Чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе.
Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Мариино стояние. Чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе | На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв поются Часы Пасхи. Перед Причастием в эти дни читается Последование ко Святому Причащению (без псалмов) и канон Пасхи вместо всех других канонов. |
Канон Андрея Критского по дням недели, полный текст канона ,в чем помогает чтение | Богу Праздникам Пред иконами Святым По гласу Октоиха На каждый день седмицы Иные Каноны Богу Каноны праздникам Каноны пред иконами Пресвятой Богородицы Каноны. |
Пасхальный канон: объясняем, понимаем | Второй раз канон полностью читается на утрене четверга 5-ой седмицы перед неделей Марии Египетской. |
Можно ли читать покаянный канон на пасхальной неделе? | Чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе. |
«Мариино стояние»: служба с более чем тысячью земными поклонами | Согласно Типикону, канон святого Андрея читается только в великопостное время: на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы он поется и читается по частям; на утрене четверга 5-й седмицы — в полном составе. |
В какой день Великого поста канон Андрея Критского читается целиком?
Предпоследний тропарь последнего в нашем случае второго канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу сокращенно записывается Слава , а последний тропарь богородичен имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь сокращенно записывается И ныне. Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае. В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии. Начальные поклоны и молитвы до Символа веры : Семипоклонный начал Молитва мытаря «Боже, милостив…» 3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий 12 поклонов в пояс, только последний поклон земной 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу Молитва мытаря «Боже, милостив…» 3 поклона в пояс Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего» Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради» «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий Господи, помилуй 12 раз «Приидите, поклонимся…» 3 поклона в пояс Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…» Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…» Стихеры Исусу и Богородице по дню : 3 стихеры Исусу начиная с «Исусе Пресладкии…» с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго или нас » на первой стихере поклон в пояс 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» на первой стихере поклон в пояс по дню: Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…» Если канон Одигитрии, то смотрим л. Канон Благовещению Богородицы: л.
Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого.
Византийский император Филиппик Вардан 711—713 был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.
Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.
Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги. Предпоследний тропарь последнего в нашем случае второго канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу сокращенно записывается Слава , а последний тропарь богородичен имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь сокращенно записывается И ныне. Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.
Начальные поклоны и молитвы до Символа веры : Семипоклонный начал Молитва мытаря «Боже, милостив…» 3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий 12 поклонов в пояс, только последний поклон земной 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу Молитва мытаря «Боже, милостив…» 3 поклона в пояс Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего» Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради» «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас.
Задостойник: один ирмос 9-й песни без припева : «Бог Господь, и явися нам, составите праздник…». После прокимна: «Господь воцарися…» - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.
На благословении хлебов поются тропари Благовещения дважды и Ваий один раз. Точно так же и на «Бог Господь» После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваии, после освящения ваий - стихира Ваий. Канон Благовещения и Ваий с ирмосами обоих канонов.
На литургии св. Задо-стойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.
Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. Уставные особенности богослужения первых трех, дней Страстной седмицы В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. На всех повечериях поются трипеснцы св.
На УТРЕНИ, после «Аллилуиа», в первые три дня поется трижды особым напевом умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, огоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении «Се, Жених…» отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются. Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы.
Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. После просительной ектении и возгласа: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси…» священник: «Мир всем». Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-Й час, начиная: «Приидите, поклонимся…».
Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них.
Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Апостол на литургии в эти дни не читается.
Службы в этот день следующие: вечером в Среду -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром - часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия.
Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни.
Хор: «И бессмертныя трапезы…». По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды. Далее диакон произносит: «Премудрость».
Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…». Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов.
Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем…» совершаются вместо, «поскору», без пения. Литургия совершается по чину св.
Василия Великого в соединении с вечерней без кафизмы. Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф.
Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр.
Начало утрени обычное. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение.
После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем.
Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…».
Каноны на каждый день седмицы
К этому времени православные уже прожили большую часть Великого поста. До Светлого Воскресения Христова остается всего семь дней. Что можно делать на 6-й неделе Великого поста Шестая седмица предваряет великую Страстную неделю. К этому времени постящиеся привыкли к ограничениям, поэтому проблем с самочувствием, как правило, не бывает. По церковным канонам, верующие едят постную пищу, каждый день читают Евангелие, очищают душу молитвами и посещают храмы. Шестая неделя — последняя, когда верующим рекомендуют вспоминать о покаянии. Интересно Самое важное про Великий пост: особенности, основные правила Что нельзя делать на 6-й неделе Великого поста В пост запрещена скоромная пища, то есть изготовленная из продуктов животного происхождения. На шестой неделе Церковь рекомендует больше уделять внимания близким. Грехом во время поста считаются бранные слова, ссоры, обиды и злопамятство. Православным нельзя собираться дома для шумных застолий, посещать светские праздники и развлекательные центры.
Продолжить далее Питание на 6-й неделе Великого поста По церковным канонам, Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Святой Четыредесятницы к строгой Страстной неделе. В 6-ю седмицу основная еда — блюда из овощей, фруктов и злаков. В понедельник, среду и пятницу это должна быть сырая пища без масла — так называемое «сухоядение». Во вторник и четверг можно есть тушеные и отварные блюда, без использования масла. Питание в субботу и воскресенье на шестой неделе Великого поста существенно отличается. В субботу православным разрешены горячие постные блюда с растительным маслом , рыбная икра и вино, а в воскресенье — рыба и вино. Понедельник Завтрак. Салат из свежей моркови, огурцов и сладкого перца с лимонным соком. Хлеб , имбирный чай.
Салат из свеклы с грецкими орехами и черносливом. Бургер с листьями салата, помидорами и тахинной пастой. Компот из сухофруктов. Овсяные хлопья, залитые миндальным молоком, с курагой и медом. Травяной чай. Вторник Завтрак. Рисовая каша с ягодами.
Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Утверждают, что канон был написан им для себя.
На столе не должно быть ничего жареного, вареного и печеного. Можно заваривать черный или травяной чай. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища, приготовленная с небольшим количеством растительного масла. Можно добавить в рацион немного горького шоколада, соков, меда и сухофруктов. Православным верующим советуют принимать пищу по три-четыре раза в день. В рационе должны присутствовать злаковые каши, свежие фрукты, орехи и соки.
А для насыщения организма белками можно есть грибы и бобовые культуры: горох, фасоль и чечевицу. Общие правила питания во время Великого поста можно найти в нашем материале. Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Святая или Великая четыредесятница — первые сорок дней Великого поста.
Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85 бесплатный звонок из любого города России Доставка Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.
Если закажете до 11:00 в будни — постараемся отправить в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день. В предпраздничный сезон сроки могут увеличиться на 1—2 дня. Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе.
Можно ли читать покаянный канон на пасхальной неделе?
Великаго канона ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. Сегодня вечером завершилось чтение Великого покаянного канона, читаемого во всех храмах Русской Православной Церкви в 1-ю седмицу Великого поста. Он подскажет, когда отмечается тот или иной праздник, дату начала и окончания постов, сплошных седмиц, дни поминовения усопших. Новости Храма в социальной сети. Саул усердно искал утерянных ослиц отца своего, но тотчас бросил их, егда пришла весть о вступлении ему на царство. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру.
Службы Великого поста в 2024 году
Канон Андрея Критского. Мариино стояние | Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина. |
О происхождении Великого покаянного канона | Одной из наиболее ярких частей богослужений Воскресения Христова и дней Светлой седмицы является Пасхальный канон. |
WebTypikon — полный текст службы на любой день года | Новости Храма в социальной сети. Саул усердно искал утерянных ослиц отца своего, но тотчас бросил их, егда пришла весть о вступлении ему на царство. |
О происхождении Великого покаянного канона
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 – 21 марта) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского (VIII в.). Толкование на Канон св. Андрея Критского 7. Вы здесь: Главная Новости Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста.
Оптина пустынь
Все его песнопения могут быть названы образцовыми, во всех них видно замечательное одушевление, свойственное высокому певцу. Из нескольких десятков составленных им канонов самый светлый, торжественный и радостный — это канон на праздник Пасхи. Святым Иоанном Дамаскиным составлена и вся Пасхальная служба, богатая высокохудожественными песнопениями, в которых ясно выражаются глубокие истины христианской веры в связи с величайшим событием Воскресения Христова. Пасхальный канон состоит из традиционных 8 песней, с первой по девятую вторая песнь отсутствует. Каждая из них начинается ирмосом — греч. Обычно ирмосы канонов — это пересказ библейских песней поэтических отрывков из Ветхого и Нового Завета или отсылка к ним. В пасхальном каноне они связаны с Воскресением Христа. От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Пасха — первоначально иудейский праздник, установленный в память об исходе евреев из Египта, где они на протяжении 430 лет находились в рабстве.
Фараон не отпускал евреев, тогда Бог явил ему свою силу, послав на Египет 10 казней, последняя из которых была самой страшной: Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, кроме еврейских первенцев. Для того чтобы посланный Богом ангел смерти мог отличить еврейские дома и пройти мимо них, каждая еврейская семья накануне этой страшной ночи заколола агнца, мясо которого нужно было съесть, а кровью помазала косяки дверей. В Библии употребляется глагол песах, что значит проходить мимо, миновать, обходить т. После этого евреи благополучно покинули Египет. В честь этого события — исхода еврейского народа из египетского плена, освобождения от него — стала совершаться ветхозаветная Пасха. В христианстве толкование праздника Пасхи иное — это переход от смерти к жизни и с земли на небо благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа: Воскресения день! Просияем просветимся , люди! Господня Пасха!
Ибо от смерти к жизни и с земли на небо Христос Бог привел нас, поющих победную песнь. Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще. Здесь звучит призыв очистить свои чувства, чтобы увидеть Христа, сияющего неприступным светом воскресения, говорящего: «Радуйтесь! В христианстве толкование праздника Пасхи иное — это переход от смерти к жизни и с земли на небо благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа. Слово рекуща — это причастие, образованное от глагола рещи сказать , однокоренное к русским изречь, изрекать и под. Победа Христа над смертью явила Его как истинного Царя. Тема торжественного победного шествия воскресшего Христа пронизывает многие тексты Пасхального торжества. Выделенное слово — победная песнь — отсылает нас к победной песни, которой в древности встречали полководца, вернувшегося с победой: Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения и говорящего: «Радуйтесь!
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. Перевод таких конструкций требует введения модальных частиц пусть, пускай или да, которая относится к устаревшим и часто служит средством стилизации, что вполне допустимо, а порой необходимо при переводе церковнославянских текстов. Союз бо — то же самое, что и ибо, то есть потому что, поскольку: Небеса достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует и весь мир, как видимый, так и невидимый: ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса, которых творец канона призывает веселиться, — «это небесные ангелы, подобно и земля, которую он призывает радоваться, — земные человеки», видимый мир — это люди, весь чувственный мир, а невидимый — «невидимые Силы святых ангелов» [4]. Песнь 3 Ирмос:Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся. Церковнославянское слово пиво имеет значение питья, напитка, который предлагается нам выпить, как если бы мы были на пире христианской веры. В то же время в этом ирмосе канона можно заметить аллюзию на чудо, когда Бог во время странствия израильтян по пустыне по молитве Моисея извел воду из скалы — «от камене неплодна», подобно тому как из каменного гроба Христа истекает, как дождь, источник бессмертия [5]. По-русски этот ирмос звучит так: Придите, будем пить питие новое, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но бессмертия источник, пролившийся из гроба Христом, на Котором мы утверждаемся.
Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается. Глагол исполнитися обозначает наполниться, то есть все наполнилось светом: небо, земля и подземный мир: Ныне все исполнилось света, и небо, и земля, и преисподняя: пусть же празднует все творение восстание Христа, на котором утверждается. Преподобный Никодим Святогорец так комментирует это песнопение святого Иоанна Дамаскина: «Сейчас, в сегодняшний день Воскресения Господа, не так обстоят дела, чтобы одна часть мира была освещена, а другая находилась во мраке, — нет, весь мир, без единого исключения, наполнен умопостигаемым светом Владыки, воскресшего и сияющего ярче солнца, то есть небо и все, что на небе, земля и все, что на земле, и даже темнообразная часть ада — и та сегодня светообразна. Итак, поэтому пусть празднует не только земля и то, что на земле, не только небо и то, что на небе, не только преисподняя, но и все творение вместе, небесное, земное и преисподнее, пусть празднуют Воскресение Христа, свет Которого их просветил, облистал и так облагодетельствовал. Кроме того, пусть и сам народ язычников и неверных, сидящий, как говорит Исаия, во тьме нечестия и порока см. В некоторых списках стоит "в нем" то есть Воскресении , однако правильнее писать "в Нем" то есть Христе , согласно двум истолкователям канонов и в соответствии с песнью Анны, в которой пишется: "Утвердися сердце мое в Господе"» [6]. Выделенный глагол — это форма 1 л. Данный тропарь построен антитетически: Вчера я погребался с Тобою, Христе, — с Тобою воскресшим в сей день восстаю; распинался я с Тобою вчера: Сам прославь меня с Собой, Спаситель, в Царстве Твоем!
Слова вчера спогребохся могут быть истолкованы или как отсылка к совершению Таинства Крещения в Великую Субботу поскольку в древности крещение оглашаемых старались приурочить к вечеру накануне Пасхи , или как указание на службы Страстной седмицы [7]. Воскресение Христово. Мозаика монастыря Неа Мони. Песнь 4 Ирмос: На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. Этот ирмос — отсылка к пророку Аввакуму, автору 4-й библейской песни: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? Святой Григорий Богослов эти слова пророка Аввакума согласовал с темой Воскресения, потому что он под стражей подразумевал данное ему достоинство и созерцание первосвященства, поскольку архиереям как посредникам между Богом и людьми позволено видеть это с помощью собственного ума. Прообразом Жертвы Христовой в Ветхом Завете был пасхальный агнец, которого закалывали на праздник Пасхи, принося в жертву. Прилагательное богоглаголивый обозначает «проповедующий о Боге», а светоносный — «изливающий свет».
Перевести данный ирмос можно так: На божественной страже Богословесный Аввакум да станет с нами и покажет светоносного Ангела, ясно возглашающего: «В сей день — спасение миру, ибо воскрес Христос, как всемогущий». Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся. Прообразом Жертвы Христовой в Ветхом Завете был пасхальный агнец, которого закалывали на праздник Пасхи, принося в жертву Исх. Ягненок был мужского пола, молодым, без недостатков, совершенным, таким был и Христос, поскольку «неизреченно отверз утробу Своей Девы Матери и сохранил ее вновь заключенной, по написанному: «Всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется» Лк. Христос есть и снедь, то есть то, что съедается нами, каким образом и тот древний агнец съедался» [9].
Чем помогает чтение Великого канона Неоднократно православные народы обращались к прочтению каноном во времена великих бедствий.
Существующий церковный устав рекомендует читать Великий канон в качестве одного из этапов подготовки христиан к необходимости придерживаться правил Великого поста. Церковь призывает прихожан в это время отказаться от совершения грехов. Чтобы быть ближе к Отцу Создателю. Важно, искренне покаяться о совершенных прегрешениях. Сделать это можно, лишь пребывая в молитве и истинной вере. Сценарий канона содержит сведения о природе человека.
В стихах говорится о важности умения оценивать свою душу, анализировать ее приверженность христианским основам и готовность каяться в содеянном. Людям, которые не часто посещают церковь, довольно сложно понять истинную цель произведения. Придется ознакомиться с Библией, чтобы осознать важность текста. В Великом каноне описываются вкратце многие события из библейских сюжетов. Перед христианином появляется краткое описание становление человеческой души, начиная с момента совершения первого греха и вплоть до умерщвления Сына Божьего. Канон Андрея Критского по дням недели Канон состоит из 250 тропарей.
Мы вступили в завершающую стадию Великого поста. Сейчас переживаем пятую неделю, следующая неделя — заключительная. Говорю так, потому что Великий пост состоит из двух богослужебных циклов. Первый — святая Четыредесятница, которая с символической точки зрения была установлена Церковью как воспоминание и подражание подвигу сорокадневного поста Спасителя в пустыне после принятия Им крещения от рук Иоанна на Иордане. Сугубо с исторической точки зрения одна из основных причин установления святой Четыредесятницы — порядок оглашения или, как сейчас часто говорят в церковном обиходе, катехизации , то есть подготовки людей, желавших принять святое крещение в день Святой Пасхи.
Как правило, в Древней Церкви в течение почти трех лет такие люди посещали специальные занятия, лекции, которые им читали епископы или люди, уполномоченные ими на это ; узнавали об истинах и догматах православной веры, но не только об этом. Ведь, как известно, катехизация иногда, в некоторых церквях, включала в себя очень серьезный курс образования. Известно, что первая христианская школа, положившая начало церковному образованию, — огласительное училище в Александрии, организованное неким Пантеном. В нем преподавал Климент Александрийский, потом Ориген он основал такую же школу в городе Кесария Палестинская. Так вот, в течение нескольких недель люди получали образование — подчеркну, не только духовное, но и светское, потому что в этих школах иногда в свете христианского вероучения изучали основы философии, риторики, Священное Писание.
Но последний, заключительный сорокадневный этап был очень напряженным. Он был связан не только с огласительными лекциями, но и с усиленной молитвой и постом. Люди учились молиться и поститься. Кроме того, в подвиге поста и молитвы, конечно, принимали участие и верные, особенно те, кто выступал в качестве восприемников, неких поручителей, духовных помощников, старших братьев для готовящихся к святому просвещению, крещению. Это как раз время развития огласительной дисциплины, тогда же повсеместно во Вселенской Церкви распространяется обычай Четыредесятницы.
Ну а заключительный, второй цикл Великого поста — Страстная неделя и богослужения, связанные непосредственно с воспоминаниями Страстей Христовых, последних дней Его земной жизни перед Его голгофскими страданиями, смертью и потом воскресением, а также Его осуждения, мук и смерти. Таким образом мы подходим непосредственно к воспоминанию и празднованию праздника Светлого Христова Воскресения. Поэтому пятая неделя поста — предпоследняя. На самом деле у людей, особенно у тех, кто старался поститься, исполнять церковные предписания, относящиеся к святой Четыредесятнице, могли ослабевать не только телесные, но и духовные силы. Не случайно служба — стояние Марии Египетской это распространенное народное наименование , — была установлена Церковью именно на пятой неделе поста.
В синаксаре это богослужебный текст, повествующий о событии, воспоминанию о котором посвящено богослужение; к сожалению, сейчас мы очень редко слышим их во время храмового богослужения, потому что на приходах нет возможности исполнять все предписания церковного устава, рассчитанного прежде всего на монастыри и на монастырский обиход, и в богослужении неизбежно присутствуют некоторые сокращения из службы Марииного стояния говорится как раз о том, что духовные силы у людей ослабевают, теряется духовный нерв, напряжение, которое необходимо сохранить, поэтому Церковь установила такое покаянное богослужение, которое вновь и вновь призывает людей к покаянию. Великий пост — время покаяния. За этим богослужением исполняется Великий канон Андрея Критского. В течение Великого поста Церковь дважды предлагает нашему благочестивому вниманию услышать этот Канон. В первый раз на первой седмице Великого поста — правда, каждая из его песней делится на четыре части, и мы слышим их во время великого повечерия — в понедельник, вторник, среду, четверг первой недели Великого поста.
А в четверток пятой недели как правило, в храмах служба совершается в среду вечером, утреннее богослужение переносится на вечер предыдущего дня мы слышим этот Канон полностью. На самом деле, если совершать это богослужение со всеми тонкостями церковного устава, то одна только утреня с чтением Великого канона будет занимать не менее семи часов. Кроме того, если люди будут совершать все положенные уставом земные поклоны, им за этот вечер придется совершить их более тысячи. Для более глубокого понимания порядка богослужений Православной Церкви рассмотрим суточный богослужебный круг. В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, — на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».
Часы — краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на Апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый — по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.
Молитвенную основу часов составляют псалмы на каждом — по три , а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове. Богослужение православной Церкви в древнее время в продолжение суток совершалось девять раз, оттого было всех девять церковных служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий и шестой часы, и обедня. В настоящее время для удобства православных христиан, не имеющих возможности по случаю занятий домашних так часто посещать храмы Божии, эти девять служб соединены в три церковные службы: вечерню, утреню и обедню. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая Божественная литургия.
Часами называются такие краткие молитвословия, за которыми читаются приличные к этим временам дня псалмы и другие молитвы о помиловании нас, грешных. День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери или кто-либо из св. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию.
В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся Святым Ангелам, во вторник воспоминается в молитвах святой Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь Животворящего Креста Господня, в четверг - в честь Святых Апостолов и святителя Николая, в субботу - в честь всех Святых и в память всех усопших православных христиан. Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи.
Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Древние христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью. После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих.
Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Святой Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил Апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня. После часов совершается обедня, или Литургия. В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день.
В рождественский и крещенский сочельник часы 1-й, 3-й и 9-й совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня. Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня.
Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в монастырях отводилось время с 20 час.
Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! Двунадесятые праздники Двунадесятые праздники — 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие. Двунадесятые непереходящие праздники Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. Рождество Христово — 7 января Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа.
В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился! Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби. Сретение Господне — 15 февраля Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью. Преображение Господне — 19 августа Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор.
В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников. Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа Праздник посвящен воспоминанию об успении смерти Божией Матери.
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе. Новости Храма в социальной сети. Саул усердно искал утерянных ослиц отца своего, но тотчас бросил их, егда пришла весть о вступлении ему на царство. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие. На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской.
Великое повечерие
Некрещеных, желающих стать православными христианами, крестят. Не остался в стороне и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, находящийся на краю земли — в том уголке Русского Севера, который называют славянской Голгофой XX века.
Таким образом, посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц.
Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. О духовном смысле пятницы первой седмицы Великого поста и особенностях богослужений в этот день рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Особенностью пятницы первой седмицы Великого поста является то, что в этот день после заамвонной молитвы в самом конце службы совершается молебный канон великомученику Федору Тирону и благословляется коливо.
Сколько бы кто ни был благочестив и добродетелен, как бы далеко ни ушел кто по пути нравственного совершенства, он не может сказать с уверенностью, что вполне готов к переходу в вечность, готов вступить в Царство Небесное. Даже такой великий праведник, как святой апостол Павел, который с дерзновением ожидал себе награды в жизни вечной 2Тим. Сознание своей греховности и, следовательно, неготовности предстать на Суд Божий с особенной живостью должно возникать в нас во время болезни ввиду того, что это состояние может завершиться смертью, за которой следует суд над душой. Болезнь пригвоздила к постели и лишила возможности пользоваться и наслаждаться земными благами, которые потеряли смысл. Они теперь так же суетны, как суетны и пусты сладкие, но быстролетные сновидения.
Теперь не до земных благ. Чувствует человек, что, гоняясь за ними, слишком мало сделал для спасения души, осуждает свою леность, беспечность и знает, что прошедшего не воротить, а жить осталось, может быть, очень недолго, так что, пожалуй, ничего не успевается сделать для вечности. С молитвой о продолжении жизни болящий может обращаться к Господу, как Езекия, чтобы было дано время на покаяние и исправление, и в том случае, если имеет на руках детей, которых не успел воспитать и пристроить, если взял на себя обязательства, для исполнения которых потребно немалое время. Не только больные, но и здоровые должны помышлять о смерти и готовиться к ней. Для углубления в себе мысли о смерти пусть они почаще ставят себя мысленно в положение больных, пусть заблаговременно свыкаются с этим положением и умоляют Господа даровать им время для покаяния, исповедуя, что они еще не успели воспользоваться для этого протекшими днями жизни.
Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей». Давид — см. Этот псалом читается ежедневно за богослужением и в домашних утренних молитвах как образец покаянной молитвы.
Песнь восьмая «Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. Егда Судие сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего». Память Страшного Суда весьма спасительна в деле покаяния.
Она способна пробудить от греховного усыпления беспечного грешника страхом вечной погибели, угрожающей ему после Страшного Суда, если он не обратится на путь покаяния, если в продолжение этой жизни пренебрежет долготерпением Божиим, ожидающим от него покаяния. По упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев Божий на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его Рим. Праведное воздаяние каждому по делам его начинается непосредственно по разлучении души с телом. На этом суде праведникам даруется блаженство, грешники же нераскаявшиеся или не успевшие явить плоды покаяния приговариваются к адским мучениям. Но до соединения души с телом, то есть до общего воскресения, ни праведники не чувствуют полного блаженства, ни грешники не терпят совершенного мучения.
Ибо те и другие после частного суда получают воздаяние только покуда по одной душе, а не и по телу, хотя и тело разделяло с ней дела ее, добрые и злые. Полное блаженство и полное мучение возможны только для полного человека, состоящего из души и тела. Таким образом, частный суд по смерти каждого — не полный. Притом он и не окончательный, ибо для грешников, осужденных на мучение, еще остается возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от них по молитвам Церкви, если только они перешли в вечность в общении с Церковью и перед смертью положили начало покаяния. Полное и окончательное воздаяние каждому по делам его ожидает нас в последний день мира, в день всемирного Суда.
Страшно будет само явление Судии — Господа Иисуса Христа. Он приходил на землю для искупления людей, для примирения их с Богом. Он же вторично придет на землю судить живых и мертвых. Первое Пришествие Его было уничиженно, Второе будет величественно и славно. Он явится на облаках небесных, окруженный сонмами Ангелов, имеющих сопровождать Его, как Царя своего и Бога, и сядет на Престоле славы Своея.
Явится тогда с Ним и знамение Его на небеси — святой Крест, который в Первое Его Пришествие казался только орудием Его уничижения, теперь же будет знамением окончательной победы Его над всеми врагами, и среди них над последним врагом — смертью, который после всех упразднится. Явление Бога во славе всегда вызывало в людях страх и трепет пред Ним. Равно явление во славе Судии живых и мертвых не может не быть страшно для всех, имеющих предстать на Суд Его: в одних это будет страх благоговения перед Его величеством, в других страх гнева Его. Никто не избежит Суда, никто не будет иметь возможности уклониться от него. По гласу Господа через звук трубы архангельской, пред страшное Судилище Христово предстанут все люди, все племена земные, все умершие и оставшиеся в живых.
Первые воскреснут на Суд, последние предстанут на Суд в таком теле, которое изменится, то есть подобно воскресшим получит вид тонкий и духообразный. Наряду с людьми предстанут на суд и злые духи. Вслед за тем, как все соберутся пред лицом праведного Судии, последует отделение одних от других. Одни займут место по правую сторону Престола Судии, другие — по левую. Первые, то есть праведники, почувствуют величайшую радость — ибо увидят благословение Божие к себе в самом отделении их от нечестивых; последние, то есть нечестивые, исполнятся крайнего страха и стыда.
Вслед за тем откроются судные книги с записанными на них делами каждого человека, добрыми и худыми, и не только делами, но и словами и самими советами сокровенными помыслами сердечными, то есть во всей подробности выведены будут на свет эти дела, слова и помыслы 1Кор. Не нужно будет тогда для оправдания одних, для обвинения других ни допросов, ни защитников и обвинителей: нравственное состояние каждого во всем свете откроется перед его совестью и перед всем миром. Христианские подвиги, которые праведник совершал втайне и над которыми при жизни его многие, может быть, глумились, получат тогда настоящую оценку: он тогда увидит, что пред очами Божиими не сокрыта была ни одна слеза раскаяния, записана у Господа даже чаша студеной воды, поданная во имя Его. Перед совестью же грешника, которую он заглушал во время земной жизни, восстанут его беззакония во всей их мерзости — зависть, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, плотские нечистоты, гордость, тщеславие, лицемерие — и покроют его стыдом, тяжесть которого увеличится оттого, что весь мир узнает о них. В настоящее время многие согласятся лучше умереть, чем вынести обличение перед подобными себе.
Какой же стыд и ужас поразит грешника, когда перед очами целого мира обнажатся все его преступления, которые он совершал безнаказанно на земле, успевая скрыть их от земного правосудия: его гнусные мысли и намерения, которых никто не подозревал здесь в его благовидных поступках, — когда личина лицемерия, которой он прикрывался перед ближними, снимется с него и он предстанет перед всеми во всем своем нравственном безобразии! Обличение, какому подвергнутся тогда нечестивые, будет для них так невыносимо, что в порыве отчаяния они будут вопиять горам и скалам: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле Откр. Но вопль их не будет услышан. Уже в самом отделении одних от других каждый из имеющих предстать на Суд узнает участь свою, но окончательно она будет решена особым приговором Судии и Бога: «придите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Исполнителями этого приговора будут Ангелы.
Они отделят на Страшном Суде добрых от злых, как жнецы отделяют пшеницу от плевел, рыболовы — хорошую рыбу от негодной к употреблению. Они же водворят праведных в Царстве Небесном, а осужденных грешников ввергнут в пещь огненную, в огонь вечный Мф. Как бы кто ни понимал эту печь, этот огонь — в буквальном ли смысле, или так, что и без вещественного огня осужденные грешники будут испытывать такое же мучительное чувство, как если б они горели в сильнейшем вещественном огне, — во всяком случае ничего нельзя представить ужаснее их состояния. Притом здешний вещественный огонь, испепеляя вещество, ослабевает и погасает, но геенский огонь, пожирая, в то же время питает жертву свою, сам питаясь ее нетлением, — жжет, но не сжигает Тертуллиан и Златоуст. И такое состояние мучимых в огне будет вечно: огонь их не угаснет Мк.
Осужденные будут мучиться в нем во веки веков Откр. Как блаженство праведников будет вечно, так вечны будут и муки нечестивых. Скоро ли или нет наступит день Страшного Суда, к нему всегда нужно быть готовым. В чем состоит приготовление? В том, чтобы всегда помнить об этом дне и удерживать себя от всего того, за что грозит вечное осуждение.
Достигнуть успеха в этом деле ни для кого не легко. Потому день последнего Суда должен быть страшен не только для грешников, но и для праведников, ибо нет ни одного истинного праведника, который бы вместе с апостолом Павлом не считал себя первым из грешников, не исповедовал себя паче всякого естества человеча согрешившим, — если только он будет судить о своем нравственном состоянии не по сравнению с жизнью других людей, но по требованиям закона Божия. Стать вровень с этими требованиями, вполне осуществить их в жизни ни для кого не возможно. Потому и оправдания на Страшном Суде Христовом мы можем ожидать, собственно, не от дел наших, как бы они ни казались нам совершенны, но главным образом, от милосердия Божия, привлекаемого живой и деятельной верой в искупительные страдания и смерть Богочеловека, принятую за нас. Страшный Суд будет единственно откровением правды Божией, воздающей каждому смотря по тому, воспользовался ли он и как воспользовался в земной жизни дарованными ему благостью Божией средствами спасения.
Если не хочешь быть осужденным на Страшном Суде, поспеши предотвратить это осуждение делами покаяния в настоящей жизни. Если хочешь, чтобы пощадил тебя праведный Судия на Своем Страшном Суде, умоляй Его об этой пощаде теперь, пока Он терпит твои грехи, сохраняя твою жизнь в этом мире в ожидании от тебя покаяния. И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». Зосима — преподобный палестинский отшельник, который стал свидетелем чудесного перехода реки Иордан как по суху преподобной Марией Египетской и преподал ей христианское напутствие.
Темже Богородицу воистинну Тя почитаем». Песнь девятая «Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидов, помилуй, беснующыяся словом исцеливый, глас же благоутробный, яко разбойнику, мне рцы: аминь, глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду во славе Моей. Разбойник оглаголоваше Тя, разбойник богословяше Тя, оба бо на кресте свисяста. В этих стихах приводится высокий и поучительный пример покаяния в лице распятого разбойника, уверовавшего во Христа. Рядом со Христом распяты были два разбойника.
Один из них был закоренелый злодей: он стонал от крестных мук и вместе с тем поносил Христа. Не так вел себя другой разбойник. Он унимал своего нечестивого товарища, говоря: — Бога ты не боишься говоря такие речи , когда и сам осужден на ту же казнь; но мы осуждены справедливо, несем то, что заслужили своими делами. А Он ничего дурного не сделал. В этих словах разбойника выразилось сознание своих грехов и страх Суда Божия за них.
Следствием того и другого могло бы быть отчаяние. Но разбойника спасла от этой опасности вера в распятого Иисуса. Он не только раскаялся, но и уверовал в Иисуса как в обетованного Христа, как в Господа своего и Бога, и в духе покаяния и веры в Иисуса воззвал к Нему: — Помяни мя вспомни меня , Господи, егда приидеши во Царствии Твоем Лк. О силе покаяния разбойника можно судить по тому, что он не только самого себя исповедал достойным казни за свои дела, но и товарища своего, издевавшегося над Иисусом, старался образумить, пробудить в нем страх Божий и чувство раскаяния. О силе веры благоразумного разбойника и надежды на Христа свидетельствует то, что он исповедал эту веру и надежду тогда, когда видел Иисуса распятым, униженным, опозоренным, когда слышал, как все глумились над Ним, злословили Его, когда оставили Его самые близкие к Нему лица, кроме Матери и возлюбленного ученика Его.
Чем труднее было разбойнику при таких обстоятельствах уверовать в Распятого как Господа всемогущего, как Царя неба и земли, и обратиться к Нему с мольбой надежды, тем возвышеннее подвиг его веры и надежды. Господь обещает уверовавшему грешнику гораздо более, чем тот ожидал. Блаженное общение с Господом в той горней области, куда впоследствии Павел был восхищен и где он слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать 2Кор. Необходимо каждому христианину научиться у благоразумного разбойника покаянию. Печально будет, если кто умрет в этом состоянии, как умер разбойник, хуливший Христа.
