Устьевая область Северной Двины относится к типу приливно-го устья с многорукавной дельтой и с приглубым устьевым взмо-рьем, занимающим вершину Двинского залива Белого моря. Самая внушительная река российского севера, Северная Двина — стратегический водный путь между Азией и Европой. Затор льда на Северной Двине у деревни Белая Гора — это в 170 километрах от Архангельска — разрушен. Ледоход на Северной Двине проходит на высоких уровнях. Малой Северной Двиной называется верхний участок водоема длиной 74 км от места слияния Сухоны и Юга в Великом Устюге до места впадения в Двину Вычегды.
Данные по ледоходу в Поморье 27 апреля 2024 года
До его постройки, чтобы попасть на левый берег Северной Двины, где располагались трасса М-8 и железнодорожный вокзал здание вокзала до сих пор сохранилось и находится в отличном состоянии. В 1955 году специалисты под руководством главного конструктора Марии Ремпель подготовили рабочую, сдаточную и эксплуатационную документацию, предназначенную для постройки ледокольного автомобильного парома проекта 722, рассчитанного на перевозку 10 грузовых автомобилей ЗИС-151 и 90 пассажиров. Уже в июне 1958-го северодвинские корабелы передали Северному речному пароходству два судна, построенных по проекту 722. Строительство надводных и подводных кораблей, включая революционные для тех дней атомоходы, а также вспомогательных судов ВМФ не мешало работе и над гражданскими заказами. Всего по проекту 722 на заводе было построено два парома. Они получили имена «Северодвинск» и «Норильск» и использовались для переправы через Северную Двину в Архангельске.
С их помощью обеспечивалось круглогодичное сообщение жителей эстонских островов Сааремаа и Хиумаа с материком, а также Кронштадта с фортами и городом Ломоносов. Длина каждого из судов была 45,6 метра, ширина — 11 метров, высота борта — четыре метра, а осадка — 2,6 метра.
По главному руслу — затор льда ниже д. Кеницы 71 км от г.
В период с 08:00 до 12:00 отмечались подвижки льда в районе н.
Мостовое сооружение имеет важнейшее значение в транспортной системе Поморья. Длина моста — почти два километра. В сутки здесь могут проходить 60 пассажирских и грузовых составов: для поездов это единственная возможность попасть в Архангельск. Его строительство началось в 1958 году, а через шесть лет, в 1964-м, мост передали в эксплуатацию. Это событие стало долгожданным для жителей города, долгое время испытывавших трудности из-за отсутствия моста.
До его постройки, чтобы попасть на левый берег Северной Двины, где располагались трасса М-8 и железнодорожный вокзал здание вокзала до сих пор сохранилось и находится в отличном состоянии. В 1955 году специалисты под руководством главного конструктора Марии Ремпель подготовили рабочую, сдаточную и эксплуатационную документацию, предназначенную для постройки ледокольного автомобильного парома проекта 722, рассчитанного на перевозку 10 грузовых автомобилей ЗИС-151 и 90 пассажиров. Уже в июне 1958-го северодвинские корабелы передали Северному речному пароходству два судна, построенных по проекту 722.
Причем время от времени, даже после того как Россия прочно утвер дилась на Балтике, Северная Двина оказывалась единственной дорогой, связывавшей Россию с Европой. Например, в Отечест венную войну 1812г.
Россия поддерживала связь с европей скими странами только через Архангельск. Общеизвестна роль Архангельского порта и в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. Наблюдения за сроками вскрытия и замерзания Северной Двины, например, начали проводиться с 1734г. Первый в России водомерный пост был открыт на Неве лишь на 18 лет раньше — в 1715 г. В 1839 г.
В начале XX в. Кстати, из Вологды, связь которой с центральными районами России была давно налажена, железную дорогу в Архангельск построили лишь в 1897 г. До той поры Северная Двина была практически единственным путем, соединявшим эти два города. Что же касается регуляр ного пассажирского сообщения, то оно осуществляется по Северной Двине с 1859 г. К путешествию по реке раньше готовились основательно: пекли на дорогу пироги, брали с собой самовар, припасали тулуп.
До середины XX в. В последние годы пассажирское судоходство на Северной Двине, как и на всех реках вообще, сокращается, но грузо оборот Архангельского порта продолжает нарастать. На де сятки километров протянулись вдоль Северной Двины и по берегам ее островов архангельские верфи и причалы. Главный груз Архангельска — лес. Ежегодно к при чалам промышленных предприятий и перевалочных баз города приплавляется более 10 млн.
Архангельск не только морской и речной порт, его по праву называют "воротами в Арктику". За 250 лет из устья Северной Двины ушло более 200 экспедиций. Общая протяженность судоходных путей Северо-Двин c кого бассейна превышает 5,5 тыс. На его территории насчиты вается 61 878 рек и ручьев и 17,6 тыс. Северная Двина на 365 км короче, чем Вычегда, и на 35 км короче, чем Пинега, — ее длина составляет всего 744 км.
Бассейн Северной Двины необычен: в плане, по очертаниям, он похож не на традиционное "дерево", а на "гриб", обра щенный "ножкой" к Белому морю. Начинается Северная Двина от слияния Сухоны с Югом. Извивающаяся среди заливных лугов синяя лента ее хорошо видна с колокольни Троице-Гледеновского монастыря. Первые 74 км, до впадения Вычегды, Северную Двину называют Малой Северной Двиной, хотя по ширине и по расходу воды она с самого начала отнюдь не малая река. Малая Северная Двина течет в просторной, шириной до 3—4 км, а местами и более, долине, среди множества обнажающихся в межень отмелей и островов.
По левому ее берегу тянутся пески, кое-где видны выходы желто-бурых глин. Правый берег реки преимущественно высокий. В обрывах его возле пристани Аристове разноцветные мергели перемежаются со слоями почти белого известняка, ниже по течению известняки вкрап лены в мергели гнездами, и издали кажется, что красно-бурая скала забрызгана белилами. Возле уреза воды часто попадаются валуны. Лес то подходит совсем близко к воде, то отодвигается, и тогда ветер доносит с полей запах нагретых солнцем трав и чуть горьковатый медвяный аромат каких-то цветов.
Места кругом живописные, одна из деревень так и называется — Красавино. В районе пристани Приводино очень живописен 45-мет ровый обрыв с чередующимися по нему полосами красно- бурого мергеля и желто-красного песка. Неподалеку отсюда, у деревни Новинки, профессор В. Амалицкий, геолог и па леонтолог, обнаружил в 1899 г. Малая Северная Двина чем-то неуловимо напоминает Волгу — то ли красно-бурыми обрывами, то ли открывающимися с высоких берегов широкими заречными далями и песчаными отмелями, то ли неторопливым, ко в то же время достаточно сильным течением.
Амалицкий отмечает, что русло реки непрерывно сдвигается с запада на восток и подмыв ее коренно го правого берега идет настолько "энергично", что за 10 лет он отступил у деревни Ефимовской на 15 м. По данным гидролога Р. Чалова, коренной берег Малой Северной Дви ны возле устья Сухоны отступает всего на 2—3 см в год. Однако в местах деления на рукава процесс переформирования русла реки идет интенсивно, размыв берегов там на отдельных участках достигает 10—20 м в год. Наиболее значительные деформации в руслах рек и в поймах отмечаются обычно после половодий, ведь русловые процессы вызываются действием текущей воды.
На Малой Северной Двине весенние половодья часто осложняются заторами льда, которые тоже немало способствуют разрушению берегов. В 1917 г. Вы сокий уровень воды держался с 28. В 1929 г. V , Малой Северной Двины 7.
V и Сухоны 8. V возле Великого Устюга опять возник большой затор льда и было наводнение. Возле города Котласа заторы льда возникают каждые три весны из четырех, Река разбивается здесь на почти одинаковые по водности рукава, поэтому пропускная способность ее главного русла снижается и для выноса льда напор воды оказывается слабым. В 1940 г. Малая Северная Двина не могла прорвать возникший у Котласа затор льда 10 суток, и он стоял с 21.
IV по 2. Конечно, это был исключительный случай, обычно заторы льда возле Котласа держатся не более трех суток. В 1955 г. Максимальный уровень воды во время весеннего половодья, зарегистрированный в 1974 г. Кроме частых заторов льда возле Котласа каждую осень возникают зажоры льда, вызывающие подъемы воды до 3,8 м над меженным уровнем.
Котлас — второй по величине после Архангельска город на Северной Двине. Он вырос на месте нескольких деревень и превратился в крупный речной порт после завершения строительства железной дороги, соединившей в 1899 г. Возле Котласа в Малую Северную Двину впадает Вычегда, и водность реки сразу же возрастает более чем в два раза, поэтому ниже по течению ее называют Большой Северной Двиной. Примерно до устья Ваги Большая Северная Двина сохра няет в основном прежний характер. Русло ее, блуждая по долине, то сужается до 240 м, то расширяется до 600—1200 м в зависимости от числа рукавов.
Лес то подходит к реке, то уступает место полям, один за другим тянутся острова, пере каты... Правда, перекаты встречаются реже, чем на Малой Северной Двине, — на протяжении 300 км их насчитывается всего 75. Левый берег реки почти на всем протяжении до селения Красноборск высок — до 30—40 м. На красных обрывах темнеет лес. Неподалеку от Красноборска, в устье ручья Чертолом, словно на макете наглядного учебного пособия по геологии, видны отложения двух оледенений, разделенные 4-метровым слоем песка, — наверху красно-бурая московская морена, внизу темно-серая днепровская.
С высоких откосов открываются просторные дали. За островами, за старицами кудрявится ивняком прирусловый вал, за ним зеленым шелком стелются пойменные луга, и лишь у самого горизонта темнеет поросший лесом коренной берег. Солнце только что село, и западный край неба еще светел, но с востока уже наплывает тень. Заструился над рекой и над старицами туман.
Дождались! Ночью в Архангельск пришел ледоход
По Двинским просторам. Чем удивляет река Северная Двина и почему она обмелела? | За последние месяцы Краснофлотский мост приобрел среди суеверных архангелогородцев дурную славу: с него в воды Северной Двины бросились несколько человек. |
По Северной Двине дрейфует нефтяное пятно длиной 4 км | Река Северная Двина принимает на своем пути большое количество других речек, ручьев и водотоков. |
Уровень воды в Северной Двине в Абрамково сегодня
В Северной Двине водится рыба: плотва, лещ, язь, карась, гольян, уклейка, окунь, ерш, налим, щука и др. Площадь бассейна Северной Двины, впадающей в Белое море, составляет порядка 357 тысяч км². Северная Двина — СЕВЕРНАЯ ДВИНА, река в Европейской части России. Длина 744 км. Образуется слиянием рек Сухона и Юг (у города Великий Устюг), впадает в Двинскую губу Белого моря, образуя дельту (площадь около 900 км2). Согласно данным гидрологического бюллетеня от 27 апреля 2024 года на 12:00 по Москве, на реке Северной Двине голова ледохода развивается в районе г/п Боброво (48 км от г. Архангельск). Река Северная Двина состоит в почетной тройке главных водных «артерий» Русского Севера. Двина вновь затопила Витебскую набережную. Насколько сильно разошлась река, смотрите на видео.
Красавица Северная Двина
5 ноября 1964 года в Архангельске состоялся митинг по поводу открытия моста через Северную Двину. Утром на Северной Двине у села Пиньгиша разрушился затор льда, который держался с 17 апреля. Северная Двина питается в основном снегами, которые весной при таянии попадают в ее воды. Площадь бассейна Северной Двины, впадающей в Белое море, составляет порядка 357 тысяч км².
Северная Двина – место русской силы
Проект Междуведомственной комисси В Советском Союзе осознание необходимости создания единой системы внутренних водных путей наблюдалось в период, когда его лидером был И. Именно при нём в стране приступили к активному строительству судоходных каналов, гидроэлектростанций, водохранилищ и т. Однако после смерти Сталина его преемники даже близко не обладали размахом сталинского государственного видения и потому заниматься созданием новых водных путей скоро перестали. Да, после кончины в 1953 году Иосифа Виссарионовича какие-то работы в этом направлении по инерции ещё несколько лет велись, но потом всё заглохло. Северо-Двинская система в неё не входит Однако идея реконструкции рек России и сведения их в единую систему внутренних водных путей не умерла. Она живёт в научной среде. Например, инженер-гидротехник, доктор географических наук, действительный член Академии водохозяйственных наук РФ Алексей Алексеевич Беляков, основываясь на материалах упомянутой выше Междуведомственной комиссии и современных исследованиях, разработал целую Речную доктрину, то есть концепцию, обосновывающую настоятельную необходимость и техническую возможность указанной выше реконструкции российских рек. К числу первоочередных проектов, подлежащих реализации, данная концепция относит и создание Волжско-Северодвинского водного пути. Кстати, размещённые в начале статьи карты с проектами единой системы внутренних водных путей России как раз таки позаимствованы мною из научных работ А. Волжско-Северодвинский водный путь - его проект!
Итак, что, по мнению А. Белякова, должен представлять из себя Волжско-Северодвинский водный путь? А вот что… Своё начало он, как и нынешняя Северо-Двинская водная система, возьмёт на левом притоке Волги реке Шексна и в виде глубоководного судоходного канала протянется к Кубенскому озеру.
Северная Двина имеет весьма спокойное течение, которое получает значительную скорость только на переборах. Река протекает по широкой долине, с обеих сторон огражденной высокими берегами , состоящими частью из известковых, а частью из песчаных пластов. То один, то другой из берегов, чередуясь между собою, подходят к руслу реки значительными крутизнами. До устья Вычегды Северная Двина мало изменяет своему первоначальному руслу, в которое возвращается почти без всякой перемены каждую весну по сбытии высокой воды. Ниже устья Вычегды характер течения реки изменяется. Она разливает здесь свои воды по обширной долине, образует множество рукавов, и островов, ежегодно открывает себе новые пути протоками, из которых многие летом пересыхают наполовину и превращаются в род длинных заливов. Обе береговые возвышенности двинской долины от Устюга тянутся в некотором расстоянии от речного русла, но правый берег значительно круче левого, особенно в низких местах, где он подходит к самой реке в виде глинистых утесов.
Местами оба берега долины отлоги и ограничивают обширные луговые пространства , местами же то левый берег крутой, а правый луговой, то наоборот. От впадения Ваги до устья Пинеги оба берега долины приближаются к руслу реки, которая образует здесь одно нераздельное русло; по слиянии же с Пинегою у горы Холмогор Двина снова раскидывается на многие рукава. За 30-40 километров до своего впадения Двина разделяется от мыса Пур-Наволок в середине Архангельска на три главные рукава: Березовский, или Корабельный, Мурманский и Пудожемский, и к северу от города отделяет на восток еще четвертый рукав — реку Кузнечиху, который потом у взморья соединяется с Березовским. Из рукавов только Березовский доступен кораблям, остальные же только судам меньшего размера. От разделения этих рукавов начинается дельта Двины, образующая треугольник, вершина которого в Архангельске, а стороны: одна направлена к западу длина около 35 километров , другая к северу длина 50 км. Площадь дельты около 1000 км2 Главные 4 рукава соединены между собою множеством протоков и таким образом составляют целый архипелаг островов разной величины: Повракульский на востоке дельты, Никольский в середине, Лясомин на западе и Мудьюжский на севере. К северу от Архангельска Соломбальские острова , на которых расположена заречная часть Архангельска — село Соломбальское.
Сейчас такие масштабные работы не проводятся, и судоходство за пределами северных портов сократилось до легких пассажирских судов. Одна из визитных карточек реки Северная Двина — старейший в России колесный пароход 1911 года. Он до сих пор используется для туристических экскурсий. История Северной Двины Археологические данные свидетельствуют, что территория реки Северная Двина с притоками была заселена людьми уже в мезолите. С древнейших времен здесь обитали предки карелов, саамов и других племен Севера. Через этот порт проходил главный торговый путь из России в европейские страны. Лишь после основания Санкт-Петербурга и, позже, строительства железных дорог, торговое значение реки снизилось. Но и сегодня ее дельта — часть активно используемого судоходного пути. В XX веке Северная Двина стала свидетелем важнейших событий в жизни страны. После революции в воды реки заходили суда интервентов. Чтобы помешать им, русло поблизости от Архангельска пытались перегородить затопленными ледоколами и другими кораблями. Одним из них стал военный пароход «Уссури», который остался в фарватере реки. А в годы ВОВ через порт Архангельска поступала помощь по ленд-лизу от союзников. Культурное значение Тот регион на карте, где находится река Северная Двина, славится уходящей вглубь веков историей, которая обеспечила развитие самобытной культуры в этой местности. Поселения в акватории реки называют заповедником быта Русского Севера. В здешних селах на протяжении веков сформировались уникальные росписи в разных стилях. Они сохранились до наших дней и сосредоточены на относительно небольшом расстоянии друг от друга. В прошлом многие художники приезжали в эти места в поисках вдохновения и писали здесь картины, в том числе Константин Коровин и Игорь Грабарь. Иван Билибин был убежден, что побывать на Русском Севере нашим художникам так же важно, как европейским — в Риме. Путешествие по Северной Двине дает возможность увидеть старинные церкви, дома с красивыми резными наличниками, ремесленные изделия из кости и дерева, традиционные крестьянские вышивки. Флора и фауна Животные и растения Северной Двины — еще одна причина побывать в бассейне этой реки. Территория относится к таежной подзоне, поэтому вдоль берегов много густых лесов. Они состоят преимущественно из елей и сосен с примесью лиственниц, пихт, берез и ольхи. Летом в лесу много черники, клюквы и другой ягоды.
В середине XIX века существовал план улучшения судоходства по Северной Двине в районе Архангельска , над ним работал американский инженер Дж. Уистлер [3]. Крупные морские суда могут заходить только в морской порт Экономия, вблизи устья. Периодически в районе Архангельского порта проводят дноуглубительные работы. Ежегодно во время половодья вода приносит большое число мусора, песка и ила, ухудшающего судоходство [4]. На Северной Двине работает «Н. Гоголь» — самый старый сохранившийся пароход России, всё ещё находящийся в эксплуатации построен в 1911 году. Происхождение названия «Народная топонимика» соотносит название Двины с «двойной рекой» [5] ; эту версию происхождения названия приводят ещё Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» [6] 1549 и Александр Гваньини в «Описании Московии» [7] 1578. Некоторые лингвисты возводят её название к индоевропейской основе др.
В низовьях Северной Двины и Мезени ожидаются подтопления
Ее длина 1020 км, и к Северной Двине она никакого отношения не имеет. Северная Двина от г. Великий Устюг до устья. Северная Двина — крупная судоходная река на севере Европейской части России, протекающая в Вологодской и большей частью (примерно 90 % общей длины) Архангельской областях.
Знаменитые реки Севера
5 ноября 1964 года в Архангельске состоялся митинг по поводу открытия моста через Северную Двину. На протяжении всех 744 километров своей длины Северная Двина судоходна, здесь стоят портовые города и многочисленные верфи. Самый верхний участок длиной 74 км до места впадения правого притока, реки Вычегды, носит название Малая Северная Двина. Площадь бассейна Северной Двины, впадающей в Белое море, составляет порядка 357 тысяч км². О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.