Статус иноагента разрешено было присваивать физическим лицам – так под удар попали блогеры, общественные деятели и любые мало-мальски медийные личности (подробнее об этом – в новости «Принят закон, позволяющий признавать физлиц СМИ-иноагентами»). статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций.
Новости об иноагентах
Это означает, что все НКО, которые занимаются самой разной деятельностью, получив статус иноагента, просто свернут свою деятельность, поскольку посчитают, что риски для них слишком велики. Мне кажется, что в принципе высказывать любую критичную мысль становится опасным и мы рискуем жить в некоем иллюзорном пространстве, в котором журналисты, правозащитники, адвокаты и кто угодно еще будут говорить только то, что от них хотят услышать, а не реальную ситуацию. И это очень опасно для власти, потому что она потеряет ощущение реальности и не будет понимать, что происходит в стране». При этом принятый в третьем чтении законопроект предусматривает возможность выхода из соответствующего реестра. Раньше такая возможность прописана не была. Оснований для выхода из списка два. Первое: если иностранный агент в течение года не получал иностранное финансирование и не занимался «иноагентской» деятельностью.
И второе — если иностранный агент в течение трех месяцев со дня включения в реестр отказался от получения иностранного финансирования, возвратил уже полученные деньги и не получал другую поддержку от иностранных источников. По словам юристов, остается непонятным, как, например, доказать, что ты не получал «иную поддержку», или как отказаться от полученных денег, если банк не провел обратный перевод.
Теперь «иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в Интернете или предоставлять СМИ для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом ». Первый такой публичный отчет должен быть опубликован до 15 мая — ответственность такая же, как за непредставление обычной отчетности. Другие отчеты должны быть предоставлены в первый раз до 15 февраля, далее — по графику. Какая ответственность у «иностранных агентов»? Ответственность остается прежней — разной для разных категорий «иноагентов», хотя реестр теперь у всех один, что создаёт дополнительную неопределенность. Пока что — законопроект, расширяющий её, был принят только в первом чтении. Ответственность за непредоставление отчетов и немаркировку регулируется статьями 19. Максимальный штраф для объединений — 100, а для физических лиц — 50 тысяч рублей.
НКО-«иноагенты» несут ответственность сразу по двум статьям: 19.
Указывать на статус при упоминании иноагентов не нужно, поскольку такого требования нет. Поэтому мы спокойно продолжаем писать свои посты или снимать видео без проверок реестров и дополнительных ограничений. Но журналистам нужно быть осторожными и вот почему. Некоторые инфоповоды СМИ заимствуют у инфлюенсеров, это не секрет. Блогер не обязан проверять все реестры Минюста, и поэтому посты он не маркирует, что видно из примера. Вот как правильно процитировать средству массовой информации блогера Даже если в исходном посте не было ссылок на статус иноагентов, то журналисту надо самостоятельно промаркировать свой материал.
Какие проблемы существуют Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема. Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры. На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент. Ведь это цель законодателя? Как в басне про пастуха: «Волки! Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию. Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола.
Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов. Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет. Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить. Каждого героя публикации проверять по всем реестрам странно, но, возможно, это единственный безопасный вариант для СМИ.
В законопроекте деятельность эта прописана. И это — политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таковых. На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом. Это Business FM подтвердил соавтор законопроекта. С другой стороны, если у человека, так или иначе проявившего свою политическую позицию, умерла бабушка в Таджикистане и он получил наследство, — это тоже повод для признания иноагентом. Что все это значит для НКО, журналистов, правозащитников и государства в целом? Своим мнением делится член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева: Ева Меркачёва правозащитник «Они не смогут проводить образовательные мероприятия для детей, они не имеют права претендовать на доступ к бюджетным средствам и не смогут теперь воспользоваться упрощенной системой налогообложения — и так далее. Это означает, что все НКО, которые занимаются самой разной деятельностью, получив статус иноагента, просто свернут свою деятельность, поскольку посчитают, что риски для них слишком велики.
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу
Сюда можно подвести практически всё, что связано с властью и политикой, даже публикацию в социальных сетях или статью на сайте. Но крайне важным моментом можно считать то, что этот человек или организация действуют в интересах другой страны или иностранных структур, то есть продвигают популярную в последние годы повестку против российской власти. Сюда можно отнести организацию и проведения политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, меняющих проводимую государством политику, а также формирование общественного мнения в этих целях антигосударственная пропаганда. Человек или организация получают деньги из-за рубежа. Оба эти условия должны быть выполнены, чтобы получить статус иноагента. Чуть позже второе условие перестало быть обязательным. Теперь, чтобы получить статус иноагента, достаточно просто вести антироссийскую деятельность. Критика Разумеется, закон об иноагентах очень сильно критикуют. Считается, что он ограничивает права человека в России. Безусловно, так считать можно.
Среди последователей иноагентов крайне распространены сообщения о том, что «иноагент — это знак качества». На самом деле, к качеству это не имеет никакого отношения. Речь лишь о том, что человек, получая деньги из-за границы, занимается антироссийской пропагандой. Некоторые комментаторы утверждают, что «иноагент — это знак неподкупности». Это тоже не так. Помимо финансирования из-за рубежа, в том или ином виде, риторика против власти в последние годы собирает большую аудиторию, что позволяет лучше монетизировать контент и собирать донаты.
В связи с чем возникает диссонанс: человек — СМИ. Иноагенты — иностранные СМИ Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента доступен на сайте Минюста.
Свои материалы «иноСМИ» маркируют специальным указанием. Вы наверняка их видели: данное сообщение материал создано … и т. Но встречаются разные варианты указаний в зависимости от контекста распространения. Например, иноСМИ свой контентможет обозначить так: «Данное сообщение создано иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента». Опубликованной официальной позиции Роскомнадзора о допустимости такого сокращения указания нет. Иноагенты — российские юридические лица Российское СМИ, включенное в реестр иноСМИ, может написать так: «данное сообщение распространено российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Да, для целей маркировки контента российское юридическое или физическое лицо приравнены к иностранному средству массовой информации. Соответственно и требования одинаковые.
Эту статью написали корреспонденты «Акулы» и опубликовали на своем сайте. Пример относится и к российскому юридическому или физическому лицу, включенного в реестр СМИ-иноагентов. Правила для СМИ при использовании контента иноагентов Распространяя сведения о любом иноагенте или публикуя их материалы, СМИ должны указывать на их статус. Это правило части 9 статьи 4 Закона «О средствах массовой информации». Роскомнадзор рекомендует редакциям СМИ при упоминании любых лиц, выполняющих функции иностранного агента, в том числе иностранных СМИ, указывать на их статус. Это означает, что упоминая название НКО в своей статье, журналист должен написать, что организации выполняет функции иноагента. Не один раз, а при каждом упоминании по тексту и даже в заголовке. Указание, форму и место его размещения редакция определяет самостоятельно.
Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения. От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд. Статья 8. Порядок исключения из реестра 1. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган его территориальный орган либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти.
Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и или прекращения получения от иностранных источников денежных средств и или иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи. Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом.
Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента. Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Российское юридическое лицо, включенное в реестр, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская финансовая отчетность такого лица подлежит обязательному аудиту, который должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Уполномоченный орган получает аудиторское заключение о годовой бухгалтерской финансовой отчетности такого юридического лица из государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Российские юридические лица, включенные в реестр и получившие денежные средства и или иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов расходов , полученных произведенных в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов расходов , полученных произведенных в рамках иных поступлений. Представление сведений, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в порядке и по формам, которые установлены уполномоченным органом.
Кто будет в реестрах? Все существующие реестры объединяют в единый. Что нужно маркировать? Материалы, производимые и или распространяемые при осуществлении «иноагентами» политической или иной деятельности, указанной в статье 4 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», материалы, касающиеся этой деятельности, а также все материалы, направляемые в гос. Для них даже придумали специальную форму маркировки.
Что теперь нужно сделать, чтобы попасть в реестр? Заниматься политической «или иной» деятельностью и получать поддержку или находиться «под иностранным влиянием в иных формах». Формулировки закона позволяют применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» можно практически кого угодно. Поддержкой, например, считается оказание иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах — иными словами, всё, что захочется такой посчитать законодателю.
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
Иностранный агент — это лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, которая описана в законопроекте. Понятия «иностранный агент» и «иностранное влияние» действительно развели. Политика - 23 ноября 2022 - Новости Ярославля - Иноагенты, Закон об иноагентах 2022, Кто может быть признан иноагентом?, Что такое иностранное влияние?, Кто не может быть признан иноагентом?, Ограничения для иноагентов, Где будет содержаться информация об иноагентах?, Каков механизм исключения из реестра.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
За последнее время Минюст снял статус иноагентов более, чем с 60-и человек и юридических лиц. 4. Иноагенты — иностранные СМИ. Закон также вносит поправку о том, что финансирование организаций, признанных иноагентами, может стать основанием для включения гражданина в список физлиц-иноагентов. Из-за статуса иноагента физлица не могут проводить запланированные мероприятия: 17 октября выступление поэтессы и журналистки Татьяны Вольтской* на концерте в Кемерово отменили именно по этой причине. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.
Иноагент (Иностранный агент)
Госдума приняла закон, регламентирующий деятельность иностранных агентов. Следующий критерий, которому должен отвечать иноагент, – это определенный вид деятельности, который осуществляет лицо, находящееся под иностранным влиянием. Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган.