Новости война в ираке 1991

17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США.

Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным

  • Обзор войны в Ираке - ВОЙНА и МИР
  • 25 лет после Войны в заливе: очевидец вспоминает, с чего начались потрясения в арабском мире
  • КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91
  • Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков" - Глобальная Авантюра
  • Ирано-иракская война: 40 лет спустя
  • Вторжение в Кувейт

Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак

Мероприятия в рамках сей политики требовали неусыпного внимания к Ираку и ряда манипуляций над ним, приготавливающих страну к роли первого испытательного стенда экономического будущего человечества. Осязательный контакт с «большой нефтью» янки терять не собирались. Их войска обосновались в Кувейте для защиты княжества от рецидива агрессии. Ирак, с его не устраивающим американцев тяготением к высоким ценам, был нейтрализован посредством постоянно действующих экономических санкций ООН, напрочь исключающих преодоление страной послевоенной разрухи. Регион достался американцам, как говорится, тепленьким.

Обладание им стало для США одной из важнейших причин наступления «золотого века», бытовавшего в период правления демократов, во главе с незабвенным Уильямом Джеферсоном Клинтоном. При нем американцы развернулись по миру во всю ширь. Америка проматывала чужое добро и жила лучше, чем в блаженные докризисные 60-е гг. Контроль над Ираком.

Об Ираке тоже не забывали. Контроль над страной был установлен тотальный. Дважды в 1995 и 1996 гг. Создавалось ощущение, что Ирак превратили в полигон, где авиация США в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала приемы современной войны.

Напрашивался вывод о том, что бесконтактность боевых действий и отсутствие у нападающей стороны потерь развращает политика и лишает их разума и совести. Все это сильно напоминало некий эксперимент, нацеленный на выяснение размеров периода, в течение которого сильный и целеустремленный народ сможет выжить в нечеловеческих условиях и сохранить сознание общности национальных интересов. На протяжении части этого периода в иракских больницах гибли дети, не было необходимых лекарств для лечения простейших заболеваний.

Таким образом, текущее военное обострение Ирана с США и Израилем имеет небольшие шансы на серьезную эскалацию. Наш эксперт подробно разобрал худший вариант и объяснил, почему он вряд ли будет реализован «на земле».

Возможное развитие событий при таком повороте — массированные удары Ирана по Израилю и ответные из Тель-Авива. Посылать западные войска на территорию Ирана вряд ли будут. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. К тому же очень тяжело для США в дальнейшем поддерживать эту оккупацию. А Иран значительно больше и злее, чем Ирак», — отметил Марков.

Тем временем МИД Ирака предсказуемо осудило ракетный удар Ирана, назвав это покушением на суверенитет государства. Правительство страны заверило, что примет все законные меры против этого и обратится в Совет Безопасности ООН. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен».

Некоторые источники говорят о том, что разведка США смогла заразить вирусом компьютеры иракских военных, что привело к сильной дезорганизации работы системы ПВО. Есть свидетельства и о большом количестве предательств и подкупов иракского офицерского состава, впрочем, это не умаляет заслуг американцев и их союзников, так как это также важнейшие элементы любой войны. Иракские войска были буквально сметены. Силы коалиции начали наступление сразу с нескольких сторон, планируя создать внешний и внутренний фронт окружения. Важным фактором при окружении Иракских войск, располагающихся в Кувейте, стало уничтожение всех мостов через Евфрат это сделала авиация. После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно. Еще до начала наземной операции, Иракская армия уже имела потери не менее 30 тысяч человек. Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу.

Наступление шло по всем направлениям, в том числе и собственно на территорию Ирака. В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня.

Были общие слова про демократию и права человека, но план отсутствовал.

Поэтому страна продолжала расползаться и под американским контролем. Да и тот становился все более условным. К тому же американцы выпустили из рук шиитский козырь — эту часть населения Ирака начал активно перехватывать Иран, с каждым годом усиливающий свое влияние. Госсекретарь США Кондолиза Райс списывала жертвы иракцев и раздирающие страну проблемы на «родовые муки демократии».

Но сейчас, два десятка лет после Второй Иракской кампании и три десятка лет после Первой, очевидно, что это не так. Иракцы получили не демократию, а развал страны, расцвет терроризма и перманентную войну. Нам, конечно, легко сидеть в большой стране с академической наукой и ядерным оружием и констатировать, что согласие Саддама в 1991 году с американскими условиями привело Ирак в пропасть, выход из которой близко не просматривается и поныне. Но дело не в Саддаме, а в ярком примере.

Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак

Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»). Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире.

Комментарии

  • Это наш Кувейт
  • Курсы валюты:
  • Обзор войны в Ираке - ВОЙНА и МИР
  • Мгновения XX века 1991 - Война в заливе (Россия) 2001 год

Войны в Персидском заливе: причины и последствия

Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий. вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает.

Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак

Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE. Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника.

Вы точно человек?

Однако попытка захватить шейха Джабера провалилась — он успел улететь в соседнюю Саудовскую Аравию. С самого начала иракской интервенции Совбез ООН начал принимать резолюции, призывающие вывести оккупационные войска. Уже 8 августа марионеточное правительство, установленное в Кувейте, и руководство Ирака объявили о слиянии двух государств. В тот же день на территорию Саудовской Аравии начали прибывать первые американские военные 82-я воздушно-десантная дивизия. В общей сложности были развернуты войска, численностью 956 тысяч человек, более 3300 танков, 3600 единиц артиллерии, 4000 бронемашин. Численность авиационной группировки превысила 2600 самолётов и 1950 вертолётов. Помимо самой переброски, в Саудовской Аравии постоянно проводились учения прибывающих войск, тем более что необходимо было наладить взаимодействие войск разных стран. Она давала Ираку месяц на вывод войск из Кувейта, в ином случае коалиция получала право применить военную силу. Союзные самолёты летят на Ирак «Буря в пустыне» — первый опыт высокотехнологичной войны 17 января 1991 года началась операция по освобождению Кувейта, получившая название «Буря в пустыне». Первая фаза операции была исключительно воздушной и продлилась до 24 февраля 1991 года.

Только за первые два дня были выполнены около 4700 боевых вылетов, результатом которых было уверенное завоевание господства в воздухе и подавление основных элементов противовоздушной обороны Ирака.

Операция «Щит пустыни» После оккупации Кувейта на кувейтско-саудовской границе появилась крупная группировка вооружённых сил Ирака. Почти сразу же стали происходить пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы между странами. Намерения президента Ирака Саддама Хусейна оставались неясными. Ряд западных аналитиков предполагал, что теперь он может попытаться вторгнуться в Саудовскую Аравию, располагавшую явно недостаточной армией для отражения подобной агрессии. Контроль над двумя странами, обладающими огромными запасами нефти, позволил бы Ираку существенно влиять на мировой нефтяной рынок. Ввиду этих соображений США, ещё десятилетие назад объявившие Персидский залив зоной своих национальных интересов, предложили Саудовской Аравии разместить на её территории свои воинские подразделения.

После некоторых колебаний король страны Фейсал дал своё согласие. Уже 7 августа в Саудовскую Аравию начали прибывать американские войска. Операция по обеспечению безопасности страны получила название «Щит пустыни» Desert Shield. Резолюция предоставляла Ираку полтора месяца для того, чтобы прекратить оккупацию Кувейта. Если этого не произойдёт, государства-члены ООН, сотрудничающие с правительством Кувейта, уполномачиваются «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 1990 и все последующие соответствующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом регионе [3] ». Многонациональные силы Ирак и страны МНС В различных источниках указывается разная численность воинских группировок стран МНС и предоставленной ими техники и снаряжения. Ниже приведены обобщённые данные.

Четверо наиболее подготовленных стрелков подняли пусковые установки -Игла- и изготовились к бою. Каждый из них перекрывал свой сектор воздушного пространства. Внезапно на высоте около 200 м появился небольшой обьект, летевший с дозвуковой скоростью. От его двигателя исходило едва заметное красное свечение. Так Хамид впервые в своей жизни увидел -Томагавк-.

Картина его полета потрясла всех бойцов отряда Они ошарашенно смотрели друг на друга, как бы вопрошая, почему они не стреляют, пока один из сержантов не крикнул: -Еще одна приближается с того же направления! На этот раз иракский майор скомандовал: -К бою и огонь! Сержант нажал на спусковой крючок. Когда -Игла- начала погоню, американская ракета успела удалиться менее чем на километр Через считанные мгновения в этом направлении возникло небольшое белое облако — -Игла- поразила цель. Не прошло и несколько секунд, как над позицией отряда появился третий -Томагавк- Он летел с того же направления и с той же скоростью Эта ракета была сбита точно таким же образом и упала неподалеку от предшественницы.

Без каких-либо изменений этот сюжет повторился для четвертого, пятого и шестого -Томагавков-. Бойцы отряда были счастливы и одновременно поражены тем, как легко им удавалось сбивать крылатые ракеты по сравнению с истребителями. После боя они пошли туда, где были разбросаны обломки этою чудо-оружия. Как рассказывал авторам м-р Хамид. Позже иракцы пришли к выводу, что -Игла- была лучшим оружием против BGM-109.

Единственным недостатком этого комплекса признали трудность использования его ночью. По этой причине к концу января американцы отказались от использования -Томагавков- днем и полностью переключились на ночные атаки. Успехи ПВО Ирака по нейтрализации угрозы крылатых ракет косвенно подтверждаются американскими источниками На первом месте среди них — статья в -Вашингтон пост-, опубликованная в конце войны. В ней говорится: — Томагавк- и F-117А. На втором месте — очень интересный доклад, опубликованный 12 июня 1997 г.

Генеральной счетной палатой США.

Боевой дух солдат, участвовавших в «чужой» войне, вскоре начал падать, в то время как в Иране борьба за родину вдохновила тысячи людей вступать в ряд армии, КСИР и народного ополчения Бассидж. К 1982 году иранские войска смогли перегруппироваться и в ходе серии наступательных операций не только выбили противника с иранской территории, но и начали наступление в глубь Ирака. До 1988 года боевые действия продолжались в приграничной зоне, поскольку ни одной из сторон не удавалось добиться решающего перевеса. В отсутствие прогресса на фронтах стороны перешли к «войне городов» — ракетным обстрелам населенных пунктов, объектов инфраструктуры и военных баз на территории противника. И именно на этом этапе Саддам Хусейн допустил свою главную и, по сути, роковую ошибку. В Иране была возобновлена заложенная еще при шахе ядерная программа, в то время как Багдад предпочел сделать ставку на химическое оружие.

То самое, которое впоследствии погубило режим Саддама Хусейна. Пойти на открытое нарушение Женевской конвенции 1925 года иракские власти решились исключительно из страха перед возможным военным поражением. При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника. К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании.

Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва. Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения. На производство иприта и других отравляющих веществ были брошены все мощности химической промышленности страны. По оценке ООН, с 1984 по 1990 г. Из них почти 55 тысяч были применены в ходе Ирано-иракской войны. С 1984 по 1988 на мирные города в Иране и Иракском Курдистане было сброшено 12 тысяч авиабомб, заполненных боевыми отравляющими веществами. При этом применение химического оружия не ограничивалось только иранской территорией.

Из-за неудач на фронтах войны в Ираке начались народные выступления. Возобновился давний конфликт в Иракском Курдистане, регионе, исторически связанном с Ираном и мечтающем о независимости. Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет. Бесспорно, как говорил Николай Чернышевский: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта», и невозможно «обратить» время вспять. Однако не стоит забывать, что с 1990 года баасистский Ирак был под жесточайшими санкциями — это сдерживало его социально-экономическое развитие. Власть Саддам Хусейн, скорее всего, на первую пору без него оставил бы своему заместителю по партийной линии Иззату Ибрагиму ад-Дури. Далее, с высокой долей вероятности, пост президента занял бы его сын Кусай Саддам Хусейн — гордость своего отца. Скорее всего, Ирак был бы более «богатой версией» Ирана экономически, а также производил бы собственную военную технику, так как задатки были уже тогда. Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля.

Нельзя забывать и про фактор Турции и Саудовской Аравии. Ибрагим, как можно охарактеризовать последствия американского вторжения в Ирак для ближневосточного региона и системы безопасности в нем? Высокий уровень терроризма в Ираке после вакуума власти дал о себе знать. Они прошли там боевую обкатку, получили «подпитку» оружием из-за слабости новой иракской государственности и коррупции на местах, что вызвало резкий всплеск терроризма в регионе и усиление его возможностей в осуществлении своей деятельности. Конечно же, кратное повышение влияние Ирана, создавшего на территории Ирака мощный военный альянс проиранских шиитских группировок, вроде «Сил народной мобилизации» «Кувват аль-Хашд аш-Шааби» численностью более 100 тысяч человек. Также благодаря американскому вторжению в Ирак Ирану удалось создать свой «шиитский полумесяц».

Так, иранцы сумели связаться через иракскую территорию с союзной Сирией, хотя до американского вторжения в Ирак иранцы были лишены хоть какой-либо возможности связи со своим единственным арабским союзником. Тем самым они наладили логистику поставок оружия, военных и наемников для поддержки Башара Асада в Сирии, а также ливанской «Хизбаллы». Иранский «шиитский полумесяц» Ирак-Сирия-Ливан сейчас работает отменно. Естественно, эти боевики вызывали обеспокоенность у монархий Залива: по сей день они пока что являются угрозой безопасности для Саудовской Аравии. Вы совершенно правильно не упустили Турцию. Анкара также усилила свои позиции в Ираке после американского вторжения.

Так, она фактически получила экономическое доминирование в Иракском Курдистане, наладив продуктивные отношения с иракскими курдами: до недавнего времени курды как раз осуществляли контрабанду иракской нефти в Турцию, а оттуда в Израиль. Кроме того, клан Барзани, доминирующий в курдской политике, фактически позволил туркам разместить 14 военных баз на территории Курдистана для борьбы со своими соплеменниками из «Рабочей партии Курдистана». То есть, Иракский Курдистан стал ареной турецкого экономического и военного присутствия, Иран же пытается балансировать влияние Турции через Патриотический союз Курдистана ПСК — вторую политическую силу в Курдистане.

Тысячи мирных жителей погибли за это время, большинство — от бомбардировок и атак террористов-смертников, миллионы остались без крова и средств к существованию. Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке.

А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива».

Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация. Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса. С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами».

Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша. Правда, даже американские спецслужбы скептически относились к подобным утверждениям. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил 18 сентября 2002 года президенту Бушу, что по информации из ближайшего окружения Саддама Ирак не располагал оружием массового поражения. В отчете генерала Глена Шаффера от 5 сентября 2002 года сообщалось, что разведуправление Объединенного комитета начальников штабов пришло к выводу, что информация Соединенных Штатов о различных аспектах иракской программы создания оружия массового уничтожения в значительной степени основана на аналитических предположениях и суждениях, а не на неопровержимых доказательствах: «Доказательственная база особенно скудна в отношении иракских ядерных программ». Да и обвинения в связях правившего в Багдаде светского режима Партии арабского социалистического возрождения с Усамой бен Ладеном и иже с ним оказались шиты белыми нитками. Саддам Хусейн находился в «контрах» с радикальными исламистами. Попытки Организации по запрещению химического оружия договориться с Багдадом о присоединении к конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов натыкались на противодействие администрации Буша.

Справедливости ради стоит заметить, что и иракское руководство некоторыми своими действиями обостряло ситуацию, демонстрируя нежелание работать с международными инспекциями. Но Белый дом явно был готов воспринимать лишь ту информацию, которую хотел слышать. А раз хотел, то пришлось организовывать шоу с демонстрацией «улик».

Они несут в себе обширный и многогранный характер, которые не исчерпаны вплоть до сегодняшнего дня. Таким образом, тема является достаточно актуальной, так как данный кризис стал причиной новой обстановки в мировом сообществе, а также поспособствовал формированию нового мирового порядка. Работа охватывает 90-е годы. По данной теме существует множество различных источников. Мнения исследователей в иракском вопросе заметно расходятся.

Одни осуждают агрессию Ирака и считают, что это лишь повод начать войну, другие же считают, что действия Ирака не должны вызывать возмущения, и никто не должен был вмешиваться в конфликт между Ираком и Кувейтом. Ирак потребовал в качестве компенсации 2. Но это было лишь предлогом для захвата Кувейта. Родригес описывает ход войны в Кувейте, а также дальнейшая реакция мирового сообщества на агрессивные действия со стороны Ирака. В статье говорится о том, что агрессия против эмирата внешне оправдывалась в Багдаде ссылками на то, что Кувейт представляет собой южную часть территории Ирака, которая была отторгнута Великобританией в 1913 году. После чего 10 - 11 августа на состоявшейся в Каире встрече было высказано требование немедленного вывода иракских войск и восстановления законной власти в эмирате. Так же была сформирована антииракская коалиция, которая разместила свои военные силы в Саудовской Аравии. В главе делается акцент на то, как быстро отреагировали страны на агрессию Ирака в Кувейте и осудили ее.

Главным проявлением реакции мирового сообщества на данный конфликт стало то, что акция Ирака против Кувейта была осуждена. Что повлекло за собой ответную реакцию мировых держав, в особенности США, которые являются самыми активными участниками войны в Ираке. Касательно международных организаций, они так же принимали далеко не второстепенное участие в разрешении Иракского конфликта. Целью исследования является образы конфликта в Персидском заливе 1990-1991 гг, их формирование в общественном сознании и трансформация в культурной памяти. Задачи исследования вытекают из поставленной цели: оценка ирако-кувейтского вооруженного конфликта и анализ международно-политических итогов войны в заливе; рассмотрение влияния СССР на международный конфликт. Объектом исследования являются документы с детальным изучением военного конфликта, научные публикации и статьи, а предметом- оценка конфликта в Персидском заливе 1990-1991 гг, его формирование в общественном сознании и трансформация в культурной памяти. Территории Ирака и Кувейта связывает их общая история. Оба государства входили в Оттоманскую империю на протяжении долгого времени.

Современный Кувейт являлся частью одной из провинций Басры, которое в то время считалась территорией Ирака. Ирак начал предъявлять претензии по поводу возврата своих территорий и угрожал, что присоединит Кувейт, вместе с прилежащими островами Варба и Бубиян, к территории Ирака. Конфликт был настолько давним, что мировое сообщество практически не реагировало на угрозы Саддама Хусейна, которые угрожали суверенитету Кувейта. С приходом к власти Саддама Хусейна политическая и экономическая стабильность резко ухудшилась. Ирак стал дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке. Многочисленные внутренние и внешние войны сильно подрывали экономику страны. В Ираке осталось большое количество оружия. В агрессии Ирака против других стран так же сыграл психологический аспект, касающийся личности Саддама Хусейна.

Он искренне считал, что любой конфликт нужно разрешать только силой. И применение силы он считал единственным эффективным методом достижения желаемых целей. В начале 90-х годов Саддам Хусейн выступил за повышение цен на добываемую в регионе нефть, так как экономика Ирака нуждалась в этом. Но Кувейт и Саудовская Аравия не разделяли позиции Хусейна. Ответ Хусейна не заставил себя ждать. Ирак начал готовится к очередным военным действиям. Несмотря на первоначальные успехи иранской армии, война закончилась в пользу Ирака. Это обуславливалось тем, что Ирак получал огромную финансовую помощь от Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива и поставки военной техники из Советского Союза, США и Западной Европы.

Именно поэтому, Саддам Хусейн в дальнейшем рассчитывал на невмешательство других государств в кувейстко-иракские дела. Но он не учел тот факт, что поддержка от этих стран была лишь затем, чтобы не допустить реализации идей о распространении «исламской революции» весь мир. Если в Иране, после войны взяли курс на решение сложнейших внутренних проблем, то в Ираке все было совсем наоборот. Саддам Хусейн изначально предполагал решить социальные и экономические проблемы за короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые были на его стороне, на протяжении ирано-иракской войны. Но через некоторое время стало очевидно, что никто не собирается продолжать финансовую помощь, как это было во время войны. Ирак стал перед выбором дальнейшего проведения политики. Переход к мирному строительству потребовал бы от Саддама Хусейна сокращения численности вооруженных сил, число которых было гигантским. А так как Хусейн считал могущество армии как определяющим фактором могущества страны, то переход к мирному строительству был невозможен.

Вторым инструментом после военной мощи он считал нефтяные источники. А поскольку они находятся на территориях стран, которые в прошлом были его союзниками, то у Саддама Хусейна появился план об экспансии именно против них. Но воплотить этот замысел в реальности было не очень просто. Хусейн понимал, что арабские страны, сплотившись, могли представлять для него серьезную угрозу. Чтобы не вызвать никаких подозрений, Саддам Хусейн подписывает с королем Саудовской Аравии договор о ненападении, тем самым обеспечив Саудовской Аравии гарантию ее территорий. Кувейт, непосредственно граничащий с Ираком, таких гарантий не получает. Саддам Хусейн обвинил арабские страны в том, что они мешают развитию иракской экономики. Началась «экономическая война».

Началось все с февраля 1990 г. Это было первым сигналом проявления агрессии Ирака. В марте этого же года, в публичной речи Хусейн заявил, что «сожжет пол Израиля» в случае ядерного нападения на Ирак или любую другую арабскую страну, и использует против Израиля химическое оружие. Это было серьезным заявлением, но мировое сообщество снова не восприняло заявления Саддама Хусейна, как реальную угрозу. Также Ближний восток переживал обострение арабо-израильской конфронтации и усиление влияния экстремистов. До того накалившаяся ситуация в регионе обострилась благодаря агрессии Ирака против Кувейта. Хусейн обвинил в приватизации расположенного в нейтральной зоне нефтяное месторождение Румейл. Вслед за этим обвинением Саддам потребовал списать иракский долгКувейту и выплатить компенсацию.

Таким образом, иракский лидер планировал улучшить экономическое положение страны и укрепить свой политический режим. Начавшиеся в Саудовской Аравии переговоры между Ираком и Кувейтом были прерваны, после чего войска Ирака вторглись на территорию Кувейта. Позиция Ирака была таковой, что действия с его стороны считались оправданными.

Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака

Нехватка арабских переводчиков и слабое знание иракской жестикуляции приводили к непониманию, которое оборачивалось трагедией. Сотни мирных граждан погибли или пострадали в результате применения кассетных боеприпасов. Несмотря на особую опасность этого оружия, американские и британские военные неоднократно применяли его по иракским позициям в жилых кварталах. Особую опасность для населения представляют неразорвавшиеся боеприпасы. Десятки тысяч неразорвавшихся элементов применявшихся коалиционными силами кассетных боеприпасов превратились в своеобразные противопехотные мины. Последствия катастрофические. А кто ответит? Спустя 20 лет с начала вторжения в Ирак виновные в военных преступлениях и нарушениях прав человека до сих пор не наказаны.

На это, в частности, обращает внимание правозащитная организация Amnesty International. С 2003 по 2011 год организация документировала участие американских армейских подразделений в многочисленных нарушениях, в том числе в неизбирательных нападениях, в результате которых погибли и были ранены гражданские лица, тайном содержании под стражей, тайной перевозке задержанных, насильственных исчезновениях, пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения. Бывшие заключенные заявляли о многочисленных нарушениях в центрах содержания под стражей, в том числе о депривации сна, принудительном раздевании, отсутствии достаточного количества пищи и воды, имитациях казни и угрозах изнасилования. Спустя двадцать лет в Ираке царит полная безнаказанность. США не смогли адекватно расследовать многочисленные случаи нарушений прав человека и военных преступлений, совершенных американскими войсками, и привлечь к ответственности виновных на всех уровнях, включая высокопоставленных американских чиновников и командиров. Пострадавшим от грубых нарушений прав человека, в том числе задержанным, пережившим пытки и другие виды жестокого обращения в тюрьме Абу-Грейб, в большинстве случаев было отказано в праве на правосудие и возмещение ущерба. Пострадавшие иракцы, пытавшиеся добиться возмещения ущерба за нарушения прав человека в американских судах, столкнулись с системными препятствиями.

Фото Unsplash Amnesty International уже призывала правительство США учредить полноценную независимую комиссию для расследования политики и методов задержания и допросов в Ираке, но до сих пор несколько администраций США не смогли этого сделать. Было проведено несколько расследований, в результате которых несколько десятков американских солдат, в основном рядовых военнослужащих, были отданы под военный трибунал в связи с жестоким обращением с задержанными. Однако ни один высокопоставленный чиновник администрации США не был привлечен к ответственности за преступления, совершенные в Ираке с 2003 года, несмотря на публичные признания бывшего президента Джорджа Буша-младшего и бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда в причастности к тайным задержаниям - действиям, которые по международному праву должны повлечь за собой уголовное расследование. Также не были привлечены к уголовной ответственности высокопоставленные британские чиновники, несмотря на заключение Международного уголовного суда в 2020 году о том, что британские военнослужащие совершали в Ираке военные преступления, в том числе умышленные убийства, пытки и изнасилования. После вторжения Ирак погрузился в пучину насилия и атмосферу безнаказанности, которой тоже отчасти способствовала политика возглавляемой США коалиции. Эти катастрофические последствия вторжения и по сей день приводят к новым жертвам среди иракцев", - констатирует Amnesty International. Военное вторжение, гражданская война и терроризм унесли жизни сотен тысяч иракцев.

По некоторым подсчетам, лишь военные действия 2003-2011 годов привели к гибели почти полумиллиона жителей страны. Кроме этого, миллионы иракцев были вынуждены покинуть свои дома, многие из них бежали в другие страны. Фото Unsplash Потери коалиционных войск оцениваются в 5 тыс. Кроме этого, десятки тысяч солдаты были ранены. Во многих отношениях война в Ираке оказалась беспрецедентным кризисом, выходящим за рамки всех предыдущих действий США, направленных на консолидацию "однополярного мира", - отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Во-первых, интервенция выделялась своим масштабом. В операции участвовали сотни тысяч военнослужащих, включая сухопутные, военно-воздушные, военно-морские силы, Корпус морской пехоты, Национальную гвардию США, воинские контингенты из Великобритании, Австралии и Польши, не говоря уже о военной и иной поддержке со стороны многих других союзников и партнеров Вашингтона.

Во-вторых, операция до сих пор прочно ассоциируется с эпическими провалами американской разведки. Предлогом для ее начала стали так никогда и не доказанные утверждения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Хотя сама военная операция была завершена в течение трех недель, сопутствующие планы быстрого преобразования Ирака в жизнеспособную либеральную демократию западного типа завершились тотальным фиаско. В-третьих, интервенция в Ираке расколола не только международное сообщество в целом, но и Запад в частности. Франция и Германия, не говоря уже о России и Китае, открыто выступили против этого. Турция отказалась предоставить свою территорию в распоряжение международной коалиции, а в Великобритании война спровоцировала политический кризис. Обычно весьма осторожный Кофи Аннан, который в то время являлся генеральным секретарем ООН, заявил о нарушении Вашингтоном Устава всемирной организации.

В-четвертых, вторжение в Ирак и последующая оккупация этой одной из ведущих арабских стран имели долгосрочные и масштабные последствия для всего ближневосточного региона, причем некоторые из этих последствий не преодолены и по сей день. А вот к каким выводам пришел ретранслятор западных "демократических" ценностей телеканал Euronews: "Спустя двадцать лет после возглавляемого США вторжения в Ирак, многие проблемы страны не просто остаются нерешенными, а лишь обострились. Миллиардные доходы от рекордных цен на нефть уходят за рубеж, некоторые части страны фактически неподконтрольны столице, создать стабильное правительство постоянно не удается. Миллионы молодых иракцев не имеют работы и с трудом представляют себе будущее". Непосредственная причина вторжения - предполагаемое оружие массового поражения Хусейна - так и не было найдено, отмечает телеканал. Сегодня это заставляет говорить о том, что вторжение фактически было нарушением международного права. Саддам Хусейн в итоге действительно был свергнут, но его суд и казнь также вызывают сомнения с точки зрения законности.

А последующие 20 лет принесли Ираку лишь непрерывные кровавые конфликты и глобальный рост радикального исламизма, как ответ на действия Запада, констатирует Euronews. В апреле 2023 года, к 20-летию вторжения в Ирак, ВВС опубликовала данные опроса некоммерческой международной организации Gallup International. Опрос проводился во всех 18 мухафазах Ирака среди репрезентативной выборки из 2024 взрослых жителей. Несмотря на оправдания правительства США, многие иракцы по-прежнему скептически относятся к истинным мотивам вступления в войну. По данным опроса, иракцы расходятся во мнениях относительно будущего участия США в жизни страны. Численность американских солдат в Ираке достигла максимума почти в 170 тыс. Согласно опросу, почти каждый третий иракец в возрасте от 18 до 24 лет хочет уехать из своей страны.

Придя под лозунгами демократии и свободы, США и их союзники разрушили и обескровили целое государство. Для иракцев американская "свобода" имела металлический привкус. Сотням тысяч людей пришлось заплатить за нее своими жизнями.

Ирак оккупировал Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти из приграничных месторождений, а также — и эта версия жива среди иракцев до сих пор — в участии в неком международном противоиракском заговоре. Ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт. Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооружённых сил Кувейта вели сдерживающие бои, в то же время отступая на территорию Саудовской Аравии. Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил.

Поэтому летный состав авиационных формирований МНС изучал соответствующие системы оружия и тактику действий подразделений этих стран. На полигонах Саудовской Аравии и других государств региона, входящих в антииракскую коалицию, отрабатывались отдельные элементы тактики действий по подавлению иракской системы ПВО и ее прорыву ударными группами. На заключительном этапе подготовки была проведена серия учений на территории США на полигоне в районе авиабазы Неллис штат Невада. На нем была создана обстановка, отображающая основные элементы построения иракской группировки в Кувейте и типовые объекты Ирака, предназначенные для поражения, а также имитировалась иракская система ПВО. Через эти учения под общим названием "Дезерт флаг" прошло большинство летного состава авиационной группировки МНС2. Боевые действия начались воздушной наступательной операцией, состоявшей из семи массированных авиационных ударов и продолжавшейся 3 сут. Построение первого массированного удара было стандартным и включало вшелоя подавления системы ПВО и два ударных эшелона с соотношением сил соответственно до 30, 45 и 25 проц. Массированные ракетно-бомбовые удары сопровождались постановкой помех радиоэлектронным средствам противника и их огневым поражением противорадиолокационными ракетами. Командование авиационной группировки МНС придавало особое значение эшелону подавления системы ПВО противника, так как от его действий зависело не только выполнение своих задач первым массированным ударом, но и успех воздушной операции в целом. Тщательно был подобран состав этого эшелона, осуществлен выбор и распределены цели, координаты которых постоянно уточнялись, и соответствующие коррективы вносились в полетные задания каждого экипажа. За несколько минут до нанесения ударов авиацией были применены крылатые ракеты морского базирования КРМБ "Томахок" до 100 единиц. Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения и системы государственного и военного управления страной. Самолеты ЕС-130Н оставались в зонах дежурства в воздухе, продолжая подавление средств связи, и в воздушное пространство над территорией противника не входили. Эти беспилотные аппараты после пуска имитировали полет групп ударных самолетов, провоцировали активизацию работы иракских средств ПВО. Всего было израсходовано около 100 ЛП. Они были оснащены американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с усовершенствованной системой наведения, а также новейшими английскими противорадиолокационными ракетами ALARM, которые применялись впервые. Данные ракеты еще не состоят на вооружении, и их испытания к началу боевых действий не были даже завершены. Поскольку у каждой противорадиолокационной ракеты несколько пассивных режимов наведения, ударные группы самолетов могли атаковать РЛС ПВО с применением самых разнообразных тактических приемов.

Позже слова Чейни были несколько по-иному интерпретированы его собственным пресс-секретарем Питом Уильямсом Pete Williams , который приуменьшил их значение. Он заявил, что заместитель главы оборонного ведомства выразился в «некоей свободной манере». После этого случая Чейни вызвали в Белый дом, где сказали, что «подобными заявлениями он вовлекает Штаты в войну, которую, возможно, им не хочется вести». Ему также сообщили, что с этого времени любые заявления по Ираку будут делаться только официальными представителями Белого дома или Госдепартамента США [8]. На вопрос о том, помогут ли Соединенные Штаты Кувейту, если он подвергнется нападению, Тутвайлер сообщила: «Мы также твердо придерживаемся обязательств в деле оказания помощи нашим друзьям в Персидском заливе, с которыми нас связывают глубокие и давние отношения, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны». В личных беседах кувейтские официальные лица называли это заявление пресс-секретаря слишком неубедительным [9]. Стоит отметить, что раньше подобные учения проводились редко. Все тот же пресс-секретарь Пит Уильямс в точности повторил слова, сказанные ранее Тутвайлер об обязательствах в деле оказания помощи в Персидском заливе, в вопросах индивидуальной и коллективной обороны. А Белый дом заявил: «Мы обеспокоены тем, что Ирак наращивает численность войск. Мы просим, чтобы все стороны приложили усилия с целью недопущения насилия» [10]. Однако затем она заявила иракскому лидеру о своей обеспокоенности большим скоплением войск Ирака на границе с Кувейтом. Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами. В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки». Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно. Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы». Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы. ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран. Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов. За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна. И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта. Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении.

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

Как сообщает российский сайт, эту информацию обнародовала итальянская телекомпания RAI. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Дж. Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта.

Неужели тогда американцы строго придерживались мандата Совбеза ООН, который предполагал лишь освобождение оккупированной страны? Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива. Захватив Кувейт, Хуссейн грозил напасть и на других соседей, не выражавших необходимого почтения «новому Алладину», которым он мнил себя. Как же так: Ирак один воевал с враждебным шиитским Ираном, а платить ему за это никто из богатых суннитских королевств и эмиратов не хочет? Он считал, что Ирак надо подвергнуть жестким санкциям и одновременно поощрять внутреннее сопротивление режиму Хусейна. Хотя в то время можно было бы свергнуть режим Хусейна без особых проблем и с менее болезненными для всего региона последствиями. Свержением Саддама Хусейна воспользовался в большей степени Иран, за двенадцать лет, прошедших с первой войны, заметно укрепивший свои позиции. Вот почему свержение иракского лидера в 2003 году на Ближнем Востоке поддерживали не все - в нем видели определенный противовес укреплявшемуся шиитскому Ирану.

Но услышаны не были. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость. Медиамашина Вашингтона учла уроки Вьетнама и работала вовсю, создавая четкий образ мирового зла из своих противников. Поэтому американские военные не чувствовали себя стесненными в средствах и смогли быстро разгромить иракские войска. Вопрос был в том, что делать дальше. Во Вторую Иракскую американцы уже полностью завоевали страну. Но решали они этим свои внутренние сиюминутные задачи. Что делать с послевоенным Ираком, они толком себе не представляли. Были общие слова про демократию и права человека, но план отсутствовал.

Символом жестокости иностранных военных в глазах иракцев стала тюрьма Абу-Грейб. После свержения Саддама Хусейна тюрьма перешла под контроль военных США, которые жестоко издевались над сторонниками прежней власти и повстанцами. В 2004 году американская телекомпания CBS показала фотографии, свидетельствующие о пытках над иракскими заключенными. Снимки были сделаны охранниками тюрьмы Абу-Грейб. Позже газета Washington Post сообщала, что заключенных заставляли отказаться от ислама и насильно кормили свининой. Многие подвергались сексуальному унижению и насилию. Пытки в Абу-Грейб стали самым громким скандалом вокруг присутствия американцев в Ираке. В итоге американские власти признали факты насилия и судили нескольких американских военнослужащих за нарушения прав заключенных. Однако после скандала продолжали появляться новые факты пыток и издевательств над иракцами, задержанными американскими военными. Об этом, в частности, сообщала международная правозащитная организация Human Rights Watch. Вот что говорится в ее докладе за 2006 год: "Часть такой информации основывалась на свидетельствах самих американских военнослужащих, которые рассказывали о постоянных и жестоких избиениях задержанных, а также о таких приемах, как помещение людей в стрессовые позы, лишение сна, содержание на жаре или в холоде, лишение пищи и воды и воздействие на кожу и глаза с помощью химических реактивов. Из заявлений военнослужащих следует, что нарушения были результатом попустительства со стороны военного и гражданского руководства и неадекватного понимания допустимых методов допроса и применимости Женевских конвенций. Все это опровергает заявления администрации Джорджа Буша о том, что нарушения в обращении с задержанными за рубежом носят характер отдельных исключительных случаев и не связаны с политическими установками". Human Rights Watch также обращала внимание на преступления американских военных против гражданского населения. Они говорили, что не в состоянии обеспечить точный учет, в связи с чем напрашивается вывод, что потери среди мирного населения не являются для них вопросом приоритетного значения", - отмечала правозащитная организация. Случаи гибели мирных жителей в Багдаде могут быть разбиты на три основные категории, говорилось в докладе Human Rights Watch. К первой категории относятся убитые во время "зачисток" домов, проводимых американскими войсками с целью выявления оружия или боевиков. Вторая группа связана с непропорциональным и неизбирательным ответом американских военнослужащих, подвергшихся нападению. Human Rights Watch зафиксированы случаи, когда после подрыва самодельного взрывного устройства во время следования американской колонны солдаты открывали огонь из крупнокалиберного оружия во всех направлениях, в результате чего страдали оказавшиеся поблизости мирные люди. Фото Pixabay Третья категория включает убийства на блокпостах в тех случаях, когда иракцы не останавливались. Нехватка арабских переводчиков и слабое знание иракской жестикуляции приводили к непониманию, которое оборачивалось трагедией. Сотни мирных граждан погибли или пострадали в результате применения кассетных боеприпасов. Несмотря на особую опасность этого оружия, американские и британские военные неоднократно применяли его по иракским позициям в жилых кварталах. Особую опасность для населения представляют неразорвавшиеся боеприпасы. Десятки тысяч неразорвавшихся элементов применявшихся коалиционными силами кассетных боеприпасов превратились в своеобразные противопехотные мины. Последствия катастрофические. А кто ответит? Спустя 20 лет с начала вторжения в Ирак виновные в военных преступлениях и нарушениях прав человека до сих пор не наказаны. На это, в частности, обращает внимание правозащитная организация Amnesty International. С 2003 по 2011 год организация документировала участие американских армейских подразделений в многочисленных нарушениях, в том числе в неизбирательных нападениях, в результате которых погибли и были ранены гражданские лица, тайном содержании под стражей, тайной перевозке задержанных, насильственных исчезновениях, пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения. Бывшие заключенные заявляли о многочисленных нарушениях в центрах содержания под стражей, в том числе о депривации сна, принудительном раздевании, отсутствии достаточного количества пищи и воды, имитациях казни и угрозах изнасилования. Спустя двадцать лет в Ираке царит полная безнаказанность. США не смогли адекватно расследовать многочисленные случаи нарушений прав человека и военных преступлений, совершенных американскими войсками, и привлечь к ответственности виновных на всех уровнях, включая высокопоставленных американских чиновников и командиров. Пострадавшим от грубых нарушений прав человека, в том числе задержанным, пережившим пытки и другие виды жестокого обращения в тюрьме Абу-Грейб, в большинстве случаев было отказано в праве на правосудие и возмещение ущерба. Пострадавшие иракцы, пытавшиеся добиться возмещения ущерба за нарушения прав человека в американских судах, столкнулись с системными препятствиями. Фото Unsplash Amnesty International уже призывала правительство США учредить полноценную независимую комиссию для расследования политики и методов задержания и допросов в Ираке, но до сих пор несколько администраций США не смогли этого сделать. Было проведено несколько расследований, в результате которых несколько десятков американских солдат, в основном рядовых военнослужащих, были отданы под военный трибунал в связи с жестоким обращением с задержанными. Однако ни один высокопоставленный чиновник администрации США не был привлечен к ответственности за преступления, совершенные в Ираке с 2003 года, несмотря на публичные признания бывшего президента Джорджа Буша-младшего и бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда в причастности к тайным задержаниям - действиям, которые по международному праву должны повлечь за собой уголовное расследование. Также не были привлечены к уголовной ответственности высокопоставленные британские чиновники, несмотря на заключение Международного уголовного суда в 2020 году о том, что британские военнослужащие совершали в Ираке военные преступления, в том числе умышленные убийства, пытки и изнасилования. После вторжения Ирак погрузился в пучину насилия и атмосферу безнаказанности, которой тоже отчасти способствовала политика возглавляемой США коалиции. Эти катастрофические последствия вторжения и по сей день приводят к новым жертвам среди иракцев", - констатирует Amnesty International. Военное вторжение, гражданская война и терроризм унесли жизни сотен тысяч иракцев. По некоторым подсчетам, лишь военные действия 2003-2011 годов привели к гибели почти полумиллиона жителей страны. Кроме этого, миллионы иракцев были вынуждены покинуть свои дома, многие из них бежали в другие страны. Фото Unsplash Потери коалиционных войск оцениваются в 5 тыс. Кроме этого, десятки тысяч солдаты были ранены. Во многих отношениях война в Ираке оказалась беспрецедентным кризисом, выходящим за рамки всех предыдущих действий США, направленных на консолидацию "однополярного мира", - отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Во-первых, интервенция выделялась своим масштабом. В операции участвовали сотни тысяч военнослужащих, включая сухопутные, военно-воздушные, военно-морские силы, Корпус морской пехоты, Национальную гвардию США, воинские контингенты из Великобритании, Австралии и Польши, не говоря уже о военной и иной поддержке со стороны многих других союзников и партнеров Вашингтона. Во-вторых, операция до сих пор прочно ассоциируется с эпическими провалами американской разведки. Предлогом для ее начала стали так никогда и не доказанные утверждения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Хотя сама военная операция была завершена в течение трех недель, сопутствующие планы быстрого преобразования Ирака в жизнеспособную либеральную демократию западного типа завершились тотальным фиаско. В-третьих, интервенция в Ираке расколола не только международное сообщество в целом, но и Запад в частности.

52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ

С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий