Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Опеку над больным мужем в свои руки взяла Крупская. Она ухаживала за Лениным и ежедневно занималась с ним, научила его заново говорить и писать. Правда, в жизнь Ильича вмешивались и соратники, а больше всех - Сталин. Вождь был фактически изолирован в усадьбе Горки, ему были запрещены переписка и общение. А когда Надежда Константиновна попыталась передать Троцкому некоторые записи Ленина, Сталин позвонил ей, накричал на нее, обозвав проституткой и дегенераткой. Сам Сталин отреагировал на это следующим образом по воспоминаниям Молотова : "Что я должен перед ней на задних лапках ходить? Спать с Лениным еще не значит разбираться в ленинизме! Мне Сталин сказал примерно так: "Что же, из-за того, что она пользуется тем же нужником, что и Ленин, я должен так же ее ценить и признавать, как Ленина? Слишком грубовато". Больной Ильич, узнавший о конфликте, вышел из себя и написал Сталину письмо: "Уважаемый т.
Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего и говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу Вас взвесить, согласны ли Вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения". Крупская на похоронах Ленина В январе 1924 года Ленин умер. Надежда Крупская осталась одна. Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны.
Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал. Крупская и пионеры. Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей. Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние. Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина».
Первые годы жизни молодоженов были наполнены взаимной любовью со всеми вытекающими последствиями, но оказалось, что Надежда, из-за пребывания в сырой тюрьме и полученной по наследству аутоиммунной базедовой болезни, оказалась бесплодной. В апреле 1899 г. Крупская со своей матерью В 1900 году она с мужем отправилась в долгое странствие по Европе. Здесь она стала настоящей соратницей для будущего вождя. Крупская была для него и секретарем, и переводчицей, и стенографисткой, и финансистом, и хозяйкой правда, с последним она справлялась не очень хорошо, потому как не имела способностей к ведению быта. За свою революционную карьеру она зашифровала 30 000 писем! Однако в Европе стала сильнее развиваться базедова болезнь, сопровождавшаяся выпуклостью глаз, отеком тела, утомляемостью и раздражительностью. Из-за того, что денег на лечение не хватало они с Лениным жили в крайне бедной квартире , Владимир Ильич постоянно писал марксистские статьи в газеты и журналы. Надежда Константиновна повела себя достойно даже тогда, когда у ее мужа появилась любовница, Инесса Арманд. Осознавая, что она не может противостоять ей, Крупская даже предлагала Ленину разойтись. Однако Ильич, видимо, поняв, что с этим рухнет уже построенная за границей партийная система, державшаяся на Надежде, и его личный быт, принял решение разорвать отношения с Арманд и остаться с Крупской, которая тоже нуждалась в его поддержке. Однако обе женщины до конца сохранили, как ни странно, взаимное уважение, а когда Инесса умерла в 1920 году, Надежда взяла под опеку ее детей. Любовный треугольник Владимира Ленина. После приезда в Россию и победы революции в октябре 1917 года Крупская продолжала быть для Ленина верным тылом и соратницей. Надежда Константиновна стояла у истоков создания советской пионерии и комсомола, предприняла несколько поездок на агитационных пароходах по городам республики. Однако в 1922 году ей пришлось бросить всю политическую работу: у Ленина в мае случился инсульт, после которого он онемел, а правая рука перестала двигаться. Опеку над больным мужем в свои руки взяла Крупская. Она ухаживала за Лениным и ежедневно занималась с ним, научила его заново говорить и писать.
Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться. Ведь не так часто друзьям приходится собираться. Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание. Вызвали доктора. Доктор предложил перевезти больную в Москву, в больницу, установив предварительно диагноз — воспаление брюшины. Через несколько часов ее доставили в кремлевскую больницу. К концу дня ей стало хуже, около нее постоянно дежурили врачи и сестры. На другой день, 25 февраля, она находилась в очень тяжелом состоянии. И только к вечеру пришла в сознание. В Кремль на имя Крупской шел поток телеграмм и поздравительных писем от сотен организаций, от товарищей, от друзей… В ночь на 27 февраля положение Надежды Константиновны резко ухудшилось, она почти не приходила в сознание. Несмотря на все меры, принятые крупнейшими специалистами, ничего нельзя было изменить. Болезнь быстро прогрессировала, и в 6 часов 15 минут Надежда Константиновна скончалась. Крупской, отдавшей всю свою жизнь делу коммунизма, является большой потерей для партии и трудящихся Союза ССР". Незадолго до смерти Надежда Константиновна, выступая перед своими избирателями, сказала: "На мою долю выпало великое счастье видеть, как наша страна из страны темной, из страны бедной, из страны, затоптанной царизмом, помещиками и капиталистами, превратилась в страну социализма… Жизнь наша стала счастливой, светлой.
Надежда. Трудное счастье революционерки
Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться. У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью.
Она уезжает в эмиграцию вместе с Лениным, оказывает ему всяческую поддержку в делах партии. Крупская вела почтовую переписку, шифровала письма всего ею зашифровано более 30 000 писем , работала преподавателем в партийной школе, редактировала и переписывала статьи. В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции.
Спустя некоторое время инициировала создание пионерской и комсомольской организаций. Во время пребывания в Европе Крупская пристально изучала движение скаутов, и пришла к выводу, что можно и в России организовать нечто подобное, с небольшими изменениями под большевистские реалии. Не менее рьяно взялась революционерка и за образование.
В 1917-м она вошла в состав Государственной комиссии по просвещению. Спустя шесть лет ее избрали в Центральный комитет партии, начиная с 1929-го, заняла должность заместителя наркома просвещения России, стояла у истоков создания советского образования. Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике.
Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности.
Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат.
Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина. Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а после публично призналась в ошибочности своего мнения.
Предпринимала попытки защитить от репрессий соратников Ленина, однако это не дало результатов. Стоит заметить, что Крупская имела большое влияние в политических кругах, и при желании могла достичь своей цели, но в ней как будто что сломалось, она быстро сдавалась.
Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом. Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться. Ведь не так часто друзьям приходится собираться. Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание. Вызвали доктора.
Доктор предложил перевезти больную в Москву, в больницу, установив предварительно диагноз — воспаление брюшины. Через несколько часов ее доставили в кремлевскую больницу. К концу дня ей стало хуже, около нее постоянно дежурили врачи и сестры. На другой день, 25 февраля, она находилась в очень тяжелом состоянии. И только к вечеру пришла в сознание. В Кремль на имя Крупской шел поток телеграмм и поздравительных писем от сотен организаций, от товарищей, от друзей… В ночь на 27 февраля положение Надежды Константиновны резко ухудшилось, она почти не приходила в сознание. Несмотря на все меры, принятые крупнейшими специалистами, ничего нельзя было изменить. Болезнь быстро прогрессировала, и в 6 часов 15 минут Надежда Константиновна скончалась. Крупской, отдавшей всю свою жизнь делу коммунизма, является большой потерей для партии и трудящихся Союза ССР".
Опале были подвергнуты детские сказки, чье содержание «не было коммунистическим». Были названы 97 писателей, чьи произведения представляли собой «буржуазную муть». Не устроила новую власть даже сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Вдова 21 января 1924 года умер Ленин.
Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в политике. Стала членом Центрального Комитета большевиков. Главным направлением деятельности стало написание многочисленных работ о покойном муже. На 14 съезде партии вдова Ленина выступила с критикой Сталина. Придя к власти, Иосиф Виссарионович припомнил этот момент в биографии вдовы Ильича Постепенно круг обязанностей Крупской стал сужаться, появились препятствия в публикации воспоминаний о вожде.
Под предлогом заботы о здоровье ее обязывали отдыхать и, главное, как можно меньше писать воспоминаний. В них Ленин выглядел простым человеком, а не иконой, которую рисовала официальная пропаганда. Утонченным издевательством стали часы обязательного посещения Мавзолея. Вдову вне зависимости от ее желания обязывали проводить часть времени возле трупа Ульянова. Надежда Константиновна разговаривала с мумией.
Иногда плакала, иногда смеялась. Крупская устроила небольшое застолье со старыми друзьями в подмосковном Архангельске. В 7 вечера ей стало плохо. Скорая помощь приехала через 3,5 часа. Утром 27 февраля Надежды Крупской не стало.
Гуляет версия, что смерть вдовы Ульянова была подстроена. Причиной послужило желание выступить с острой критикой Сталина на мартовском 18-м съезде ВКП б. Так ли это? Вряд ли мы когда-то узнаем правду. Интересные факты из жизни Крупской Отправляясь к мужу за границу после Уфимской ссылки, Крупская не сразу нашла законспирированного Ленина.
Сначала были неудачные поиски в Праге и только потом встреча в Мюнхене. Во время нахождения за границей супруга Ульянова зашифровала около 20 тыс. Семейная жизнь не была безоблачной. Практически открыто Ленин встречался с любовницей Инессой Арманд. После смерти Арманд Крупская взяла под опеку ее детей.
Крупская имела патологию щитовидной железы - «Базедову болезнь» Частые вопросы о жизни Крупской Почему у Крупской и Ульянова не было детей? Официальная советская версия сводилась к тому, что вождь пролетариата не мог отвлекаться на что-то, способное помешать каждодневной работе на благо человечества.
Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды.
Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу. С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва.
Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла. А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка.
А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось. Просветительская деятельность В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина. В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд. В России болезнь, казалось, отступила.
Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи.
Надежда Крупская. Женой так женой
Wikimedia Commons В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой». Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства.
Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования. И едва ли не первым делом устроила в молодом государстве жёсткую цензуру.
И потом, что скажут товарищи?! На партийных делах наш разрыв никак не отразится.
Ты моя жена. Надюша, прекрати ревновать, это глупо. Просто так больше продолжаться не может. Она вышла, мягко закрыв за собой дверь.
Он остался один — раздавленный неожиданным поворотом событий. Позже он скажет жене кратко: Инесса с нами в Швейцарию не поедет. Это было его решение. Надя просто кивнет в ответ.
Инесса не поехала, да. Но что творилось с Володей… Надя знала: он пишет Арманд каждый день. Мука была беспрерывна. Но Надежда Константиновна понимала и другое: Володя не может, не хочет и не готов остаться без нее.
В незримой схватке между красотой и обыденностью все равно побеждала она, Надежда… Оставалось смириться и признать, что для каждой женщины в жизни Ильича была отведена особая роль. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская, понимая, как опустошена разрывом Инесса, жалела ее. Супруги были близки, практически неразлучны, а для Арманд Ильич становился все более недосягаем.
Теперь он принадлежал всем — народу, стране, но не любящим женщинам. В Крупской не было злорадства и самодовольства от победы, но внутренне ее грыз червячок: она знала, что, оставшись с ней, Володя поступил по уму, но где было его сердце? После ранения Ленина Крупская выходила его, словно ребенка, боясь услышать, как он в бреду зовет Инессу. Но этого не было.
Он будто запер сердце на ключ. Или окончательно подарил его Революции… В 1920 году Инесса повезла подлечить сына на курорт. Свирепствовала холера. Арманд сдалась болезни без боя.
Последней в ее дневнике осталась страшная запись, иллюстрация абсолютного отчаяния. Она писала, что устала жить, несмотря на сохраняемые к «В. Похороны Инессы, некролог на которые в «Правде» писала Крупская, превратились в ад и для Надежды Константиновны, и для Ленина. Володя был растерзан.
Он постарел, за фантастически красивым катафалком шел с закрытыми глазами, опираясь на Надю. Если бы она не держала его, он бы упал! Это заметила бдительная Александра Коллонтай, заметили все... Дома Ленин плакал, как ребенок.
Инесса будто уводила его с собой... Его держала только Надя. После смерти Инессы отрадой для Надежды Константиновны стали дети Арманд. Она любила их, как своих.
Через два года после смерти Арманд у Ленина случился инсульт. С работой Надежды Константиновны было фактически покончено: он онемел, рука не двигалась, Надя была нужна ему круглосуточно. Практически полная изоляция в Горках Надежду Константиновну и печалила, и оставляла равнодушной — ей было важно, чтобы Володя снова начал нормально говорить и писать. За попытку передачи Троцкому некоторых записей Ленина Крупская получила от Сталина жесткий нагоняй.
С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.
Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах.
Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.
Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя».
Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.
Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись.
В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма.
Крупская Н. Об этом стадо известно Сталину и вот итог. Лучший ответ Борис Н. Ерошкин Оракул 76389 11 лет назад 26 февраля - в день рождения Надежды Константиновны - ей действительно принесли от Сталина большой бисквитный торт, который был съеден юбиляршей вместе с пришедшими к ней в гости соратниками по большевистскому подполью, работе в Наркомпросе и в редакции газеты "Правда". Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». Но сама Надежда Константиновна ругалась. Но точные выводы о причине ее смерти можно будет сделать только после того, как медицинские документы Надежды Константиновны Крупской будут выданы исследователям», — подчеркнул Новоселов.
Галантерейные амбиции
Прозвища Надежды Крупской | Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. |
Надежда Крупская - биография, фото, личная жизнь, причина смерти жены Ленина | Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Охотный ряд... Площадь Революции... Музей Ленина... Здание Исторического музея... Башня Кремля...
Красная площадь. Перед мавзолеем стоят сомкнутые ряды трудящихся столицы, воинских частей. Высоко вверх подняты портреты Надежды Константиновны. Первый весенний ветер колышет траурные знамена.
В центре площади процессия останавливается. На трибуну мавзолея поднимаются товарищи Сталин, Молотов. Каганович, Ворошилов, Калинин, Микоян. От трудящихся Москвы и Московской области выступает тов.
От работников просвещения речь произносит тов. Траурный митинг окончился. Товарищи Сталин. Молотов, Л.
Каганович, Ворошилов, Калинин. Микоян, Андреев, Шкирятов. Щербаков и другие поднимают урну и медленно несут ее к Кремлевской стене. Трижды гремит ружейный салют.
Крупская в молодости. Wikimedia Commons В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал.
Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой».
Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства.
Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования.
Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию.
Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам. Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина.
А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти.
Простое неоказание помощи. Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии».
В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира.
Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование.
Поход на молодежь
В феврале 1900 года закончилась ссылка Ульянова. Ленин поехал поближе к Питеру, во Псков. Крупская осталась добывать оставшийся срок в Уфе. Надежда Константиновна зарабатывала переводами, частными уроками и продолжала революционную деятельность. За границу 24 марта 1901 года закончился срок ссылки в Уфе. На следующий день Крупская получила загранпаспорт и 26 марта выехала в Москву, к маме Ульянова Марии Александровне. В своих мемуарах жена Ленина рассказывала о том, что, когда они жили за границей, Мария Александровна никогда не писала письма одному сыну. Только Наде и Володе.
Мелочь, но сколько в ней чуткости! Побывав в обеих столицах, Крупская отправилась за пределы России. На встречу с мужем. Семейная чета окунулась в работу по созданию каналов переправки нелегальной литературы, созданию подпольных групп. Все это время шла борьба в зарубежной революционной среде. За границей стала выходить газета «Искра». Секретарем газеты стала Крупская Существовало несколько точек зрения на развитие революции в России.
Подрывная деятельность против царского строя принесла результаты. Страна, участвующая в Первой мировой войне, кипела. Первая леди страны Советов После победы Октябрьской революции Крупская оказалась у истоков формирования пионеров и комсомольцев — «нового поколения строителей коммунизма». Занимая невысокую для «первой леди» должность заместителя народного комиссара просвещения, Надежда Константиновна определяла политику страны в области образования. Став доктором педагогических наук, она сформулировала основной тезис советской педагогики: «Главная задача школы не в обучении, а коммунистическом воспитании». В 1920 году Главполитпросвет, возглавляемый женой вождя, направила на места «черные списки» книг, запрещенных в библиотеках советской России. Крупская, входящая в элиту руководства страны, решила, что мысли Платона, Канта и Шопенгауэра не для черни.
Ознакомиться с произведениями философов можно было только избранным в спецфондах библиотек. Опале были подвергнуты детские сказки, чье содержание «не было коммунистическим». Были названы 97 писателей, чьи произведения представляли собой «буржуазную муть». Не устроила новую власть даже сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Вдова 21 января 1924 года умер Ленин. Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в политике.
Стала членом Центрального Комитета большевиков. Главным направлением деятельности стало написание многочисленных работ о покойном муже. На 14 съезде партии вдова Ленина выступила с критикой Сталина.
Дед - Игнатий Андреевич Крупский 1794-1848. Дед - Василий Иванович Тистров 1799-1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Оболенской в Петербурге. Надежда Крупская в молодости В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. Вместе с В. Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него.
Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти. На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Лариса Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте. Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская.
Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата. На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской. Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали. Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу. С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва. Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла. А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето.