Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови.
2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности
Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16.
Олимпиада — место встречи молодых и талантливых
- Популярные категории
- Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
- Олимпиада — место встречи молодых и талантливых
- 10. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.
С течением времени правовые представления о власти домовладыки расширялись и углублялись, и в содержании этой власти стали выделять власть над: 1 вещами и рабами dominica potestas; 2 над женой manus mariti ; над детьми patria potestas ; над другими лицами, не состоявшими в родстве с pater familias, но проживавшими под его кровлей, например, женами сыновей, их детьми от другого брака и др. По общему правилу, власть главы агнатической семьи pater familias прекращалась только с его смертью или по его воле. Одной из важных особенностей римского семейного права, особенно на древнем этапе его развития, было подразделение всех членов семьи на так называемых агнатов и когнатов. Различие между ними заключалось в наличии или отсутствии кровного родства между pater familias и тем или иным лицом, входящим в состав его семьи. В древнейшие времена кровные узы между жителями Рима еще не имели того правового значения, которое им стало придаваться впоследствии. Гораздо более важным в тот период являлся иной фактор - совместное проживание и совместный труд, необходимый для обеспечения потребности в питании, в крыше над головой, в отражении нападений со стороны чужаков и т. Лица, проживающие в такой общности имущества, жилого помещения и повседневных трудов, назывались агнаты, а связь, существовавшая и признававшаяся между такими лицами, стала называться агнатической связью. Агнатическая семья существовала в Риме достаточно долго - до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей, при этом близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которое personae alieni iuris, то есть лицо, не обладавшее полной гражданской дееспособностью, имело с представителями старшего поколения, с главой семьи.
Именно такая личная и имущественная общность стала называться familia, а возглавлявшее ее лицо - pater familias. При этом положение агнатов в рамках одной семьи не было абсолютно одинаковым, они подразделялись в зависимости от близости к главе семьи, главе консорциума. Ближайшую к нему группу составляли те агнаты, которые действительно находились и трудились как правило, относительно длительное время в одном консорциуме, непосредственно подчиняясь его главе. Такие лица стали называться personae siu iuris дословно - лица своего права или просто siu - «свои», «близкие». К остальным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавляемого pater familias. Приведенная градация имела правовое значение, в первую очередь, при решении вопросов наследственного права или при назначении попечителей и опекунов [1, с. С течение времени, однако, агнатическая связь стала признаваться все менее значимой, и приоритет в римском семейном праве был отдан связи когнатической - то есть кровно-родственной, означавшей непосредственное или косвенное происхождение от одного и того же предка.
Степень кровно-родственной связи определялась по совсем иным критериям, чем агнатическая связь. В этой сфере римляне вновь были первыми, кто разработал учение о линиях и степенях родства, широко применяющееся и в настоящее время [4, с. Родство подразделялось, во-первых, на две линии - по отцовской и по материнской линии; далее различались лица, происходящие в непрерывной последовательности одно от другого дед-отец-внук-правнук , и лица, происходящие от общего предка, но не одно от другого братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы и т. Первая группа родственников называлась родственниками по прямой, а вторая - по боковой линии родства. При этом родственники по прямой линии родства могли быть восходящими от сына к отцу и деду и, напротив, нисходящими от отца к сыну и внуку. Кроме того, различались родственники полнородные germani и неполнородные, которые, в свою очередь, подразделялись на единокровных, то есть рожденных разными женщинами от одного отца consanguinei , и единоутробных, то есть рожденных одной матерью от разных отцов uterine. При характеристике родственного статуса важное значение имело также, был ли ребенок рожден от законного брака своих родителей legitimi , или же он был внебрачным bastard, vulgo concepti.
Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака.
Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки.
Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение.
Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода которой она не имела в «правильном браке». С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захи- ревали, сохраняясь главным об разом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно.
Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба.
Римская семья. Агнатское т когнатское родство
"отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По.
Римская семья. Виды родства.
Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка.
Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии.
Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris.
Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты Просмотров: 21725 Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты В римском праве различались два вида родства: агнатическое; когнатическое. Агнатическое родство Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким.
Боковые родственники — объединяет родственников, которые происходят от общего предка, но не непосредственно друг от друга: между братьями и сестрами 3 сына , между дядями и племянниками, двоюродные братья и сестры. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по прямой линии: - между дедом и отцом — 1 степень, - между дедом и сыном — 2 степень, - между дедом и внуком — 3 степень. Степень родства между сопоставляемыми родственниками по боковой линии начинается со 2-й степени.
Степени считаются по количеству рождений. Значение линий и степеней родства: - при определении очереди наследования по закону прямая — приоритет перед боковой, родственники 1-й степени имеют приоритет - при вступлении в брак прямая линия родства исключает возможность брака В Римском праве препятствием была и боковая линия родства сейчас у нас только прямая.
Поиск по сайту
- Римская семья. Виды родства.
- агнатическое и когнатическое родство в римском праве
- Римская семья. Агнаты и когнаты
- Отцовская власть
Общая характеристика римского семейного права
Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домо-владыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников.
Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.
Правовые черты римской семьи: 1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства.
Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2. На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая. Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников.
Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.
Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.
Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.
Виды родства в римском праве доклад
Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.
Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака.
В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris.
Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.
Глава 3. Patria potestas Для того чтобы начать рассматривать взаимоотношения отца и детей, необходимо обратиться к взаимоотношениям между матерью и детьми. Они различаются в зависимости от того, в каком браке находится мать. Если она состоит в браке cum manu, то для детей она является loco sororis, то есть мать по отношению к детям была на положении сестры и вместе с детьми подчинялась власти своего мужа или его paterfamilias.
Но подчиняться его paterfamilias она должна, если только муж является in patria potestate. Связь детей с матерью становится наиболее тесной после связи paterfamilias со своими подвластными. Если мать состоит в браке sine manu, то она не связана с детьми, это было закреплено ещё в древнейшем праве. Мать являлась агнаткой своей старой семьи, члены которой представляют ей опеку и наследство. Она не могла быть членом семьи отца своих детей.
Нужна помощь в написании реферата? Мы - биржа профессиональных авторов преподавателей и доцентов вузов. Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Подробнее Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью.
Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял. Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей.
Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть: через рождение в законном браке; через усыновление; через узаконение. Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной конкубина. Римское право дает следующее определение термина «узаконение».
Узаконение — это признание законным детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Выделяются несколько способов узаконения: представление внебрачного сына на собрание и наделение его имущественным цензом; последующий правильный брак родителей; издание специального императорского указа. Если узаконение давало законное положение детям, родившимся вне брака, то усыновление устанавливало власть отца над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris лицо своего права и adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris лицо чужой власи. Затем, в более поздние времена, система усыновление изменяется, теперь, после окончательного прекращения созыва народного собрания, данная процедура проводилась путём получения императорского рескрипта.
При усыновлении persona alieni iuris процедура производилась более сложным путём. Первоначально, был обряд манципации, который позже был заменен Юстинианом на простое заявление перед судом. Завершался данный вид усыновления путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего отца усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Отец обладал властью, которая предоставляла ему следующие права в отношении детей: право на распоряжение жизнью ребёнка до того, как он достигнет совершеннолетия; право продать сына или дочь в рабство; право, в отношении удерживающих его детей, на виндикационный иск. В течение времени власть отца смягчалась и в конечном итоге свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям.
Подвластному сыну выделялось имущество, равное имуществу рабы, для самостоятельного управления. Власть отца над детьми прекращалась только в случае его смерти, было ещё высвобождение из под власти. Оно осуществлялось либо добровольно, что в свою очередь приравнивалось к высвобождению раба на свободу; либо принудительно, это происходило за нарушение обязанности родителя в отношении детей; либо по силе частного права, после этого отец имел право на пользование половиной имущества сына. Лицо sui iuris может нуждаться в помощи из-за ухудшения состояния здоровья или в связи с возрастом, а может нуждаться в охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Для удовлетворения этих потребностей в римском праве служили опека tutela , которая осуществлялась над несовершеннолетними, над расточителями; и попечительство cura , которое осуществлялось над безумными и минорами.
Различия между опекой и попечительством заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун с помощью формального акта придает юридическую силу сделкам, которые подопечный неспособен совершить самостоятельно. Попечитель же в свою очередь выражает своё согласие неформально. В заключении хочется привести пример, что женщина, которая была зависима от опекуна, не может составить завещание без его согласия, которое даже в случае самостоятельного составления будет недействительным.
Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования хотя мог быть лишен и этого. Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением. Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода. В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки отца и только в случае его смерти - под власть своего отца. Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора Гай, 1. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio. Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, то есть persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами по числу курий в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: ". Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков. Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю. В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних. Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права - persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки. В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres. Подробно процедура adoptio описывается Гаем: "Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю. После третьей манципации "усыновитель виндицирует требует назад его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын - его, и когда отец молчит не требует обратно , то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом. Для других лиц независимо от пола достаточно было одной мнимой продажи. В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя. Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Это так называемая legitimatio. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения. Известны три способа узаконения: а со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената курии , дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената курии ; б со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак; в со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта Прекращение patria potestas. Прекращение отцовской власти имело у римлян формальный юридический вид, свойство уступки материального права, так что в некоторых случаях именно когда эмансипированному сыну доходило наследство от матери , за пользование выгодами эмансипации отец вправе был получать от сына вознаграждение praemium emancipationis. Отличительное свойство новозаконного отношения детей к родителям состоит в том, что нравственный характер в нем преобладает над юридическим: дети являются членами семьи и живут одной жизнью с родителями. Естественным путем patria potestas прекращалась со смертью отца. Утрата или умаление правоспособности отца также влекли прекращение patria potestas. Однако в случае утраты свободы paterfamilias в результате военного плена "власть над детьми приостанавливается" до возврата из плена Гай, 1. Утрата римского гражданства как paterfamilias, так и подвластным лицом влекла прекращение patria potestas. При адрогации усыновленные отцы теряли отцовскую власть над своими детьми. Дети выходили из-под отцовской власти, если сыновья становились фламинами Юпитера, а дочери были посвящены в весталки, в период поздней империи - сыновья, занявшие высшие государственные и церковные посты. Отец мог также добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования. В постклассическом праве эманципация осуществляется в форме простого заявления в присутствии магистрата, а при отсутствии сторон - по рескрипту. Семья была основой всего древнеримского строя. Принадлежность к семье, к роду определяла в конечном итоге гражданскую правоспособность лица.
Конспекты юриста
раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. которое следует из общности крови.
Общая характеристика римского семейного права
Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, то есть в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата. Брак matrimonium в римском праве. Как указывал Модестин, «брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права» [25]. Для того, чтобы брак был признан законным и действительным, необходимо было соблюдение нескольких условий: 1 постоянное совместное проживание consortium omnis vitae ; 2 физическая зрелость, то есть достижение брачного возраста обоими супругами. Это возраст для мужчин составлял 14 лет, для женщин — 12 лет; 3 согласие на вступление в брак обоих супругов, а если они подвластны — и их домовладык consensus ; 4 постоянное сознание обоих супругов, что их союз является браком affectiomaritalis ; 5 половая связь, поскольку одной из основных целей вступления в брак являлось продолжение рода coniunctiomarisetfeminae. Основными препятствиями к заключению брака являлись: 1 наличие между женихом и невестой отношений родства или свойства; 2 социальное неравенство жениха и невесты например, не могли вступать в брак между собой сенатор и актриса.
При императоре Юстиниане препятствиями для вступления в брак стали считаться также: 1 наличие предыдущего брака binaenuptiae ; 2 различные религии жениха и невесты disparitascultus — например, не могли вступить в законный брак христианин и еврейка. Заключению брака предшествовала помолвка — spons a lia. Суть ее заключалась в даче взаимных торжественных обещаний домовладыкой невесты и ее женихом. При этом домовладыка обещал отдать дочь замуж, а будущий муж — принять ее в жены. Для того, чтобы подкрепить обещания материально, выплачивались так называемые a rrhae sponsal i ciae — задатки при помолвке.
Выплата такого задатка служила своего рода гарантией того, что планируемый брак состоится и стороны не откажутся от него без веских на то оснований. В римском праве традиционно выделяют две разновидности брака: 1 matrimonium cum manu - брак с властью мужа; 2 matrimonium sine manu — брак без власти мужа. Matrimonium cum manu брак с властью мужа представляет собой древнейшую форму брака. Женщина, вступавшая в такой брак, выходила из-под власти своего домовладыки и переходила в семью мужа на правах подвластной. Супруг или его pater familias, если супруг сам являлся подвластным приобретал над женой особенную разновидность власти — т.
В результате женщина теряла всякую связь со своей предыдущей семьей становилась агнаткой в семье мужа. Все имущество жены в таком браке поступало в полную собственность мужа или его домовладыки , а в случае прекращения брака ее имущество ей не возвращалось.
Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов.
Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр.
Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах Д. В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы.
Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали путем дарений имущества друг от друга, не соблюдая меры и действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2. Павел и дабы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Утратили юридическое значение употреблявшиеся ранее ритуалы и обряды, посредством которых заключался брак.
Главное значение при совершении брака приобрело свободное изъявления согласия мужчины и женщины на создание брачного союза. Эти изменения находят отражение уже в самом определении брака, которое дает право Д. Право классической эпохи вырабатывало и формулировало те условия, которые делают такой брак юридически действительным.
Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят Д. Теренций Клеменс. Притворный брак не имеет никакой силы...
В Институциях установлено на этот счет следующее правило I. Совершеннолетие мужчины наступало в 14 лет; некоторая неопределенность указания брачного возраста женщин устраняется следующим правилом Д. Большое значение право уделяло недопустимости кровосмешения, распространяя свои запреты не только на родственные связи, но и на связи, устанавливаемые усыновлением, на свойство и на прежнее рабское состояние.
Но прежде всего, запрет кровосмешения означал недопустимость браков между родственниками: прямыми - без ограничения степеней, боковыми - третьей степени родства. Институции весьма подробно говорят об этом I. Так, между теми лицами, которые состоят в родственной связи, брак не может быть заключен: между отцом и дочерью, например, между дедом и внучкой, матерью и сыном, бабкой и внуком и т.
Это правило до того свято должно соблюдаться, что даже те, которые вступают в родственные связи хотя бы посредством усыновления , не могут сочетаться браком... Также между теми лицами, которые соединяются между собой родственными узами не по прямой линии, наблюдается почти то же самое, хотя не в столь большой степени. Без сомнения, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, все равно, будут ли они полнородные или неполнородные...
Нельзя жениться на дочери брата или сестры; но и на внучке брата или сестры никто не может жениться, хотя они родственники в четвертой степени... Принципиальное отношение к кровосмешению ярко сформулировано юристом Павлом Д. Если же кто-либо взял в жены боковую родственницу, на которой запрещено жениться, или свойственницу, брак с которой не дозволяется, то он наказывается: более легко, если он сделал это открыто, более тяжело, если совершил это тайно.
Основание различия таково:... Следующее условие действительности брака - отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака. При этом следует учитывать весьма широкое понимание законности брака Д.
Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела... Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции.
Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы. Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. В отношении брачных союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести.
В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц. К ним относились, принимая во внимание, сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки. Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто...
Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство... Регулирование отношений между родителями и детьми а Регулирование личных и имущественных отношений Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца patria potestas.
В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 386 г. Спурий Кассий, по сложении полномочий, был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой. В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственников всего, что приобретает сын.
Сыновья семейств в этих отношениях приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия. Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался.
Во II в. Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца.
Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в.
Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный. Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались. Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим.
Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право. Учебно-практическое пособие. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей.
Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.
В этой сфере римляне вновь были первыми, кто разработал учение о линиях и степенях родства, широко применяющееся и в настоящее время [4, с. Родство подразделялось, во-первых, на две линии - по отцовской и по материнской линии; далее различались лица, происходящие в непрерывной последовательности одно от другого дед-отец-внук-правнук , и лица, происходящие от общего предка, но не одно от другого братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы и т. Первая группа родственников называлась родственниками по прямой, а вторая - по боковой линии родства. При этом родственники по прямой линии родства могли быть восходящими от сына к отцу и деду и, напротив, нисходящими от отца к сыну и внуку. Кроме того, различались родственники полнородные germani и неполнородные, которые, в свою очередь, подразделялись на единокровных, то есть рожденных разными женщинами от одного отца consanguinei , и единоутробных, то есть рожденных одной матерью от разных отцов uterine. При характеристике родственного статуса важное значение имело также, был ли ребенок рожден от законного брака своих родителей legitimi , или же он был внебрачным bastard, vulgo concepti. Решающее значение в наследственных отношениях играла так называемая степень родства, определявшая уровень близости наследников к умершему родственнику. Данный критерий широко применяется во многих современных правовых системах, в том числе и в Российской Федерации. Так, в Гражданском кодексе предусмотрено, что «степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого» абз. Представления о брачно-семейном союзе древних римлян, как и взгляды относительно других сфер общественных отношений, не были неизменными, поэтому на протяжении римской истории последовательно сменяли друг друга три формы вида римской семьи: 1 консорциум; 2 патриархальная семья агнатов и 3 когнатическая семья. Консорциум consortium. В период становления Рима римская семья мало чем отличалась от таких же союзов, образовавшихся у других племен и народов. После распада рода отдельные его представители объединялись в союзы, основанные на совместном проживании и совместном труде, вследствие чего возникали некие семейные общины, возглавляемые старейшиной, которому все беспрекословно подчинялись. Сведений, которые могли бы охарактеризовать особенности консорциума, почти не сохранилось, и он остался в римской истории только как основа, фундамент для становления и развития будущих римских семейных союзов [2, с. Патриархальная агнатическая семья образовалась в тот период, когда развитие производительных сил сделало возможным существование производственных групп союзов меньших, чем консорциум. Новые семьи были замкнутыми хозяйственными объединениями, целью которых было совместное проживание и совместный труд для обеспечения существования, сохранения и продолжения семьи [3, с. Под властью старейшины patria potestas , которого стали называть домовладыка, находились не только его жена и родичи сыновья, внуки, невестки , но и все остальные члены общности, даже не состоявшие с ним в кровном родстве его агнаты , а также принадлежавшие им рабы, домашние животные и рабочий скот. При этом римский гражданин считался pater familias даже в том случае, если у него было ни жены, ни детей, ни внуков. Данное понятие обозначало лицо, над которым не было родительской власти, поэтому оно расценивалось как носитель семейной власти не только осуществляемой, но и потен-циальной2. Это суждение основывалось на известной сентенции Гая: «Домовладыкой "отцом семейства" называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называем, хотя у него и не 1 Новицкий И. Римское право: учебник. Новицкого, И.