Командир батальона "Восток" Александр Ходаковский рассказал о друзьях, споры с которыми "превратились в военное противостояние". Ходаковский признался в обстрелах Ясиноватой в 2014 году. Александр Сергеевич Ходаковский (позывной — Скиф; род. 18 декабря 1972, Донецк, СССР) — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики и России. Александр Ходаковский ушел в оппозицию правительству Александра Захарченко в 2015 году.
Вспоминания о добровольцах
- Что еще почитать
- Смотрите также
- Комбат «Востока»: Противник перешел к крысиной тактике
- Содержание
- Комбриг Александр Ходаковский: «Героями приходится быть»
- Ходаковский Александр Сергеевич, биография — РУВИКИ
Ходаковский Александр Сергеевич
С 1991 по 2004 год особой политической активности на Украине не наблюдалось. Люди просто выживали, жизнь началась тяжёлая. В результате ночного обстрела Донецка погиб один человек, одиннадцать ранены. В основе его лежит позиция украинских элит, контролирующих СМИ и значительную часть блогеров. Позиции элит сформировались под влиянием собственных интересов, не очень связанных с чаяниями большинства граждан. Будущее под протекторатом Москвы было для украинских элит неприемлемо, начался процесс её отторжения. Когда Янукович утвердился во власти и появилась угроза вступления Украины в Таможенный союз, разгорелся Майдан. Даже элиты восточной Украины и близкие Януковичу кланы не приняли это движение к России. Выступление против Януковича было единым. Даже Ринат Ахметов вкладывался в движение Майдана. Поскольку олигархи, контролировавшие СМИ, выступили против Януковича и сближения с Россией практически единым фронтом, то и позиция прессы была по всей стране солидарной.
А управляется она на Украине весьма жёстко, если доходит до принципиальных вещей. Опросы, в которых реально ставились бы вопросы будущего страны, не проводились». В них всё сводилось к степени поддержки Януковича или Майдана. Вскоре началась массовая кампания о благах, которые граждане получат, отдалившись от России и сблизившись с Западом. Это разве не влияет на сознание? Оглянитесь вокруг: украинская школа от российской с точки зрения идеологической обработки мало отличается. Предметы, направленные на формирование национального самосознания, проходят факультативно. Влияние интернета и особенно социальных сетей на детей намного сильнее, чем слова учителя. Современные дети деидеологизированы, инертное поколение противопоставило учебникам Instagram и его идеалы. В факельных шествиях воспитывалось очень немного детей на Западной Украине.
Огромное количество молодёжи приоритетом сделали получение загранпаспорта и строительство своей судьбы за границей. Отъезд по большому счёту стал ответом на идеологические призывы. Так что давайте не будем переоценивать эффективность воспитательной работы в школах по формированию политической нации. Они изменились за годы независимости? Развалился СССР — надо жить дальше. Будут навязывать украинский язык не только в деловой сфере, но и в бытовой, — приспособятся. Не ментальность меняется, происходит адаптация людей к новым условиям. Александр Ходаковский в центре во время акции памяти погибших при боях на Саур-Могиле в 2014 году. Украинизация в нашем индустриальном городе ощущалась серьёзно. Сначала я оформлял служебные документы на русском, потом на украинском.
И пришлось взять в руки словари и учить специальные термины. Но ментальность при этом не меняется, мы продолжали читать на русском то, что было нам интересно.
У нас даже есть аэропорт — он как раз возле Авдеевки: можно его использовать, как плацдарм, и от него рвануть прямо на поимку еврея Зеленского.
Уже на сегодня в авиагавани запланировано 24 рейса. Глава республики поблагодарил сенатора Керимова и руководство аэропорта, благодаря которым так быстро удалось закрыть все вопросы.
Он заявил, что никому не удалось опорочить Дагестан. Единственное, что у них получилось — повредить чужое имущество, но и с этими последствиями они оперативно справились. Последние новости.
Активный участник войны на востоке Украине. Командир бригады «Восток» ополчения ДНР с мая по ноябрь 2014 года.
С 15 мая по 18 июля 2014 года председатель Службы безопасности ДНР.
Ходаковский Александр Васильевич
Александр Ходаковский. Если вдаваться в детали исторических ситуаций, в которых оказывалась Россия во время Крымской или Русско-Японской войны, то каждой ситуации будет присущ свой набор компонентов. Один из самых влиятельных военачальников Донецкой народной республики Александр Ходаковский — о роли России в конфликте, ожесточенной битве за Донецкий аэропорт и будущем Мариуполя. Александр Ходаковский в соцсетях высказался о кончине бывшего бойца «Востока» Владлена Татарского. Ходаковский был избран депутатом Верховного (Народного) Совета ДНР I созыва от движения «Донецкая Республика».
Официальный портал Мэра и Правительства Москвы
- Александр Ходаковский: Течение нашей жизни прежним уже никогда не будет
- Ранние годы
- Комбат Ходаковский: «Без ужесточения мер нам не выжить»
- Александр Ходаковский: биография, служба в ДНР и на СВО, блог
- Ходаковский, Александр Сергеевич — Энциклопедия
Александр Ходаковский - Alexander Khodakovsky
Александр Ходаковский, биография которого связана с военным конфликтом на Украине, с самого начала негативно относился к «народному губернатору» П. Губареву. Александр Ходаковский не освещает все новости. Замначальника Главного управления Росгвардии по ДНР, первый командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Совсем недавно командир батальона Восток, Александр Ходаковский в очередной раззаставил.
Ходаковский Александр Васильевич
Ходаковский, Александр Сергеевич — статья из Интернет-энциклопедии для Александр Ходаковский — политический деятель, известный своим участием в создании Новороссии. Александр Ходаковский — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики, командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР.
Ходаковский Александр Васильевич
В целом для России ситуация сейчас крайне непростая. Принять любое решение в отношении Украины очень сложно. Это случится, если только сама Украина вынудит пойти на какие-то действия, как это было в 2014 году, когда возникла угроза утраты Крыма и базы для Черноморского флота. В России давно дали ясно понять - служить нужно либо государству, либо мамоне. Определяющий фактор - у нас идет война. И мы должны действовать, исходя из этого. Фото: архив Александра Ходаковского - Часто слышу от жителей прифронтовых сел, что лучше уж один раз пережить настоящий бой, чем жить в ужасе без конца, выматывающем нервы. Как оцениваете нашу готовность? Именно она - определяющий фактор всего.
Вспомним, как в Англии и Америке времен Второй Мировой войны бизнес работал на интересы государства. Если семья отдавала своего кормильца на войну заметьте, самое дорогое! А не наживался на общем горе. Я всегда считал, что мы должны исходить из той ситуации, в которой находимся. Но если мы игнорируем войну, которая в любой момент может разгореться с новой силой, то совершаем ошибку. Увы, риторика СМИ, ходы политтехнологов, скорее, демобилизуют людей, заставляют их игнорировать войну, внушая чувство, что мы строим мир. При этом забывая, что у самой войны нет обязательств перед нами. Часто даже от вполне взвешенных журналистов можно услышать мнение, что военные люди утомили общество, что хочется уже вдохнуть мирного воздуха, а военное сословие должно уступить место гражданским.
Но все это оправдано, когда война окончена. Перейти на мирные рельсы нам просто не даст реальность: санкции, блокада, непризнанность, невозможность завести сюда инвесторов, потому что никто не хочет рисковать. И мы приходим к пониманию, что война определяет все. А мы заняли такую позицию, из-за которой в обществе развились не патриотические настроения, а фаталистические. Интересно, что будет, если сейчас объявят: «Вставай, страна огромная! Но такова была действительность. Я, например, с легкостью видел себя политиком, учитывая мое гуманитарное образование историка и тот факт, что местные элиты бросили Донбасс.
Такие вот две реальности. В настоящей Ходаковский со своим подразделением крошит укронацистов, в виртуальной - укробританские сказки. Источник Новостной сайт E-News.
Ходоковский Александр Ходаковский. Виталий Ходаковский. Савченко Петр Владимирович. Ходаковский Степан Петрович. Ходаковский телеграмм. Александр Ходаковский батальон Восток. Батальон Восток Ходаковский. Генерал Ходаковский Росгвардии. Ходаковский Донбасс. Ходаковский батальон Восток ДНР. Ходаковский 2014. Комбриг Ходаковский. Ходаковский Кирилл Васильевич нотариус. Командиры ДНР. Игорь Ходаковский. Александр Сергеевич Ходаковский фото.
Тогда же стало известно , что батальон «Восток» тоже станет частью Росгвардии в качестве основы донецкого спецназа. Ходаковский также сообщил о наборе в подразделение. Взгляд на будущее Донбасса В 2014—2015 годах Ходаковский утверждал , что Россия поддерживает ДНР и ЛНР: помогает самопровозглашённым республикам в первую очередь деньгами, позволяя выплачивать зарплаты бюджетникам и пенсии. Также он подчёркивал, что Россия ищет «оптимальный выход» из ситуации на юго-востоке Украины, «иногда даже идя на компромиссы, которые идут вразрез с какой-то русской национальной идеей». Также он отвергал , что Россия якобы причастна к началу «Русской весны». Он очень сильно интегрирован в систему рыночных отношений Украины с другими странами, с Россией в частности. Если бы мы жили натуральным хозяйством, тогда можно было бы говорить о полной автономии... Отпочковавшись от одной экономики, необходимо припочковаться к другой». Помимо этого, по слухам, батальон «Восток» создавался якобы для защиты интересов предпринимателя и дальнейшей сдачи Донецка украинским силам. По его словам , за слухами стоял первый глава ДНР Александр Бородай, который «позаимствовал у старших товарищей и применил на практике метод разделять и властвовать» и принялся стравливать друг с другом самых заметных людей донбасского ополчения. Мы хоть и не занимаемся переделом активов и не претендуем на активы Ахметова, но совершенно точно создали ситуацию, которая удовольствия ему не доставила. Доступа ему сюда нет. Есть, конечно, и совокупность причин, почему его предприятия тут работают и не национализируются», — позже пояснял Ходаковский. С Игорем Стрелковым Гиркиным у Ходаковского давние разногласия. Если действия Стрелкова в начале «Русской весны» называли радикальными, то Ходаковский куда больше внимания уделял организационным и инфраструктурным вопросам. Из года в год лидеры донецкого ополчения то и дело критиковали друг друга. А вот задержание Стрелкова в 2023 году Ходаковского не порадовало, но и не расстроило. Они не могли прийти к общему мнению по многим вопросам : от стиля руководства до распоряжения финансами. Не вызывал восторга у Ходаковского и Евгений Пригожин.
Высказывания Ходаковского о разных людях
- Демарш: МУСОР-Ходаковский Александр Сергеевич,БИОГРАФИЯ,ФОТО ВИДЕО.
- Ходаковский оценил заявление Херша о переговорах Залужного с Герасимовым
- Комбат Ходаковский повышен в должности
- Ходаковский, Александр Сергеевич — Википедия
- Взгляд на будущее Донбасса
- Содержание
Комбат Ходаковский: «Без ужесточения мер нам не выжить»
Это было просто избиение младенцев. Все-таки авиабомбардировки — штука опасная. Видимо, Киев счел, что для него этот регион потерян. Соответственно, зачем его беречь? Но мы даже не брали их с собой — не предполагали, что у Украины хватит ума применить авиацию.
Все-таки аэропорт — это многомиллиардный проект. Его только к "Евро-2012" сделали. До какой степени цинизма нужно дойти, чтобы решиться на такое? Ходаковский утверждал, что приказ исходил от Бородая, а сам он приказывал дожидаться темноты, чтобы под ее покровом организовать прикрытие отхода.
В результате автомобили попали под «дружественный огонь» как утверждалось в прессе , его тоже вели бойцы «Востока» , из-за чего и погибла основная масса российских добровольцев. Сам командир «Востока» неоднократно отвергал эти обвинения, а их первоисточником назвал того же Александра Бородая. По словам Ходаковского , первый глава ДНР «позаимствовал у старших товарищей и применил на практике метод разделять и властвовать», постоянно стравливая друг с другом разных влиятельных лиц донбасского ополчения: «Представляете, что было бы, если бы мы со Стрелковым и Безлером образовали устойчивую коалицию, к чему определенные предпосылки были? А так, московский политтехнолог с сомнительной репутацией...
Именно из данного вида вооружений, по одной из версий, 17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит гражданский Boeing 777, направлявшийся рейсом Амстердам — Куала-Лумпур.
Женат, воспитывает троих детей. Любимое место в Москве — Парк Победы. Должностные обязанности. Информационное наполнение и сопровождение: Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Управление обеспечения функционирования официального портала Мэра и Правительства Москвы. Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.
Работал начальником отдела Центра специальных операций «А» Службы безопасности Украины по Донецкой области [4]. Активный участник «Русской весны» 2014 и вооружённого конфликта на востоке Украины.
Командир бригады «Восток» ополчения ДНР с мая по ноябрь 2014 года. С 13 ноября 2014 года по 13 марта 2015 года — секретарь Совета безопасности ДНР.
Утром мне мои ребята доложили, что всю ночь прислушивались к шорохам со стороны противника, но он все-таки сумел скрытно выскользнуть и занять оборону в соседнем ангаре. Видимо, сработала крысиная тактика. Помимо наличия подземных цехов и складов, вся территория металлургического комбината пронизана под землей «ливневками » — коллекторами для отвода воды. Высота труб — 1,6 метра, по ним можно спокойно перемещаться, пригнувшись. Вот «азовцы», как крысы, и бегают теперь под землей по этим норам по всей территории. Видимо, схема подземных ходов на руках у их командования, поэтому противник может маневрировать силами и средствами. Еще эти коллекторы они стали использовать для организации огневых точек.
Раскапывают землю, кувалдами проламывают бетонную трубу сверху, рядом выкладывают мешки с песком или обломки стен. Практически готов дот. Украинский солдат держит оборону, стреляет по нам, а как только мы начинаем по нему обстрел артиллерией или минометами, он делает шаг-другой в сторону и «ныряет» в коллектор, где находится в полной безопасности. Обстрел закончился — он опять на посту, вновь ведет огонь. Рано считать, посмотрим по конечным результатам. А до этого «азовцы» заманивали горожан на завод, смс даже рассылали, что там наиболее безопасное в городе место, есть запасы еды и воды.
Ходаковский биография
И ты же, когда применяешь к человеку такие волюнтаристские подходы, ты можешь руководствоваться абсолютно не желанием его как-то задавить, не желанием самоутвердиться за счет него, получить себе лишние бонусы к статусу, нет, наоборот, ты руководствуешься абсолютной любовью к нему, абсолютным желанием, чтобы он выжил, — где здесь место демократии в такой форме взаимоотношений? Что здесь должно быть, что, он должен созвать совет младших чинов и выказать мне вотум недоверия, что должно произойти? Я просто понимаю, что здесь работают такие «инстанции», что это просто неуместно, это что-то искусственное, созданное, привлеченное к нашей жизни со стороны для того, чтобы подменить что-то более важное. И я так понимаю, что, кроме «Телеграма», ты сейчас ничего особо не ведешь, да? Сложно с этим было бороться? Здесь еще есть один фактор. Помимо того, что, я не знаю, я настолько, мне кажется, разобрался в себе, может быть, там не совсем по деталям, что уже эти вещи, действительно, в области терпения лежат, там легендарный или не легендарный, я уже это… не то что это сильно мешает или искушает меня, или сбивает меня, как мне некоторые, плохо меня знающие: «вот смотри, чтобы медные трубы как-то вот тебя не испортили» и все остальное, но все-таки уже пятьдесят лет, это раз. Я, конечно, не обольщаюсь по поводу себя в этом смысле, я уверен, что все-таки мое тщеславие найдется много способов чем пощекотать, я уверен, что моя гордыня всегда готова броситься к кому-нибудь в объятия, чтобы ее приласкали и чтобы ей стало вообще хорошо, безусловно, этого хватает в избытке, и я абсолютно не считаю, что я в этом плане как-то сумел все-таки развиться и достичь какой-то духовной высоты, каким был, таким и остался. Но это в меньшей степени, наверное, влияло, но я посмотрел, как работают соцсети, это действительно такая была тяжелая нагрузка на внутренние духовные компоненты, потому что я… я не люблю футбол, я никогда его не смотрю. Смотреть или играть?
Нет, если в отношении играть как к физическому упражнению, я вполне к нему лояльно отношусь, а вот смотреть я не люблю, я не люблю футбольную индустрию — это я хотел сказать, не то что мне неинтересно, как одна команда переигрывает другую команду и прочее, нет, я не люблю что происходит с людьми, когда они вовлечены в этот процесс, вот такой азарт, такая страсть. Это мое личное мнение, «хлеба и зрелищ», что-то такое, я на этом уровне к этому отношусь плохо, я плохо отношусь к последствиям всего этого. И что-то я подобное увидел в соцсетях, особенно в этих вещах, когда комментируют, когда ставят вот эти вот, открывают функции, когда можно «лайкать» там, и человек попадает в такую зависимость, собственно говоря, и я тоже подвергся этой атаке, я посчитал, что слишком много на мою истерзанную психику и на мое «я» атак, надо хоть от чего-то избавиться, хватит мне этих соблазнов и искушений, но вот эти вот… Тем более я посмотрел, там же ведь что происходит, вот почему я люблю, вот сразу реклама, не нативная причем реклама, почему я люблю телеканал «Спас»… Да, давайте поподробнее. Я его всегда с удовольствием смотрю, потому что тут не разжигаются страсти. А когда я смотрю другие каналы, там даже сама подача, сама манера, но это же ведь все-таки НЛП и прочие вещи, это профессионально, это нормально, но это рассчитано на аудиторию, извините за выражение, «пипл хавает», когда говорят, сленговое выражение употребляют, А вот здесь я этого не вижу, я вижу, как создаются программы, они бережно относятся именно к духовной составляющей человека, не разжигают вот этих страстей, потому что да и так их хватает, мы все страстные люди, особенно деятельные люди, они всегда вот сверх меры страстные, и борьба с этим и так поглощает очень много энергии, а когда это еще искусственно присутствует… И вот эти соцсети — очень хороший способ разжигать эту страстность, с которой потом тяжело очень бороться. И люди, они сами имеют запрос на это, и те, кто работают с аудиторией, они прекрасно понимают, какими способами можно манипулировать… и как можно приумножать в пространстве вот это, чего не должно было бы быть, чему не нужно этому быть просто, зачем, и мы же сами себя загоняем в состояние такое непонятное, кто мы — мы какие-то, получается, даже не люди в полном понимании этого слова, где самое главное, наверное, в людях — это духовная составляющая, а мы получились какие-то сложно написанные программы, которые функционируют под определенные раздражители и ищут этих раздражителей, и с удовольствием их впитывают, и мне это кажется неправильным. Может, поэтому все так и происходит вокруг нас, когда нас вырывают из вот этой реальности и стараются погрузить в настоящую реальность. Поэтому я посчитал, что ни я сам не должен это переживать, ни я сам не должен способствовать или потворствовать умножению этого в пространстве вокруг меня, поэтому я решил уйти, и у меня в телеграм-канале, который я сохранил, там принципиально нет никаких комментариев, нет никаких возможностей поставить лайк или дизлайк и прочее. То есть я ни сам стараюсь с этим не соприкасаться, ни других людей не хочу искушать.
Мне кажется, что подготовка спецназовца — это одно сплошное терпение. Вот так это или нет и какое терпение в действительности самое главное для офицера спецназа? Знаешь, я на самом деле никогда себя не считал спецназовцем. Но по факту… Ну вот по факту так получилось. Да, и спецназовцем не считал, и офицером спецназа, понятно, что я всегда считал себя и надеюсь, что не безосновательно, офицером все-таки. Но вот спецназ для меня это просто точка приложения моих усилий, не более того. А что касается терпения как составной части подготовки, понятное дело, что любое усердие, оно все равно, любое терпение, любое усердие — это все равно необходимые компоненты для того, чтобы человек совершенствовался, развивался как профессионал в чем-либо, не суть важно. Но если говорить про, например, моих подопечных: действительно, ребята — настоящие спецназовцы, потому что себя я действительно никогда не относил к этому, я считал, что я все-таки больше сложился как администратор в этом смысле. Почему — потому что я просто объясню даже с точки зрения той же биомеханики: у меня аналитический склад ума, и, соответственно, это замедляет мою реакцию, это плохо для спецназовца.
Как правило, эффективный и успешный спецназовец тот, кто не думает, а быстро действует, у него, например, команда от зрения, например, к мышечным реакциям, она происходит мгновенно, минуя аналитические центры мозга, потому что те дают какие-то доли секунды задержки. Я наблюдал, поскольку я методист, я должен был людей учить чему-то, я наблюдал за результатом обучения, и я понимал, что как раз те, кто меньше всего склонен к анализу, к аналитике, они более успешные, если правильно в них заложить базовые стереотипы, такие, какие нужны, просто нужно еще уметь и успеть осмыслить, представляет что-то угрозу или не представляет, нужно ли на это реагировать или не нужно, потому что надо же мгновенно успеть осознать. Поэтому здесь, конечно, нельзя бездумно подходить и сказать, что вообще анализ и осмысление не нужны. Но когда ты как раз прививаешь человеку вот эти базовые навыки, то тут терпения нужно безграничное количество, потому что как раз мы же говорим о том, что в критической ситуации наш уровень, он не поднимается до уровня наших ожиданий, а падает до уровня нашей подготовки. Так вот этот базовый уровень подготовки постоянно нужно тащить за уши, а самая плохая особенность человека — что он способен утрачивать эти навыки с течением времени, если он их постоянно не обновляет и не совершенствует, тогда нужно начинать заново. И у нас даже существовало правило: если ты сходил в отпуск, например, и вернулся, то прежде чем ты приступишь к занятиям, ты должен сдать зачет, например, по огневой подготовке и продемонстрировать, что ты не утратил навыки. Еще в одном интервью в семнадцатомм году ты сказал, что «для любого мужчины, особенно для военного, умереть в бою — это честь». А вот, может быть, это такой банальный вопрос, но вот человек способен справиться со страхом смерти, как-то фундаментально? И надо ли это делать?
Наверное, способен. Я в своей жизни переживал только страх риска какого-то определенного или, точнее, тот страх, который вызывается риском, когда я риск осознаю, я вполне себе… я же не могу ввести себя в искусственные обстоятельства, вырвав себя из естественных обстоятельств. Если я сижу в салоне самолета с задачей отделиться и пролететь какое-то время свободного падения, чтобы потом раскрыть парашют, я же не могу себе вообразить, что я сижу в библиотеке. Ну и, соответственно, это все вызывало у меня закономерные реакции. Я бывал в ситуациях, когда по мне стреляли, например, я бывал в ситуациях, когда где-то что-то рядом разрывалось, и я понимаю, что преодолеть вот эти вот страхи, которые вызваны воздействием на твои органы чувств, то, что ты видишь, то, что ты слышишь, громкие какие-то разрывы рядом, то есть то, что воздействует чисто даже психологически и физически на тебя, что там бьет по ушным нервам, по барабанным перепонкам, что-то рядом где-то там свистит, и ты понимаешь, что это предназначалось, может быть, и тебе в том числе, с этим я справлялся. Но вот если бы я, например, как воин Евгений, оказался уже лицом к лицу с неизбежной смертью, и я бы точно так же в этих обстоятельствах, как я знал, что я сейчас подойду к дверному проему в самолете, упрусь ногой в какой-нибудь срез, оттолкнусь и окажусь в воздушном пространстве без привязки к чему-либо, то есть я знаю, что это будет сейчас вот, через какое-то обозримое время, и точно так же, если бы я стоял перед теми людьми, которые убили за веру этого парня, и я понимал бы, что со мной сейчас вот это произойдет, я не знаю, как бы себя повел. Я надеюсь, я молю Бога, чтобы мне хватило мужества в таких обстоятельствах повести себя достойно, я понимаю, что я бы, наверное, не погасил в себе вот этот стресс, страх, но мне хочется верить, что я бы нашел в себе достаточно сил, чтобы сделать это все с сохранением чувства человеческого достоинства, не только чувства, но и вида, где я выглядел бы достойно, по-человечески. Поэтому, пока я этого не испытаю, я гарантированно сказать не смогу. Сам ли я готов, можно ли это преодолевать, когда у нас есть такие примеры, значит, это все-таки внушает нам мысль о том, что и мы можем на это быть способны.
Только для этого, конечно, нужно иметь очень важную причину, чтобы так себя вести, чтобы не просить пощады, чтобы не изменить чему-то важному, что от тебя требуют обстоятельства или какие-то конкретные люди, то есть важно иметь причину. И я подозреваю, что я, конечно, буду под воздействием такого сумасшедшего сильного страха, я максимум что могу сделать — это вырастить в себе эту причину, чтобы что-то противостояло этому страху, это единственное, что я могу сделать, больше я ничего не мог сделать. Я такой, какой я есть, у меня есть свой порог стрессоустойчивости, есть своя реактивность определенная, я холерик, например, по темпераменту, у меня есть, я, как холерик, например, сильный и подвижный, но неуравновешенный, например, то есть я понимаю свои какие-то сильные и слабые стороны, но при этом я по совокупности понимаю, что для меня это будет очень сильный вызов. Я думаю, что для любого человека это будет вызовом, и дай Бог, чтобы нам в подобной ситуации хватило силы духа и вот этой причины или, как мы любим говорить сейчас: мотивации, но в этой ситуации, наверное, мотивация — это слишком такое затасканное и, наверное, неподходящее слово, а вот именно причины, чтобы повести себя так, как мы этого хотим, достойно, наверное, правильно. И мне кажется, вот я не знаю, ты со мной согласишься или нет, что, во-первых, люди это говорят немножко так клишированно, не очень задумываясь, над тем, о чем они говорят. Люди всегда предполагают, что это кто-то их может предать, никогда не относят это к себе, ну и вообще, часто под предательством понимают то, что, действительно, к предательству никакого отношения не имеет. Вот что ты думаешь по этому поводу? Мне кажется, вообще надо разобрать на составляющие само понятие «прощение», что мы применительно к себе, к человеческой природе думаем о прощении. То есть мы говорим о том, что есть психоэмоциональный фактор прощения, то есть все, что связано с теми чувствами, которые надо в себе подавить, чтобы сказать, что мы простили, оно, как правило, лежит в области психологии, эмоций.
То есть получается так, если мы говорим о прощении, то мы должны понимать, а справились ли мы с этими эмоциями и перестали ли мы в отношении человека испытывать эти эмоции. И второе: изменили ли мы структурное отношение к человеку, к его личностным и деловым качествам. Ну например, ведь предательство же бывает мотивированным предательством, бывает предательство неосознанным предательством, а бывает, когда ты говоришь человеку: «ты ненадежный человек, потому что ты способен подвести», это не предательство, часто люди путают, когда тебя подвели и когда тебя предали, иногда это через такую тонкую грань проходит. И вот ты говоришь: «Ты ненадежный человек, ты способен подвести, не потому что ты склонен к предательству, а потому что у тебя есть какие-то базовые, ты можешь быть безответственным, ты можешь быть, например, в каких-то ситуациях неосмотрительным и прочее, ты можешь создать угрозу какую-то, невольно, не задумываясь». И в этой ситуации, когда ты… и даже если речь идет, например, о предательстве, если ты квалифицировал это как предательство, все, ты провел с собой работу, ты убрал психоэмоциональную составляющую, но знание-то о человеке у тебя осталось. Ну что значит простить человека — вернуть все, как было? То есть продолжать ему доверять и продолжать возлагать на него какие-то задачи, надежды и прочее? Поэтому тут надо правильно разобраться, если ты в состоянии, например, убрать… Ну давай все это перенесем в плоскость, где чаще всего происходит предательство — личные отношения, особенно мужчины и женщины. И вот есть муж, есть жена, вот ты прощаешь какой-то поступок, который ты классифицируешь и квалифицируешь как предательство, а потом у тебя стоит вопрос выбора: продолжать отношения с этим человеком или не продолжать?
Спокойно, безэмоционально, исключительно на таком, механистическом уровне: а надо или не надо, то есть надежно или не надежно? А так можно разве, на спокойном уровне? Это сложно, но, наверное, можно, потому что все же зависит от тех усилий, которые ты к себе приложил и от ответа на вопрос, зачем ты это сделал, для себя. Просто если ты, например, не хочешь с этим жить, с этой ненавистью, с этой эмоцией, которая тебя самого разлагает и разъедает внутри, ну, наверное, ты можешь приложить какие-то очень колоссальные, недюжинные усилия для того, чтобы вот это ощущение, чувство, прежде всего набор эмоций, тебя покинули — ради самоспасения, плюс фактор времени, когда мы говорим, что время лечит. Но тебе удавалось решить эту проблему, то есть тебе удавалось простить? Да, но до определенной степени. Это что значит? Например, я, как мне ни было неприятно и больно в том смысле, что себя же ведь в качестве причины сложно же ведь все-таки признать для самого себя, и я пытался говорить себе: ну подожди, хорошо, а твои действия, вот этот твой деспотизм, твоя требовательность… Это ты себе говорил? Это я себе говорил.
То есть ты возводил все до ранга акмеизма такого своеобразного, когда ты требовал по высшему разряду от людей самоотдачи такой, такой и такой, при этом сам таковым не являясь, себя же ты щадил, себя же ты где-то там умел пожалеть и где-то там снизить уровень нагрузки, ты же не можешь сказать, что ты четыре часа на сон отводил и все остальное время посвящал людям и прочее, а с других-то ты требовал. Ну вот посмотри на себя, может быть, это является следствием и твоих, собственно, твоего образа, который ты из себя формируешь, плюс то воздействие эмоциональное, психологическое, которое ты на человека оказывал. Вот человек, например, засбоил и вышел из твоей, например, команды и образовал у тебя брешь какую-то, которую тяжело заполнить, потому что каждый человек, который попадает в эту обойму, это человек, который прошел с тобой что-то. И в этой ситуации ты начинаешь уже саморегулировать как-то это все, причем прибегаешь к таким даже примитивным приемам: тебе хочется с ним не общаться, но ты усилием воли заставляешь себя общаться, заставляешь взаимодействовать, и потом на каких-то бытовые же отношения могли сохраниться, какие-то просто личностные отношения могли сохраниться, и на каком-то уровне, понуждая себя, ты все-таки потом начинаешь замечать, посмотрел направо-налево, а у тебя уходит, во-первых, ты начинаешь сильней к себе прислушиваться, то есть те аргументы, которые ты сам себе говорил и отторгал же их, потому что не хотелось, твое «я», твое эго сопротивлялось против аргументов твоей логики, когда ты сам себе говорил о том, что ты тоже часть этой ситуации, и ты мог являться даже первоисточником в какой-то степени этой истории. И в том состоянии, к которому ты приходишь через понуждение, когда ты на каких-то таких простых вещах не позволяешь себе разорвать общение, например, просто усилием воли, ты потом начинаешь понимать, что все устаканивается, и собственные аргументы у тебя уже не вызывают такого отторжения. И в этот момент приходит то состояние, которое можно назвать прощением, что ты вот простил тот поступок. А скажи, пожалуйста, как ты думаешь, ты сам бывал в ситуациях, когда твои поступки по отношению к человеку — в дружеских, еще в каких-то — могли быть им тоже восприняты, как какая-то форма предательства? Да, безусловно. Тогда, возможно, я и не расценивал это как предательство со своей стороны, находил какие-то, действительно, оправдания для своих каких-то действий, для каких-то решений, со временем мог переоценить, мог дать уже другую квалификацию.
И тут, безусловно, каких-то способов урегулировать, кроме как, если есть еще возможность, прийти и сказать об этом, что ты понял, ты осознал... Попросить прощения? Или, если такой возможности нет, попросить у Бога прощения за то, что ты так поступил, в надежде на то, что… ведь предавая кого-то, предаешь не только человека, но ты же предаешь и Бога, потому что ты в этот момент поступаешь не по заповедям Его, получается, что ты совершаешь двойное предательство, и здесь, слава Богу, если удавалось потом, спустя время человеку в глаза сказать: ты знаешь, вот в этой ситуации я был не прав. И слава Богу, у меня хватало, я даже не знаю, какого-то прозрения внутреннего — осознать это, и, если я еще имел возможность это сделать, я это делал. И наверное, если мы сами умеем так поступать, то, наверное, чего-то подобного мы и от других ждем, и, может быть, вопрос нашего взаимодействия с людьми как самой главной составляющей нашего окружающего мира, потому что все остальное не имеет значения, только соприкосновение наших душ, нашего духа, вот это главное и важно. Наверное, нам было бы легче гораздо существовать в этом мире, если бы рядом были люди, которые способны были бы поступать вот так вот ,и тогда, вопрос прощения, он решался бы легче, и если говорить еще раз о прощении, то нам тяжелее простить то, что не осознается и не признается противоположной стороной, вот в этом, когда ты один на один остаешься с ситуацией и когда ты сам до конца не можешь ее правильно квалифицировать, потому что сам не уверен, насколько твой субъективный фактор повлиял на создание этой ситуации, и это разрывает сильнее всего. А вот когда, например, кто-то придет и скажет «прости» — это, конечно, как бальзам на душу. То, что люди в стрессовой, в критической ситуации, в ситуации боевых действий меняются, это такое общее место, такое клише. А скажи, пожалуйста, с твоей точки зрения, что самое страшное может произойти с человеком на войне?
Да я много вещей наблюдал, которые появлялись в результате того, что человек оказывался в таких нечеловеческих условиях. Все зависит, наверное, от того, что в нем преобладает, в этом человеке, изначально, потому что война, она же ведь примитивизирует, она не одухотворяет никогда и никого. Я не знаю, может быть, гусары после ящика шампанского одухотворенно скакали на лошадях и размахивали саблями в нижнем белье, но война современного типа, она вообще, она настолько примитивизирует человека, потому что ведь, собственно говоря, способ осуществления войны — это же убийство себе подобных, а убийство никогда не связано ни с чем высоким, благородным, как бы мы себе ни говорили про то, что мы боремся с врагом и прочее, я не видел за столько лет, сколько имею дело с военным сословием в условиях войны, войны разной интенсивности, я никогда не видел людей, которые сидят в окопе и говорят примерно то же, что говорят люди в соцсетях, например, о войне и о мотивах войны, — никогда. Только рутина, только преодоление, только концентрация усилий на превозмогание всех тех условий, которые создаются войной, страха, всех этих просто чудовищных бытовых условий, в которых человек пребывает, и у него нет возможности следить за собой, у него нет возможности спать по-человечески, у него нет возможности принимать пищу по-человечески, извините, ходить по нужде по-человечески, и все это в скотских условиях происходит, я никогда не видел там ничего такого. Я смотрел на этих дураков восторженных каких-то, замполитов, которые иногда приезжали к нам на передовую, не живя там, но иногда, периодически себя подвергая риску, чтобы чувствовать этот флер, чтобы потом основательно так: «я же там тоже был». Жить там и навещать это место — это разные вещи, и меня всегда раздражали эти люди, которые толкали какие-то выспренные, высокопарные речи, нет этого, вот на войне этого на самом деле нет. Для тех участников войны, которые действительно участники войны, а не со-участники, для этих людей война это всегда действительно грязное неблагодарное дело. И я только потом, когда сам с этим соприкоснулся, начал понимать Толстого. Вот я никогда не мог понять, как он, офицер русской армии, который участвовал как минимум в двух кампаниях — Крымской и Кавказской, так не любил военное сословие и почему не любил, он ведь столько много писал об этом, так много говорил об этом, но он, на самом-то деле он не любил, ни войну, ни военное сословие, не романтизировал войну.
Он считает, что если в Донбасс вновь вернется Украина, то у него тут не будет никакого будущего. Потому что вариант с вхождением в состав Украины, с автономизацией ДНР и подчинением наших местных органов власти центральным киевским структурам, которые мы сейчас создаем, для меня равносилен самоубийству. Это для того, чтобы вы понимали, что Украина — это не моя вожделенная мечта. Скорее всего, мне придется просто покинуть пределы территории». А прострелковская интеллигенция и московские патриотические диванные барабашки постоянно называют Ходаковского агентом СБУ и «сливщиком Новороссии». У него такое видение будущего Донбасса: во-первых, он полагает, что было бы здорово, если бы ДНР и ЛНР объединились; если у Украины будет отвоеван только один Донбасс, то ему желательно войти в состав Российской Федерации.
Но вот если Большой Новороссии от Одессы до Луганска всё же суждено быть, то ей лучше всего попробовать стать независимым государством. Столица Новороссии должна быть в Харькове, а не в Донецке. Когда о Ходаковском говорят как о человеке Ахметова, это, конечно же, полный бред. Его бригада «Восток» не охраняет никакие ахметовские объекты в ДНР. Это миф. У Рината Леонидовича собственность сторожит, простите за тавтологию, собственная охрана.
С Ахметовым Ходаковский виделся всего один раз еще в апреле прошлого года, когда в доходчивой форме объяснял главному донецкому олигарху неприемлемость устраиваемых тем маршей в Донецке за «единую Украину». Ходаковский готов проявлять гибкость к бизнес-активам бизнесменов Донбасса, так как национализация в нынешних условиях привела бы остатки промышленности края к полному банкротству. Поэтому пусть их заводы работают. Но вот взаимоотношения между властью и крупными бизнесменами должны строиться по китайской модели, то есть бизнес не должен иметь никакого влияния на власть. Вообще по своим политико-идеологическим убеждениям Ходаковский не левый и не правый. Как он мне сказал, у него вообще нет никаких идеологических убеждений, однако он, скорее всего, склоняется к левым идеям потому, что ему нравятся идеи социальной справедливости, коллективизма и интернационализма.
Но он всё же считает, что христианские ценности и общечеловеческие должны превалировать над классовыми. Ему всё равно, кто перед ним стоит: марксист, либерал, человек правоконсервативных взглядов. Он за конкуренцию идей и свободное и беспрепятственное их исповедание. Он считает себя русским, но русский для него это не этническая категория, а цивилизационная.
Мы всё-таки восток Украины. Численность первоначально была размером с батальон, поэтому так и определили — батальон. У Толстого была такая фраза.
Он говорил: "Война — странное дело. На войне батальон иногда может быть сильнее дивизии, а иногда — слабее роты".
По его словам , преодолеть это разногласие оказалось очень сложной работой, но всё-таки способ сделать это в ручном режиме находили. Александр Ходаковский также отмечал, что поставляемое Западом Украине оружие не окажет значительного влияния на ход конфликта.
Он признал, что изначально недооценил эффективность американских противотанковых комплексов «Javelin» и турецких ударных беспилотников «Bayraktar», однако их влияние на ход сражений не было критическим. И с другими системами вооружений будет точно так же: они создадут нам дополнительных проблем, увеличат количество потерь, но кардинально ситуации не поменяют», — написал он. Командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР также призывал не воспринимать медленное продвижение союзных войск на Украине как поражение, но и отметил риски затягивания конфликта. Но я умеряю пыл тех, кто видит в стоянии поражение.
Сейчас вся здоровая Россия активизировала любые ресурсы, чтобы обеспечить преимущество по всем направлениям», — написал он. По словам Ходаковского, нужно время, чтобы обеспечить войска новыми видами оружия, в частности, управляемыми средствами контрбатарейной борьбы дальнего действия, чтобы уничтожать поставляемую Киеву западную артиллерию. Так что всё идёт по плану.
Александр Ходаковский
Александр Сергеевич Ходаковский (род. 18 декабря 1972, Донецк, Украинская ССР, СССР) — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики. Мы вынуждены радоваться хоть каким-нибудь положительным эффектам, потому что мы не просто что-то упустили, а у нас это деятельно отнимали, желая убить Россию, лишив её продолжения. Цитируется по тг-каналу @Александр Ходаковский. Александр Сергеевич Ходаковский (Русский: Александр Сергеевич Ходаковский, IPA: Украинский: Олександр Сергійович Ходаковский Александр Александрович Ходаковский Александр Сергеевич командир пророссийского. Совсем недавно командир батальона «Восток», Александр Ходаковский в очередной раззаставил о себе говорить. военный и политический деятель ДНР, командир батальона «Восток» НМ ДНР, участник СВО.