топ-68 лучших фильмов и сериалов от редакции сайта
Художественные произведения
В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я? Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина. Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом? Братья Карамазовы 1880 г. Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия.
Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых. В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества. Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла — в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают. Униженные и оскорбленные 1861 г. Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни. Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны.
Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал.
Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки — 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема — деньги становятся самоцелью. Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий — французский маркиз.
Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости. Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства… Записки из Мёртвого дома 1860-1861 гг. Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых — самого героя и его «товарищей по несчастью». Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться.
Дворянин А. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф.
Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты.
Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л. Чермака — одном из лучших в Москве.
В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина.
Лавкрафт Говард - Дагон Елена Сизас 2 часа назад Случайно включила книгу, когда разделывала куриную тушку… Как-то резко захотелось стать вегетаном. Меня хватило на... Зубенко Александр - Серная кислота Абдуллаев Джахангир 2 часа назад да не пишите вы свое мнение, тем более субъективное, кому оно нужно кроме вас и еще кучки жалких тупиц как вы?... Джангир - "Симпсоны", одним словом! Ангелина Емельянова 2 часа назад А можно на этом сайте скачивать книги? Книга состоит из небольших историй с неожиданными сюжетами. Дети, не преувеличиваю, были...
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
Отец Достоевского не считал, что писательство — серьезное занятие для молодого человека, а потому отправил его и брата Михаила изучать инженерное дело, что невероятно тяготило молодые умы. Достоевский все свое время уделял самообразованию и был одним из умнейших людей своего века. Первый литературный опыт, еще в студенчестве, оказался успешным, и шаг за шагом Достоевский вошел в круг влиятельных авторов и публицистов. Раннюю славу Достоевскому принес его первый роман «Бедные люди».
Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.
В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами "Идиот" 1868 и "Бесы" 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начал печатать "Дневник писателя", являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А.
Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым "гениальной, историческим событием". Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н.
Прежде всего, они должным образом не воспринимали новаторства автора и его попыток в своих произведениях глубже разобраться в психологии героев. Собрание сочинений Достоевского Ф. Суд, смертный приговор, инсценировка казни, каторга — все эти эпизоды биографии существенно повлияли на писателя.
Поэтому они ярко вплелись в последующие труды Достоевского, который погружается в религию, пишет повести « Дядюшкин сон «, « Село Степанчиково и его обитатели «, роман « Униженные и оскорбленные «. Глубокие изменения философии писателя отразили опубликованные в 1864 г.
Достоевский начал работу над ним в феврале 1870 года.
Основой сюжета послужило коллективное убийство в ноябре 1869 года в Подмосковье студента Петровской сельскохозяйственной академии Ивана Иванова членами подпольной революционной организации «Народная расправа», созданной Сергеем Нечаевым. Это было первое в истории революционного движения в России политическое убийство, потрясшее общество. Достоевского, президента Российского общества Достоевского Бориса Тихомирова.
Фото: youtube. Эти явления — прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни». По сути, роман стал художественным исследованием причин того глубочайшего национального кризиса, в котором пребывает на современном историческом этапе русская жизнь.
Но тут произошло то, о чем свидетельствует евангелист Лука: бесы сидели в человеке, и имя им было легион, и просили Его [Христа]: повели нам войти в свиней, и Он позволил им. Бесы вошли в стадо свиней, и бросилось всё стадо с крутизны в море и всё потонуло. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей Николай Серно-Соловьевич — революционер.
Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского. И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога.
Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа». А почему так вышло, кто в этом виноват? В начале 1870 года в эмиграции умер публицист-революционер Александр Герцен, Достоевский был лично знаком с ним еще с 1840-х годов.
Смерть Герцена была остро пережита Достоевским, он вновь перечитал в это время многие его сочинения, рассматривая Герцена как крупнейшего представителя русского западничества. Мысль об ответственности идеологов западничества в формировании нигилистических настроений у современной молодежи — одна из важнейших в «Бесах». Но Достоевский мыслил отношение «отцов» и «детей» сложнее.
Представляющий в романе поколение «отцов», идейно и морально ответственных, по замыслу Достоевского, за «беснование» молодого поколения, Степан Трофимович, столкнувшись с разгулом бесовской стихии в городе, не только «с ужасом и первый» «отворачивается», отшатывается от крайних проявлений воинствующего нигилизма, но и бросает на празднике в пользу гувернанток в своей речи вызов духу времени. И с кого писал «портрет чистого и идеального западника» Степана Верховенского? Как историческое лицо историк Тимофей Николаевич Грановский действительно представлял собой яркий тип «чистого и идеального западника» 1840-х годов.
Но Степан Трофимович не является его, пусть и карикатурно трансформированным, «портретом». Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х.
Библиография Федора Достоевского
А еще, как ни странно, он писал детективы. Да, ведь криминальная сюжетная линия так характерна для его творчества. Конечно, заключить их в узкое прокрустово ложе этого литературного жанра невозможно, они не вписываются ни в какие установленные «форматные» рамки, но все же есть и много общего. Персонажами преступников, мошенников и просто негодяев насыщены почти все произведения Достоевского. Список их долог, это и вор-шантажист Ламберт из «Подростка», и Стебельков, который еще и радикал. Далее идет убийца Родион Раскольников, а вслед за ним не рубивший людей топором, но от того не менее ужасный Лужин из того же «Преступления и наказания». Захватывающий сюжет романа «Братья Карамазовы» приводит к неожиданному разоблачению Смердякова, бульонщика и лакея, которого и заподозрить в убийстве почти невозможно по причине отсутствия видимого мотива. Другой персонаж, Ракитин, дал выход ненависти автора к типажу бессовестного деляги, щеголяющего либеральными убеждениями в своих литературных опусах, и при этом способного на любые подлости. Список произведений Достоевского, посвященных криминальной тематике, будет неполон, если в нем упустить роман «Бесы», написанный в 1871-1872 годах и практически незнакомый советскому читателю по причине его запрета. Образ Верховенского с ужасающей реалистичностью демонстрирует сущность зарождавшейся российской социал-демократии и полноту цинизма народнической идеологии, пришедшей, в конце концов, к большевизму.
Сюжет книги разворачивается после гибели героини между любовником и супругом усопшей. Муж умершей направляется к любовнику якобы под видом дружбы, но в ходе дальнейшего повествования выясняются детали, раскрывающие главную цель визита одного из главных героев. Роман состоит из четырех частей. Это последнее величайшее произведение русского классика, работу на которым он закончил за пару месяцев до смерти. В книге освещены такие извечные вопросы человечества, как свобода, Бог и мораль. В художественном труде прослеживаются нотки триллера, переплетающиеся с глубокой философской мыслью. Также в произведении затронуты темы божьего и дьявольского начала в душе человека. Сюжет основан на реальных событиях, которые происходили в 70-х годах 19 века. Революционеры одного из небольших кружков решают убить своего товарища из-за того, что тот решает отойти от дел. В романе задействовано огромное количество действующих лиц, под которыми спрятаны великие мыслители тех времен. События повести разворачиваются в любимом городе писателя Санкт-Петербурге. Главный герой совершает прогулку по вечернему городу в ходе которой знакомится с девушкой по имени Настенька. Между молодыми людьми возникает дружба. Они начинают встречаться вечерами и прогуливаться вместе. Однажды беседуя с главным героем Настенька делится с ним своей историей любви к постояльцу, который стоял у них с бабушкой на квартире.
Именно так воспринимают его и все действующие лица. В черновиках к роману Аркадий произносит: «Все считают меня подростком». Он искренне возражает против этого: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет? Незаконнорождённый Аркадий оказывается в обстоятельствах, которые делают проблему жизненного выбора неизбежной и полной возможностей. Возможности — в его юности, незавершённости процесса становления, а неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской предрешённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже в первых набросках к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ этого определения. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет? Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы, тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит». Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы». Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания. В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «... Роман «Братья Карамазовы» 1879-1880 гг. Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича Достоевского. В итоговом произведении по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом. Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии. Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского. Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости.
Замысел нового романа возник у писателя под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русской интеллигенции, а точнее — после убийства студента Иванова. Это событие получило название «дело Нечаева». Изначально Достоевский задумывал написать памфлет против нигилистов, но в итоге создал большой роман, ставший одним из его самых известных произведений. В одном тихом уездном губернском городе неспешно течёт светская жизнь. Заправляет всем Варвара Петровна Ставрогина. У нее на содержании находится Степан Трофимович Верховенский. До Варвары Петровны доходят слухи, что ее сын Николай Всеволодович оказывал знаки внимания ее воспитаннице Дарье Шатовой. Варвара Петровна решает срочно выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, а сыну подготовить другую невесту. Но все меняется, когда в город неожиданно приезжает сам Николай, а с ним и сын домашнего учителя Петруша Верховенский. После их приезда начинают происходить странные события: скандалы, массовый пожар, убийства. Вскоре спокойный город превращается в адскую воронку, связанную с революционными настроениями. От отличие от «Бесов» , «Подросток» — едва ли не самое светлое произведение Достоевского. В нем он изложил свои идеи о положительных началах жизни, о золотом веке, к которому стремится все человечество, — те мысли, которые лишь намеком звучат в «Преступлении и наказании». Аркадий Макарович Долгорукий — незаконнорожденный сын помещика Версилова и жены дворового человека. Молодой человек мучается противоречивыми чувствами к отцу, стремлением отгородиться от людей и в то же время жаждой вернуться в самую гущу жизни и обрести взаимную любовь. Желание денег и власти, мечта о превосходстве над миллионами «обыкновенных», проблема отцов и детей — вот опасности для Аркадия Макаровича. Преодолимы ли они и что победит в итоге: бунт против людей и Бога или же любовь к «живой жизни»? На его страницах писатель обращает читателя к нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых Достоевский повествует об извечной борьбе Божественного и дьявольского в человеческой душе. Дмитрий — страстный и порывистый человек; Иван — умный, но слишком холодный, рассудочный «философ»; Алеша — юный и в чем-то наивный праведник. Дмитрий, Иван и Алексей постоянно спорят о вечных вопросах: о Боге, душе, законах природы и параллельно разрешают любовные и денежные коллизии. Но все меняется, когда их отца находят убитым и подозрение падает на одного из братьев. В нем Достоевский вслед за Гоголем обращает внимание на «маленького человека», петербургского чиновника, и рассказывает о его быте и чувствах.
Достоевский Федор
Федор Достоевский — Роман в девяти письмах. Роман в девяти письмах. Федор Достоевский. "Братья Карамазовы" – последний роман вского, ставший кульминацией творчества одного из самых значительных и самобытных русских писателей и мыслителей.
К юбилею великого писателя: 9 книг Федора Достоевского
Он милосерден, сострадателен и кроток. У него нежное сердце и добрые помыслы. Он наивен как ребенок, но в то же время мудр и рассудителен», - сказала шеф-редактор ГК «Литрес» Екатерина Писарева.
В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию.
До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот". После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман "Преступление и наказание". Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести.
Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и "текущая действительность", богатство социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя". В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.
Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой — "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя". Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал.
В 1867—1868 Достоевский работал над романом "Идиот". Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию.
Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов "Катехизис революционера" , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А.
Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи.
По поводу этих слов самого писателя о. Сергий Булгаков заметил, что «любовь ко Христу в Достоевском сильнее, чем вера в него». В «Бесах» же говорится не о действительном положении вещей, а о «математическом доказательстве» того, что «истина вне Христа». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна.
Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план».
Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим».
Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась. Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин». В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых».
Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса. И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными.
Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием. Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким. Достоевский, идейно сталкивая их «правды», ведет Аркадия сторону «благообразия» — Макара. Идейным центром романа является вопрос о бессмертии души и Боге. Он вынуждает каждого героя делать выбор, и их поступки определяются отношением к Богу. Значение «великого пятикнижия» Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни. А важность этих вопросов подчёркивает то, как часто к пятикнижию Достоевского обращались философы и литературоведы.
Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография
«Идиот» — роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год[1], включен в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Новости по округам. "Братья Карамазовы" – последний роман Достоевского, ставший кульминацией творчества одного из самых значительных и самобытных русских писателей и мыслителей. Роман, связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Список лучших книг автора Федор Достоевский, биография автора, рейтинг и чтение онлайн книг в электронной библиотеке Сюжет: «Бесы» – роман-предупреждение, роман-трагедия, в котором Достоевский раскрывает истинную сущность революционного терроризма.
Книги Фёдора Михайловича Достоевского
Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной — это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену.
Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами».
Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники. Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить.
Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте. Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения.
Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было.
Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным. По пути на каторгу в Тобольске состоялось тайное свидание Достоевского и других заключенных с женами декабристов, которые благословили всех в новый путь и каждому подарили Евангелие.
Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство — проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г.
Достоевский охарактеризовал это произведение как «сцену почище комедии», 1864-1873 гг. Помимо данного списка произведений Достоевского, он также писал различного рода очерки, критические статьи, вел с 1873 по 1881 года дневник писателя, а во время каторги составил фольклорный сборник «Моя тетрадка каторжная».
Является одним из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих. Впервые опубликован в 1875 году в журнале «Отечественные записки». Достоевского, который автор писал два года.
Достоевский Федор
Предлагаем вашему вниманию список топ-10 самых известных произведений Достоевского: рейтинг лучших книг знаменитого писателя о простых людях и их жизненных испытаниях. Список книг автора Федор Михайлович Достоевский, которые можно читать онлайн бесплатно или скачать в формате fb2. Русская классика. Достоевский Ф. М. Достоевский Фёдор Михайлович. Бедные люди (1845). Господин Прохарчин (1846).
5 главных романов достоевского
"Достоевский Федор Михайлович", списки по категориям произведений. Список произведений Достоевского: романы, повести и как выглядит. Самой популярной книгой Федора Достоевского среди россиян остается роман «Преступление и наказание».