Новости зачем пост в православии нужен

Пост помогает сосредоточиться на главном, и это одна из пяти причин, почему я пощусь. Пост должен нести освобождение, радость и, конечно же, исходя из этой мысли, мы должны сами выстраивать свой рацион. Пост есть явление многогранное, и касается оно не только пищи, но и многих других сторон христианской жизни. Вот в начале поста нужно поставить конкретные задачи и цели и идти к их выполнению.

Когда Великий пост в 2024 году

  • История и смысл Великого поста
  • Что такое пост?
  • Начало и конец Великого поста в 2024 году
  • «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
  • Даты и длительность Великого поста в 2024 году
  • «Пища духовная»: пост на Руси и в современности

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу. Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок период между праздниками Рождества и Крещения , Пасхальной и «сплошных» седмиц недель. Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник Навечерие Богоявления , Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа 11 сентября по новому стилю и Воздвижение Креста Господня — 14 27 сентября.

Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища овощи, фрукты ; менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба. Многие начинающие ужасаются: «Как?

Для поиска Божьего водительства и руководства В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью. Пост не гарантирует нам то, что мы обязательно получим ясное руководство от Бога. Однако, если мы будем правильно его практиковать, он сделает нас более и более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас. Для того, чтобы выразить свою печаль и горе Первые три из четырех ссылок на Писание о посте связаны с выражением горя. Как говорится в Книге Судей 20:26, одной из причин, почему израильтяне плакали и постились перед Господом, было не только то, что они искали Его руководства, но через это они также выражали свою скорбь за сорок тысяч братьев, погибших во время битвы.

Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4. Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств.

Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.

Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни.

Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост. Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет?

А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира. Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына. Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил". Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица.

Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе.

В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть. Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу. Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг. А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого. В древности обычно великих полководцев встречали пальмовыми ветвями, как победителей со словами «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». То есть благословенный тот, который грядет во имя Господне, они Его встречают как великого царя и пророка. Почему именно встречают?

Так вот накануне Вербного воскресения у нас есть суббота Лазарева. В этот день церковь вспоминает, как Господь воскресил праведного Лазаря, который был уже 4 дня во гробе. Когда по Иерусалиму разнеслась весть о чудесном воскрешении, местные жители стали видеть в Христе пророка. Они вышли встречать Спасителя. В Иерусалиме Бога встречали ветвями пальмы — символом победы земных царей. В нашей русской традиции принято использовать вербы. Так как пальмы у нас не растут, а почки вербы распускаются весной довольно рано. И вот мы этими вербами, как знаменем победы жизни над смертью, встречаем Господа Иисуса Христа. Верба в христианстве несет посыл воскрешения. Поэтому батюшка освещает ветви, приносимые прихожанами в храм.

А потом мы храним их на протяжении всего года у себя дома возле иконки. Когда год проходит, относим вербу в храм или сжигаем дома. Как Вы смотрите на данный «обряд» и какое отношение он имеет к православной религии? Это равносильно купанию на Крещение. Люди думают, что посредством омовения им простятся все грехи. Вербное воскресенье также сопровождаются другими традициями. Некоторые, например, съедают почки прямо с веток. В Белоруссии вербой бьют не только людей, но и скот, чтобы он не болел. В Закарпатье и в Восточной Европе ветки закапывают на могильных холмах для защиты родственников от недугов. Это все суеверия, которые не имеют отношения к православной религии.

Продолжение следует… Читайте новости в нашем Телеграме.

Великий пост — как правильно поститься?

Обязательно за пост нужно постараться побороть в себе какой-либо грех, страсть. Зачем они нужны? В Великий пост диабетикам прежде всего нужно исключить продукты с высоким гликемическим индексом.

Зачем мы постимся

Вопрос «Как относиться к признанию папой Римским учения Дарвина? Он не является диетой! Пост - время особого покаяния и стремления исправить свою жизнь к лучшему, желание стать хотя бы немного чище и добрее. Это время называют «весной души», потому что человек стремится обратить свое сердце и ум к Богу, а также взглянуть в глубь своей совести. По христианскому вероучению главной целью жизни человека является стремление к мистическому единству с Богом, достижению святости в православном богословии это именуется обожением.

