Как известно, согласно официальной версии, зафиксированной в Евангелии, Иисус воскрес из гроба на третий день после распятия. После чудесного воскрешения многие уверовали в Христа и на следующий день шумно встречали его при въезде в Иерусалим, бросая на дорогу пальмовые ветви. Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии.
Главный христианский праздник. Как будут отмечать Пасху в 2023 году
В православной церковной службе отражено представление, что Христос воскрес в ночь с субботы на воскресенье (уже утром произойдут события описанные выше), именно поэтому на этот праздник в церковь христиане собираются поздним вечером субботы, а поздравлять друг. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего. Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является краеугольным камнем христианства. известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками.
Как отметить Лазареву субботу 27 апреля: главные традиции церковного праздника
Пётр же сразу входит в гробницу и замечает, что сударь , повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Иисуса Христа. Пётр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» Лк. Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его.
Воины так и поступили, как научены были. Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина.
Ей являются два ангела, а потом и Христос , которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу. Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является жёнам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам.
Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус , расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает. Они тотчас возвращаются в Иерусалим, сообщая об этом апостолам, которые не поверили.
Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону. В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы , сквозь запертые двери из-за боязни иудеев. Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мёд.
Начало трансляций в 09-00 и в 17-00. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем». Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых.
Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев.
Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха.
Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь.
На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля. В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света. От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным. Богослужение у традиционных протестантов, лютеран, начинается с Пасхального приветствия. Пастор трижды произносит: «Христос воскрес!
В этот день всегда совершается Евхаристия. Православные пасхальные богослужения Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса. Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав».
В чем смысл Лазаревой субботы С эпизодом с воскрешением тесно связаны события, которые выпали на последнюю неделю земной жизни Христа, полную страданий и завершившуюся гибелью Иисуса на кресте, — в православной традиции этот период знают как Страстную неделю. Как следует из Евангелия от Иоанна, фарисеи и первосвященники сильно испугались произошедшего с Лазарем, опасались, что еще больше людей уверуют в Иисуса. С того дня Христа было велено схватить и задержать.
О смысле и значении Лазаревой субботы также неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В одной из патриарших проповедей по случаю праздника звучат такие слова: «Не случайно этот великий день празднуется в преддверии Страстной седмицы недели , потому что Страстная седмица сопровождается воспоминаниями о страданиях Господа и Спасителя, о его смерти и Воскресении. А празднование воскрешения Лазаря помогает нам понять, что и каждый из нас пройдет и через свои страдания, и через смерть, но и через воскресение, дабы выйти в сретение Господа и Спасителя».
Традиции Лазаревой субботы: что можно и нельзя делать Лазарева суббота, как и любой церковный праздник, наполнена традициями. При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу.
Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза.
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня
Что вспоминают в Лазареву субботу? Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь сильно заболел, и его сестры — Марфа и Мария — сообщили об этом Христу. На что Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Лазарь же умер, и когда Спаситель пришел в Вифанию. Марфа встретила его словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе», на что Христос ответил: «Воскреснет брат твой».
Это стало преддверием воскрешения самого Господа.
Иисуса встречали в Иерусалиме как Царя. Люди видели настоящее чудо: тело Лазаря, которого коснулись уже следы разложения, ожило. Господь вдохнул жизнь в человека, который не просто скончался, но скончался давно и от тяжелой продолжительной болезни. Господь не спешил исцелять Лазаря, хотя мог сделать это, именно потому что намеревался воскресить. Видевшие это событие и слышавшие о нем радовались приходу Христа в Иерусалим, так как надеялись, что Мессия неистово сокрушит врагов земных, въехав в город на ослике. Но Иисус пришел бороться с главными врагами — со смертью и адом. Земное процветание и благоденствие не входило в Его планы. Его ждал арест, пытки и смерть на Кресте. Один из самых важных для христиан дней на Страстной седмице — Великий Четверг, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери.
Ведь именно тогда было установлено таинство Евхаристии. В Страстную Пятницу, самый трудный день, вспоминается Крестная жертва Спасителя. Это — день Его страданий и смерти. Церковь скорбит о страстях Христовых. Вместо литургии в этот день совершаются Царские Часы. На вечерне выносят плащаницу, это символ положения Тела Христова во гроб. Далее — затишье дня покоя, Великой Субботы, и радость Христова Воскресения. Господь пришел в этот мир не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть и подарить нам надежду на спасение от неизбежности смерти, отпущение грехов и жизнь вечную. Христиане празднуют принятие этой возможности.
Подготовка к Пасхе в 2023 году, как и в любом другом церковном году, заключается в посте, молитве и размышлениях о том, что Господь пострадал за наши грехи. И мы должны достойно и праведно принимать дар жизни, который преподносит нам Пасха Христова. Robert Anning Bell. Жены-мироносицы Традиции празднования Христова Воскресения Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе! Это не просто слова, но подтверждение нашей веры и преданности Христу. Мы верим, что Христос скинул оковы смерти и был Богом, а не просто человеком, который заснул летаргическим сном или впал в кому. Воскрешение Христа было истинным чудом. Накануне этого светлого дня верующие освящают пасхальную трапезу, символы Пасхи — куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
В I веке весь мир был языческим, люди поклонялись многим божествам.
Эти боги не были ни всемогущими, ни всеведущими, ни всеблагими. Даже нельзя было сказать, что они любят людей, у них могли были быть любимцы, как у правителей бывают фавориты, но любовь к людям вообще… Нет, этого не было. Боги могли иметь довольно склочный и распущенный характер и нередко конфликтовали между собой. Но в Иерусалиме верили совсем по-другому. Древние евреи отличались от своих языческих соседей — они были, как мы сейчас говорим, монотеистами.
За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва возгласил молитву о Святой Руси. Перед причащением верующих со словом проповеди обратился иерей Евгений Сизиков.
В завершении богослужения духовенство совершило славление праздника. После чего с приветственным словом обратился настоятель храма протоиерей Алексий Сорокин, поблагодарив архипастыря за совершенное богослужение в день престольного праздника, подарил Высокопреосвященнейшему владыке картину с изображением утраченного в 1972-м году Спасо-Всеградским собором города Вологды.
Сколько раз воскрес Христос : Интересное
Христос Воскрес! Воскрешение Иисусом Христом Лазаря вспоминается в субботу на 6-ой неделе Великого поста на утрени и Литургии. Христос Воскрес! Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье. Как известно, согласно официальной версии, зафиксированной в Евангелии, Иисус воскрес из гроба на третий день после распятия. "Она символизирует гроб Христов, из которого воскрес Спаситель", — объяснил Сергей Муравьёв.
Семь фактов, подтверждающих воскресение Христа
Юлия Ковалева, религиовед Католики также не склонны придавать столь большого сакрального значения приготовлению пасхальных блюд. Рецепты и формы праздничной выпечки разнятся от страны к стране: где-то едят маленькие булочки с корицей, где-то — подают фруктовый торт или пекут «колоски». В некоторых западных странах одним из символов Пасхи стал кролик, образ которого не имеет отношения к религиозному содержанию праздника. По легенде он прячет в саду крашеные яйца. Их поиск стал пасхальной детской игрой, которая популярна и сегодня. Как празднуют Пасху православные в других странах Греция. В этот день принято запускать салюты. В полночь перед торжеством люди собираются вокруг церквей, держа в руках свечи, которые зажигают от Святого Огня.
После ночной службы греки возвращаются домой, чтобы стукнуться красными яйцами и устроить застолье с традиционным супом — магирицей. В праздничный рацион обязательно включают жареную баранину. Пасхальные традиции в Сербии почти такие же, как в России: в Великий четверг красят яйца, в праздник стукаются ими, говоря «Христос Воскресе». В этой стране на Пасху готовят особое блюдо — чесницу — специальный хлеб, в который иногда вкладывают монетку для счастья. Пасха в Эфиопии называется Фасика. После длительного поста, который продолжается 55 дней, верующие наряжаются в традиционные белые одеяния и отправляются на ночную службу, которая длится до утра. После этого семьи возвращаются домой для праздничного застолья с традиционными блюдами: доро ват курица в остром соусе и инджера кисловатые лепешки.
В Румынии пасхальные традиции сочетают религиозные обряды с народными. В ночь перед Пасхой обязательно проводят церковные службы. По пути домой принято идти с зажженными свечами, которые символизирую свет Господень. Пасхальные яйца украшают сложными узорами, используя восковую роспись. В пасхальном меню у жителей страны обязательно присутствует козунак — сладкий хлеб с изюмом и орехами. В Армении Пасху называют Затик, что переводится как «избавляться», «освобождаться». Как и в России, к празднику красят яйца и устраивают на них «битвы».
На стол обязательно ставят рис с изюмом, пасхальный хлеб чорек, рыбу и различные виды выпечки. Приметы на Пасху С Пасхой, как и с многими другими православными праздниками, связано множество народных обычаев и поверий. Хотя Церковь такие практики не приветствует, справедливо замечая, что они не имеют отношения к христианству, некоторые из них прочно укоренились и стали частью традиции. Пасхальные поверья, связанные с привлечением удачи и благополучия: Считается, что если съесть верхушки кулича, то можно избавиться от неудач. Для пополнения в семье на стол ставят дополнительную тарелку с кусочком кулича, который затем отдают птицам. К пасхальным яйцам прикладывают драгоценности для привлечения достатка. Для защиты детей от болезней используют освященное яйцо, которым катают по голове и телу ребенка.
Кулич — символ того хлеба, который вместе преломляли Иисус Христос и его ученики. Творог и мёд означают обещанную верующим «землю, где течёт молоко и мёд». Надпись «ХВ», изображения крестов и копий, ветвей и крестов символизируют страдания и воскресение Христа. Творожная пасха одновременно напоминает о жертве Сына Божьего и символизирует праздничное веселье.
Что такое Благодатный огонь Ежегодно накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит чудо схождения Благодатного огня. В ответ на молитву иерусалимского православного патриарха на мраморной плите гроба Господня появляется огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Этим прохладным огнём патриарх зажигает свечи и лампады и выносит их в храм. Вначале Благодатный огонь не обжигает — верующие даже «умываются» им.
Церемония схождения Благодатного огня транслируется по телевидению. Святой огонь нисходит только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи. Считается, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Однако официальные представители церкви регулярно подчёркивают: «В Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы».
Скептики считают схождение Благодатного огня мистификацией Православной церкви. Есть предположение, что появление огня — ловкий продуманный фокус. Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Некоторые священники даже заявляют, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу произнесённой над ним молитвы.
Перед храмом зажигают большой костёр, а от его огня — Пасхал большую свечу , которую вносят в тёмный храм под гимн Exsultet. Этот гимн извещает верующих о воскрешении Христа. Сами верующие поочерёдно зажигают от Пасхала свои свечи. Перед Пасхой католики обязательно украшают дом цветными салфетками и цветами.
Пищу на Пасху заранее освящают. Трапезу начинают с крашеных освящённых яиц. Как правило, протестанты западноевропейских стран отмечают Пасху одновременно с католиками, российские — вместе с православными христианами. Единой даты Пасхи у протестантов нет из-за большого количества течений.
В протестантских церквях на Пасху задействованы всё прихожане.
Особое значение на Страстной неделе имеют три последних дня до Пасхи. В Чистый четверг все верующие причащаются в церкви. В этот день принято наводить уборку в доме, готовить четверговую соль , начинать печь куличи и красить яйца.
Христиане вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа. В этот день вечером совершается служба с выносом полотна с изображением Сына Божьего. В последние сутки перед Воскресением, в Страстную субботу, проходят службы в храмах, после которых освящают яйца и куличи. В этот же день, примерно в 14-15 часов, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме спускается благодатный огонь — символ Пасхи и веры для миллионов православных христиан.
Воскресение Христово С наступлением полуночи верующие поздравляют друг друга и приветствуют словами «Христос воскрес! Отвечать нужно: «Воистину Воскрес!
За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва возгласил молитву о Святой Руси. Перед причащением верующих со словом проповеди обратился иерей Евгений Сизиков. В завершении богослужения духовенство совершило славление праздника.
После чего с приветственным словом обратился настоятель храма протоиерей Алексий Сорокин, поблагодарив архипастыря за совершенное богослужение в день престольного праздника, подарил Высокопреосвященнейшему владыке картину с изображением утраченного в 1972-м году Спасо-Всеградским собором города Вологды.
Что такое Пасха и когда ее празднуют
- Предыдущие выпуски
- Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы
- Лазарева суббота в 2024 году — история
- Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года - Погода
- И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа
- В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос
Воскресение Христово
В каком возрасте умер Иисус Христос Многие считают, что земной путь Спасителя завершился, когда Ему было 33 года. Историк О. Рапов отстаивает версию, что Ему было 40 лет или 41 год. Ириней Лионский называет ещё большую цифру — 50. Евангельская история смерти на Кресте После пасхального ужина в Иудее было не принято покидать дома, однако Иисус нарушил это правило и ушёл вместе с учениками. Протоиерей Александ Мень высказал предположение, что Иуда сначала мог привести стражу в дом, но не нашёл там Учителя и тогда направился в Гефсиманский сад. Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х Холст, масло.
Римский наместник Понтий Пилат по настоянию иудеев согласился с вынесенным ими приговором, хотя ничего преступного — как и царь Ирод Антипа — в словах и действиях Иисуса не нашёл. Перед повешением на Крест римляне раздели Иисуса и прибили Его руки и ноги гвоздями. Справа и слева от Него то же самое проделали с двумя разбойниами. Тем самым сбылось предсказание ветхозаветного пророка Ис. Распятие Почему Он умер Иисус пришёл, чтобы сделать всё по закону, только не людскому, а Божьему. Небесный Отец наказал нас за грех, потому что вина не может остаться безнаказанной. А Сын принял наше наказание и тем снял с нас вину.
Своей Жертвой Господь даровал нам помилование и свободу. Смерть через воскресение Христа стала для нас рождением в вечность и началом истинной жизни. Умение умирать для этого мира —это искусство жить. Страдания Перед тем, как сопроводить на Голгофу, римские солдаты жестоко избили Иисуса. В качестве дополнительной пытки они надели Ему колючий венец, ранивший кожу до крови. Да ещё заставили нести Крест, весивший около 100 кг. По другой версии — это была лишь часть креста.
Интересный факт Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста. Для истерзанного человека это была слишком тяжёлая ноша. Когда Иисус начал падать, римляне переложили её на возвращавшегося с полевых работ Симона Киринеянина Мф. Это произошло у городских ворот. Кадры из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» Измученный бессонной ночью, нравственными терзаниями и бичеванием, Иисус стал изнемогать под тяжестью Своего креста. Крест, судя по размерам его, весил, вероятно, около ста килограммов; тяжесть его несколько уменьшалась тем, что нижний конец его волочился по земле, но все-таки для обессилевшего Христа это была непомерная ноша, и Он стал падать.
Теперь к Нему можно прикасаться, ибо Он уже посетил Отца.
Поэтому женщины обнимают ноги Иисуса, и Он не запрещает им. И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» [Мф. Это схождение Иисуса Христа в единстве тела и духа с Неба на Землю после двух дней отсутствия и является вторым Его, с момента рождения, пришествием. Но почему-то данное событие тоже остается вне празднования верующими. В тот же воскресный день Он сопровождал двух учеников по дороге в селение, «…отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус», ведя с ними разговор [Л. Это были Клеопа и, по преданию, сам Лука. После длительной дороги спутники пригласили Христа заночевать к себе домой: «…останься с нами.
Потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» [Л. И тогда они узнали Его [Л. С радостью, встав в тот же час, Клеопа и Лука пошли назад в Иерусалим к апостолам, нашли их вместе и еще людей, бывших с ними [Л. Учитывая длительность обратной дороги, снова двадцать верст, это был уже поздний вечер, если не ночь. Когда они рассказывали о встрече с Иисусом, сам Иисус вдруг появился, «…стал посреди них и сказал: мир вам» [Л. Он высказал им упрек «…за неверие и жестокосердие …» [Мк.
Иисус попросил еды. И, взяв, ел перед ними» [Л. Потом, фактически уже ночью, Господь «…вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» [Л. Вифания — это пригород Иерусалима, менее 3 километров к юго-востоку поз. Стадий — единица измерения длины, в вавилонской системе мер равная 1,94 метра — Прим. Это селение, «…где жили Мария и Марфа, сестра ее» [И.
Это второе вознесение, зафиксированное в Евангелии по Луке, случилось в то же воскресенье, когда Христос ожил. Факт вознесения именно в день воскрешения четко отмечается и другим евангелистом, Марком. Он пишет, что, вернувшись из Эммауса после прогулки с двумя учениками, Христос предстал перед апостолами, ведя с ними разговор. Затем, «…Господь после беседования с ними вознесся на небо и воссел одесную Бога» [Мк. Тем самым Пасха предстает четверным праздничным днем, включающим важнейшие для христианства события: 1 воскрешение Христа, 2 вознесение Его на Небо, 3 пришествие на Землю, 4 снова вознесение на Небо. На восьмой день Он снова совершает пришествие на Землю, уже третье, и встречается с апостолами, включая Фому, который вложил перста в Его раны и убедился, что перед ним стоит живой Спаситель. В последующие дни сведений о пребывании Христа на Земле нет.
Едва ли Он скрывался тайно у родственников. Вероятнее всего, Иисус находился на Небе у Отца. Затем Он снова встречается с учениками на берегу Тивериадского моря. Здесь они ловили ночью рыбу и ничего не поймали. Утром появляется Иисус, помогает поймать много рыбы, приготовил им еду, и они вместе трапезничали [И. А на сороковой день произошло уже третье зафиксированное апостолами вознесение, которое Лука описал в «Деяниях апостолов» короткой фразой: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их... Добросовестный автор Лука не мог допустить грубую ошибку несовпадения в Евангелии и в Деяниях мест и дат вознесения Христа.
Значит, в своих повествованиях он рассказывал о разных вознесениях. Одно случилось у Вифании на Пусху, а другое — на сороковой день от вершины горы Елеон. Елеонская или Масличная гора состоит из трех вершин, и самая большая — северная, с которой возносился Христос. Хотя она расположена недалеко от города, но имеет высоту более 800 метров над уровнем моря, из-за чего Лука оценил дистанцию до вершины «…в расстоянии субботнего пути» [Деяния 1:12] поз. Здесь позднее построили небольшую часовню, в которой до настоящего времени хранится камень, с которого взошел Христос, и имеется отпечаток Его ноги. По времени суток Господь возносился из Вифании поздно вечером или ночью, а с Масличной горы — днем, поскольку взобраться быстро в темноте на гору высотой «в три полета стрелы» апостолы не смогли бы. И они видели облако, взявшее Его.
Важно подчеркнуть, что и сороковым днем не заканчиваются вознесения и пришествия Спасителя. Когда в последний раз на Елеонской горе апостолы «…смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде».
А в Испании в этот день принято надевать новую одежду или обувь. На улицах много людей в костюмах соответствующей тематики и с пальмовыми ветвями в руках. Французы называют этот праздник цветущей Пасхой или Пасхой с самшитом и освящают ветви оливы, самшита, розмарина, лавра, пальмы. Их прикрепляют к изголовью кровати, а потом окропляют ими тех, кто болеет.
Жители Австрии и Германии освящают ветви орешника, бука, можжевельника. А в Греции Вербное воскресенье называют Воскресением Лазаря. В храмы несут лавр и ветви апельсиновых и лимонных деревьев. Потом ими украшают могилы близких. Так принято делать и в Болгарии. Бзоба от грузинского «бза» — самшит — так зовется Вербное воскресенье в Грузии.
Правда, теперь колхидский самшит выращивают к этому празднику специально, поскольку растение под угрозой исчезновения. Именно его грузины освящают в храмах. Цахказард — «Украшенный цветами» — так в Армении называют Вербное воскресенье. А освящают верующие в это день ветви ивы и олив. В Сербии и Македонии особо празднуют Лазареву субботу. Это чем-то напоминает рождественские гуляния, когда компании людей ходят по домам.
Девушки в этот день плетут венки и бросают их в реку. Отмечают Вербное воскресенье и в Индии. Здесь в католических храмах освящают пальмовые ветви, а потом раздают их людям. Из ветвей плетут кресты, которые хранят год. Православные церкви украшают яркими бархатцами. Это главный праздник христиан, установленный в честь воскрешения Иисуса Христа.
Один из древнейших христианских праздников символизирует победу жизни над смертью.
При этом каких-то особых разрешений и запретов Церковь в этот день не устанавливает. Вот что рекомендуется сделать и вот что делали наши предки в Лазареву субботу. Еще по теме Когда нельзя ходить на кладбище: народные поверья и позиция православной церкви Трапеза. На Лазареву субботу не возбраняется устроить праздничные посиделки. Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление — в рацион можно добавить рыбную икру. Служба в церкви. Стараются в праздник ходить на службы утром и вечером. В 2024 году на Лазареву субботу выпадает рабочий день, поэтому к богослужению можно присоединиться вечером. Освящение вербы.
С вечера субботы верующие в храмах святят вербы — готовятся к Вербному воскрексенью 28 апреля.
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Воскрес Иисус Христос в третий день, как и Сам говорил. Как написано в Священном Писании Иисус Христос воскрес именно в первый день недели, но это вовсе не понедельник, а воскресенье. Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный? Жизнь Иисуса Христа до сих пор является предметом размышлений и пересудов.
Воскресение Христово
Согласно Священному Писанию, Иисус Христос воскрес накануне еврейского праздника. По книге Деяний (глава 1 стих 9) Иисус Христос, после своего воскресения ушел на небо как духовная личность. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий. Какого числа Христос воскресает в 2024 году: точная дата и пасхальный расчет. Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный? Смысл воскрешения Христа для христианской веры Воскрешение Христа является одной из главных и наиболее важных доктрин христианской веры.
Фактические данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа
Час великого Исхода близок. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и, наконец, решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь! Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых.
Они уверовали, что воскресение Учителя — это факт. Когда неверие сменилось верою, тогда Он сказал им, что «они свидетели сему», всей жизни Его и Его учения, Его Голгофских страданий и смерти на Кресте, а также и воскресения. Он поручил им проповедь Евангелия, покаяние и прощение грехов во имя совершенного Им дела искупления во всех народах, начиная с Иерусалима. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Иоан.
Этим принятием Духа Святого ученики не только были утверждены в апостольском звании, но и получили от Него духовную власть прощать и. Явление апостолам, вместе с Фомою Среди одиннадцати апостолов не было Фомы, и когда другие ученики оповестили его, что они видели Господа, то он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» Иоан. По прошествии недели ученики опять собрались вместе, и Фома был с ними. И хотя двери дома были заперты, но Иисус Христос вновь явился им и сказал: «Мир вам! После приветствия Он обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома рассуждал, подобно людям с сильным упрямым характером или неверующим. Он нуждался в фактах, и даже свидетельства близких ему учеников были недостаточны. Но вот в присутствии других учеников пред Фомою стоит Воскресший.
Фома слышит Его знакомый голос, видит Его раны. Он получает разрешение прикоснуться к ним, как он этого и желал. Теперь он убеждается в неопровержимом факте воскресения. Неверие в воскресение Иисуса Христа под влиянием фактов сменяется верою в Воскресшего. Факт восторжествовал. И Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой! Ранее ап. Оба, в лице Спасителя, исповедуют два естества: божеское и человеческое.
Петр свое исповедание произнес в результате откровения свыше, а Фома пришел к такому же исповеданию путем неопровержимых фактов и логики. Воскресший не отвергнул исповедания Фомы, но сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видящие и уверовавшие». Эти слова относятся не только к Фоме и другим ученикам, которых Воскресший упрекал за их неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресение не поверили Марк. Чем больше чудес и знамений, тем меньше веры и доверия к благодати Божьей. Поэтому сказано: «Не будь неверующим, но верующим». В беседе Воскресшего с Фомой указан новый путь познания воскресшего Иисуса Христа; не только факты, но и вера, которая иногда бывает более убедительной, чем факты, и может служить путеводной звездой к познанию вечного Бога. Фарисеи видели много чудес и знамений, но вследствие своего жестокосердия не уверовали в Иисуса Христа.
Это касается также и афинян, которые насмехались над проповедью ап. Павла, когда он стал говорить о воскресении Иисуса Христа. Иисус Христос указал на блаженство не видевших, но уверовавших, нежели тех лиц, которые свое упование основывают только на фактах, чудесах и знамениях, ибо Сам Христос является величайшим Чудом истории человечества. Поэтому не будем требовать от Бога новых чудес и знамений в подтверждение нашей веры в Него; не станем Его искушать, как некоторые Его искушали и погибли в пустыне, но будем веровать со смирением и чистотой нашего сердца и скажем Ему словами Фомы: «Господь мой и Бог мой! Евангелист Матфей пишет об исполнении этого повеления: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус» Матф. Затем, при появлении там Иисуса, сказано, что Ему поклонились, а иные усомнились. Ученики, которые неоднократно видели Воскресшего, не могли усомниться. Очевидно, кроме апостолов на этой горе присутствовали также и другие ученики из числа верных Его последователей, которые, впервые увидев Воскресшего в одухотворенном состоянии и на расстоянии, не могли Его узнать, поэтому и усомнились.
Апостол Павел о явлении Воскресшего пишет: «Потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили» 1 Кор. Ни один из евангелистов не повествует о явлении Воскресшего большему количеству верующих, за исключением апостола Павла. Очевидно, что это и есть то явление, которое описывает евангелист Матфей. На какой горе в Галилее собралось такое множество верующих учеников Воскресшего, неизвестно. Может быть, это была гора Преображения, а может быть, и другая, как, например, гора Блаженств, евангелист об этом не сообщает. Сомнения учеников, о которых так часто упоминается в Евангелиях, указывают на то обстоятельство, что ученики не увлекались какой-либо мечтой, не были в состоянии экзальтации, а тщательно исследовали факт воскресения Иисуса Христа. Во время этого величественного явления пред многочисленным сонмом верующих Воскресший обратился к ученикам со словами повеления. Итак идите, научите все народы» Матф.
Как единородный Сын Божий и Бог, эту власть Он имел от начала мира. И Он есть прежде всего, и все Им стоит» Кол. Эта власть принадлежала Ему по праву божества. Теперь же, по воскресении, Он принял такую же власть, как Искупитель мира. Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Иисус есть Господь во славу Бога Отца Фил. Но не силою и властью должна распространяться воля Божья, а словами и личным примером служения ближним и дальним. Известно, что когда князь Владимир принял христианство, то в порыве своей ревности он стал его распространять на Руси не посредством слова и убеждения, но как сказано: «Добрыня крестил огнем, а Путята — мечом». Иисус Христос начал Свою деятельность словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Эти святые слова являются основным завещанием для всех верующих и в настоящее время. Воскресший также сказал: «Научите все народы». Проповедь о Воскресшем не могла ограничиться только проповедью иудеям, как Он учил прежде до своего воскресения: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите к погибшим овцам дома Израилева» Матф. Теперь же, после своего воскресения, Он говорит: проповедуйте и учите все народы, ибо весь мир искуплен и должен быть призван для царства Божья. Во времена Иисуса Христа народы разделялись между собою и для них было чуждо даже понятие «человечество», но ап. Павел провозгласил: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» Гал. К этим словам можно еще добавить, что существующие перегородки между белыми и цветными народами являются величайшим позором для современного христианства. Выражение «Научите все народы» имеет духовный смысл, а «крестите» — физическое погружение в воду, как это и было в первый день Пятидесятницы Деян.
Это повеление Иисуса Христа остается в силе и в настоящее время, и выполняется Церковью, как заповедь Господа. Но наступит время, когда эти перегородки исчезнут, и человеческая семья сольется воедино для счастливой и радостной жизни под знаменем Воскресшего. Явление Иакову, брату Господа Иисуса Христа Когда некоторые женщины удостоились видеть Воскресшего, прикоснулись и поклонились Ему, то Он им сказал: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Матф. Некоторые полагают, что под словом «братьям» нужно понимать учеников, а другие считают, что не только апостолов учеников, но и братьев Иисуса Христа по плоти, о которых повествует слово Божье. Эти братья вначале не веровали в Него, но потом, после дня Воскресения, они уверовали в Него и даже Иаков и Иуда не только занимали видное апостольское положение среди апостолов, считаясь наравне с Петром и Иоанном столпами церкви, но- и оставили после себя «Соборное послание апостола Иакова» и «Соборное послание апостола Иуды». Неизвестно, всем ли братьям являлся Воскресший, но ап. Павел упоминает старшего брата — Иакова, которому явился воскресший Господь: «Потом явился Иакову» 1 Кор. Как и при каких обстоятельствах явился Воскресший Иакову, ни один евангелист не сообщает.
Внезапное превращение неверующего в верующего могло совершиться только силой особой благодати, какой и должно быть для Иакова явление воскресшего Иисуса Христа. Мы кратко рассмотрели все фактические явления Воскресшего ученикам и верующим, как они описаны в Новом Завете.
В своей важнейшей речи в синагоге Павел сказал о Христе: «Когда же исполнители все написанное о нем, то, снявши с древа, положили его во гроб. Но Бог воскресил его из мертвых; Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели его пред народом» А когда Павел записывает краткую, но исчерпывающую формулировку Благой вести, то он включает в нее сведения об отдельных явлениях Христа в качестве важнейшей составляющей: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которые вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам приял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по день, по Писанию, и что он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как извергу» Критерии свидетельства по Юму Юм, как мы видели, приводит несколько критериев, которые он считает важными для оценки силы свидетельства, в частности число и характер свидетелей и способ, которым они излагают свои показания. Критерий 1. Число свидетелей Из списка Павла, а также из Евангелий и деяний апостолов нам известно, что в течение сорока дней, разделявших его Воскресение и Вознесение, Христос являлся более пятистам людям. Двадцатью годами позже, в середине 50-х гг.
И их можно было, по-видимому, расспросить о событиях, которые они наблюдали. Следовательно, на протяжении первого этапа роста христианской церкви не было недостатка в свидетелях, которые могли сообщить о своих встречах с Христом. Но дело не только в числе свидетелей, которые действительно видели воскресшего Христа. Дело также и в том, что это были очень разные люди, которым он являлся в самых разнообразных ситуациях.
Например, он предстал перед группой в одиннадцать человек, находившейся в закрытой комнате; женщине, которая была одна в саду; нескольким рыбакам в море; двум путникам на дороге; еще двум путникам на горе. Именно это разнообразие людей и характеров является аргументом против описания этих встреч как галлюцинаций. Неадекватность концепции объяснений событий как галлюцинаций Согласно этой концепции явления Христа являются психическими феноменами, подобными галлюцинациям. Сторонники этой концепции заявляют, что ученики «видели» нечто, но их видение было не объективно реальным, а, скорее всего, происходило у них в сознании.
Однако данные из области медицинской психологии свидетельствуют против подобного объяснения. Галлюцинации обычно наблюдаются у людей определенного темперамента, наделенных живым воображением. Тогда как среди учеников Христа были люди разных профессий, требующих самых разных качеств. Матфей был сборщиком налогов, упрямым и трезвым; Петр и его товарищи — рыбаками, смелыми и выносливыми; Петр и его товарищи — рыбаками, смелыми и выносливыми; Фома — закоренелым скептиком и проч.
Этих людей трудно отнести к тем, кто подвержен галлюцинациям. Галлюцинации обычно связан с ожидаемыми событиями. Так, философ Уильям Лейн Крейг говорит, что «поскольку галлюцинация — это просто проекция сознания, то она не может содержать в себе чего-то такого, чего бы ранее в сознании не было». Но, как мы уже говорили выше, никто из учеников после его смерти на кресте не ожидал увидеть его опять.
Вместо ожидания его Воскресения у них в сознании были страх, сомнение и неопределенность, то есть для соответствующих галлюцинаций у них не было психологических предпосылок. Галлюцинации обычно происходят в течение относительно продолжительного времени. В это время человек испытывает то больше галлюцинаций, то меньше. Но явления Христа происходили часто в течение сорока дней, а затем внезапно прекратились.
Никто из учеников никогда не переживал подобного опыта впоследствии. Единственным исключением был Павел, который сообщает, что однажды встретил воскресшего Христа. Но это был последний случай. Подобные опыты также не походи на обычные галлюцинации.
Трудно представить себе, чтобы пятьсот человек, которые видели Христа одновременно, пережили опыт галлюцинации. Галлюцинации не могли бы привести к вере в Воскресение. Объяснительная сила концепции галлюцинации существенно ограничена: она относится только к явлениям Христа, тогда как факт пустой гробницы остается необъясненным. Однако сколько бы галлюцинаций ни испытывали ученики Христа, они никогда не смогли бы проповедовать Воскресение в Иерусалиме, если бы гробница не оказалась пустой!
Критерий 2. Непротиворечивость рассказов свидетелей Если судейские показания нескольких свидетелей какого-то события совпадают практически во всех подробностях, то любой судья, по-видимому, сделает вывод о том, что свидетели как-то между собой связаны и не исключено, что они договорились между собой, чтобы ввести суд в заблуждение. С другой стороны, если показания независимых свидетелей совершенно не совпадают, то они тоже не представляют никакой пользы для суда. От независимых показаний требуется согласие по основным моментам и наличие таких расхождений, которые можно было бы объяснить различием позиций, с которых наблюдалось событие, и проч.
Описания второстепенных деталей могут различаться, но при наличии более подробной информации эти описания можно свести в одну общую картину. Кое-какие детали могут остаться необъясненными, но их можно объяснить при получении дополнительных сведений. Однако эти неясные детали не должны относиться к главным обстоятельствам дела. Работа историка похожа на работу юриста.
Историк не проигнорирует разные описания одного и того же события только потому, что они отличаются друг от друга второстепенными сведениями. В действительности, это справедливо даже для тех случаев, когда некоторые сведения противоречат друг другу. Так, существует два описания похода Ганнибала через Альпы с целью нападения на Рим. Хотя они отличаются друг от друга многими подробностями, ни один ученый не сомневается в истинности главного содержания этого исторического эпизода, то есть в том, что Ганнибал действительно перешел Альпы, чтобы нанести удар по Риму.
Применив эти принципы анализа к повествованиям о Воскресении, мы видим, что Евангелия совпадают в основных деталях. В этих повествованиях имеется некое ядро: Иосиф из Аримафеи положил тело Иисуса Христа в гробницу; небольшая группа или группы женщин, последовательниц Христа, пришла к гробнице ранним утром в первый день недели и обнаружила, что гробница пуста. Эти люди и ученики Христа впоследствии неоднократно встречали его при разных обстоятельствах. Что же касается второстепенных деталей, то они существенно различаются.
Например, Матфей сообщает нам, что Мария Магдалина пришла к гробнице на рассвете, тогда как Иоанн говорит, что она пришла туда, «когда было еще темно». Эти сообщения можно легко связать в единое целое: Мария могла выйти из дому, когда было еще темно, но подошла к гробнице, когда уже светало. Кроме того, при реконструировании событий важно осознавать, что в той или иной форме в событиях, связанных со смертью Христа и Его Воскресением, участвовали разные женщины. Группа, в которую входила Мария Магдалина, «другая Мария» и Саломея, пришла к гробнице первой.
Подойдя к гробнице, они увидели, что гробница пуста. Мария побежала обратно в город, чтобы сказать об этом Петру и Иоанну. В ее отсутствие Иоанна возможно, вместе с Сусанной , которые вышли из дворца Хасмонеев, пришли к гробнице по другой дороге. Им пришлось войти в город через другие ворота, поэтому они не встретили Марию Магдалину.
Эти четыре женщины вошли в гробницу, где им сказали, чтобы они вернулись обратно в город и рассказали о том, что произошло, ученикам Христа. А поскольку в Иерусалиме множество узких улочек, то они не встретили Петра и Иоанна, которые бежали к гробнице вместе с Марией Магдалиной. Иоанн и Петр, прибежав к гробнице, увидели погребальные пелены, свидетельствующие о том, что Иисус воскрес. Они покинули гробницу.
А Мария Магдалина замешкались, и тут она увидела Иисуса. Затем она присоединилась к другим людям, которые находились в Иерусалимском доме. Итак, женщин попросили сообщить о произошедших событиях апостолам. До этого момента о них знали только двое — Иоанн и Петр.
Остальным девяти, которые, по-видимому, провели ночь в Вифании, еще предстояло о них узнать. В это время группа женщин, в которую входили, вероятно, «другая Мария» и Саломея, отправилась в Вифанию. На своем пути они тоже встретили Иисуса. Остановимся еще на одном очевидном различии между разными описаниями событий.
Речь идет о том, что в Евангелии от Луки сказано, что Иисус явился одиннадцати, тогда как в описании Иоанна, которое, по-видимому, относится к тому же самому событию, говорится, что Фома не присутствовал при этом событии, то есть в действительности там было только десять учеников. Однако это расхождение не обязательно трактовать как противоречие, поскольку, когда Лука говорит об одиннадцати, то он, возможно, имеет в виду учеников как группу в целом. Для понимания данного способа указания приведем аналогию. Скажем, если в спортивную команду входит семь человек и спортивный комментатор заявляет, что он отправляется интервьюировать «семерку», то это не обязательно означает, что он собирается встречаться со всеми семью игроками.
Более подробное описание исторических вопросов , связанных с погребением и Воскресением Христа, читатель может найти в уже упоминавшейся книге Венхема. Известный историк Майкл Грант из Эдинбургского университета пишет: «Разные Евангелия по-разному описывают, как выяснилось, что гробница, где был погребен Христос, оказалась впоследствии пустой. Однако если мы применим к этим описаниям критерии правдивости, которые мы обычно применяем по отношению к другим литературным источникам, то окажется, что у нас достаточно данных, чтобы прийти к заключению, что гробница действительно оказалась пустой» Критерий 3. Предубежденность свидетелей Часто говорят, что поскольку сведения о Воскресении Иисуса Христа исходят преимущественно из христианских источников, то существует опасность того, что мы опираемся на такие сведения, которые не обладают силой независимых свидетельств.
На первый взгляд, это возражение кажется обоснованным, но оно выглядит совершенно иначе в свете следующих аргументов. Те, кому данные в пользу Воскресения Христа показались убедительными, стали христианами. Но не обязательно, что они уже были христианами, когда впервые услышали о Воскресении. Самый наглядный пример тому — Савл из Тарса.
Он был не христианином, а одним из ученых фарисеев, яростно боровшихся против христиан. Он предпринял немало усилий, чтобы отправить многих из них в тюрьму или на пытки. Он стремился искоренить историю Воскресения из сознания людей и тем самым разрушить самые основания христианства. Услышав, что христианство начинает распространяться за пределы Иерусалима, он получил разрешение от первосвященника отправиться в Сирию, в Дамаск, и арестовать там всех христиан.
Но к тому времени, когда он добрался до Дамаска, с ним произошло нечто совершенно неожиданное — он стал христианином. Обращение Павла и его последующие сочинения послужили вехой в европейской мировой истории. За оставшиеся годы своей жизни он основал множество церквей, а его сочинения составляющие более половины Нового Завета оказали и продолжают оказывать влияние на миллионы людей во всем мире. Обращение Савла стало поворотной точкой в истории, и оно требует серьезного анализа.
Его собственно объяснение звучит так! Именно это встреча и послужила причиной его обращения. Но существует еще один вопрос, которым следует задаться в связи с данным обсуждением. На основании, каких данных те, кто не верит в Воскресение Христа, утверждают, что он не воскрес?
Религиозные власти, которые осудили Христа и казнили его, не могли игнорировать сообщений его учеников. Они отчаянно стремились остановить общественное движение, зародившееся в результате Воскресения. В их распоряжении была вся сила власти. В случае необходимости они могли опереться даже на римскую военную машину.
Но, несмотря на это, они не распространяли никакой другой информации, кроме заведомо глупой истории за которую им пришлось еще и изрядно заплатить , что ученики Христа якобы выкрали его тело, пока стража спала. Поэтому они прибегли к примитивной и грубой тактике. Они бросили апостолов в застенки и старались их запугать, угрожая им серьезными последствиями, если те будут продолжать проповедь Воскресения. Полное отсутствие данных, которые могли бы быть использованы как властями, так и какими-либо другими людьми для доказательства того, что Воскресения не произошло, весьма красноречиво.
Складывается впечатление, что у властей и не было никакой информации, которую он могли бы распространять. Критерий 4. Отношение свидетелей Если следовать Юму, то в этом параграфе следует рассмотреть, каким образом христиане излагали свою позицию. Выражали ли они сомнение или, наоборот, действовали силовыми методами?
Конечно, они не сомневались в своих взглядах. Лука в Деяниях святых апостолов приводит множество примеров смелости учеников, свидетельствовавших о Воскресении, иногда перед очень враждебно настроенными слушателями. Но они никогда не действовали силой. Самое поразительное в раннем христианстве — это ненасилие, воспринятое учениками от Христа.
Он учили их не применять меч для защиты его самого или его учения. В его царстве нет места бессмысленной агрессии. Возьмем, к примеру, то влияние, которое оказало обращение в христианскую веру Павла. До своего обращения, он был ярым религиозным фанатиком , преследовал своих собратьев-иудеев за их христианские убеждения.
После обращения он перестал преследовать людей, к какой бы религии они ни принадлежали. За свою веру в Воскресение Христа он сам подвергался страшным преследованиям и, в конце концов, поплатился жизнью. Таким образом, мы можем, по-видимому, сделать вывод, что критерии надежного свидетельства, сформулированные Юмом, в случае с первыми учениками Христа, выполняются. Возле гробницы в день пасхи Женщины как свидетели Всякого, кому известны хотя бы какие-то детали античных законов относительно свидетельских показаний, удивляет, что первые сообщения о Воскресшем Христе в Евангелиях были сделаны женщинами.
Известно, что в иудейской культуре первого века нашей эры, женщины не считались компетентными свидетелями. Следовательно, если бы кто-то в те времена захотел придумать историю о воскресении и выдать ее людям за реальную, он никогда не начал бы таким образом. Единственная ситуация, в которой можно было спокойно ввести в рассказ женщин, — это ситуация полной уверенности в подлинности событий, когда не имело смысла волноваться, что подумают люди, если в рассказе о событии будут фигурировать свидетели-женщины. Итак, само по себе включение женщин в рассказ — явный признак его исторической подлинности.
Традиционно, чтобы окрасить яйца в красный цвет, используется луковая шелуха. Сейчас многие хозяйки не ограничиваются лишь этим цветом и используют для декорирования яиц всевозможные красители и наклейки. Кулич — символ плоти Иисуса Христа. Не секрет, что хлеб считается телом христовым, а кулич переводится на русский язык именно как хлеб. После того, как Иисус Христос окончил свою жизнь на земле, апостолы располагали хлеб именно там, где он раньше сидел за столом.
Поэтому кулич традиционно ставится по центру праздничного стола. Сейчас кулич не просто хлеб — это праздничное блюдо выпекают с изюмом, цукатами, украшают белой глазурью и разными посыпками. Многие хозяйки предпочитают выпекать кушанье самостоятельно, однако в магазинах и кофейнях можно найти огромный ассортимент куличей на любой вкус. Наконец, третье блюдо, тезка самого праздника — пасха.