Данная икона, как пишет в своей статье старший научный сотрудник Т. В. Галенковская, написана темперой в традициях академического иконописания. Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия».
ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
"Икона с уникальной иконографией Благовещения 1696 года в настоящее время представлена в открытом фонде хранения древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Молитвы перед иконой «Благовещение» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего.
Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на
Иногда на иконах данного события в руках Пречистой Девы или на особой подставке рядом с Нею изображают раскрытую книгу. Это - Священное Писание, которое по Преданию в момент Благовещения читала Мария, и оно как раз было открыто на пророчестве Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог! Она пряла пурпурную пряжу для Завесы Иерусалимского храма. Это повествование также нашло отражение в некоторых образах этого торжества: Вариант праздничной иконы, на которой Богородица изображена с пряжей в руках Вариант праздничной иконы, на которой Богородица изображена с пряжей в руках Вот такими бывают самые известные изображения этого Великого Торжества. Теперь несколько слов о традициях... Однако и особое веселье в этот праздник тоже не приветствовалось. Ведь, мало того, что это время Великого поста, так еще и священнослужители всегда настойчиво нам напоминают, что любому церковному торжеству более приличествует сосредоточенное благочестивое размышление нежели разгульное пиршество и гуляния.
В 1783 г. Александр Лёвшин кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп.
Прокопия Устюжского. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены написаны на новом левкасе XVI в.? Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил. Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия не сохр. Во 2-й пол.
Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях напр. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря.
В нём, по традиции, принимает участие всё население Тиноса.
Тиноссцы называют этот праздник Фанаракия — от слова «фонарь». Вечером накануне праздника, Священная Икона Евангелистрии Благовещенья с помпой переносится в нижний этаж храмового комплекса — в храм Эвресеос и помещается в том самом месте, где пролежала зарытая в земле века. Тут же начинается торжественная литургия.
Празднование продолжается на следующий день Священной литургией в храме. По окончанию, на скульптурный бюст Митрополита Гавриила, приложившего когда-то все усилия, чтобы икона была найдена, возлагают венки. К тому времени икону помещают на носилки с балдахином, которые с двух сторон поддерживают избранные лица из жителей Тиноса.
Носилки, на которых она покоится, вырезаны из дерева и чрезвычайно тяжелы. К двум часам начинается торжественное шествие по маршруту, по которому она прошла в холодное утро 30 января 1823 года. На мраморной кафедре у самого моря происходит литургия и, далее, шествие возвращается в главный храм Евангелистрии.
Перед вечерней возлагаются венки на могилы тех людей, что когда-то возглавили работы по постройке храмового комплекса, и которых на Тиносе называют Ктистес. Вечером того же дня всё население Тиноса и гости острова зажигают фонари, символизирующие собой факт священной находки. Мерцающей рекой выплёскивается шествие на улицы Тиноса и разливается по ним… И вот шествие достигает кафедры на набережной.
Икону поднимают на это возвышение и тут, все, как один запевают гимн: «Мы, Тиносцы, празднуем находку Пресвятой Иконы…», он сменяется другим: «Славься, Пресвятая Мария! Славься Матерь Божья! Воздух накаляется.
Все чувствуют, что здесь, рядом с ними, ходит Чудо. И каждый хранит в себе это чудо, как незабываемое переживание. А началось всё с того, что… Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения.
Поэтому вся эта глава будет непосредственно посвящена её находке. Острова Киклад с 1207 года и в течение пятисот лет находились под Венецианским протекторатом. Им на смену явились турки, власть которых продолжилась на Тиносе чуть больше сотни лет.
Турки имели на Тиносе всего лишь несколько воинов и офицера, собирающих дань. Поэтому, когда в 1821 году Греция поднялась в Освободительном Движении против захватчиков, тиносцы прогнали турок с острова в одночасье. Но во всей остальной Греции борьба предстояла долгая и кровопролитная.
На иконе изображена Пречистая Дева, которой архангел Михаил протягивает лилию, в знак того, что она, Мария, избрана Богом родить спасителя человечества. Факт находки этой иконы становится для греков знаком того, что сама Матерь Божья благословляет их борьбу. Немедленно по всей Греции начинают собирать средства на постройку храма.
И в церковь Св. Николаоса, в которой временно приютили священную икону, уже потянулись первые пилигримы. В том числе — и руководители освободительного движения Греции против оттоманского ига — Канарис, Миаулис, Караискакис, Макрияннис, Колокотронис, Никитарас.
Сюда, на свободную, гордую землю, стремились попасть остальные жители Киклад, греки из Малой Азии, с Крита и других мест некогда Великой Греции, для того, чтобы поклониться Пресвятой Деве, покровительнице освободительного движения. Ибо они уверены теперь, что сама Матерь Божья ведёт их к победе. Ведь небом было послано столько знамений!
Здесь на свободной земле Тиноса, греки из всех уголков закабалённой ещё Греции вдруг осознают, что они едины, как не были они едины, вот уже почти два тысячелетия. Покидая Тинос, эти люди, приехавшие преклониться перед священной иконой, увозят с собой уверенность в победе. И так глубока, так прекрасна их вера, что ею заражаются и другие их соотечественники.
Меж тем, борьба по всей Греции идёт кровавая. Тысячи женщин, детей, стариков, бегут в те годы от турецкого меча. А недавно созданный Фонд Евангелистрии Тиноса протягивает им руку помощи, помогая обосноваться на острове.
Почему Она была обручена? Промысл Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого. Если бы Она родила, не бывши обрученной, кто из людей мог бы поверить, что Сын Ее не незаконнорожденный? И какой судия земной в случае сем пощадил бы Ее, избавив от строгости закона? Промысл Божий не хотел наводить беду на Избранницу Свою и тяжкое искушение на людей, потому устроил так, да прикроет Деву и Ее рождество видом обручения. Беседы на Евангелие от Матфея. Почему мужа звали именно Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе, в страшно развращенном Египте соблюдшем свою телесную и душевную чистоту; да и тем укрепится совесть верных в вере, что плод Девического чрева Богоматери есть воистину от Духа Божия, а не от земного страстного человека. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!
Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Новое творение - радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения. Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные - те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение.
Конечно, имеющему понятие о человеколюбии Божием ясно: Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие. И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем. Жена первою положила бездну между человеком и Богом. Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху. Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как дитя!
Мария и есть истинное дитя. Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное Мф. Сей мир страстей и страстности быстро старит человека. Наше детство весьма кратко, а в нынешние времена оно становится все короче и короче. Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Вот, Царствие Божие внутри Нее было Лк. Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно.
Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным.
Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей Пс.
Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека. Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту.
Священник рассказал, в каком случае нельзя целовать иконы на Благовещение
Само это слово означает «добрая, благая весть». Именно этот момент отражен на иконах, посвященных Благовещению. Этот сюжет чаще всего изображается в верхней части царских врат иконостаса, как бы напоминая всем о важности произошедшего события, которое, как поется в праздничном тропаре, стало главизной, то есть началом нашего спасения. На иконе Благовещения изображены две ключевые фигуры — Архангел Гавриил в образе юноши и Пресвятая Богородица. Изображение на иконе можно условно разделить на две части: левая часть представляет архангельский небесный мир, а правая — богородичный земной мир. Их беседа передается с помощью жестов. Архангел Гавриил протягивает правую руку в жесте оратора, который в античности использовался для привлечения внимания, и одновременно благословляет Ее.
Мария, склонив голову, внимательно его слушает. Положение Ее головы и открытая ладонь символизируют принятие Божественной воли. В некоторых вариантах Мария прикладывает руку к сердцу, что также означает согласие и принятие Божественной воли, выраженное в словах: се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему Лк 1:38.
Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении. Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Владимирскаго братства в г. Владимире Волынском». До немецко-фашистской оккупации икона предположительно находилась в императорской домовой церкви Гатчинского дворца и, как известно теперь, была вывезена солдатом Хенри Максом Винтербергом и отправлена в Гамбург. Образ в немецкой семье тщательно оберегали и хранили как дорогую реликвию.
Это - главное сооружение иконостаса в православном храме. В конце 16 века на ней изобразили Богоматерь на фоне очень красивой старинной архитектуры. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" И традиционно в верхних клеймах царских врат располагалась сцена Благовещения. Перед вами - правая створка Царских врат, где представлена Богоматерь, встречающая архангела Гавриила. Створка написана московскими мастерами и обрамлена пасмой - это уникальный памятник средневекового искусства.
Что можно и что нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
Что можно и что нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы? | Православные христиане отмечают сегодня один из самых больших церковных праздников — Благовещение. |
Благовещение: иконы и картины | Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы". |
Благовещение Пресвятой Богородицы — Википедия | благословляющий ее. |
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля). |
Новые события | Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Необычные иконы и картины с Благовещением Пресвятой Богородицы" в ленте новостей на сайте Восход. |
Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на (Ирина Анастасиади) / Проза.ру | На иконе Благовещения центральными фигурами выступают Дева Мария и архангел Гавриил. |
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы: описание, особенности
Вариант иконы "Благовещение Пресвятой Богородицы", на которой рядом с Пречистой Девой изображено раскрытое Священное Писание. Согласно поверьям, в Благовещение не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна. Царские врата символизируют вход в Царство Небесное, открытое нам через Благую весть, а икона Благовещения напоминает, что Воплощение Спасителя отверзает райские двери.
Благовещение 7 апреля 2023: смысл праздника и его традиции, что можно и нельзя делать
– Что изображения Благовещения на иконах и царских вратах помогают осмыслить верующим, пришедшим на богослужение? Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх. Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля). Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским.
Евангелие архангела Гавриила
- Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на
- #ЭкспонатНедели
- В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
- Благовещенская Икона - каталог 2022-2023 в интернет магазине
Благовещение 2023: как празднуют, что можно делать и чего нельзя
Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. В Описи Успенского собора 1627 г. В течение XVII в.
Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Устюга от побиения «каменным градом». Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч.
Прокопия Устюжского РГБ. По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г.
Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. В 1783 г.
Праздники в апреле Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. Фото: commons. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей благую весть — что она станет матерью сына Божия Иисуса Христа. Явление ангела к Марии описано евангелистом Лукой: «Радуйся Благодатная! Благословенна Ты между женами».
Когда празднуют Благовещение в 2024 году Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати главных. Его отмечают каждый год в один и тот же день, в православии это 7 апреля. Если считать от этой даты, получается, что между Благовещением и Рождеством которое, напомним, 7 января ровно девять месяцев — то есть, срок, который женщина вынашивает ребенка. У католиков соответственно днём благой вести считается 25 марта. Совпадение Благовещения и Пасхи называется Кириопасхой, но это бывает крайне редко. Последний раз такое произошло в 1991 году, а следующая Кириопасха случится только в 2075-м. В ряде стран — причем, как на Западе, так и на Востоке — со дня Благовещения вели отсчет нового года.
История и название праздника Собственно, название праздника — Благовещение — входит в обиход только с VII века тогда как сам праздник отмечается уже четырьмя столетиями раньше. До этого церковь обозначала его как «день приветствия», «возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и т.
С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части. Здесь, кстати, уместно провести параллели с изображениями древних миниатюр, когда обе фигуры ставились по обе стороны текста. При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов: I.
На колодце Благовещение у источника или кладезя. Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Литературным источником в данном случае является апокрифическое Протоевангелие от Иакова 11:1—4.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции.
Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной. История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес.
От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Благовещение Пресвятой Богородицы, арт И275-3, 14x20x1,8 см. Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Церковь Благовещения на Житном дворе вместе с её иконой была разрушена в 1932 году. Настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабаново отец Алексий (Язев) недавно обратился к своим подписчикам в соцсетях с просьбой собрать деньги на икону Благовещение.
Икона "Благовещение"
Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу.
В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности.
Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.
Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске.
На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него.
Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48]. В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме.
Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать.
Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50].
Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.
Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю? На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед — знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери.
Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи. В этой детали глубочайше прочувствован и передан основной смысл происходящего, а именно — единство воли и действия Бога и твари, о котором говорит служба праздника: "Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается лучи. Ибо Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии, — говорит св. Николай Кавасила в слове на Благовещение. Поворот головы ангела указывает на то, что он говорит не от себя; говоря с Богоматерью, открывая Ей тайну Божественного Промысла, он взглядом подчеркивает свою зависимость от Пославшего его — стоит пред лицом Бога. Принимая весть Архангела, Она Своим жестом отвечает не посланнику, а Пославшему.
А оно дошло до нас в нескольких вариантах, поэтому и существует несколько изводов иконы Благовещения. Но давайте вернемся к нашему рассказу. Итак, Дева Мария занята своей работой. Как же иконописцу показать нам, что Гавриил только что спустился с Небес и предстал перед Марией с вестью от Господа? А вот посмотрите: складки плаща Гавриила еще как бы колышутся от быстрого движения.
И на землю он ступил лишь одной ногой, а второй только слегка касается земли. Посмотрите, друзья, одно крыло Архангела простёрто за спиной, а другое поднято в знак приветствия Марии. Обратите внимание: это движение — поднятие крыла Архангела — перешло и в наше богослужение. Вспомните, когда на богослужении диакон произносит молитвенные прошения — ектеньи, он поднимает рукой орарь, как и Ангел — своё крыло. Это — знак почтения и приветствия.
Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
На иконе благовещения, впрочем как и на любой другой нет ничего важного. Согласно поверьям, в Благовещение не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна. Икона Благовещения, называемая Устюжским, 12 века. На этой иконе нет никаких второстепенных деталей. Икона Благовещения олицетворяет собой Богоматерь, как заступницу обездоленных и нуждающихся в небесном покровительстве людей.