Международный муниципальный форум БРИКС+ при поддержке МИД России и содействии Россотрудничества, Expoforum -Петербург. Объединение БРИКС (BRICS) было создано для координации действий Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР с целью коллективного увеличения темпов экономического роста этих стран. Рассказываем, какие страны хотят вступить в БРИКС, в чем состоят задачи 15-го саммита и приводим некоторые экономические позиции стран-членов организации. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС. BRICS is an informal group of states comprising the Federative Republic of Brazil, the Russian Federation, the Republic of India, the People's Republic of China and the Republic of South Africa.
Страны БРИКС
Так он прокомментировал заявление главы Нового банка развития, созданного в рамках БРИКС, Дилмы Руссефф. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями. В странах БРИКС живет 41,5% всего населения Земли (3,21 млрд человек), они занимают больше 26% мировой поверхности суши. принципиально "незападная" организация, состоящая из ведущих стран незападного мира.
Саммит БРИКС собрался в Южной Африке: кто войдет в состав и чего еще ждать от форума
Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В. Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом.
Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев. Целевые проекты соглашения охватывают чистую «зеленую» энергетику, транспортную инфраструктуру, ирригацию, управление водными ресурсами, санитарию, устойчивое городское развитие, а также экономическое сотрудничество и интеграцию [11]. В соглашении отмечается, что Новый банк развития БРИКС будет работать с Африканским банком развития над совместным определением, подготовкой и финансированием проектов в странах, представляющих взаимный интерес. По мнению профессора В. Юртаева, такая повестка «позволит создать концептуальную основу для взаимодействия между странами-участницами, в число которых входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, по разработке модели эффективного партнерства в сопряженном регионе» [10, с. Формат «БРИКС плюс» открыт для членства стран, находящихся в контексте сотрудничества Юг-Юг, в то время как НБР открыт для стран с другим статусом: от учредителей с правом голоса до стран-членов, не являющихся заемщиками [17, р.
Примечательно, что некоторые государства объединений «глобального Юга» уже стали членами НБР: Бангладеш с 16 сентября 2021 г. Потенциальными членами являются Египет и Уругвай. На уровне НБР подчеркивается, что указанные кандидаты были приняты Советом управляющих НБР и официально станут странами-членами после того, как сдадут на хранение свой документ о присоединении [18]. Реформа глобального экономического и финансового управления как один из основных векторов деятельности БРИКС ведет к поощрению присоединения к НБР новых членов в данном случае из «глобального Юга» и может рассматриваться как возможный подход к расширению и самого БРИКС. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях происходящих тектонических мировых изменений расширение организации, в частности реализация в том или ином виде формата «БРИКС плюс», является эволюционно востребованным, объективно давно назревшим шагом. Необходимость расширения БРИКС предопределяют положительные прогнозы для экономик развивающихся стран, намеренных проводить независимый курс, защищая свои национальные интересы, но прежде всего - появление новых центров принятия глобальных экономических решений и утрата в этом смысле монополии европейских и трансатлантических объединений.
Именно БРИКС благодаря своей специфике оптимально соответствует требованиям формирующегося молодого мироустройства. Открытое и равноправное межгосударственное сотрудничество в рамках объединения существенно отличается от устаревших шаблонов и непрозрачных схем асимметричной кооперации, продвигаемых западными державами. Расширение позволит группе БРИКС подтвердить свой статус репрезентативного, инклюзивного, открытого и прозрачного союза современного мира, одного из влиятельных центров нового мироустройства. Исходя из того, что основные факторы-показатели, ставшие опорными для объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в единую группу, исторически уже апробированы и доказали свою надежность и состоятельность, можно предположить, что решение о принятии новых членов будет также основываться на этих же самых критериях. Напомним еще раз: это высокий ВВП и темпы экономического роста, значительная ресурсная база, крупный поток иностранных инвестиций и привлечение иностранного капитала, крупная доля в создании мирового валового продукта и в международной торговле, существенная экономическая и политическая роль на уровне макрорегиона, стремление к реформированию правил международного экономического сотрудничества. Такие страны-претенденты, как Аргентина, Алжир, Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция, являются потенциальными кандидатами для вступления в БРИКС, поскольку обладают не только приемлемым экономическим весом, но и другими показателями, ставящими их в ряды развивающихся держав и новых центров силы в мире.
К этим индикаторам относятся, среди прочего, человеческий и ресурсный, промышленный потенциал, современная инфраструктура. Немаловажными критериями оценки в рамках БРИКС являются независимый и самодостаточный подход позиционирования этих стран на мировой арене, их весомая роль в региональных процессах и готовность содействовать реформе системы глобального управления.
К тому же, Россия не желает подчиняться Китаю — а значит, правительство Китая не желает и давать существенную помощь. Мы уже неоднократно разбирали эту дилемму. Индия особенно выглядит как претендент на статус «неформального лидера» БРИКС, с темпами роста экономики и населения выше китайских. Последние политические реформы Моди настроены на создание твердой индийской нации, построенной на индуизме, а внешняя политика настроена на избегание конфликтов со всеми, с кем возможно. У этих государств могут появиться свои экспансионистские амбиции, и очень скоро, однако сейчас никто не готов вступать в прямое противостояние с Западом и подрывать свое развитие.
Тем не менее, это не плохо. Вступление в БРИКС новых членов будет означать рост влияния альянса, взаимный рост экономик и технологий его участников. А количество часто переходит в качество. Кроме того, следует помнить, что Запад от перспективы противостояния с большей части остального мира мог бы объединиться как никогда, и начать наносить болезненные удары по членам БРИКС, особенно по России. Сейчас же этого, по сути, не происходит, и даже санкции против России достаточно слабы из-за несогласованности западных государств между собой. Выразили, но пока речи о вступлении не идет. Китай активно лоббирует своих главных союзников в арабском мире — Саудовскую Аравию, ОАЭ и Египет, Иран — Россия, Индия пусть и официально остается приверженцем расширения организации, но кулуарно намерена «топить» все инициативы по вступлению новых членов.
Но еще один факт, который остался незамеченным рядом комментаторов и экспертов — впервые на этом саммите БРИКС заговорили о «коллективной безопасности». И эти заявления китайского лидера Си Цзиньпина, который в своих речах, цитируем, говорил о том, что: «Страны БРИКС должны расширять сотрудничество в области политики и безопасности, поддерживать мир и спокойствие», перетекают в новую тенденцию, которая может быть определяющей в новом членстве вышеперечисленных стран — военное сотрудничество. И ШОС, и БРИКС до сегодняшнего дня оставались форматом неких политических и экономических сообществ стран, без привязки к проектам коллективной безопасности, которая прямо предполагает сотрудничество в военной сфере. Китай, озвучивая эти тезисы, явно намекает на расширении ответственности стран-участниц БРИКС, в формате коллективной безопасности. Эта китайская инициатива безусловно формирует новый этап организации, который вкупе с экономическим партнерством, возможно, получит новые форматы сотрудничества.
Кстати, уважали бы больше. А мы все время идем им навстречу, потому они и считают, что русские никуда не денутся, а с Западом лучше не ссориться». Руководитель Института региональных проблем уточняет, что Россия безусловно, является одним из основателей Нового банка развития, созданного под эгидой БРИКС. По финансам там Япония и Германия — очень крутые страны, но по реальной экономике они слабее Бразилии. Однако, создав этот формат, мы не смогли его загрузить.
Координация действий с другими странами, не включёнными в элитный клуб золотого миллиарда и не желающими слепо следовать навязываемым им установкам, — насущная необходимость в эпоху распада существующей международной экономической и политической конфигурации. Именно поэтому возникла G20, которая обрела реальную форму в 2008-м в момент первого серьёзного мирового экономического кризиса после окончания холодной войны. Членство в альтернативных предлагаемым Западом форматах — это не просто фига этому Западу, но и поиск реальных решений проблем, помочь решить которые Запад не может никак. Он закладывает перспективу для налаживания диалога в будущем, когда встанет вопрос о новой конфигурации нового многополярного мира. Что же касается конкретного наполнения в виде создания уже более прочных и чётко структурированных объединений, то это вопрос времени. Чемодан без ручки: Почему итоги саммита G7 станут очередным ударом по ЕС Когда в феврале этого года в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин сделали совместное заявление о "международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии", многие восприняли его со скепсисом. Мол, и что? Союз-то между государствами будет или только общие заявления? Но тут надо понимать, что любой союз — военный, политический, экономический — это оболочка. Главное — суть, которую нужно для начала создать. И она уже создаётся: проводятся совместные военные учения не только в Индийском и Тихом океане, но и у берегов Латинской Америки, проводится скоординированная экономическая политика. А оформить отношения официально — это дело пяти минут. Кстати, очень важный шаг вчера сделала Северная Корея, которую считают неким рупором КНР, через который Пекин транслирует Западу то, что ему самому пока говорить рано. Признание ею ДНР и ЛНР — это сигнал Китая как Москве о поддержке её политики, так и Западу о том, что победа России на Украине может обрушить всю ту архитектуру изоляции, которую тот уже полгода так старательно выстраивает.
БРИКС: как устроен один из крупнейших экономических блоков мира
Какой именно вариант предпочтут участники объединения — большой вопрос. Еще одной проблемой является расхождение государств в видении организации в рамках геополитического контекста. Россия и Китай рассчитывают на трансформацию блока в противовес G7, в то время как Индия склонна рассматривать БРИКС в качестве площадки для обсуждения совместных инициатив и проектов. Все надежды, планы и опасения партнеров придется учитывать Москве в рамках грядущего председательства в организации в 2024 году. В экспертном сообществе отмечают, что подлинно равноправное сотрудничество всегда сопряжено с трудностью достижения позиции, способной устроить всех членов объединения. Тем не менее Россия, будучи страной с многовековой школой дипломатии, имеет хорошие шансы на то, чтобы придать БРИКС еще больший импульс развития. В первую очередь важно усилить взаимодействие внутри организации. В повестке дня объединения должно содержаться больше вопросов безопасности, политики и развития», — сказал Станислав Ткаченко, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, эксперт клуба «Валдай». Для этого необязательно привлекать их к прохождению процедуры членства, достаточно создать своеобразный клуб друзей и наблюдателей, состоящий из государств, готовых тесно сотрудничать с организацией», — подчеркивает собеседник. Нужно хорошо организовывать мероприятия БРИКС их ожидается до двухсот в следующем году и привлекать к ним представителей заинтересованных стран», — отмечает эксперт.
За год нельзя превратить форум в международную организацию, но сделать шаги к этому можно. Уже сейчас существуют банк развития и клуб валют. В дальнейшем нужно увеличить число подобных учреждений внутри объединения», — поясняет политолог. Вполне возможно, мы станем свидетелями перехода «культуры отмены» в геополитическую плоскость. США и государства ЕС непременно постараются вбить клин в плодотворное сотрудничество России и ее коллег по блоку», — считает Ткаченко. Во-первых, нашей стране нужно сохранить благожелательный нейтралитет членов организации к себе. Во-вторых, Москве важно развивать внутри объединения не только экономические, но и культурные, политические и научные связи», — сказал доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
С 2010 года ежегодно как правило, в преддверии саммитов проводятся встречи министров экономики и внешней торговли стран БРИКС. Последняя министерская встреча состоялась 9 июня 2022 года в онлайн формате. Экспертная отработка торгово-экономической повестки БРИКС к министерским встречам осуществляется Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам 3-4 заседания в год , российское участие в которой обеспечивает Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. Документ сформирован с учетом национальных интересов, приоритетов, стратегий экономического развития всех входящих в объединение стран, основных положений итоговых документов саммитов БРИКС, а также Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. Стратегия определяет ключевые направления, цели и задачи взаимодействия в рамках «пятерки» на период до 2025 года.
Расширение союза. Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС. Более 20 стран подали заявки на вступление и еще столько же заявили о своих намерениях. При этом уровень экономического развития потенциальных участников блока неоднороден и потребуется переходный период для встраивания национальных платежных систем в единую систему расчетов. По мнению Мери Валишвили, два фактора — отсутствие общей сильной финансовой системы стран и расширение союза — мешают созданию валюты. Даже в том маловероятном случае, если это соглашение будет достигнуто, это вряд ли повлияет на доминирование доллара США в международной валютной торговле. За последние десять лет сумма ежедневных валютных транзакций в мире увеличилась с 4,6 трлн до 6,6 трлн долларов в эквиваленте. Но доля операций с использованием доллара США осталась неизменной на уровне 44 процентов. Мнения экспертов.
Например, торговля и инвестиции БРИКС со странами с низким уровнем дохода послужили основной системой поддержки после глобального финансового кризиса исследование Международного валютного фонда МВФ. В 2020 и 2021 годах они проводились виртуально в связи с рисками распространения коронавирусной инфекции. XIV саммит был проведен 23—24 июня 2022 года в Китае. В ходе встреч на высшем уровне обсуждаются наиболее важные вопросы совместной повестки и существующие проблемы. Каждый саммит завершается принятием декларации лидеров. Помимо саммитов, ежегодно организуется около 100 мероприятий, в том числе 15 министерских встреч. Существуют форумы гражданского общества БРИКС, парламентские и молодежные форумы, а также отдельный медиасаммит. Повестка этих мероприятий охватывает многочисленные вопросы финансового, научно-технического, культурного и политического характера. БРИКС не имеет официальных правовых документов, регулирующих его деятельность, устава или секретариата.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Межгосударственная организация БРИКС была создана в 2006 году и на 2024 год состоит из 9 государств. После 2010 года экономический потенциал БРИКС начал неожиданно ухудшаться. Именно такое поручение и получили финансовые ведомства стран БРИКС к следующему году. К потенциальным членам БРИКС относят те государства, что уже изъявили желание вступить в состав членов этой международной организации. Прежде БРИКС лишь однажды расширялся – за счёт ЮАР в 2010 году, но тогда речь шла лишь об одном государстве, а сейчас организация увеличилась сразу вдвое, что, разумеется, налагает на российское председательство особые обязательства по обеспечению координации. BRICS is an informal group of states comprising the Federative Republic of Brazil, the Russian Federation, the Republic of India, the People's Republic of China and the Republic of South Africa.
