Ведь успех экономики Германии за последние 50 лет строился на дешевом энергетическом сырье из России, то есть низких издержках с одной стороны, а с другой — на силе инженерной мысли. Правящие в Германии партии смогли урегулировать бюджетный кризис — надолго ли? Германию всё сильнее затягивает вихрь экономических проблем. Уточняется, что кризис в Германии — это "всегда европейский кризис", учитывая, что соседи ФРГ сильно интегрированы в немецкие цепочки поставок.
Экономический кризис в Германии дает надежду «Северным потокам»
«Известия»: Германия снова переживает экономический кризис | Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. |
Бундесбанк отметил, что ФРГ преодолела энергетический кризис и избежит рецессии в 2023 г. | Кризис в Германии: как крупнейшая экономика Европы уперлась в потолок. |
«Санкции не против России, а против нас»: рецессия экономики Германии вернула немцев в реальность | Многие российские обыватели с разочарованием восприняли новость о том, что экономика Германии пережила прошлую зиму без российского газа, а увеличение инфляции даже замедлилось. |
Кризис не миновал: сейчас для Германии вреден даже бесплатный газ
Согласно опубликованной статистике, за первые девять месяцев 2023 года было зафиксировано 45 случаев банкротства среди компаний с оборотом свыше 50 миллионов евро в год. В 2020 году было зафиксировано наибольшее количество крупных банкротств с 2016 года: 58 за год и 44 случаев за первые девять месяцев. Аналитики ещё раз обращают внимание, что сравнивать 2020 и 2023 годы некорректно, поскольку глобальная пандемия загнала миллионе немцев в свои дома, а в результате бизнес стремительно терял доходы. Также приводятся и другие данные. Так, с начала сентября 2023 года неплатёжеспособными оказались 12 крупных компаний в текстильной индустрии и розничной продаже одежды, а также шесть больниц. Это совпадает с данными Немецкого института больниц DKI , согласно которым две трети немецких больниц оценивают свою финансовую ситуацию как плохую или очень плохую. Крупные банкротства также замечены в сфере машиностроения 5 за 9 месяцев , металлургии 4 и строительной отрасли 3. Согласно исследованию Allianz Trade, наибольшее количество банкротств среди компаний всех размеров отмечено в секторе строительства, за ним следуют торговля и предоставление услуг. Глава Allianz Trade в Германии полон пессимизма.
А чтобы у европейцев не было ностальгии по былым временам и соблазна к ним вернуться, были взорваны "Северные потоки". Можно ли назвать всю эту цепочку событий совпадением? Но можно и чёткие закономерности углядеть. Ещё один интересный факт. В прошлом году стало известно, что США начали перенос производства полупроводников с Тайваня на собственную территорию. Конечно, можно объяснить это опасениями в связи с противостоянием с Китаем. А можно и попыткой замкнуть на себя производственный цикл для ведущих мировых производителей, вынудив их переехать в Америку. На фоне всех этих событий многие экономисты уже бьют тревогу: Европе грозит не просто экономический спад, но и эпоха деиндустриализации. Если раньше энергоносители стоили Евросоюзу примерно два процента ВВП, то теперь — до 12 процентов. Это, конечно, не означает, что Европа замёрзнет, ведь у неё пока есть "подушка безопасности". Но она будет уменьшаться. А главное, роста экономики уже не будет. По данным Всемирного банка, рост экономики ЕС начал падать ещё после кризиса 2008-го. И, если тогда доля ЕС в мировом ВВП была больше, чем доля США и Китая, сейчас она уже меньше, и, по прогнозам, к началу 2030-х годов она будет в два раза меньше, чем была тогда. Можно ли опять же разглядеть тут некий хитрый план? В любом случае всё идёт к повторению того, что американцы уже проворачивали в ходе двух мировых войн, — предельному ослаблению Европы и полному лишению её как экономической, так и политической субъектности. Впрочем, политической субъектности Европа уже лишена, достаточно посмотреть на реакцию Германии на взрыв "Северных потоков". Немцы даже не пытались возразить и возмутиться, хотя пострадали от этого не меньше, чем Россия, если не больше.
Кроме того, Michelin переносит свой клиентский центр из Карлсруэ в Польшу. Michelin стал уже вторым производителем шин, ушедшим из Германии: совсем недавно американская компания Goodyear объявила , что прекратит производство шин в Фюрстенвальде и закроет свой завод в Фульде. Это затронет около 1 800 рабочих мест. Один из мировых лидеров в производстве бесшовных труб французский концерн Vallourec свернул производство продукции в Германии. Прокат последней бесшовной трубы на предприятии Vallourec в Дюссельдорфе состоялся 21 сентября. Закрылся также завод Vallourec в Мюльхайме-на-Руре. Как напоминает Finanzmarkt Welt, в прошлом году в Vallourec сообщили, что производство бесшовных стальных труб в Германии больше невозможно для компании по экономическим причинам. Стальные трубы из Дюссельдорфа когда-то были одним из важнейших экспортных товаров Германии. Их использовали для строительства трубопроводов, мостов, нефтяных вышек и многого другого. Производила эти трубы промышленная группа Mannesmann — не менее знаменитая, чем Крупп или Тиссен. После распада группы Mannesmann 20 лет назад французский производитель высококачественной стали, устойчивой к перепадам температур, Vallourec приобрел заводы в Дюссельдорфе и Мюльхайме. И вот Vallourec из Германии уходит, а вместе с ним исчезает и важнейшая статья германского промышленного экспорта. Немецкий автоконцерн Volkswagen AG не исключает перенос производства из Германии из-за нарастающего энергетического кризиса в стране, в первую очередь из-за прекращения поставок российского газа. Глава Volkswagen Томас Шефер в своем выступлении на общем собрании профсоюзных руководителей в Вольфсбурге не поскупился на честные слова, чтобы обрисовать сложившуюся в компании критическую ситуацию. В компании объявлен пакет мер жёсткой экономии, от 4000 до 6000 сотрудников будут уволены, количество рабочих мест будет постоянно сокращаться. Перенос производства автомобилей из Германии в другие страны рассматривают и в «Мерседес-Бенц».
В отставку отправлен статс-секретарь замминстра Вернер Гатцер, считающийся одним из самых опытных чиновников в ведомстве. Именно он после решения КС запретил министрам тратить внебюджетные деньги и сорвал несколько важнейших программ правительства. В результате такие программы, как дотации на энергоресурсы для промышленности и перевод жилого сектора на отопление альтернативными вариантами, буквально повисли в воздухе. Спустя 10 дней Линднер сделал выводы, несмотря на давление со стороны собственной Свободной демократической партии СвДП. Ведь по инициативе ряда функционеров, собравших требуемую квоту голосов в этой партии, будет проведен референдум относительно целесообразности пребывания СвДП в правящей коалиции. Это связано с тем, что свободные демократы постоянно теряют голоса своих сторонников в опросах и некоторые члены партии опасаются ее исчезновения с политической сцены из-за постоянных уступок Линднера как министра финансов требованиям «Зеленых» и социал-демократов. Правда, даже негативные результаты Линднеру не угрожают, поскольку опросы носят рекомендательный характер. А своего наиболее опасного соперника в борьбе за лидерство в СвДП он устранил, отправив однопартийца Александра Графа Ламбсдорфа в почетную ссылку главой германской дипмиссии в Москве.
«Санкции не против России, а против нас»: рецессия экономики Германии вернула немцев в реальность
Зависимость Германии от китайского рынка привела к рецессии в немецкой экономике, сообщает телеканал CNBC. Экономика Германии на протяжении многих десятилетий служила локомотивом для развития всего европейского региона, демонстрируя способность справляться с различными проблемами. Тюмень, флаг германии. Экономику Германии ожидает затяжной кризис Фото: Николай Бастриков ©
Bloomberg: кризис в Германии будет только усиливаться
Но в 2024 году последствия кризиса отражаются на показателях занятости все сильнее. В марте число новых вакансий упало до самого низкого уровня за последние пять лет. Напомним, ранее посол ФРГ в Москве Александр Ламбсдорф в интервью RND заявил , что Германии придется взаимодействовать с Россией, несмотря на совершенно разные позиции стран по фундаментальным вопросам.
А исключительно из-за снижающихся возможностей семейного кошелька на фоне роста цен на продовольствие. В этой связи совершенно эпатажно выглядит предложение профессора берлинского университета имени Гумбольта Грегора Бахманна увеличить цену на бензин до 100 евро за литр. Якобы только тогда сограждане начнут медленно задумываться, что можно обойтись и без машины. И это хорошо скажется на климате. По мнению профессора, «самые бедные вообще не могут позволить себе машину», те, кто водит машину, уже привилегированные. Сколько при цене за бензин в 100 долларов будет стоить еда, об этом г-н Бахманн, судя по всему, вообще не задумывается. Вместе с тем Германия остается крупнейшим донором Украины в континентальной Европе.
В 2022 она предоставила Киеву помощь на сумму более 12 млрд евро, а в 2023 обещает выделить еще не менее 9 млрд. Этой суммы вполне хватило бы на то, чтобы каждому гражданину ФРГ включая стариков и младенцев выплатить по 250 евро. Собственно, на немцах правительство Шольца и экономит. В бюджете на 2024 год его сумма составит 445,7 млрд евро уже заложено значительное сокращение расходов на медицину, образование и социальные выплаты семьям с детьми. В частности, по данным ТГ-канала «Папочка канцлера», на детские пособия глава финансового ведомства ФРГ Кристиан Линднер выделяет всего два миллиарда евро вместо запрашиваемых министром по делам семьи двенадцати. А поскольку сумма годового дохода, при которой государство начинает помогать своим гражданам, урезана вдвое, около 60 тысяч немецких семей просто выпадают из списка получателей таких субсидий. Здравоохранение получит на миллиард меньше средств, на 500 млн. Зато Министерство обороны обогатится на 1,7 млрд по сравнению с прошлым прожектом и в сумме получит 51,8 млрд евро. И это в плюс к неизрасходованным 100 млрд евро специального военного фонда от прошлого года.
Между тем, прогнозы, опубликованные Международным валютным фондом, не вселяют оптимизма.
Эксперты уже открыто говорят о рецессии. Объемы производства постоянно снижаются. Федеральное агентство статистики Германии опубликовало отчет, в котором говорится, что немецкая экономика переживает далеко не лучшие времена: в стране по-прежнему сокращается производство. Основная причина этого — высокие цена на энергоносители.
Крупнейший производитель автомобилей в стране Volkswagen AG на прошлой неделе заявил, что обеспокоен ситуацией с поставками и возможной нехваткой бензина этой зимой. История этой сталелитейной компании, которая расположена в Саксонии, насчитывает 173 года. По его словам, счета за электричество выросли уже в 30 раз, что вынуждает его сокращать производство. Янковски ранее планировал наращивать использование газа в производстве, отказавшись от угля в рамках перехода на более экологически чистые источники энергии. Но теперь он откладывает инвестиционные планы. Каждый десятый автопроизводитель страны уже снизил объемы выпуска из-за высоких затрат на электроэнергию, а еще треть рассматривают возможность такого шага, согласно итогам опроса Германской ассоциации автомобильной промышленности, проведенного в сентябре.
Кризис на рынке недвижимости грозит подорвать экономику Германии
общество экономика финансы Новости Германии Кризис Германия — Свершилось: Deutsche Bahn и профсоюз машинистов достигли соглашения. Главная» Новости» Экономика германии сегодня последние новости на сегодня. Тем временем федеральный министр финансов Кристиан Линднер (СвДП) призвал коалиционное правительство к экономии в условиях бюджетного кризиса. ВВП Германии в 2023 году сократится на 0,4%, прогнозирует министерство экономики страны.
Германия надеется извлечь ценный урок из нефтяного и экономического кризиса
Аналитики предрекли Германии серьезный экономический кризис - 12.09.2023, ПРАЙМ | На Германию надвигается экономический кризис из-за падения ВВП страны. |
Rebelion: на Германию надвигается экономический кризис | Разногласия между тремя партиями в коалиции канцлера Олафа Шольца по экономическим вопросам, разразившийся в ноябре бюджетный кризис, связанный с дефицитом размером в €17 млрд ($18,5 млрд), геополитический кризис — все это не прибавило очков немецкой экономике. |
Германия резко сократила расходы из-за финансового кризиса — 22.11.2023 — Экономика на РЕН ТВ | Правящие в Германии партии смогли урегулировать бюджетный кризис — надолго ли? |
Зависимость Германии от Китая привела к экономическому кризису
Главная» Новости» Европа кризис новости. Германии в ближайшие дни придется определиться с приоритетами. Как сообщает The Wall Street Journal, в стране до конца года заморожены все государственные расходы. Главной причиной кризиса является повышение цен на газ и нефть, а также рост стоимости электроэнергии. Экономика Германии впервые с начала пандемии переживает спад. Германию ожидает экономический шок в 2024 году, немецкая экономика находится в глубоком кризисе, и в следующем году мало что изменится. 26.04.2024 | Экономическая слабость Германии сказывается на рынке труда: число безработных немцев в текущем году вырастет до самого высокого уровня почти за.
Германии из-за энергокризиса прочат волну банкротств, а экономике страны - рецессию
Как утверждает политолог-американист Малек Дудаков, Вашингтон заинтересован в угасании экономической мощи Германии — известно, что только в двух из пяти последних кварталов наблюдался рост ВВП ФРГ. В настоящее время показатели Германии — худшие среди стран "Большой семерки". Энергетические проблемы не решаются, вводимые в строй ветряки не могут заместить закрытые АЭС. Обветшалая инфраструктура требует масштабной реконструкции - однако из-за отсутствия денег и избыточной бюрократии подвижек с этим нет", — пишет он в личном Telegram-канале. Другой тревожный звонок — ослабление технологической базы Германии. Например, в самом начале XXI века Берлин находился в лидерах по количеству патентов в 43 из 58 передовых технических сфер.
Их использовали для строительства трубопроводов, мостов, нефтяных вышек и многого другого. Производила эти трубы промышленная группа Mannesmann — не менее знаменитая, чем Крупп или Тиссен. После распада группы Mannesmann 20 лет назад французский производитель высококачественной стали, устойчивой к перепадам температур, Vallourec приобрел заводы в Дюссельдорфе и Мюльхайме. И вот Vallourec из Германии уходит, а вместе с ним исчезает и важнейшая статья германского промышленного экспорта. Немецкий автоконцерн Volkswagen AG не исключает перенос производства из Германии из-за нарастающего энергетического кризиса в стране, в первую очередь из-за прекращения поставок российского газа. Глава Volkswagen Томас Шефер в своем выступлении на общем собрании профсоюзных руководителей в Вольфсбурге не поскупился на честные слова, чтобы обрисовать сложившуюся в компании критическую ситуацию.
В компании объявлен пакет мер жёсткой экономии, от 4000 до 6000 сотрудников будут уволены, количество рабочих мест будет постоянно сокращаться. Перенос производства автомобилей из Германии в другие страны рассматривают и в «Мерседес-Бенц». Германия известна на весь мир своим автопромом, и её благосостояние во многом зависит от экспорта автомобилей и продукции машиностроения. В середине нулевых благодаря реформам Шредера промышленный экспорт удалось нарастить — тогда страна даже получила прозвище Exportweltmeister Чемпион по экспорту. За последние месяцы экспортный показатель Германии стал снижаться, а импорт, наоборот, начал расти. Согласно опросу ifo , индикатор делового климата среди автопроизводителей сейчас резко упал до нулевой отметки с 34 пунктов в июле.
В конце октября немецкая фирма Linde, крупнейший в мире производитель промышленного газа, решила отказаться от торговли акциями на франкфуртской бирже в пользу нью-йоркской из-за ограничений роста капитала в Германии. Компания при этом была самым ценным компонентом главного немецкого биржевого индекса DAX. Поскольку многие акционеры компании являются выходцами из США и компания недавно объединилась с американским производителем промышленного газа компанией Praxair, то дело идет к переносу этого производства из Германии в Америку. Немецкий телеканал Tagesschau прямо называет действия компании Linde предательством.
У той же Франции, где в структуре ВВП преобладают услуги, таких проблем нет. Для замены российского газа Германии пришлось пользоваться более дорогостоящими аналогами, например американским СПГ. И хоть в 2023 цены заметно снизились, все равно они долго оставались выше, чем в предыдущие годы. В результате в Германии резко выросла себестоимость производства, и пройти через этот шок смогли не все. В феврале Bloomberg эмоционально описал закрытие трубного завода Vallourec в Дюссельдорфе , который проработал больше 120 лет и пережил две мировые войны, но не смог пройти через энергетический кризис. На предприятии были трудоустроены 1600 сотрудников. Примерно столько же людей планирует сократить французский производитель шин Michelin, который закрывает три своих завода в Германии. В компании это решение объяснили неконкурентоспособностью своих немецких предприятий на европейском и экспортном рынках. Аналогичные действия в отношении своих промплощадок в ФРГ предпринимает Goodyear — американский конкурент Michelin. Компания закроет два завода и сократит порядка 1750 рабочих мест. Подобных историй в Германии сегодня множество: какие-то предприятия закрываются полностью, другие сокращают производство и штат, третьи сворачивают инвестиции. Иногда эти решения воплощаются в жизнь сразу, а иногда растянуты во времени. Так, технологический гигант Bosch планирует сократить на двух своих предприятиях около 1500 сотрудников до конца 2025 года. При этом о закрытии производств речи пока не идет. Еще один трубный завод Vallourec в в городе Мюльхайм-ан-дер-Рур также закрыли в 2023 году. В Немецком экономическом институте подсчитали , что только в 2022 году из ФРГ вывезли 135 млрд евро прямых инвестиций, притом что в обратном направлении в страну пришли только 10,5 млрд. Немецкие предприятия, которые вкладываются в расширение производства за пределами страны, называют основной причиной этих решений дорогую энергию в Германии. Одно из основных направлений инвестиций для немецких компаний сейчас — это США, где цены на энергоносители ниже , а также Китай. Так, в 2023 году прямые инвестиции Германии в экономику КНР составили рекордные 12 млрд евро. Источники: Bloomberg инвестиции в Китай , Bloomberg инвестиции за рубеж У немецкого энергетического кризиса есть и другие, не связанные с российским газом причины. Страна уже много лет последовательно переходит на экологически чистые источники производства энергии. Весной 2023 немцы закрыли три последние АЭС и уже несколько лет активно вкладываются в строительство ветряных электростанций. Для стимулирования инвестиций власти предоставляют субсидии на строительство ветрогенераторов, но даже с этой поддержкой процесс идет с пробуксовкой: на фоне роста инфляции и удорожания оборудования проекты становятся невыгодными и инвесторы отказываются строить ветряки. В сентябре 2023 года почетный президент немецкого Института экономических исследований Ханс-Вернер Зинн заострил внимание на минусах перехода Германии к чистой энергетике. С одной стороны, это снижает ее зависимость от поставщиков газа и угля и делает экологию чище, но с другой — приводит к резкому росту стоимости энергии ввиду необходимости инвестировать в развитие альтернативных источников. Более того, ветряная и солнечная генерация не отличаются стабильностью, что вынуждает немцев поддерживать как зеленую, так и классическую энергоинфраструктуру одновременно, а это выливается в дополнительные расходы. Германия занимает первое место в ЕС по производству электроэнергии. В 2022 году на ветряные станции пришлась четверть объема в энергобалансе страны.
Фото: flickr. Показатель снижается благодаря жёсткой монетарной политике Европейского центрального банка ЕЦБ , который планомерно увеличивает для борьбы с инфляцией базовую ставку. Если резюмировать вышесказанное, то бизнес имеет: дорогие энергоносители, подорожавшие компоненты и оборудование, увеличение стоимости займов и снижение платёжеспособного спроса европейцев. Германия — в рецессии снижение ВВП более двух кварталов подряд , бизнес — в банкротных конвульсиях. Авторы «праздника жизни» Как понятно из вышеизложенного, главные бенефициары европейских бед — Соединённые Штаты Америки. Именно туда предпочитает переезжать немецкий бизнес, спасаясь от кризиса издержек. Мы видим устранение конкурента и перемещение производственных мощностей в США. Этого достаточно. Это технологичные инновационные инжиниринговые компании», — продолжает Пищальников. Соединённым Штатам в спину дышит Китай.