Ребенок-интроверт может столкнуться с неправильной оценкой его поведения и способностей в школе.
Мой ребенок – интроверт
По словам психолога, ребенок с интровертированностью с осторожностью относится к новой информации, новым людям и изменениям: «Это качество помогает ему быть разборчивым в связях, новых знакомствах, выборе занятий. У этих детей как будто встроена эффективно работающая система безопасности. Родители могут быть уверены, что ребенок не попадет в неприятности, не уйдет с незнакомцем и будет очень осмотрителен». Также Евгения Глебова упомянула, что интроверты любят в тишине и без спешки разбираться в интересующей их теме: «Про них говорят: «Где посадил — там и нашел».
С ними спокойно гулять — если вы отвлечетесь на минуту, то он никуда не побежит за толпой детей. Он будет с пристрастием изучать предметы, чтобы докопаться до сути — ему важно понять, как это устроено и почему именно так, а не иначе. Эти дети сторонятся шумных компаний и не требуют постоянной смены впечатлений.
При таком положении дел родителям не приходится ломать голову над тем, чем бы еще развлечь такого ребенка — интроверту комфортно и одному, достаточно просто ему не мешать и не отвлекать от интересного ему занятия». Самые сильные стороны детей-интровертов в учебе и в жизни Психолог, профессор Любовь Григорович рассказала, что интроверты меньше подвержены внешнему влиянию, а значит, они более устойчивы к негативным, асоциальным влияниям: «Их сознанием сложнее манипулировать. У них лучше вырабатывается собственная позиция и они придерживаются ее, несмотря на попытки переубедить.
Интроверты более старательны и усидчивы. Качество выполненной ими работы обычно выше, чем у экстравертов. Они способны сосредотачиваться и углубляться.
Также они более оригинальны, у них меньше стереотипов, «имеют свой почерк», их работы узнаваемы, индивидуально неповторимы. Интроверты обладают большими способностями для самомотивации, самоподдержки, саморазвития. Способны регулировать свое состояние, вовремя чувствуют опасность перегрузиться, способны позаботиться о себе».
Психолог Евгения Глебова добавила, что у этих детей быстро развивается логическое и критическое мышление: «О них говорят — мудр не по годам. Интроверты любят рассуждать с самого детства, ищут причины и взаимосвязи, наблюдают за другими людьми и видят то, что укрывается от экстравертов. Им приходят неожиданные идеи и если они находят поддержку среди своего окружения, то делают все основательно.
Им очень важен не сам процесс, а результат.
Предлагать помощь Ребенку-интроверту бывает сложно попросить о помощи. И даже в случаях, когда она объективно необходима, он будет пытаться справиться с проблемой самостоятельно. Предлагать помощь нужно деликатно, так как настойчивость может вызвать у ребенка отторжение. В идеале он должен знать, что может обратиться к родителям в любой момент. И они обязательно внимательно выслушают его и постараются помочь. Важно помнить, что быть интровертом — нормально. Не нужно заставлять ребенка быть более общительным или веселым.
Нужно принимать особенности его темперамента и давать необходимые поддержку и любовь. Как обращаться с подрастающим экстравертом Как и в случае с детьми-интровертами, у родителей могут возникать сложности в понимании их особенностей, особенно в тех случаях, когда один из них или оба имеют противоположный тип темперамента. Как же общаться с ребенком-экстравертом? Позволять ему говорить Ребенок-экстраверт думает вслух. Он действительно много говорит, и это может утомлять. Но таким образом ребенок-экстраверт часто обдумывает пришедшие в голову идеи или стоящие перед ним задачи, а также делится своими эмоциями и впечатлениями. Потому не стоит прерывать ребенка. Это может обидеть его или сбить с мысли.
Важно объяснить, что бывают ситуации и места, в которых не стоит увлекаться длительными и громкими разговорами. Но ребенка обязательно выслушают, как только появится такая возможность. Также необходимо научить правилам вежливости и объяснить, что недопустимо перебивать других людей. Придется практиковать терпение, так как ребенку-экстраверту поначалу будет сложно справляться с собой. Беседуйте с ним, по очереди делясь своими мыслями, показывая, что, пока один человек говорит, другой молчит. Позволять сочинять истории и фантазировать Ребенок-экстраверт часто делится выдуманными историями, сочиняя их про себя и своих близких. Но делают это не с целью обмануть. Он заинтересован в том, чтобы привлечь к себе внимание, и в силу темперамента с этой целью часто говорит первое, что пришло в голову.
Оказавшись в ситуации, когда ребенок увлекается фантазиями в присутствии другого человека, родители могут сказать, что у него очень богатое воображение. Собеседник ребенка поймет, что не все из услышанного соответствует действительности. Позже наедине нужно поговорить о том, когда выдуманные истории уместны, а когда важно быть честным. По мере взросления ребенок все лучше будет чувствовать эту грань, но при этом его воображение останется таким же живым как в детстве.
Хотя человек может меняться с течением времени, он рождается интровертом или экстравертом. И об этом можно узнать уже впервые месяцы жизни ребенка. Оказывается, дети начинают проявлять признаки интроверсии или экстраверсии уже в возрасте четырех месяцев. Его интересует то, как устроен мир, но он осторожен в его изучении. Многие интроверты обладают острым умом и любопытством.
Они пытаются понять, как все работает. Но они больше склонны быть наблюдателями, предпочитая смотреть и размышлять, а не действовать. Они любят играть в безопасные игры, а не рисковать.
Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни. Стремление к обучению. Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика. Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи". Нестандартное мышление. Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков. Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка — кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же. Высокий эмоциональный интеллект. Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось.
10 советов по воспитанию ребенка-интроверта
У них лучше вырабатывается собственная позиция и они придерживаются ее, несмотря на попытки переубедить. Интроверты более старательны и усидчивы. Качество выполненной ими работы обычно выше, чем у экстравертов. Они способны сосредотачиваться и углубляться. Также они более оригинальны, у них меньше стереотипов, «имеют свой почерк», их работы узнаваемы, индивидуально неповторимы. Интроверты обладают большими способностями для самомотивации, самоподдержки, саморазвития.
Способны регулировать свое состояние, вовремя чувствуют опасность перегрузиться, способны позаботиться о себе». Психолог Евгения Глебова добавила, что у этих детей быстро развивается логическое и критическое мышление: «О них говорят — мудр не по годам. Интроверты любят рассуждать с самого детства, ищут причины и взаимосвязи, наблюдают за другими людьми и видят то, что укрывается от экстравертов. Им приходят неожиданные идеи и если они находят поддержку среди своего окружения, то делают все основательно. Им очень важен не сам процесс, а результат.
Они могут терпеливо и долго идти к результату». Как строить отношения с ребенком-интровертом Детский психиатр Елена Балакирева уверяет, что самое важное — принять своего ребенка с таким типом личности: «Не надо пытаться исправлять и менять ребенка, это может травмировать. Надо уловить его самостоятельное желание выйти из зоны закрытости и в этот момент помочь в построении взаимоотношений. В начальной школе, возможно, ребенку будет тяжело адаптироваться — в таких случаях можно рекомендовать постепенно входить в коллектив. Проработать возможные пути помощи в адаптации, смене обстановки, общении с другими людьми, а также в помощи создания комфортной обстановки дома поможет психолог.
При этом важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, а интровертированность — это не психическое расстройство». Елена Балакирева порекомендовала обязательно быть внимательным к детям-интровертам, так как они часто не рассказывают о своих проблемах. Главное для родителей — увидеть возможности ребенка и помочь ему раскрыть свой потенциал», — объяснила детский психиатр. Евгения Глебова подчеркнула, что в подростковом возрасте с детьми-интровертами интересно дружить: «Если родители выстраивают теплую атмосферу в семье, то наградой им будет яркая и глубокая личность подростка-интроверта.
Помогите ребенку преодолеть главный барьер, а остальные аспекты общения улучшаться автоматически. Поощрять неформальное общение. Общение с одноклассниками не должно ограничиваться рамками класса. В школе дети преимущественно нацелены на учебу и найти общие интересы у них часто не хватает времени. Пригласите ребят в гости, организуйте им совместный досуг — в свободной игре общение всегда будет более непринужденным и легким для вашего маленького интроверта. Научить дружить.
Расскажите ребенку, как выглядит настоящая дружба, когда ребенок может не переживать, что он недостаточно общителен, замкнут или стеснителен. В младшем возрасте дети интуитивно находят себе друзей среди тех, кто любит такие же игры, как и они, и кто добр к ним.
Они пытаются понять, как все работает. Но они больше склонны быть наблюдателями, предпочитая смотреть и размышлять, а не действовать. Они любят играть в безопасные игры, а не рисковать. Они смотрят, прежде чем прыгнуть и думают, прежде чем говорить. Интроверт чувствителен к окружающей среде.
Он может плакать, находясь в местах, где много шума или деятельности. Младенцы реагируют на незнакомые раздражители и взрослых, растут застенчивыми и замкнутыми. Когда ребенок становится старше, он предпочитает находиться с безопасным человеком, особенно в обществе новых людей и незнакомых ситуациях.
И если интровертного ребенка постоянно критиковать за это, то и у него может развиться застенчивость. Как, кстати, и у экстраверта. Интровертные дети уже с самого детства обладают потрясающей способностью «отключаться» в толпе. Вот он только что смотрел и слушал, и даже улыбался, и тут же его, как будто бы и нет. Сидит, уткнувшись в книжку, или катает машинку. Вот список высказываний из замечательной книги Лейни «Непобедимый интроверт», которые могут помочь многис родителям распознать темперамент ребенка. Если ваши дети в основе своей интровертны, они, вероятно: наблюдают и слушают, перед тем как присоединиться к какому-то действию; глубоко сосредотачиваются на предмете своего интереса; радуются, когда остаются в одиночестве в своей комнате, заряжаясь через самонаблюдение; говорят только после того, как продумают тему; обладают ярко выраженным чувством личного пространства и не любят, чтобы кто-то сидел слишком близко или входил в их комнату без стука; уединяются в своём личном пространстве, и, чтобы узнать, что они думают и чувствуют, их нужно об этом спросить; им необходимо подтверждение собственной нормальности, они могут иметь иррациональные сомнения в самих себе; много говорят, если предмет их интересует или если им комфортно с людьми Важно помнить, что среди детей нечасто встретишь так называемые «чистые» типы экстраверсии и интроверсии.
А возрастные кризисы могут смешивать карты и еще сильнее путать родителей. Фото Александра Соловьева Что делать и как обеспечить маленькому интроверту достаточный уровень комфорта? Многие интроверты во взрослом возрасте жалуются на непонимание со стороны близких. Они с каким-то особенным чувством вспоминют жуткие моменты, когда их силой выпихивали в центр комнаты и заставляли отвечать на многочисленные вопросы двоюродных тетушек. Некоторые мои друзья откровенничали, что веселые и шумные родители даже немного стеснялись их, тихих и необщительных детей. Поэтому так важно знать о темпераменте ребенка и обеспечить ему в семье обстановку, в которой бы он не терял, а восстанавливал свою жизненную энергию. Интровертные дети критически нуждаются во времени для себя. Они как бы создают вокруг себя пузырь, доступ в который весьма и весьма ограничен. И этот пузырь помогает им мысленно перезагрузиться и начать новую деятельность с новыми силами. Жизнь у наших современных детей до краев наполненна социальными событиями.
Мир, в котором ценности определяют экстраверты, диктует необходимость обладания навыком общения. И интровертным деткам не так то просто отстоять свое право на одиночество. Верный признак, что такому ребенку нужно побыть одному, — это изменение настроения в худшую сторону. Дети сами могут не подозревать об особенностях своего темперамента. И тем более заглянуть настолько глубоко в самих себя, чтобы оценить момент, когда уже довольно. Для этого им нужны взрослые. Очень чуткие взрослые. Вы, папы и мамы, как никто другой зная своего ребенка, можете подсказать ему и научить его, как и когда делать перерыв от шумного общества. Вы можете указать ему, когда он начинает злиться или отключаться, что нужно делать. Например, маленьким интровертам можно предложить почитать книгу в тихом месте.
Или прихватить с собой плеер с его любимыми мелодиями и, в периоды особого напряжния, просто надеть на него наушники и нажать на кнопку «плей». При этом интровертный ребенок, и в целом интровертная личность, может очень даже стремиться в общество. И ребенок может запротестовать, когда вы предлагаете ему чуть-чуть отдохнуть.
Как найти правильный подход к ребенку-интроверту?
У нас 2 интроверта, а ребёнок легко находит себе «друга на час» на любой площадке, так что мы в шоке. Я интроверт и меня пугает перспектива нахождения с ребенком в одном пространстве круглые сутки годами. Между прочим, ребенок-интроверт тоже может поставить своих родителей-экстравертов на грань нервного истощения. Если ваш ребенок особенно волнуется перед 1 сентября — удастся ли ему сохранить старых друзей, какими будут новые учителя — вполне возможно, по характеру он интроверт.
Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Интроверт Денис
Например, занятия спортом, стимулируя симпатическую нервную систему, заряжают интровертов энергией извне. С другой стороны, сон, используя возможности парасимпатической нервной системы, оказывает благотворное влияние и на экстравертов, улучшая их эмоциональные и познавательные функции, способствуя выздоровлению при физических заболеваниях, стимулируя пищеварение и другие сохраняющие, восстановительные функции. Сон — это вечная головная боль интровертов начиная с самого детства. Ацетилхолин является одним из главных нейромедиаторов, и в сочетании с другими биологически активными веществами он задает ритм сна и бодрствования. Ацетилхолин выделяется неравномерно, а поскольку интроверты особенно чувствительны к таким колебаниям, это сильно влияет на цикличность их сна. Интровертам нужен вполне определенный уровень активности холинергических нейронов для того, чтобы заснуть и спать продолжительное время. Если ацетилхолина слишком много, то человек постоянно испытывает сонливость. Если же запущен механизм реакций борьбы и бегства, то интроверту становится трудно сопротивляться возбуждающему действию допамина и норадреналина, а значит, и уснуть.
Известно, что если мозг интроверта возбужден, то унять его бывает крайне сложно. Еще одна причина, по которой дети-интроверты плохо засыпают, объясняется чисто психологически: разлукой с родителями. Отход ко сну сопровождается пробуждением множества разных страхов, особенно у маленьких детей. В результате у многих возникают трудности с засыпанием и сном. Ребенок может просыпаться по четыре-пять раз за ночь. Способность проспать всю ночь без перерывов — это достижение, требующее определенной зрелости детской нервной системы. Пусть это будет колыбельная, сказка, стишок или недолгая спокойная игра.
Дети постарше могут перед сном почитать или пообщаться с родителями. Нарушения сна могут возникать также в периоды повышенного напряжения, привыкания к чему-то новому, при семейных драмах и в поворотные моменты развития ребенка. В любом случае мягко успокаивайте ребенка до тех пор, пока он не научится засыпать сам. Исследования показывают, что «внутренники» лучше спят, если прячут руки и ноги под одеяло. Мой внук-интроверт Кристофер до трехлетнего возраста спал в своих любимых пушистых тапочках. Что касается интровертов постарше, то им обычно помогает уснуть тихая музыка, расслабляющая возбужденный за день мозг. Напротив, экстраверты лучше всего засыпают в абсолютной тишине и в темноте, отключая все внешние сигналы.
Вместе с ребенком поищите чудовищ в темном углу комнаты. Я, например, брала бейсбольную биту и, размахивая ею, выгоняла злых гномов из-под кроватки дочери. Одна-две просьбы и все. Для маленьких детей можно рисовать купоны — «Просьбы на ночь», например: «Дай попить», «Пошли мне воздушный поцелуй» и т. Договоритесь тратить только по два купона за вечер. Если ребенок начнет капризничать, скажите ему: «Ну все, хватит, ты уже потратил свои два купона. Теперь спать.
Спокойной ночи». Ненавязчивая дисциплина Дисциплина готовит детей к самостоятельной взрослой жизни. Дисциплина создает определенные неудобства — и для вас, и для ребенка, — но она необходима. У родителей, откровенно говоря, довольно мало рычагов воздействия на ребенка. Интересно, что лучший способ приучить ребенка к дисциплине — это позволить ему наблюдать за поведением родителей. На детей гораздо сильнее действует то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. За сравнительно короткое время общения с ребенком вы можете показать ему очень многое: как держать себя в руках, как мыслить независимо и одновременно уважать чужой авторитет.
Вы можете преподать ребенку важнейший урок: ответственность — цена независимости. В книге «У каждого свой дар» Изабель Майерс-Бриггс подчеркивает значимость самодисциплины, которую она называет «добросовестным суждением» — способностью сделать лучший выбор и поступать в соответствии с ним. Если этот фундамент не заложить в самом раннем возрасте, то с годами жизнь ребенка будет становиться только тяжелее. Дети-интроверты самой природой предрасположены к самодисциплине. Они умеют говорить себе «нет», умеют объективно оценить ситуацию, а так как они склонны думать, прежде чем действовать, то, как правило, выбирают наилучшие варианты поведения. Если с детьми-интровертами тепло обращаются, то они сами легко вырабатывают у себя привычку к самодисциплине. Их просто надо ненавязчиво направить в нужное русло.
Континуум дисциплины Существует целая шкала степеней дисциплинированности. На одном конце диапазона находятся дети, вообще не знающие, что такое дисциплина. Им не приходится сталкиваться с последствиями своих поступков. В результате они вырастают, не понимая связи между своими решениями и событиями в их жизни. Из детского опыта они подсознательно делают вывод, что им позволено все. В своих проблемах они винят только других. На противоположном конце диапазона находятся сверхдисциплинированные дети.
Слишком жесткие порядки для ребенка — это то же самое, что безветрие для парусника. Малейшая неопределенность заставляет ребенка опустить руки и признать свою неудачу. Такие дети легко сдаются, так как лишены уверенности в своих силах. Нормальная дисциплинированность подразумевает здоровое равновесие между «слишком много» и «слишком мало». К счастью для вас, родителей, дети-интроверты от природы склонны к порядку. Они сами умеют обуздывать свое поведение. Поскольку они обычно берут паузу, прежде чем что-то сказать или сделать, они редко совершают необдуманные поступки.
По сравнению с детьми-экстравертами они лучше представляют себе последствия каждого своего шага. Более того, они наблюдательны и прекрасно понимают, что происходит вокруг. Обычно у детей-интровертов очень сильная воля. У них рано, пожалуй, даже преждевременно, появляются нравственные принципы. При этом они, конечно, все равно остаются детьми, и время от времени им надо попробовать перешагнуть границы дозволенного. Естественно, они могут ошибаться в своих суждениях. Воспитывать привычку к дисциплине у интровертов и экстравертов надо по-разному.
Основа характера интроверта — это склонность подавлять свои порывы. Экстраверты же не стесняют себя никакими рамками и часто ведут себя, как им вздумается. Им необходимо одобрение окружающих, но в число этих окружающих они не всегда включают собственных родителей. Оставшись без нужной им внешней стимуляции, дети-экстраверты могут устроить какую-нибудь шалость просто для того, чтобы пощекотать себе нервы. Такие дети получают настоящее удовольствие от конфликтов, испытывают от них приятное возбуждение. Поскольку «наружники» могут быть импульсивными и несдержанными, воспитывать их надо в строгости и устанавливать для них четкие границы дозволенного. Экстраверты, в отличие от интровертов, не склонны испытывать стыд или чувство вины за свои поступки.
Детям-интровертам нужны лишь поощрение и поддержка; в жестких ограничениях они не нуждаются. Им хватает разумного объяснения. Ты не мог бы часок-другой не играть на гитаре? Они испытывают трудности с обратной моделью поведения: когда нужно выразить несогласие или принять рискованное решение. Для «внутренников» характерна одна особенность: они с готовностью берут на себя слишком большую ответственность и испытывают чувство вины даже в тех случаях, когда неудача произошла не по их вине. Многие дети-интроверты говорили мне, что, когда учительница в классе объявляла о какой-то пропаже, они чувствовали себя виноватыми, хотя не имели к этому никакого отношения. Вот почему следует проявлять мягкость и деликатность, приучая маленьких интровертов к дисциплине.
Непременно следите, не давит ли на вашего малыша груз ответственности за произошедшую неприятность. Если он считает себя виноватым, то может надолго повиснуть на этом крючке. Помочь ему освободиться — ваша прямая обязанность. Если, например, ребенок случайно наступит на лапу собаке, то он ужасно расстроится и разозлится на себя. Его не надо ругать или укорять — он сделает это сам и в будущем станет внимательнее смотреть под ноги. Принимать меры нужно только в тех случаях, когда ребенок не раскаивается, что причинил кому-то боль — животному или другому человеку. Устанавливая разумные границы поведения, осторожно направляйте детей-интровертов, но ни в коем случае не берите их в ежовые рукавицы и не лишайте уверенности в себе.
Не всегда легко соблюсти этот тонкий баланс. Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков. Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные действия. Это можно только приветствовать. Мало того, дети-интроверты испытывают физический и психологический дискомфорт, если в их крови повышается содержание «возбуждающих соков» — обычных спутников риска. У детей-экстравертов такого встроенного стоп-сигнала нет, и выделение возбуждающих гормонов доставляет им большое наслаждение. Именно поэтому такие дети могут, не задумываясь, совершать дерзкие поступки, а порой и преступления.
Выходит, что отрицательная сторона характера интровертов — излишняя податливость — компенсируется пониманием недопустимости неоправданного риска. Интроверты с высоким уровнем самооценки, которых в детстве чаще поддерживали, чем критиковали, умеют при необходимости спрятать в карман свое самолюбие, на что далеко не каждый способен в нашем сегодняшнем мире, но, когда речь заходит о принципиальных вещах, в состоянии постоять за себя. В качестве образца для подражания они могут выбрать обладательницу «Оскара» актрису Хелен Хант, которая называет себя «дерзким интровертом». Она говорит, что может иногда робеть, но, если ей приходится покинуть свою зону комфорта, она может стать и по-настоящему нахальной. Помните: для того чтобы воспитать из ребенка-интроверта уверенную в своих силах личность, с ним непременно надо наладить доверительные отношения. Если ребенок не будет уверен, что его ценят и уважают, он никогда не вылезет из своей скорлупы. Самый надежный способ вырастить забитого, застенчивого и робкого ребенка — это обращаться с ним сурово, силой принуждать его к дисциплине.
Телесные наказания и другие средства унижения убеждают ребенка в том, что агрессия — наилучший способ решения любых проблем. Все исследования по развитию детей говорят о том, что бить, унижать, пороть, дразнить или сравнивать с другими хорошими детьми — значит отравлять нормальный процесс развития ребенка. Более того, эти методы дисциплинарного воздействия попросту не работают. Трудно быть родителями, и каждый время от времени может вспылить. Но если вы вообще не умеете сдерживать свой пылкий нрав, то подумайте, не следует ли вам обратиться к психотерапевту. Контроль или сотрудничество? Многие родители думают, что должны употреблять власть и полностью контролировать поведение своего ребенка.
Возможно, они сами этого даже не осознают, но такая диктатура имеет множество обличий: обвинения, поучения, угрозы, приказной тон, сарказм, сравнение с другими или разыгрывание из себя мученика. Противоположность контролю — это сотрудничество, когда и ребенок, и его родители отказываются от претензий на абсолютную власть. Наилучший способ пригласить ребенка к равноправному сотрудничеству — это дать ему понять, словом или делом, что он на многое способен. Сотрудничество с взрослыми членами семьи внушает ребенку уверенность в себе и своих силах, а это, в свою очередь, позволит ему в будущем эффективно взаимодействовать с другими людьми. Даже если вы прекрасно сознаете преимущества сотрудничества и тщетность авторитарных методов воспитания, иногда бывает очень трудно не сорваться на командный тон и не проявить властных наклонностей. Во-первых, дети в определенном возрасте начинают включать свою самостоятельность. Многие слышали, какие сцены устраивают «ужасные двухлетки».
К упрямству склонны и дети четырех с половиной лет. Далее идут дети шести, восьми, тринадцати и семнадцати лет — тоже серьезные испытания для терпения родителей. На этих опасных рубежах схватка за первенство может нежданно-негаданно вспыхнуть из-за любого пустяка. При том что ребенок-интроверт выглядит паинькой, он все равно любит, чтобы все было по его хотению. Он слышит недоступный окружающим ритм, отбиваемый старым упрямым барабанщиком, и марширует в такт. Ребенок внешне проявляет особенное упорство, если внутри чувствует беспомощность, подавленность, гнев или страх. Но в борьбе участвуют двое, и вы, как родитель, не имеете права заглатывать брошенную вам наживку.
Даже если вы и не чувствуете себя таковым, то все равно воздержитесь от борьбы. Перестаньте спорить. Если бой все же завязался, то это значит, что вы не признаёте права собственного ребенка на чувства и свою точку зрения. Отступите и сделайте глубокий вдох. Подумайте: «Почему же мы зашли в тупик? Сделайте еще один глубокий вдох и посмотрите на все происходящее со стороны. Спросите себя: «Чего я к нему цепляюсь?
Подумайте о том, что вы будете делать, а не о том, что вы хотите заставить сделать ребенка. Не злись, завтра после обеда будет новый десерт! В результате я раздражаюсь, а ты опаздываешь в школу и расстраиваешься». Давай посмотрим, как нам быть». Если ребенок затрудняется что-то предложить, то придите ему на помощь и сами выскажите несколько идей: накануне выбрать одежду и сложить ее на стуле, заранее приготовить школьный завтрак, не включать утром телевизор. Сделайте это вместе с ребенком. Мы не опаздываем уже целых три дня кряду!
В возрасте четырех-пяти лет у многих детей-интровертов, даже если у них не было кризиса двухлетнего возраста, появляются отчетливые желания и потребности, удовлетворения которых они домогаются всеми доступными средствами. Дети начинают клянчить, ныть, отказываются разговаривать с родителями, если те не желают исполнять их капризы. Кроме того, бывают у ребенка и просто тяжелые дни, когда он неважно себя чувствует, ощущает себя загнанным в угол или буквально утопает в своих чувствах… а в результате может разразиться самый настоящий скандал. В таких случаях экстраверты выплескивают свой гнев на всех, кто попадается под горячую руку, чаще всего на родителей, обвиняя их в своих бедах. Интроверты по большей части склонны к интернализации — поэтому они замыкаются в себе, становятся вялыми и скорее расстраивают вас, чем провоцируют на скандал. Эти моменты — самое тяжкое испытание для родителей. Когда ребенок на взводе, любое ваше слово, любой поступок только ухудшают ситуацию.
Если страсти уж очень сильно накалились, сделайте паузу, успокойтесь и возьмите себя в руки.
Сойтись с другим человеком интроверту непросто. Однако если это и происходит, то создавшиеся отношения будут долгими и прочными. У интровертов отсутствует склонность к конфликтам и соперничеству, которые способны разрушить детскую дружбу. Друзей у такого ребенка немного, но он ими очень дорожит. Отрицательные качества Признаки ребенка-интроверта становятся заметными у него уже на первом году жизни. При этом родители могут отметить у своего чада такие черты: Отсутствие желания общаться со сверстниками. Порой детям-интровертам это становится даже в тягость. Они прекрасно относятся к одиночеству, и это качество сохраняется у них на протяжении всей жизни. Иногда уже повзрослевшего интроверта раздражают даже свои дети.
Нежелание маленького ребенка идти на руки к людям, которые для него незнакомы. Такой малыш, скорее всего, начнет громко рыдать и в том случае, если на него будет обращено пристальное внимание толпы например, во время детского праздника. Некоммуникабельность, которая часто порождает неуверенность. Дети-интроверты порой бывают чересчур обидчивы. Нелюбовь к массовым мероприятиям. Во время их проведения такие детки быстро устают. На протяжении всего праздника они просят взрослых отвести их домой. Признаки интроверта Для того чтобы отнести свое чадо к тому или иному типу темперамента, родителям важно изучить основные признаки, которые присущи каждому из его видов. Дело в том, что чистые интроверты и экстраверты встречаются в жизни не так уж и часто. В детях более всего отмечается смешение этих двух типов при сдвиге в ту или иную сторону.
Что более всего характерно для интроверта? Избегание контакта взглядом. Особенно сильно проявление подобного признака можно наблюдать при встрече ребенка с незнакомыми людьми. Истерики, которые закатывает сильно уставший ребенок. Делает он это не из-за своих капризов. Просто нервная система малыша не справляется с возрастающей нагрузкой. Тихое поведение. Ребенок-интроверт предпочитает общение с самим собой и с игрушками. Он никогда не станет бегать по магазину и всегда находится рядом с родителями. Хорошо развитая фантазия.
Именно это и позволяет такому малышу играть в одиночестве. Отказ пробовать что-либо новое. Таких детей пугают изменения, особенно если это касается взаимодействий с другими людьми. Слабое выражение эмоций. Такие дети порой кажутся безразличными, хотя в душе они переживают очень сильно. Такие же признаки характерны и для подростков. При этом они нечасто примыкают к какой-либо социальной группе, не любят шумных вечеринок, а если и попадают туда, то держатся обязательно в стороне. Как общаться с интровертом и правильно его воспитывать?
Что мне делать? Что сказать родителям? Как достучаться? Дополнен 6 лет назад Понимаю, что всё очень сумбурно, да количество символов ограничено. Скажите, что делать если родители не понимают что мне нужно личное пространство. Чаще всего все мои "выступления" остаются проигнорированы. И да, желание знать обо мне всё при всё они аргументируют тем, что "пока мы тебя содержим, ты будь делать всё что мы скажем". К чем они это приплетают я не понимаю. У тебя ярко выраженный комплекс неполноценности и боязнь критики. Всё что ты описала проистекает из подсознательного ощущения, что многое ты делаешь неправильно или не так. Почему-то не видишь в родителях желания помочь и создаёшь сама к этому предпосылки. Теорию "личного пространства" всячески культивируют пиндосы, в странах, которые они себе подчинили или хотят подчинить. Основное её назначение уничтожение семейных ценностей, ценностей дружбы и любви. В основном это конечно же вопрос доверия. Если ты хочешь, чтобы тебе доверяли - кому доверяешь ты? Ира СимоноваЗнаток 392 6 лет назад "Теорию "личного пространства" всячески культивируют пиндосы, в странах, которые они себе подчинили или хотят подчинить. Если не трудно, то прошу, объясните. Сергей Матвеев Искусственный Интеллект 182599 "Личное пространство" - направлено на атомизацию особей. Поэтому, вместо семейных застолий, или открытого обсуждения проблем - "это моё - не лезьте". Как можно тебе помочь или исправить в ошибках если нет открытости или дружбы. Это ведь отсутствие доверия. Боязнь, сто попавшие в твою сферу будут тебя ругать, или портить, или причинять боль критикой и помощью в осознании ошибок. А в любви - это отрицание её, как таковой, объяснение, гормонами, флюидами или "химией". А в итоге замещение её сексом. С разрешением и поощрением всевозможных девиаций и отклонений. Нет "отношений" , есть взаимоотношения.
Нестандартное мышление. Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков. Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка — кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же. Высокий эмоциональный интеллект. Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры — сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его. Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас. Интересный собеседник. Чуткость, умение слышать, что говорят, улавливать суть вещей, вдумчивость и умение задавать интересные вопросы — свойство интровертов. Они могут поделиться своим опытом, честны и предлагают много разных вариантов решения заявленной проблемы.
Ребенок-интроверт: какую форму обучения выбрать?
Как помочь такому ребенку адаптироваться в коллективе, рассказала порталу психолог Ломоносовской школы №5 Василина Бычина. Ребенок–интроверт может не проявлять безудержного энтузиазма, как другие дети, но его сдержанность обычно позволяет ему делать более продуманный и обоснованный выбор. Как родители могут помочь ребенку-интроверту адаптироваться к жизни в социуме, рассказывает бизнес-тренер по коммуникации и ораторскому мастерству Гульнара Ибракова. Ребенок-интроверт в детском саду и позже, став школьником, прекрасно осознает то, что он обладает собственным, принадлежащим только ему миром. Тип темперамента закладывается генетически, поэтому родителям ребенка-интроверта нужно принять тот факт, что он не изменится. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить.
выбираем профессию. Если ребёнок интроверт. Фрагмент моей книги "Характер ребенка - приговор?"
Интроверты чувствуют себя особенно не комфортно, выступая перед аудиторией утренники, занятия в группе. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о помощи дошкольнику в выступлении подсказать, стишок или движение в танце. И для стеснительных детей лучше минимизировать выступление перед всей группой. Если за день не случилось ничего особенного, то и рассказать не о чем. Они предпочитают ответить односложно.
Таким дошкольникам нужно объяснить, что воспитателю и другим педагогам не важно что они скажут, а важно как они скажут. Задание на говорение- всего лишь возможность закрепить новые слова в речи. Не задавайте слишком личные вопросы, интроверты не любят делиться своими переживаниями.
Задавайте уточняющие вопросы. Ребенку необходимо видеть, что его слова и мысли ценятся и принимаются, чтобы он был более открытым и вовлеченным в беседу. Не забывайте и со своей стороны раскрываться перед ребенком — поддерживайте открытость диалога. Рассказывайте ему о своих мыслях, делитесь впечатлениями от пройденного дня или своими планами.
Так он почувствует, что вы тоже доверяете ему и находитесь на одной волне. Ребенку необходимо видеть, что его слова и мысли ценятся и принимаются Проявляем интерес и разделяем увлечения Очень важно регулярно находить время для общения с ребенком в течение дня — не потому что так надо, а потому что вы так хотите. Не забывайте проявлять искренний интерес к его увлечениям, интересам и хобби. Это создает положительную связь и позволяет ребенку чувствовать себя комфортно в выражении своих чувств и мыслей. Можно звонить или писать ребенку, чтобы просто поболтать, а не узнать, что он получил по контрольной. Если вы знаете, какой музыкой он увлекается, отправьте ему новый трек любимой группы или новость о его кумире. Побольше расспрашивайте его о модных трендах, играх, увлечениях среди детей его возраста — дайте понять, что он для вас авторитет в этих вопросах.
AD AD Важно: не осуждайте, не оценивайте и не критикуйте его слова. Даже если очень хочется. Это будет путь к закрытой двери интроверта. Ребенок должен точно знать, что выражать вам свои мысли и слова он можно абсолютно безопасно и ему ничего не грозит. Искренний интерес и поддержка — ключ к открытому и радостному общению. Упражнения для развития навыков коммуникации Интровертность — не препятствие для успеха и счастья Пересказ Но не просто дословный, а анализирующий.
Это не какое-то психологическое отклонение. А особый стиль мышления. Ничего плохого в том, чтобы быть интровертом, нет. И насиловать, чтобы изменить себя в сторону экстраверта не нужно. Принимайте себя такими, какими вы есть. Но помните о своих психологических особенностях. Во-первых, мы крайне ревностно относимся к своему личному пространству. Мы не пускаем туда всех подряд. Потому и окружающие думают, что заслужить доверие интроверта — длительный и тернистый путь. Это так. Но не стоит носит маску недоверчивости во всем. Ты — мама. Ребенка твое чрезмерное недоверие может испортить. Он любознателен, все ему интересно, верно? Так пускай ребенок свободно изучает мир. А от тебя требуется только, чтобы быть рядом и любить его таким, какой он есть. Конечно, можно предупреждать. Давать советы. Но не устанавливай слишком узкие границы. Помни, мир ребенка гораздо шире нашей. Это мы, став взрослыми, ограничиваем себя определенными рамками. Но став матерью, мы получаем возможность вновь расширить свой мир. Во-вторых, мы — ранимые существа. Если нас задеть за живое, то так просто мы не простим. И очень зря. Ведь не прощая и отпуская свои обиды, мы копим в себе весь негативный багаж. Возможно, из-за этого мы и кажемся мрачными и нелюдимыми. Научитесь прощать и отпускать обиды. И последнее, что мне хотелось бы отметить, у нас, как у интровертов, большой потенциал. В нас скрыты лидерские качества. Да, именно. Мы можем быть лидерами. Причем очень даже хорошими. Но чтобы реализовать данный потенциал, нам необходимо научиться контактировать с другими и забывать плохое. У нас богатый внутренний мир. Так зачем держать его в себе? Ведь мы — мамы. И можем поделиться своими знаниями со своими детьми. Они скажут только «спасибо».
Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни. Рекомендация: помнить о том, что одиночество интроверта — это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой — помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе. Реклама 2. Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают. Рекомендация: Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни. Стремление к обучению. Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика. Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам.
Ребенок-интроверт. О чем нужно помнить родителям
Интроверт не желает быть в центре внимания, индивидуалист, склонен к размышлениям и творческим занятиям. Как помочь такому ребенку адаптироваться в коллективе, рассказала порталу психолог Ломоносовской школы №5 Василина Бычина. Большой плюс ребенка-интроверта в том, что он требует гораздо меньшего сиюминутного внимания к себе.
Мой ребенок – интроверт
При этом дети-интроверты часто социально очень прямолинейны, но они нелегко адаптируются. Как научить его дружить и найти свое место в коллективе, узнаем в этом выпуске программы «Счастливый ребенок» у психолога, тьютора Школы Макарун Владимира Мухина. Как научить его дружить и найти свое место в коллективе, узнаем в этом выпуске программы «Счастливый ребенок» у психолога, тьютора Школы Макарун Владимира Мухина. Ребенок интроверт довольно часто задумывается и, если его подгонять с ответом, то это создаст значительное напряжение, которое может вылиться во вспышку гнева. Большой плюс ребенка-интроверта в том, что он требует гораздо меньшего сиюминутного внимания к себе. Ребенок-интроверт, которого подталкивают к разговору, чувствует себя некомфортно и будет пытаться максимально быстро выйти из ситуации вынужденного общения.