При этом нельзя исключать рыбу, яйца и молочные продукты — они необходимы для растущего организма. С точки зрения детской психологии пост не должен ассоциироваться с запретами. Психолог Мария Паршенкова считает , что во время поста дети не просто могут, но и должны радоваться: никакой пользы не будет, если ограничить малыша в развлечениях и насовсем забрать гаджеты. Лучше обсудить с ребёнком, какие посильные ему добрые дела он хотел бы совершить за этот период а не то, от каких продуктов он должен отказаться.

При этом самое главное — чтобы малыш понимал, зачем он это делает; а родителям стоит помогать и поддерживать ребёнка в этих начинаниях. По словам представителей церкви, пост для детей начинается с семи лет. Однако решающую роль играет внутренняя готовность ребёнка: возможно, если семья постится, то и для ребёнка дошкольного возраста это будет вполне естественно. При этом важен сбалансированный рацион каждый день: протоиерей Алексий Уминский рассказывает , что даже в православных гимназиях России в постном меню присутствуют молочные продукты и рыба.

Важно обсудить, для чего это делается и чем можно заменить то, что на время исключается: Компьютерные игры и социальные сети рекомендуется заменить на время с семьёй: настольные игры , поход в музей или другая совместная деятельность. Употребление сладостей можно сократить или заменить на полезные «вкусняшки» — сухофрукты, орехи, урбеч. Можно смело убрать из рациона ребёнка фастфуд, сосиски и колбасы, оставив мясные бульоны и отварное мясо. Мультфильмы и просмотр телевизора можно оставить, но смотреть меньше развлекательных передач: важен не сам факт просмотра телевизора, а качество фильмов и программ.

Если день рождения или другое важное для ребёнка событие выпадает на Великий пост, это не повод отменить празднование, иначе пост будет восприниматься как период лишений и наказаний. Главное в посте — добровольность и осознанность. Если ребёнок отказывается поститься, его нельзя принуждать. Пост — самое время для всей семьи заняться волонтёрством или благотворительностью.

Это принесёт ребёнку гораздо больше пользы, чем вынужденный отказ от любимой еды. Ответы на них, вероятно, вы найдёте здесь. Сколько дней длится пост?

Длительность таких периодов воздержания разная — поститься предлагается много дней Великий, Петров, Рождественский, Успенский пост или один день. Что такое пост? Цель любого православного поста — подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. Христиане, придерживающиеся правильного поведения в периоды таких воздержаний, демонстрируют предпочтение духовного материальному, телесному. Это и есть проявление любви к Спасителю, понимания Его жертвы ради всего человечества. Внутренний дисбаланс души и тела, возникающий при греховных мыслях и поступках, при пустом времяпровождении, при проявлениях эгоизма и подчинении страстям преодолевается легче, проще и быстрее в дни поста. Побеждая свои греховные страсти, человек восходит к Богу.

Для тех православных, кто берет на себя ответственность поститься, начинается период духовного и телесного воздержания. Что это значит?

Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет.

Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды.

Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха.

Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ". Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком.

Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим.

Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне... Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"...

Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк.

И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения.

Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока.

Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост!

Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св.

Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится.

Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности?

Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам?

Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него".

Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения.

Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании.

Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N.

На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей?

О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько.

Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие.

Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать.

Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете.

Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая!

Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь.

Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь.

Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю.

Поститься нужно для определённой цели

Существует ли свободная воля у человека, что лежит в ее основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? В Великий пост диабетикам прежде всего нужно исключить продукты с высоким гликемическим индексом. В чем смысл Великого поста? Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Почему нужно держать пост и как правильно это делать. Есть люди, которым в принципе противопоказано соблюдение постов — им нужно придерживаться особой сбалансированной диеты, назначенной лечащим врачом.

Самое читаемое

  • Православный пост - нужен ли он Богу? Такой - ТОЧНО НЕТ!
  • Для чего нужен пост? Всё о православном посте
  • Содержание
  • Ответы : Каков смысл и цель поста в православии?

Зачем поститься и что есть в Великий пост

Великий пост по православному календарю — когда наступит в 2024 году. Пост должен помочь человеку понять, кто он такой, и осознать себя как существо, которое способно любить, делиться, сострадать, которое способно чем-то жертвовать ради другого человека. Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. В Великий пост диабетикам прежде всего нужно исключить продукты с высоким гликемическим индексом. Пост помогает сосредоточиться на главном, и это одна из пяти причин, почему я пощусь. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу.

В чем смысл Великого поста? Ответы священников

Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост? Или почему в православии так много постных дней? Пост – это добровольное аскетическое делание во славу Божию. Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Торжество Православия. Первая неделя — Торжество православия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий