Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах. Подобное значение имя Лилит приобретает и в текстах Танаха, еврейской Библии, где “лилит” переводится как “призрак ночи”. Если в Библии стало ясно, кем была Лилит, то кем она стала, получив силы демона, оставалось загадкой.
Лилит — первая жена Адама — история и реальность ее существования
Если в Библии стало ясно, кем была Лилит, то кем она стала, получив силы демона, оставалось загадкой. Легендарное существование этих Существ послужило основой для сказания о Лилит раввинов; предания о существах, которые верующие в Библию назвали бы допотопными женщинами, каббалисты пред-адамическими расами. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство.
Лилит - первая жена Адама из Библии - кто она?
В переводах Библии на арамейский язык и каббалистической традиции Лилит, будучи демоном, иногда превращается в царицу Савскую. В конце концов Лилит покинула своего супруга, данного ей Богом, и пустилась в «свободное плавание». В других интерпретациях Библии Лилит называют и козодоем (видом птиц) или отождествляют с совой.
Лилит кто это в библии кратко и понятно
Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Название Едом по-гречески звучит как Идумея, и вместо него в Исправленном стандартном переводе используется слово «Едом». Здесь снова, как в более раннем случае с Моавом, Едом подразумевается не сам по себе, а как изображение языческих угнетателей вообще. Опустошение, которое должно случиться с Едомом угнетающими языческими империями , описано в буйных красках. В нем будет уничтожено все население, а город захватят страшные чудища. Один отрывок, излишне смягченный в Библии короля Якова, звучит так: Ис.
И с тоскою обнял он Лилит, и, пылая всей душою, прижал ее к истомленной груди своей. Лилит вырвалась из объятий Адама и, став поодаль, молвила плачущим голосом: - Ты очень груб, Адам. И обиженно повернулась к Адаму спиною.
И была спина ее златопламеннее пышнотканного пурпура зари, которым украшен был рай. Взглянул Адам, и обмерла душа его. Нежно взял он руку Лилит и сказал: - Лилит, жизнь моя, прости меня, Лилит, душа души моей, не смотри на меня столь молчаливо и грустно, говори со мной, улыбайся. Ах, как бы я хотел иметь тысячу ушей, дабы тысячу раз слышать твой сладостный голос и не ведать насыщения. Лилит села. Воцарилось тягостное молчание. Потому господь и создал тебя для меня. Ха, ха, ха!
Обидно стало Адаму. Вновь воцарилось горькое молчание. Жизнь моя иссякает из-за тебя, а ты?.. Ты не знаешь, что без тебя рай для меня невыносим и жизнь - сплошное мучение... Не по душе это господу, и когда он о том поведает, то весьма прогневается. И дрогнул голос его, и зазвенели слезы в голосе его. Лилит взглянула на скорбное лицо Адама и залилась звонким смехом. Но лишь на мгновение.
Затем взор ее смягчился: имя божье смирило ее. Ведь я всегда была добра к тебе. И струящими пламя перстами пригладила она всклокоченную бороду Адама. И сердце Адама исполнилось бесконечным умилением. Готов он был пасть к стопам Лилит и молить о прощении. Адам побежал за бабочкой и не смог настичь ее. Но до чего ты медлителен! Адам настаивал на своем.
Когда одни уста приникают к другим. Не знаешь? Адам размышлял: откуда это ведомо Лилит, как и когда она о том узнала? И посмотрел на Лилит с сомнением. А Лилит безмолвно смотрела в глаза Адаму, и взор ее, подобный языку пламени, пылающими лучами пронзил зеницы Адама и зажег душу Адама багряным огнем. И покорно согласился Адам. Резво и легко бежала Лилит, Адам же - стремительно, но задыхаясь. Адам остановился, теряя рассудок.
Из земли?.. Адам распалился, разгневался и. А Лилит в единый миг жаворонком метнулась ввысь и умчалась в чащи, весело захохотала и крикнула звонким голосом: - Адам, приходи завтра, пойдем гулять по раю. И долгое время побежденный и пристыженный Адам стоял, как вкопанный, и, не мигая, смотрел широко раскрытыми глазами на чащи, скрывающие Лилит. И снова пришел на заре Адам к роднику. Долго ждал он, пока, разубранная цветами, во всеоружии всех чар своих, не явилась Лилит. Ты должна своими глазами увидеть эти изумительные сады, ручьи, озерца, дабы постичь беспредельную роскошь райскую. И Адам показал тропку, по которой следовало идти.
Я знаю все тропинки, и та, что я показал - самая красивая. Прости, если я скажу, что ты этого не знаешь. А не то я пойду одна. И направилась выбранной ею тропой. Адам покорно последовал за нею. И через мгновение осмелился вымолвить: - Дивная Лилит, умоляю, теперь пойдем по тропе, предложенной мною. И так все выходит по-твоему. Сады по краям дороги были разубраны цветами, источавшими тысячу благоуханий, цветами тысячи тысяч видов.
Стаи бабочек, подобных сновидениям, парили вокруг Лилит среди маков и трав. В рощах бананы и ананасы опоясали озера, где сверкающие рыбы резвились среди кувшинок и лотосов. В густолиственной сени серебряные и горящие всеми переливами радуги павлины разгуливали с изумрудными пурпурными птицами. Райские и певчие птицы перепархивали с луга на луг. На полянах, в воздухе, исполненном благоухания, там и сям летали подобные грезам птицы многоцветного пера и покоряющим душу пением на тысячу ладов изливали страсти свои. Со златокорых деревьев свисали разымчивые плоды чарующих красок и очертаний. Лилит срывала те плоды, что приглянулись ей, и наслаждалась ими. Лилит пленили райские места, не мигая, смотрела она вокруг, отходила назад и вновь смотрела.
Но Лилит оставалась безучастна, не слушала она Адама и шла зачарованная, отрешенная от всего сущего. Она скорее порхала подобно птицам, нежели шагала. Светозарные стопы ее не касались земли.
Рав Йеошуа сказал: была Ева до той, которая была отнята, потому что она была злым духом, и другая была дана вместо нее. Сказал Рава: вторая была физическим существом, первая же не была, а была сделана из грязи и нечистоты». Автору Книги Зоар очевидно, что существо, которое предшествовало Еве, было не человеком, а духом: вредоносным и нечистым. Другой отрывок Зоара, на Вайикра 19а, называет имя злого духа: «Приходите и посмотрите: есть женщина, дух всех духов, и ее зовут Лилит, и она была сначала с Адамом. И в тот час, когда Адам был сотворен, и его тело было завершено, тысяча духов с левой дурной стороны цеплялась за это тело, пока Святой, Благословен Он, не закричал на них и не отогнал их. И Адам лежал, тело без духа, и был зелен, и все эти духи окружали его. В тот час спустилось облако и отогнало всех этих духов.
И когда Адам встал, его женщина была присоединена к нему сбоку. И тот святой дух, который был в нем, распространился во все стороны и разросся, и так он стал завершенным. После этого Святой, Благословен Он, разделил Адама на две части, и сделал женщину. И Он привел ее к Адаму в ее совершенстве, как невесту к хупе. Когда Лилит увидела это, она бежала». Лилит же была духом, который был с Адамом до того, как они с Евой были разделены, а после их разделения и женитьбы — Лилит бежала. Из этого отрывка также ясно, что лилит является злым духом, а не реальным человеком из плоти и крови. Великий каббалист Аризаль Рабби Ицхак Лурия пишет, что Самаэль отвечает за всех «мужских» демонов, называемых Мазиким «вредители» , а его «жена» Лилит отвечает за всех «женских» демонов, называемых Шедим «черти» Шаар hаПсуким на Псалмы.
Это философское направление считалось искоренённым к V веку, но впоследствии оно нашло новых последователей. Уильям Блейк, гностический поэт начала XIX века, писал: «Оба читаем Библию день и ночь, но ты читаешь черное там, где я читаю белое». Гностики отвергают библейский взгляд на женщину как на источник зла. По их мнению, Ева пробудила Адама и подвигла к совершенствованию. Гностик Тертуллиан утверждал: мужчина обязан женщине за то, что она привела его к жизни и осознанию. В тексте превозносится его доброта, а на Создателя бросается тень. На вопрос «Каков же он, этот Бог? То есть, по мнению гностиков, божество, изгнавшее первых людей из Рая, на самом деле и есть злобный и завистливый дух. Несмотря на его противодействие, Адам и Ева приобрели способность к познанию мира и передали его сыну Сифу и дочери Норее. По версии Л. Гумилёва, Бог Яхве не кто иной, как огненный демон, судя по тому, что он явился Моисею в горящем и не сгорающем терновом кусте Неопалимая купина. Аналоги Адама и Евы по мифам различных народов В мифологии большинства народов можно найти сюжет о двух прародителях, от которых пошёл весь народ. Удивительно, что по легендам Австралии, существованию первых людей также пытался помешать змей. Согласно мифологии аборигенов пятого континента, в древности земля была ровной и гладкой, звери походили на людей, а люди на богов, но тот период закончился катастрофой. Предками современного человечества были две сестры: Мисилгое и Боалере, которые пришли на юг из страны Вавилак. Мисилгое ждала ребёнка. На время родов женщины остановились у источника Миррамина неподалёку от реки, которая сейчас называется Гойдер.
Что Библия говорит о Лилит?
Кто такая Лилит по Библии? / Слово Божие | Несмотря на то, что ни в одном из канонических вариантов Библии нет никаких упоминаний о первой жене Адама по имени Лилит, этот персонаж все же присутствует в еврейской традиции. |
Глава 3. Лилит в Библии и Талмуде. «Книга Лилит» | Гурвиц Зигмунд | В Библии отсутствуют упоминания, что девушка по имени Лилит – первая жена Адама, однако эта. |
Кто такая демоница Лилит, почему Адам ушел от нее к Еве | В отличие от изображений Лилит в культуре Шумера и Вавилона, где она почиталась как богиня и была тесно связана с Ламашту и Иштар, в библейской литературе она превратилась в безликого духа пустыни, и затерялась среди всех остальных демонов. |
Первая женщина Лилит: почему Библия молчит о предшественнице Евы | Пикабу | Большинство исследователей считают, что именно Лилит, первая жена Адама является автором текстов забытого Евангелия. |
Кто такая демон Лилит в различных культурах и верованиях
Вокруг Библии всегда возникает много споров, и интерпретация её некоторых фрагментов часто зависит от конкретного религиозного учения. Это свидетельство того, что Лилит подвергалась цензуре из Библии, поскольку она давала идеи расширения прав и возможностей женщин. Вспыхнувшая страсть Самаэля к Лилит Младшей приводит к вражде этих двух повелителей демонического мира, равно как и к постоянным склокам Лилит Младшей с Лилит Старшей. Если в Библии стало ясно, кем была Лилит, то кем она стала, получив силы демона, оставалось загадкой.
Кто такая Лилит по Библии?
Жестокие побеждены силой Хе, коя есть Мягкость Матери. Малодушные побеждены силой Вав, коя есть Меч Михаила и порождение чрез тяжкий труд и боль. Сладострастные побеждены силой второй Хе, коя есть болезненные роды Матери. И наконец, Нападающие побеждены силой Шин, коя есть Огонь Господень и уравновешивающий Закон справедливости». В псевдоэпиграфе, датируемом приблизительно с I по V века нашей эры - Завещании Соломона , упоминается демоница Обизуфь стихи 57-59 , которая по своим деяниям и облику весьма схожа с Лилит: «Затем я приказал другому демону предстать передо мною. И явился мне демон в обличье женской головы без рук и без ног, и волосы ее были косматы. Я спросил ее: «Кто ты такая? И что за нужда тебе допытываться о моих занятиях? Но если хочешь спросить, то ступай в царские покои и омой руки свои, а после снова воссядь на престол свой и спроси; тогда, о царь, узнаешь, кто я такая».
Исполнив это и воссев на престол свой, я, Соломон, спросил её: «Кто ты такая? По ночам я не отдыхаю, но кружу по всему свету, посещая жён, и, угадывая час, в который они должны разродиться, разыскиваю их и удушаю их новорожденных. Ни единой ночи не проходит без того, чтобы я своего не добилась. Ты не можешь мне приказывать. В странствиях своих я посещаю даже самые отдаленные места. В остальном же род занятий моих — в том, чтобы умерщвлять новорождённых, лишать их уши слуха, наводить болезни на глаза и проклятия на уста, губить умы и причинять боль телам». Услышав это, я, Соломон, подивился. Я не смотрел на неё, ибо тело ее было тьмою, и волосы ее были косматы.
Я, Соломон, сказал ей: «Поведай мне, о злой дух, какой ангел тебя усмиряет? Число же этого имени — шестьсот сорок». Её образ сопровождается множеством мифов, среди которых уделяется особое внимание волосяному покрову Савской, свидетельствовавшему о её демонической натуре.
И Лилит, чуть отдохнув, направилась к шалашу. И внезапно встретился ей змий с высоко поднятой головою. Лилит посмотрела в глаза змия, змий - в глаза Лилит.
И оба замерли: оба были пленены друг другом. Как влекло Лилит гибкое тело змия - гладкое, стремительное! Ей померещилось, будто оно проникло в ее тело. Долго-долго смотрела Лилит, и змий, испугавшись молнии взора ее, прошипел и в единый миг скрылся в груде камней. Между тем Адам, задыхаясь, бежал, желая скорее достичь ущелья прекрасных каменьев... Достигнув его, он с рвением стал собирать их.
Без устали, без уныния взбирался он на скалы и в их расселинах вырывал каменья зубами. Изранил он руки и ноги, но безропотно сносил боль, предвкушая восторг чаровницы Лилит. И дивился тому, что с первого мига, когда он увидел Лилит, сердце его исполнилось неким сладостным и сладострастным чувством, и рай с того дня стал для него в тысячу крат прекраснее, и каждая прожитая минута обретала смысл и прелесть неизреченную... На закате Адам с тяжелой корзиной, запыхавшись, добежал до ручья, где Лилит с нетерпением дожидалась его. На руках она держала кошку с бархатной шерстью, которую все время гладила. Давно ты ждешь меня?
Не хотела приходить, болела голова, пришла просто так. Принес ли ты каменья? И, сдерживая нетерпение, метнула взор в сторону корзины. Откуда ты знаешь? И Лилит, не в силах сдержать свою радость, поцеловала Адама в лоб. Адам, потеряв голову, простерся у ног Лилит и в изумлении наблюдал за нею, а она перебирала каменья, клала их на ладонь, любовалась ими без устали, улыбалась сама себе и вновь бросала каменья в корзину и вновь брала их в руки.
Какие алые яхонты, какие чистые зеленые изумруды, какие аметисты, бериллы, - всех и не счесть, не счесть! О, нет им, нет им числа... И Лилит играла с драгоценностями, украшала ими кудри свои и вновь пересыпала из ладони в ладонь, пока полная луна не поднялась из-за деревьев и не осветила в раю каждый куст и кустарник, каждый листок и росток. Лилит сидела под гранатом. Тонкое лунное сияние подобно фате, овевало черты ее. Сердце Адама прыгало и готово было птицей выпорхнуть из груди его.
Жажду расточиться у светозарных стоп твоих, жажду лобызать землю, что попираешь ты, жажду обратить солнце венцом для главы твоей и звездами вымостить стезю твою. Внимала Адаму Лилит, и тихая усмешка мелькала на устах ее. Во сне, наяву ли - тобою лишь полны мечты мои. Живешь ты в сердце моем и в очах моих. И Лилит отвечала - со смехом, ,но холодно: - Любовь! Адам, это называется любовью.
Слово сокровенное и страшное! И вправду - любовь, ибо господь рек то же самое: "Любите друг друга". И я люблю тебя, Лилит, тысячу тысяч раз любимая Лилит, я люблю тебя. И как могу я не любить тебя? Прекрасна ты, восхитительна, дивно прекрасна, тысячу крат прекрасна! И ныне мне ведомо, что любовь - душа всего сущего.
Это любовь вложила в птичьи клювы нежные напевы ветерков и ручьев. Это от любви я вдыхаю благоухание гвоздик и тех цветов, чей запах подобен благовонию ладана, когда иду по тропам, тобою пройденным... И знаешь, Лилит, море, охваченное бурею, когда оно волнами, огромными, словно горы, бьется о прибрежные скалы, слабее и немощнее любви моей - она же властно зовет пасть к стопам твоим, преклонить пред тобою колена и замереть в безмолвии. Хочу осыпать тебя поцелуями, и в этих поцелуях души моей истаять и расточиться. Ах, как люблю я, как люблю я брови твои, нежная, желанная Лилит! Брови твои - свод, подобный радуге.
Подобный радуге свод - брови твои над небом очей твоих. В небе очей твоих зримы мне млечные пути, где пылают тысячи тысяч солнц. Очи твои, горящие пламенем тысячи тысяч солнц, сжигают душу мою. Взирая в очи твои, да забуду я себя, да забуду весь Эдем, взирая в очи твои. И поцеловал он очи Лилит, и поцеловал брови и ресницы ее. Но безучастна к ласкам Адама была Лилит, об ином размышляла она.
Да сгинет земля - люблю я шею твою, Лилит. Бела и высока шея твоя, белее и выше тех нежных, стройных берез, что растут у райских врат. И Лилит со смехом в глазах вытянула шею, и поцеловал Адам шею ее и вновь поцеловал со страстью. Безумно люблю я уста твои, Лилит. Уста твои - чудо рая, Лилит. Был он огнезарным ангелом, прекрасным и мудрым, но восстал он против бога, ибо возжелал быть равным ему.
И господь покарал его: низверг его и подобных ему с небес, заклеймив их вечным проклятием. И да будут они прокляты!.. Люблю я уста твои, уста твои - нектар, исполненный неисчерпных и бездонных соблазнов, наслаждений неизреченных, где золотая пчела собирает мед наисладчайший. Голос твой - любвеобильные песни всех соловьев, нежнее щебета всех птиц голос твой. В едином сладостно-нежном лобзании уст твоих - наслаждение, раю всему равное, постижение вселенной и вечности - в едином лобзании уст твоих...
Во время соития женщина, якобы, захотела быть сверху своего мужчины, на что тот согласиться никак не мог. Поэтому он пожаловался на свою своенравную жену Творцу. А тот за такое ослушание и норов очень разгневался на Лилит. Опасаясь ярости Бога, Лилит бежала из Эдема. Женщина произнесла секретное имя Создателя и обрела его силу, она смогла подняться в воздух и понеслась над водной гладью. Однако ее преследовали. Догнав Лилит, три Ангела — Божьих посланника, наказали ее за ослушание и гонор. Существует три версии кары за непослушание, которую понесла женщина. Согласно первой она стала чувствовать все муки сотен родных детей, которые умирали ежедневно. Следующая гипотеза гласит, что Лилит отныне не могла родить ребенка.
Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами. Фото из открытых источников Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.