Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Самым крупным актом борьбы старообрядцев можно назвать Соловецкое восстание 1668-1676 гг., которое сопровождалось вооруженными столкновениями и большим количеством жертв. Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники.
Соловецкое восстание (1668–1676).
В этой серии мы станем свидетелями церковного раскола, последствия которого не преодолены до настоящего времени. Мы узнаем причины, сущность и последствия ц. Соловецкий монастырь восстал против церковной реформы Никона и против «царя-ирода» 22 июня 1668 года, то есть 350 лет назад. Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест. Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки. одно из ключевых событий в этой истории.
Непокорные иноки
- Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов
- Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов
- Идеологический церковный кризис в XVII в.
- Кто стоял во главе восстания
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Соловецкое восстание 1668-1676 гг. – отчаянный эпизод раскола | Народные восстания против реформ Петра I. |
Соловецкое восстание 1668—1676 гг.: dem_2011 — LiveJournal | Выступление старообрядцев явилось не только религиозным митингом, но и политическим протестом против власти Петра I. |
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Этот Собор, в котором участвовали Восточные патриархи, заседал с 25 по 31 марта 1655 г. Вскоре после Собора, в начале мая 1655 г. Он привез послания, адресованные царю и Никону, а также деяния Константинопольского Собора, специально созванного Паисием, чтобы обсудить и утвердить присланное ему Никоном сообщение о Соборе 1654 г. Любопытно, что этот Собор утвердил извержение из сана епископа Павла. Никон в своем послании патриарху Паисию обратился к нему с 26 вопросами, чтобы иметь законное основание для своих мероприятий по исправлению книг и обрядов. Паисий прислал ему ответы на эти вопросы, текст Символа веры , пояснения о пении «аллилуиа», троеперстном крестном знамении и некоторых литургических обрядах. Особенно важно было для Никона иметь Символ веры с разъяснениями Собора о неизменности никейского надо: никео-цареградского. Символа, к которому нельзя ни слова добавить и из которого ни слова нельзя изъять 971.
Известно, что исправление 8-го члена Символа веры , с устранением слова «истинного», вызвало самый сильный протест староверов 972 и стало чем-то вроде догматического обоснования раскола. Вскоре после Собора 1655 г. В апреле 1656 г. Никон созвал третий и последний из посвященных исправлениям книг Собор, и присутствовавшие на нем 8 архиереев, 22 архимандрита и 9 игуменов высказали окончательный приговор о дву-и троеперстном крестном знамении: двуперстие было объявлено еретическим, а лица, осеняющие себя двуперстным крестным знамением, подвергнуты осуждению, ибо они не следуют учению Церкви. Деяния Собора были включены в «Скрижаль» в виде особой главы 974. Собор 1656 г. Таким образом, период этот продолжался не более четырех лет, которые можно считать предысторией русского раскола, — тогда определилось отношение к нему в Русской Церкви, тогда же появились и первые приверженцы раскола.
Если обратить внимание на самых первых противников реформ, то мы увидим, что почти все они вышли из среды белого, то есть приходского, не монашеского, духовенства, лишь епископ Павел Коломенский принадлежал к монашеству. Вообще, можно сказать, что мероприятия Никона были делом, затронувшим узкие круги, в основном московское духовенство. Широкие массы народа, духовенства и монашества свое несогласие выражали пока очень неопределенно. Никон все еще был в зените своего могущества, но, когда в судьбе его произошел перелом, движение протеста против реформ начало шириться, раскол рос и в самых удаленных уголках Московского государства, отчасти это вызвано было тем, что некоторые противники реформ Никона покинули Москву и стали вести по всей стране пропаганду против реформ. Никон добровольно и самовластно оставил патриарший престол и уехал из Москвы, так de facto кончилось его управление Русской Церковью. В этом его поступке отразилось все своеволие его натуры. Впрочем, действие, которое Никон задумал совершить для укрепления своей власти и улучшения отношений с царем Алексеем, оказалось ударом против него самого.
Этот поступок не был следствием происходившего в последние два года охлаждения его отношений с царем, это было скорее следствием или прямым проявлением воззрений Никона на взаимоотношения между светской и духовной властью 975. Оставив кафедру патриарха, Никон изъял себя из дальнейшей истории исправления книг, но не из истории русского раскола. Можно даже сказать, что тень Никона и его деяния не давали покоя его противникам, желавшим видеть в нем антихриста или предтечу антихриста, появилось множество сочинений, предметом которых была даже не деятельность, а личность Никона 976. Размолвка с царем значительно ослабила положительные стороны его реформ по исправлению книг и в некотором смысле способствовала усилению раскола 977. Оппозиция монашества против мероприятий Никона Оппозиция против реформ, сформировавшаяся в Москве, распространялась все дальше и больше. Она проявлялась многообразно: 1 в составлении полемических сочинений, 2 в упрямом неприятии «никонианских книг» и, наконец, 3 в открытой борьбе против церковной и светской власти, что особенно явно выразилось в известном бунте братии Соловецкого монастыря. В борьбе за «старую веру» против книг новой печати приняли участие епископат и монашество — первый менее, второй более активно.
Епископ Павел был первым архиереем Русской Церкви, который уже в самом начале реформ Никона открыто выразил свое несогласие с ними. Открыто протестовал и Вятский епископ Александр 1657—1674 , который подписал постановление Собора 1656 г. На Соборе 1667 г. Александр отказался от своих обвинений, признал ошибочность своих мнений и принял постановления Собора. И все-таки надо отметить, что своим сочинением он лишний раз продемонстрировал консерватизм и оппозиционные настроения епископата 978. К этой группе архиереев можно причислить и того епископа, который анонимно распространял свое «Обличение на Никона патриарха » 980. При таком отношении епархиальных архиереев к реформам новоисправленные книги, конечно, попадали в дальние города и монастыри, но это вовсе не означало, что духовенство и братия будут по ним совершать богослужение.
Митрополит Ростовский Иона, который поддерживал Никона, вынужден был обратиться к пастве своей епархии с несколькими окружными посланиями, добиваясь исправления богослужебных обрядов — например, освящения воды лишь в канун праздника Богоявления 6 января. Игумен и братия Кирилло-Белозерского монастыря, впоследствии оскорблявшие и унижавшие сосланного в их обитель Никона, не хотели подчиниться этим распоряжениям своего правящего архиерея 981. На всем протяжении 2-й половины XVII в. Илия, архимандрит Соловецкого монастыря, собственноручно подписал приговор Собора 1654 г. Ни один другой монастырь не отверг реформ Никона с такой решительностью, как Соловецкий. Вообще, воззрения сторонников оппозиции колебались от обескураженности до религиозного фанатизма; последний, впрочем, будучи болезнью религиозного сознания той эпохи, свойствен был не только протопопу Аввакуму, но и патриарху Никону. Старец Боголеп Львов из Кожеезерского монастыря, с самого начала отвергший «еретические» исправления Никона, в течение 10 лет отказывался от исповеди у духовника обители и 20 лет не причащался, чтобы не запятнать «чистоты» своей веры, — поведение, весьма характерное для подобного фанатизма 983.
Такие случаи были вовсе не единичными, число их росло с каждым годом, и происходило это еще до приговора 1667 г. Приведем еще один пример: строгий подвижник Авраамий, иеромонах Богородицкого монастыря в окрестностях Нижнего Новгорода, тесно связанный с Аввакумом, покинул свою лесную хижину, где он до тех пор вел жизнь, исполненную молитвы и совершенного отречения от мира, и пришел в Москву, чтобы вручить царю свою челобитную, в которой обрушился с обличениями на реформы Никона. Он был одним из тех расколоучителей, кто называл Никона «антихристом», как это видно из его «Вопросов и ответов», которые он написал против безуспешных увещеваний двух митрополитов — Павла Крутицкого и Илариона Рязанского; то же мнение о Никоне выражено и в других его сочинениях: «Письмо к боголюбцу» и «Писание об антихристовой прелести» 984. Сосланный в Пустозерск, Авраамий проповедовал там об уже родившемся антихристе, и в 1681 г. К самым видным расколоучителям принадлежали еще два представителя монашества, которые, хотя и тесно общались друг с другом, тем не менее были весьма разными людьми. Досифей, игумен Никольского монастыря под Тихвином, был из числа первых проповедников против всяких новшеств. Чтобы спасти чистоту своей веры, он ушел из монастыря и отправился в маленькую пустынь вблизи города Повенца на севере ; оттуда около 1685 г.
Когда правительство начало борьбу с расколом на Дону, Досифей ушел с Дона и объявился некоторое время спустя после 1688 г. Досифей всюду был ревностным проповедником старой веры и считался одним из самых больших авторитетов у первых старообрядцев, но он был против религиозного фанатизма, осуждал его, осуждал среди прочего и самосожжение, которое в 80-е гг. Он отказывался признавать самосожигателей за мучеников веры 986. Иным человеком был другой расколоучитель, монах Корнилий, один из самых авторитетных деятелей у староверов, который даже был прославлен ими как святой. Его житие было одним из самых распространенных старообрядческих сочинений, оно служит важным источником по ранней истории раскола. В 15-летнем возрасте Корнилий принял постриг в Корнилиево-Комельском монастыре и провел там более 20 лет, потом он стал странствовать из обители в обитель, дошел наконец до Москвы и поступил в Чудов монастырь, здесь он служил пекарем у патриарха Иосифа, потом у Новгородского митрополита Аффония и, наконец, у Никона, которого он, таким образом, хорошо знал лично. В Новгороде он познакомился с только что упомянутым игуменом Досифеем.
Из Новгорода Корнилий вернулся снова к патриарху Иосифу и был поставлен надзирателем монастырской темницы, но эту должность он занимал недолго и вскоре перешел простым монахом в Чудов монастырь. С самого начала исправления книг он был против Никона и вместе с Досифеем бежал на Дон. Через три года Корнилий ушел от Досифея и пришел в Кириллов монастырь, где тоже было сильно недовольство реформами, но когда там все-таки стали служить по новым книгам, он перебрался в Нилову пустынь, которая в то время стала одним из оплотов противников реформ, Корнилий принадлежал к наиболее активным деятелям этой оппозиции. Вынужденный покинуть Нилову пустынь, он бежал в леса на реку Выг, где к тому времени собралось уже много приверженцев старой веры. Корнилий стал вождем староверов. Он дал благословение на основание общины, которая впоследствии в истории раскола получила наименование «Выговское общежитие». Корнилий скончался 21 марта 1695 г.
Выговская община, ставшая гнездом фанатичной религиозности, была основана на самых строгих аскетических правилах труда и отречения от мира: этого требовал от своих духовных чад Корнилий. Выговская община играла важнейшую роль в расколе беспоповцев, из нее вышли почти все расколоучители этого толка 987. Бунт в Соловецком монастыре Оппозиция монашества «никонианским новшествам» и исправленным богослужебным книгам особенно ярко проявилась в бунте братии Соловецкого монастыря 988. Ни одно другое событие не способствовало в такой мере распространению раскола, как этот монашеский бунт — чрезвычайно своеобразная страница в церковной истории русского народа. Монашество, которое в течение многих веков было верным помощником Церкви и государства, играло главную роль в формировании старомосковской культуры и мировоззрения и вообще являлось главной действующей силой в церковной жизни, — это монашество вдруг открыто выступило и против церковной иерархии, и против государственной власти. Нельзя забывать, что монастырская братия, какой бы она ни была, всегда имела огромный религиозный авторитет в глазах народа и древнерусский монастырь все еще оставался средоточием народной религиозности и благочестия. Оппозиционные настроения, проявлявшиеся более или менее заметно во многих монастырях, прорвались наконец с огромной силой в возмущении соловецкой братии, которое оказалось решающим для будущей истории монастырей.
Этот бунт доказал, что монашество в целом против реформ Никона, и хотя позже монастыри и монахи приняли «никонианские новшества», это было не выражением внутреннего религиозного согласия с реформами Никона и продолжением его дела, а внешним подчинением; принятие реформ означало капитуляцию скорее перед силой государства, чем перед авторитетом Церкви. Внешнее вынужденное подчинение монашества имело важные последствия для его будущей роли в церковной жизни России. Корни нового типа отношений между монашеством и государством, монашеством и Церковью, по нашему мнению, надо искать не только в реформах Петра Великого, отодвинувшего монастыри на задний план церковной жизни, но и в ранней истории раскола. Монашество, конечно, как и прежде, осталось в лоне Русской Церкви, но былая внутренняя связь, былая тесная взаимоподдержка получила серьезную рану, которую не удалось вполне исцелить в течение XVIII и XIX столетий. Вышесказанным объясняется и то, что монастырская жизнь в этот период кажется как бы парализованной. События, происходившие в Соловецком монастыре, развивались сравнительно медленно, ибо светская власть колебалась в принятии решительных мер, а церковная власть оставалась безучастной. Медлительность в принятии мер против возмущения объясняется также удаленностью монастыря от Москвы, плохой осведомленностью московских властей о положении дел в монастыре и, главным образом, личным отношением к этим событиям царя.
Нельзя забывать, что 1658—1666 гг. Позиция монастыря была выгодней, поскольку братия лучше знала о том, что творится в Москве, чем Москва о делах в монастыре. Будучи ставропигиальным монастырем, подсудным непосредственно патриарху, Соловецкая обитель всегда держала в Москве своих представителей, которые, разумеется, без промедления сообщали монастырским властям и братии о настроениях в Москве, о неприязни к «никонианским новшествам», о том, что противники этих новшеств есть и во влиятельных боярских семьях, и даже в царской семье.
Все началось в 1653 году, вследствие неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформы, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дошел слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки, уже осведомленные о реформе и лично знавшие самого Никона, заперли еретические книги под замок, не читая.
Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Еще в 1639 году он был изгнан отсюда. А через десять лет, став митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшихся в его подчинении соловецких монахов. Дошел он и до откровенного грабежа: мало того, что "одолжил" из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания стал популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связан и конфликт царя с Соловецким монастырем. Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря и в новые настоятели братия выбрала Никанора.
Однако в Москве этого решения не утвердили, а навязали монастырю игумена Варфоломея. Об отношениях его с иноками свидетельствует хотя бы тот факт, что последние писали царю на него доносы, а в 1666 году подняли против него мятеж. Никанор же в 1653-м был назначен архимандритом Звенигородского монастыря и стал духовником самого царя Алексея Михайловича. Но здесь он прослужил всего семь лет, и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки.
Никанора встретили как настоящего архимандрита, он отказался от прежних взглядов, однако притворно, т. Архимандритом же назначили Иосифа, «келейного брата» и единомышленника Варфоломея.
Когда он вместе с архимандритами Варфоломеем для сдачи и приема дел и Никанором которому было определено «здесь жить на покое» прибыл в монастырь, Иосифа и Варфоломея не приняли и подвергли заточению. В Москву была отправлена четвертая челобитная, в которой монахи просили не принуждать их к перемене «предания и чина» прп. Зосимы и Савватия; они обращались к царю: «…Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие». Так же заканчивается и пятая челобитная [16]. Мотив «непротивления» — важная составляющая религиозной мысли и древней, и новой России — звучит здесь с полной отчетливостью. Пятая, самая известная соловецкая челобитная, широко распространенная в старообрядческой книжности, носила уже скорее пропагандистский характер; не вполне ясно, была ли она сразу же получена царем [17].
Ответ последовал на четвертую челобитную. В указе предписывалось «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели» [18]. Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. Когда весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся», что было началом его «сидения» [20]. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.
Блокада затягивалась, разрушение хозяйственно-экономических связей приводило к уменьшению добычи соли, упадку других промыслов; казна терпела убытки. Стрелецкие начальники допускали всяческие злоупотребления, разоряли население незаконными поборами и повинностями, вели себя высокомерно, в том числе и по отношению к духовным властям, превышали свои полномочия, что отмечено в ряде царских указов. Позже, во время допросов бежавших или высланных из монастыря монахов и бельцов, одним из главных был вопрос о «заводчиках», т. В «роспросных речах» 1674 г. А стрелба… зачалась от Никанора архимарита да от служки Фадюшки Бородина с товарищи; и он… Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните» …а Геронтей о стрелбе запрещал и стрелять не велел». Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия.
Иеромонах Павел повторил показания Митрофана, в том числе и слова Никанора о «пушечках-галаночках», а начало «бунта» и «мятежа» отнес ко времени приезда архимандрита Сергия, т. Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить [22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т. Все допрошенные выходцы из монастыря 1674 г. Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных.
Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.
Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.
После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьб. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14.
Соловецкое восстание 1668—1676 гг.
Соловецкое восстание (1668–1676) | Выступление старообрядцев явилось не только религиозным митингом, но и политическим протестом против власти Петра I. |
Народные восстания 17 века в России (Таблица) | Никон против Соловков. |
Соловецкое восстание (1668–1676). | Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. |
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. | Церковные реформы патриарха Никона. Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов. |
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
Соловецкий бунт 1668 г. | Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги: hist_etnol — LiveJournal | период, когда произошло противостояние двух сторон церкви, с одной стороны сторонники старой веры, с другой сторонники церковной реформы Никона. |
«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история | Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. |
Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение | Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. |
Соловецкий бунт 1668 г.
За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ. Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам.
Соловецкий бунт 1668 г.
Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения. Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали. Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек. По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетия, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских, — все они не отличались желанием воевать с монастырем.
Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов. Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона. Оттуда потоком лилась пропаганда против церковных новшеств, раздавались призывы сжигать новые книги, ломать четырехконечные кресты, кои называли «латинским крыжем», уничтожать даже утварь с их изображением. Вместо царя и патриарха начали молиться за здравие православных архиепископов, т. Осажденные также впервые ввели не только религиозные, но и бытовые разграничения между «верными» и «неверными», вплоть до выделения последним особой посуды. Требовали перекрещивать греков и киевлян, а находившихся в монастыре ссыльных украинцев изолировали от остальных. Разочарование итогами Большого собора дало толчок к формированию беспоповской идеологии, превратившейся затем в ведущий народный религиозный тренд. Ее начала были разработаны одним из книжников Соловков — Герасимом Фирсовым.
В своем «Трактате о двуперстии» он заключил: если духовные наставники погрешат против веры и будут прельщать ересями, то это не пастыри, а лжеучителя, противопоставляющие себя христианским идеалам благолепия. Вину за смущение церкви Фирсов полностью возлагал на верховных иерархов, а также на тех священников, которые не проявили решимости в отторжении зла. Как установили специалисты, беспоповская практика постепенно утверждается в монастыре: чтение текстов перешло от священников к верующим, последовали изменения в исповеди, в погребальном обряде и т. Падение твердыни Несложно понять, что все происходящее вызывало у властей не только раздражение, но и серьезную тревогу. Соловецкий мятеж, учитывая поддержку населения, мог длиться долго. Поэтому ликвидация этого очага смуты превращается в неотложную задачу правительства. В сентябре 1673 года от командования осадой отстраняются воеводы Волохов, а затем Иевлев, чьи действия признаны неэффективными. На смену им приходит новое руководство в лице И.
Мещеринова, хотя в действительности его фамилия была Мещерский.
Поместный собор Русской православной церкви 1665-1667 гг. Но собор одобрил церковную реформу. Неподчинившиеся этому решению отделились от господствующей церкви.
Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований. Уже в 1667 г. Голосу Соловецкого монастыря доверяли. Достаточно сказать, что за 35 лет с 1632 по 1667 г.
Жители Соловецкой вотчины с давних пор были связаны с монастырем богослужебными, экономическими, а в лице его братии зачастую и родственными узами. И будучи "погруженным в мир", церковное нестроение на Соловках неизбежно приобрело социально-политический характер антифеодального и антиправительственного восстания. По представлениям поморов, власть нарушила жизнь общества. Усмирять бунт в монастыре и его округе в 1668 г.
Алексей Михайлович послал отряд стрельцов. Монахи и крестьяне, отказавшись повиноваться царской воле, сели в осаду, укрывшись за стенами неприступного Соловецкого кремля - первоклассной крепости, главной цитадели боевой мощи России на Крайнем Севере. Казачьи атаманы Ф.
Любопытно мнение об этом реформаторе, высказанное через сто лет в 1763 году Екатериной Второй: «Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней» Собор 1667 года убрал главного идеолога реформы. И одновременно анафематствовал всех её противников. Церковная реформа получила государственную поддержку.
Имя Русской церкви было закреплено за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов. Приверженцев богослужебных традиций староверов стали преследовать и называть раскольниками. Такое официальное клеймо они носили до 1905 года. С 1637 года оборона Русского Севера полностью возложена на монастырь. В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание. В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга.
Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни. Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена. После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги.
В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя. В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина.
Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году.
Усолье состояло из нескольких варниц, амбаров для хранения соли, кузницы, изб, где жили работные люди, часовни или церкви. Бывали там и скотные дворы. Крупные усолья представляли собой целые слободы, например, в 1669 г.
Мелкие усолья состояли из 4—5 изб. Как уже говорилось выше, обеспечение работников соляных промыслов лежало на монастыре. В 1590 г. Управляли усольями монахи-приказчики. Соль собиралась в рогожи мешки и с началом навигации сплавлялась по рекам в Турчасов, Каргополь, Устюг, Великий Новгород, Вологду, Кострому, Ярославль. Главным центром соловецкой соляной торговли была Вологда. Доставка туда огромного каравана с соляными рогожами представляла собой задачу особой сложности.
Для перегрузки соли из амбаров на суда насады и дощанники нанимались сотни грузчиков. В 1603 г. Для его перегрузки были наняты в Устюге 314 человек. В Тотьме их количество увеличилось до 592 человек. В 1620 г. В 1638 г. В 1644 г.
Если не удавалось продать всю соль в Вологде, её везли на возах в Москву. Часть соли поморские торговцы покупали на месте производства, на усольях. Соляной промысел Соловецкого монастыря в Поморье был огромной мануфактурой. В этой хозяйственной деятельности участвовали тысячи людей, крестьяне поморских сёл и деревень, торговцы Холмогор, Турчасова, Великого Новгорода, Устюга, Тотьмы, Вологды и других городов и слобод. Для Соловецкого монастыря соляной промысел был предметом особой гордости, очередным напоминанием, что эта обитель — особая, «не в образец» иным. Древнейшим монастырским промыслом было рыболовство. В основном ловили беломорскую сельдь, которая шла для внутреннего употребления и на продажу.
Промысловые участки на побережье именовались «тонями». Здесь стояли избы для рыбаков, амбары для рыбы и хранения сетей. Тони мерялись неводами. Многие рыболовные тони монастырь сдавал в аренду местным крестьянам-рыбакам. На острове ловили рыбу в озёрах. Ещё при игумене Филиппе были устроены искусственные пруды для разведения рыбы. На Соловецких островах также промышляли нерпу, лахтака тюленя и белуху.
Этот промысел именовался «мурманским». Из морского зверя топили сало для нужд монастырского хозяйства. На нерпу и тюленя охотились круглый год, били на льду и на берегу. Белое море в окрестностях Соловецкого монастыря. Автор фото Игорь Георгиевский, GeoPhoto. Русская слюда также шла на экспорт в Западную Европу. Крупнейшие месторождения слюды были в Керетской волости, здесь ежегодно добывали более четырёхсот пудов.
Соловецкий бунт
Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Соловецкое восстание, или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году С. Милорадович, 1885. это ответ насельников находившегося на моря Соловецкого монастыря попыткам властей силой укоренить в нём установки новой реформы.
Причины Соловецкого восстания
- Соловецкий бунт: почему монахи восстали против царя Алексея Михайловича
- Сопротивление власти
- Сопротивление власти
- Монастырь-крепость
- Церковный раскол
Соловецкое восстание (1668–1676).
В летние месяцы стрельцы высаживались на островах и, не пытаясь проникнуть внутрь монастыря, старались лишь блокировать его от внешнего мира и прервать связь насельников с материком. С наступлением же зимы они оставляли свои позиции и в большинстве своём распускались по домам. Благодаря тому, что в зимние месяцы никакой изоляции от внешнего мира у защитников монастыря не было, их ряды регулярно пополнялись за счёт беглых крестьян и оставшихся в живых участников восстания под предводительством Степана Разина. Как те, так и другие открыто сочувствовали антиправительственному выступлению монахов и охотно к ним присоединялись. Обострение обстановки вокруг монастыря В 1673 году наступил существенный перелом в ходе Соловецкого сидения. Согласно имевшимся у него полномочиям, воевода начал обстрел крепостных стен из орудий, что раньше никогда не предпринималось.
В то же время он передал защитникам монастыря высочайшую грамоту, в которой от имени царя гарантировалось прощение всем, кто прекратит сопротивление и добровольно сложит оружие. Царь, лишённый молитвенного поминовения Наступившие вскоре холода заставили осаждающих, как и в прежние времена, покинуть остров, но на этот раз они не распускались по домам, и в течение зимы их количество удвоилось за счёт прибывшего подкрепления. Одновременно с этим в Сумский острог, где зимовали стрельцы, было доставлено значительное количество пушек и боеприпасов. Тогда же, как свидетельствуют исторические документы, окончательно изменилось отношение осаждённых иноков к личности самого царя. Если прежде они молились установленным порядком о здравии государя Алексея Михайловича, то теперь именовали его не иначе как Иродом.
