Пасха появилась, как праздник, ещё во времена сложных взаимоотношений еврейского народа с египетскими фараонами. Из-за особенностей алгоритмов (о них — ниже), по которым рассчитывается точный день праздника, разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре, либо пять недель, либо они совпадают. Чтобы самостоятельно рассчитать, в какой день будет Пасха в этом году, можно воспользоваться пасхалией — системой определения дня святого праздника. Христианская же Пасха стала праздником Воскресения Христова — великого торжества после Страстной недели и распятия.
Всё сложно: как определяют дату Пасхи
В христианстве яйцо приобрело новое значение. Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их. Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех.
Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: "О, Владыка, подающий воскресение падшим! Кроме Тебя иного не знаем и имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо через Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть. Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. Песнь 7 Ирмос: Избавивший некогда отроков из печи Дан. Это — Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный Мк. Умудрённые Богом женщины вслед Тебе спешили с благовонным миром. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной, жизни и в восторге воспеваем Виновника [37] происшедшего — Единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Ос. Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный Свет во Плоти для всех воссиял из гроба Ин. Песнь 8 Ирмос: Это — знаменитый и святой День, единственный, Царь и Господин всех суббот [39] , — праздник из праздников и торжество из торжеств! В этот День будем благословлять Христа во веки. Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки Мф. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе — как дивно сияющие звёзды — от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все века Мф. Песнь 9 Диакон поёт запев: Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни. Торжествуй ныне и веселись, Сион. Тропарь: О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе! Ты неложно обещал с нами быть до кончины века Мф. Имея это обещание как опору надежды, мы, верные, радуемся. Запев: Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв за садовника. Тропарь: О, Христос! Ты — наша Великая и Священнейшая Пасха! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших». В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим... Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда то есть Книгу Деяний , евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того раннего утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. Его нет здесь», — услышали они Лк. Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто. Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие. Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности. Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении. На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью. Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель. Его продолжительность — семь недель. Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых». Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге — «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» у греков это, соответственно, «Триодион» и «Пентикостарион». Отсюда его другое название — «Триодный цикл».
Главные атрибуты праздника — кулич паска с белой глазурью сверху и яйцами — символ мужского члена в момент эякуляции. Эти атрибуты пришли из египетского культа Исиды. В мифах, часть которых дошла до нашего времени в известном пересказе Плутарха, египетская богиня Исида хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как того убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, кроме гениталий, которых она так и не нашла. Исида с помощью бога Анубиса сделала из останков первую мумию. Ту часть которой не хватало, мужское население отрезало себе и кидало на жертвенник. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Позже, варварский обряд отрезания гениталий заменили на символичный: сделали кулич в виде фаллоса и куриные яйца, которые больше всего подходят по размеру. Красит яйца и стукаться ими пришло в христианство из нашего праздника Пасхет.
Пасхальная неделя Первая пасхальная неделя называется Светлой седмицей, в этом году она выпадает на 5-12 мая. В эти дни никто не должен поститься и каждый день можно причащаться. В народе этот период отождествляли с новым годом жизни — говорили, дожить от Пасхи до Пасхи. Всю неделю в церкви идут такие же богослужения, как в пасхальную ночь, они проходят при открытых в алтарь Царских вратах. Поэтому верующие могут наблюдать все происходящие внутри таинства. В некоторых храмах в знак особой божественной радости по окончании службы разрешают ударять в колокола всем желающим. Традиции Одна из традиций пасхи — дарить друг другу крашенные яйца с троекратным целованием и приветствием — "Христос Воскресе! Когда она протянула императору руку с яйцом со словами "Христос Воскресе! В Древней Руси пасхальному яйцу придавалось сакральное значение. Изначально яйца красили только в красный цвет, с покаянным чувством и размышлениями о крови, пролитой спасителем на кресте. Со временем утвердились и другие цвета — голубой синий , напоминающий о Царстве Небесном, зеленый, символизирующий духовную весну. В наше время используют любые цвета и росписи в меру своих эстетических фантазий, но важно помнить, что цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, ведь Пасха — это праздник возрождения и духовной радости. Кроме того, сегодня многие используют для украшения наклейки, термопленки, на которых нередко изображают Иисуса Христа, Богородицы, Ангелов, святых и храмов. В этом случае нужно учесть, что икона — это не картинка, а христианская святыня. Поэтому скорлупа с такими наклейками не должна стать обычным бытовым мусором, ее собирают и затем сжигают сами или уносят для сожжения в церковь. Так, считается, что ясная погода на Пасху предвещает жаркое лето, а облачная — холодное и засушливое. Если идет дождь, значит, весна будет влажной и можно ожидать богатого урожая. Также можно ждать богатого урожая, если до Пасхи не сошел весь снег. Гроза в этот день обещает позднюю осень. Довольно много поверий связано с крашенными яйцами. Например, детям дарили красные яйца, чтобы они были здоровы. Девушки умывались водой, в которой некоторое время полежали освещенные яйца, чтобы сохранить свою красоту. Если "крашенки" портятся, их нельзя выбрасывать, поскольку это считается греховным деянием, а нужно закопать. Много примет также связано с куличами. В прежние времена хозяйки относились к удачной выпечке кулича как предзнаменованию благополучия или неприятностей на ближайший год. Например, перед тем, как поставить кулич в печь, загадывали имя кого-то из домашних.
Тайные агенты язычества в христианских праздниках: Пасха
Тайные агенты язычества в христианских праздниках: Пасха - Ostorozhno Media | Позднее Пасха заняла место центрального праздника в христианском календаре и стала ассоциироваться с воскресением Христа. |
Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир | В честь этого события и появился праздник Пасхет (Пасха), который несет в себе память о происшедшем. |
Церковное богослужение
- Языческие корни Пасхи (The Guardian, Великобритания) | 18.01.2022, ИноСМИ
- Пасха. Светлое Христово Воскресение
- Путь из ада: история празднования Пасхи - Православный журнал «Фома»
- Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру
- Светлое Воскресенье. 10 малоизвестных фактов о Пасхе
- Светлая Пасха: история и традиции древнейшего христианского праздника
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
Какие атрибуты у этого праздника в католических и протестантских странах? Анна Карасева: Начнем с того, что главное в праздновании Пасхи все-таки не праздничное застое, а божественное чудо. Для православных верующих кульминация Пасхи — схождение благодатного огня в кувуклии специальной часовне храма Гроба Господня в Иерусалиме, которого ждут в Великую субботу. Зажжение огня символизирует Воскресение Христово. Затем благодатный огонь доставляют во все церкви православного, коптского, сирийского и армянского обряда, многие верующие так же зажигают свечи и уносят частичку огня домой, согласно традиции огонь должен гореть весь год. На народных гуляниях немцы любят разжигать большой костер, причем не только рядом с храмами, но и на улице. Этот костер символизирует сжигание зимы, уход холодов и наступление теплого периода. Во многом этот обычай напоминает славянскую Масленицу. Теперь можно перейти к еде… Кулич имеет очень древнее, еще дохристианское происхождение. Выпекание круглого хлеба удлиненной формы в честь мужских богов плодородия — достаточно древний обычай, распространенный в том числе и на славянских территориях. Кулич, сверху политый белой глазурью и окрашенные яйца могли символизировать семяизвергающий мужской половой орган.
Остатки таких традиций можно обнаружить в разных уголках мира, в частности, в Каталонии и на Сицилии, где такая «символическая кулинария» на редкость спокойно воспринималась церковью даже в Средние века. Слово «артос» с греческого буквально переводится как «хлеб». Согласно преданию, после вознесения Христа апостолы оставляли для него часть хлеба — как будто он трапезничал с ними и незримо присутствовал. Затем хлеб делился между участниками. Сейчас артос так же освещают и в Светлую субботу раздают прихожанам. При этом куличи, пасхи и крашенные яйца, которые приносят прихожане, не освещают, а благословляют. Это большая разница, потому что, если бы яйца освещали, скорлупу от них нельзя было бы выбрасывать. Специфическим, чисто пасхальным блюдом является творожная «Пасха». На юге России и в Украине этим словом называют кулич, а обычай готовить по специальному рецепту творожную массу на праздник Воскресения существует только в центральной и северной России. Считается, что это блюдо является символом Голгофы — холма на котором был распят Иисус.
Однако, поскольку творожная пасха имеет узкий ареал распространения в христианском мире многие этнографы считают, что вероятнее всего этот кисломолочный продукт был частью более древнего локального языческого славянского праздника, посвященного богам плодородия. Самым универсальным, характерным практически для всех христианских стран пасхальным угощением являются крашенные яйца. Яйцо — один из древнейших образов рождения жизни из небытия и воскресения — ведь из мертвой скорлупы вылупляется живой цыпленок. Именно поэтому во многих культурах космогонический миф, то есть миф о творении мира, рассказывает о происхождении неба и земли из скорлупы яйца или мира небесного и подземного , а жизни — из желтка. Этот миф присутствует у египтян, где на холме Бен-бен великий гусь Гагатун сносин яйцо; из желтка, плавающего в водах мирового океана рождается индийский бог демиург то есть создатель мира Брахма, из мирового яйца вылупляется китайский первопредок людей Пань-Гу, в знаменитом карельском эпосе Калевала утка так же сносит яйцо, даже всем известная курочка Ряба по мнению некоторых ученых является рудиментом древнего мифа о творении мира. Яйцо, наряду с кроликом является древнейшим символом плодородия, рождения и воскресения. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения , а красный цвет символизирует кровь распятого Христа и его багрянородность, то есть царское происхождение. По преданию после Вознесения Иисуса Христа Мария Магдалина направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария взяла в руки яйцо со стола, чтобы показать это на практике. Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего яйцо окрасилось в красный цвет.
Считается, что яйцо, благословленное на Пасху, охраняет дом, многие верующие и сегодня оставляют одной яйцо в холодильнике и не выкидывают до следующей Пасхи в надежде на защиту свыше. Но это уже имеет отношение не к религии, а к бытовой магии. В западных странах существует традиция, когда шоколадные яйца прячут от детей, а последние должны их отыскать. В Европе и Америке вообще шоколадные яйца постепенно вытесняют традиционные крашенные. Анна Карасева: Традиционные пасхальные игры как раз связаны с яйцами: это катание яиц и битки. У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. В Америке яйца катают ложками по траве, наподобие игры в гольф. Славянская и германская пасхальная игра, заключается в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам. На желоб кладется длинное узкое покрывало, если яйцо укатывается за пределы покрывала — игрок выбывает. Для продолжения участия в игре яйцо должно задеть другие яйца, но не разбить их.
Как высчитывается дата Пасхи? Когда начали праздновать Пасху? Что означает слово "Пасха"? Слово "Пасха" произошло от древнееврейского "песах", что означает "исход, избавление". Как сказано в одной из книг Ветхого Завета, в книге Исход, празднование Ветхозаветной Пасхи было установлено Самим Богом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев из 400-летнего египетского рабства и спасения еврейских первородных детей от руки ангела-губителя. Как написано в двенадцатой главе книги Исход, Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца косяки дверей. Это было знаком, и ангел-губитель прошел мимо их домов, при этом не пощадив египетских младенцев. Это событие так напугало фараона, что он отпустил евреев из Египта, и они, возглавляемые пророком Моисеем, ушли искать землю обетованную. В память об этом событии Бог установил для своего богоизбранного народа пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян, существовала даже традиция: накануне праздника, по выбору народа, отпускать на свободу одного из узников.
Дата, когда отмечали Песах, тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день первого месяца года нисана, который соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне и солнцу, то есть был лунно-солнечным. Событие исхода произошло примерно 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. В православии Песах часто называют Ветхозаветной Пасхой - чтобы отличить ее от Пасхи Новозаветной, то есть той, что стали отмечать уже христиане после Рождения Рождества Иисуса Христа. Потому что Рождество Христово наполнило праздник Пасхи новым смыслом.
В этот праздник нужно поздравлять своих близких и знакомых с Великим Славянским Праздником, участвовать в разбитии крашеных яиц в честь праздника, на приветствие "христос воскрес" отвечать Слава Тарху-Даждьбогу!
Источник: У каждой монеты две стороны. Само слово "Пасха" в переводе с греческого языка означает "прехождение", "избавление". Это самый первый христианский праздник, чья история уходит в глубокую древность. Еще древние иудейские племена, отмечая праздник, связывали его сначала с весной, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа. На первом Вселенском соборе христианских церквей в византийском городе Никея в 325 году было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского и отмечать Пасху в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и отмечается каждый год в разные дни - между 4 апреля и 8 мая по нов.
С православной Пасхой дела обстоят странным образом. Так как на Руси христианство не является исконной религией, а было насильственно установлено в конце первого тысячелетия н. Именно одним из многочисленных ритуалов славянского язычества, являлось приношение богам яиц. Приносились, разумеется, не только яйца, но и другие съедобные продукты.
Обычай пасхального ягненка соответствует как названию Иисуса в Писании «вот агнец Божий, берущий грехи мира», Иоанна 1:29 , так и роли агнца как жертвенного животного в древнем Израиле. В древности христиане клали мясо ягненка под жертвенник, благословляли его и затем ели на Пасху. С 12 века постный пост заканчивался на Пасху едой, включающей яйца, ветчину, сыры, хлеб и сладости, которые были благословлены по этому случаю. Со временем у православных славян возникли все новые и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе Страстной седмице , предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения — в это время ведется подготовка к Пасхе. В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане — в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз. Еще одним символом праздника Пасхи стал Благодатный огонь — самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет, появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи. Среди православных христиан принято приветствовать друг друга в пасхальный сезон пасхальным приветствием. Приветствие начинается с фразы: «Христос Воскрес! Важную роль в праздновании Пасхи играют яйца. В православной традиции яйца — символ новой жизни. Ранние христиане использовали яйца, чтобы символизировать воскресение Иисуса Христа и возрождение верующих. История гласит, что Мария Магдалина, одна из женщин, узнавших в числе первых, что Христос воскрес, решила сообщить римскому императору Тиберию об этом чуде. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо воскрешения Спасителя. Но император не поверил этому и сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась пасхальная традиция красить яйца в красный цвет, чтобы символизировать кровь Иисуса, пролитую на кресте для искупления всех людей. Потом их стали окрашивать и в другие цвета. Каждый цвет, которым мы красим пасхальные яйца, имеет особое значение. Таким образом, красный символизирует кровь Иисуса, синий — символ истины, а зеленый олицетворяет плодородие. Также в день православного праздника Пасхи принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «битье» яйцами. Это простая игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «биться» с другим человеком. Православная пасхальная еда Страстная неделя в большинстве русских домов очень насыщенная — ведется подготовка к Пасхе. После генеральной уборки приходит пора печь пасхальный хлеб. Яйца расписываются в Святой «Чистый» четверг, а свежие пасхальные куличи Пасха готовятся в субботу. Это тяжелое время, поскольку суббота — последний день поста, когда ортодоксальным христианам разрешается есть очень мало. Также запрещено пробовать еду во время приготовления. Но все с нетерпением ждут застолья, и повара стараются. Существует также традиция благословлять пасхальные яйца и хлеб в церкви. Пост заканчивается после пасхальной мессы и начала пиршества.
Пасха — это главный праздник христиан
"Что такое Пасха? История происхождения праздника Пасхи. Максим Максимов CNL СНЛ | Слово «Пасха» происходит от еврейского «Pesah», указывающего на праздник, о котором мы узнаем из Ветхого Завета. |
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами | Слово «Пасха» происходит от еврейского «Pesah», указывающего на праздник, о котором мы узнаем из Ветхого Завета. |
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024? - Россия || Интерфакс Россия | Согласно православному обычаю, перед этим праздником начинается Великий пост (ВП), который продолжается 40 дней и заканчивается в день Пасхи. |
Светлое Христово Воскресенье: история и традиции Пасхи | История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. |
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО | Основные мысли празднования Пасхи остались неизменными до наших дней: в пятницу объявляется день скорби после распятия Христа, в воскресенье объявляется праздник в честь его воскрешения. |
ПАСХА — древний славянский праздник | Пасха появилась, как праздник, ещё во времена сложных взаимоотношений еврейского народа с египетскими фараонами. |
Пасхальные традиции на Руси и в современной России | На пасхальном столе обязательными были заранее освящённые в храме крашеные яйца, куличи и творожная пасха. |
«Пасха». Документальный фильм | Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа. |
Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы
Пришедшаяся на это время Пасха стала памятным торжеством, напоминающим об исходе. История иудейского праздника подчеркивается специальными молитвами, обедом, составленным из сладких салатов, мяса агнцев, трав с горьким вкусом. Такой обед ассоциируется с бесконечной горечью ига долгого рабства, сладостью свободы. Символом быстрых сборов стал пресный хлеб — тесту не хватило времени закиснуть. Обязательно сходите на исповедь в Церковь! Ночь исхода была началом отдельной истории народа евреев.
От духовного же порабощения освободить евреев должен Мессия, которого иудеи ждут до сих пор каждую пасхальную ночь. Пасха давно преобразилась, стала истинно православным праздником, получившим иной смысл благодаря Воскресению Иисуса. К истинно верующим пришел Мессия-Христос, чтобы освободить их от духовного рабства. Он стал надеждой на вечную жизнь всего человечества. Пасха или Светлое Христово Воскресенье Иисус участвовал в ожидающей Пасхе иудеев, завершил ее выполнением и упразднил.
Изменились отношения между людьми и Господом. Иисус заменил его вековечным союзом, заключенным Господом с человечеством. На Тайной Вечере, своей предсмертной Пасхе, Христос-Мессия совершает поступки и говорит фразы, изменяющие смысл торжества. Иисус занял место Спасителя для духовного освобождения человечества однажды и навсегда. В действие Иисус вводит Евхаристию — другую пасхальную трапезу.
Ученикам-апостолам о своей смерти он сообщает как о новом жертвоприношении. Отличия и сходство ветхозаветной Пасхи от новозаветной можно выразить следующими утверждениями: 1. Еврейских младенцев спасла кровь агнца животного происхождения. Новых первенцев, христиан, искупила кровь Сына Божьева, пролитая на Кресте.
Что касается славян, то праздничном календаре наших предков Пасха издавна занимала самое почётноеместо, не случайно её второе название — Великдень. Как и большинство народных славянских праздников, Пасха не ограничивалась одним днём — это был целый пасхальный цикл, который начинался, по меньшей мере, за неделю до Светлого воскресенья и заканчивался не ранее, чем через неделю после него. К большому пасхальному периоду можно отнести всё время от начала Великого поста и до Вознесения — то есть 40 дней до Великодня и столько же после. В этот период входит множество праздничных славянских дат, вычисляемых по тому дню, на который в текущем году приходится Пасха — начиная с Масленицы и заканчивая Семиком и Троицей. Пасха пришла на Русь из Византии, однако этот праздник органично соединился с дохристианскими славянскими представлениями и традициями.
К Великодню приурочены ритуальные действия, связанные с новолетием, которое в древности приходилось на весеннее равноденствие 21 марта — очищение и обновление в важных жизненных сферах, магия первого дня, гадание на грядущий год. Пасха также оказалась связана с исконным для славян культом мёртвых — люди верили, что в этот период умершие навещают своих потомков. Предкам необходимо было оказывать почести, поскольку славяне считали, что от них зависит будущий урожай. Подобные представления противоречили христианскому учению, и церковь веками боролась с почитанием покойников на Пасху. Но, судя по тому, что и сегодня в этот день на кладбище часто больше посетителей, чем в храме, языческий культ мёртвых в итоге победил. Страстная неделя Неделя перед Пасхой называется Страстной — в память о происходивших в это время страстях Христовых. В народе эту неделю именовали Страшной — отчасти из-за особенно суровых ограничений, а отчасти из-за разгула нечистой силы, который, по верованиям предков, происходит в это время. Родиться или умереть на Страстной неделе было плохим знаком — это предвещало человеку тяжелую жизнь либо невозможность попасть в рай. Наряду с этим Страстная неделя считалась временем, благоприятным для начала каких-нибудь дел, причем наши предки верили, что удача будет сопутствовать тому, кто будет, например, ткать или ставить ловушки на рыбу именно в запретное время — несмотря на то, что, с точки зрения церкви, это грех.
Самыми важными на Страстной неделе были три последних дня перед воскресеньем, особенно четверг и пятница — они были посвящены, с одной стороны, скорби и очистительным ритуалам, а с другой — подготовке к празднованию Пасхи. С четверга начинался особенно строгий пост, но в то же время женщины занимались приготовлением пасхальной еды, а мужчины — сооружением качелей, на которых было принято качаться на Великдень и в Светлую неделю. Николай Пимоненко «Выход из церкви в Страстной Четверг» между 1904 и 1917 , почтовая карточка. Фото: Expositions. Как следует из названия, он был посвящёнвсевозможным очищающим действиям. В первую очередь, это были мытье, подметание домашних помещений, беление стен, чистка утвари и поход в баню. В чистый четверг мыли, скоблили и парили молочную посуду и хлебную дежу — кадку, где заквашивали тесто. Наряду с этим принято было совершать магические действия для изгнания зла, болезней, вредителей, сорняков и защиты «своего» пространства и его обитателей. Для этого можно было, например, пустить по реке свою старую одежду или окурить дом маленьким костром из веток можжевельника, разведенным на печной заслонке, и заставить всех домашних перешагнуть через этот огонь.
Также можно было, обнажившись, обмести свой двор и все постройки по направлению к выходу, а мусор сжечь, бросить в проточную воду, кинуть на ветер или высыпать в чужой огород. Для магической защиты все двери закрещивали принесенной из церкви свечой, обливали углы дома и мазали их дёгтем, объезжали дом на помеле или на кочерге. В Чистый четверг люди старались магически обеспечить себе благополучие в течение будущего года: трясли сохой, чтобы был хороший урожай, звенели деньгами, пересчитывать все ценные вещи в доме. В этот день старались пораньше встать, чтобы всё успеть, есть и пить в течение всего дня, чтобы не голодать, и ничего не отдавать из дома, чтобы не терпеть убытка. Если кому-то хотелось научиться новому делу или в чем-то преуспеть, этому человеку в Чистый четверг советовали жестами изображать нужный вид работы. Вопреки христианским понятиям, в Чистый четверг правили заговоры — перечитывали, чтобы обновить их силу. В этот же день изготавливали вещи, обладающие магическими свойствами — например, выставляли соль, мыло, золу, воду или яйца под звезды или на зорю, то есть оставляли их на ночь на улице или на окне, благодаря чему они приобретали целительную силу.
