Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль. Полная и краткая биография всемирно известного писателя Достоевского Фёдора Михайловича. В 16 лет Достоевский вынужден, по велению отца, поступить в Главное инженерное училище, хотя мечтал только о литературе. Краткая биография Ф.М. Достоевского. Родился писатель, журналист, прозаик, публицист в семье штаб-лекаря больницы для бедных города Москвы. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира.
Ф.М. Достоевский — краткая биография
Краткое содержание биографии Федора Михайловича Достоевского Авторы. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. Краткая биография Достоевского Ф.М. (подробно). Фёдор Михайлович Достоевский – величайший писатель, один из самых значимых и влиятельных писателей и мыслителей в мире русской литературы. Краткая биография Достоевского Ф.М. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира.
Краткая биография Достоевского Фёдора Михайловича: самое главное и важное
Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное | Достоевский после освобождения увлекается азартными играми, бедствует. |
Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты | Краткая биография русского писателя Федора Михайловича Достоевского. |
Фёдор Достоевский. Краткая биография и творчество | Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. |
Краткая биография Достоевского Фёдора Михайловича: самое главное и важное
Писатель осветил судьбу «маленького человека» совершенно с других позиций. Чем это делал Гоголь в своей «Шинели». У Достоевского герой сам начинает судить себя и окружающих, освещать себя со всех сторон, тогда как у Гоголя это делал автор. Точную оценку Достоевского как литератора дал Майков.
Сравнивая Гоголя и Достоевского, он отмечал, что как Гоголь, так и Достоевский реалисты, чутко чувствующие действительность, но если Гоголь выступает с социальных позиций, то Достоевский — с психологических. Жизненный путь писателя был очень труден. Пережил он и семимесячное заключение по делу петрашевцев, был приговорен к смертной казни, которая в самую последнюю минуту была заменена на каторжные работы в Сибири.
Следствием четырех лет непосильных каторжных работ стали «Записки из мертвого дома», отразившие его переменившиеся взгляды на русский народ, которого до этого, оказывается, он знал не достаточно хорошо. Перу писателя принадлежат такие произведения, как «Преступление и наказание» , «Идиот» , «Братья Карамазовы», множество рассказов, сделавшие его знаменитым не только в России, но и в мировой литературе. Поиск для:.
С детства страдал эпилепсией. Образование С 1834 г. Закончив курс в 1843 г. Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.
Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость.
Отец отправил сыновей обучаться в инженерном училище. Михаил Андреевич считал литературную деятельность бесприбыльным занятием. Драматург проявлял интерес к чтению отечественной и зарубежной литературы. В 1843 автора включили в инженерный состав Петербурга, но уволился. Будучи студентом, Федор Михайлович сформировал литературный кружок, где трудился над театральными пьесами, которые не уцелели. Первый плод творчества «Бедные люди», открывший дорогу в общество Белинского — имел успех. Второе детище публициста «Двойник» вызвало разочарование и негодование публики. Дальнейшие события сыграли ключевую роль в судьбе автора. Литератор, посещая пятничные встречи, становится участником тайного сообщества.
В 1849 писателя арестовывают с вынесением смертной казни. Николай I заменил смертную казнь четырехлетней каторгой и военной службой. Александр II объявляет полную амнистию. Перенесенные испытания, открывают литератору грани человеческой души. Увлечение азартными играми приносит материальные трудности.
Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал роман в своем альманахе «Петербургский сборник».
Виссарион Белинский Отрывки своего следующего произведения — повести «Двойник» — Федор Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Достоевский писал брату: «Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности». Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги — все, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника». В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма.
Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное. 1881), один из наиболее ярких русских писателей, имеющий значимую роль в. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
Он познакомился с М. Петрашевским , который был организатором так называемых «пятниц». В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии.
В 1848 г. Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота. Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни. К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет.
После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула.
В 1856 г. На тот момент времени 35-летний Федор Михайлович был уже полностью сформированной личностью с глубокими религиозными взглядами. Расцвет творчества Достоевского В 1860 г. Его появление не вызвало особого интереса у читателя. Однако после выхода в свет «Записок из Мертвого дома», к писателю снова возвращается популярность.
Федор Михайлович Достоевский Дело в том, что в «Записках» подробно описывается жизнь и страдания каторжников, о чем большинство простых граждан даже не задумывалось. В 1861 г. Достоевский вместе с братом Михаилом, создает журнал «Время». Спустя 2 года это издательство закрылось, после чего братья начали выпускать другой журнал — «Эпоха». Оба журнала сделали Достоевских весьма известными, поскольку в них они печатали любые произведения собственного сочинения.
Однако уже через 3 года, в биографии Достоевского наступает черная полоса.
Когда Фёдору исполнилось 16 лет, он вместе с братом Михаилом отправился в Петербург и поступил в училище. После окончания училища 1843 Достоевский работал полевым инженером в чине подпоручика, но уже через год решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности. Достоевский перевёл роман Бальзака «Евгения Гранде», а вскоре после этого написал повесть «Бедные люди», которая пользовалась исключительным успехом.
С 1847 г. Достоевский посещает собрания «петрашевцев», участвует в печатании прокламаций, адресованных крестьянам и солдатам. Через два года 1849 его арестовывают. Приговор — смертная казнь.
Достоевского выводят на плац, где он ожидает исполнения смертного приговора. Время тянется. Вдруг объявляют: вместо смертной казни четыре года каторги.
Дата рождения: 11 ноября 1821 г. Жёны: Мария Исаева, Анна Сниткина. Место смерти: Российская империя, г.
Дата смерти: 9 февраля 1881 г. Главное произведение: роман «Братья Карамазовы». Краткая биография Фёдор Михайлович Достоевский родился в небогатой дворянской семье. Его отец был врачом в больнице для бедных. Когда Фёдору исполнилось 16 лет, он вместе с братом Михаилом отправился в Петербург и поступил в училище. После окончания училища 1843 Достоевский работал полевым инженером в чине подпоручика, но уже через год решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности.
Достоевский перевёл роман Бальзака «Евгения Гранде», а вскоре после этого написал повесть «Бедные люди», которая пользовалась исключительным успехом.
Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом.
Молодожены уезжают в Германию. Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца.
После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь 1869 год , Федор 1871 г. Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет.
Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге.
Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу. В 1881 году писатель умирает.
Кнут или пряник: как Федор Михайлович воспитывал детей Непререкаемость авторитета отца была основой воспитания Достоевского, которая перешла и в его собственную семью. Порядочность, ответственность — эти качества писателю удалось вложить в своих детей. Пусть они не выросли такими же гениями, как отец, некоторая тяга к литературе существовала в каждом из них.
Писатель считал главнейшими ошибками воспитания: игнорирование внутреннего мира ребенка; назойливое внимание; предвзятость. Преступлением против ребенка он называл подавление индивидуальности, жестокость, облегчение жизни. Главным инструментом воспитания Достоевский считал не телесные наказания, а родительскую любовь.
Сам он невероятно любил своих детей, сильно переживал их болезни и потери. Важное место в жизни ребенка, как считал Федор Михайлович, должно отводиться духовному свету, религии. Справедливо полагал писатель, что ребенок всегда берет пример с семьи, где рожден.
Воспитательные меры Достоевского основывались на интуиции. Литературные вечера были доброй традицией в семье Федора Михайловича Достоевского. Эти вечерние чтения шедевров литературы были традиционными и в детстве самого автора.
Зачастую дети Достоевского Федора Михайловича засыпали, не понимали ничего из читаемого, но он продолжал воспитание литературного вкуса. Часто писатель читал с таким чувством, что в процессе начинал плакать. Любил послушать, какое впечатление произвел тот или иной роман на детей.
Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное
- Личная жизнь
- Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное
- Достоевский за 30 минут
- Русский писатель, философ, публицист
- Культура: Достоевский биография кратко самое важное
- Биография Федора Михайловича Достоевского
Краткая биография Ф. М. Достоевского: самое главное о писателе
Писатель интенсивно работает: редактирует чужие тексты, пишет «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые». Но в 1864 г. Через пару месяцев — новое горе: смерть брата, Михаила Михайловича Достоевского. После брата остались долги, и Достоевский вынужден работать с удвоенной силой. В 1866 г. Уже в следующем году Анна становится женой Фёдора Михайловича.
До середины 1871 г. Достоевский с женой живут за границей. В последние годы жизни слава находит Достоевского. Его имя становится авторитетным.
Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. Создает две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В декабре 1859 г. Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей.
Выходит в свет роман «Униженные и оскорбленные», огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В июне 1862 г. В августе 1863 г. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой получили отражение в романах «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В октябре 1863 г. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот» 10 июня умер брат М. В 1866 г.
В октябре 1866 г. Сниткина, которая зимой 1867 г.
По прошествии семи лет союз между ними был расторгнут.
Достоевский и А. Суслова Через несколько лет Достоевский вновь очень сильно влюбляется. Его любовницей становится русская писательница Апполинария Суслова, причинившая Федору много обид и разочарований.
Не в силах справиться с обуревавшими его страстями и противоречиями, Достоевский погружается в мир игромании, то выигрывая в рулетку крупные суммы, то в одночасье, теряя последнее. Достоевский Ф. Как-то, не успевая закончить к сроку свой очередной роман, он решил обратиться за помощью к стенографистке, для того, чтобы ускорить набор текста.
Присланная его другом помощница, оказалась очень милой и привлекательной женщиной, в лице которой писатель в дальнейшем и обрел долгожданное спокойствие и понимание. Вскоре юная стенографистка- Анна Сниткина стала супругой писателя, долгие годы преданно поддерживающей его во всем. Вместе они пережили и моменты радости, и горечь потери одной из дочерей, и финансовые трудности, когда семья в буквальном смысле была вынуждена голодать.
Последние годы жизни Достоевского не зря называют «учителем жизни», «святым», «пророком» и «гением». Его вклад в русскую литературу сложно переоценить, оставленное им величайшее наследие является предметом гордости русского народа, которое поистине не имеет цены. Последние годы Достоевский много болел.
Он старался писать, но все его замыслы так и остались не завершенными. Умер великий писатель в 1881году, от сильнейшего горлового кровотечения, вызванного эмфиземой легких: продолжительные каторжные работы и лишения не могли пройти бесследно для его здоровья.
Он словно ощущает на себе чужой, недобрый, скептический взгляд, не может отделаться от чувства враждебности со стороны окружающих людей. Герой всегда начинает с опровержения того, кто готов влезть в его душу, унизить и оскорбить его. Этим обусловлен стиль романа прежде всего писем Девушкина : слово героя как бы «ёжится», «корчится» под чужим взглядом. В речи Девушкина отражается психологический комплекс униженного и оскорбленного человека: робкая, стыдливая оглядка на воображаемого оппонента и приглушенный вызов — вариант самозащиты. Характер униженного и оскорбленного человека — главное открытие Достоевского в « Бедных людях ». Своего рода сенсацией в литературе 1840-х гг. Достоевский отнюдь не идеализировал своего героя. Писатель хорошо видел, что его личность уродливо деформирована, ведь Девушкин не стремится жить для себя, желая одного: чтобы его отражения в зеркалах чужих мнений выглядели вполне «прилично ».
И в « Бедных людях », и в последующих повестях важен мотив двойственности героев. Порыв к диалогу с людьми и с миром, потребность понимания и исповеди соединены в них с отчуждением даже от близких людей, с болезненной жаждой конфликта с тем, что их окружает. Замкнутость «бедных людей», их взаимная «непроницаемость» и отчуждение друг от друга, сочетание в их душах добра и зла — эти проблемы вышли на первый план в повестях «Двойник» и «Господин Прохарчин». В них Достоевский столь же далек от гоголевской традиции изображения « маленького человека », как и в первом романе. Герой повести «Двойник» Голядкин отважился на некое подобие бунта. Выброшенный из «хорошего общества», он из колеи вон лезет, чтобы доказать, что и он тоже человек, с которым нужно считаться, порывается объясниться со своими обидчиками. Но его нелепая фигура и косноязычие вызывают в них только минутное замешательство и неудержимый смех. Бунт героя, завершившийся в сумасшедшем доме, нелеп и трагикомичен. Самое примечательное в повести — появление двойника Голядкина, который стал его психологическим антиподом. Герой робок, честен и наивен.
Его двойник нагл и не прочь урвать чужое. Голядкин никому не сделал зла — двойник всегда готов нагадить ближнему. Он появился потому, что зависть, злоба и подлость как бы отделились от подлинного Голядкина и зажили самостоятельной жизнью. Герой с ужасом узнает себя в кривом зеркале двойника, который оказался сильнее его самого. В двойнике есть все, от чего избавился бедный чиновник: лесть, заискиванье перед начальством, лживость и наглость. Герой повести «Господин Прохарчин» — предшественник «подпольного человека». Достоевский подчеркнул в нем гипертрофированное чувство собственного достоинства. Сделав смыслом своей жизни накопительство после его смерти в тюфяке обнаружили «капитал» — две с половиной тысячи рублей , он горд сознанием своего тайного богатства. Деньги стали для Прохарчи-на символом неограниченной власти над людьми. С болезненным сладострастием он предается «наполеоновским» мечтаниям, полностью закрывшись от людей.
Одержимый страхом перед жизнью, первый «подпольный» герой в творчестве Достоевского сам вызывает ужас: этот «человек-ветошка» одержим мечтою подчинить себе весь мир. Он упивается полетом своей раскованной мысли, словно раздвигает стены своей нищенской каморки, мечтая о том, чтобы или подчинить весь мир, или облагодетельствовать человечество. Но за всеми «наполеоновскими» планами Прохарчина, первого «петербургского мечтателя», изображенного писателем, угадываются распавшиеся связи между обществом и человеком, трагическое отчуждение от людей и мучительное желание приблизиться к ним не в мечтах, а наяву. Образы «петербургских мечтателей» созданы в цикле произведений, написанных в 1847-1849 гг. В каждом их них — история крушения «мечтателя»и его мечты. Особенно интересен образ Ордынова, героя самой фантастичной из повестей Достоевского — «Хозяйка». Действие в ней происходит на грани действительности и сна, а Ордынов изображен как человек одержимый, нервный, находящийся на грани психического срыва. Герой повести — первый «теоретик» в творчестве Достоевского — занят созданием универсальной системы знания, в которой хочет слить искусство и науку. Во время одной из прогулок по Петербургу Ордынов встречает красавицу Катерину, сопровождаемую мрачным стариком. Заинтригованный герой «очертя голову», как и всякий «мечтатель» у Достоевского, бросается в омут житейских обстоятельств, напрочь забывая о своем «проекте».
Теперь он думает только об одном: как вырвать Катерину из рук купца-раскольника, но терпит крушение. Писатель подчеркивает нежизнеспособность и беспочвенность мечтаний Ордынова, трагический разлад между его альтруистическим порывом и полным незнанием жизни и людей. Именно это противоречие во многом определит позднее и судьбу Раскольникова. Первый период творчества Достоевского охватывает около пяти лет. Творческое развитие писателя было насильственно прервано в апреле 1849 г. Дело в том, что во второй половине 1840-х гг. Достоевский не только активно работал в литературе, но и находился в эпицентре тогдашних споров о будущем России, о путях преобразования общества. Писателя привлекли идеи утопического социализма — он испытал сильное влияние идей В. Белинского и взглядов французских социалистов-утопистов, особенно Шарля Фурье. С 1847 г.
Достоевский был участником кружка М. Петрашевского, убежденного «фурьериста», считавшего идеалом гармоничного общества фаланстер человеческое сообщество, устроенное на основе принципов общей собственности и общего труда , свободы от власти денег и семейных обязанностей. Достоевский иронически относился к утопиям Петрашевского и его сторонников, но искренне мечтал о «деле», о справедливом переустройстве общества. Будучи глубоко религиозным человеком, писатель считал, что обновление общества возможно на основе соединения социализма с христианством. Особые надежды он возлагал, как и многие его современники, на крестьянскую общину. На собрании у Петрашевского 15 апреля 1849 г. Достоевский прочитал запрещенное цензурой письмо Белинского к Гоголю, в котором критик дал резкую оценку «Выбранным местам из переписки с друзьями». Именно за это Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу. Писатель пережил незабываемую душевную драму. С 1854 г.
Время каторги и солдатчины — длительная пауза в творческом развитии писателя. Тяжелее каторжных работ стала для Достоевского «каторга» нравственных мучений. Уже в первый год пребывания в остроге в писателе произошел нравственный переворот: вся прошлая жизнь показалась ему лживой, неподлинной. Книги и журналы были запрещены — единственной разрешенной книгой было Евангелие, подарок жен декабристов. Оно и стало постоянным чтением Достоевского, углубило его представления о смысле евангельских образов , истолкованных им в контексте собственной судьбы и судьбы человечества. На каторге Достоевский, живший среди уголовников, в атмосфере пьяного разгула и поножовщины, мучительно искал ответ на вопрос: бандит ли русский мужик, на которого он и другие петрашевцы возлагали столь большие надежды? Писатель по-новому взглянул на один из памятных эпизодов детства: когда ему было 9 лет, его испугал волк, и он бросился к мужику Марею, пахавшему свое поле. Мужик протянул руку, погладил маленького Федю по щеке и сказал: «Ишь ведь испужался... Полно, родной... Христос с тобой, окстись...
Этот мужик стал для писателя-каторжника символом народной доброты: не только бандиты и душегубы, но и мягкие, добрые, простые русские мужики открылись ему в соседях по каторжному бараку. Доброта, справедливость, участие — основы народной нравственности — воскресили Достоевского, заставили, вопреки всему увиденному на каторге, поверить в народ, но уже не в «идеальный» , выдуманный мечтателями-утопистами, а в реальных, жестоких и страшных внешне, но наивных и добрых людей , которые сохранили связь с народными представлениями о нравственности. Именно вера в народ, вера в Бога и в конечное торжество добра и справедливости помогли Достоевскому выдержать испытание каторгой и солдатчиной. Только в 1859 г. Достоевский получил разрешение переехать в Тверь, а затем — в Петербург. С возвращением в столицу начался новый период жизни и творчества Достоевского, охватывающий 1859-1885 гг. Еще в 1858-1859 гг. Эти произведения стали «пробными»: ведь Достоевский вынужден был определять свое место в новой литературной обстановке, которая сильно изменилась с 1840-х гг. Десять лет его имя не появлялось в печати, о нем основательно забыли, тогда как писатели, начинавшие вместе с ним в 1840-е гг. Тургенев, Н.
Некрасов, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин, политический эмигрант А. Герцен , появились и новые имена Л. Толстой, Н. Чернышевский , и, самое главное, новый читатель. В 37 лет Достоевскому нужно было фактически начинать заново, «вынырнуть» из Леты, вернувшись в литературу. Заметим, что ситуация, в которой он оказался, уникальна: никому из русских писателей не приходилось начинать дважды, восстанавливая свое литературное имя. В романе «Село Степанчиково и его обитатели» перед читателями предстал новый Достоевский — блестящий сатирик и одновременно тонкий психолог. Однако любимое детище писателя, на которое он возлагал особые надежды, не было понято и принято современниками.
Отчасти это объясняется тем, что роман был для Достоевского своеобразным «расчетом с прошлым»: в главном герое Фоме Фомиче Опискине проступили черты характера Гоголя последних лет жизни, откровенно пародировался стиль его «Выбранных мест из переписки с друзьями». Психологическая сатира Достоевского вызвала недоумение. Главным вопросом для критиков стал вопрос о том, в каком направлении будет развиваться его творчество. Читатель требовал злободневных сюжетов. Ни мастерство, ни углубленный психологизм, ни иронически-пародийная манера письма не могли компенсировать отсутствие современной проблематики. Потребовалось пять лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. Два произведения, написанные в начале 1860-х гг. Оба произведения тесно связаны с публицистической и издательской деятельностью Достоевского. Вместе с братом М. Достоевским он издавал журнал «Время» 1861-1863 , а затем его продолжение— «Эпоху» 1864-1865.
В этих изданиях братья Достоевские проводили программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой и публицистики, и художественных произведений Ф. Достоевского 1860-х — 1870-х гг. Главный пункт этой социально-философской программы — размежевание с двумя самыми авторитетными течениями русской духовной жизни: западничеством и славянофильством. Освободительные стремления дворянства, «старые» социологические и философские идеи Достоевский решительно пересматривает. Разночинскую интеллигенцию он считает оторванной от народа, от «почвы», а потому не выражающей его коренных чаяний. Братья Достоевские и их сторонники, в частности известный писатель и критик А. Григорьев, тоже остро ощущали оторванность от народа, от «народной почвы». Они ожидали «нового слова» от самого русского народа, разбуженного крестьянской реформой 1861 г. Свою задачу «почвенники» видели в духовно-практической деятельности: просвещая народ, образованные слои общества должны сами воспринять исконные основы народного мироощущения, нравственно сблизиться с ним. В народной нравственности Достоевский выделял три основных момента: чувство органической связи между людьми; братское сочувствие и сострадание; готовность добровольно прийти на помощь страдающему «брату» без насилия над собой и ограничения собственной свободы.
Именно эти качества определяют, по мнению писателя, сущность «социализма русского народа». Этот «почвенный», народный социализм он противопоставлял социализму утопическому, а в 1870-е гг. Со страниц журналов Достоевский вел активную полемику по общественно-политическим и литературным вопросам. Публикации во «Времени» новых художественных произведений, восторженно встреченные читателями, также были «репликами» писателя в его споре с современниками. Роман «Униженные и оскорбленные» близок традиции европейского «романа-фельетона», популярного и в России к романам этого типа можно отнести, например, огромный роман Вс. Крестовского «Петербургские трущобы». Сюжетные тайны, запутанные отношения героев, композиционная и смысловая завершенность каждой части — все эти особенности городского «романа-фельетона» были необходимы Достоевскому для решения сложных социально-психологических задач. В романе продолжены две темы, разрабатывавшиеся еще в произведениях 1840-х гг. Трактовка этих тем изменилась: петербургский мир показан в свете «почвеннических» идеалов, в нем открыто столкнулись мораль «униженных и оскорбленных» Нелли, Наташа Ихменева и ее родители, рассказчик Иван Петрович и тех, кто унижает и оскорбляет князья Валковские «Записки из Мертвого дома» произвели впечатление разорвавшейся бомбы: о каторге и каторжниках до Достоевского не писал никто — он открыл не только новый материал , но и форму его подачи. Сама тема сделала книгу событием: писатель проложил путь целой литературе о каторгах и тюрьмах.
Русские писатели после Достоевского, в 1880-е — 1890-е гг. И в многочисленных «лагерных» романах, повестях, «записках», созданных узниками тюрем и концлагерей уже в XX в. В «Записках из Мертвого дома» Достоевский создал «канон» тюремного жизнеописания: от появления новичка в бараке, проходящего через опыт наказания и каторжного труда, общения с тюремной средой, до побега или освобождения. В художественно-документальном автобиографическом повествовании писателю удалось соединить, казалось бы, несоединимое: правду факта, документа и психологическую правду. Рассказчиком является некий Александр Петрович Горянчиков, осужденный за убийство жены, однако в центре произведения не судьба уголовного преступника. Впервые документальный рассказ стал формой нравственно-психологического самопознания и постановки социально-философских проблем. Писатель пришел к выводу, что старая система наказания не способна исправить преступника. У Достоевского сложилась своя концепция наказания, реализованная позднее и в романе «Преступление и наказание»: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести. Из тех подробностей жизни на каторге в книге вырастает символичный образ Мертвого дома, имеющий несколько значений, выходящих за пределы изображаемого в «Записках... Примечательно, что одной из сквозных проблем книги стала проблема отчуждения образованной, дворянской России от русского народа.
Не отвлеченные рассуждения, а судьбы рассказчика и его товарищей, оставшихся для других каторжников представителями ненавистного дворянского сословия, подтверждают любимую идею Достоевского о необходимости возвращения образованных «верхов» русского общества к народной «почве». Полемически остро поставлена в «Записках из Мертвого дома» одна из злободневных проблем 1860-х гг. Не отрицая роли социокультурного окружения в формировании личности, Достоевский отверг популярное в то время объяснение личности и поведения людей тем, что «среда заела». Последней инстанцией, определяющей поступки и психологию человека, писатель считал самого человека, его нравственное «я ». По мнению Достоевского, влияние среды не освобождает человека от нравственной ответственности перед Богом и людьми. Любая попытка переложить ответственность с конкретного человека на среду — уловка буржуазной юриспруденции, необходимая для оправдания преступлений. Это одно из коренных убеждений Достоевского, художественно воплощенное во всех его романах 1860-х — 1870-х гг. В 1862 -1864 гг. Достоевский создал два произведения, которые явились как бы двумя прологами к пяти его великим романам. В серии публицистических очерков создан образ европейской цивилизации , показавшейся Достоевскому новым царством Ваала — мифологического чудовища, пожирающего людей.
По мнению писателя, на Западе, дух которого разрушен «собственничеством», нет даже предпосылок для достижения человеческого братства. Этический идеал Достоевского способность личности свободно, без всякого насилия над собой расширять свое «я» до понимания нужд других людей и других народов, до «всечеловечества», «всемирной отзывчивости», Свои надежды на грядущее единение людей он связал с русским народом, «Записки из подполья» — «пролог» философско-психологический. Достоевский исследует душу современного индивидуалиста, «подпольного человека», предельно сконцентрировав действие во времени и пространстве. За несколько часов он заставляет своего героя пройти через все фазы настроений: унижение, горделивое самоупоение и страдание, приводя его в конце концов к пониманию собственной ничтожности. С- точки зрения социальной, «подпольный» герой малоинтересен — это заурядный петербургский чиновник. Внимание писателя приковано не к социальному статусу , а к сознанию этого человека. Его сознание — точно злокачественная опухоль: «подпольным» героем владеет болезненная, доходящая до патологии жажда самоутверждения. Утвердиться он способен, только подавив и унизив других людей. В нем развита потребность в психологической «тирании», причем объектом этой «тирании» становится не только несчастная и доверчивая проститутка Лиза, но и он сам. Смысл самоистязания в том, что каждую свою мысль, любые поступки или побуждения герой подвергает беспощадному «анатомированию».
В результате он почти сходит с ума от противоречий: то ему кажется, что он знает о себе все, то перед ним вдруг открывается страшная истина — герой тонет в собственных парадоксах, сомневаясь в искренности любого своего слова. Единственным законом для себя и всего мира он признает лишь личный каприз.
Краткая биография Ф.М. Достоевского
Читайте полную биографию писателя Федора Достоевского на нашем сайте. За границей писатель закончил работу над романом «Идиот» (1869), главный герой которого стал любимым персонажем у Достоевского. Творчество и биография Федора Достоевского: кратко самое главное. Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот». Сегодня Федор Михайлович Достоевский признан величайшим писателем-философом, который не боялся затрагивать самые острые жизненные проблемы. Достоевский после освобождения увлекается азартными играми, бедствует.
Краткая биография Достоевского Ф. М. — самое главное и важное
Творчество и биография Федора Достоевского: кратко самое главное Попробуем рассказать об этом периоде кратко, но стоит сразу отметить, что именно арест и дальнейшая каторга стали не просто переломным моментом в жизни писателя. Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. Биография Федора Достоевского. Федор Достоевский. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – один из величайших русских классических писателей, чье творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой литературы.
Биография Достоевского Ф. М.
Это было одно из любимых его занятий. Многие современники удивлялись начитанности Федора Михайловича. Одними из первых его серьезных творений стали - Бедные люди. Этот роман был положительно оценен критиками и приносит славу его создателю. Через 5 лет в жизни писателя происходит переломный момент. Его приговаривают к каторжным работам. Писатель многое осмысляет по-новому. Примерно в 1860 году Достоевский начал писать огромное количество произведений. Он опубликовал Двухтомное собрание своих сочинений.
Современники не оценили по достоинству произведения Достоевского, хотя современные критики высоко оценили его работы. Тексты Достоевского буквально ошеломляли читателей, которые никогда лично не сталкивались с каторгой. В 1861 год.
Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий — каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения и сходит с ума. В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом.
Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым известный казахский путешественник и этнограф и Марией Дмитриевной Исаевой жена бывшего чиновника по особым поручениям , с которой у него начинается роман. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала — Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы — город Семипалатинск — и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение. Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского.
Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» , который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор.
Нужно было кормить свою семью, а также семью брата.
После двадцати лет работы Достоевскому удалось избавиться от денежных долгов. Достоевский умер в 1881 году. С большой художественной силой показал Достоевский невыносимое положение бедных людей в «Преступлении и наказании» 1866. Родион Раскольников — главный герой романа, которого бедность повергает в отчаяние.
Раскольников видит, что вокруг него царят волчьи собственнические нравы, он убежден, что справедливое устройство общества невозможно. Во что бы то ни стало стремится Раскольников избавиться от нищеты.
Современники не оценили по достоинству произведения Достоевского, хотя современные критики высоко оценили его работы. Тексты Достоевского буквально ошеломляли читателей, которые никогда лично не сталкивались с каторгой. В 1861 год. Братья Достоевские занялись созданием собственного журнала, который получил название «Время». Достоевский умер в 1881 году, от бронхита и туберкулеза.
Ушел великий писатель в 59 лет. Вариант 2 11 ноября 1821 года родился великий классик, писатель и мыслитель Достоевский Федор Михайлович. С детских лет будущий писатель болел эпилепсией. В семье было 7 детей, Федор родился вторым, у него было 3 брата и 3 сестры. Мама Мария Федоровна в 1837 году умирает от туберкулеза. После ее смерти, двух своих детей Федора и Михаила отец отправил учиться в Санкт-Петербургское училище с военно-инженерным профилем. В 1839 году умирает отец.
С юных лет будущий классик интересовался писательским мастерством, постоянно читал произведения: Пушкина, Шекспира, Лермонтова, Шиллера, Корнеля, Гоголя, Бальзака, Гоголя. Бальзака, что взялся за его перевод. Началом творческого пути писателя считаются 1844-1845 годы. Произведение «Бедные люди» самая первая работа писателя. После публикации романа писатель получил известность и популярность. Белинский В. Второе произведение Федора Михайловича, работа над которым длилась с 1845 по 1846 год — повесть «Двойник», которая подверглась суровой критики многих писателей, а также читателей литературного журнала.
В начале творческого пути все произведения писателя печатались только в журнале его родного брата. Вскоре наказание заменили каторжными работами сроком на 4 года в Омской крепости. После окончания наказания писатель отправляется на военную службу солдатом. После пережитых событий на каторге и во время службы полностью поменялось мировоззрение молодого писателя, он становится более набожным. Во время несения службы писатель знакомится с Исаевой Марией, женою бывшего чиновника, у них зарождается роман. После смерти мужа Мария выходит замуж за Федора Михайловича в 1857 году.