Биография и личная жизнь Анатолия Папанова – это яркий пример верности служению своей профессии и любимой женщине. это история простого русского человека и замечательного артиста.
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы
В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс. Великолепный советский актер Анатолий Папанов запомнился большинству зрителей по роли легендарного Лелика из «Бриллиантовой руки», а также благодаря озвучиванию Волка из «Ну, погоди!». это история простого русского человека и замечательного артиста. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Анатолий Папанов можно посмотреть на Иви. Небесное тело — малая планета № 2480 носит имя Папанова. Специально для «МК» об Анатолии Папанове рассказывает президент Московского театра сатиры Александр Ширвиндт.
Анатолий Папанов — Биография / История
Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных артистов технике речи, фехтованию, сценическим движениям. В самодеятельной труппе часто беседовали о литературе. Недостаточно усвоенные знания произведений школьной программы и чувство страха показаться невежественным привели Папанова к чтению. С удовольствием посещал он и хоровой класс, и изостудию, учился играть на домре.
Война На фронт Анатолия Папанова призвали в августе 1941-го. Спустя год, во время сильной бомбёжки под Харьковом, получил серьёзную травму ноги и в 21 год став инвалидом, был комиссован и вернулся в Москву. Вступительные экзамены закончились.
Но из-за недобора студентов, после прочтения известного стихотворения Константина Симонова «Сын артиллериста», Анатолий Папанов был принят в институт. Причём сразу на второй курс: там нужны были мужчины. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия».
Анатолий Папанов.
Ведь на 21 году жизни он получил инвалидность в бою. И был осужден военным трибуналом на 6 лет. Видел, как люди седели за одну ночь В интернете и у блогеров, переписывающих тексты друг у друга, указано, что Анатолий Дмитриевич призван то в 1940 году, то 22 июня 1941 года, то еще когда-то. ZOMG Teh Drama работает с документами и первоисточниками, поэтому мы знаем — Папанов призван 12 августа 1941 года и направлен в 72-й запасной стрелковый полк в городе Пугачев Саратовской области. В звании старшего сержанта Папанов и его взвод зенитной артиллерии 22 марта 1942 находились возле Харькова.
Рядом с ним разорвался снаряд — все вокруг убиты, у него самого контузия и ранение, сделавшее его на 21 году жизни инвалидом третьей группы. Взрывом ему искалечило правую ногу, он потерял два пальца.
Впервые в кино он снялся в 1937 году, исполнив эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». На войну был призван 12 августа 1941 года, спустя четыре месяца, в декабре 1941-го, был осуждён военным трибуналом на шесть лет за самовольное оставление части, но позже Папанова отправили на фронт. В марте 1942-го он получил тяжёлое ранение ноги и стал инвалидом третьей группы. Первую значимую роль получил в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», но широкая популярность пришла к Папанову после того, как он сыграл в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» генерала Серпилина.
Сразу после школы пошел играть в местном театре. После тяжелого ранения он полгода пролежал в госпитале, получив инвалидность на всю жизнь. А ведь Папанова звали в лучшие театры Москвы! Жить в то время было непросто — ютились в коммуналках. Но актер Папанов неустанно трудился, снимался в кино фильмы с Папановым сразу же становились всенародно любимыми картинами, как и роли Папанова, даже второстепенные , играл в театре, давал концерты, озвучивал мультфильмы. А когда Папанова отправляли в США, наотрез отказался ехать без жены — пришлось выбивать командировку на двоих. Всегда был скромен, вежлив и не любил излишнее внимание к себе. Возвращаясь со съемок фильма «Холодное лето 53-го», Папанов всего на день заехал в Москву, чтобы потом отправиться в Ригу, где в то время была на гастролях жена Папанова.
Холодную воду сосуды не выдержали. Нашел его в квартире зять, муж дочери Папанова. На похоронах Папанова, которые состоялись 10 августа 1987 года, почти не было его коллег из театра — они были на гастролях.
Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов
Анатолий Папанов командовал зенитной батареей. Небесное тело — малая планета № 2480 носит имя Папанова. народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. Биография актёра театра и кино, педагога Анатолия Дмитриевича Папанова; родился 31 октября 1922 в городе Вязьма; скончался 5 августа 1987 в Москве. Анатолий Папанов на марке 2001 года Папанов страдал хронической сердечной недостаточностью.
20 интересных фактов об Анатолии Папанове
Анатолий Папанов пришел на свет 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии в период, когда государство переживало сложные времена. Советский актер Анатолий Папанов сыграл множество запоминающихся ролей. Биография актёра театра и кино, педагога Анатолия Дмитриевича Папанова; родился 31 октября 1922 в городе Вязьма; скончался 5 августа 1987 в Москве. На первый взгляд, для Анатолия Папанова не могло быть и речи об актерской карьере: хромота, проблемы с дикцией, не самая "киношная" внешность и повышенная скромность. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей.
Анатолию Папанову - 100 лет! Ранние роли, военный трибунал и одна любовь на всю жизнь
В быту артист всегда оставался очень непритязательным и неприхотливым. Жена дарила ему новые костюмы, и все они пылились в шкафу, а Папанов ходил в любимой старой одежде. Однажды во время поездки за рубеж он явился на важный прием в джинсовом костюме. Советская делегация этой выходки, конечно, не оценила, а вот иностранцы пришли в восторг: «Наконец-то мы видим нормально и свободно одетого гостя из России! Ни в театре, ни на съемочной площадке он никогда не повышал голоса, избегал актерских посиделок, да и вообще неохотно шел на контакт. Коллеги часто называли его странным и нелюдимым. В 30-градусную жару актер ходил по улицам в длинном плаще с поднятым воротником, надвинутой на лоб кепке и в темных очках — чтобы его не узнавали и не приставали с панибратским предложением выпить за встречу. Актер выходил из себя, когда на улицах ему вслед кричали: «Усе, шеф!
Волк пошел! Наверное, настоящим он оставался только в фильмах о войне — «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал». При этом даже из-за комедийных ролей он очень переживал и каждый раз боялся сорвать премьеру в театре. Ну, представьте, не дотянул я в драматической роли. Не заплакал зритель! И что с того?
Исаева; постановка А.
Гончарова 1948 Сыромятов «Женитьба Белугина» А. Островского; постановка А. Петрова 1949 Лыжиков; «Роковое наследство» Л. Шейнина, постановка Н. Петрова 1949 Забелин; «Кто виноват? Мдивани, постановка Э. Краснянского 1949 Гржимайло, Лапин, «Положение обязывает» Г.
Мунблита, постановка А. Бонди по А. Ленскому , постановка Э. Краснянского 1949 Муравьев, Пирогов, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова, постановка Б. Равенских 1950 Яков, «Не ваше дело» В. Полякова, постановка В.
Плучека 1951 Мытыл, «Женихи» А. Токаева, В. Шкваркина, постановка А. Гончарова 1951 Ионеску, «Потерянное письмо» И. Караджале, постановка Н. Петрова и В. Плучека 1952 Алупкин, «Страницы минувшего» вечер русской классической сатиры.
Тургенева, постановка В. Плучека 1953 Завгар, «Где эта улица, где этот дом? Дыховичного, М. Слободского, постановка Э.
Работа в театре В 1946-1948 гг. Вел кружок художественной самодеятельности в одной из клайпедских школ.
В 1948 г. В общей сложности сыграл в Театре сатиры около 50 ролей. В 1987 г. Кинематографическую известность ему принесла роль комбрига Федора Серпилина в военной драме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова 1964, Александр Столпер. Актер воплощал на экране как драматические, так и комедийные образы. В общей сложности актер исполнил роли в более чем 60 кинокартинах.
Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. Наиболее известным из персонажей, разговаривающих его голосом, является Волк - герой мультсериала "Ну, погоди! Почетный гражданин Вяземского района Смоленской области 2013, посмертно.
Факты из биографии Анатолия Дмитриевича Папанова. Суровая школа войны. В первый же день — 22 июня 1941 — Анатолий Дмитриевич отправился на фронт. Фото 2 — Папанов в 1941 году Он рассказывал: «Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух?.. Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибло на моих глазах… Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях.
Но все же там я научился ценить Жизнь - не только свою, а ту, что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…» После тяжелого ранения в бою у Анатолия Дмитриевича были ампутированы два пальца, и почти полгода он пролежал в госпитале под Махачкалой. Учеба и колоссальное желание преодолеть себя. С первого же дня занятий, кроме общих для всех дисциплин, Анатолий Дмитриевич, преодолевая боль, до изнеможения занимался танцами и гимнастикой, чтобы ходить без трости. Была у него, как у будущего артиста и другая проблема: произношение. Преподаватель техники речи неоднократно говорил ему «Папанов, когда же ты отделаешься от этого жуткого шипящего?! Однако у молодого человека был неправильный прикус, и четыре года занятий так и не смогли исправить его выговор. В годы учебы на актерском факультете Папанов встретился со своей будущей женой, Надеждой Каратаевой. Супруги прожили вместе без малого 43 года.
Впоследствии Папанов часто повторял: «Я однолюб - одна женщина и один театр». Начало творческой биографии Выпускной экзамен в 1946 году Папанов сдал на «отлично». Его дипломной работой стал спектакль «Дон Хиль - Зеленые Штаны», в котором он успешно исполнил роль главного героя.
КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов
Почему Папанов едва не сел в тюрьму будучи подростком? Какое чудо помогло ему выжить на фронте? Из-за чего в молодости режиссеры не замечали актера? Что помогло хромому инвалиду войны стать знаменитым?
Правда ли артисты фильма «Берегись автомобиля! Как кирзовые сапоги помогли Папанову найти жену? Чем Анатолий не нравился будущей теще?
Какая роль стала его любимой? Из-за чего смерть актера многие считают мистической? Можно ли было его спасти?
И почему артисты театра не пришли на похороны Папанова?
Рязанову не нравилась, и он даже хотел переснять сцены, но не успел из-за недостатка времени. Сцену с рыбалкой снимали в несколько дублей, пока замерзший и озлобленный актер не высунулся из воды и не заорал на оператора: «Идиот! Папанов и Миронов в «Бриллиантовой руке» Соцсети Папанов озвучил Волка-хулигана из легендарного мультсериала «Ну, погоди! Хотя в мультфильме Волк почти не разговаривает, эта роль надолго прилипла к актеру.
Папанов недолюбливал персонажа и однажды сказал, что «все его роли съел Волк». Он не решался подъезжать к театру на «Волге», а оставлял ее за углом, чтобы машину не увидели более бедные коллеги. Соцсети Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в Москве, вернувшись домой со съемок. В это время проходило плановое отключение горячей воды.
Первую значимую роль получил в фильме Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», но широкая популярность пришла к Папанову после того, как он сыграл в экранизации романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» генерала Серпилина.
За свою карьеру Папанов снялся более чем в 60 фильмах, сыграл во множестве спектаклей и озвучил более 100 мультфильмов. Его последней работой в кино стала роль Николая Скоробогатова в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…». Анатолий Папанов скоропостижно скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вскоре после возвращения со съёмок этого фильма.
И хотя несколько первых месяцев был вынужден ходить с тростью, он организовал творческий коллектив и объездил с выступлениями множество госпиталей. Концертами артисты старались поддержать боевой дух своих товарищей. Они читали стихи, исполняли песни, разыгрывали сценки, и удостаивались шквала аплодисментов от зрителей.
Впоследствии Папанов сумел избавиться от хромоты после занятий с хореографом. Вернувшись в Москву в 1943 году, демобилизованный солдат отправился в ГИТИС, когда вступительные экзамены уже давно закончились. Но благодаря тому, что в тот год учебное заведение не набрало нужного количества студентов, у Анатолия появился шанс на зачисление. Парня принял у себя в кабинете лично ректор вуза Михаил Тарханов. Его привлекла настойчивость молодого человека. Преподаватель предложил Папанову немедля продемонстрировать свои способности.
Парень не стушевался и очень проникновенно прочёл какое-то стихотворение, чем моментально расположил к себе Тарханова. После собеседования юноша был принят в институт, причём сразу же на второй курс. Вот так выглядел Анатолий Папанов в молодости фото. Поначалу студент Папанов ничем не выделялся из общей массы однокурсников. Но обратил на себя внимание преподавателей усердием и старательностью. Все они в один голос говорили о несомненном таланте исполнителя.
Диплом об окончании вуза Анатолию вручили в 1946 году. Следом он получил приглашения в несколько столичных театров. Но тот с друзьями договорился отправиться в Литву, где проработал целых два года. Первые роли в театре и кино Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке.
В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов». В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву. Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена. Тридцатидвухлетний на тот момент исполнитель постарался воспользоваться предоставленным шансом как можно лучше. Сразу было видно, какого это потенциала актёр.
Тем не менее, истинно «своей» роли Папанову пришлось ждать ещё три года. И изнурительное ожидание обернулось настоящим триумфом. Задолго до фильма Марка Захарова в семидесятых, актёр блистательно изобразил Кису Воробьянинова на театральных подмостках в спектакле «12 стульев». Зритель, что называется, «пошёл на Папанова». Дело в том, что все предыдущие интерпретаторы образа «отца российской демократии» делали его жалким и не вызывающим ничего, кроме насмешек. В подаче Папанова роль обрела глубину, трагедию, персонажу хотелось искренне сопереживать.
А за два года до этого актёр сыграл в ещё одной постановке по произведению Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок». Режиссёр Краснянский доверил Папанову роль подпольного миллионера Корейко. В 1962 году Папанов отыграл Мангана в постановке по достаточно непростой по стилистике и тексту пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля.
Фильмы с участием Папанова Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира. Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году. Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…».
В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй.
Загадочное завещание Анатолия Папанова
В начале 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом , несколько месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы [1]. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года , сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» С. С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова.
Воплотить образ бывшего фронтовика Анатолий Папанов смог в культовой картине "Белорусский вокзал". Но именно в Папанове режиссер увидел сочетание нежности и сентиментальности с брутальностью и мощью. Когда на репетиции Нина Ургант исполняла песню "Нам нужна одна победа", актеры-мужчины не выдержали и заплакали. Так родилась знаменитая сцена картины. На родине актера в Вязьме установлен памятник.
В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно, и на роль Огурцова был утвержден Игорь Ильинский. Одно время после переезда в Москву Папанов стал налегать на спиртное, что становилось причиной ссор с женой. Начал он пить во время карьерного затишья, а когда все с работой пошло на лад, просто не смог прекратить. Пить и курить Анатолий Дмитриевич бросил в один момент после похорон своей мамы. В 1954 году у супругов родилась дочь - Елена Папанова. Вернулся в кино Папанов почти в 40 лет. Этот фильм никогда не вышел в прокат, цензура не увидела художественной ценности. В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. Этот дуэт наверное один из самых любимых в нашем кино. Именно Рязанов открыл этот удивительно гармоничный актерский дуэт, при всей разности обоих участников. Но несмотря на многие годы совместных съемок и выступлений, друзьями Миронов и Папанов не были. В ролях Геши и Лелика изначально должны были сниматься Г. Вицин и М. Пуговкин, однако судьба распорядилась иначе. А вот Марк Захаров, уже позже, возьмет и снимет их именно в этих же ролях Кисы и Бендера. Этот фильм стал последней совместной работой двух великих советских актеров. Очень успешно для Анатолия Дмитриевича также сложилась карьера в озвучке мультфильмов. Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове. Умер Анатолий Дмитриевич 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ. Жена Надежда Каратаева рассказывала: "Он умер в ванной, принимая душ. Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал. Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Беспокоился, как разместились ребята. Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную. И сосуды не выдержали.
После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского, на актёрский факультет. В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле "Молодая гвардия". С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве.
Анатолий ПАПАНОВ
Анатолий Папанов играет шофера, намного старше остальных членов бригады и поэтому годящегося им в отцы. Анатолий Папанов родился 31 октября (по некоторым данным, 30 октября) 1922 года в Вязьме Смоленской губернии (ныне Смоленская область России). Доктор Бондаренко в исполнении Анатолия Папанова (в центре) — главный врач одного из родильных домов, который бескорыстно и самоотверженно воспитывает отказников, получая за это прозвище «Дон Кихот». Биография и личная жизнь Анатолия Папанова – это яркий пример верности служению своей профессии и любимой женщине. Анатолий Папанов прожил долгую счастливую жизнь, не лишённую испытаний на прочность.
Анатолию Папанову - 100 лет! Ранние роли, военный трибунал и одна любовь на всю жизнь
в Смоленской области). С 1948 года Анатолий Папанов — актёр Театра Сатиры в Москве, куда перешел, откликнувшись на предложение режиссёра Андрея Гончарова. Биография и личная жизнь Анатолия Папанова – это яркий пример верности служению своей профессии и любимой женщине. Анатолий Папанов на марке 2001 года Папанов страдал хронической сердечной недостаточностью.
Талантливый актер народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов
Друзья отговаривали Анатолия Дмитриевича от съемок, которые проходили в «полевых условиях», в глухой деревне Руга в Карелии. Но актер сказал, что тема ему близка, и согласился сыграть политзаключенного «Копалыча». Карельское лето короткое, поэтому режиссер спешил снять все сцены. Актеры работали без выходных на протяжении месяца.
Однако в доме, где жил артист, планово отключили горячую воду. Актер решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Личная жизнь Анатолий Дмитриевич был однолюбом и всегда оставался верен Театру Сатиры и своей жене.
Однокурсница привлекла внимание юноши тем, что на занятия пришла в солдатской униформе. Оказалось, девушка тоже была на фронте, в санчасти. Надежда Каратаева в молодости Это сблизило молодых людей.
Студенты вместе ходили в библиотеку, репетировали. В счастливом и долгом браке родилась одна дочь — Елена Папанова 1954 , тоже ставшая актрисой. Дочка подарила родителям двух внучек — Марию и Надежду.
Появились на свет правнучка и 2 правнука Анатолия Дмитриевича и Надежды Юрьевны. Актриса Каратаева скончалась в 2019 году. Интересные факты После выхода в прокат фильма «Живые и мертвые» фото Папанова украсило обложку журнала «Советский экран», а почта СССР выпустила марку с изображением актера в роли Серпилина.
Орлова и М. Ни одно из этих предложений актер не принял, уехав вместе со своими однокурсниками в Клайпеду, где ими был основан Клайпедский русский драматический театр. Приблизительно в это же время женился на театральной актрисе Надежде Каратаевой. Свою первую серьезную роль, роль Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия» сыграл на сцене Клайпедского русского драматического театра.
В этом театре проработал последующие два года, после чего по приглашению режиссера Андрея Гончарова перешел в московский Театр Сатиры. На сцене Театра Сатиры актер проработал сорок лет, создав за это время около пятидесяти различных образов.
Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову.
После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс. В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры.
Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года. В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана.
Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста. После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова».
Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу. В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить.
Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков. Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве.
В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького. Кино Кинематограф не замечал Анатолия Папанова вплоть до начала 60-х годов, однако, после грандиозного успеха фильма «Живые и мертвые», котором Анатолий Папанов сыграл генерала Федора Серпилина, спрос на актера Папанова возрос неимоверно. Артист с неподражаемым чувством юмора был отмечен и востребован в кинематографических кругах. В 60-е годы Анатолий Папанов снимается в самых разных жанрах и ролях, снимается много, создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы.
Среди его работ — роли в психологической драме «Наш дом», киноповести об ученых «Иду на грозу», лирических комедиях: «Приходите завтра», «Дети Дон-Кихота», «Порожний рейс», сатирической комедии «Дайте жалобную книгу». В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Папанов в яркой комедийной манере изобразил Сокол-Кружкина, тестя Димы Семицветова Андрей Миронов. Роль была небольшой, но запомнилась наряду с главными, а фраза «Свободу Юрию Деточкину!
Но беда, когда режиссер постоянно использует лишь какие-то определенные грани актерского дарования, какие-то привычные краски. Это обкрадывает, обедняет артиста, да и режиссеру не приносит большой творческой радости. Какая уж тут радость - идти проторенной дорогой! Ведь искусство - это открытие. И, как всякое открытие, дается нелегко.
Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых лежат наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями. В этом отношении актера можно сравнить с сапожником. Неизвестно, какие сапоги он будет тачать, но все необходимое всегда должно быть наготове. Вообще хороший мастер ценится по количеству и состоянию инструмента. Я как-то пригласил водопроводчика, а у него сверло не заточено, дюймового ключа нет. Что это за мастер?
Он и не смог ничего починить. Наблюдать жизнь очень интересно. А у актера увиденное возрождается в сценических образах. Вот обыденная ситуация - рыболов на реке. Но посмотрите, как он насаживает червяка, как держит удочку, как сидит, - и увидите характер. Я не пройду мимо, остановлюсь обязательно. Все собираю: жесты, взгляды, голоса. Актер в любой момент готов что-то интересное схватить, перенять, запомнить - и зрительно, и эмоционально.
Это становится действием автоматическим, даже не надо настраивать себя на волну наблюдения. Отправляясь на футбол, не нужно говорить себе: «Сегодня я буду искать на трибунах типаж для будущего фильма». Просто, выработав привычку наблюдать, невольно подмечаешь все увиденное. Для исполнения комедийных ролей необходимо очень точно выверить все детали. Деталь решает судьбу характера. Вот, например, мне надо сыграть застенчивого человека. Как это показать? А оказывается, можно только приподнять бровь...
В фильме «Порожний рейс» я сыграл нудного, бесцветного человека. А он запоминается. И это одна из любимых моих работ. Когда я взялся за эту роль, у меня всплыли не только отдельные впечатления - вспомнился конкретный человек. В молодости я работал на дровяном складе, и начальник мой был страшный демагог. Вспомнилось, как веско он говорил, как смотрел в лицо собеседнику, как держал голову. Смешным мне его и не пришлось делать. Он и в жизни был смешон.
Что же касается бесцветных характеров, то актер может их расцветить. Вот, скажем, я читаю пьесу. Там сказано, что в кабинет начальника входит посетитель. И тут начинает работать фантазия. Как одет посетитель, как причесан, носит ли он усы?