Для православных христиан праздник Пасхи имеет глубокий духовный смысл, напоминающий о спасительной миссии Иисуса Христа и Его воскресении. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, призваны укреплять веру, возрождать душу и напоминать о духовных идеалах христианства. Роли Пасхи в духовном развитии православных христиан Сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в укреплении их веры. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, служат для передачи христианских ценностей и идеалов из поколения в поколение. Воспитывая детей в духе этих традиций, родители помогают им ощутить глубину и значение веры, а также понять свою принадлежность к православной общине. Пасхальные традиции, такие как крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, посещение ночной службы и участие в освящении пищи, способствуют углублению духовной связи с Богом и взаимному общению с ближними. Совместное празднование Пасхи объединяет семьи, друзей и соседей, создавая атмосферу радости, любви и духовного возрождения. Роль Пасхи в духовном развитии православных христиан заключается в том, что этот праздник напоминает о главных истинах христианства — любви Бога к человеку, спасительной миссии Иисуса Христа и о возможности обретения вечной жизни. Восприятие этих истин через праздничные обряды и традиции позволяет верующим глубже погружаться в свою духовную жизнь, развивать свою веру и стремиться к совершенству. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи имеют большое значение для духовного развития православных христиан. Эти традиции служат для укрепления веры, воспитания детей в духе христианских ценностей и для обретения глубокого духовного опыта. Участие в праздновании Пасхи помогает верующим пережить радость Воскресения Христа, укрепить свои духовные связи и насладиться атмосферой любви и взаимопомощи. Кроме того, сохранение и передача традиций праздника Пасхи способствуют укреплению православной культуры и идентичности. В условиях современного мира, когда сталкиваются разные культуры и верования, поддержание традиций и обрядов праздника Пасхи является одним из способов сохранения и выражения своей веры, уникальности и самобытности. Празднование Пасхи также способствует духовному обновлению и личностному росту православных христиан. Ведь каждый год в преддверии праздника верующие посвящают себя подготовке к Великой неделе, участвуют в посте, исповеди и молитве, что способствует очищению души и тела, развитию духовности и самопознанию. Празднование Пасхи является источником вдохновения и энергии для верующих, помогая им справляться с трудностями и испытаниями повседневной жизни, опираясь на глубокую веру в Бога и утешение, которое приносит Воскресение Христово. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в формировании их идентичности. Традиции и обряды праздника Пасхи помогают верующим укрепить свою веру, обрести духовную поддержку и вдохновение для преодоления трудностей, а также развиваться в духовном плане, стремясь к совершенству и гармонии. Важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи Важно осознавать, что празднование Пасхи — это не просто соблюдение ритуалов и традиций, но и возможность для каждого православного христианина глубже проникнуть в суть своей веры и взаимодействовать с Богом. Пасха напоминает верующим о любви и милосердии Божием, прощении грехов и обретении духовной свободы через Воскресение Христово. Для православных христиан праздник Пасхи имеет особую ценность, поскольку позволяет заново осмыслить свою жизнь и духовные приоритеты. Пасха является временем возрождения и обновления, когда верующие могут отбросить старые грехи и недостатки, научиться прощать и просить прощения, а также развивать свою духовность и еще более тесно связываться с Богом и ближними. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи являются неотъемлемой частью православной культуры и духовного наследия, которое помогает поддерживать силу и ценность веры в условиях современного мира. Празднование Пасхи наполняет сердца верующих радостью и благодатью, укрепляет их духовную связь с Богом и позволяет им быть светом и примером для окружающих. Праздник Пасхи ставит перед православными христианами задачу сохранить и развивать духовные ценности и учения, переданные им от предков, и внедрять их в свою жизнь, чтобы стать достойными своего духовного наследия и способствовать духовному преображению общества. В этом контексте православный праздник Пасхи имеет глубокий и всеобъемлющий смысл, который актуален как для прошлых поколений, так и для современных православных христиан. Осознавая важность сохранения и передачи традиций праздника Пасхи, православные христиане прилагают усилия к тому, чтобы обучать молодое поколение основам веры и тонкостям празднования. Богослужения, семейные традиции и обряды, связанные с Пасхой, несут в себе ценные уроки духовности, любви и единения. Воспитание детей в духе православной культуры и уважение к религиозным традициям помогут им стать полноценными членами церковного сообщества и сохранить национальное духовное наследие. Важным аспектом передачи традиций является включение молодежи в общественную и церковную жизнь. Многие православные приходы и организации активно работают с молодежью, предлагая им возможности для общения, обучения и участия в добротных делах. Таким образом, молодые люди могут узнать больше о своей вере и принять активное участие в праздновании Пасхи, а также в других духовных событиях и мероприятиях. Также стоит отметить, что современные технологии и средства массовой информации могут быть использованы для распространения и обсуждения идей и ценностей, связанных с Пасхой и православной верой в целом. Интернет, телевидение и социальные сети являются мощным инструментом для обмена знаниями и опытом, что способствует укреплению духовных связей и взаимопониманию между православными христианами разных возрастов и социальных групп. Хочется подчеркнуть, что сохранение и передача традиций праздника Пасхи являются важным фактором в духовном развитии православных христиан и укреплении их веры.
Иисуса встречали в Иерусалиме как Царя. Люди видели настоящее чудо: тело Лазаря, которого коснулись уже следы разложения, ожило. Господь вдохнул жизнь в человека, который не просто скончался, но скончался давно и от тяжелой продолжительной болезни. Господь не спешил исцелять Лазаря, хотя мог сделать это, именно потому что намеревался воскресить. Видевшие это событие и слышавшие о нем радовались приходу Христа в Иерусалим, так как надеялись, что Мессия неистово сокрушит врагов земных, въехав в город на ослике. Но Иисус пришел бороться с главными врагами — со смертью и адом. Земное процветание и благоденствие не входило в Его планы. Его ждал арест, пытки и смерть на Кресте. Один из самых важных для христиан дней на Страстной седмице — Великий Четверг, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери. Ведь именно тогда было установлено таинство Евхаристии. В Страстную Пятницу, самый трудный день, вспоминается Крестная жертва Спасителя. Это — день Его страданий и смерти. Церковь скорбит о страстях Христовых. Вместо литургии в этот день совершаются Царские Часы. На вечерне выносят плащаницу, это символ положения Тела Христова во гроб. Далее — затишье дня покоя, Великой Субботы, и радость Христова Воскресения. Господь пришел в этот мир не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть и подарить нам надежду на спасение от неизбежности смерти, отпущение грехов и жизнь вечную. Христиане празднуют принятие этой возможности. Подготовка к Пасхе в 2023 году, как и в любом другом церковном году, заключается в посте, молитве и размышлениях о том, что Господь пострадал за наши грехи. И мы должны достойно и праведно принимать дар жизни, который преподносит нам Пасха Христова. Robert Anning Bell. Жены-мироносицы Традиции празднования Христова Воскресения Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе! Это не просто слова, но подтверждение нашей веры и преданности Христу. Мы верим, что Христос скинул оковы смерти и был Богом, а не просто человеком, который заснул летаргическим сном или впал в кому. Воскрешение Христа было истинным чудом. Накануне этого светлого дня верующие освящают пасхальную трапезу, символы Пасхи — куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Куличи пекутся из квасного теста.
Главное меню
- Пасха. История и традиции главного праздника христиан - Новости
- Светлое Воскресенье. 10 малоизвестных фактов о Пасхе | АиФ Санкт-Петербург
- Значение праздника Пасхи для христиан
- История Пасхи | Управа по Московскому району администрации г. Чебоксары
- Какого числа православная Пасха в 2024 году
Пасха: история и традиции православного праздника
Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес! Русская пасха. Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане.
Считается, что печь куличи изначально это была языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов.
В христианстве же кулич — прообраз артоса квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу. После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом.
Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь. В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим.
Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа [6].
Церковь Рождества Христова в Измайлове. Внутренний вид празднование Пасхи Продолжительность празднования В настоящее время продолжительность празднования Пасхи составляет 39 дней. Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью.
Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.
Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20].
Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.
Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время.
По преданию после Вознесения Иисуса Христа Мария Магдалина направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария взяла в руки яйцо со стола, чтобы показать это на практике. Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего яйцо окрасилось в красный цвет. Считается, что яйцо, благословленное на Пасху, охраняет дом, многие верующие и сегодня оставляют одной яйцо в холодильнике и не выкидывают до следующей Пасхи в надежде на защиту свыше. Но это уже имеет отношение не к религии, а к бытовой магии. В западных странах существует традиция, когда шоколадные яйца прячут от детей, а последние должны их отыскать. В Европе и Америке вообще шоколадные яйца постепенно вытесняют традиционные крашенные. Анна Карасева: Традиционные пасхальные игры как раз связаны с яйцами: это катание яиц и битки. У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. В Америке яйца катают ложками по траве, наподобие игры в гольф. Славянская и германская пасхальная игра, заключается в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам. На желоб кладется длинное узкое покрывало, если яйцо укатывается за пределы покрывала — игрок выбывает. Для продолжения участия в игре яйцо должно задеть другие яйца, но не разбить их. Все задетые яйца достаются игроку, который их так же скатывает с импровизированной горки. Выигрывает тот, у кого останется последнее яйцо. Однако у этой игры есть вариации. Катание яиц 1 Рис. Катание яиц 2 Рис. Катание яиц 3 Не менее популярной пасхальной игрой являются «битки». Битьё яиц практиковалось в Европе уже во времена Средневековья. Например, есть указания о том, что в XIV веке битки сыграли важную роль на Пасхальном фестивале в Загребе. Почему они укоренились? Анна Карасева: Праздник Пасхи, в первую очередь, связан с очищением. Ему предшествует Великий пост, и главная идея заключается в том, чтобы к Пасхе подойти максимально очищенным от всего дурного. Поэтому очень много бытовых ритуалов, связанных именно с очищением. Одной из главных традиций является генеральная уборка перед Великой пятницей. Помимо того, что хочется встретить гостей и родственников в чистом доме, уборка имеет сакральный смысл — перед священным праздником из дома выметается весь сор, как физический, так и духовный, человек подходит к празднику обновленный, кроме того, он держал пост, что так же очищает мысли. По этой же причине многие предпочитают одевать на Пасху новую одежду, а в Англии распространена традиция наряжаться в яркие, практически карнавальные, наряды, что вероятнее всего связано с дохристианскими праздниками плодородия. На плодородие намекают многие пасхальные приметы, связанные с привлечением второй половинки. Например, считалось, что если девушка в этот день накормит парня блюдом собственного приготовления, то он обязательно влюбится в нее. В Пасху запрещено грустить, ссориться и оплакивать покойных. Это светлое событие должно сопровождаться радостью, а печаль будет расцениваться как неуважение к празднику. Считается, что тот, кто будет плакать в этот день, будет часто рыдать в течение года. Анна Карасева: На самом деле традиция эта очень практичная! По христианским обычаям, в пасхальную ночь служится «полунощница». До революции люди из деревень тянулись в села, где были расположены церкви, иногда преодолевая приличные расстояния, на ночную литургию. На праздничное богослужение брали с собой завернутые в платок куличи, яйца для освящения в храме. Люди, преодолев долгий путь до церкви, всю ночь пребывали на службе. Ехать сразу домой, а потом возвращаться снова на Радоницу день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших для посещения кладбища, которое традиционно располагалось при церкви, по бездорожью большой семьей было накладно и непросто. Большинство крестьян после службы отправлялись на погост, рядом с храмом. На могилках близких разворачивали платки с освященными куличами и яйцами, ели эту пищу, чтобы разговеться, а затем ехали или шли домой.
О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших». В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим... Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда то есть Книгу Деяний , евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того раннего утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. Его нет здесь», — услышали они Лк. Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто. Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие. Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности. Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении. На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью. Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель. Его продолжительность — семь недель. Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых». Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге — «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» у греков это, соответственно, «Триодион» и «Пентикостарион». Отсюда его другое название — «Триодный цикл». Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. Вход Господень в Иерусалим — всегда в воскресенье, Вознесение — в четверг, а Радоница — во вторник. В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» или «подвижными» праздниками. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта 4 апреля была в 2010 году, такая же предыдущая — в 1915 г. Самая поздняя Пасха, 25 апреля 8 мая была последний раз в 1983 году, до этого — в 1736 году [44] ; следующая будет в 2078 году. Представим ключевые точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, — по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Будем помнить, что славянский термин «неделя» день, когда «не делают», не работают означает преимущественно один день — воскресный. В церковном календаре это первый а не последний! За ним следуют будние дни с понедельника по субботу , не совсем точно называемые «седмицей» [45] , и это нужно учитывать. Подготовительный период к Великому посту с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля Неделя о мытаре [46] и фарисее Лк. Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания. Седмица "сплошная" нет поста в среду и пятницу. Неделя о блудном то есть о «заблудившемся» сыне Лк. Вселенская родительская мясопустная суббота. Неделя мясопустная последний день вкушения мяса , иначе — Неделя о Страшном суде Мф. Седмица сырная, "сплошная" 20—25 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье Мф. Заговенье на Великий пост. Святая Четыредесятница Сорокадневный пост «Чистый понедельник», начало Великого поста.
Значение праздника Пасхи для христиан
- Какого числа православная Пасха в 2023 году
- Когда празднуют Пасху в 2024 году
- Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру
- Пасха 2024: когда отмечается, история, традиции и значение символов праздника
- Пасха Христова: история и традиции праздника
Как рассказать детям об истории возникновения праздника Пасхи
После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. В последние семь дней перед Пасхой начинается Страстная неделя, Расскажем, какие традиции следует соблюдать в седмицу до праздника и во время него, а также кратко опишем историю каждого дня Страстной седмицы. Современный праздник Пасхи связывают также с принятием христианства, которое по-своему трактует его происхождение. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. А такие праздники как Пасха или Рождество отмечают абсолютно все, не имея при этом ни малейшего представления об их значении и истории возникновения.
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Пасха, или Воскресение Христово, — главный праздник православного календаря, установленный в память о воскресении Сына Божьего Иисуса Христа. Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей.
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
Пасха, или Светлое Христово Воскресение, – главный праздник православных христиан, именно в его честь назван последний день недели. Когда отмечают праздник Святой Пасхи, история происхождения праздника, значение для христиан. Хотя, празднование Пасхи, как и многие другие праздники христианства, зачастую сопровождаются языческими обрядами, ритуалами, сохранившимися с далеких дней, которые с истинной верой не имеют ничего общего. Интересно узнать историю возникновения праздника Пасхи? Тогда вам точно к нам! Данный пост от пользователя TankistSasha, расскажет вам подробную историю появления праздника Пасхи, какие традиции праздника, когда отмечается и многое другое.