружённые силы за «эффективный ответ» Ирану. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что торгово-экономические и бизнес-связи оказали определённое влияние, и Исламабад с Тегераном решили не усугублять рецидив застаревших противоречий и погасить конфликт на ранней стадии. К тому же, живущий в условиях санкций Иран нуждается в рынках сбыта, что вполне может обеспечить двухсотмиллионный Пакистан. Кстати, на форуме в Давосе , как раз по время ракетных ударов по Пакистану, встретились врио премьера Пакистана Какар и иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, который и заявил, что Иран готов укреплять сотрудничество с соседом в электроэнергетике, нефтяной, газовой и энергетической сферах и что Иран хотел бы увеличить товарооборот с Пакистаном до 5 млрд долларов, что вдвое больше нынешних показателей. В свою очередь Пакистан, как было отмечено, помнит, что в 1947 году первым признал независимость молодой исламской республики именно Иран.
Взгляд со стороны Китай. На фоне эскалации отношений между Ираном и Пакистаном Китай первым вызвался стать посредником на переговорах. Официальный представитель китайского МИД выразила надежду на способность сторон проявить сдержанность. В этой связи важно отметить, что у Китая сложились деловые отношения как с Ираном, так и с Пакистаном. В частности, с Исламабадом заключено соглашение о строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК , благодаря чему Пекин получит выход в Оманский залив, связав Синьцзян с пакистанским портом Гвадар в провинции Белуджистан.
Иран оказался в кольце войны
Исламабад охарактеризовал атаку как неспровоцированное нарушение Ираном воздушного пространства страны и предупредил о «серьезных последствиях». Позднее МИД Пакистана назвал удар иранских ВС нарушением воздушного пространства страны , которое может иметь последствия. Высокопоставленному чиновнику в министерстве иностранных дел Ирана был подан протест Исламабада. Позже Пакистан решил отозвать своего посла из Ирана , назвав действия иранской стороны противоправными. К чему приведут атаки на ирано-пакистанской границе Пакистан и Иран уже давно сражаются с боевиками вдоль их 900-километровой границы, но последний инцидент знаменует собой серьезную эскалацию между соседними державами, убеждены эксперты. Специалист по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов в беседе с «Известиями» отметил, что атаки Ирана имеют свою специфику, так как удары наносятся по центрам сепаратистских образований, которые находятся за пределами его территории. Учитывая, что и турки наносят удары по северу Ирака, востоковед предположил, что через активизацию сепаратистских движений Запад решил начать процесс дестабилизации Ирана.
Твердотопливная квазибаллистическая ракета «Пралай» Pralay класса «земля—земля» способна поражать цели на расстоянии от 150 до 500 км и нести боеголовку весом от 350 до 700 кг. Может изменять траекторию полета. В декабре произошла стычка между военнослужащими двух стран в районе индийского штата Аруначал-Прадеш. Этот инцидент стал первым с мая 2020 года, и его удалось локализовать.
Исламабад пообещал продолжать предпринимать шаги для сохранения безопасности своего народа. Взрывы, как сообщали иранские СМИ, произошли в нескольких районах округа Сераван, который расположен в провинции Систан и Белуджистан на границе с Пакистаном. В результате одного из взрывов погибло не меньше семи человек, передает YJC со ссылкой на заместителя губернатора провинции. Все погибшие не были гражданами Ирана. По данным агентства Mehr, при атаке использовались ракеты и беспилотники.
Однако этого не произошло, - сказал Джавед. Нет, это невозможно», - добавил эксперт. При этом он отметил, что ситуация является тем более странной, что между двумя странами исторически складываются тесные и дружественные отношения. Сотни тысяч людей перемещаются через границу в обе стороны. В университетах Пакистана учатся иранские студенты и наоборот. Пакистанские шииты часто ездят в Иран. Мухаммад Атар Джавед говорит, что военные двух стран сотрудничают в различных сферах. Например, буквально в январе этого года военно-морские силы Ирана и Пакистана провели совместные учения в Персидском заливе. Все это, по словам Джаведа, указывает на то, что произошедшее вероятно является скорее трагической ошибкой, в которой может быть виновато низовое армейское руководство, которое дало неверные сведения наверх. Эксперт обратил внимание на то, что обмен ударами между Пакистаном и Ираном ни в коем случае не следует сравнивать с приграничными индийско-пакистанскими конфликтами. У Исламабада и Тегерана хорошие отношения и налаженные инструменты сотрудничества в области безопасности, что позволит предотвратить ухудшения ситуации, констатировал он. Им это совершенно не нужно. Кроме того, это негативно повлияет на ситуация в международной безопасности и на экономику. Мы не хотим расширения конфликта. Западные страны хотели бы расширения конфликта, но мы этого не хотим. Возможно удар был нанесен из-за ошибок армейских чинов, которое непосредственно занималось этим», - отметил аналитик. Удар со стороны Пакистана был просто ответом на совершенную ранее Ираном атаку. Да мы отозвали посла, то же самое сделал и Иран. Однако ситуация должна разрешиться дипломатическими методами.
Почему против Ирана могут начать воевать все арабы?
До этого Пакистана неоднократно высказывал свою озабоченность Ирану по поводу боевиков, которые скрываются на его территории и «безнаказанно проливают кровь невинных пакистанцев». Террористические группировки на афгано-пакистанской границе и их действия против ИРИ с пограничных районов Пакистана вызывают недовольство в Тегеране. И Пакистан, и Иран уже давно ведут борьбу с сепаратистами в регионе вдоль своей 900-километровой границы. Глава пакистанского Минобороны Х. Асиф считает, что Пакистан и Иран смогут достроить магистральный газопровод (МГП) Мир, несмотря на предупреждения США о последствиях экономического сотрудничества Исламабада с Тегераном. А потому министры иностранных дел Ирана и Пакистана провели телефонный разговор, явно призванный снять излишнее напряжение.
На границе Ирана и Пакистана произошла стычка между пограничниками.
Большинство белуджей около 7 миллионов человек живут в Пакистане, и именно здесь находится оплот их национального сепаратизма. С момента образования независимого Пакистана в 1946 году насчитывается аж пять конфликтов центрального правительства с повстанцами-белуджами: в 1948, 1958-59, 1963-69, 1973-78 годах, а также с 2004 года по настоящее время то есть 20 последних лет. В Иране живут 2 миллиона белуджей, но и там с 2004 года продолжается их конфликт с властями несмотря на то, что белуджи говорят на одном из иранских языков, они исповедуют ислам суннитского толка, что только обостряет из взаимоотношения с основным населением Ирана — персами-шиитами. По большому счету, восстание в Белуджистане против правительств Ирана и Пакистана — это один общий конфликт, лишь формально разделенный границей между государствами. Разумеется, в этой ситуации властям Ирана и Пакистана выгодно помогать друг другу, что они и делают. При этом такая кооперация часто маскируется, потому что политически страны принадлежат к разным лагерям: Иран со времен исламской революции 1979 года и захвата американского посольства в Тегеране находится в жесткой конфронтации с США, в то время как в Пакистане позиции американцев традиционно сильны. В частности, премьер-министр Пакистана с 2018 по 2022 годы Имран Хан, несколько сдвинувший вектор внешней политики с США на Китай и Россию, был отстранен от должности и арестован, что вызвало в стране серьезный политический кризис, продолжающийся по сей день. Примером скрытой кооперации между Пакистаном и Ираном в белуджистанском вопросе является задержание в 2010 году Абдулмалика Риги, лидера сепаратистской организации иранских белуджей «Джундалла».
Согласно официальной версии Ирана, его сняли с рейса Дубай-Бишкек на иранской территории, в то время как по другой информации, озвученной влиятельными американскими и арабскими СМИ, он был задержан в Пакистане местными властями при поддержке США, после чего выдан иранцам.
Первыми об ударе сообщили иранские государственные СМИ, которые напрямую заявили об ударе по пакистанской территории. Чуть позже информацию подтвердили и другие каналы, в том числе и аффилированные с «Хезбаллой», которые поддержали нападение на террористов.
А в Пакистане спустя два часа отметили, что такие удары неприемлемы, и у них есть право на ответ. Спустя несколько минут в МИД Пакистана осудили действия соседей, назвав это серьезным ударом по отношениям двух стран. При этом было отмечено, что борьба с терроризмом должна вестись скоординированно.
Под утро пакистанцы отменили запланированную встречу в иранском Чахбахаре, отозвали своего посла из Тегерана и выслали иранского в ответ на инцидент. А в генштабе ВС Пакистана проведено совещание по возможному ответу на удар.
Как отмечают СМИ, столкновения вдоль границы были обычным явлением на протяжении многих лет. Только в прошлом месяце иранцы обвинили боевиков "Джейш аль-Адль" в нападении на полицейский участок в Систане и Белуджистане, в результате которого, по данным "Таснима", погибли 11 иранских полицейских. С другой стороны, эксперты полагают, что более широкий региональный конфликт, возможно, придал Ирану смелости активно преследовать цели за пределами своих границ, особенно в то время, когда Соединенные Штаты заняты Украиной, Израилем и хуситами. Со стороны Пакистана мы видим тщательно выверенные шаги, однако будут ли они поддержаны Ираном? Будет ли Иран так же аккуратен, чтобы не провоцировать новый конфликт, покажет время", - отметила Айнур Ногаева.
Свои действия Пакистан также объяснил атакой на террористов, добавив, что уважает суверенитет и территориальную целостность Ирана. На этом конфликт, по всей видимости, был исчерпан хотя Иран и назвал удары Пакистана «непропорциональными и неприемлемыми».
Об этом написал и политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. Но после удара возмутилась и часть общественного мнения в Пакистане. И возмутились и американцы.
Возмутились и арабы. Тогда Пакистан сделал вид, что он разгневан ударом Ирана по своей территории. И ударил в ответ.
Тоже по белуджам.