Захватив в 980 году власть в Киеве, он провёл реформу языческого культа, установив на капище идолы шести славянских богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. В 980 году среди славян произошло волнение против нововведений Владимира Святославовича. Владимир до принятия христианства в 980 г. пытался реформировать язычество и им был выделен из всего сонма богов, т.н. Пантеон князя Владимира. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — 980 (девятьсот восьмидесятый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Какое событие произошло в 998 году?
Торжественная встреча победителя Дмитрия Донского с москвичами. Что хотел укрепить князь Владимир в 980 году? Чтобы укрепить свою власть, князь Владимир решил использовать не только военную силу, но и религию.
Он попытался создать единый общерусский религиозный культ. Что произошло в 980 году история Беларуси? Под этим годом упоминается город Полоцк и Полоцкое княжество.
Немного позднее, под 980 годом, летописи указывают Туровское княжество. Полоцкое и Туровское княжества - это первые государственные образования на территории нашей Родины. Что происходило в 980 1015 год?
Самуил Шишман освобождает от Византии всю Западную Болгарию. Женитьба Шишмана на гречанке Ирине. Вторжение болгар в Византию. Исмаилитская пропаганда в Ираке, Иране и Мавераннахре в пользу Фатимидов. Вторжение в Дайковьет сунских войск.
Победа Руси в войне с Печенегами В 980 году Русь столкнулась с серьезной угрозой со стороны племен печенегов. Этот народ, известный своей воинственностью и владением конницей, много лет был на землях Руси и причинял немалые беды местным жителям. Однако русские князья объединили свои усилия и сформировали войско для встречи с врагом. Во главе русской армии выступили князь Владимир Святославич и его сын Ярослав.
Они вели мудрую политику, заключив союз с другими восточнославянскими племенами и привлекли к сотрудничеству византийских негаторов. Таким образом, удалось собрать мощное войско и грамотно организовать его действия. Сражение с печенегами проходило в районе реки Керчи на западе Руси. Воины подошли к этому сражению с полной серьезностью и решимостью одержать победу. Захваченное предварительно strategic position позволило русским воинам установить контроль над обстановкой и выбрать наиболее выгодное время для атаки. Храбрые и опытные русские воины успешно справились с печенегами благодаря своему качественному оружию, мастерству в бою и стройной организации. Они проявили безупречное согласование действий и вели мощную контратаку, отбившую атаку печенегов и приведшую к их поражению. Победа в войне с печенегами была огромным достижением для Руси. Она подтвердила силу и сплоченность восточнославянских племен и знаменовала новый этап в истории княжества.
Русь начала свое активное влияние на соседние территории и укрепляла свое положение на международной арене.
Древнерусские князья-язычники имели несколько жен: нам известна лишь мать Владимира, ключница Малуша, брат которой Добрыня склонил новгородцев просить себе в князья младшего Святославича, даже несмотря на то, что он считался «сыном рабы». Впрочем, это не мешало Владимиру чувствовать себя на равных со старшими братьями, к тому же все они были в 972 г. Правление Ярополка продолжалось 8 лет 972—980.
Как и Ольга в свое время, он, кажется, принял христианство, возможно, под влиянием своей жены, греческой монахини, привезенной из походов его отцом. Есть данные о сношениях князя с Германией и Римом. Главной своей задачей он полагал, судя по всему, объединение державы, к чему подталкивал его и воевода Свенельд, ставший теперь ближайшим советником при князе. Впрочем, у последнего были и личные мотивы: в Древлянской земле князем Олегом был убит его сын Лют, и Свенельд настойчиво толкал Ярополка к войне с братом.
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА
Тем самым был создан крайне опасный прецедент, который в последующие века получил широкое развитие. На пути к единобожию Важно учесть и тот факт, что объявленная князем Владимиром языческая реформа во многом сузила пантеон богов и тем подготовила народ к переходу от политеизма к монотеизму, то есть единобожию, лежащему в основе всех главных мировых религий. Подобно тому как в христианстве сонм Небесных Сил группируется вокруг единого Творца и Повелителя вселенной, так и в предложенном им варианте язычества весь пантеон богов являлся окружением центральной фигуры верховного божества — грозного и всесильного Перуна. Разящий бог Едва ли следует удивляться тому, что на столь ответственную роль Великий князь избрал именно этого бога. Несмотря на то что раньше Перун ничем особо не выделялся среди прочих мифических персонажей и не мог похвалиться популярностью в народе, его кандидатура как нельзя лучше подходила на роль верховного божества и покровителя князя, а заодно и его дружины. Прежде всего, в пользу Перуна говорило его имя, переводимое с древнеславянского как «разящий» или «бьющий». Оно в полной мере отражало задачи, стоявшие перед князем и его воинами — беспощадно разить всех врагов государства. Кроме того, Перун считался богом-громовержцем — владыкой и повелителем молний, что также весьма импонировало амбициозному князю. Но главным, по всей вероятности, было желание утвердить свою волю вопреки мнению черни и лишний раз доказать, что по его решению возносятся и низвергаются не только земные владыки, но и божества, наделенные высшими силами. Кумир с золотыми усами Провозгласив Перуна своим покровителем и повелителем всех прочих богов, князь Владимир установил требования, которым должны были соответствовать изображавшие его идолы.
Так, головы, установленные на каменных туловищах, он повелел отливать из серебра и украшать золотыми усами насчет бороды указаний не было. Однако, в силу дороговизны такого проекта, полностью реализовать его удалось только в Киеве, но и там, по свидетельству летописи, истукан с серебряной головой был утоплен в Днепре по случаю принятия народом христианства.
Война между Византией и Болгарией: В этом году Болгария под предводительством своего царя Самуила заявила войну Византийской империи. Война продолжалась несколько лет и привела к значительным территориальным изменениям в регионе. Он был известен своими военными успехами и активной политикой по расширению границ Руси. Он был автором известного труда «Книга путей и стран» и значительно внес вклад в географические исследования. Строительство поселения Чичицан на территории Гватемалы: Майя развились великой цивилизацией в Центральной Америке и в 980 году они начали строительство поселения Чичицан, которое стало одним из величайших центров майяской цивилизации. Упадок греческой мифологии: В 980 году греческая мифология уже не была так активно практикована, как в более ранние времена. Хотя она остается значимой частью культуры и искусства, но христианство становится все более распространенным и влиятельным.
Эти события и факты являются лишь некоторыми из тех, что произошли в 980 году, и они продолжают оказывать влияние на мировую историю по сегодняшний день. Княжество Киевское установило контроль над Черниговом В 980 году княжество Киевское, под руководством князя Владимира Святославича, установило контроль над городом Черниговом. Это стало важным шагом в укреплении власти Киевского княжества на территории Восточной Европы.
Одна из причин, почему Велес не был представлен в пантеоне богов князя Владимира заключается в том, что Велес и Перун были противниками. Поэтому даже князь Владимир, проводя свою языческую реформу, не рискнул поставить этих двух богов рядом. Человеческие жертвоприношения, которые стали регулярными, также воспринимались обществом отрицательно. Особо негативную оценку они имели у тех горожан, которые не придерживались языческой религии.
В том же Киеве было много христиан, которые не хотели быть принесены в жертву языческим богам, которые для них абсолютно чужие. Это неизбежно вело к конфликту, и такой конфликт согласно летописи случился в 983 году. Согласно жребию в жертву должны были принести сына варяга, который исповедовал христианство. Он отказался выдать своего сына в жертву чужому богу и прочел толпе проповедь, что их боги ложны. Разъяренная толпа смела его дом и под обломками погибли и он и его сын. В последующим они были перечислены православной церковью к лику мучеников. Это были первые мученики в истории православной церкви, и звали их Фёдор отец и Иоанн сын.
Историческое значение Исторических документов о языческой реформе князя Владимира практически не сохранилось. Тем не менее мы можем говорить о том, что эта реформа оказалась неудачной. Главное же ее историческое значение - она фактически подчеркнула языческую славянскую систему и создала основы для смены религии. Именно так язычество на Руси уступило свое место христианству. Важнейшие из таких противоречий следующие: Хронологические рамки реформы. Есть 3 основополагающие мнения на этот насчёт.
Каждое племя имело своих местных и общенародных богов. Владимир I впервые в истории восточных славян провёл реформу языческих верований. Согласно этой реформе, прошедшей в 980 году, были выделены следующие общие для страны божества: Перун — главный среди богов и покровитель князя; Хорс — бог солнца;.
Жизнь славян в древности
- 14 августа. Кревская уния | Планета Беларусь
- Языческая реформа князя Владимира
- 980 год, событие?
- Первая Отечественная: 945 – 980 годы
- Что произошло в 1019 1054 году?
- События истории России за 980 год
Языческая реформа Владимира в 980 году — особенности, история и интересные факты
Подробные ответы на вопрос Что произошло в 980 году на руси? Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь. Известно только то, что это происходило в 988-м году.
Крещение Киевской Руси: Как произошло и почему стало историческим событием
Оно продемонстрировало готовность русских к борьбе за свою независимость и государственное будущее. Восстановление Киевской Руси После периода разделения и внутренних конфликтов, Киевская Русь начала процесс восстановления в 980 году. Это было связано с объединением разрозненных княжеств под руководством Владимира Святославича, признанного новым князем-великим в Киеве. Владимир Святославич проявил себя как сильный и энергичный правитель. Он провел политику объединения княжеств, захватывая соседние территории и регулярно проводя экспансию.
Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви.
Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Татищев, во время этого похода Владимир основал город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества.
Постепенно новая вера появилась на территории остальных русских земель. Люди отказались от языческих идолов и решили их сбросить в реки, вывалять в грязи, а также поколотить палками. Некоторые авторы понимают термин «крещение Руси» не только как принятие христианства в качестве основной религии. Если широко понимать данный термин, то можно выделить главные этапы: Первое крещение, которое состоялось в 860 годы.
Именно тогда на Руси была создана епископия. Данное событие напрямую связано с князьями Диром и Аскольдом, которые правили в Киеве. Личное крещение княгини Ольги, которое произошло в Константинополе. Ориентировочной датой считается 946 год или 957 год. Крещение Руси, которое провёл князь Владимир. Строительство церквей, расширение приходской и епархиальной структур. Предпосылки и основные причины Если ориентироваться на исторические источники, то крещение Руси являлось выбором Владимира с чётко поставленной целью.
Это решение было связано с его собственными религиозными стремлениями. Также отмечается взаимосвязь с политическими причинами. К примеру, Древнерусское государство должно было стать частью мировых держав. При этом князь Владимир был недоволен тем, что его подданные поклонялись языческим богам. В конце 980-х годов Владимир вместе со своей дружиной решили придерживаться новой веры. Этот вопрос долго обсуждался, проводились переговоры с другими государствами, которые придерживались иной веры. В летописи отмечено об «испытании вер» князем Владимиром.
Считается, что его убеждали принять веру мусульмане, а также иудаизированные хазары. Князь отправил личные посольства «в греки», «в немцы», «в болгары» с целью испытать их службу. Когда посольства вернулись, он остановился на христианстве. Послы были поражены тем, насколько красивым было богослужение. Это была не единственная причина, почему князь Владимир решил принять христианство в православном варианте. Он также желал укрепить связи, которые уже успели установиться с Византией. На тот момент Византийская империя считалась невероятно могущественной.
Проведение крещения князя Нет единого мнения по поводу того, как и когда проводилось крещение князя Владимира. Если верить «Корсунской легенде», то князь крестился в г. Корсунь Херсонес , который располагался в центральной части владений Византии на Крымском полуострове. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.
Осажденный Владимиром, мучимый голодом откуда надолго сохранилась пословица: "беда как на Родне" , Ярополк вступил в переговоры. Доверяя мирным предложениям брата и совету изменника Блуда, он пошел в ставку Владимира, но у входа в нее был предательски убит двумя варягами, спрятанными в засаде 980. Варяги, с помощью которых Владимир стал единым князем, требовали в дань себе с каждого жителя по две гривны, но скоро увидели невозможность добиться чего-нибудь от князя, хотя бы силою; они просили отпустить их в Грецию, и Владимир исполнил их просьбу, предупредив императора, чтобы он ни в каком случае не дозволял им возвращаться в Русь. Говоря о первых годах княжения Владимира, летописец выставляет на вид его ревность к языческой религии, его женолюбие и воинственность.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015)
Первая Отечественная: 945 – 980 годы | В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. |
Реформы язычества 980 года, что такое реформа язычества, каковы были ее цели и последствия? | Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья. |
Правление Владимира Святославича. Крещение Руси. • СПАДИЛО | Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. |
Это произошло в 980 году в небольшом поселении на Афоне, называемом Карея. | Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в. |
Что происходило на Руси в 980 году | 980 (девятьсот восьмидесятый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг. |
Языческая реформа князя Владимира
В 945 г. Первые внутриполитические реформы Н. Святая великая княгиня Ольга. После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга — жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач: Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева, Реформировать налоговую систему Руси, Повысить авторитет Руси на международной арене. С первой задачей Ольга справилась весьма жестко. Древляне были жестоко наказаны и возвращены под власть Киева. О всех деталях кровожадной мести Ольги можно подробно почитать в главной русской летописи — «Повесть временных лет». Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты. Урок — это строго установленный размер дани. Погост — место сбора дани.
Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована. Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами. Так, время правление княгини Ольги — это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси. После Ольги правил ее сын — Святослав 964-972 гг. Святослав был очень воинственным князем и практически не занимался внутренней политикой, будучи очень занятым военными походами. Главная заслуга Святослава заключается в том, что в 965 г. Про Святослава говорили, что он словно «пардус» леопард. Он спит в походах на земле вместе со своими дружинниками, питается сырым мясом. Также Святослав хотел перенести столицу Руси в Переяславль, но мать не позволила ему.
Вторжение в Дайковьет сунских войск. Девиз «Небесное блаженство» 980—988. Первая религиозная реформа, принятая Владимиром Святым, — создание пантеона языческих богов. В год 980 1472.
Сентября первого князь великий вернулся в Москву со многой добычей, а нареченный архиепископ Феофил с оставшимися в живых знатными новгородцами бил ему челом по всей его воле. В тот же год, месяца ноября восьмого, поставили игумена Филофея из Ферапонтова монастыря в Пермь епископом. Той же осенью, месяца декабря восьмого, поставлен был епископом в Рязань Феодосий, архимандрит Чудского монастыря.
Преследуемый сводным братом, он бежит к своим дальним родственникам в Норвегию. За это время Ярополк объединяет русские княжества вокруг Киева и устанавливает контакты с Западом, в частности с императором Оттоном Первым. В 980 году Владимир возвращается в Новгород во главе варяжского флота, решив сразиться со своим сводным братом. В поисках союзников он просит у князя Рогволода Полоцкого руки его дочери Рогнеды, но она надменно отказывается выйти замуж за незаконнорожденного. Да и ладно. Владимир в отместку «осадил Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь взял себе в жены», — рассказывается в «Повести временных лет»! Будущий святой готов на все, лишь бы удовлетворить свое пристрастие к прекрасному полу.
И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». После взятия Новгорода наступает очередь Киева. Владимир захватывает его и убивает сводного брата. Начинается долгое, 35-летнее правление. К принятию православия Владимир выступает в поход против поляков.
Эта битва стала одной из первых крупных военных столкновений между двумя державами и сыграла важную роль в формировании дальнейшей истории Руси. Еще одним значимым событием 980 года было создание Епископии в Киевской Руси.
В рамках этого духовного учреждения укреплялась церковная иерархия и организация, что имело важное значение для развития христианства в регионе и формирования православной церкви. Не менее важным событием было строительство крепости в Куйбышеве. Это укрепленное сооружение находилось на пути из скопина в Висляны и служило для защиты границ Киевской Руси от нашествий врагов. Строительство крепости в Куйбышеве свидетельствует о том, что средневековые власти придавали большое значение оборонительным сооружениям и инициировали их возведение в стратегически важных районах. События 980 года являются важной частью истории Киевской Руси и имеют непосредственное отношение к формированию государства, распространению христианства и укреплению границ. Эти факты позволяют лучше понять исторический контекст того времени и влияние событий на последующие эпохи. Битва на реке Терек: ключевое сражение года В те времена Русь находилась в постоянной опасности — ее границы были постоянно под угрозой нападения.
Реформа язычества на Руси
Языческая реформа Владимира 980 г. | В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. |
Что произошло в 980 году на руси? | Сайт вопросов и ответов | Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. |
Первая междоусобица и начало правления князя Владимира (977—980) | В 980 году произошло несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на ход истории. |
980 год - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. |
Правление Владимира Святого (980-1015 гг.)
Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений. Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ». В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется.
Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам.
Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера. Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры.
Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности.
Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека. Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, ибо те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель. Отсюда восторг перед быстрыми перемещениями в пространстве. Отсюда и монументальный характер искусства. Люди насыпали курганы, чтобы не забывать об умерших, но могилы и могильные знаки еще не свидетельствовали о чувстве истории как протяженного во времени процесса. Прошлое было как бы единым, стариной вообще, не разделенной на эпохи и не упорядоченной хронологически.
Время составляло повторявшийся годичный круг, с которым необходимо было сообразоваться в своих хозяйственных работах. Времени как истории еще не существовало. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси. Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса.
Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев. Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным. Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре.
И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы. Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины.
Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место.
С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии.
Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир.
Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь.
На пути к единобожию Важно учесть и тот факт, что объявленная князем Владимиром языческая реформа во многом сузила пантеон богов и тем подготовила народ к переходу от политеизма к монотеизму, то есть единобожию, лежащему в основе всех главных мировых религий. Подобно тому как в христианстве сонм Небесных Сил группируется вокруг единого Творца и Повелителя вселенной, так и в предложенном им варианте язычества весь пантеон богов являлся окружением центральной фигуры верховного божества — грозного и всесильного Перуна. Разящий бог Едва ли следует удивляться тому, что на столь ответственную роль Великий князь избрал именно этого бога. Несмотря на то что раньше Перун ничем особо не выделялся среди прочих мифических персонажей и не мог похвалиться популярностью в народе, его кандидатура как нельзя лучше подходила на роль верховного божества и покровителя князя, а заодно и его дружины. Прежде всего, в пользу Перуна говорило его имя, переводимое с древнеславянского как «разящий» или «бьющий». Оно в полной мере отражало задачи, стоявшие перед князем и его воинами — беспощадно разить всех врагов государства. Кроме того, Перун считался богом-громовержцем — владыкой и повелителем молний, что также весьма импонировало амбициозному князю. Но главным, по всей вероятности, было желание утвердить свою волю вопреки мнению черни и лишний раз доказать, что по его решению возносятся и низвергаются не только земные владыки, но и божества, наделенные высшими силами. Кумир с золотыми усами Провозгласив Перуна своим покровителем и повелителем всех прочих богов, князь Владимир установил требования, которым должны были соответствовать изображавшие его идолы. Так, головы, установленные на каменных туловищах, он повелел отливать из серебра и украшать золотыми усами насчет бороды указаний не было. Однако, в силу дороговизны такого проекта, полностью реализовать его удалось только в Киеве, но и там, по свидетельству летописи, истукан с серебряной головой был утоплен в Днепре по случаю принятия народом христианства. Отжившая свой век религия В середине 80-х годов X века политическая обстановка, в которой развивалось Древнерусское государство, значительно изменилась, и перед князем Владимиром во всей полноте встал вопрос о поиске новой идеологической базы, способной стать тем духовным стержнем, вокруг которого сплотятся все подвластные ему земли.
Татищев, во время этого похода Владимир основал город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, непрерывные столкновения с печенегами не давали надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. Dec 5, 996 Постройка Десятинной церкви Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого.
События истории России за 980 год
- СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА
- 15 ИЮЛЯ 1015 ГОДА: ДЕНЬ, УМЕР ВЛАДИМИР I, ОН ЖЕ ВЕЛИКИЙ, ОН ЖЕ СВЯТОЙ, ОН ЖЕ КРАСНО СОЛНЫШКО И Т.Д.
- Что произошло в 980 году на руси? | Сайт вопросов и ответов
- Крещение Руси в 988 году - почему Владимир выбрал хрисианство?
- Что происходило на Руси в 980 году
Языческая реформа князя Владимира
Какое событие произошло в 980 г. Какое важное событие богатой истории России произошло в далеком X веке, а точнее в 980 году. Междоусобица 977-980 годов – первый конфликт за власть среди Рюриковичей.
Крещение Руси в 988 году и государство Русь
В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. В 980 году на Руси произошло несколько значимых государственных событий. Тем временем в Норвегии Владимир набрал варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород и выгнал посадника Ярополка. Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси.
980 год, событие?
Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году. В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. В 980 году среди славян произошло волнение против нововведений Владимира Святославовича.