Новости сообщение на тему масленица

В первый день масленичной недели, жители наряжали чучело Масленицы, которую устанавливали на самом видном месте поселения.

Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника

Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Масленица – это многодневный народный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины. РИА Новости, 19.02.2024. История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д. Ну а сразу после масленичной недели наступает Чистый понедельник. 5. Масленичная неделя. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.

Масленица: история праздника и его традиции

Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом. К началу масленичной недели достраивали снежные города с катальными горками, каруселями и качелями, разбивали ярмарки, подготавливали кукольные представления, размещали балаганы с шутами-скоморохами. Масленица по дням недели. Каждый год масленичная неделя приходится на разные даты. Это связано с тем, что Масленица отмечается за неделю до Великого поста, а его начало зависит от того, когда будет Пасха.

Зачем чучелу кармашки? Как сегодня в России празднуют Масленицу

Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару». Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы.

В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда.

В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке.

В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния.

Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название?

Праздник начался с поздравления главы сельского поселения В. К поздравлению присоединился Почетный гражданин Алатырского района, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики В. Началось представление песнями, шутками да прибаутками.

А затем начались игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью. Здесь были и бег в мешках, и «бой петухов», когда два участника стоя на бревне, сбивали друг друга подушками, и распиливание метровых поленьев с колкой дров, конкурс «накорми масленицу», и скачки верхом на метле, и поднятие гирь, и перетягивание каната. Не обощелся праздник без горячих блинов и ароматного чая, которыми работники культуры угощали всех присутствующих. Работники культуры Стемасского сельского поселения организовали для жителей села фольклорную программу «Широкая масленица! В программу мероприятия входили конкурсы: перетягивание каната, армреслинг для юношей, конкурс «Боулинг» для детей, бой подушками. Непременная традиция проводов Масленицы — угощение блинами.

Был организован конкурс среди жителей села на лучший рецепт блинков. Многие с удовольствием приняли в нем участие. Лучшие блины съели первыми! Народное торжество, посвященное встрече весны, провели в Чуварлейском сельском доме культуры. Это веселое гуляние прошло с песнями, танцами и конкурсами. Кульминацией Масленицы стало сжигание чучела.

На протяжении всего праздника все желающие смогли отведать вкусные блины с вареньем и чаем. В Прощеное воскресенье все попрощались с зимой, проводили Масленицу, просили у знакомых и родных прощение. Хочется отметить, что в этот день в сельских поселения района царила атмосфера добра и радости.

Началось представление песнями, шутками да прибаутками. А затем начались игры, конкурсы, забавы, в которых участники праздника могли помериться силой, ловкостью, хитростью и храбростью. Здесь были и бег в мешках, и «бой петухов», когда два участника стоя на бревне, сбивали друг друга подушками, и распиливание метровых поленьев с колкой дров, конкурс «накорми масленицу», и скачки верхом на метле, и поднятие гирь, и перетягивание каната. Не обощелся праздник без горячих блинов и ароматного чая, которыми работники культуры угощали всех присутствующих.

Работники культуры Стемасского сельского поселения организовали для жителей села фольклорную программу «Широкая масленица! В программу мероприятия входили конкурсы: перетягивание каната, армреслинг для юношей, конкурс «Боулинг» для детей, бой подушками. Непременная традиция проводов Масленицы — угощение блинами. Был организован конкурс среди жителей села на лучший рецепт блинков. Многие с удовольствием приняли в нем участие. Лучшие блины съели первыми! Народное торжество, посвященное встрече весны, провели в Чуварлейском сельском доме культуры.

Это веселое гуляние прошло с песнями, танцами и конкурсами. Кульминацией Масленицы стало сжигание чучела. На протяжении всего праздника все желающие смогли отведать вкусные блины с вареньем и чаем. В Прощеное воскресенье все попрощались с зимой, проводили Масленицу, просили у знакомых и родных прощение. Хочется отметить, что в этот день в сельских поселения района царила атмосфера добра и радости. Прощай, Зима, здравствуй, Весна!

По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса. С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице.

В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья». Борис Кустодиев.

масленица традиции и обычаи русского народа

Вторник — заигрыши. В этот день молодые люди присматривали себе невест, устраивали смотрины, ведь на Руси огромное значение отводили браку и созданию семьи. Среда — лакомки. В этот день тещи приглашают к себе в гости на блины своих дочерей с мужьями — зятьями. Именно от этой традиции появилось выражение «к теще на блины».

У четверга название «Разгуляй»! В этот день начинается широкая Масленица. Запрещались какие-либо хозяйственные дела, и все должны веселиться. Как правило, было принято устраивать всем народом катания на санках.

Пятница — тещины вечерки. В этот день уже зятья приглашают своих тещ на блины. Суббота — заловкины посиделки. В этот день молодая жена должна была пригласить сестер мужа заловок в гости.

Она накрывала праздничный стол с целью понравиться гостям, ведь изначально сестры мужа с недоверием относились к невестке не весть откуда пришедшей. Воскресение — прощеное.

После крещения Руси Масленицу начинают праздновать за неделю до начала Великого Поста. Во время Масленицы люди прощаются с холодной зимой и радуются началу весны. На масленицу принято печь блины — жёлтые, круглые, блины напоминают яркое весеннее солнце. Поедая блин, человек как будто откусывал кусочек весны, получая частичку тёплого весеннего солнца и радостного настроения. Народ придумал название каждому дню масленичной недели, и свои развлечения для каждого из них: В понедельник, начало праздничной недели, люди делали чучело из соломы, наряжали его, катались с ним по деревне под весёлые песни.

Соломенную Масленицу оставляли на горке из снега, с которой народ катался на санях. Некоторые люди готовили блины уже с понедельника. Также понедельник считался очень важным днём для молодожёнов. Они звали в гости тёщу и тестя, чтобы те научили их готовить блины.

Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства».

Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.

Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое.

Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!

А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.

А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов.

Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.

Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в.

Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали.

Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту.

Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».

Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи.

Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу?

В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту.

Суббота — Золовкины посиделки. Невестки звали в гости сестер мужа, дарили им подарки и угощали блинами. Прощеное воскресенье. Прощание с Масленицей и зимой.

В этот день сжигали чучело, а пепел развеивали над полем, чтобы год был урожайным. Народ пел песни и частушки. Также в воскресенье просили друг у друга прощенье за все обиды. Если он румяный — близкие будут здоровы, а если подгоревший — придется бороться с недугами; скупость на угощенья принесет за собой финансовые проблемы; чем больше съесть блинов, тем счастливее будет год; если блин переворачивается легко — девушка скоро выйдет замуж, если плохо — еще год будет проведен в девках, а если блин будет рваться по краям, то это было поводом сомневаться в женихе; если на праздник идет дождь, то ожидается урожай грибов ; провести весь праздник в плохом настроении — печалиться весь год; теща должна накормить зятя блинами, чтобы у них были хорошие отношения в будущем году. В современном мире довольно проблематично устроить массовые гуляния, поэтому одной из самых распространенных традиций на Масленицу в России является выпекание блинов и приглашение гостей на угощенье.

Справка Не все приветствовалось на Руси в Масленичную неделю. Нельзя было ругаться, злиться, сквернословить, принимать гостей в неубранном доме, а также резать блины ножом считалось, что использование острых предметов может навлечь беду. Что едят на Масленицу? В Масленицу царила, так называемая, семидневная блинная диета. Блины пекли самые разные: пшеничные, ржаные, гречневые, пресные и дрожжевые, с припеком и простые.

А сколько было начинок!

Масленичные гуляния в сельских поселениях Алатырского района

Как иллюстрировать доклад на тему "Масленица", где найти рисунки, картинки? Празднование Масленицы. Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу. После масленичной недели верующие должны соблюдать Великий пост. История праздника. Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю. В п. Первомайский Масленичные гуляния проходили на площади перед администрацией поселка. Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица. Кульминация праздника состоится на льду возле Мирожского монастыря - сожжение чучела Масленицы.

Масленица. История и традиции (очень кратко)

Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его. Проводились в этот день и кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары.

Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще. Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины. Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками.

Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай!

После этого была разыграна петровская масленичная ассамблея, в ходе которой был подписан указ о проведении праздника и назначен главный масленичный герой — бог веселья и пьянства Бахус.

Затем все желающие смогли поучаствовать в «петровских масленичных забавах», покататься на лошадях и с ледяных горок. Все, попробовавшие блин, получили сертификаты об участии в установлении рекорда. На следующий день в студенческом городке МГУ им. Ломоносова прошло представление по мотивам старинного свадебного обряда с засылкой сватов, приездом молодых на тройке, выкупом и испытаниями для жениха и невесты. После этого прошел бал-маскарад «Ах, эта свадьба пела и плясала! Затем были организованы конкурсы — «А ну-ка, жених!

Шестой день Масленицы проводился в музее-заповеднике «Коломенское», где прошел конкурс фольклорных коллективов, кулачные бои, пиротехническое шоу, выставка-продажа сувениров и изделий народного промысла. Также на площади у Дворца детского творчества на Воробьевых горах, зрители увидели парад сказочных персонажей, театрализованное представление «Масленичный утренник», игровую программу «Поле чудес» и приняли участие во взятии крепости. Завершился праздник «Широкая Масленица» в Москве 17 марта в «Прощеное воскресенье». В этот день от Пушкинской площади до гостиницы «Россия» прошло праздничное шествие. Во главе его двигался огромный стилизованный корабль с персонажами русских сказок, затем проследовала печь с Емелей, телеги с костюмированными оркестрами, баянистами, исполнителями частушек, факельщики в огненно-красных костюмах с зажженными факелами, ряженые, фольклорные коллективы. По ходу шествия на Пушкинской, Тверской, Театральной площадях столицы были установлены сценические площадки, на которых выступали фольклорные коллективы и эстрадные артисты.

Чучело делали из соломы, мешковины, старой женской одежды, насаживали на шест, чтобы удобнее было носить. Затем Маслену с песнями возили в санях по деревне, привозили в итоге на снежную гору, где после этого начиналось катание на санях и на всем, на чем с горы можно было съехать. Катание с горок было связано с народной приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лен. В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни: Масленица, Масленица!

На горах катаемся, Блинами объедаемся! Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён. Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших В этот день свекры отправлялись к сватам в гости, где решали когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Второй день Масленицы — Заигрыш Во вторник продолжались катания на санках с горок и на санях, запряженных лошадьми. Начинались народные гулянья, забавы. В городах или больших деревнях в деревянных балаганах устраивались представления, непременными участниками которых были Петрушка и Масленичный Дед. Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов.

Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Во время Заигрыша так же проходили и смотрины: парни высматривали себе жен, а девушки украдкой строили понравившимся молодым людям глазки. В общем, масленичные забавы и потехи клонились к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Его наследница Елизавета любила шикарные масленичные застолья и съедала огромное количество блинов с икрой.

Екатерина II устраивала в масленичную неделю маскарад. В наши дни Масленица — это праздник встречи весны и прощания с зимой. Начинается он за 56 дней до Пасхальных торжеств. Каждый день недели символизирует определённый обряд, но всегда действия сопровождаются весельем, щедрым столом и поеданием блинов. А чтобы зима скорей уступила место весне, люди мастерят и сжигают чучело. Версии происхождения названия праздника О происхождении названия праздника Масленицы повествуют легенды, дошедшие до наших дней. По одной из версий, оно связано с тем, что люди в этот период уже прекращали кушать мясные продукты, а молочные ещё оставляли в рационе. Отсюда и изобилие масла, которое шло на выпекание блинов.

Другую версию связывают с многоликой богиней Лелей. Она всегда представала перед людьми в образе изящной стройной девицы, а в день весеннего равноденствия выходила в облике весёлой бабы с пышными формами и блестящим от масла румянцем. В таком образе богиню Лелю прозвали Масленицей — отсюда и праздник с одноимённым названием. Ну и наиболее распространённая версия гласит, что название праздника связано с тем, что наши предки пытались «умаслить» Солнце блинами, похожими на светило, и задобрить языческих небожителей, чтобы они послали уже на землю тепло. Блины в виде солнечного угощения стали основным блюдом на масленичной неделе, так что многие склоняются к тому, что последняя версия наиболее правдоподобна. Вкушая блины, люди верили в то, что небесное светило непременно подарит после этого частичку своего тепла. Надо сказать, что не только сам праздник имеет своё название, но и каждый день масленичной недели тоже называется по-своему. И в каждый из этих дней проводятся определённые ритуалы.

В понедельник встречали Масленицу. В древности из соломы делали чучело и катали его по деревне, исполняя песни и веселясь. Во вторник устраивали «заигрыши», развлекались по полной программе, устраивали балаганы, наряжались в карнавальные костюмы и ходили по домам. Среда — время для щедрого застолья, на стол ставили блины с разными начинками и готовили другие блюда. В четверг наступало время для разгула.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий