«Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1].
Три «Демона» Врубеля
Подписка Отписаться можно в любой момент. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона.
Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел?
Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г.
Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф.
Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения.
Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках.
Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М.
Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира.
Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу.
Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым. С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений. Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант. На примере Врубеля можно совершенно точно сказать, что подлинный талант не убьешь.
Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный.
Гениальность на грани безумия — так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника Михаил Врубель, "Демон поверженный". Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника Михаил Врубель, "Демон поверженный". "Поверженный Демон" принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. «Демон поверженный», Михаил Врубель. «Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного.
«Демоны» Михаила Врубеля
Снова появились видения - тревожные и манящие. Первый - «сидящий» - возник в его воображении еще в 1884-м. Созданный позже набросок Михаил показал отцу. Мощная фигура, словно вырывающаяся из холста, гранитное лицо с недоброй улыбкой.
Увидев рисунок, Врубель-старший сообщил родным: «На первый взгляд Мишин Демон показался мне злою, чувственною, пожилою бабой». Странные черты отметил и друг Врубеля - художник Константин Коровин: «Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Тот искал умелого мастера для росписи Кирилловской церкви в Киеве.
Питерский знакомый - преподаватель Врубеля Павел Чистяков - прислал Михаила. Начав работу, 27-летний художник признавался сестре, что вовсе не благоговейный трепет охватывает его, когда он пишет лики святых: «Рисую изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность... Во фрагменте «Сошествие святых» изобразил душевнобольных - пациентов клиники, находившейся на территории Кирилловского монастыря.
Но что бы он ни делал, образ 32-летней Эмилии Львовны преследовал его. Ее лицо художник подарил Богородице, списав маленького Христа с младшей дочери Праховых. Эмилия была для него божеством, постепенно превращаясь в разрушающего душу Демона.
Боясь пересудов, дама велела сжечь все письма, которые писал ей ее воздыхатель. Врубель же, сосланный Праховым в Венецию - от греха, исполосовал себе грудь ножом, стараясь забыть пленившую его женщину. Художник часто изображал на картинах любимую Наденьку.
Жил в безденежье - расплачивался за обед в ресторанах собственными рисунками. Один из них отдал за рубль, а когда пришел, чтобы выкупить его за пару целковых, хозяин, получив от художника два рубля, радостно вернул «мазню». Кстати, сегодня та акварель - этюд к «Восточной сказке» - украшает Русский музей.
Мучился сильнейшими мигренями. Страдал от непонимания. Его любили как оригинала, но все же было то, что вот те все - настоящие художники, а этот - такой, которого надо доделать - учить… Нет в нем положительного, а пишет черт знает что такое - за него совестно: то какими-то точками, то штрихами.
Он изверился из-за вечной травли его - и горьки часто были его глаза, и сирота жизни был этот дивный философ-художник». Михаилу припоминали экстравагантные выходки: нос, вымазанный зеленой краской, - в таком виде живописец отправился гулять по улицам.
Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи. В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую художник был влюблён. Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора.
Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность. Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском польском происхождении» и «эстетическом космополитизме». Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.
К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства. В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».
Но что он подразумевал под этим? Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. А теперь, чтобы лучше понять мысли художника, обратимся к истории создания произведения. В момент его написания Врубель находился в тяжелом финансовом положении.
Несмотря на то, что слава его сильно возросла, платили ему довольно скромные суммы, при этом постоянно требуя эскизов для выставок. Душевная ситуация осложнялась и тем, что во время работы над «Демоном» родился его сын Савва, который появился с серьезным дефектом лица. Близкие рассказывали, что это сильно расстроило Михаила. Представьте в каком он был состоянии на тот момент. Когда сам демон был уже закончен, художник вдруг неистово захотел получить фотографии кавказских гор, когда желанное оказалось у него, он за одну ночь возвысил рядом с демоном мрачные и загадочные вершины.
Легко домыслить, что, когда Михаил Александрович запечатлевал себя без одного глаза или с глубокими угрюмыми тенями по всей физиономии, на душе его было черно и страшно. А на позднейшем "Автопортрете с раковиной", из серии "Раковины", лицо художника, напротив, воодушевленное, словно бы приятно удивленное.
Два автопортрета Михаила Врубеля. Графическая серия "Раковины" была создана в конце 1904-начале 1905 года. Врубелю подарили небольшую плоскую ракушку под пепельницу она или ее копия представлена в музее в одном зале с рисунками серии. В этой причуде природы художник увидел прародину всего мира — и стал увлеченно рисовать ее, пытаясь добиться совершенства не только в копировании любопытного объекта, но и в полноте раскрытия ее сакрального смысла. С этой целью он выстилал стол, на котором лежала раковина, листами бумаги разной конфигурации, вкладывал в пепельницу перламутровые фрагменты и имитации жемчужин, передавая зарождение жемчужины из случайной песчинки, и нарисовал несколько десятков ракушек. Видимо, потому выражение его лица на автопортрете столь пытливо. Мастерство и профессионализм портретиста не покидали Врубеля даже в периоды обострений.
Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке. Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!.. Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека. Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы". Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие".
Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа.
Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так.
Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял.
Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…".
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», – Александр Бенуа вспоминал, что Врубель продолжал переписывать картину даже на выставке. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и переписывал картину.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
Списки фильмов 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника Сказочно-мистический мир Врубеля , его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах! В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал. Демон первый. Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда. Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель?
Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность. Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих.
Его пан - это скорее леший, потусторонний дух леса, и притаился на фоне типично русского пейзажа. Эта сказочная история из русского фольклора вдохновила художника и на создание целой серии майоликовых скульптур - фигуры героев оперы - Садко, Морского царя, царевны и невероятное блюдо со всеми ними и обитателями подводного мира. Царевна-лебедь, 1900 Третьяковская Галерея Подобно пану - царевна-лебедь еще одно сказочное существо, которое существует как будто между мирами. Она то прекрасная девушка, то птица - и художник пытается уловить момент этой метаморфозы. Впрочем, в этом невероятном образе многие угадывают и замужнюю женщину, в которую Врубель был безответно влюблен до женитьбы. Демон поверженный, 1902 Третьяковская Галерея После первого потерянного сидящего демона, Врубель написал еще «Демона летящего», властно парящего над миром - и закончил цикл этим трагически сраженным демоном. Его изломанная фигура на фоне пейзажа Кавказских гор. Работа над этой картиной довела Врубель до очередного срыва и он попал в больницу - он сделал множество эскизов, но и уже готовое полотно бесконечно переделывал. Как вспоминала жена Врубеля, каждый день она с ужасом наблюдала перемены в Демоне - были дни, когда лицо его было страшно, в другие же в нем появлялась «глубокая грусть и новая красота».
Шестикрылый серафим, 1904 Русский музей После лермонтовского Демона, столько истерзавшего его, Врубель вновь обращается к сложному существу. Это герой стихотворения А. Пушкина «Пророк» - грозный ангел Серафим - огнеподобный посланник Бога. Он держит в руках меч, которым по Пушкину рассекает грудь герою и вместо сердца вставляет туда огненный уголь, чтобы тот стал пророком и словом жег сердца людей. Художник писал картину уже в очень плохом состоянии, его мучили галлюцинации. Как и с демоном, он бесконечно был недоволен лицом серафима и переделывал его черты. Жемчужная раковина, 1904 Третьяковская Галерея Изначально Врубеля занимала лишь переливчатая природа перламутра, и именно ее он пытался изобразить, работая с цветом. Сам художник говорил, что морские царевны появились на картине «случайно», их Врубель словно «увидел» на одном из эскизов.
