Позади виден купол Благовещенской церкви-усыпальницы, где похоронен А.В. Суворов. Где похоронен Достоевский. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий русский писатель. вернуться к новостям. Главная. Новости. Память Федора Михайловича Достоевского почтили в Санкт-Петербурге. 136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир | Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. |
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског | Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. |
Новости и события Российского исторического общества | В альбом включены фотографии могилы Ф. М. Достоевского, находящейся на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре (Санкт-Петербург). |
«Некрополи Александро-Невской лавры» — фотоальбом пользователя Anna_08 на Туристер.Ру | В Некрополе мастеров искусств, где похоронен писатель, состоялось возложение цветов. |
Г. Я. Галаган Кончина и похороны Ф. М. Достоевског
Того самого, который бил турков в Болгарии, и в Туркистане воевал. И потом похороны Иоанна Кронштадского, которые тоже собрали к себе всю Россию, это было нечто грандиозное. Похороны праведника — это подтверждение того, что Бог есть. Похороны праведника — это праздник. Это событие, которое рождает в людях не страх и трепет, а радость и умиление, и странные слезы благодарности и любви. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вел и ведет нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведет нас к Иисусу Христу.
И смерть его была еще одним доказательством, что он не ошибся. Все, что он делал и говорил, было правильно. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь…» Владимир Сергеевич Соловьёв — русский философ.
Эта церковь вместе с расположенным рядом старинным кладбищем составляет единый объект культурного наследия федерального значения. Как следует из конкурсной документации, планируется реставрация Духосошественской церкви, связанной с семьей Достоевских. Исполнитель контракта воссоздаст внутреннюю отделку храма, проведет установку металлических и деревянных конструкций. Отреставрировать планируется только сам храм. Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания». В советские годы погост вместе с координатами могилы М.
Поэтому мы стараемся в наших программах вспоминать эту связь. Чьим-то творчеством он восхищался, а с кем-то дружил», — сказала Карина Валегина, начальник экскурсионно-массового отдела Государственного музея городской скульптуры. Она добавила, что в последние годы количество участвующих в мероприятиях 1 июля растет, как растет и в целом интерес к жизни и творчеству писателя.
Почему видел в нем прообраз воскресения? Почему называл человека «существом, которое погребает»? Об этом расскажет автор экскурсии, историк космизма, исследователь наследия Н. Федорова Анастасия Гачева.
Встреча участников экскурсии у Дома Ф. Достоевского ул. Достоевского, д. В 18:30 в Доме Ф.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Дневник писателя за 1877 год. Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф.
Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. Lewiston, 2000..
А в Российской империи это было негласной нормой. Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков. Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте»..
Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте Вердикт: это правда. Обряд казни на Семеновском плацу. Рисунок Бориса Покровского.
Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами. Сборник материалов. Доклад генерал-аудиториата. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять.
Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий.
Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь. А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда.
Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным.
Ивановы так разделялись, а мы, выходит, музеефицируем их внутрисемейные конфликты. Пространство дома при Марии Федоровне Достоевской, матери писателя, было единым — любовным и сердечно-душевным. В итоге мы получаем не музей Достоевских, а музей Ивановых». Основной контраргумент реставраторов — нет обмеров или хотя бы изображений флигеля и храма в Моногарове на мемориальный период. Натурные обследования тоже не всегда позволяют найти «следы» и сделать выводы. По реставрационной методике воссоздание идет на период, на который демонстрируется лучшая сохранность или на который есть точная документация… Это не только прописанный законом, но и многажды зарекомендовавший себя подход. Допустимо ли «дофантазирование» в Даровом?
Да, для нас важны здесь Достоевский и его детство, нынешний флигель он не видел. Но эта постройка — часть подлинной истории Дарового, она уже «намолена» миллионами посетителей, чего никак не скажешь про новодел, который появится в случае вольного воссоздания без документальной основы…Такие новоделы опасны еще и тем, что имеют тенденцию «размножаться»: сначала «воссоздадут», точнее сказать, выстроят заново флигель, потом — глядишь — и остальные постройки усадьбы появятся в том виде, в каком они «могли бы быть». Так что лучше уж меньше и медленнее, с опорой на уже существующее… Но в любом случае дискуссия продолжается. Кто знает, возможно, будут обнаружены какие-то документы, письма, изображения… Фото: Флигель Достоевских из набора открыток о Зарайске 1970-х годов Фото: Флигель до реставрации Что теперь в Даровом Сейчас во флигеле реконструированы гостиная и комната матери: здесь разместилась интерьерная экспозиция с обстановкой среднепоместной русской усадьбы 1830-х годов. За аналогию взяты те предметы, которые бытовали в семье Достоевских в московской квартире, позже были перевезены в Даровое, а в 1920-х годах вернулись на Божедомку. Во флигеле показывают фильм об истории усадьбы Даровое, в выставочных витринах представлены археологические находки, в коридоре предусмотрено пространство для временных выставок, а мультимедийная часть будет посвящена тому, как Даровое отразилось в творчестве писателя. Одновременно в доме могут находиться не более 10 человек, так что группы будут ограничивать… Таким образом, мемориальный центр Дарового в 2021 году приведен в порядок. Проект реставрации и приспособления ландшафтной части усадьбы выполнен ООО «Межрегиональные проекты и программы развития» главный архитектор проекта — В. На следующий год планируются работы со специалистами по дендрологии и сохранению старых деревьев: опиловке, лечению и разработке планов компенсационной подсадки.
Разработан мультимедийный гид по природной части усадьбы: рассказывается, где Достоевские любили пить чай, откуда начинался сад, зачем были сделаны межевые валы. Их на данном этапе решено сохранить в нынешнем состоянии, несмотря на то, что со временем они сильно оплыли. Пока их просто нужно регулярно очищать от листвы… Актуален вопрос музейной парковки. Она сейчас находится в очень неудобном месте: между усадьбой и въездной аллеей, причем дорога к ней пролегает прямо через дамбу Маменькиного пруда и деревню, что доставляет неудобства и гостям, и местным жителям. По инициативе музея сейчас рассматривается вопрос строительства подъездной дороги с другой стороны деревни и устройства экопарковки, которая будет визуально не заметна. Фото: Интерьеры отреставрированного флигеля и "реставрационное раскрытие" - бревна, которые "помнят" Достоевского А что за пределами усадьбы? Матушка Мария Федоровна ходила туда с детьми каждое воскресенье, после службы посещали соседей — Хотяинцевых. Храм построили в 1763 году в барочном стиле, но потом, в 1822 году, дополнили классическими элементами: в таком облике его и застали Достоевские. На погосте похоронен отец Федора Михайловича, но точное место не установлено: имеется символический кенотаф перед храмом.
В советское время пространство церкви использовали как склад, но все же храм выстоял, хоть и дошел до предаварийного состояния. В середине 2010-х он уже был без окон и дверей, без портиков, центральная глава и завершение колокольни также были утрачены, своды трапезной и апсиды были частично разрушены. С 2003 года волонтеры «Заповедного Дарового» поддерживали в порядке территорию вокруг. Ну а к 200-летию началась долгожданная реставрация. Произведена вычинка кирпичной кладки, отреставрированы элементы белокаменного декора, на фасадах сохранения следы первоначального барочного убранства Реставрация храма в Моногарове, как упоминалось выше, стала предметом дискуссии, поэтому дадим слово Дмитрию Лурье, главному архитектору проекта: «Главным для нас — как и в любом другом проекте — были натурные исследования. И, к сожалению, информация о том, что во время Достоевских на трапезной храма было три главы, не подтверждается никакими другими данными, кроме описательных. Ни фотоматериалов, ни зарисовок, ни наличия соответствующих конструктивных элементов. Нигде не указан размер этих глав и прочие характеристики, а значит, их воссоздание превратилось бы в некотором роде в домысел, что недопустимо. Могу сказать по собственному опыту, что воссозданные элементы промежуточных строительных периодов, выпадающие из общей концепции внешнего облика памятника, смотрятся чужеродно.
Видимо, трехглавие храма существовало недолго. Проект реставрации «возвращает» нам храм на период 1830—1850 гг. Когда были демонтированы леса от прошлых ремонтных работ, то проступили следы барочного оформления фасадов: кирпичный декор вдоль окон в виде вертикальных зигзагообразных элементов, срубленный полуциркульный кирпичный декор под окнами, остались вертикальные срубленные и горизонтальные членения фасадов белокаменными вставками карнизов, характер которых местами читается. Читаются также белокаменные тороидальные элементы над сандриками. Белокаменные элементы сейчас представлены в виде зондажей, и некоторые из них предложены нами, хоть этого и нет в изначальном проекте, к экcпонированию. Другими словами, храм, как и многие ему подобные, претерпевал изменения своего облика: в XIX веке, по общему манеру, фасады были переделаны в стиле классицизма, был сбит барочный декор. В некий короткий период были пристроены еще две главы над приделами, как следует из описи церковного имущества: «Над олтарем и приделами оной церкви сделаны 2 небольшие главы деревянные же, кои обиты листовым железом выкрашенным. На них кресты железные позлащенные, червонным золотом по гульфарбе ж». Но на кровле никаких следов от основания барабанчиков и глав не осталось, и в дальнейших описях эти конструкции уже не фигурируют.
Внутри храма под куполом четверика сохранилась живопись, которая пока будет укреплена и законсервирована до следующего этапа работ. Финальное цветовое решение было выбрано на основе зондажей: желтый фоновый цвет с белыми деталями декора». К концу 2021 года фасады закончены, в зимнее время реставраторы начнут работы с интерьерами, восстановят полы и отделку, смонтируют окна и двери. Как сохранить и не растратить? В поздние годы Федор Михайлович не раз собирался навестить родные места, увидеть Даровое и его жителей. Удалось ему это сделать лишь в 1877 году. И сегодня Даровое, Черемошня, Моногарово — очень живописны и умиротворяющи.
Реставраторы загерметизируют швы между частями, тщательно вымоют бюст Достоевского и покроют его воском. Все работы необходимо закончить к ноябрю 2021 года к 200-летию со дня рождения писателя, передает корреспондент НТВ Дмитрий Павлов. Картина дня.
Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз.
В Петербурге открыли отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского
Похороны Достоевского прошли 1 февраля, могила Достоевского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. «Памятник этот символизирует возрождение духа писателя, благодаря которому весь мир получил великие романы Достоевского, один из которых, “Идиот”, был завершен здесь, во Флоренции. 1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. Русский: Могила Достоевского Ф. М. (1821-1881), писателя: Александра невского площадь,1. Некрополь мастеров искусств, у восточной стены, Центральный район, Санкт-Петербург.
Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье
Где похоронены Чайковский и Достоевский? | Лаперуз | русский писатель, мыслитель, философ и публицист. |
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ | Чтобы почитатели творчества не запутались в аллеях кладбища, напомним о месте, где похоронен Достоевский в Санкт-Петербурге. |
Деликатный сервис
Мы видим, что незадолго до похорон М. М. Достоевского к старому кладбищу прирезается справа прямоугольник, разделённый на две симметричные половины центральной просекой (современная 6-я дорожка). Похоронен Ф.М. Достоевский на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств), г. Санкт-Петербург. Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Краеведы нашли возможное место расположения могилы отца Достоевского
Ранее сообщалось , что автограф Достоевского, оставленный им на издании «Записок из Мёртвого дома» 1875 , продали за 5,5 млн рублей. Ошибка в тексте?
Федоров и Ф.
Достоевский«, посвященный попытке сопоставить судьбы двух современников, размышлявших о «высшей идее существования». Духовно-творческий диалог Федорова и Достоевского будет рассмотрен в контексте проблемы взаимодействия русской философии и литературы, их, по выражению поэта А. Майкова, «дружного искания истины соединенными силами».
В программе также — выступление краеведа, прот. Андрея Дударева, клирика Никольского храма г. Лосино-Петровский «Боголюбский мемориал в г.
Пушкино как прообраз восстановления места памяти Н.
К списку других статей. Итак приступим. Мы не просто сервис для заказа уборки захоронений - мы Семейный Архив Захоронений с возможностью сохранения информации о местах захоронения ваших близких и заказа дистанционных услуг с проверенными исполнителями: Мы работаем по всей России и даже в СНГ! Удобно, Безопасно, Онлайн.
Достоевского в Санкт-Петербурге Могилы Н. Достоевского в Санкт-Петербурге: В 2021 году исполнится двести лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова 10 декабря и Фёдора Михайловича Достоевского 11 ноября. В соответствии с указами президента РФ в стране будут проводиться многочисленные юбилейные мероприятия, посвящённые памяти двух...
Могилы, Н. В соответствии с указами президента РФ в стране будут проводиться многочисленные юбилейные мероприятия, посвящённые памяти двух классиков отечественной литературы. Некрасов и Ф. Достоевский умерли и похоронены в Санкт-Петербурге, первый в январе 1878-го года, второй в феврале 1881-го. Причиной смерти Некрасова был рак кишечника, Достоевский скончался вследствие хронического лёгочного заболевания. Несмотря на сильные морозы в последний путь Некрасова провожало многотысячное шествие, в котором преобладала молодёжь. В прощальной речи Ф. Достоевский поставил покойного в ряд великих русских поэтов вслед за Пушкиным и Лермонтовым.
В Петербурге открыли отреставрированный памятник на могиле Достоевского
Достоевский умер 28 января 1881 года из-за болезни легких. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Федор Достоевский родился в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил штатным лекарем. 136 лет назад, 9 февраля (28 января по ) 1881 года в Санкт-Петербурге умер Федор Михайлович Достоевский. На входе в некрополь висит карта захоронений, где можно посмотреть кто и в каком месте захоронен.
День памяти Достоевского в 2023 году
Участники их попросту не могли остаться без внимания полиции и прочих учреждений, призванных обеспечивать покой и порядок в государстве. Эта забота была прерогативой министра внутренних дел и шефа жандармов графа Михаила Тариэловича Лорис-Меликова. Снискавший популярность как герой Крымской и русско-турецкой войн и проявивший свои незаурядные административные достоинства в Поволжье и на посту Харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов к тому же возглавлял III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В том же 1880 году ему, наделённому очень широкими полномочиями, поручили созданную т. Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия, в ведении которой находились надзор за политическими следствиями по всей стране. И он же предложил упразднить III Отделение, снискавшее ненависть самых разных слоёв общества, а также лишить самостоятельности Отдельный корпус жандармов, и передать все их дела и функции во вновь учреждённый Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Объединение усилий всех карательных органов преследовало цель быстрого и жёсткого подавления революционного движения. Свою важнейшую задачу Лорис-Меликов усматривал, с одной стороны, в усилении репрессий по отношению к революционерам, для чего счёл необходимым объединить полицейские и судебные органы, сделать закрытыми слушания по политическим делам.
За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. На фото: Лорис-Меликов С другой стороны, как ни парадоксально, назначение графа в целом было позитивно встречено в обществе. Несмотря на политику усиления репрессий, Лорис-Меликов, оставаясь шефом Отдельного корпуса жандармов, заметно облегчил участь политически «неблагонадёжных лиц», счёл необходимым пересмотреть существующую организацию политической ссылки и надзора. Он ясно сознавал, что из-за всеобщего недовольства и ожидания общественных перемен в стране одними полицейскими мерами ситуацию не преломить. Он принимал самые жёсткие меры в отношении тех, чья вина была доказана безоговорочно, но не арестовывал всех подряд по малейшему подозрению, как это делали до него. За справедливость и непредвзятость его уважали даже в революционных кругах. Лорис-Меликов уволил целый ряд наиболее одиозных деятелей, раздражавших общество.
Заметно в этот период смягчилась цензура, многие из ранее репрессированных были освобождены из ссылки. Достаточно сказать, что, учитывая отношение к нему населения, радикальное крыло народовольцев не включило его в список сановников, которым вынесли смертные приговоры. В борьбе с пропагандой свержения монархии и с терроризмом народовольцев Лорис-Меликов исповедовал идею, что «для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан». Его политика апеллирования к общественному мнению после очередной, пятой по счёту и провальной, попытки покушения на царя в 1880 году получила в либеральной печати полуироническое наименование «диктатуры сердца», а его самого называли иногда «диктатором сердца». Вопреки расчётам и ожиданиям охранителей и сторонников ужесточения карательных мер, среди которых были наследник царя Александр Александрович и его наставник Константин Победоносцев, Лорис-Меликов стал проводить более сложную и гибкую политику, не ограничивающуюся преследованием революционеров. В нём прежде всего видели либерала, а в его деятельности — начало либеральной политики государства. Любя Россию, он вырвет зло с корнем и оправдает великое доверие государя».
Достоевский относился к «диктатуре сердца» и собственно к графу весьма положительно. Да вы скажите мне… хорошими ли людьми окружит себя Лорис, хороших ли людей пошлёт он в провинции? Ведь это ужасно важно… Да знает ли он, отчего всё это происходит, твёрдо ли знает он причины? Ведь у нас все злодеев хотят видеть… Я ему желаю всякого добра, всякого успеха», — говорил писатель, определённо возлагавший на Лорис-Меликова надежды в переустройстве государственного строя. Популярности министра очень поспособствовало распространение слуха о подготовке им плана «великих реформ», привлечения общественности к законотворчеству путём созыва представительного органа с законосовещательными полномочиями. На деле планы эти представляли робкую и непоследовательную попытку несколько обновить монархический строй России, придать ему более респектабельный вид, и тем самым разрядить напряжённую обстановку в обществе, изолировать крайние элементы, приручить либеральную интеллигенцию незначительными уступками, ограничившись в основном мало значившими обращениями и неопределёнными посулами. Александр III Понимая невозможность бороться с ними без поддержки общества, он призывал учитывать назревшие общественные потребности и по мере возможности удовлетворять их.
Получивший название «конституция», его план был представлен Александру II и был предварительно одобрен буквально за несколько дней до гибели императора. На 4 марта 1881 года было назначено заседание правительства, которое приняло бы проект министра внутренних дел. Но, как известно, 1 марта «Народная воля» организовала новое, на этот раз успешное покушение на царя. Взошедший на престол наследник, государь Александр III признал проект Лорис-Меликова «преступным»: «Слава богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством».
В воротах Лавры, согласно с расписанием, депутаты с венками прошли в ворота и стали шпалерами до церкви, все остальные оставались за воротами. Тут произошла около самого гроба невольная давка при входе в ворота вследствие надавливающей массы сзади. Однако все обошлось благополучно; гроб внесли в церковь, за ним родные и прочие, и венки с депутатами.
Венки были установлены кругом стен, а некоторые положены на гроб. Двери церкви заперли, так что более половины даже венков не успели пронести -- началась служба, после которой внесли все венки, и публика стала выходить. Только около 4-х часов нам удалось выйти. В программе моей группы при процессии я сделал маленькое изменение. По программе впереди всех шло Реформатское училище, а потом военно-учебные заведения, но оказалось, что из последних было только Инженерное училище, которое на ленте своей подписало -- бывшему своему воспитаннику. Я счел за лучшее, чтобы училище, в котором воспитывался покойный Федор Михайлович, открывало шествие, а Реформатское шло за ним. Во время нашего отсутствия мне принесли между прочим письмо от Львова, секретаря Технического общества, которому я сообщал о причине, почему не могу быть в этот день в Обществе; Львов мне пишет, что глубоко сожалеет о кончине Федора Михайловича, с которым рядом стоял на эшафоте 32 года тому назад.
Я озаботился получить билеты на вход в церковь для депутатов своей группы и развез их,10 и под конец один билет доставил и Львову, завез билет и Глебовым. Там поджидали меня с чаем. Опять пришлось приехать поранее, чтобы наблюдать за порядками при впуске в ограду Лавры и в церковь. Церковь опять убралась великолепными цветами па свежих венках, которые прибавились к прежним. Депутаты держали венки на палках, как хоругви. Выстроились сплошным широким кругом вокруг гроба и шпалерами до двери. В этот круг впускали только родных и тех, которых распорядители специально проводили.
За обедней и при отпевании присутствовали, между прочим. Сабуров12 и Победоносцев. Во все время богослужения были, конечно, тишина невозмутимая и спокойствие. Мы стояли довольно просторно. Но зато к окончанию богослужения, когда тронулся гроб, который нес, между прочим, и Саша,14 поднялась суматоха и давка, все спешили выйти, чтобы попасть на кладбище. Между стенами прохода от церкви к кладбищу образовалась такая сплошная масса, что долгое время даже гроб и духовенство не могли тронуться с места; удерживая напор массы сзади я мигом оторвался от семьи покойного; Женя также была оттиснута. Гроб наконец пронесли, и тотчас за ним ворота кладбища закрыли.
Из речей я слышал только отрывки. Я скоро нашел Женни; она поехала домой, а я к Андрееву16 и с ним к Менделееву переговорить относительно продолжения опытов, предпринятых Техническим обществом. Домой я вернулся в 5 часов и чувствовал себя порядком утомленным. После обеда принялся за это письмо, которое оканчиваю уже сегодня, 2-го февраля. Ночь мы всю спали хорошо и сегодня чувствуем себя со свежими силами. Прилагаемый факсимиле раздавался тысячами в процессии и публике во время церемонии перенесения тела. Много любящий Вас М.
Приписка Е. Рыкачевой: 2 февраля, утро Милый и дорогой мой папа, крепко, крепко целую и обнимаю Вас, и приписываю всего несколько слов, так как Миша описал Вам уже всё. На погребении была и тетушка Варвара Михайловна. Сегодня поеду, чтобы пригласить ее к нам, мне так хочется повидаться с нею. До свиданья, мой дорогой папа, крепко целую Вас, Андрюшу,20 мамочку мою дорогую крепко целую -- она, вероятно, уже будет с Вами, когда Вы получите это письмо. С нетерпением жду вестей. Ваша Женни.
Сташевская -- племянница Д. В эти же годы М. Рыкачев занимал должность помощника директора. Достоевского", опубликованной в "С. В состав этой депутации кроме воспитанников вошли: инспектор классов генерал Савурский и профессор Кюи. Далее следовали венки от Реформатского училища... Духа в Александро-Невской лавре.
Впуск по билетам оказался необходимым, так как церковь может вместить только около полутора тысячи человек, а у могилы поместится едва ли и 300 человек. Распорядители похоронами просят нас заявить, что они, как и сегодня, рассчитывают на содействие публики для поддержания порядка при выносе гроба из церкви на могилу. Розданные билеты следует предъявлять при входе в монастырскую ограду и церковь. Каждый билет дает право на вход только одному лицу". Достоевского и его жены. Пальм, О. Миллер, П.
Гайдебуров, К. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. Козырев, студент Павловский, П. Речи А. Пальма и О. Миллера были опубликованы 2 14 февраля "Новое время", 1881, No 1772 ; речь Вл.
Соловьева -- 3 15 февраля "Новое время", 1881, No 1773 ; Д. Козырева -- 5 17 февраля "Новое время", 1881, No 1775. Майков на могиле не выступал, но подготовленная им речь была опубликована 2 14 февраля в "Новом времени" 1881, No 1772 со следующим редакционным примечанием: "За недостатком времени А. Майков не успел прочесть у могилы следующие строки, вызванные сегодняшним грустным событием". Тексты речей на могиле Достоевского см. Поповым в книге "Минувшее и пережитое. Достоевская Варвара Михайловна 1822--1893 , сестра Ф.
Достоевским С. Как же! Я уже описала Вам в прошлом моем письме мои посещения дяди в среду за 4 часа до его смерти и в четверг -- когда я была там утром и вечером на панихиде. Я забыла сообщить Вам в том письме, что все хлопоты в доме приняли на себя 2 дамы, хорошие знакомые Анны Григорьевны, именно M-lle Кашпирева,4 которая действительно приносила пользу, и M-me Аверкиева,5 которая только суетилась и все путала. Анна Григорьевна все время была в каком-то ужасном состоянии отупения, -- зато Лиля точно переродилась, -- каждый венок, приносимый на гроб отца, доставлял ей много радости, она с блестящими глазами обращалась несколько раз ко мне: "Смотрите, смотрите, как украшают моего дорогого папочку! Было ужасно тяжело! В этот день у нас обедала Соня Сташевская6 и Саша, и они втроем с Мишею отправились вечером на панихиду, после которой Миша и Саша оставались еще там довольно долго, и Миша был избран распорядителем первой группы депутатов.
Приехали они домой в этот день очень поздно. На другой день с утра в субботу мы с Мишей отправились в квартиру покойного дяди; Миша встал у Кузнечного переулка и принялся расставлять депутации своей группы и венки. Я прошла в квартиру. Там я застала уже Сашу. Анна Григорьевна была пободрее. Я пошла поклониться дяде и увидала, что тело его уже начало разлагаться -- его не бальзамировали, так как это оказалось очень дорого и взяло бы много времени. Анна Григорьевна передала нам 4 номера для Саши, нас, Савостьяновых11 и Вас; все эти номера теперь у Саши, и он доставит один из них Вам на днях.
Когда мы покончили с этим делом, пора было уже идти к гробу; мы надели все шубы, совершена была небольшая лития и тело дяди вынесли из того кабинета, где он так усиленно занимался в последние дни. Слезы у всех текли из глаз. Как только гроб вынесли на улицу, его окружили ряды венков. Вслед за гробом шла Анна Григорьевна; ее вел Григорович. С нею рядом -- дети, затем мы с Сашею и другие родные. Не буду описывать Вам шествия -- оно известно Вам из письма Миши и из газет; в "Новом времени" это все подробно и слезно описано. Здесь была отслужена лития, по окончанию которой мы с Анной Григорьевной сели на скамейку и рассматривали, как развешивали венки.
Некоторые из них были великолепны. Когда толпа в церкви немного поредела, мы вышли из церкви и зашли посмотреть могилу. Она была между памятниками Жуковского и Карамзина. Затем мы усадили Анну Григорьевну в карету, Саша отправился к себе, а мы с Мишею домой. Вечером Миша ходил за билетами для всей группы в квартиру покойного дяди и затем развез эти билеты по назначению;13 возвратился в 1-м часу ночи. Саша тоже в этот вечер ездил развозить билеты. В воскресенье мы выехали из дома очень рано, потому что Мише, как распорядителю, надо было быть в церкви пораньше.
Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г. Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А.
Герцена, Т. Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г.
Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г. Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879.
В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа. Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис.
Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А. Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г.
Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И. Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства.
Достоевский, по словам М. Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» писателя состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний. Потому и слово автора о герое — это слово о присутствующем и могущем ему ответить, «оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему.
Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем» Бахтин.
На первом из них помета адресата: "Получено 1-го февраля 1880 г. В письме к Н. Страхову от 21 октября 1883 г. Достоевская вспоминает: "Весь день 27 января кровотечение не повторялось, и Федор Михайлович чувствовал себя сравнительно хорошо. Очень заботился о том, чтоб No "Дневника" вышел непременно 31 окт. Гроссман, Жизнь и труды Достоевского, с. Утром, в день смерти Достоевского, который непременно желал выпустить "Дневник" 31-го января, к чему обязал типографию еще в средине января, ему принесли сверстанный последний лист этого нумера, уже прочитанный им в корректуре: требовалась только подпись его для печати.
Он не мог этого сделать. Жена его сказала посланному: "придите завтра -- ему будет лучше, и он подпишет". Завтра Ф. Рыкачева о посещении Победоносцевым А. Достоевской, по-видимому, ошибочно: оно не подтверждается другими воспоминаниями и расходится с официальным сообщением в "Новом времени" и других петербургских изданиях см. Победоносцева наследнику по поводу смерти Достоевского и относительно помощи его семье. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т.
I, полутом 1. В 1930 г. Рыкачева -- А. Достоевскому 30 января 1881 Милый и дорогой мой папа! Крепко, крепко целую и обнимаю Вас. Теперь уже Вы знаете об ужасном горе, которое постигло Анну Григорьевну и всю семью; Миша описал уже Вам, как что было, -- я была у дяди в день его смерти, приехала я в 2 часа дня, -- тогда еще не теряли надежды и послали за Кошлаковым. Когда ему сказали, что пришел Майков, он выразил желание видеть его -- ведь они всегда были друзьями,2 Майков взошел на минутку; дядя пожал ему руку и сказал: "Анна Григорьевна, дай ему сигару",3 -- что и было исполнено, и тотчас же Майков вышел, боясь волновать больного. Во время моего пребывания кровь у дяди почти не выделялась, и все очень надеялись на его выздоровление -- Анна Григорьевна и Лиля страшно плакали, когда выходили по временам от дяди.
Ужасно было видеть все это. В 4 часа я уехала, а в 8-мь он скончался; на другой день мы узнали об этом в газетах, и я тотчас поехала к Анне Григорьевне. По дороге заехала -- купила живых цветов для того, чтобы положить к дяде. Подъезжая к дому дяди, я встретилась с Сашею,4 и мы вместе взошли в квартиру. Саша уже был тут и взошел со мною во второй раз; мы поклонились покойному. Лицо его необыкновенно покойно и нисколько не изменилось; он лежал в своем кабинете. Художник Крамской писал с него портрет. До этого же с дяди сняли маску из гипса.
Мы с Сашею тут же решили известить Вас телеграммою о смерти дяди, боясь, чтобы газетное известие не подействовало на Вас очень сильно. Теперь же я ужасно боюсь, как подействует на Вас неожиданная телеграмма. Молю бога, чтобы он подкрепил Вас и дал Вам силу и крепость. Дорогой мой, жду с нетерпением известий от Вас. Саша тотчас же ушел и сказал, что пойдет дать Вам телеграмму, а я осталась и теперь ужасно досадую на себя, что не переговорила с ним -- как и когда мы свидимся, чтобы узнать, как он редактировал телеграмму, -- ужасно боюсь, чтобы она не подействовала на Вас очень сильно, дорогой мой папа. Миша принимал большое участие, чтобы установить какой-либо порядок в этой массе. Пристав говорил, что народа перебывало до 10-ти тысяч. До XI-го часа квартира была буквально набита народом и все более молодежью, и только в XI толпа стала редеть, к Анне Григорьевне пришла депутация от студентов, прося позволения снять маску с Федора Михайлоиича дли университста; она дала согласие, и они хотели прийти для этого ночью, ночью же предполагалось его бальзамироиать.
Вынос тела и Александро-Невскую лавру назначен в субботу утром, а погребение -- в воскресение. Мы уехали в XI часов вечера порядком утомленные. Сегодня я не думаю идти на панихиду; это меня очень расстраивает; завтра же пойду на вынос тела к 10-ти часам утра. Сегодня непременно постараюсь повидаться с Сашею, -- если он не придет к нам обедать, мы пойдем к нему вечером, чтобы узнать, нет ли вестей от Вас. До свиданья, дорогой мой папа, целую Вас крепко и много раз и молю бога, чтобы Вы были покойны. Андрюшу13 дорогого крепко целую. Милая наша мамочка теперь уже, вероятно, сбирается в обратный путь; дай бог, чтобы она свершила его спокойно и удобно. С нетерпением буду ждать от Вас об этом известий.
Еще раз до свидания, дорогой мой. Любящая Вас Ваша Женни. О характере их отношений см. Долинина П. Достоевской Л. Жизнь и труды Достоевского, с. Рыкачевой, старший сын А. В No 3 "Исторического вестника" за 1881 г.
Достоевского на другой день рано утром одним из приятелей последнего, Крамской тотчас же отправился на квартиру покойного, устроил там подмостки и в несколько часов написал карандашом и тушью портрет, одно из лучших своих произведений. Сходство этого портрета поразительное. Попытки фотографов снять этот портрет с покойного в маленькой комнате, при слабом свете, и притом, при необходимости, в профиль совершенно не удались. Оригинал портрета Крамской просил вдову покойного принять от него, как слабый дар за те часы наслаждения, которые доставляли художнику произведения Достоевского". Об этой работе Бернштама см. Leopold Bernstamm. Sa vie -- son oeuvre. Paris, 1913, p.
Достоевский" ИРЛИ, ф. На телеграмме приписка А. На нее отвечал Саше: "... Будь на похоронах за меня. Сверх того, послал в Шацк, где гостила Домника, следующую телеграмму: "Шацк Савостьянову. Брат Федор Михайлович скончался 28. На похороны ехать не решаюсь. Достоевский" там же.
Достоевская Александра Михайловна 1835--1889 , младшая сестра Ф. Достоевская Вера Михайловна 1829--1896 , сестра Ф. Достоевская не упоминает о ссоре мужа с В. Достоевской как причине, ускорившей его смерть, но говорит о ней в письме к Н. О бурном разговоре между Достоевским и его сестрой вспоминает и Л. Достоевская в кн. Достоевской" с. Причиной разговора явилось наследство А.
Куманиной, тетки Достоевского, умершей еще в 1871 г. В январе 1881 г. Достоевский был введен во владение частью ее рязанского имения. Не ограничившись денежной суммой, которую Достоевский должен был выплатить сестрам по условию раздела, В. Достоевская просила брата отказаться от его доли в рязанском имении в пользу сестер. Спор писателя с В. Достоевской не мог быть причиной его заболевания, как справедливо отмечает Е. Рыкачева, но несомненно мог повлиять на течение болезни.
Достоевского определила Александро-Невская лавра тем, что отвела на своем кладбище безвозмездно место одному из лучших русских писателей. В день похорон, в воскресенье, богослужение будет совершать наместник Лавры, отец Симеон, лично знавший покойного, а отправлять отпевание будет один из викариев в сослужении с архимандритами. Все это безвозмездно. Певчие Исаакиевского собора взяли на себя труд дважды в день петь при панихидах и отпевать прах покойного в Лавре. Завтра, во время процессии будет участвовать и хор Владимирской церкви, и всё это безвозмездно... Достоевскому 1 февраля 1881, С. Но расскажу Вам все по порядку.