Надо как можно быстрее обратиться, и если будет искренно твое обращение, как обращение благоразумного разбойника, оно, как бы ни было запоздало, будет принято Господом, как принято его покаяние. Но нельзя откладывать это не в коем случае, потому что никто не знает, когда наступит его час. Переломи свое упорство в греховных навыках; смиренно и беспощадно осуди себя здесь, чтобы избегнуть тамошнего осуждения, и с верой в распятого Иисуса, взявшего на Себя грехи мира, воззови к Нему, да не отринет твоего покаяния, как не отринул Он покаявшегося и уверовавшего разбойника, когда же смерть восхитит тебя от земли, да помянет тебя во Царствии Своем, да водворит тебя в одной из многочисленных обителей в доме Отца Небесного, хотя бы в самой последней. Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе. Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша».
Господь Иисус однажды сказал иудеям: «егда вознесете на крест Сына Человеческаго, тогда познаете, яко Аз есмь» Ин. Это предсказание сбылось, когда за распятием и смертью Господа последовали чудесные, страшные знамения, свидетельствовавшие о Его силе и власти. Иисус распят был в третий час дня, по нашему в девятый час утра. В шестом часу, по нашему в двенадцатом, в самый полдень, померкло солнце, распространилась тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу Иисус громко воззвал: Отче!
И вот начались проявления всемогущей силы и власти Божественного Мертвеца: завеса в храме, отделявшая святилище от святого святых, разодралась пополам сверху донизу в знак того, что путь в небеса, которые предызображены были святым святых, доступным для одного первосвященника, ныне открыт для всех , земля сотряслась, раскололись скалы и открылись гробы. В то же время обнажался, или пустел, ад — ибо Иисус душой Своей, разлучившейся с телом, сошел в ад как Победитель ада и смерти, и заключенные в нем души, с верой ожидавшие Его Пришествия, вывел в рай; а души некоторых из святых, вышедши из ада, снова соединились на короткое время с телами, и, восстав от гробов, эти святые по воскресении Спасителя вошли в Иерусалим и явились многим, для возвещения победы Христа над смертью и адом Мф. Таковы поразительные явления, сопровождавшие распятие и смерть Иисуса. Какое воздействие произвели они на тех, кто наблюдал это? Ожесточенные враги Иисуса остались Его врагами и после этих знамений Его Божественной силы и величия.
Они были слепы и глухи к тому, что происходило вокруг них. Они как будто не видели ни солнечного затмения, ни треснувших скал, не хотели признать во всем этом проявления всемогущей силы Распятого. Но в других эти чудесные явления произвели благоговейный страх и раскаяние. Так, римский сотник, вместе со своими воинами поставленный стеречь Распятого, — может быть, прежде мало знавший Иисуса, но слышавший, вероятно, что Иисус осужден на позорную казнь за то, что называл Себя Сыном Божиим, — видит землетрясение и другие чудеса, приходит в великий страх и говорит: точно, Этот Человек был Сын Божий Мф. И весь народ, который сошелся смотреть на Голгофу, увидев все, что происходило, возвращался со стонами раскаяния , бия себя в грудь Лк.
Пример и внушения врагов Иисуса увлекли многих из народа к тому, что одни из них насмехались над Распятым, другие только праздно ходили у Креста, как на зрелище. Но страшные знамения в часы страданий и смерти Иисуса привели народ в себя, заставили содрогнуться за собственную участь. Особенно должны были прийти в волнение и ужас те, которые пред тем кричали: кровь Его на нас и на чадах наших Мф. Скорбь и страх Суда Божия проникли в их сердца и положили начало тому раскаянию, которое впоследствии возжжено было с такой силой проповедью апостолов по сошествии Святого Духа Деян. Народ, возвращаясь с Голгофы, бил себя в грудь, признавая свою виновность пред Тем, казни Которого он требовал.
Но Христос пригвожден был ко Кресту за грехи всего мира: все мы виновны в Его Крестных страданиях и смерти. В каком же состоянии находимся мы?
В издании приводится полное последование утрени Великого канона на церковнославянском языке, напечатанное гражданским шрифтом с ударениями. Все богослужебные тексты и житие преподобной Марии напечатаны по порядку, что дает возможность следить за ходом богослужения и полноценно вникать в смысл всех чтений и песнопений. В Приложении публикуются Троичны, светильны и седальны восьми гласов, синаксарь в русском переводе и две редакции жития преподобной Марии Египетской. Книгу такого формата удобно брать с собой в храм, чтобы следить по ней за ходом богослужения и вникать в его смысл и содержание. Также издание можно использовать для домашней молитвы в случае невозможности присутствовать в храме.