Жизнь Врубеля его биографы и исследователи сравнивали с драмой. Вот ее основные вехи Мы не будем пересказывать эту драму последовательно и в деталях, но ограничимся лишь некоторыми фактами, существенными для понимания личности и творчества художника. Врубель был очень хорошо образован. В детстве он учился в разных местах, поскольку его семья, глава которой, его отец, был военным юристом, — много переезжала с места на место. В 1874 году Врубель окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию в Одессе, затем, еще до поступления в Академию художеств — юридический факультет Петербургского университета 1880. Знал 8 языков и часто подрабатывал в юности гувернером или учителем. Однажды на вопрос Шаляпина о том, что он читает, Врубель показал томик Гомера. Дополнительные линии потом убирались, но Врубель, по слову педагога, «перепекся» у него: он сохранял граненость форм, превратив ее в свой фирменный стиль. Творческий путь Врубеля после Академии начался в Киеве 1884-89 , где он работал на стенах храмов: прорисовал более 150 контуров и фигур в Кирилловской церкви, написал фигуры ангелов в куполе Софии Киевской взамен утраченных мозаик, создал ряд эскизов для Владимирского собора, которые не были приняты комиссией. Для написания церковных образов «в византийском духе» он ездил в Венецию, которая сформировала его художественный вкус и палитру. В киевский период родился замысел Демона. В Москве судьбоносным для художника стало знакомство с Саввой Мамонтовым, предпринимателем и меценатом, первым поверившим в талант Врубеля. Он вводит художника в свой дом и Абрамцевский кружок, привлекает художника к целому ряду проектов. С 1892 г. Врубель возглавил Абрамцевскую гончарную мастерскую, из которой выйдет множество изразцов, ваз, скульптур его авторства. Всего в разное время он выполнил около 150 моделей и эскизов майоликовых изделий. Врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Известность Врубеля началась с неожиданно скандального эпизода, связанного с двумя панно, написанными по инициативе Мамонтова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Работы не были приняты жюри Академии художеств. Отвергнутые панно Мамонтов выкупил и выставил в отдельном павильоне рядом с входом на выставку. Слухи об этой истории дошли до императорской семьи. Несколько лет спустя майоликовая версия «Принцессы Грезы» вознесется над Москвой, украсив главный фронтон гостиницы «Метрополь». Врубель был влюблен в мир театра, с которым были связаны многие его оформительские работы. Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н. Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году. Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане». Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще».
В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду. Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился. Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен. Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия. Портрет Брюсова В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу. После неудачного лечения в Риге 9 июля 1904 года Врубеля перевели на реабилитацию в клинику Федора Усольцева в Петровском парке, где художник неожиданно пошел на поправку.
«Демон поверженный»: первая за 60 лет выставка Врубеля открылась в Русском музее
Впервые представлены три «Демона» Врубеля и рисунки из психиатрических больниц. В 1902 году Врубель написал своего последнего «Демона», «Демона поверженного». После множества изображений демона художник, наконец, пишет картину «Демон поверженный». Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория.
Демоны Михаила Врубеля
Желание закончить данное полотно в определенный момент переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. А вот и "демон сидящий", а также "демон летящий" не законченная по неизвестной причине работа. Основная часть подобных картин была создана для произведения Лермонтова "Демон". Одного из центральных произведений Лермонтова, над которым он работал больше десяти лет 1829—1839. Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. Поэма основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против бога.
Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет. На заднем плане догорает символичный алый закат, бросая розовые отблески на мертвенно-белые горы, а из углов холста уже наползают черные тени грядущей ночи. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Это фигура невольника, гибнущего от рук владельца, но так и не смирившегося со своим пленом.
В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти. Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство. Это по сей день удивляет искусствоведов, психологов и психиатров.
Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать. Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника. Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой. Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный".
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Но в «Демоне поверженном» Врубель стремился отойти от человекоподобного образа ещё дальше. это произведение искусства, созданное известным русским художником Михаилом Врубелем. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве.