Параллельный импорт помог России поддержать экономику, на которую обрушился санкционный удар, однако теперь пора сделать упор на развитие. Параллельный импорт обуздывает аппетиты производителей, которые, пользуясь своей монополией, могут намеренно завышать цены и сужать ассортимент товаров для России, утверждают независимые поставщики. Параллельный импорт на определенном этапе помог стабилизировать ситуацию на российском рынке, но сейчас он начал мешать внедрению отечественных разработок, заявил секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Томске. Потенциально параллельный импорт в Россию в 2023 году может заменить до 30–40% традиционного. Параллельный импорт помог России поддержать экономику, на которую обрушился санкционный удар, однако теперь пора сделать упор на развитие.
Патрушев: параллельный импорт начал мешать внедрению отечественных разработок
Официальные российские оценки[ править править код ] Федеральная антимонопольная служба России, подготовившая проект нормативных актов о параллельном импорте, заявила, что мера «разовьёт конкуренцию между брендами за счёт увеличения числа предприятий, ввозящих товары в Россию, что приведёт к снижению цены на эти товары» [18]. Пресс-служба Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 28 марта 2022 года сообщила, что легализация параллельного импорта не означает легализацию контрафактной продукции, речь идёт о налаживании альтернативных каналов поставки [19]. Глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин заявил 23 апреля 2022 года, что легализация параллельного импорта не откроет границы для контрафактных товаров, а принятые нововведения направлены на разрешение ввоза только оригинальной качественной продукции [20]. Из-за этого был скорректирован в большую сторону прогноз по году — ведомство ожидало ввоза товаров на сумму не менее 20 млрд долларов [21]. По информации Минпромторга перечень иностранных товаров допущенных к параллельному импорту сужается по мере насыщения рынка аналогичными товарами. К июлю 2023 года количество позиций в этом механизме сократилось с 1300 до 300.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантуров данный перечень продолжит сокращаться по мере появления отечественных аналогов [22]. Независимые эксперты[ править править код ] Легализация параллельного импорта была неоднозначно встречена российскими экспертами. Некоторые из них посчитали, что без параллельного импорта россиян ожидало столкновение с беспрецедентным дефицитом, другая часть спрогнозировала возможный рекордный наплыв контрафакта в России, третья часть отметила, что данная инициатива может принести выгоду части производителей [23]. Оценки участниками российского рынка[ править править код ] Крупнейший российский маркетплейс Wildberries поддержал инициативу легализации параллельного импорта. Пресс-служба компании заявила, что нововведение может способствовать расширению ассортимента и разнообразия товаров в России, а также будет способствовать сдерживанию роста цен.
По данным источника, с 1 октября на некоторые ввозимые автомобили станет невозможно получить Заключение о безопасности единичного транспортного средства ЗОЕТС. Именно такое заключение позволяло поставлять машины и запчасти к ним ушедших из России автомобильных брендов, то есть осуществлять параллельный импорт. Оформить его проще, чем ОТТС. Машина ввозится и оформляется юридическим лицом, а после продаётся клиенту в российском шоуруме. С начала октября под угрозой окажутся премиальные китайские модели, многие из которых ввозятся исключительно «серыми» дилерами.
Если параллельный импорт будет узаконен, пугали зарубежные производители, то возникнет хаос, наплыв контрафакта и подделок, от чего будет страдать не только их бизнес, но и в первую очередь потребитель. В итоге лобби производителей победило, параллельный импорт в России был в целом запрещен, получив ярлык «серые поставки» с однозначно негативным подтекстом.
Хотя во многих развитых странах — в тех же США и ЕС — параллельный импорт не запрещается регулятором и часто используется как механизм, стимулирующий конкуренцию. Статья по теме: Упал, отжался, рванул Забегая вперед, скажем, что разрешенный параллельный импорт в России в целом не оправдал страшилок правообладателей. Прежде всего в отношении подделок и контрафакта. Безусловно, визуально подделок на рынке стало больше, особенно на рынках массовых товаров — одежды, обуви, электроники. Но в критически важных сферах, например в области продажи автозапчастей, нет серьезного всплеска продаж поддельных агрегатов. Здесь работает механизм авторитета поставщика: если независимая компания одномоментно захочет заработать на продаже некачественного продукта, то в будущем она потеряет лояльность клиентов и позиции на рынке. Таким образом, механизм защиты от подделок оказался в целом рабочим и без участия правообладателей.
Хотя на каждом рынке есть свои нюансы, которые помимо подделок связаны с обеспечением гарантийных обязательств и привлекательным ценообразованием. Параллельная дорога не оправдала ожидания Согласно подсчетам ФТС и других участников рынка, по параллельному импорту в Россию ввозят автомобили и автозапчасти, бытовую электронику смартфоны, гаджеты, компьютеры , широко практикуется завоз одежды и обуви тех брендов, которые официально ушли из России , изделий для дома например, элитной мебели , товаров для здоровья и красоты, детские товары и пр. Параллельный импорт не привел к серьезному наплыву контрафакта в большинстве отраслей Сильнее всего от санкционного занавеса пострадал автомобильный рынок. Параллельный импорт должен был не дать рынку погибнуть, элементарно дать потребителям транспортные средства, на которых они могут передвигаться. С середины прошлого года независимые поставки потянулись из самых разных стран: из Азии например, из Южной Кореи и даже из Таиланда с Малайзией , из Европы Германия , из США, многие модели по параллельному импорту пошли из Китая. Однако вопреки ожиданиям параллельный импорт не стал доминирующей формой продаж. Сейчас он занимает хоть и заметное, но все же достаточно небольшое место на рынке.
С другой стороны, ценообразование в премиальном сегменте позволяет параллельным импортерам нести дополнительные издержки и получать дополнительную маржу — доплата в лишние несколько сотен тысяч рублей некритична для покупателя. В массовом же сегменте потребитель внимательно относится к конечной цене, и поэтому здесь выигрывают официальные поставщики, которые за счет оборота, налаженных схем в логистике, скоординированной маркетинговой политики могут предложить более привлекательную цену. Ну и дополнительным важным козырем является наличие гарантии и налаженной поставки запчастей. Те же китайские бренды сейчас готовы предоставлять внушительные гарантийные обязательства: сроком на пять лет или на 150 тыс. В параллельном же импорте автомобилей гарантийные обязательства берут на себя поставщики — в основном это крупные автодилерские предприятия.
Например, закупив сегодня за границей партию одежды именитого бренда, который можно ввозить в Россию без разрешения от правообладателя, завтра можно обнаружить, что марка из списка вычеркнута. Все вытекающие сложности ложатся исключительно на плечи бизнеса. Это уже не их проблемы Помимо этого, к тем, кто реализует товары, ввезённые параллельным импортом, начинают переходить обязанности, которые раньше традиционно являлись заботой производителей. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, покупатель в случае проблем с товаром может предъявлять претензии не только к продавцу, но и к производителю или импортёру, говорит партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина. И если раньше, например, бракованный товар можно было отнести не только непосредственно продавцу, но и в авторизованный сервис производителя, получив там гарантийный ремонт, теперь это зачастую невозможно, особенно если компания окончательно покинула рынок РФ. Скорее всего, в данной области начнёт складываться новая судебная практика, потому что, строго говоря, никто с производителей обязанность предоставлять гарантии не снимал. Но в каждом конкретном случае придётся разбираться, что указывается в документах каждого иностранного производителя", — полагает Дарья Филина. Сегодня же продавцы и участники ВЭД находятся в невыгодном положении. В России и ранее существовал "правовой перекос" в сторону потребителя, а теперь, когда до производителя зачастую не достучаться, весь ворох проблем придётся решать отечественным игрокам. Курс изменяется В любом случае, прежде чем столкнуться с вопросами на таможне или претензиями от конечного покупателя, груз сначала нужно купить. А реальность в сфере валютных расчётов за последние 1,5 года поменялась до неузнаваемости — главным образом из—за санкций.
Параллельный импорт: можно ли от него отказаться, и что тогда взамен?
В этой ситуации у российских компаний и организаций было несколько вариантов продолжить свою работу. Продолжить использовать уже существующие лицензии на ПО, а затем продлевать старые или покупать новые. Часть таких лицензии зарубежные компании, например, Microsoft, несмотря на "официальный уход", продолжили продавать российским компаниям напрямую. Другая часть лицензий приобреталась в рамках "параллельного импорта".
Еще одним вариантом стало использование зарубежного ПО без лицензий. Такой подход вызвал немало возражений, в том числе и со стороны российских разработчиков ПО, которые резонно опасаются, что легализация "бесплатного" зарубежного софта поставит их в крайне невыгодное положение. В связи с этим премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил направлять отчисления, которые планируется взимать с организаций за использование программного обеспечения ушедших из России вендоров, на гранты для российских IT-компаний и на обеспечение залоговой массы для льготных кредитов для них.
И самым сложным, но и при этом самым перспективным вариантом в средне- и долгосрочной перспективе считается импортозамещение - миграция на российское ПО. Для организаций обеспечивающих работу критической информационной инфраструктуры в области здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сферы, топливно-энергетического комплекса и других важных секторов экономики, вопрос выбора стратегии развития IT-систем не стоит. Однако остальной российский бизнес, включая компании госсектора, выбрал гибридный вариант.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Взносы в ИФНС по единому тарифу с выплат работникам за март 2024 г. Налог на прибыль ежемесячные авансы платеж по 1 сроку за полугодие 2024 г. Налог на прибыль ежемесячные авансы доплата за 1 квартал 2024 г. Налог на имущество организаций за 1 квартал 2024 г.
Также отмечается, что механизм параллельного импорта не распространяется на те отрасли, в которых внутренний спрос удовлетворяется производителями из России и дружественных стран. Минпромторг России поддерживает постепенное сокращение перечня по мере замещения товарных позиций российскими брендами.
Напомним, перечень товаров, в отношении которых не применяются положения подп.
Машины из «параллельного импорта» подешевели.
Этот документ подтверждает, что на авто можно безопасно ездить по дорогам страны. Если физлицо ввозит автомобиль чаще, то в этом случае льготная ставка утильсбора действовать не будет и придётся платить гораздо больше. ОТТС Одобрение типа транспортного средства. Этот документ нужно оформлять юридическим лицам при ввозе партии автомобилей. Этот документ был введён в 2022 году специально для параллельного импорта автомобилей юридическими лицами. Получать разрешение от правообладателя на ввоз автомобиля не нужно. Новый порядок параллельного импорта С 01.
Параллельный импорт каких авто будет ограничен Принято считать, что параллельный импорт затрагивает только американские, корейские, европейские, японские авто.
Если зарубежный бренд возвращается на российский рынок, то его продукцию исключают из списка. В Перечень товаров для параллельного импорта включены, в частности, живые деревья и другие растения; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные; продукты органической и неорганической химии; фармацевтическая продукция; парфюмерные, косметические или туалетные средства; моющие средства; фото- и кинотовары; изделия из пластмасс, стекла, резины, кожи; натуральный и искусственный мех; текстильные материалы; предметы одежды; обувь;трикотаж; головные уборы; электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности и другое.
Skoda Suberb также подорожала на 250 тысяч рублей и теперь стоит от 3,92 миллиона рублей.
BMW X3 выросла в цене на 155 тысяч рублей и теперь ее можно купить за 8,675 миллиона рублей. Наиболее востребованные товары, поступающие по параллельному импорту, Минпромторг периодически дополняет в список иностранных товаров, которые можно ввозить на российский рынок без разрешения правообладателя. В него входят на сегодня , помимо автомобилей, в частности, мебель и товары для дома, бытовая техника, масла, косметика и парфюмерия, игрушки и товары для детей, запчасти для сельскохозяйственной и судовой техники. Что касается импортозамещения в России, то оно может пойти по своеобразному пути, с использованием запчастей, поступивших по параллельному импорту.
Поэтому скорее всего мы пойдем по пути, проторенному при СССР: тогда зарубежное производство маскировали под собственное. Грубо говоря, будет начинка частично из зарубежной техники, а внешние корпуса — наши. Как был в СССР весь товар квазиимпортным, так и останется. Чтобы производить что-то свое, надо быть встроенным в мировую экономику, а у нас с этим большие проблемы.
Что касается перспектив отказа от параллельного импорта, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем эти планы нереалистичны. Так что параллельный импорт отменить в угоду импортозамещение в ближайшее время не получится, как бы того не хотели российские чиновники. Законы экономики — сложнее. Читайте также:.
Есть и другие ограничения. Запрет ввоза в Россию авто дороже 50 тысяч евро ограничивает поставки моделей премиум-сегмента, что в целом осложняет параллельный импорт Андрей Ольховский Генеральный директор ГК "Автодом" Автопроизводитель BMW, попавший в список Минпромторга, — один из самых популярных в России. Баварская компания в течение двух последних лет отчитывалась о приличных результатах и входила в тройку лидеров по продажам автомобилей на вторичном рынке, уступая лишь отечественной марке Lada и японскому бренду Toyota. После 24 февраля ситуация для немецких и других производителей на автомобильном рынке России не изменилась, однако изменилось поведение руководителей этих компаний. Некоторые — Mazda, Mitsubishi, Subaru — продолжили сотрудничество. BMW выбрала уход с рынка.
Параллельный импорт: Как он сможет наполнить магазины "ушедшими" марками В чём особенности автомобилей из параллельного импорта Эксперты уверены, что параллельный импорт повлияет на сроки доставки машин, но в первую очередь трудности могут появиться в случае обращения к дилеру для исполнения гарантийных обязательств. В представительстве BMW пока не ответили на запрос Лайфа относительно будущего продаж автомобилей на территории РФ, а также их обслуживания. Некоторую ясность внесли сами дилеры. Санкт-Петербург, Россия. Мы готовы предоставлять гарантию на автомобили, ввезённые путём параллельного импорта, но за отдельную плату, так как это не планируется закладывать в стоимость авто. Либо клиенты могут приобрести автомобиль без гарантии Андрей Ольховский Генеральный директор ГК "Автодом" По словам Ольховского, благодаря параллельному импорту в Россию поступает некоторое количество новых автомобилей из Объединённых Арабских Эмиратов, но далеко не все они адаптированы под эксплуатацию в России.
Потенциальным покупателям нужно быть очень внимательными. В Россию ранее уже неофициально поставлялись автомобили немецких брендов из ОАЭ, у которых отсутствовала антикоррозийная обработка кузова, потому что в Эмиратах из-за особенностей климата она просто не нужна. Отсутствовала печка в салоне, были и прочие недочёты Андрей Ольховский Генеральный директор ГК "Автодом" Ольховский добавил также, что в ближайший месяц ожидается поставка автомобилей через альтернативные каналы, включая как саму Германию, так и Объединённые Арабские Эмираты. Но по такой схеме в Россию попадают только самые дорогие модели, которых, однако, на всех желающих может и не хватить. Другая проблема, которую, вероятно, придётся решать на законодательном уровне, связана с защитой прав потребителей.
Минпромторг расширил список параллельного импорта: что начнут ввозить
«Параллельный импорт сильно помог на начальном этапе, в 2022 году, когда многие западные компании ушли с российского рынка. слишком рискованная стратегия для предпринимателя. Параллельный импорт обуздывает аппетиты производителей, которые, пользуясь своей монополией, могут намеренно завышать цены и сужать ассортимент товаров для России, утверждают независимые поставщики. Правительство России ограничило доступ к информации о движении маркируемых товаров правообладателям, чью продукцию можно ввозить в страну в рамках параллельного импорта. В конце апреля в России было отмечено снижение цен на автомобили, которые были ввезены в страну по схеме параллельного импорта. Хотя отделять зерна от плевел, то есть параллельный импорт от контрафакта, сейчас непросто.
В России придумали, как ввозить все подряд. Что это за схема, которая работает даже под санкциями?
Россияне лишатся половины новинок от Toyota, Kia и BMW в 2024 году | Будет ли дефицит зарубежных товаров, как теперь будут доставлять иностранные товары и зачем власти разрешили параллельный импорт, расскажет Финтолк. |
В России придумали, как ввозить все подряд. Что это за схема, которая работает даже под санкциями? | Ожидания, что параллельный импорт покроет дефицит именно в этой нише, не оправдались. |
Минпромторг решил ограничить параллельный импорт машин в РФ | Параллельный импорт помог России поддержать экономику, на которую обрушился санкционный удар, однако теперь пора сделать упор на развитие. |
Параллельный импорт: как он работает в России - новости Право.ру | «При всех проблемах параллельный импорт снижает давление на рынок и в целом препятствует росту цен, – комментирует директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев. |
Популярный у россиян седан Skoda из параллельного импорта стал уже не таким доступным | Мы собрали дайджест наиболее важных новостей о параллельном импорте автомобилей в марте 2023 года. |
С апреля запрещают «беспошлинный» параллельный импорт. В пяти карточках объясняем, чем это грозит
Об этом в очередном выпуске IT-новостей «Парламентской газеты» сказал член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Немкин. «Параллельный импорт сильно помог на начальном этапе, в 2022 году, когда многие западные компании ушли с российского рынка. Ожидания, что параллельный импорт покроет дефицит именно в этой нише, не оправдались.
Блеск и нищета параллельного импорта
Понятие параллельного импорта и принципа национального исчерпания права в России было введено в 2002 году, и до 2009 года велась жёсткая борьба с параллельным импортом, при которой к нарушителям прав о товарном знаке применялись нормы как гражданско-правовой, так и административно-правовой ответственности. С 2009 года к правонарушителям стала применима только гражданско-правовая ответственность. В 2018 году Конституционный суд РФ сформировал новую практику работы с параллельным импортом, единственным эффективным изменением которой стало введение обязанности для импортёра осуществить реэкспорт нарушающего правила параллельного импорта товара возврат товара в страну, из которой он был получен [2]. Параллельный импорт в России был запрещён статьёй 1487 Гражданского кодекса РФ , согласно которой товар мог ввозиться непосредственно самим правообладателем или с его согласия. Согласно российскому законодательству, «серый» импорт считался контрабандой, закамуфлированной под легальный ввоз товара [1]. С 2022 года[ править править код ] Вскоре после российского вторжения на Украину в феврале 2022 года, около 300 крупных международных компаний, работающих в разных сферах, заявили о приостановке деятельности в РФ, в том числе поставок своей продукции на российский рынок [3]. США , страны ЕС и ряд других государств наложили санкции , включающие в себя запрет поставок некоторых категорий продукции, в том числе высокотехнологичного оборудования [3].
В июне 2022 года сеть « Связной » сообщила о поставках электроники из-за рубежа с помощью параллельного импорта. Устройства предназначены для стран ЕАЭС. Как сообщили в компании, за счёт параллельного импорта ассортимент продукции был расширен «более чем на 100 товарных позиций» [6]. Поэтому данный перечень дополнен брендом Miltenyi Biotec.
В качестве успешного внедрения запретов он приводит ситуацию с платежной системой «Мир» и со SWIFT, от которой отключили большую часть российских банков. С другими товарами сложнее. Уверен, что в России придумают пути отхода. Например, мы уже видим возвращение челноков. Везде, где будут лазейки — ими будут пытаться воспользоваться», — говорит эксперт. Как рассказал 66. RU руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК Андрей Побежимов, пока влияния новых ограничений компания не почувствовала. Мы все так же используем транзитные автомобильные пути через Беларусь с перегрузом и Прибалтику, а также авиадоставку через третьи страны. Как себя поведут партнеры после нового пакета санкций мы пока не знаем», — отмечает Побежимов.
Параллельный импорт предполагает ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя или производителя. В РФ эта мера начала действовать 29 марта 2022 г. В сентябре механизм был продлен на 2023 г.
Реклама Замглавы Минпромторга Василий Шпак подтвердил изданию, что это предложение обсуждают. Еще один источник газеты заявил, что «нормативный акт о внесении изменений уже подготовлен». Не дать обанкротиться Вариантов, почему правительство пересматривает свои же решения, может быть несколько. Один из них касается поддержки российских производителей, заявил эксперт по компьютерным технологиям Сергей Корогод. Freepik «Ограничения нужны, потому что по параллельному импорту техника получается дешевле, чем у производителей здесь, и производители здесь зарабатывают меньше денег, чем хотели бы. Получается, что местные сборщики несут убытки и могут закрыться», — сказал эксперт. С другой стороны, считает Корогод, цели выступающих за запрет параллельного импорта, могут оказаться не такими бескорыстными. Ведь российские компании, оказавшись по сути монополистами на рынке и не имея конкуренции, смогут сами устанавливать цены.
Импорт из недружественных стран ряда товаров: что изменится с 27 апреля 2024 года
Собственные торговые марки вытесняют параллельный импорт из-за усложнения транзита товаров через границы дружественных стран. Легализация параллельного импорта потянула за собой целую цепочку новых проблем для участников ВЭД. Мантуров пообещал, что параллельный импорт продолжит действовать в 2024 году по тем товарам, в которых будет сохраняться потребность российского рынка. Авто - 8 декабря 2023 - Новости Челябинска -
Минпромторг расширил список параллельного импорта: что начнут ввозить
Так, с точки зрения эксперта, цены на такие авто упали из-за снижения спроса на ряд моделей. Это может объяснить падение стоимости авто на 200 тыс. Меньше стали стоить Skoda Kamiq и кроссовер Denza N7.
Виной чему не только перебравшаяся через границу тотальная китайская «автопандемия». Разумеется, государству выгодны крупные игроки с внушительными бюджетами, тогда как со скаредной мелочевкой намного больше хлопот.
Говорящие головы от автобизнеса вовсю твердят о том, что масштабно возить «серый» товар стало невыгодно. Речь идет о все новых санкциях, курсовых неурядицах и, конечно же, об усложнении логистики, на которые мощным пресс-папье легли новые тарифы утильсбора. А в итоге регулярное, до нескольких раз в месяц, повышение цен на автомобили. Особенно ярко и наглядно индустрия блеснула переписанными ценниками этим летом.
Выходит, если целью повышения утильсбора было поддержать «автовазы» и оживить доставшиеся отечественному бизнесу мертвые автозаводы, то теперь понятно, кто за все это заплатит. Опять мы — простые люди, которым предстоит покупать машины втридорога, чтобы белые и пушистые «китайцы» регулярно делились с нашим государством прибылью. При их объемах российская госкопилка — пустяк. Словом, мы опять пытаемся заехать в гору на хромом коне.
Также отмечается, что механизм параллельного импорта не распространяется на те отрасли, в которых внутренний спрос удовлетворяется производителями из России и дружественных стран. Минпромторг России поддерживает постепенное сокращение перечня по мере замещения товарных позиций российскими брендами. Напомним, перечень товаров, в отношении которых не применяются положения подп.
November 7, 2023, 10:57 AM ЕАН По проторенной тропе: как параллельный импорт открыл дорогу контрафакту С запуском механизма параллельного импорта в России резко выросло количество контрафактных товаров. За 2022 год Федеральная таможенная служба ФТС выявила более 8 млн подделок. Правда, в этом году объемы резко упали — до 3 млн единиц но речь идет именно о выявленной продукции. И если в прежние годы львиную долю контрафакта составляли товары народного потребления, то теперь ассортимент расширился. По разным оценкам, на рынке в 2023 году на треть выросло число автозапчастей, качество которых оставляет желать лучшего. В продаже появилась фактически самопальная медицинская техника.
Однако и в ФТС, и в профильных ассоциациях считают, что наплыв контрафактных товаров напрямую с параллельным импортом не связан. То есть товары ушедших западных производителей теперь закупают продукции в Индии или Китае и везут в Россию без разрешения правообладателя. Продукция официально проходит через все таможенные процедуры. Нюанс в том, что завозить таким путем можно товары по списку, составленному Минпромторгом России.