Похоронный гудок старому миру: Почему расширение БРИКС станет концом гегемонии США
С течением времени БРИКС превратился в многопрофильное стратегическое партнерство, которое базируется на трех ключевых «столпах» — политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные связи. Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе равноправия и взаимного уважения, а также принципов открытости, прагматизма, солидарности, ненаправленности против кого бы то ни было. Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе. Все решения принимаются консенсусом. Ежегодно проходит более сотни встреч, из которых порядка 20 — министерского уровня. Развивается взаимодействие по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества. Одно из приоритетных направлений в деятельности БРИКС — содействие формированию демократичного многополярного мира, укреплению глобальной безопасности и стабильности в мире.
Понятно, что с присоединением к БРИКС пяти «новобранцев» их плавное вхождение во все механизмы и ткани сотрудничества — это одна из ключевых задач российского председательства».
Основным акцентом подобных программ станут конкретные программы для воплощения с гарантированной эффективностью. Национальный комитет по исследованию Национальный комитет по исследованию БРИКС Национальный комитет существует на протяжении пяти лет — он создан для того, чтоб реализовать план договоренностей, утвержденный Медведевым на саммите БРИКС. Главная роль комитета — исследование значения стран-участниц БРИКС на общую геополитическую обстановку и процесс глобализации. Комитет должен участвовать в создании общего информационного поля между разными странами и объединять их научные изыскания и исследования. Данный меморандум закрепляет ориентир на сохранение сотрудничества в сфере энергосбережения и обозначает основные принципы равенства. Также меморандум позволил признать роль и значение энергосбережения для экономического развития. Новый этап сотрудничества В январе 2017 года было заключено соглашение, которое способно принести миллиарды долларов. Суть соглашения касается атомной энергетики. Также затронуты вопросы выработки месторождений и поставок оборонной промышленности. Соглашение заключено между Индией и Россией. Президент России подчеркнул, что это повлияет и на визовый режим между нашими странами — бизнесмены смогут пользоваться упрощенными правилами получения деловых виз. Заключение соглашения между Индией и Россией Отношения Индии и России в рамках БРИКС развиваются равномерно по разным направлениям — согласие достигнуто и по политическим задачам, и в экономической сфере, и даже в гуманитарных вопросах. Лидеры обеих стран акцентируют внимание на том, что их усилия на внешней политической арене скоординированы. Нынешняя экономическая ситуация в мире требует особых усилий. Совместное решение международных задач является стратегически верным — союз России и Индии позволяет сочетать политические мощности. Ввиду экономической ситуации существенно снизился товарооборот, и обе стороны готовы пойти навстречу друг другу для того, чтоб оживить деловые связи. BRICSYES Лидеры стран БРИКС занимаются различными вопросами, в том числе и взаимодействием, и одним из приоритетных вопросов является создание молодежных инициативных групп, которые впоследствии смогут оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю арену действий.
Если говорить об итогах голосования по этой резолюции, то за неё выступило 78 стран, против — 15, воздержалось — 79 и не голосовало 21 государство. Надо отметить, что это число голосов «за» — наименьшее из всех восьми резолюций, принятых Генассамблеей после начала текущего конфликта. За год до этого за предыдущую резолюцию по правам человека в Крыму проголосовали 82 страны, а за резолюции на чрезвычайной специальной сессии ГА ООН голосовало от 93 до 143 стран. Число голосов «против» сейчас 15 , впрочем, не самое большое. Против других было от 5 до 14 голосов. При этом последняя резолюция получила наибольшее количество воздержавшихся — 79 ранее было от 32 до 73 , а также наибольшее количество неголосовавших государств — 21 ранее от 10 до 19. То есть можно выделить определённый рост индифферентности в незападных странах по отношению к данному конфликту. Наиболее показательны в этом отношении итоги голосования среди стран Африки. Если по шести резолюциям чрезвычайной сессии из африканских стран голосовали «за» от десяти до тридцати государств, а по предыдущей резолюции по Крыму — пять государств, то сейчас только три страны Африки выступили «за». Все остальные воздержались или не голосовали. В том числе не стали голосовать «за» единственные три африканских страны, которые поддержали все семь предыдущих резолюций — Либерия, Малави и Чад. В этой логике можно определённо сказать, что прошлогодний саммит «Россия — Африка» прошёл не зря. Вот это мог бы быть возможный российский «лонг-лист» африканских кандидатов на будущее расширение БРИКС. По другим регионам мира ситуация следующая.
Перспективный союз, или что такое БРИКС по сути
- Что такое БРИКС и чем занимается эта организация?
- BRICSology – Telegram
- Что такое БРИКС и какие цели у этого объединения
- Что такое БРИКС: расшифровка
Как Запад ответит на расширение БРИКС — мнения экспертов
Надо отметить, что у всех трёх стран отношения с коллективным Западом во главе с США, действительно, не особо складываются. Египет до сих пор не простил Вашингтону то, что тот во время "арабской весны" привёл к власти в этой стране исламистов, которые являются злейшими врагами нынешнего руководства. Конфликты президента Турции с США всем известны. На фоне одобрения заявки двух стран в альянс, намёк на вступление в БРИКС может быть как реверансом в сторону России, так и намеком Вашингтону, что, мол, мы остаёмся достаточно самостоятельными, несмотря ни на что. Как "шестёрка" и США пытались отыграться на российском президенте Что касается Саудовской Аравии, то у неё тоже есть причины быть недовольными действиями нынешней администрацией США, которая к этой стране относится заметно менее трепетно, чем предыдущая.
На днях президент США Джо Байден был с визитом в Эр-Рияде, и многие эксперты назвали целью поездки уговорить саудитов увеличить добычу нефти для удара по России. На этом фоне игра Вашингтона на несколько фронтов, перспективы снятия эмбарго с Венесуэлы явно не добавляют США очков за столом переговоров с саудитами, которым тоже есть смысл поднимать ставки в торге со своим неудобным "партнёром". Кроме того, необходимо понимать ещё один важный момент. Это крайне наивное заблуждение.
Впрочем, назвать его экономическим блоком тоже сложно. Экономический блок — это ЕАЭС, структурированная организация со своими регламентами и чёткими правилами, обязательными к исполнению всеми участниками. БРИКС — это, скорее, форум, участники которого координируют экономическую политику, и в этом плане уместнее сравнивать его с G7. Впрочем, и тут есть большое отличие, G7 и есть тот самый коллективный Запад, который во всех плоскостях: и в политике, и в экономике, и в военном планировании — абсолютно монолитен.
Дискуссионным клубом его никак не назовешь, ибо дискуссии там нет, все решения присылаются из одной страны и известны заранее.
В результате, существующие условия подталкивают страны БРИКС к использованию национальных валют по экспортно-импортным операциям, интеграции платежных систем и карт, собственной системе обмена финансовыми сообщениями и созданию независимого рейтингового агентства «Пятерки». Таким образом, страны БРИКС имеют все необходимые инструменты для того, чтобы смягчить последствия кризиса для своих экономик, и в целом - трансформировать глобальную экономику посредством проведения реформ в мировой банковской системе, результатом которых станет построение платформы, отвечающей интересам государств на равных условиях, и возможность поддержания стран с формирующейся рыночной экономикой. Можно заметить, что вопросы, затрагивающие экономическую сферу, довольно обширные и представляют значение как для стран Запада, так и для группы БРИКС. Поэтому конфронтация в финансовом направлении не выгодна обеим сторонам в силу некоторых обстоятельств. Прежде всего, главным потребителем продукции, производимой неформальным объединением, является именно Запад.
Во-вторых, богатые природными ресурсами и перспективными рынками территории БРИКС представляют особый интерес для развитых стран. В-третьих, политика западных государств направлена на построение взаимовыгодных экономических отношений с каждым участником отдельно. Их механизмы можно проследить по деятельности в рамках ООН, по вопросам, касающимся войн в Сирии и Ливии, конфликтов между Ираном и Пакистаном, Россией и Украиной, а также вокруг Нагорно-Карабахской и афганской проблемы, где и сталкиваются сферы влияния двух сторон. Наиболее болезненной в плане взаимоотношений между группой и западными странами является ситуация последних месяцев, а именно начавшаяся российская специальная военная операция на территории ДНР и ЛНР по демилитаризации и денацификации Украины. Введение различного рода санкций, попытка США в команде с НАТО и ЕС объединить мир против России и изолировать ее в политическом и экономическом планах посредством давления на ее главных партнеров терпит неудачи. Уже сейчас заметно, что отстранение Российской Федерации от международных дел «обернется бумерангом» Западу в лице внутреннего политико-социально-экономического кризиса.
Мир в отношении к действиям России на Украине разделился на два лагеря. В числе тех, кто поддержал или же принял нейтралитет по вопросу специальной военной операции, оказались союзники России по группе БРИКС. Президент Бразилии высказался, что не поддержит никакие санкции против России и осуждения действий В. Путина, а также обозначил, что его страна не будет голосовать за антироссийские резолюции в ООН. Индия и Китай официально выступили на стороне нейтральных стран, однако правительства стран полагают, что односторонние санкции не подкреплены международным правом, поэтому они не поддержали резолюцию с осуждением российской спецоперации на Украине. Южно-Африканская Республика призывает к дипломатическому разрешению украинского кризиса с привлечением ООН.
Таким образом, очевидно, что партнерам Москвы по группе не симпатизирует политика, проводимая Западом во главе с США. Они нацелены на поддержание установленных договоренностей и обязательств. Очевидно, что между странами БРИКС и Западом имеются предпосылки как для всестороннего сотрудничества, так и для соперничества, но стратегия союза в отношении НАТО, США и стран «07» носит скорее миротворческий, а не агрессивный характер. К тому же «Пятерка» не предполагает подмену существующих международных отношений, а позиционирует себя как дополнительный формат продуманных согласованных позиций, который способен внести вклад в деятельность других международных объединений и усилить свой голос в них. Поэтому, грамотно выстроенное стратегическое взаимодействие, налаживание отношений преимущественно в формате диалога, где каждый участник мировой системы был бы услышан, позволило бы стабилизировать текущую политико-экономическую ситуацию и избежать открытого противоборства двух «клубов». В случае выхода Бразилии и России снизится экономический рост и дестабилизируется финансовая ситуация группы в целом.
БРИКС оставит прогрессирующий Китай, который уже сегодня демонстрирует политическую и экономическую самостоятельность и не испытывает острой необходимости в членстве. Это может привести к перебалансировке сил, если, например, Китай присоединится к клубу мировых экономических лидеров. Таким образом, в случае выхода из группы любой из стран будет потерян межцивилизационный статус объединения. Во-вторых, предполагается, что объединение БРИКС продолжит свое существование в виде «клуба», форума и будет обсуждать возникающие в мире проблемы и согласовывать позиции стран-членов по различным вопросам. Снизится экономическая активность стран БРИКС в мировой экономике, а также влияние на международные процессы, а именно в части вопросов урегулирования региональных военных конфликтов и реформирования существующих институтов глобального управления [16, с. Предложение, касающееся присоединения других участников к межгосударственному объединению, впервые было озвучено китайской стороной.
Позиция России в этом отношении предполагает внимательное изучение вопроса по увеличению стран-членов «Пятерки». Помимо этого, многие восточные страны рассматривают БРИКС как перспективную площадку для ведения внешней политики. То есть, в ближайшее время группа может значительно расшириться за счет новых участниц, что приведет к трансформации названия группы и укреплению ее позиций в мире [4]. Это приведет к усилению взаимодействия как внутри самой группы, так и расширению форматов сотрудничества с различными странами. Увеличится совокупный рейтинг в экономической и политической сферах, что позволит оказывать воздействие на международную повестку дня [16, с. Таким образом, предполагаемым вектором развития в ближайшее время останется взаимодействие стран-членов БРИКС в формате «клуба», так как не предполагается каких-либо существенных изменений в отношениях между участницами группы.
Однако, наш мир достаточно динамичен, прогнозы экспертов, составленные на 2020-2022 гг. Если рассматривать теории распада и укрепления объединения, то их вероятность практически одинакова, выбор в пользу данных сценариев будет зависеть от реализации возможностей и преодоления угроз участницами БРИКС. Вариант с привлечением участников в БРИКС является, с одной стороны, своевременным и правильным, с другой - становится мало вероятным в силу внешних факторов. Объединение пяти государств успешно функционирует именно благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга. Поэтому можно сказать, что группа БРИКС сегодня становится привлекательной и важной альтернативной площадкой. Заключение Таким образом, БРИКС - это реальность мировой политики и экономики, которая обладает необходимыми ресурсами для прогрессивного развития.
Формат группы предусматривает организацию периодических официальных саммитов, наличие отчетов по встречам и подписание соглашений. Разумеется, внутри объединения имеется множество противоречий, устранение которых возможно благодаря взаимному интересу стран-участниц, постоянной разработке и усовершенствованию путей взаимодействия. Кроме того, Россия сохраняет статус активного участника группы БРИКС, выступая инициатором современных направлений и идей и реализуя многие актуальные проекты в целях эффективного функционирования объединения. Сегодня БРИКС фактически представляет собой ядро многополярного мира, а в долгосрочной перспективе ожидается трансформация в сильную и влиятельную организацию. Библиографический список 1. Авдокушин Е.
Антонов В. Астахов Е.
Именно поэтому мы должны признать, что на нас, народах стран БРИКС и Мирового большинства, лежит особая ответственность — сохранить нашу планету и предпринять все усилия для формирования нового миропорядка, основанного на принципах подлинной многополярности, взаимного уважения и равенства. Елена Перышкина Здоровая и чистая среда — это то, что мы должны оставить будущим поколениям. Никакие будущие технологические достижения медицины не помогут сохранить здоровье будущего поколения, если мы не позаботимся об этом сегодня. Человечество должно найти в себе силы отказаться от употребления наркотиков, разрушающих людей физически, психически и социально. Елена Тополева-Солдунова Забота о людях должна занимать центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития.
Они обсуждали возможность появления новой глобальной резервной валюты на Юге, которая сможет заменить доллар США. Они хотели создать банк развития со штаб-квартирой на Юге, который мог бы конкурировать с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Они говорили о необходимости изменить направления международной торговли, увеличив товарооборот Юга с Югом. Реальность такова, что БРИКС все больше превращается в парад форумов, конференций, являющихся удобным способом освоения бюджета и трибуной для декларативных заявлений. Причем не только российского бюджета. Возникает вопрос, а не была ли эта идея изначально ловкой геополитической ловушкой либо «дудочкой крысолова»?
Что такое БРИКС и чем занимается эта организация?
Приветственное слово Министра иностранных дел Российской Федерации а организаторам, участникам и гостям Кинофестиваля стран БРИКС. Шри-Ланка заявила о желании вступить в БРИКС. Перечисляем страны-участники БРИКС, раскрываем структуру и цель организации, а также указываем входящие страны на карте. Прежде БРИКС лишь однажды расширялся – за счёт ЮАР в 2010 году, но тогда речь шла лишь об одном государстве, а сейчас организация увеличилась сразу вдвое, что, разумеется, налагает на российское председательство особые обязательства по обеспечению координации. Что нового может предложить Россия современному миру (Доклад Клуба ЭСВУ БРИКС). Шри-Ланка заявила о желании вступить в БРИКС.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Венесуэла ощущает себя частью БРИКС и ожидает расширения альянса в ближайшем будущем, заявил глава МИД страны Иван Хиль Пинто на конференции «День многосторонности и дипломатии мира» в Каракасе. Саммит БРИКС в ЮАР завершился, принеся с собой множество новостей — от неожиданных до тех, которые наконец получили официальное подтверждение. От имени российской части ДС БРИКС выступил его глава Сергей Катырин, сообщивший, что российская сторона одобряет и принимает годовой отчет организации. МАСП БРИКС — это организация, реализующая инициативы и решения, принятые в рамках объединения. Саммит БРИКС в ЮАР завершился, принеся с собой множество новостей — от неожиданных до тех, которые наконец получили официальное подтверждение.
Страны БРИКС: полный список в 2024 году с описанием (+ карта, факты, чем занимаются)
Дискуссионным клубом его никак не назовешь, ибо дискуссии там нет, все решения присылаются из одной страны и известны заранее. БРИКС же — структура куда более аморфная. В ней присутствует Бразилия, которая во многом не только экономически, но и политически ориентирована на США, Индия и Китай, которые, мягко говоря, друг друга не любят и являются конкурентами во всех плоскостях. Если добавить сюда Турцию, Иран, Саудовскую Аравию и Египет — получится во многом "лебедь, рак и щука".
Тем не менее, существование группы даже в нынешней конфигурации доказывает её жизнеспособность и востребованность. Во многом потому, что она выбивается из общей структуры однополярного мира, даже существует вопреки ему. Координация действий с другими странами, не включёнными в элитный клуб золотого миллиарда и не желающими слепо следовать навязываемым им установкам, — насущная необходимость в эпоху распада существующей международной экономической и политической конфигурации.
Именно поэтому возникла G20, которая обрела реальную форму в 2008-м в момент первого серьёзного мирового экономического кризиса после окончания холодной войны. Членство в альтернативных предлагаемым Западом форматах — это не просто фига этому Западу, но и поиск реальных решений проблем, помочь решить которые Запад не может никак. Он закладывает перспективу для налаживания диалога в будущем, когда встанет вопрос о новой конфигурации нового многополярного мира.
Что же касается конкретного наполнения в виде создания уже более прочных и чётко структурированных объединений, то это вопрос времени. Чемодан без ручки: Почему итоги саммита G7 станут очередным ударом по ЕС Когда в феврале этого года в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин сделали совместное заявление о "международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии", многие восприняли его со скепсисом. Мол, и что?
Союз-то между государствами будет или только общие заявления?
Все государства — участники этого форума были отнесены российским президентом к категории «развивающихся», а их высшими приоритетами в мировых делах названы соблюдение норм международного права, отстаивание центральной роли ООН в мировых делах и создание справедливого мирового порядка. По нашему убеждению, инициатива создать форум БРИКС появилась в Кремле после разочарования от первых лет членства России в качестве участника «Группы восьми». Петербургский саммит G8 в 2006 году, где Россия впервые выступала в роли председателя, показал, что по ключевым для России вопросам международная безопасность, энергетика, региональные конфликты максимум, на что она может рассчитывать — это в одиночку вести жёсткие безрезультатные споры с США и их союзниками. То есть политически даже после приглашения России в G8 «формула» этой структуры осталась прежней: семеро во главе с Вашингтоном G7 против одинокого новичка — Москвы. Фёдор Лукьянов: России не нужно вписываться в западную иерархию — эпоха «восьмёрки» закончилась Фёдор Лукьянов 10 апреля в преддверии встречи глав МИД стран «семёрки» министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о возможном возвращении России в состав G8. Необходимость этого он аргументировал тем, что «ни один серьезный международный конфликт невозможно решить без участия России».
Однако нужно ли это самой России? Директор по научной работе Фонда клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов рассказал о своём видении этой ситуации.
В частности, он указал на то, что путем создания общей платежной единицы для торговли и инвестирования объединение сумеет уменьшить собственную уязвимость. Кроме того, он подчеркнул готовность страны приложить дипломатические усилия по достижению мира на Украине. Научный аспект сотрудничества обозначил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Так, он предложил участникам БРИКС продолжить углубление сотрудничества в космосе путем создания общего консорциума исследований. Уже сейчас ведется работа по созданию групп спутников объединения, но необходимость дальнейшего наращивания партнерства очевидна. По его мнению, организации стоит сосредоточиться на снижении рисков, связанных с использованием искусственного интеллекта ИИ. Он подчеркнул, что участникам блока необходимо работать над безопасностью и надежностью новаторской технологии. Кроме того, китайский лидер еще раз обозначил важность принятия новых членов в организацию.
По его словам, многие развивающиеся страны проявляют интерес к вхождению в состав БРИКС, а совместная работа поможет «продвижению глобального управления в более справедливом и разумном направлении». Интересно, что инициативу Си Цзиньпина поддержал и индийский коллега — Нарендра Моди. В официальном Telegram-канале издания «Россия в глобальной политике» данное событие назвали «предметным шагом на тему расширения». По его словам, речь пока вряд ли идет о «критериях членства», скорее — о соображениях, по которым расширение возможно», отмечает он в своем Telegram-канале. Об этом сообщается на официальном сайте президента России. Действуя слаженно, на принципах равноправия, партнерской поддержки и учета интересов друг друга, мы занимаемся решением самых насущных вопросов глобальной и региональной повестки», — отметил лидер РФ. При этом Путин отметил, что участники сообщества единодушно выступают в пользу формирования многополярного миропорядка, основанного на соблюдении ключевых принципов Устава ООН. Владимир Путин уточнил, что «тяжелый кризис на Украине» начался именно из-за стремления ряда государств «сохранить эту гегемонию». Одновременно с этим он выразил благодарность коллегам по БРИКС, которые «принимают действенное участие в попытках прекратить эту ситуацию и добиться справедливого урегулирования мирными средствами».
Согласно исследованию, у Индии есть потенциал наибольшего роста среди четырёх стран БРИК в следующие 30—50 лет. Главная причина — снижение рабочего возраста населения для Индии и Бразилии случится позже, чем для России и Китая. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы [36]. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, вначале Китай, а десятилетие спустя и Индия[ нет в источнике ] начнут доминировать в мировой экономике. Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных экономических рынках. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИК, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой семёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИК, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИК вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене. Отчёт показывает обновлённые числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года.