Поминать правителя на литургии тогда отказались как лидеры восстания, так и все рядовые участники Соловецкого сидения. При каком царе такое могло случиться на православной Руси! Начало решительных действий В свою новую фазу Соловецкое сидение вступило летом 1675 года, когда воевода Мещеринов приказал окружить монастырь 13 укреплёнными земляными батареями и начать подкопы под башни. В те дни в ходе нескольких попыток взять штурмом неприступную крепость обе стороны понесли значительные потери, однако в августе на помощь царским войскам прибыли ещё 800 холмогорских стрельцов, а ряды защитников с тех пор не пополнялись. Этим он полностью исключал возможность пополнения защитниками своих продовольственных запасов.
В тот год бои велись с особым ожесточением. Монахи многократно предпринимали отчаянные вылазки, уносившие с обеих сторон десятки жизней, и заваливали мерзлой землёй вырытые подкопы. Печальный итог Соловецкого сидения Причина, по которой пала крепость, удерживаемая защитниками на протяжении почти 8 лет, до обидного проста и банальна. Среди сотен смельчаков нашёлся предатель, который в январе 1676 года бежал из обители и, явившись к Мещеринову, указал ему тайный ход, ведущий снаружи сквозь монастырскую стену и лишь для внешней маскировки заложенный тонким слоем кирпичей. В одну из ближайших ночей небольшой отряд посланных воеводой стрельцов неслышно разобрал в указанном месте кирпичную кладку и, проникнув на территорию обители, открыл её главные ворота, в которые тут же хлынули основные силы нападавших.
Защитники крепости были застигнуты врасплох и не смогли оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Те же из них, кто успели с оружием в руках выбежать навстречу стрельцам, были убиты в коротком и неравном бою. Исполняя государево повеление, воевода Мещеринов беспощадно расправился с теми бунтовщиками, которые волею судьбы оказались его пленниками. Настоятель монастыря архимандрит Никанор, его келейник Сашко и ещё 28 наиболее активных вдохновителей восстания после короткого разбирательства были казнены с особой жестокостью. Остальных же иноков и прочих насельников монастыря воевода отправил на вечное заточение в Пустозерский и Кольский остроги.
Защитники монастыря, ставшие старообрядческими святыми Все описанные выше события получили затем широкое освещение в старообрядческой литературе. Среди наиболее известных произведений этого направления - сочинения видного деятеля религиозного раскола А. Тайно изданные в XVIII веке, они быстро приобрели популярность среди старообрядцев самых различных толков. В конце того же XVIII века среди православных верующих, отколовшихся от официальной церкви, вошло в традицию ежегодно 29 января 11 февраля отмечать память святых мучеников и исповедников, пострадавших в Соловецком монастыре за «древлее благочестие». В этот день с амвонов всех старообрядческих церквей звучат молитвы, обращённые к угодникам Божьим, стяжавшим венец святости на заснеженных островах Белого моря.
Никанора архим. Ровно 343 года назад, в конце января 1676 года в результате предательства оказался захваченным Соловецкий монастырь, а царские войска вырезали всех монахов, не пожелавших отречься от православной веры наших благочестивых предков. В память о сем скорбном юбилее приводим подробный рассказ о событиях в изложении выдающегося старообрядческого писателя. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых - все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов.
Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром t 1656.
Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батарями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери.
Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Занятие монастыря правительственными войсками Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX века 18-го января 8-го января старого стиля 1676 года один из перебежчиков - чернец предатель Феоктист - сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в.
Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша Сообщается о большом количество убитых несколько сотен. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Соловецкое восстание в культуре В первой серии многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Примечания 1 2 3 Фруменков Г. Ошибка в сносках?
ISBN 978-5-8430-0127-8 т. Соловецкое восстание. Борисов А. Фруменков Г. Узники Соловецкого монастыря. Чумичёва О. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря.
Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких. Песня про осаду Соловецкого монастрыря соловецкое восстание декабристов, соловецкое восстание пугачева, соловецкое восстание спартака, соловецкое восстание степана Соловецкое восстание Информацию О Sep. Вернувшись в Соловецкий монастырь «на покой» архимандрит Никанор стал духовным лидером Соловецкого восстания. Наиболее полный обзор известных на настоящее время исторических документов проведён в работе О. Чумичевой «Соловецкое восстание 1668—1676 гг. В этой работе на основании архивных источников по возможности объективно восстановлен ход событий во время восстания и проанализированы его причины и идеология. Автор показывает, что идеи неприятия соборных постановлений Русской Церкви и указов царя о служении по новопечатным книгам возникли среди монастырских иноков и трудников, и они же сыграли основную роль в организации вооруженного сопротивления.
Это видно и из того факта, что во время осады монастырем как и прежде управлял черный собор. Чтобы понять, почему плавное течение монастырской жизни было нарушено невиданным взрывом страстей, обратимся вначале к историческому контексту, в котором задумывалось исправление богослужебных книг и обрядов. Голгофа В 1646 году при дворе царя Алексея Михайловича сложился кружок «боголюбцев», или «ревнителей» благочестия, во главе с настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле Стефаном Вонифатьевым. Главная цель кружка состояла в оздоровлении церковной и духовно-нравственной жизни русского общества после Смутного времени. Хотя русское благочестие и живая вера XVII века достойны были всякого восхищения, однако невежество помрачило чистоту нашего древнего вероучения изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов; обезобразило величественный чин богослужения искажением богослужебных книг и обрядов, многогласием в пении и чтении. Причём быстро обнаружилось, что установить верное и отбросить нелепости и ошибки, противоречащие уставу и духу Церкви, в России чрезвычайно трудно. После того как 25 июля 1652 года Новгородский митрополит Никон, «собинный друг » царя Алексея Михайловича, был поставлен Патриархом Московским и всея Руси, правильное устроение церковной жизни в России стало его непосредственной обязанностью. Из грамот Константинопольского Патриарха Иеремии и Собора Греческого на имя первого русского Патриарха Иова, Патриарх Никон знал, какое страшное осуждение грозит за каждое нововведение в чине православной Церкви.
Поэтому, когда на древнем саккосе митрополита Фотия, присланном из Греции, он прочел подлинный Символ веры, то ужаснулся, увидев, что с ним не сходен Символ в Русских печатных книгах, а равно и чин тогдашней Литургии разнился с древнейшими списками оной. Никон, как предстоятель Церкви, не мог не считать себя ответчиком перед Богом за эти несоответствия, — вот исходная точка его ревности по приведению всего богослужебного чина Русской Церкви в согласие с чином Вселенской Церкви. Патриарх Никон совершил то, на что был призван и что до него не смогли сделать все бывшие митрополиты и патриархи Московские с 1464 по 1652 год. В августе 1657 года на Соловки были присланы новоисправленные служебники. Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо исправлений и опасаясь якобы содержавшихся в них «многих ересей и новшеств лукавых », определил их как «писание слуг антихристовых, ересь латинскую» и приговорил: новые служебники отставить, а службу править по-прежнему, как при чудотворцах правили. В отсутствии Патриарха царь Алексей Михайлович по существу возглавил управление церковными делами. Предшествующая его деятельность: принятие Соборного Уложения 1649 , ограничивавшего монастырское землевладение и уничтожавшего церковную юрисдикцию церковных людей по гражданским и уголовным делам; активное участие царя в никоновской реформе и жестокие преследования ее противников; набиравшая силу тенденция к секуляризации общественной жизни; активизация международных контактов Руси общение с еретиками — латинянами и лютеранами , — все это давало соловецким монахам повод к недоверию царю в вопросах благочестия. Поэтому смута в Соловецком монастыре, не будучи подавленной в самом начале, набирала силу.
Тому было несколько причин: во-первых, сохранение древнего благочестия для Соловецких монахов означало строгое и неуклонное следование уставу, завещанному святыми основателями, то есть к любым переменам отношение было подозрительное; во-вторых, малообразованное духовенство не желало служить по новым книгам: «старики и по старым книгам едва читают, а по новым, сколько ни учиться, не навыкнуть будет »; в-третьих, в начале XVII века для соловецких монахов военное дело было «за обычай », и они могли взяться за оружие, отстаивая своё право независимо решать свои духовные и мирские дела; в-четвертых, в то время в монастыре находилось множество ссыльных как раз по делу исправления книг и обрядов начальник печатного двора при Патриархе Иосифе князь Львов, Арсений Грек, бывший царский духовник и архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, беглые сообщники волжского разбойника Разина. Между прочим, ещё будучи митрополитом Новгородским апрель 1649 - июль 1652 гг. Развитие событий показало, что неисполнение последнего распоряжения имело особенно печальные последствия. Заметим, что реформа не затрагивала основ православного вероучения: она лишь приводила форму обряды в соответствие с содержанием догматикой. К числу наиболее значительных преобразований относились: замена двоеперстия троеперстием при совершении крестного знамения; перемена формы креста: вместо «трисоставного » восьмиконечного с изображением Распятия — «двоечастный » четырехконечный ; перемена хождения по солнцу «посолонь » на хождение против солнца при совершении чинов крещения, венчания, во время крестных ходов и т. Из книжных исправлений: изменение написания имени Христа Иисус вместо Исус. Архимандрит Илия скончался в 1659 г. На место его братия избрала постриженника своего же монастыря - иеромонаха Варфоломея, который жил тогда в звании приказного старца на Соловецком подворье в Вологде.
Последовавшее вскоре удаление Никона восприняли как хороший знак, тем более что власти решили действовать осмотрительно и не оказывать прямого давления на монастырь. Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея. Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги. Варфоломей взялся это реализовывать, чем быстро нажил немало врагов: тем не менее он сумел сколотить небольшую так называемую промосковскую партию, изъявлявшую готовность развернуться в сторону новых обрядов. Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики. Однако, тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве.
И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давала: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы. К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся.
Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру. Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Монахи писали: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосиме и Савватию, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом. Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения.
Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно.
Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов.
В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков. Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум.
К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения.
Данных по потерям в царской армии нет. Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно - настолько хорошо укреплена крепость. Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики.
Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену - можно легко проникнуть внутрь крепости.
Штурм начался 1 февраля 1676 года. Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили.
Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы.
Участники Соловецкого восстания
- Сопротивление власти
- Анатомия протеста - Православный журнал «Фома»
- Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
- Идеологический церковный кризис в XVII в.
- Соловецкое восстание (1668–1676)
Соловецкое восстание и его плоды
Они активно вмешивались в социальные и государственные процессы. Поэтому открытая неприязнь насельниками Соловецкого монастыря к никоновской реформе не была чем-то необычным, вся Россия была втянута в религиозные распри. Братия обители, возглавляемая архимандритом Ильей еще в 1657 г. Другой настоятель Варфоломей уже в 1663 г. Церковный собор 1666-1667 гг. Вместо назначенца монахи избрали себе игуменом ссыльного Никанора. Он и казначей Геронтий подвигли монастырь на открытое неповиновение. Открытое возмущение монахов В 1667 г. Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках.
Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы.
Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря.
Занятие монастыря правительственными войсками[ править править код ] Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [5].
В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.
В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг. После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К.
Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог. Осада 1674 г. Непрерывные бои под Соловками продолжались до 22 января 1676 г.
Сырцов, использовавший для своей работы материалы монастырского архива, отмечал, что патриарх Никон урезывал материальные достатки монастыря отпиской некоторых соловецких угодий, стеснял его самостоятельность [4]. Эта тема была развита А. Савичем, который видел в монастыре прежде всего хозяйство, вотчину, «крупную феодальную сеньорию» с феодальными вольностями; она содержала войско и не собиралась поступаться своей самостоятельностью. Савич, характеризуя политику вокруг монастыря, начинал издалека, с середины и даже начала XVI в. Особенно большой урон он нанес монастырю, увезя в 1652 г. Позднее Н. Барсуков уделил большое внимание хозяйственно-экономическим порядкам в монастыре накануне восстания и возможным причинам недовольства патриархом Никоном [5]. Однако следует обратить внимание на то, что исследователи почти не располагают какими-либо прямыми свидетельствами того, что и накануне, и в ходе восстания существовали какие-либо иные мотивы, кроме религиозных, за исключением приобретавшего политический оттенок «немоления за царя», хотя и в нем сохраняется значительный религиозный момент, эсхатологическая основа. Лишь в «роспросных речах» 1674 одного из монастырских «выходцев», где сообщается об укреплении стен монастыря и обеспечении его запасами «дров навозили лет на десять» , сообщается о таких настроениях среди восставших: «…Называют Соловецкий монастырь своим монастырем, а великого государя землю называют только по монастырь» [6]. По-видимому, высказывания подобного рода находятся в основе утверждения А. Щапова, видевшего в восстании «антагонизм Поморской области против Москвы» [7]. Однако мы не знаем, передавался ли здесь один из многочисленных «толков», или это была позиция какой-то части сторонников вооруженной борьбы. Но даже и в этом случае надо учитывать многочисленные показания источников о насильственном навязывании ими своей позиции вооруженной борьбы той части, которая оставалась в рамках религиозных требований. По мысли митрополита Макария, «почин возмущения» был положен, когда в монастырь были присланы новоисправленные книги [8]. Но трем из подписавших приговор священников, которые хотели сохранить верность Церкви — использовать вновь присланные Служебники, удалось отправить челобитную патриарху Никону, вопреки запрету архимандрита Илии богомольцам и другим лицам выносить из монастыря какие-либо послания. В челобитной сообщалось, что многие священники поставили свои подписи по принуждению со стороны архимандрита: «…И почал он нас к тому своему приговору насилу нудить руки прикладывать». Одного из них, отца Германа, «дважды плетьми били за то лишь, толко обедню пропел против [10] тех Служебников в пределе с Евфимьем архидьяконом, и его было хотели бить за то»; после этого «наша братья, попы, убояся ево, архимарита, руки приложили, как он велел, что не служить по новым Служебникам». Подписанию соборного приговора предшествовали прения в монастыре, когда священники пытались убедить архимандрита принять церковную реформу: «И говорили ему, архимариту, все, чтоб он сам почал по тем Служебникам служить, и мы с ним; и он, архимарит, со своими советники про те Служебники и слышать не хочет, не токмо чтоб служить» [11]. Такое же отсутствие единомыслия по отношению к неприятию новых книг и другим вопросам будет проявляться и в дальнейших событиях в ходе восстания. В течение долгого времени подача челобитных была главной формой «борьбы» соловецких монахов и бельцов. В них еще не было «противления» Церкви, но присутствовала жажда диспута, религиозного прения, стремления убедить и переубедить государственную власть, прежде всего царя Алексея Михайловича, в необходимости сохранения древней традиции. Никаких иных «лозунгов» они не содержали. Многие поборники старых книг и старых обрядов исходили из того, что между царем и патриархом существуют разногласия, и хотели «помочь» царю. Однако внутри монастыря, как уже говорилось, не было единства. Значительный отпечаток на своего рода «раскол» внутри монастыря накладывало соперничество между назначенным сюда после смерти архимандрита Илии Варфоломеем и бывшим архимандритом Савво-Сторожевского монастыря Никанором, проживавшим здесь «на покое».
Хроника Соловецкого бунта
Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году». Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. церковная реформа патриарха Никона. В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре.